Чем отличается биологический возраст от паспортного хронологического. Индивидуальное развитие организма биологический и паспортный возраст

1) Время окостенения скелета

4) Вторичные половые признаки

Наследственность;

Конституция человека;

Определение готовности детей к обучению в школе

Готовность ребенка к школе принято определять на трёх уровнях



Морфофункциональный - состояние здоровья ребёнка. Сюда включается уровень физического развития, соответствие биологического и паспортного возраста ребёнка. Число острых заболеваний за последний год (резистентность). Психическое здоровье. Наличие или отсутствие у ребенка хронических болезней. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, развитие речи.

Интеллектуальный или умственный - память, мышление, восприятие, воображение, накопленные умения и навыки.

Личностный - отношение к учёбе, школе, сверстникам, умение общаться, действовать по правилам, заданным учителем.

Как определить морфофункциональную готовность ребенка к школе?

Первый, морфофункциональный уровень готовности ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. Перед школой каждый ребёнок проходит углубленный медицинский осмотр, результаты которого вносятся в медицинскую карту ребенка по форме 026/у.

Сюда входит

Определение роста, массы тела ребёнка, окружности груди. Осмотры невролога, ЛОРа, хирурга, ортопеда, офтальмолога, логопеда, дерматолога, психиатра. Для девочек - гинеколога.

Если ребёнок имеет хроническое заболевание и наблюдается у какого-то врача специалиста, к списку врачей перед школой добавляется этот доктор. Это может быть нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог, сурдолог и др.

Общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ.

В самом конце ребенка осматривает педиатр, оценивает результаты осмотра всех специалистов результаты ЭКГ и анализов и делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка.

Ребенок готов к обучению в школе на морфофункциональном уровне если

Показатели массы тела и роста ребенка соответствуют возрасту. Биологический возраст находится в соответствии с паспортным. У ребёнка есть более 2х постоянных зубов.



Группы здоровья 1, 2, 3.

Тест Керна Йерасека

Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе наиболее широко и часто используется ориентировочный тест Керна-Йерасека. Раньше этот тест проводили в кабинетах здорового ребёнка в детских поликлиниках. Теперь таких кабинетов нет и тест иногда проводят в детских садах перед школой или в самих школах.

Он позволяет определить достаточно ли развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. Умение рисовать, мышление, речь, умение сосредоточиться, выполнить задание.

Вся организационная и практическая работа по медицинскому контролю должна проводиться в тесном контакте с комитетами по физической культуре и спорту, которые возглавляют руководство всей работой по физкультуре и спорту.

Медицинское наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом является обязательным и осуществляется в форме регулярных медицинских осмотров:

· а) первичных - перед началом занятий физическими упражнениями и спортом;

· б) повторных - в процессе занятий;

· в) дополнительных осмотров перед ответственными соревнованиями.

Индивидуальное развитие организма биологический и паспортный возраст

Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития).

Критерии установления биологического возраста:

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному, если:

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Критерии определения биологического возраста:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

Наследственность;

Конституция человека;

Зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Наиболее важный аспект – связь биологического возраста с внешними (экзогенными) факторами, особенно в экстремальных условиях окружающей среды. Окружающая среда – это комплекс не только природных, но и социальных условий. Особую роль среди внешних факторов играют антропогенные, то есть создаваемые деятельностью самого человека. При благоприятных климатических и, особенно, социальных условиях биологический возраст несколько отстает от хронологического. Противоположная картина отмечается, например, в условиях сильного стресса (фашистские концлагеря), повышения фона ионизирующей радиации (чернобыльцы).

Весьма значительно и влияние социальных факторов: в группах с повышенным долголетием широко распространены традиции уважения к старикам, их особый социальный статус. Чрезвычайно важна роль социальных преобразований, направленных на повышение здоровья, при освоении новых экстремальных экологических ниш, таких как космос, вахтовые поселения на севере, в пустыне и т.д.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГОУ ВПО ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ С КУРСОМ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: «Сестринское дело в гериатрии»

ТЕМА: «Биологический и паспортный возраст, возрастная классификация. Факторы риска преждевременного старения»

Выполнила: студентка IV курса

451 группы

Факультет ВСО

Курмазова Инесса Валентиновна

Проверил:


Введение………………………………………………………………...…………3

1. Биологический и паспортный возраст.…………………………….....……….4

2. Возрастная классификация…………………………………………….....……6

3. Механизм старения………………………………………………………....….7

4. Старение и болезни………………….………………………………………....9

5. Факторы преждевременного старения……………………………………....12

Вывод…….…………………………………………………………………….....14

Список используемой литературы……………………………………………...16


Введение

Процесс постарения населения выдвигает ряд социально-гигиенических и психологических проблем. К ним относятся: наиболее целесообразное устройство пожилых людей; положение пожилого и старого человека в семье и обществе, особенно изменяющееся после окончания профессиональной деятельности и часто связанное с одиночеством, отсутствием должного внимания и поддержки членов своей семьи. Проблема одиночества, которая возникает вследствие развода, смерти близких, отделения от семьи, часто влечет за собой угасание интереса к жизни, социальную изоляцию. Немалое значение имеют проблема расселения старых людей, требующая большого внимания гигиенистов и градостроителей, проблема целесообразного питания, некоторого изменения характера производства продовольственных товаров.

Современная геронтология ставит целью обеспечение высокого качества жизни пожилого человеке в обществе, его активного участия в общественно-политической жизни и культурной работе с использованием опыта, навыков, мудрости людей старшего поколения. Главной целью геронтологии является достижение активного и творческого долголетия.

Отношение к старым людям, заинтересованность в их судьбах, общественная и государственная забота о них, служит критерием оценки нравственности и зрелости любой страны. Одним из показателей совершенства медицины и системы здравоохранения является освоение медицинскими работниками проблем наблюдения и лечения пожилых и старых людей.


1. Биологический и паспортный возраст

Старение человека - закономерный биологический процесс, определяемый его индивидуальной, генетически обусловленной программой развития. В течение всего существования человека происходит старение одних составных элементов его организма и возникновение новых. Общее развитие человека может быть разделено на два периода - восходящего и нисходящего развития. Первый из них заканчивается с полной зрелостью организма, а второй начинается уже в 30-35 лет. С этого возраста начинается постепенное изменение различных видов обмена, состояния функциональных систем организма, неизбежно ведущее к ограничению его приспособительных возможностей, увеличению вероятности развития патологических процессов, острых заболеваний и смерти.

Физиологическая старость характеризуется сохранением умственного и физического здоровья, определенной работоспособностью, контактностью, интересом к современности. В организме при этом постепенно и равномерно развиваются изменения во всех физиологических системах с приспособлением к его уменьшенным возможностям. Физиологическая старость не может рассматриваться только как процесс обратного развития организма. Это и высокий уровень приспособительных механизмов, обусловливающих появление новых компенсаторных факторов, поддерживающих жизнедеятельность различных систем и органов. От степени развития и совершенствования этих компенсаторных приспособительных механизмов зависят характер и темп старения человека.

Преждевременное старение наблюдается у большинства людей, характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чем у физиологически стареющих людей, наличием выраженной неоднородности гетерохтонности в старении различных систем и органов. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями, воздействием некоторых отрицательных факторов внешней среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы организма, связанные со стрессовыми ситуациями, изменяют течение процессов старения, снижают или извращают приспособительные возможности организма и способствуют развитию преждевременного старения, патологических процессов и болезней, сопровождающих его.

В связи с тем что процесс старения у людей происходит весьма индивидуально и часто состояние организма стареющего человека не соответствует возрастным нормам, следует разграничивать понятия КАЛЕНДАРНОГО (хронологического) и БИОЛОГИЧЕСКОГО возраста. Биологический может предшествовать календарному, что свидетельствует о раннем, преждевременном старении. Степень расхождения между календарным и биологическим возрастом характеризует выраженность преждевременного старения, ускоренный темп развития процесса старения. Биологический возраст определяется комплексной характеристикой функционального состояния различных систем. Определение биологического возраста человека и его соответствия календарному весьма важно для правильной диагностики и терапии, так как позволяет выяснить, какие изменения самочувствия, какая степень изменений органов и систем, ограничения их функций - проявление возрастных сдвигов и что обусловлено болезнью, патологическим процессом и подлежит лечению.

Старость как определенный этап существования и старение как динамический процесс, сопровождающий нисходящую стадию развития человека, - разные понятия. Для того чтобы считать физиологическим определенный этап старения человека и изменения его организма чисто возрастными, необходимо убедиться в том, что обследуемый физиологично прошел весь путь нисходящего развития, достиг физиологической старости, активного долголетия.


2. Возрастная классификация

Возрастная периодизация в значительной мере определяется средней продолжительностью жизни человека, изменения которой резко меняют и представления о сроках наступления старости.

На симпозиуме в Ленинграде (1962) и международном симпозиуме по проблемам геронтологии ВОЗ в Киеве (1963) была принята возрастная классификация, в соответствии с которой рекомендуется различать три хронологических периода в позднем онтогенезе человека:

Средний возраст - 45-59 лет;

Пожилой возраст - 60-74 года;

Старческий - 75 лет и старше.

В среднем возрасте происходят интенсивные сдвиги в регуляторных механизмах, связанные с нарушениями в центральных механизмах регуляции эндокринных функций. Изменения в системе гипоталамо-гипофиз - половые железы являются ведущими в развитии климактерического периода, изменяющего сложные нейроэндокринные взаимоотношения. Возникшие возрастные нейрогуморальные сдвиги сказываются на обмене и функции тканей, могут определять развитие дистрофических и дегенеративных процессов в тканях и органах стареющего организма, его адаптацию к новым условиям существования.

Второй период позднего онтогенеза - пожилой возраст. Вряд ли можно называть его периодом ранней старости, а людей этого возраста престарелыми людьми или людьми преклонного возраста. Это диктуется и психологическими моментами и положением человека на седьмом десятилетии его жизненного пути в обществе. По данным ВОЗ, более 20 процентов людей в возрасте 65 лет и старше сохраняют свою профессиональную трудоспособность. Это дает возможность воспринимать физиологическую старость человека не ранее 75 лет.

3. Механизм старения

Биология старения человека, выяснение физиологических особенностей стареющего организма или достигшего уже периода старости, его реакция на факторы внешней среды, как болезнетворные, так и лечебные, имеют большое значение для правильного понимания происхождения и развития заболеваний, свойственных второй половине жизни человека, для правильного построения терапии. Возрастные изменения стареющего организма часто являются фоном, нередко основой, на которой развивается хронический патологический процесс.

Родоначальником биологии старения как основного раздела научной геронтологии является И. И. МЕЧНИКОВ. Его опыты по выяснению влияния на организм животного ядовитых веществ, образующихся при гнилостном брожении в кишечнике, были первой попыткой получить экспериментальную модель старости.

А.А. БОГОМОЛЕЦ - основоположник советской геронтологии. Оценивая возрастные изменения на клеточном и системном уровнях, придавал соединительной ткани ведущее значение в механизмах старения. Исходя из своих представлений о роли соединительнотканных элементов в питании, метаболизме паренхиматозных клеток, состоянии реактивности организма, А. А. Богомолец считал, что нарастание с возрастом метаболических структурных изменений в этих элементах неминуемо приводит к развитию сложных и значительных изменений в организме. В целях профилактики преждевременного старения А.А.Богомолец предлагал стимулировать как специфические клетки, так и элементы соединительной ткани.

А.В.Нагорным была выдвинута гипотеза о постепенном затухании процесса самообновления белков, ведущем к снижению функций организма, его старению. По мнению А. А. Нагорного, в процессе самообновления появляются структуры белков с низким метаболизмом, которые, не участвуя в обмене веществ, способствуют постепенному уменьшению образования энергии.

Большое значение в исследованиях возрастных изменений имели работы школы И.П.Павлова, которые заложили основы современных представлений о высшей нервной деятельности, раскрыли наиболее подвижные формы регуляции приспособления организма к среде и установили важнейшие принципы взаимоотношений между головным мозгом и железами внутренней секреции. Была доказана роль функциональных нарушений высшей нервной деятельности в патологических процессах и преждевременном старении.

Рядом наших ученых было показано, что при старении изменяются интенсивность обновления РНК, связь ДНК с гистонами, состояние хроматина, уменьшается скорость обновления отдельных белков. Обменные и структурные изменения приводят к существенным изменениям функции клеток, ограничивающих их приспособительные возможности.

В.В.Фролькис и другие исследователи доказали, что при старении изменяется реакция тканей на нервные и гуморальные влияния, изменяются внутрицентральные соотношения, гипоталамо-гипофизарные влияния, обмен гормонов и др.

Современные теории старения тесно связаны с раскрытием сущности биосинтеза белка и роли в нем нуклеиновых кислот. Новые представления о роли нуклеиновых кислот повели к предположению, что старение организма связано с изменением процесса биосинтеза белка, обусловленным нарушениями в генетическом аппарате, нарастающими в ходе онтогенеза. По мнению В. В. Фролькиса (1970), возрастные изменения раньше развиваются в регуляторных генах и позже - в структурных. Процесс старения клетки обусловлен в основном накоплением с возрастом в ней метаболитов, которые могут образовывать с белковыми молекулами крупные неактивные комплексы, нарушающие нормальную функцию клеток. Таким образом старение - это сложный комплекс обменных изменений в клетках и сдвигов в нервной и гуморальной регуляции организма.

4. Старение и болезни

Старение и болезни - понятия, трудно отделимые в медицинской практике, главным образом в связи с нечетким представлением о возрастной норме, частым сочетанием процессов физиологического старения с явлениями, типичными для возрастной патологии.

С точки зрения патолога, организм старого человека всегда имеет субстрат, свойственный патологическому процессу, и отличить структурные изменения, обнаруживаемые в старости, от изменений, связанных с болезнями, наблюдаемыми в старости, не удается.

С точки зрения физиолога и клинициста, старость не может быть отождествлена с болезнью. Огромный диапазон адаптационных возможностей стареющего организма может на весьма длительное время, у многих до глубокой старости, обеспечить достаточное сохранение функций, характеризующих практическое здоровье в позднем онтогенезе.

Старость является закономерным и неизбежным этапом развития организма, болезнь - нарушение жизнедеятельности организма, которое может возникнуть в любой возрастной период. В развитии многих болезней у пожилых и старых людей может быть установлена прямая генетическая связь с естественно возникающими возрастными изменениями. Прогрессирование этих изменений у многих людей в течение многих лет и нередко до конца жизни происходит без выраженных болезненных явлений. Однако при определенных условиях, под влиянием различных внешних факторов они могут послужить основой заболевания. К таким факторам относятся неадекватные для стареющего организма нагрузки, требующие достаточного совершенства адаптационных механизмов, часто приводящие к соматической и психической декомпенсации. Возрастные изменения нередко являются фоном, облегчающим развитие патологического процесса. Существует мнение, что в процессе старения адаптация становится все более несовершенной, что многочисленные «ошибки» в процессе адаптации приводят в конце концов к нарушению гомеостаза, и тогда весьма затруднительно провести дифференциацию между возрастным и патологическим. Но этот процесс старения не является патологическим.

Устранение представления о старости как о болезни важно не только для осуществления правильного подхода медицинского персонала к пациентам старших возрастных групп, но и для целесообразного построения гериатрической помощи. Для того чтобы понять потребность пожилых и старых людей в медицинской помощи, необходимо прежде всего определить состояние их здоровья. До тех пор пока все старые люди будут рассматриваться как больные, немощные, инвалиды, рациональное планирование и организация для них соответствующей медицинской помощи невозможны.

Тем не менее существует несколько важных положений гериатрии, подтвержденных практикой и которые следует обязательно учитывать. Во-первых, это множественность патологических процессов, так как число диагностируемых заболеваний у одного и того же больного возрастает с возрастом. Во-вторых, необходимо учитывать особенности развития и течения заболеваний у пожилых и старых людей, обусловленные новыми качествами стареющего организма, что весьма важно для правильной постановки диагноза, национальной терапии и профилактики болезней.

Прогрессирующее с возрастом (после 35 лет) падение процессов метаболизма является основой постепенного развития инволюции, строфических процессов, развивающихся в паренхиме органов, регенеративных процессов в брадитрофных тканях. Результатом сдвигов, наступающих в стареющем организме, является изменение его реакций на факторы внутренней среды, на внешние воздействия, значительное изменение компенсаторно-приспособительных механизмов. Процесс старения сопровождается появлением новых качеств, направленных на сохранение компенсаторных механизмов, однако они лишь в неполной мере поддерживают процессы адаптации.

Пожилые и старые люди могут страдать болезнями, которые возникли у них еще в молодости, но возрастные особенности организма обусловливают значительные отклонения в течении этих болезней. Наиболее характерны атипичность, ареактивность, сглаженность клинических проявлений.

Обобщая особенности проявления и течения болезней у стариков, Н.Д.Стражеско отмечал:

симптоматика различных заболеваний в старости значительно беднее, чем в зрелом возрасте;

все болезни у стариков протекают вяло и растянуто;

во время болезней у них более быстро истощаются физиологические системы, способные вести борьбу с вредностью;

защитный аппарат не в состоянии обеспечить при инфекции быстрое развитие гуморального и тканевого иммунитета и вместе с сосудистой системой и органами обмена и тканями не может гарантировать течение энергетических процессов при различных заболеваниях на такой высоте, как в зрелом возрасте.

В пожилом и старческом возрасте процессы восстановления после перенесенного острого заболевания, обострения или осложнения хронического патологического процесса происходят более медленно, менее совершенно, что и обусловливает более затяжной период реабилитации и часто меньшую эффективность терапии. В связи с этим в проведении восстановительного лечения людей пожилого и старческого возраста в разных стадиях реабилитации должна быть проявлена большая настойчивость и учтены возрастные особенности физического и психического состояния.

5. Факторы преждевременного старения

Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции.

Преждевременное (ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период.

Основными признаками, позволяющими отличить преждевременное старение от физиологического, являются существенное опережение паспортного возраста биологическим, наличие в анамнезе хронических заболеваний, интоксикаций, быстро прогрессирующие нарушения способности организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, неблагоприятные нейроэндокринные и иммунологические сдвиги, выраженная неравномерность возрастных изменений различных органов и систем стареющего организма.

К факторам риска преждевременного (ускоренного) старения относятся:

Хронические заболевания.

Неблагоприятные факторы окружающей среды.

Вредные привычки.

Гиподинамия.

Нерациональное питание.

Отягощенная наследственность (короткая продолжительность жизни родителей).

Длительные и часто повторяющиеся нервно-эмоциональные перенапряжения (дистрессы).

Они могут воздействовать на разные звенья цепи возрастных изменений, ускорять, извращать, усиливать обычный их ход.

Существует также замедленное (ретардированное) старение, ведущее к увеличению продолжительности жизни, долголетию. Одним из основополагающих вопросов геронтологии является вопрос возраста.

В огромном большинстве люди умирают не от самой старости, а от болезней, настигающих человека в старости, которые необходимо и возможно лечить. Жить долго, сохраняя здоровье и творческую активность - естественное место каждого человека.


Из выше сказанного следует сделать следующий вывод. Особенности клинической картины:

Течение болезни обычно атипичное - малосимптомное, латентное, с наличие «масок», но тяжелое, часто индвалидизирующее.

Большая склонность к рецидивам, переходу острых форм в хронические.

Укорачивается латентный период болезни.

Учащаются осложнения заболевания.

Сокращаются сроки присоединения осложнений, в частности функциональной декомпенсации пораженной системы.

Сокращается продолжительность жизни больного.

Особенности диагностики:

Необходимы настороженность и целенаправленный поиск, исходя из структуры заболеваемости.

Необходима верификация полученной от больного информации.

Важно использовать адекватные параклинические методы исследования.

Необходимо учитывать малые симптомы.

Необходимо динамическое наблюдение за пациентом.

В оценке результатов изучения больного нужно исходить из критерия возрастной нормы.

Особенности профилактики:

Предшествующие возрастные факторы риска повышают роль первично и вторичной профилактики.

Помимо общепринятых профилактических мероприятий, нужно использовать способы и средства повышения сниженной у старого человека толерантности к вредностям (геропротекторы, рациональный двигательный режим, рациональное гериатрическое питание, климатолечение и др.).

Особенности лечения:

Четкая реализация принципа высокого гуманизма.

Соблюдение принципа разумного щажения многолетних привычек пациента.

Строгое соблюдение принципа малого воздействия.

Потенцирование эффективности лечебных мероприятий включением в терапевтический комплекс геропротекторов, адаптогенов, активного двигательного режима, эффективной оксигенотерапии и др.


Список используемой литературы

1. Государственный образовательный стандарт 2002 г. по специальности «Сестринское дело».

2. Сестринское дело, том 2. Под ред. Г.П. Котельникова. Учебник для студентов факультетов высшего сестринского образования мед. вузов. - Самара: Издательство ГУП «Перспектива», 2004. - 504 с.

3. Л.И. Дворецкий «Ятрогения в гериатрии». – Клиническая геронтология №4, 1997 г.

4. А.Н.Окороков. «Диагностика болезней внутренних органов». -М.: Медицинская литература, 2000 г.

5. Журавлева Т.П., Пронина Н.А. Сестринское дело в гериатрии. - М.: АНМИ, 2005. - 438 с.

6. Л.Б. Лазебник, В.П. Дроздов «Генез полиморбидности». - Клиническая геронтология №1-2, 2001 г.

Возраст - продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени. Возраст анатомо-физиологический - возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному возрасту.

Возраст хронологический (паспортный) - период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.

Кроме этого, существует понятие биологический возраст – это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. Тело 40-летнего человека может соответствовать по состоянию здоровья телу 20-30-летнего.

Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.

Формулирование понятия "биологический возраст" имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Почему же люди одного календарного возраста могут выглядеть совершено по-разному? Мы все встречались с такими "взрослыми" людьми, когда даже в присутствии этого человека - своего ровесника чувствуешь себя подростком, по сравнению с ним.

Жизнеспособность нашего тела определяется не прожитыми годами, а степенью износа организма. Пока внутренние органы и системы нормально работают и взаимодействуют друг с другом, поддерживается сбалансированный обмен веществ, происходит обновление старых клеток - организм существует.

С биологической точки зрения, процесс старения организма - это очень медленный процесс. Смерть чаще всего наступает не от самого естественного старения тела, а от сопутствующих ему болезней.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения.

Одна из важнейших закономерностей онтогенеза − это неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма.

Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст – это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.

Основными критериями биологического возраста считаются:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

Показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

Морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений. С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению.

Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

"Биологический возраст" человека отличается от "паспортного" (хронологического) возраста. Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. У всех приматов существуют индивидуальные отличия в ростовых процессах. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей. Это проявляется, например, при исследовании групп людей одного паспортного возраста. Например, в группе 10-летних девочек 50% обследованных по биологическому развитию будут соответствовать "типичному", среднему варианту, остальные будут отклоняться в пределах 1-2 года в ту или другую сторону, т.е. биологический возраст их будет соответствовать 11-12 годам или 8-9 годам.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо - функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Варианты ЗПР.

ЗПР конституционального происхождения .

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме,при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.

Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития. Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия.

ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно потакая его капризам, и заставляют ребенка поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные, так и мнимые. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.

Развитие личности по невротическому типу наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

Календарный возраст (паспортный)

Календарный возраст определяется астрономическим временем, прошедшим со дня рождения.

Уже давно исследователи пришли к выводу, что календарный возраст (паспортный) не характеризует истинное состояние организма. Кое-кто перегоняет по темпу возрастных изменений общую группу своих однолеток, кое-кто явно отстает. Отсчет темпа возрастных изменений, прогноз предстоящих событий следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека.

Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости.

Календарный возраст - отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

Биологический возраст

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Понятие биологического возраста появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: "Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью". Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна. Следовательно, появляется потребность оценки степени старения или уровня жизнеспособности организма и его элементов, что является одной из ключевых задач профилактической геронтологии, поскольку такая оценка позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях. Существуют различные подходы к получению вышеупомянутой оценки, например можно измерять степень отклонения различных структурно-функциональных характеристик организма от нормы (биомаркеров) и таким образом оценивать степень их постарения или износа.

Проблема биологического возраста далека от своего разрешения. Она серьезно поставлена только в последнее десятилетие. Медицина сейчас, к сожалению, занимается в основном больными, а не здоровыми людьми. Вместе с тем еще И. П. Павлов указывал, что медицина будущего -- это профилактическая медицина. Современный врач, а еще вернее врач будущего, должен уметь оценить, определить меру здоровья человека, его биологические возможности, степень надежности систем его организма. Если биологический возраст значительно отстает от календарного, -- очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно. Сейчас существует ряд методов определения биологического возраста.

Таким образом, биологический возраст - это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия.

В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории необходимо определять также факторы риска - наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически "обезвредить" их влияние, и факторы долголетия - генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например - наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

Details Hits: 33450

Считается, что развитие человека обусловлено тремя основными программами: видовой (генетической), социальной и онтогенетической . При этом онтогенетическая программа формируется в результате взаимодействия генетической и социальной.

Ведущую роль в совершенствовании двигательной деятельности человека играет социальная программа, подтверждающаяся практикой физической культуры и спорта, непрерывным ростом арсенала и сложности физических упражнений.

В литературе можно встретить следующие термины: «календарный возраст» (он же паспортный, или хронологический) и «биологический возраст».

Паспортный возраст - это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней.

Биологический возраст показывает степень зрелости (физической, интеллектуальной), достигнутой организмом.

Понятие «биологический возраст» возникло в связи с тем, что дети и подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет, обладая в периоды гармоничной акселерации большими морфофункциональными возможностями, чем их сверстники.

Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с гетерохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, в поле, телосложении, уровне биологического созревания и определяют гетерохронность в физическом развитии (В.П. Губа В.П., 1989; Тихвинский СБ., Воронцов И.М., 1991).

Нередко физическое и умственное созревание, функциональная дееспособность двигательного аппарата и внутренних органов, общее состояние организма, т.е. все то, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным, опережая его или, наоборот, заметно отставая. Такое несовпадение может еще более усиливаться акселерацией, под которой понимают сложный комплекс явлений, характеризующихся следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

Соотношение между паспортным и биологическим возрастом детей и подростков - один из актуальных вопросов, привлекающих внимание представителей многих научно-практических дисциплин (спортивной медицины, возрастной физиологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и др.). Это связано с тем, что биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает онтогенетическую зрелость индивида и характер адаптивных реакций при физических нагрузках (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978; Бахрах И.И., 1981).

Биологический возраст, как указывают Р.Е. Мотылянская (1956), К. Tittel, H. Wutscherk (1992), отражает морфофункциональную зрелость отдельных систем и организма ребенка в целом, т.е. он в большей степени, чем паспортный, дает представление о работоспособности, уровне проявления основных двигательных качеств и характере приспособительных реакций на различные по характеру, объему и интенсивности тренировочные нагрузки.

Возможны существенные индивидуальные колебания темпов биологического созревания. В этот период наиболее четко прослеживается расслоение детей по темпам полового созревания, достигающее порой 3-5 лет (Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2002), а в отдельных случаях и 5-6 лет (Astrand P.O., 1992).

Критериями биологического возраста могут быть морфологические и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от периодов детства. Из морфологических показателей чаще используют скелетную зрелость (сроки оссификации скелета), зубную зрелость (прорезывание и сменазубов), зрелость форм тела (пропорций), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями биологического возраста являются показатели, отражающие зрелость нервной системы, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (дыхание, кровообращение и т.п.).

К биохимическим показателям относится ряд объективных критериев гормонального и ферментативного профиля у детей и подростков (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978).

Зубная формула учитывает порядок, сроки прорезывания и смены зубов и является объективным показателем биологического возраста от 6 до 13 лет, но в последующие годы ее информативность теряется. Для оценки зубного возраста необходимо визуально определить наличие или отсутствие молочных зубов, степень и число прорезавшихся постоянных зубов и результат сравнить со стандартом.

Для оценки биологического возраста в период полового созревания обычно используется учет стадий развития первичных и вторичных половых признаков. Из большого числа разных схем, предложенных для определения биологического возраста детей, наиболее распространены схемы В.В. Бунака (1965), J. Tanner (1955) и др.

Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета, объективно отражающие процессы развития организма ребенка, определяются рентгенографически (Гладышева А.А., 1982; Никитюк Б.А., 1996; Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2000 и др.). Это одни из падежных критериев биологического возраста.

При анализе рентгенограмм с целью оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами, приведенными в специальных атласах.

В исследованиях И.И. Бахраха (1966, 1968) показано, что подростки мужского пола одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно различаются по уровню морфофункциональных показателей. В связи с этим следует отметить, что характер физического развития и особенности адаптивных реакций внешнего дыхания и кровообращения у них в большей степени связаны с индивидуальными темпами полового созревания, чем с паспортным возрастом.

Аналогичные данные о влиянии индивидуальных темпов полового созревания на проявление двигательных качеств и приспособительные реакции юных спортсменов отмечают Г.И. Вербицкий (1972) и Б.А. Никитюк (1978).

Однако в настоящее время нормативы контрольно-педагогических испытаний (тестов) физической подготовленности детей и подростков рассчитаны, и организаторы спортивных соревнований ориентируются на календарный (паспортный), а не на биологический возраст.

Поэтому решение проблемы физического воспитания ребенка, развития у него физических качеств, обучения спортивным умениям и навыкам немыслимо без выяснения конкретных паспортного, биологического и двигательного возрастов. Рассматриваемые показатели выступают в качестве необходимой для тренера-преподавателя системы «определителей дозировки» физической нагрузки, так сложно выявляемой в различные возрастные периоды.

Для определения биологического возраста детей и подростков целесообразно пользоваться для оценки индивидуальных особенностей роста и развития юных спортсменов так называемой «зубной формулой» - простой и доступной для тренера (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Определение возраста по «зубной формуле»-(число молочных зубов, сменившихся на постоянные)

Возраст, лет

Мальчики

Двигательный возраст характеризуется показателями физического развития ребенка в спортивном упражнении с учетом соматотипа и паспортного возраста (Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г., 1994; Дорохов Р.Н., Губа В.П., 1995; Губа В.П., 2000). В этом случае габаритное варьирование, биологическая зрелость ребенка опускаются, что значительно снижает информативность приводимых данных, а следовательно, и их прогностическую способность.

Каждый человек проходит одни и те же стадии развития, однако в сроках и темпах биологического созревания наблюдаются большие индивидуальные различия. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровню развития силовых способностей, функциональной производительности и росто-весовым данным.

Примерно в 60-65% случаев у девочек 11 -13 и мальчиков 13-15 лет наблюдается нормальный уровень физического развития (медианты), а 35-40% - это подростки, относящиеся к акселерированному и ретардированному типам биологического развития.

При планировании многолетней тренировки эти знания позволяют наиболее полно реализовать программы развития юных спортсменов (Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П., 2000).

Таким образом, только комплексные знания морфологических показателей, характеризующих ребенка, в сочетании с функциональными параметрами дают объемное представление о развитии организма ребенка и позволяют квалифицированно строить учебно-тренировочный процесс, производить отбор и ориентацию в виды спорта.

Обычно половое созревание считается ранним, если первые его признаки появляются у девочек в возрасте 8-9 лет, а у мальчиков - в 10 лет. К среднему варианту темпа полового созревания у девочек относится начало появления первых его признаков в 10-11 лет при общей продолжительности этого процесса в среднем 5-6 лет, у мальчиков - начало процесса в возрасте 12 - 13 лет и завершение его к 18 годам. О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых его признаков у девочек в 13 лет и позже, а у мальчиков - в 15 лет.

По данным различных авторов, до 15-20 % 11 -13-летних детей отличаются ускоренными темпами полового созревания. Они превосходят своих сверстников по показателям роста и массы тела, мышечной массы, уровню развития двигательных качеств (особенно силовых), способностью к освоению спортивной техники и т. п. И хотя эти различия не очень велики - по отношению к нормально развивающимся детям - 2-4 %, а ретардантам - 4-8 % (Wutscherk, Schmidt, Schulze, 1988), однако достаточны для того, чтобы акселераты имели заметное преимущество в объемах и интенсивности тренировочной деятельности и уровне спортивных результатов.

Особенности возрастной периодизации

Возрастная морфология и решаемые ею чисто практические задачи немыслимы без четких знаний индивидуальных периодов роста и развития отдельных систем и организма человека в целом. Особенно остро этот вопрос стоит в связи с отбором, ориентацией, оптимальными тренировочными нагрузками, а следовательно, и связанными с ними педагогическим и тренировочным процессами. Тренеру необходимы глубокие биологические знания для достижения его учениками не только высоких спортивных результатов, но и спортивного долголетия, а также для сохранения здоровья по окончании занятий спортом. Конечно, предлагаемые периодизации строятся на усредненных данных и требуют индивидуальных уточнений, но это реперы (опорные точки), на которые следует равняться при работе с детьми и подростками, а также пожилыми людьми, когда спорт переходит в стадию оздоровления и поддержания на должном возрастном уровне физических качеств и здоровья.

Е.М. Груздев (1912) предложил выделять в росте и развитии ребенка четыре периода:

Первый - грудной, охватывающий время от рождения до 1,5 лет. Длинна тела в этот период варьирует от 47,5 до72,5 см, прирост массы на каждый см длинны тела составляет3 г.

Второй (раннее детство) - от 1,5 до 5,5 лет. ДТ - от 72,5 до107,5 см, прибавка массы составляет2 гна см длинны тела.

Третий (младший возраст) - от 5,5 до 12,5 лет. Прибавка массы на1 см-2 г.

Четвертый период (подростковый возраст) - от 12,5 до 14 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков.

Л.С. Северцев (1962) разделил постнатальный онтогенез на два периода:

  1. 1)период собственно индивидуального развития;
  2. 2)период половой зрелости, или период способности воспроизвести себе подобных и их воспитать.

А.В. Нагорным и его учениками (1988) была несколько усовершенствована периодизация. Предлагалось весь онтогенез разделить на пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) периоды.

Постнатальный период в свою очередь делился еще на три периода: рост, зрелость, старость .

В. В. Бунак на основании работ московских антропологов выделил стадии и фазы роста. Весь период онтогенеза был разделен на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную.

Прогрессивная стадия характеризуется волнообразным приростом базовых антропометрических показателей - чередованием высоких приростов и замедлений. Границей прекращения этой стадии является остановка роста тела в длину.

Стабильная стадия отличается увеличением подкожного жирового слоя, а вместе с ним - поверхности тела. Возрастают значения весоростовых индексов как следствие увеличения массы тела. Стабилизируются физические качества, свойственные индивиду.

Регрессивная стадия - это в большинстве случаев уменьшение массы тела, изменение кожных покровов (за счет огрубения соединительной ткани), осанки и длинны тела (за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков), снижение скорости движений и размаха движений в основных суставах.

Период от новорожденности до 7 лет включительно называют периодом нейтрального детства, так как в эти годы отсутствуют ярко выраженные половые различия - половой диморфизм.

В педагогической практике предложено делить постнатальный период следующим образом:

  1. 1.Преддошкольный - до 3 лет;
  2. 2.Дошкольный - от 4 до 6 лет;
  3. 3.Младший школьный - от 7 до 10 лет;
  4. 4.Средний школьный - от 11 до 14 лет;
  5. 5.Старший школьный - после 15 лет.

В 1998 г. на совещании ВОЗ было решено всех субъектов от 1 года до 18 называть детьми.

В схеме такой периодизации предложено (как указывалось ранее) выделять сенситивные или критические периоды, которые характеризуются повышенной чувствительностью отдельных систем к внешним воздействиям, в том числе и тренировочным нагрузкам (табл. 5.2).

Таблица 2.2

Схема периодизации постнатального онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР (Москва, 1965)

Новорожденные

Грудной возраст

10 дней - 1 год

Раннее детство

Первое детство

Второе детство

8-11 лет (девочки), 8-12 лет (мальчики)

Подростковый возраст

12-15 лет (девочки), 13-16 лет (мальчики)

Юношеский возраст

16-20 лет (девушки), 17-21 лет (юноши)

Зрелый возраст:

21-35 лет (жен.), 22-35 лет (муж.)

36-55 лет (жен.), 36-60 лет (муж.)

Пожилой возраст

56-74 лет (жен.), 61-74 лет (муж.)

Старческий возраст

75-90 лет (муж. и жен.)

Долгожители

90 лет и выше

Для тренера не важно, в каком периоде находится его подопечный, он должен точно знать, какая из систем, обеспечивающих точность движения, гибкость или оптимальный прирост силы, находится в фазе восприимчивости к конкретным тренировочным воздействиям. Правильно оценить биологический возраст можно только при глубоком и правильном понимании индивидуального онтогенеза, закономерностей и механизмов, лежащих в его основе. Биологический возраст можно оценить с двух позиций: физиологической и морфологической (соматической). Важно понять, чем определяется продолжительность каждого периода, выделенного в схеме периодизации и в еще не решенной до конца схеме возникновения именно сенситивных периодов. По мнению И.А. Аршавского, они связаны с продолжительностью беременности и развитием адаптации человеческого организма к окружающей среде, которая вырабатывались тысячелетиями. Поэтому понять суть биологической зрелости и ее этапность можно только при изучении филогенеза. Отражением исторического развития длительности периодов детства являются акселерация и ретардация. Продольные наблюдения Р.Н. Дорохова показали, что у лиц мужского пола опережение в длине тела в 5 лет сохраняется в 88% случаев, по окончании полового созревания у лиц женского пола эта тенденция проявляется в 90%. Корреляционная связь длинны тела в 5 и в 20 лет достигает 0,805-0,957.

Как же оценить наступление сенситивных периодов? Оказалось, что физические качества и результат их тестирования до 6-7 лет связаны с «зубным» возрастом, в более поздние периоды - со сроками закрытия зон роста, оволосения лобка, подмышечной впадины и т.д. Ориентация и группировка детей по этим показателям дают в тренировочном процессе лучшие результаты усвоения упражнения, чем хаотичный подбор групп.

  • < Prev
  • Next >