I. Общебиографические сведения

Кафедра госпитальной хирургии №1

Лечебный факультет

История болезни

Ф.И.О. больного

Отделение

Палата

Куратор:

Ф.И.О.: ________________________________________________________________

Возраст: ________________________________________________________________

Место жительства: _______________________________________________________

Дата поступления в стационар: _____________________________________________

ДИАГНОЗ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ: ________________________________________

КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ: ____________________________________________

ОПЕРАЦИЯ: (дата) ______________________________________________________

ОСЛОЖНЕНИЯ ОПЕРАЦИИ : ____________________________________________.

ЖАЛОБЫ.

Больной предъявляет жалобы:

    на боли жгучего, давящего характера, локализующиеся за грудной, иррадиирущие в область левого плеча, левой руки и межлопаточную область, возникающие на фоне физической (при подъеме на один этаж, при ходьбе на расстояние около 100 метров в умеренном темпе) и психоэмоциональной нагрузки, купирующиеся при прекращении нагрузок и приемом 1-2 таблеток нитроглицерина или 1-2 доз нитроспрея;

    на одышку, возникающую при незначительной физической нагрузке, купирующуюся при прекращении нагрузки, в покое;

    на головные боли давящего характера, локализующиеся в лобных и височных областях, возникающие на фоне подъема АД (maxдо 240/170 мм рт. ст.), купирующиеся при снижении АД и приеме анальгина;

    на высокое АД (больной адаптирован к 150-160/90, периодически отмечает подъем АД maxдо уровня 240/170 мм рт.ст.);

    на боли ноющего характера, локализующиеся в обеих нижних конечностях на уровне голеней, возникающие пи физической нагрузке (ходьба на расстояние более 200 метров в умеренном темпе), купирующиеся при прекращении нагрузки;

    на отёки, локализующиеся в области нижних конечностей, возникающие к вечеру, после физической нагрузки.

    на снижение остроты зрения, слуха, памяти, а также общую слабость, быструю утомляемость и головокружение при физических нагрузках.

ANAMNESIS MORBI .

Пациент ___________ отметил появление первых признаков заболевания (повышение АД с maxдо 150/90 мм рт. ст., которое было определено при профилактическом осмотре в школе) в возрасте 14-16 лет. К врачам не обращался, антигипертензивную терапию не получал. В 1995 году на фоне привычной физической нагрузки отметил появление загрудинных болей, жгучего характера, купировавшиеся при прекращении физической нагрузки. В связи с редкостью и малой интенсивностью болевых приступов, больной к врачам не обращался. Однако к 2000 году частота (до 10 раз в сутки) и интенсивность болевых приступов существенно возросли. Кроме того больной отметил иррадиацию болей в область левого плеча и левой руки, межлопаточную область, а также снижение толерантности к физическим нагрузкам (боли возникли при подъеме на 2 этаж). При обращении к врачу в поликлинике по месту жительства, пациенту была назначена коронаролитическая терапия препаратами группы нитроглицерина, а также антигипертензивная терапия препаратами группы блокаторов АПФ (давление при измерении на приеме у врача составило 180/100 мм рт. ст.). На фоне вышеуказанной терапии частота и интенсивность болевых приступов существенно снизились (не более 3-х приступов в день при фоне физической или психо-эмоциональной нагрузок), АД стабилизировалось на уровне 150/90 мм рт. ст. Весной 2004 года при профилактическом осмотре по месту жительства было выявлено аневризматическое расширение брюшного отдела аорты (инфраренального отдела). Осенью 2004 года пациент находился на обследовании в РНЦХ РАМН, где было выявлено аневризматическое расширение восходящего отдела аорты и инфраренальной части брюшного отдела аорты. Учитывая степень и характер аневризматических расширений аорты, степень операционно-анестезиологического риска, а также сопутствующие заболевания, было решено проведение оперативного вмешательства в два этапа: первоначально выполнить протезирование брюшного отдела аорты, а второй этап – протезирование восходящего отдела аорты отложить на 1 год. 27.10.04 в РНЦХ РАМН выполнена операция: протезирование инфраренального отдела аорты синтетическим протезом из мини-доступа.

С 2000 года больной отмечает отеки нижних конечностей и боли в нижних конечностях на уровне голеней, ноющего характера, возникающие при физической нагрузке (к настоящему моменту ходьба на 100 метров), купирующиеся при прекращении физической нагрузки.

Больной поступил в РНЦХ РАМН для дообследования и проведения оперативного лечения.

ANAMNESIS VITAE .

Родился в срок, роды протекали без осложнений. В детстве от сверстников в физическом и психоэмоциональном развитии не отставал. Образование высшее. На данный момент занимает руководящую должность, работа связана с повышенной психо-эмоциональной нагрузкой. Бытовые условия хорошие, питание регулярное, диету не соблюдает, ведет малоподвижный образ жизни.

Вредные привычки:

    курение в течение 22 лет в среднем по 20 сигарет в день.

    злоупотребление алкоголем отрицает.

    прием наркотических средств отрицает;

Перенесенные заболевания:

    в детстве – ветряная оспа, краснуха, неоднократные ОРЗ;

    в 1996 году поставлен диагноз МКБ, хронический пиелонефрит;

    в 2004 году – протезирование инфраренальной части брюшного отдела аорты;

    туберкулез, болезнь Боткина, вирусные гепатиты В и С, сифилис, СПИД – отрицает.

Аллергологический анамнез:

Аллергическая реакция в виде сыпи на введение магнезии.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ:

Отец умер в возрасте 72 лет от ОИМ, мать умерла в возрасте 70 лет от инсульта. У обоих наблюдалось повышенное АД, которое наблюдалось у них с возраста 40-50 лет. Аневризматического расширения аорты у родственников не наблюдалось.

Анамнез (anamnesis; греч. anamnē sis воспоминание) - совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного .

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Используя анамнестический метод, врач обязан следовать правилам деонтологии (см. Деонтология медицинская ). Во время сбора А. должно быть достигнуто взаимопонимание и доверие между врачом и больным, гарантирована врачебная тайна. Сбор А. проводится в отсутствие других больных. Необходимо вначале выслушать самого больного - все, что он считает необходимым сообщить врачу, а затем задавать вопросы, не навязывая при этом свою характеристику симптомов и не подсказывая возможный ход развития болезни. Важно добиться получения достоверных сведений, что возможно при адекватном отношении больного к своей болезни. Иногда со стороны больного возможны диссимуляция, аггравация или симуляция; от опыта врача зависит умение распознать эти отклонения, выяснить их мотивацию. При обследовании больных, находящихся в крайне тяжелом или бессознательном состоянии, а также глухонемых используют сведения, получаемые от родственников больного и других знающих его лиц. В случае онкологического, венерического заболевания, туберкулеза, а также при экспертном обследовании А. обязательно дополняется данными медицинской документации.

Основные разделы анамнеза - А. болезни и А. жизни, каждый из них собирается по определенному плану.

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам (аллергия, боли в грудной клетке, острый живот и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного ощущение уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать им желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось лечение, его результаты, наличие реакций на лекарства.

А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности,

режим и питание беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли беременность в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и рост; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял грудь в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены докорм, прикорм, витамины; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; сон, его особенность и продолжительность; прогулки, закаливание; когда прорезались первые зубы и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы поведение дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась туберкулиновая проба и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на воспоминания больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной,

находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, конфабуляции и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на период полового созревания, юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и генез заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Жизни представляет собой раздел истории заболевания человека, который дает особую социально-биологическую характеристику пациента в качестве субъекта обследования, результатом которого становится постановка диагноза патологии и его прогноз. По своей сути анамнез отражает особую роль социальных факторов в течении болезни.

Это важно!

Анамнез жизни состоит из информации об условиях проживания пациента, о характере его трудовой деятельности. Проживание и трудовая деятельность в неблагополучной в экологическом плане местности, в очаге инфекции может натолкнуть врача на мысль о поражении конкретными заболеваниями. Временная работа на вредном производстве значительно уменьшает устойчивость организма, то есть ослабляет иммунитет человека.

Для распространения некоторых патологий важное значение имеют условия размещения личного состава:

  1. Инфекционные патологии, дифтерия при большом скоплении народа.
  2. Вспышки острых инфекций кишечника при отсутствии соблюдения необходимых санитарных правил.

Уточнение особенностей трудовой деятельности человека, характера такой деятельности помогает установить присутствие воздействия неблагоприятных профессиональных факторов — радиационных, химических, стрессовых и т.п.

План сбора анамнеза

Благодаря четко установленному плану любой врач может показать пример анамнеза жизни своего пациента.

  1. Общебиографическая информация, а именно:
    • Место рождения — некоторые заболевания распространены в конкретных областях.
    • Возрастная группа родителей пациента во время его рождения.
    • Характер протекания процесса беременности — наличие угрозы выкидыша, поражение инфекционными патологиями, использование лекарственных препаратов и т.п.
    • Информация о родах — сроки, степенно доношенности ребенка, какой по счёту ребенок.
    • Информация о вскармливании ребенка — искусственное или грудное.
    • Информация о поражении организма перморбидными состояниями, такими как гипотрофия, гипертрофия, рахит и т.д.
    • Информация об условиях проживания в детском и юношеском возрасте — местность, семья, заболевания, питание и т.п.
    • Информация об особенностях умственного и физического развития.
    • Информация о наступлении полового созревания.
    • Причинный факторы, повлекшие за собой развитие патологии и условия, которые отличают протекание и исход патологии — неполноценное физическое воспитание и закаливание, ненадлежащий уход за больным, неправильное питание и несоблюдение режима дня, несоблюдение эпидемиологического режима и т.д.
  • Информация о ранее перенесенных инфекционных заболеваниях:
  • Информация о вредности условий труда человека — это химическое производство, радиоактивные отрасли и т.п.
  • Информация о наличии у пациента социальных вредных пристрастий — наркомания, злоупотребление алкогольными напитками, табакокурение, токсикомания и т.д.
  • Семейно-наследственная информация дает возможность установить состояние здоровья ближайших родственников, таким образом, позволяя облегчить диагностику болезни у обследуемого больного.
  • Таким образом, при составлении анамнеза для детей до 3 лет больше всего внимания потребуется уделять следующим особенностям:

    • Пренатальный период.
    • Интранатальный период.
    • Ранний постнатальный период.
    • Анамнез жизни ребенка в раннем возрасте.

    Это важно!

    Врач должен как можно подробнее расспросить мать о протекании развития ребенка, о его воспитании, уточнить перенесенные патологии, семейные патологии, условия проживания ребенка, получить информацию о процессе его вскармливания, и сделанных прививках и последующий реакциях на них, а также об эпидемиологическом окружении ребёнка.

    Пример анамнеза

    Для лучшего понимания значения фразы анамнез следует рассмотреть следующий пример анамнеза жизни больного:

    Родилась в 1980 году в городе Сургут, в детском возрасте переехала на постоянное место жительство в город Екатеринбург, где проживай по сей день. ОРВИ в детском возрасте болела очень редко — один — два раза за год. Окончила 11 классов средней школы и в 18 лет поступила в Екатеринбургский Гуманитарный университет.

    Со слов больной она не страдала от хронических патологий органов желудочно-кишечного отдела и других органов. Также не было проведено сложных операций и гемотрансфузии. Не болела такими вирусными патологиями. Как туберкулез, вирусный гепатит и другие венерические поражения.

    Аллергических реакций на продукты питания, медицинские препараты замечено не было. Вредные привычки отсутствуют. Судимости не было. В настоящее время условия проживания пациентки можно считать удовлетворительными, проживает вместе с родителями.

    У очень пожилых, особенно очень старых и немощных, сбор анамнеза и физикальное обследование могут быть произведены в несколько приемов, т.к. они быстро утомляются.

    Пожилые имеют более сложные проблемы со здоровьем, множественные заболевания, которые могут потребовать использования нескольких лекарственных препаратов одновременно (политерапия или полифармация). Диагностика и сам диагноз могут быть весьма непростыми по различным причинам, а это приводит к ошибочному или неправильному назначению медицинских препаратов. Своевременное обнаружение и исправление причин ошибки может предотвратить дальнейшее ухудшение и улучшить качество жизни, применив иногда самые простые и недорогие меры, например изменение образа жизни. Таким образом, немощных или хронически больных пожилых пациентов лучше всего оценивать с использованием особой гериатрической шкалы, включающей в себя комплексную междисциплинарную оценку функций и качества жизни.

    Множественные расстройства

    Пожилые люди, как правило, имеют не менее шести одновременно протекающих заболеваний (полиморбидность, коморбидность, полипатия), но не всегда диагностированных и леченных. Расстройства функций одного органа или системы влекут за собой и расстройства взаимосвязанных органов или систем, как правило, ухудшая общее состояние, углубляя степень функциональной ограниченности. Множественность расстройств осложняет диагностику и назначение адекватного лечения, негативные последствия чего могут усугубляться социальными факторами, например изоляцией и бедностью, т.к. к старости, как правило, заканчиваются функциональные и финансовые ресурсы и поддержка родственников и сверстников.

    Поэтому врач должен обращать внимание на общие в гериатрии симптомы, возникающие в результате нарушений нескольких систем и органов, такие как помрачение сознания, головокружение, обмороки, падения, проблемы мобильности, потеря веса или аппетита, недержание мочи и т.д.

    Если у пациентов имеется одновременно несколько расстройств, то комплексное лечение (например, постельный режим, хирургическое вмешательство, лекарства) должно быть хорошо продумано и интегрировано; лечение одного заболевания без лечения сопутствующих заболеваний может ускорить неблагоприятный исход. Особое внимание необходимо уделить тщательному мониторированию состояния, дабы не пропустить ятрогенных расстройств -частых последствий вмешательств различного рода у пожилых. При полном постельном режиме пожилые пациенты могут терять от 5 до 6% мышечной массы (саркопению), силы ежедневно теряются, последствием сохранения только постельного режима может стать смертельный исход.

    Упущенный или запоздалый диагноз

    Своевременно не диагностированные, но весьма распространенные среди пожилых заболевания неблагоприятно сказываются на жизненном прогнозе, поэтому врач должен использовать все традиционные методы обследования - сбор анамнеза, физикальный осмотр и несложные лабораторные исследования для уточнения диагноза. Известно, что своевременная диагностика облегчает лечение и улучшает прогноз. Успех ранней диагностики зачастую зависит от умения врача наладить дружеское общение с пациентом, понимания его психического состояния, манеры поведения и анамнеза жизни. У пожилых зачастую первыми признаками физического расстройства являются психические или эмоциональные нарушения. Если врач не учитывает этой закономерности, то начало соматического страдания он может принять за проявление слабоумия, что приведет к запоздалой или ошибочной диагностике и неэффективному лечению.

    Полифармакология

    Прием больным как рецептурных,так и безрецептурных препаратов должен тщательнейшим образом контролироваться, особенно в тех случаях, когда больной получает лечение теми препаратами, которые не предназначены именно для пожилых людей. Одновременное применение нескольких лекарственных препаратов требует постоянного мониторного контроля, лучше с помощью компьютерных систем.

    Проблемы, связанные с попечительством

    Иногда проблемы пожилых пациентов связаны с пренебрежительным или жестоким обращением со стороны попечителя. Врачи должны учитывать вероятность жестокого обращения с обессиленным пациентом, в т.ч. злоупотребление различными препаратами со стороны агрессивного попечителя. В частности, на это может указывать характер некоторых повреждений, например:

    • множественные синяки, особенно в труднодоступных местах (например, в середине спины);
    • синяки захвата на предплечьях;
    • синяки на половых органах;
    • своеобразные ссадины;
    • неожиданная боязнь своего попечителя.

    История болезни

    Для опроса и оценки состояния пациентов пожилого возраста часто требуется гораздо больше времени, отчасти и потому, что эти больные зачастую имеют собственное субъективное мнение о состоянии своего здоровья, что затрудняет возможности объективной оценки.

    • Сенсорная недостаточность. Частичная или полная потеря некоторых функций серьезно затрудняет контакт - зубные протезы, очки или слуховой аппарат должны быть использованы больным во время разговора. Для лучшего контакта необходимо достаточное освещение.
    • Неупомянутые симптомы. Пожилые люди могут и не упомянуть о симптомах, которые они считают частью нормального старения (например, одышка, дефицит слуха или зрения, проблемы с памятью, недержание мочи, нарушение походки, запор, головокружение, падения). Однако внимательный врач не должен относить к процессам естественного старения никакую симптоматику, пока не исключит все другие причины их возникновения.
    • Необычные проявления нарушений. У пожилых типичные проявления какого-либо заболевания могут отсутствовать. Вместо этого пожилые пациенты могут указать на общие симптомы (например, усталость, спутанность сознания, потерю веса).
    • Усугубление функционального расстройства как единственное проявление заболевания. В таких случаях стандартный расспрос может не помочь. Например, когда пациентов спрашивают о суставных симптомах, больные с тяжелым артритом могут не сообщить о болях, отеках или скованности, но если их спросят об изменениях в их деятельности, они могут сообщить, что они больше не гуляют или не являются волонтерами в больнице. Вопросы о продолжительности функционального спада (например, «Как долго вы были не в состоянии ходить по магазинам?») могут предоставить полезную информацию. Уточнение, когда человек начал с трудом выполнять основные жизненные мероприятия ежедневно (ADLs) или эффективную работу ADLs (lADLs), может предоставить большую информацию, скорректировать лечение и тем самым способствовать быстрейшему восстановлению утраченных функций.
    • Сложности в описании своего заболевания. Нередко пациенты забывают и с трудом вспоминают особенности своего заболевания, даты и сроки госпитализаций, наименования препаратов. Эти сведения можно получить у членов семьи, социального работника или из медицинской документации.
    • Страх. Страх перед госпитализацией, которую пожилые люди могут связывать со смертью, поэтому они не сообщают о своих ощущениях.
    • Зависимые от возраста заболевания и проблемы. Депрессия (чаще у очень пожилых), совокупные потери по старости и дискомфорт из-за функциональных расстройств могут заставить пожилых быть менее откровенными в беседах с врачом о своем здоровье. Получить какую-либо информацию с самооценкой здоровья у пациентов с нарушением сознания вообще представляется проблематичным.

    Вся полученная информация должна быть занесена в историю болезни.

    Собеседование

    Знание врача о повседневных заботах пожилого пациента, его социальных обстоятельствах, психических функциях, эмоциональном состоянии и чувстве благополучия помогает сориентироваться и вести разговор. Просьба описать пациентами обычный день раскрывает информацию об их качестве жизни, психических и физиологических функциях. Этот подход является особенно полезным во время первой встречи. Пациентам должно быть предоставлено время для того, чтобы говорить о вещах личного, важного для них значения. Врачи должны также спросить, есть ли у пациентов конкретные проблемы, такие как страх ухудшения жизни. В результате взаимопонимание может помочь врачу лучше общаться с пациентами и членами их семей.

    Обследование психического состояния необходимо провести в начале беседы, чтобы определить его адекватность и волевой резерв; это обследование должно проводиться тактично и так, чтобы пациент не смущался, не обижался и не становился в позицию защиты.

    Часто вербальные и невербальные признаки становящиеся ключевыми (например, как больной рассказывает историю, темп речи, тембр голоса, зрительный контакт), могут предоставить информацию на следующее:

    • Депрессия - пожилые пациенты могут пропустить или отрицать симптомы тревожности и депрессии, но выдать их, понизив голос через приглушенный энтузиазм и даже слезы.
    • Физическое и психическое здоровье - то, что пациенты говорят о сне и аппетите, может быть показательным.
    • Прибавка или потеря в весе - врач должен обращать внимание на любые изменения, связанные с тем, как на пациенте сидит одежда или протезы.

    Если психическое состояние ухудшилось, то с пациентом следует поговорить наедине, чтобы поощрять обсуждения личностных вопросов. Клиницистам также необходимо поговорить с родственником или опекуном в отсутствие пациента, его присутствии или сделать то и другое. Такие люди часто дают разные точки зрения на функции, психическое и эмоциональное состояние.
    Врач должен спросить разрешения пациента, прежде чем пригласить родственника или опекуна для присутствия при беседе и должен объяснить, что такие беседы являются обычным событием. Когда происходит разговор только с попечителем, то пациента следует занять какой-либо полезной деятельностью (например, заполнение стандартизированной оценочной анкеты, ответы на вопросы другого члена междисциплинарной группы и т.п.).

    Если имеются какие-либо подозрения или сомнения, врач должен осторожно разобраться в ситуациях злоупотребления пациентом медицинскими препаратами и фактах жестокого обращения со стороны опекуна.

    История болезни

    При сборе анамнеза заболевания следует спросить о расстройствах, которые прежде были более обычными (например, ревматическая лихорадка, полиомиелит), и об устаревших методах лечения (например, наложение пневмоторакса для лечения кавернозного туберкулеза, применение препаратов ртути для лечения сифилиса). История иммунизации (например, столбняка, гриппа, пневмококковой инфекции), побочные реакции на иммунизацию, результаты теста кожи на туберкулез (проба Манту). Если пациенты вспоминают, что им были сделаны операции, но не помнят, какие, то необходимо запросить выписку из истории болезни.

    Опрос и обследование должны быть систематизированы по принятой традиционной схеме, помогающей выявить даже те расстройства, о которых пациенты могли забыть упомянуть.

    Употребление лекарственных препаратов

    Употребляемые ранее препараты должны быть внесены в список, копии которого должны быть переданы пациенту, родственнику или опекуну. Список должен содержать:

    • название используемого препарата;
    • дозировку;
    • расписание приема лекарств;
    • идентификацию врача, выписавшего препарат;
      причины выписки рецептов на лекарства;
    • точный характер любых лекарственных аллергий.

    Все назначенные больному лекарства должны быть четко перечислены: основные рецептурные препараты (которые должны приниматься систематически), безрецептурные препараты (применение которых может иметь побочные эффекты из-за возможного взаимодействия с основными препаратами, особенно при неконтролируемом приеме), пищевые добавки и настои из лекарственных трав (многие из них могут взаимодействовать с рецептурными и безрецептурными препаратами).

    Пациентов или членов семьи нужно попросить принести на первое посещение все вышеперечисленные лекарства и пищевые добавки и впоследствии делать это периодически. Таким образом, врач может убедиться, что пациенты принимают все назначенные лекарственные препараты, но это еще не доказательство того, что пациент правильно выполняет рекомендации по их приему. Необходимо подсчитывать количество таблеток в каждой упаковке при каждом посещении больного. Если кто-то другой, а не сам пациент, контролирует прием препаратов, то необходима беседа с этим человеком.

    Необходимо попросить больного продемонстрировать свое умение читать этикетки (часто отпечатанные мелким шрифтом), открыть упаковку (недоступную для открывания детям) и узнавать препараты. Пациентов следует предупредить, чтобы они не помещали свои препараты в одну емкость.

    Алкоголь, табак и стимулирующие средства

    Курильщикам табака следует посоветовать бросить курение, и если они по-прежнему продолжают курить, рекомендовать не курить в постели, потому что пожилые люди склонны засыпать при курении.

    Пациенты должны быть проверены на наличие признаков употребления алкоголя, расстройство, которое хорошо диагностируется в пожилом возрасте. Такие признаки включают: смятение при встрече с врачом, гнев, враждебность, запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение равновесия и походки, дрожь, периферическую невропатию и недостаточность питания. Могут помочь скрининговый опросник (например, анкета CAGE) и вопросы о количестве и частоте потребления алкоголя.
    Вполне уместны и вопросы об использовании других стимулирующих препаратов и веществ и о злоупотреблении ими.

    Питание

    Определяются характер, количество и частота приема пищи. Пациенты, которые едят два или менее раза в день, имеют риск гипотрофии. Клиницист должен расспросить о следующем:

    • использовались ли специальные диеты (например, с низким уровнем соли, с низким содержанием углеводов) или пациент самостоятельно выбирает характер питания;
    • употребляются ли пищевые волокна и предписанные или безрецептурные витамины;
    • наблюдаются ли потеря веса и изменения в размере одежды;
    • какие суммы приходится тратить пациентам на продукты питания;
    • доступность продовольственных магазинов и удобство устройства кухни;
    • разнообразие и свежесть продуктов.

    Оценить возможности потребления пищи этим человеком (например, возможность жевания, разжевывания и глотания). Нередко причиной последнего является весьма распространенная у пожилых ксеростомия. Снижение вкуса или обоняния может снизить удовольствие от еды и также быть причиной гипотрофии. Пациенты с ослабленным зрением,артритом, ограничением подвижности или тремором могут поранить или обжечь себя при попытке приготовления пищи. Если у пациента имеется недержание мочи, он может уменьшать количество потребляемой жидкости.

    Психическое здоровье

    Нарушения психического статуса у пожилых пациентов обнаружить не всегда просто. Те симптомы, которые могут указывать на умственные расстройства у более молодых (бессонница, изменение режима сна, запор, когнитивная дисфункция, анорексия, потеря веса, усталость, озабоченность функциями организма, увеличение потребления алкоголя), в пожилом возрасте могут иметь совсем иное течение. Печаль, безнадежность, приступы плача могут свидетельствовать о депрессии. Раздражительность может быть первичным аффективным симптомом депрессии или когнитивной дисфункции. Генерализованная тревога является наиболее распространенным психическим расстройством, встречающимся у пожилых пациентов, и часто сопровождается депрессией.

    Пациенты должны быть подробно опрошены на наличие у них бреда и галлюцинаций (в т.ч. проводимой психотерапии, электрошоковой терапии и т.п.), об использовании психоактивных препаратов и о недавних изменениях в укладе жизни. Многие ситуации: недавняя потеря близкого человека, ухудшение слуха и зрения, изменение места жительства, потеря независимости и прочее - легко могут спровоцировать депрессию.

    Обязательно нужно уточнить жизненную позицию человека, его духовные и религиозные предпочтения, личную интерпретацию старения, восприятие ухудшения здоровья и неминуемости смерти.

    Функциональное состояние

    Комплексная гериатрическая оценка (шкала) помогает определить, могут ли пациенты действовать независимо, нужна ли помощь в основной деятельности повседневной жизни (ADLs) или полезной деятельности ADLs (lADLs) или же им необходима помощь полностью. Пациентам могут быть заданы открытые вопросы об их способности выполнять какую-либо деятельность или им может быть предложено заполнить стандартизированную анкету оценки полезной деятельности и ответить на вопросы о конкретных ADLs и lADLs (например, шкала ADLs Каца).

    Социальная история

    Врач должен определить жилищные условия пациентов, особенно где и с кем они живут (например, в одиночестве в изолированном доме или в оживленном жилом здании), доступность их проживания (например, вверх по лестнице или в гору) и какие виды транспорта для них доступны. Эти факторы оказывают решающее влияние на способность пожилых людей получать питание, помощь по здоровью и другие возможности жизнеобеспечения. Несмотря на нередкие трудности по организации посещения пациента на дому, именно это посещение может предоставить решающую информацию. Например, врач может получить представление о питании по содержанию холодильника и о нескольких ALDS по состоянию ванной комнаты. Определяется количество комнат, номера и типы телефонов, присутствие дыма и детекторов угарного газа, состояние водоснабжения и системы отопления, доступность лифтов, лестниц, кондиционера. Многие факторы риска могут быть легко устранены, например, вероятность падения можно оценить по плохому освещению, скользкой ванне, незакрепленным коврам, сношенной обуви на приподнятом каблуке и т.п.

    Ценную информацию можно получить при рассказе пациента о своем типичном времяпровождении, включая такие виды деятельности, как чтение, просмотр телепередач, работа, занятия спортом, увлечения, и взаимодействии с другими людьми.

    Клиницист должен спросить:

    • о частоте и характере социальных контактов (например, друзья-сверстники или более молодые), семейных контактах, религиозных или духовных мероприятиях;
    • вождении и доступности других видов транспорта;
    • об отношениях с опекунами, родственниками, соседями или общественными структурами, их доступности для пациента и степени оказываемой ими поддержки;
    • возможности и способности членов семьи помочь пациенту (например, их занятость, здоровье, время в пути до места проживания пациента и т.д.);
    • отношении пациента к членам семьи и их отношении к пациенту (в т.ч. их уровень заинтересованности в помощи и готовность помочь).

    Принимается во внимание семейное положение пациентов. Вопросы о сексуальных интересах и возможности сексуального удовлетворения должны быть заданы очень чутко и тактично, но являются обязательными. Определяется половая жизнь с секс-партнерами и риск заболеваний, передающихся половым путем. Многие сексуально активные пожилые люди не знают о безопасном сексе.

    Пациентам должен быть задан вопрос об их уровне образования, местах службы, известных воздействиях радиоактивности или асбеста, о нынешних и прошлых увлечениях. Обсуждаются экономические трудности, возникшие после выхода на пенсию, объем фиксированного или иного дохода после смерти супруга (и) или гражданского мужа (жены). Финансовые проблемы или проблемы со здоровьем легко могут привести к потере дома, социального статуса или независимости. Пациентов надо спросить о прошлых отношениях с врачами; нередко давние добрые отношения с врачом могут быть утеряны, потому что врач либо вышел на пенсию, либо умер, или пациент поменял местожительство.

    Все интересы пациента, рекомендованные меры для его дальнейшего жизнеобеспечения должны быть закреплены документально. Так, например, у пациентов уточняют, закреплены ли их права в случаях, если они станут недееспособными, и, если ничего не было сделано, пациентам порекомендуют закрепить документально эти отношения.

    Сравнительная гериатрическая оценка

    Всесторонняя гериатрическая оценка - это многомерный процесс, направленный на оценку функциональных способностей, здоровья (физического, когнитивного и психического), положения пожилых людей в социально-окружающей среде.

    Комплексная гериатрическая оценка специально и тщательно определяет функциональные и когнитивные способности, характер и степень социальной поддержки, финансовое состояние и факторы окружающей среды, а также физическое и психическое здоровье. В идеале регулярное обследование больных пожилого возраста включает в себя множество аспектов всеобъемлющей гериатрической оценки, делающих оба подхода очень схожими. Результаты оценки должны сочетаться с адаптированным индивидуальным вмешательством (например, реабилитация, образование, консультации, услуги поддержки).

    Стоимость гериатрической оценки ограничивает ее использование. Эта оценка может использоваться главным образом среди пациентов с высокой степенью риска, немощных или хронически больных пациентов (например, оценка может быть произведена по индивидуальным высланным по почте анкетам, определяющим состояние здоровья, или через беседы с пациентом на дому или в местах назначенных встреч). Члены семьи также могут запросить направление на гериатрическую оценку.

    Оценка имеет следующие положительные результаты:

    • улучшение ухода и клинического состояния;
    • диагностика большей точности;
    • улучшение функционального и психического состояния;
    • снижение смертности;
    • снижение использования домов престарелых и больниц экстренной помощи;
    • получение большего удовлетворения от ухода.

    Если пожилые пациенты являются относительно здоровыми, можно ограничиться лишь стандартом медицинской оценки.

    Всесторонняя гериатрическая оценка является наиболее успешной, если она проводится гериатрической междисциплинарной бригадой (как правило, это гериатр, медсестра, социальный работник и фармацевт). Как правило, оценки проводятся в амбулаторных условиях. Однако для пациентов с физическими или умственными отклонениями и хронически больных пациентов может потребоваться стационарная оценка.

    Оценка сфер деятельности

    Основными оценками сфер деятельности являются:

    • Функциональная способность. Оценивается возможность деятельности в повседневной жизни (ADLs) и полезной деятельности ADLs (lALDs). ALDs подразумевает принятие пищи, одевание, купание, перемещение между кроватью и стулом, использование туалета и контроль опорожнения мочевого пузыря и кишечника. lALDs побуждает людей жить самостоятельно и включают в себя приготовление пищи, выполнение работы по дому, прием препаратов, управление финансами и пользование телефоном.
    • Физическое здоровье. История и физическое обследование должны включать в себя проблемы, распространенные среди пожилых людей (проблемы со зрением, слухом, воздержанием /сдержанностью, владением собой, походкой и балансом).
    • Познание и психическое здоровье. Несколько подтвержденных скрининг-тестов на когнитивную дисфункцию (например, обследование психического состояния) для определения депрессии у пожилых людей (могут использоваться, например, Шкала определения депрессии у пожилых людей, Шкала определения депрессии Гамильтона).
    • Ситуация социально-окружающей среды. Сеть социального взаимодействия пациента, доступные ресурсы социальной поддержки, особые потребности, безопасность и удобства среды окружения пациента часто определяются медсестрой или социальным работником. Используются такие факторы, которые влияют на подход к лечению. Для оценки безопасности дома можно использовать контрольный перечень.

    Стандартизированный инструментарий делает оценку этих сфер деятельности более надежной и эффективной. Он также поддерживает распространение клинической информации среди медицинских работников и позволяет мониторировать изменения в состоянии здоровья пациента во времени.