Раздражители могут быть безусловными, условными и индифферентными. Условный рефлекс – это выработанная в онтогенезе индивидуальная реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции Смотреть что такое "раздражитель безусловный" в дру

Условным раздражителем может стать любое изменение внешней среды или внутреннего состояния организма, достигшее определенной интенсивности и воспринятое корой больших полушарии.

Звуки (тоны и шумы), интенсивность света, контуры освещенных предметов, цвета, запахи, вкусовые средства, прикосновение к коже, давление, тепловые и холодовыс воздействия, степень напряжения мышц, их сокращение и расслабление, положение тела в пространств.-, состояние внутренних органов, воздействия на их слизистую оболочку, а также изменения обмена веществ и энергии в организме - все эти разнородные по своей природе воздействия делаются при их сочетании с безусловными раздражениями сигналами условных рефлексов . Таким образом, ими могут стать все экстеро-, висцеро- и проприорецептивные раздражения.

Условными раздражителями могут быть не только индифферентные вначале раздражения, но и те, которые вызывают обычно какие-либо реакции организма, в том числе и безусловные рефлексы. Раздражитель, вызывающий какой-либо безусловный рефлекс, становится иногда при сочетании с другим безусловным раздражением условным сигналом второго, иного по своей природе, безусловного, рефлекса.

В произведенных в лаборатории Павлова опытах раздражения, возбуждающие сильный безусловный оборонительный рефлекс, были превращены в условные раздражители пищевого рефлекса. Для этого удары электрического тока, пропускаемого через лапу, сочетались с кормлением животного пищей. В результате ряда подобных опытов раздражение лапы электрическим током вызывало условные пищевые рефлексы, в том числе слюноотделение. Безусловный же оборонительным рефлекс - сгибание лапы - постепенно ослабевал и к моменту упрочения образовавшегося условного пищевого рефлекса целиком исчезал, затормаживался.

В этом случае происходило переключение нервного процесса с центра одного безусловного рефлекса на другие нервные центры; путем образования временной связи между нервными центрами безусловное оборонительное раздражение превращалось В сигнал условного пищевого рефлекса.

Условные следовые рефлексы . Не только действие различных внешних сигналов, но и прекращение их действия, например затемнение освещенной комнаты, прекращение звучания тона или шума может сделаться сигналом так называемого следового условного рефлекса.

Для образования следового условного рефлекса (например, пищевого) необходимо применять безусловный рефлекс не во время действия сигнального агента, а лишь через определенный промежуток времени (через 1-8 минуты) после его окончания. В этом случае сам по себе сигнал не будет вызывать условного рефлекса, но после того, как он прекратится, возникает условнорефлекторное слюноотделение. Это означает, что именно след условного агента в коре больших полушарий приобрел дли животного сигнальное значение.

Условные рефлексы на время. И. П. Павлов доказал, что существуют особые условные рефлексы на время. Если многократно кормить собаку каждые 10 минут, то вырабатывается условный рефлекс, выражающийся в том, что к концу 10-й минуты после предыдущего кормления у животного начинает выделяться слюна и возникает двигательная реакция по направлению к кормушке. Подобным же образом можно выработать у собак условный оборонительный рефлекс сгибания лапы на определенный отрезок времени. Для этого необходимо во время опытов через постоянно одинаковые промежутки времени, например через каждые 5 минут, производить электрическое раздражение лапы.

Могут быть получены условные рефлексы и на гораздо более длительные периоды времени. Так, если ежедневно в определенный час кормить собаку, то к этому часу у нее еще до кормления начинается секреция желудочного сока.

При постоянном режиме труда и быта-при точно определенных часах работы, приеме пищи в одно и то же время, одних и тех же часах сна - различные условные рефлексы на время наблюдаются и у человека.

Механизмы образования условных рефлексов на длинный или короткий отрезок времени различны. При коротком отрезке времени, измеряемом минутами, условные рефлексы образуются на состояние самих нервных центров, на изменение и определенный уровень их позбудпмости, на след от предыдущего раздражения. Условные рефлексы на длительные промежутки времени могут быть поняты как реакции на состояние организма в целом, в частности на состояние и интенсивность обмена веществ и деятельности органов пищеварения.

Зависимость величины условного рефлекса от силы безусловного и условного раздражителей

Величина условного рефлекса у животного при прочих равных условиях зависит как от силы безусловного рефлекса, на базе которого он вырабатывается, так и от силы условного раздражителя . Если, например, сочетать действие звукового агента с очень слабым электрокожным раздражением конечности собаки, то вырабатываемый условный рефлекс оказывается слабым, неустойчивым. Если же силу безусловного раздражения увеличить, то это приводит к возникновению более сильного и стойкого оборонительного рефлекса.

При исследовании зависимости величины условного рефлекса от силы безусловного обнаружилось, что решающее значение имеет не абсолютная сила безусловного стимула, а интенсивность вызываемого им возбуждения. Так, у собаки, накормленной перед опытом, безусловные пищевые реакции ослаблены и соответственно ослабляется величина условного рефлекса.

При постоянной силе безусловного раздражения величина условною рефлекса зависит от физической силы сигнального раздражителя. Чем она больше, тем условный рефлекс сильнее.

Эти данные позволили И. П. Павлову сформулировать закон силовых соотношений, указывающий на существование прямой зависимости величины условного рефлекса от силы условного раздражителя.

«Закон силы», однако, действителен только в определенных пределах - для всякого условного агента существует предел силы, за которым дальнейшее усиление раздражителя ведет к ослаблению условной реакции.

Самой главной задачей дрессировщика является выработка у собаки ответной реакции организма. Она реагирует на особые раздражители.

Используется два вида определенных раздражителей, чтобы появились необходимые навыки:

  1. условный;
  2. безусловный

К безусловным раздражителям относят пищевые, а также не стоит забывать про оборонительные. К пищевым принято относить абсолютно всю еду, которую вы будете давать во время дрессировки. Можно использовать хлеб, мясо или печенье.

Следует давать всегда, когда хотите приучить к определенной команде. Особенно важно, когда происходит это впервые. Продукты надо давать маленькими кусочками, чтобы была необходимая реакция. Обязательно произносить команды ласково и спокойно. Как только рефлекс начнет вырабатываться, следует менять закуски.

Но прекращать давать собаке еду категорически запрещено. К оборонительным относят раздражители, которые у животного будут вызывать боль. Из-за этого у него вырабатывается рефлекс к выполнению задач, которые требуются. Для этого можно использовать самый простой поводок или же , хлыст, но применять его нужно только в самых крайних ситуациях.

Также можно использовать пальцы рук. К тактильным относятся раздражители, которые не будут вызывать неприятные или даже болевые ощущения у собаки, это поглаживание или же похлопывание. Могут также использоваться комплексные раздражители. Простые воздействуют только на одно место у животного, сложные – на два органа.

Условный раздражитель действует как сигнал, который помогает собаке создать правильную реакцию для выполнения команды. С помощью таких реакций вырабатываются рефлексы. К простым командам принято относить «сидеть» и «лежать». К сложным же – определенные оклики и жесты.

Самым подходящим вариантом являются комплексные раздражители. Они делают дрессировку более эффективной. Их также можно поделить на звуковые и зрительные. Все голосовые сигналы – звуковой раздражитель. А жесты – зрительный. Но в самом начале тренировок все команды для животного являются простым звуком.

Из этого всего можно сделать вывод, что любую команду необходимо закреплять безусловными рефлексами. Большое значение имеет интонация голоса. Она бывает абсолютно разной: угрожающей, одобряющей, обычной, резкой, строгой, в повышенных тонах и абсолютно спокойной. Также сигналы могут подаваться весело и ласково. Звуковые команды должны быть постоянно в одной интонации.

Жесты – зрительные раздражители. Они чаще всего используются для команд, которые происходят на расстоянии, с помощью рук. Они должны быть исключительно стандартными. Взаимодействие раздражителей – залог эффективности тренировки. Именно от них зависит, как быстро ваша собака научится выполнять определенные команды. Но бывают случаи, когда нет никакой реакции на них.

Тогда приходится употребить силовые раздражители, например, тихонько начинают бить или повышают голос для лучшего усвоения. Также осторожно начинают запугивать, собака чувствует это, и у нее вырабатываются определенные навыки. Безусловные раздражители должны следовать через несколько секунд после условных.

«Рядом» говорится в спокойном тоне, а когда вы сделаете рывок за поводок, он должен быть таким же спокойным. За сильным условным сигналом следует такой же сильный безусловный. «Фу» говорится угрожающе, рывок тоже должен быть сильным. Сила должна быть в соответствии с особенностями животного. К каждой собаке должен быть свой подход. Важно знать, какое у нее психическое и физическое состояние, возраст.

Именно от этого будет зависеть, какую вам предстоит выбрать команду для того, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим, особенно животному. Вы можете выбрать идеальную систему и технику для работы. Дрессировка должна положительно сказываться на вашем любимце. Долгие и упорные тренировки помогут вам научить его всему, чего вы хотели. Но лучше всего начинать с малого возраста, так как восприятие щенка намного лучше. Самое главное – быть терпеливым и не навредить животному, ибо этот процесс может быть долгим.

Если же вы постоянно будете повышать голос на собаку, она никогда ничему не научится. Главное – спокойный тон, а также забота и любовь. Но не стоит переусердствовать с заботой, животное может ничего не делать из-за этого, потому что обленится. Так что чередуйте свои интонации, чтобы собака поняла, что работать надо, и что хозяин – именно вы. А она просто обязана вас слушаться и выполнять все то, что вы приказали.

Вам понравилось? Делитесь с друзьями!

Ставьте Лайк! Пишите комментарии!

Условными (сигнальными) называются раздражители, ко­торые вызывают проявление условного рефлекса. При дресси­ровке собак в качестве условных применяют раздражители зву­ковые (команды), зрительные (жесты), запаховые и др.

Условным раздражителем может стать время, поза собаки, определенная обстановка и т. п. Например, если постоянно при­учать собаку работать по запаховым следам рано утром, то в дневное время она будет работать хуже. Другой пример. Если дрессировщик в начале занятий подкрепляет команды и жесты лакомством, а к концу занятий перестает это делать, то обра­зуется условная связь на время. В начале занятий собака будет работать активно, а как только дрессировщик перестанет давать лакомство, активность в работе резко снизится. Еще один пример. Обычно собаку приучают лаять на команду «Голос» в позе сидя. В последующем, когда такой рефлекс выработан, собака, услы­шав команду «Голос», сначала садится, а затем уже лает. Для нее поза, наряду с командой, тоже стала условным раздражителем. Если же навык подачи голоса вырабатывать только в одном каком-то помещении или месте, то собака не будет выполнять эту команду в другом помещении. В данном случае и обстановка стала условным раздражителем. Вместе с тем условными раздражите­лями могут стать мимика лица, интонация голоса, поза и темп движений дрессировщика. Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса приводят собаку в смятение, так как эти сигналы связаны у нее с болевыми воздействиями.

Рис. 53. Схема основных особенностей словесной команды

Дрессировщик использует условные раздражители и для управления действиями собаки на расстоянии, что бывает необ­ходимо при применении собаки на службе.

Команды. Применяются в качестве условных раздражителей. Команда - это комплекс звуков; одну команду от другой соба­ка отличает по различному сочетанию звуков и разному их ко­личеству. Измененные или искаженные команды не вызывают у собаки ответных действий. Например, если собака приучена подходить к дрессировщику по команде «Ко мне», то на команду «Иди сюда» она не подойдет. Если дрессировщик при обучении собаки искажает команду, пустословит, уговаривает собаку, то это только отвлекает ее и вредит дрессировке.

Для собаки слово - это комплекс звуков, звуковой раздражи­тель. Для человека слово - это понятие.

Команда не простой, а комплексный раздражитель, так как собака способна различать не только сочетания звуков, но и ин­тонации команды. Если команду в обычном тоне не подкреплять лакомством, а в приказном подкреплять, то рефлекс будет про­являться только на приказной тон.

Дрессировщик в зависимости от цели и условий работы применяет команды в приказной, угрожающей и обычной инто­нациях (рис. 53).


Приказная интонация применяется при выработке у собаки самых различных навыков. Команда произносится настойчиво, уверенно и подкрепляется безусловным раздражи­телем (пищей, рывком поводка). Громкость команды - средняя.

Угрожающая интонация применяется для усиле­ния действия команды, в случаях принуждения и запрещения, а также в тех случаях, если собака не реагирует на команду, произнесенную в приказной интонации и на которую уже выра­ботан условный рефлекс. Команда произносится резко, в по­вышенном тоне и подкрепляется более сильным болевым воз­действием, чем при приказной интонации (резкий рывок, силь­ный нажим и т. п.). Основой для выработки условного рефлекса на команду в угрожающей интонации является болевой раздражи­тель. В угрожающей интонации применяется запрещающая команда «Фу». Она подается громко, резко и подкрепля­ется ударом прута, резким рывком, нажимом и т. п. Этой командой прекращается всякое нежелательное для дрессировщика действие собаки. Но нельзя злоупотреблять угрожающими инто­нациями, так как это часто приводит к развитию трусости у собаки и затрудняет ее дрессировку.

Обычная интонация применяется для очень чувствительных собак или в порядке одобрения ее действий. В одобрительной интонации произносится поощрение «Хорошо». Слово произно­сится тихо, ласково.

Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Изменять их нельзя («Апорт», но не «Принеси предмет»). Сле­дует учитывать и особенности поведения собаки на различные интонации. Например, у некоторых собак угрожающая интонация вызывает пассивно-оборонительную реакцию, что затрудняет вы­работку условных рефлексов. В таких случаях чуть повышен­ный тон приказной интонации будет выполнять роль угрожающей интонации.

Жесты. Применяются для выработки навыков в целях бес­шумного управления собакой при использовании ее на службе. Жестами дрессировщик воздействует на собаку на расстоянии, указывает ей направление движения при розыске и подноске предметов, при обыске помещений, местности и т. п. Навыки на жест (зрительный сигнал) вырабатывают обычно после прочного усвоения этого навыка на словесную команду.

Жесты, как и команды, следует подавать стандартно и четко.

Запаховые раздражители. Обоняние у собаки играет исклю­чительно важную роль. С его помощью собака узнает хозяина, разыскивает пищу, выслеживает дичь, спасается от врагов. Обо­няние играет важную роль в половых инстинктах, в оценке ка­чества пищи. Высокая чувствительность обоняния позволяет использовать дрессированную собаку для розыска человека по запаховым невидимым следам большой давности, в сложных условиях и на большие расстояния. Это свойство обусловлено способностью животного сохранять в памяти воспринятый кон­кретный запах и в случае потери находить его путем сопостав­ления непосредственного ощущения с запомнившимся запахом. Каждый человек обладает индивидуальным запахом, по ко­торому собака без особого труда отличает его от другого. За­пах пота, кожного сала и эпидермиса образует комплекс, носящий название индивидуального запаха человека.

Помимо индивидуального человек является источником и других запахов: обуви, мыла, табака, парфюмерных средств, жилья, запахов, связанных с профессией, и др. Но в этом слож­ном комплексе наиболее стойким является индивидуальный за­пах. Передвигаясь, человек рассеивает запаховые частицы, ко­торые составляют запаховый след. К нему присоединяются запахи почвенного покрова, растений, раздавленных мелких на­секомых и др.

Запах, заданный собаке для поиска, является для нее сиг­налом к отысканию источника запаха. Поэтому во время дрес­сировки по розыскной службе собака должна завершить поиск по следу нападением и борьбой с разыскиваемым.

Степень чувствительности обоняния у собаки может изме­няться в зависимости от ряда причин (утомление, болезнь, дли­тельное воздействие запахов и т. п.).

Розыск преступников по запаховым следам, обыск помещений и участков местности, выборка человека по заданному запаху и другие задачи могут успешно выполняться собакой только с хорошо натренированным обонянием в процессе выращивания и дрессировки.

Обоняние у собак служит не только для поиска пищи, но и для ориентации в окружающей среде и общения с себе подобными. Для возбуждения обонятельного рецептора достаточ­но, чтобы на него подействовало несколько молекул пахучего вещества.

МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

Обучение собак осуществляется различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы.

При дрессировке собак применяют четыре основных мето­да: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подра­жательный.

Механический метод. При этом методе условный раздражи­тель подкрепляется механическим (нажим, рывок за поводок, удар прутом). Например, команда «Сидеть» сопровождается на­жимом рукой в области крестца собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад.

Механическим методом можно выработать многие, но не все рефлексы. Например, нельзя выработать этим методом навыки вы­борки предметов по запаху. Кроме того, механические воздействия нередко вызывают у собаки боязнь дрессировщика, угнетенное состояние. Поэтому дрессировщик должен умело пользоваться механическим методом, не допускать частых и длительных болевых воздействий, учитывать индивидуальные особенности поведения собаки.

Вкусопоощрительный метод. При этом методе условный разд­ражитель подкрепляется дачей собаке лакомства. Например, команда «Ко мне» сопровождается показом собаке лакомства, а когда собака подойдет, дрессировщик отдает ей его. Вкусопоощрительный метод используется для выработки у собак общедис­циплинарных и специальных навыков.

Понять первопричину любого поведения животного - значит, ответить на вопрос: какая потребность вызвала его. Например, отношение к корму у голодного животного будет иным, чем у сы­того.

Применяют подкрепление регулярно либо эпизодически (веро­ятное подкрепление). Для поддержания уже выработанного на­выка (поведения) на определенном уровне надежности следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодические, случайные в непредсказуемом порядке, но с определенной вероят­ностью. При вероятном подкреплении (50 процентов) некоторые условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100-про­центном подкреплении, что связывают с эмоциональным воз­буждением, достигающим максимума именно в данной ситуации.

Перед тем как рассматривать безусловные и условные раздражители, поговорим коротко о рецепторах и анализаторах.

Организм животного не может существовать, не получая информацию о своем состоянии, а также о внешних и внутренних изменениях всего организма. В первую очередь рассмотрим, как он реагирует на внутренние раздражители.

Раздражители бывают разные: звуковые, запаховые, световые, механические, тепловые и др. Каждый из них принимается только определенными чуткими нервными окончаниями – рецепторами. Много рецепторов находится в мышцах.

Внутренние органы собаки: сердце, легкие, почки, кровеносные сосуды, кишечник, желудок и другие – тоже снабжены рецепторами. Они очень чутки к химическим, механическим, температурным и другим раздражителям. Рецепторы регистрируют внутренние изменения организма и передают информацию в центральную нервную систему (напр., сокращение мышц, давление, температура и др.) Световые раздражители принимаются рецепторами глаз, звуковые -рецепторами ушей, обоняния – рецепторами носа. Процесс возбуждения передается от рецепторов через сенсорные нервы в ту или иную зону больших полушарий головного мозга. Здесь происходит дифференциация раздражителей, к примеру, устанавливается характер запаха, особенности звука, форма предмета. Органы, принимающие и выделяющие раздражители, И. Павлов назвал анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей. Например, зрительный анализатор образуется из рецептора зрения, зрительного нерва и зрительной зоны коры больших полушарий головного мозга.

В привычных жизненных условиях на организм собаки действую! множество раздражителей. В кору головного мозга поступают сигналы от каждого из них, но реагирует организм только на наиболее важные. Реакция на другие, малозначимые раздражители тормозится. В общем, различные анализаторы помогают организму приспособиться к условиям жизни.

Рецепторы, раздражение которых вызывает в коре больших полушарий головного мозга ощущения, называют органами чувств. В дрессировке собак роль органов чувств нельзя переоценить. Скажем, с помощью органов зрения собака следит за движениями человека, его жестами, мимикой лица, позой, скоростью движений и др. Органы слуха собаки принимают звуковые волны до 40–50 тысяч колебаний в секунду. Особенно развит у собаки нюх. Он в 11500 раз сильнее человеческого. Собака может различать до 500 тысяч запахов.

Все, что действует на органы чувств (рецепторы), и вызывает ощущения, называется раздражителями. Окружающая среда, в которой живет собака, тоже является раздражителем. При изменении этой среды (новое освещение, влажность, температура и т.д.) в организме происходят тоже определенные перемены, и это, в свою очередь, меняет поведение собаки.



Большое влияние на поведение собаки оказывают и внутренние раздражители: при недостатке пищи и воды образуется рефлекс поиска пищи и воды. При половом раздражении собака возбуждается, становится неспокойной. Новые сильные, непривычные раздражители меняют поведение собаки – она перестает реагировать на сигналы дрессировщика. Внешние раздражители, привлекающие внимание собаки, – это животные, птицы, шум, выстрелы, незнакомые люди и т.п. Надо приучить собаку спокойно реагировать на них. К внутренним, привлекающим внимание раздражителям относятся ощущения боли, переутомления, переполнение прямой кишки и мочевого пузыря и др. Эти раздражители всегда будут мешать привычной работе собаки, поэтому дрессировщик не должен об этом забывать и вовремя устранять препятствия.

Раздражители, используемые при дрессировке собаки, бывают безусловные и условные.

Безусловные раздражители – это те, которые вызывают безусловный рефлекс. При дрессировке собак чаще всего используют пищевые и механические безусловные раздражители.Пищевыми раздражителями могут быть кусочки мяса, хлеба и другая любимая собакой пища. Пищевой раздражитель применяется, чтобы закрепить условное действие, к примеру, произносят команду «Сидеть!» и рукой нажимают на поясницу собаки, а как только она садится, ей дают лакомый кусочек. Так собаку обучают брать препятствия, подходить к хозяину, лаять и т.д.

Чтобы пищевой раздражитель действовал сильнее, собаку обычно начинают дрессировать голодной или спустя 3–4 часа после кормления. Лакомые кусочки должны быть одинаковыми по размеру – примерно 2õ2 см. Слишком маленькие кусочки – слабый раздражитель, а крупными собака быстро наедается и работает с ленцой. Обычно, давая собаке лакомство, произносят «Хорошо!» и гладят собаку по груди. Это помогает сформировать условный рефлекс. Когда навыки закрепляются, лакомство дают все реже и в конце концов прекращают совсем, а только одобряют возгласом «Хорошо!» или гладят собаку.



Механические раздражители – это удар прутом, кнутом, нажим рукой на определенную часть тела (поясницу, холку и т.д.), поглаживание, легкое нажатие на шею твердым (с шипами) ошейником, дергание поводка и т.д. Все это помогает воздействовать на поведение собаки, вызывая у нее определенную реакцию. Дрессировщик, используя механические раздражители, должен знать особенности собаки, уметь оценивать силу раздражителя, чтобы собака не начала бояться дрессировщика или кусать его.

Если механический раздражитель использует помощник дрессировщика, он должен пробудить активную защитную реакцию. Собака должна нападать, а помощник, выполнив нападающие действия демонстративно удалиться, этим самым поощряя собаку активно нападать.

Дрессируемая таким образом собака становится злой, смелой и не доверяющей посторонним людям. Очень полезен механический раздражитель в дрессировке собаки – поглаживание вместе с вручением лакомства. Это помогает образовать условный пищевой рефлекс и укрепляет привязанность собаки к хозяину.

Механическими раздражителями надо пользоваться реже, чем пищевыми.

Условные (сигнальные) раздражители вызывают условный рефлекс. В дрессировке собаки используют звуковые (команды), зрительные (жесты), запахи и другие условные раздражители.

Условным раздражителем может быть время, поза собаки и дрессировщика, местность и т.д. Например, если приучим собаку работать по запаху всегда рано утром, то днем или вечером собака будет работать хуже. Если дрессировщик на занятии сначала за каждую выполненную команду будет поощрять собаку лакомством, а в конце прекратит это, то сформируется условная связь времени, и во второй части занятия собака потеряет активность, будет выполнять команды без желания. Если будем учить собаку лаять сидя, то позже, когда сформируется рефлекс, собака, услышав команду «Голос», сначала сядет, а потом залает. В этом случае поза вместе с командой стала условным раздражителем. Если навык лаять по команде формируется в одном помещении, то собака, находясь в другой обстановке, эту команду будет выполнять плохо. В этом случае и окружение стало условным раздражителем. Кроме того, условным раздражителем может стать мимика лица дрессировщика, интонация голоса, быстрота движений и поза.

Дрессировщик использует условные раздражители и на расстоянии, так как впоследствии это может пригодиться.

В дрессировке команды используются как условные раздражители. Это звуковой комплекс. Собака отличает одну команду от другой по составу звуков и их количеству. При изменении команды собака перестает реагировать на нее. Например, если собака приучена подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!», то на призыв «Иди сюда!» она не прореагирует. Если дрессировщик, обучая собаку, меняет команды, пустословит, то это только усложняет дрессировку, поскольку собака не понимает смысла этих слов. Слово для собаки – комплекс звуков, звуковой раздражитель. Словесная команда – не простой, а комплексный раздражитель, потому что собака понимает не только состав звуков, но и чувствует интонацию команды. Если команду, произнесенную спокойным тоном, не дополним лакомством, а команду, произнесенную приказным тоном, дополним, то образуется рефлекс только на команду приказным тоном. Дрессировщик, в зависимости от условий труда и целей, произносит команду либо с приказной, либо с угрожающей, либо с простой (нормальной, ласковой) интонацией.

Приказная интонация используется при формировании у собаки различных навыков. Команда произносится твердо (приказным тоном), не слишком громко и закрепляется безусловными раздражителями (пищей, дерганием поводка).

Угрожающая интонация помогает усилить действие команды, заставляя или запрещая выполнять действие особенно тогда, когда собака не реагирует на команду, данную приказным тоном, на которую уже выработался условный рефлекс. Команда произносится неожиданно, повышенным тоном и закрепляется более болезненным действием, нежели команда, произнесенная с приказной интонацией (сильное нажатие, неожиданный рывок поводка, удар прутом, хлыстом и т.д.).

Вырабатывая условный рефлекс на команду, произнесенную с угрожающей интонацией, применяют болезненный раздражитель. С угрожающей интонацией произносится команда «Фу!». Она произносится громко, неожиданно и закрепляется ударом прута, неожиданным рывком поводка, сильным надавливанием на поясницу и т.д. Этой командой прекращаются все нежелательные для дрессировщика действия собаки. Но нельзя использовать угрожающую интонацию там, где это необязательно, иначе собака становится раздраженной, начинает бояться хозяина.

Если собака совершает нежелательное, но не такое значимое действие, то вместо команды «Фу!» рекомендуется использовать команду «Нельзя!», произнесенную с приказной интонацией. Эта команда более подходит собаке, живущей в квартире, поскольку частое повторение команды «Фу!» истощает нервную систему собаки.

Команды снормальной интонацией произносятся очень чувствительным собакам. После выполнения собакой задания, надо спокойно похвалить возгласом «Хорошо!».

Все дрессировочные команды должны быть ясными, короткими, стандартными. Как можно реже нужно пользоваться угрожающей интонацией, поскольку это вызывает у собаки пассивную защитную реакцию, и поэтому труднее вырабатываются условные рефлексы.

Жестами можно без звука управлять собакой на расстоянии. Ими дрессировщик указывает собаке направление движения при обследовании местности, помещений и т.д. Навык работать по жесту обычно считается приобретенным, если собака неплохо выполняет словесные команды. Жесты, как и команды, надо передавать ясно, стандартно.

Раздражители запаха. При помощи обоняния собака узнает хозяина, находит пищу, прячется от врагов, находит охотничью добычу и т.д. Обоняние помогает проявиться половым инстинктам собаки, оценить качество пищи и т.д.

У каждого человека свой индивидуальный запах, по которому собака без особого труда отличает его от другого. Кроме индивидуального запаха человек выделяет еще и другие запахи: обуви, мыла табака, духов, квартиры; запахи, связанные с профессией, и др. 0сновным для собаки является индивидуальный запах человека. Двигаясь, человек потеет, запах пота и составляет пахучий след человека. К этому запаху прибавляются запахи почвы, растений раздавленных насекомых и т.д.

Собака, понюхав вещь, пахнущую человеческим запахом, по пахучему следу, оставленному на земле, находит через какое-то время, за несколько километров, обладателя этого запаха. Чувствительность нюха собаки может ухудшиться по многим причинам (болезни, переутомления, долгое действие запахов на обоняние и т.д.).

Найти «нарушителя» по пахучему следу, обыскать местность, отличить человека по запаху вещи и выполнить другие работы может собака, у которой обоняние в процессе воспитания и дрессировки было хорошо натренировано.

Для пояснения введем несколько понятий:

Безусловный раздражитель (подкрепление),

Условный (индифферентный) раздражитель,

Обстановочная афферентация.

Безусловный раздражитель – это стимул запускающий механизм, безусловно-рефлекторного поведенческого акта.

Условный раздражитель – это стимул, который при определенных условиях заменяет безусловный раздражитель.

Обстановочная афферентация – это сумма всех возбуждений, возникающих в конкретных условиях и сигнализирующих об обстановке, в которой находится организм.

Рассмотрим механизму выработки условного слюноотделительного рефлекса у собаки по И. П. Павлову.

В своих наблюдениях И. П. Павлов заметил, что при одном только виде миски с пищей у собаки начинает выделяться слюна. То есть вид пищи выступал в качестве безусловного раздражителя, многократное предъявление которого примело к тому, что собака научилась ассоциировать вид пищи с самой пищей.

Рисунок 1 – Схема слюноотделительного рефлекса

В результате своих наблюдений И. П. Павлов столкнулся со случаем ассоциативного научения . Павлов решил выяснить, можно ли научить собаку ассоциировать пищу с другим раздражителем, заменив ее каким-либо другим стимулом.

Рисунок 2 – Схема эксперимента И. П. Павлова

Для проведения эксперимента И. П. Павлов предложил следующую последовательность действий:

1. В слюнную железу собаки вживил фистулу, позволяющую измерять количество выделенной слюны.

2. Перед собакой ставили миску, в которую автоматически подавалась пища. Выделение слюны, у голодной собаки, при виде пищи является безусловным (врожден­ным) рефлексом. Здесь нет ассоциативного науче­ния, пища является безусловным стиму­лом.

3. Перед подачей пищи экспериментатор включал перед собакой свет –

индифферентный раздражи­тель, а затем, через несколько секунд, в миску подавалось пища, а свет выключался. В начале эксперимента свет является индифферентным раздражителем, а после становиться условным раздражителем (см. определение).

4. После повторения предложенной схемы действий у собаки при включении света и без подачи пищи наблюдалось выделение слюны в фистулу. Таким образом, индифферентный раздражитель – свет – превратился в условный раздражитель, а у собаки сформировался условный рефлекс.

Эксперимент И.П. Павлова служит примером классических условных рефлексов, которые Ю.М. Конорский назвал условными рефлексами первого типа. Краткую схему рефлекса можно представить следующим образом:

индифферентный раздражитель – безусловный раздражитель – рефлекс

Процесс формирования классического условного рефлекса проходит три стадии:

Стадия прегенерализации , которая характеризуется накоплением возбуждения в проекционных зонах коры принимающих сигналы условного и безусловного раздражителей;

Стадия генерализации , которой сопровождается диффузным распространением (т.е. иррадиаций) возбуждения в коре больших полушарий. В этот период наблюдается синхронизация биоэлектрической активности коры и подкорковых образованиях, принимающих сигналы условного и безусловного раздражителей.

Стадия специализации ,когда межсигнальные реакции угасают и условный ответ возникает только на сигнальный раздражитель.

Благодаря классическим условным рефлексам обеспечиваетсяпервичная ориентация животного по признакам окружающей среды с самого начала любого поведенческого акта. С помощью классических условных рефлексов животное адаптируется к внешней среде.

На примере слюноотделительного рефлекса Павловым были определены общие признаки условных рефлексов:

1. Условные рефлексы имеют приспособительный характер. Смысл условного рефлекса в том, что он делает поведение пластичным, подогнанным к конкретным условиям среды (времени, месту, качеству, подкрепления и пр.).

2. Любые условные рефлексы образуются при участии высших отделов головного мозга (а у насекомых, например, высших головных ганглиев). Поэтому приспособительные реакции простейших или кишечнонолостных (лишенных, как известно, центральной нервной системы) не могут быть отнесены к реакциям условно-рефлекторного типа.

3. Условные рефлексы приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи. Этим они принципиально отличаются от безусловных рефлексов.

4. Условные рефлексы образуется только при повторном сочетании условного и безусловного раздражителей. С помощью индивидуальной памяти в условно-рефлекторной реакции записываются не всякие случайные совпадения условного и безусловного раздражений, а лишь те, сочетание которых во времени оказывается наиболее вероятным. Все остальные, случайно возникшие связи затормаживаются. Однако, если вероятность получения подкрепления (пищевого или полового, например) по данному сигналу становится близкой к нулю, такие условные рефлексы постепенно отменяются, ибо перестают выступать в качестве фактора организации целесообразного поведения.