Опросник нервно психического напряжения немчин. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях

А. Волков, Н. Водопьянова

Вводные замечания

Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности военнослужащих к патологическим стресс–реакциям в экстремальных условиях. Практический опыт показывает, что значительное число молодых людей не справляется с адаптацией к военной и морской службе в период первых 3–4 месяцев. Наиболее часто это проявляется в психосоматических и эмоциональных расстройствах (патологических стресс–реакциях). Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях военной службы по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.

Методика создана на основе клинико–психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18–35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».

http://deprimo.ru/img/868/image012_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="477" height="250 src=">

Обработка и оценка результатов. Ответы «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов – суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности.

16–26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.

27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

«Ключ»

http://deprimo.ru/img/868/image016_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="478" height="603 src=">

http://deprimo.ru/img/868/image020_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="477" height="680 src=">

http://deprimo.ru/img/868/image024_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="478" height="498 src=">

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.

Таблица 2.1

Характеристики трех степеней НПН по данным опросника

(7.А. Немчин)

Согласно статистическим данным, представленным Т. А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (табл. 2.1).

ИН < 42,5 – первая степень НПН – относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.

42,6 > ИН < 75 – вторая степень НПН – ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.

ИН > 75 – третья степень НПН – дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.

На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.


Вводные замечания. Данное задание посвящено изложению психологических методов качественно-количественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервно-психического напряжения (НПН), шкала астениче- ского состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).
Нервно-психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлека-ющий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологичес- кой организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.
Под термином «астеническое состояние», или «снижение психической активации», понимается психическое "состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.
Сниженное, или с у б д е п р е с с и в н о е, настроение характеризуется снижением активности психической деятельности, психомоторики, нарушениями сна, вегетативно-соматических функций, склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной активности и общения человека.
Опыт 1
Цель. Измерение степени выраженности состояния нервно-психического напряжения.
Оснащение опыта. Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным (см. прил. 12.4.1). Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, со-ставленный поданным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.
Инструкция испытуемому: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время».
Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» - 2 балла и против пункта «в» - 3 балла. Мини-мальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного, - от 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстен- сивного, - от 71 до 90 баллов. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (форма 54).
Опыт 2
Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.
Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой и адаптированная Т. Г. Чертовой на базе данных клинико- психологических наблюдений и известного опросника ММРІ (см. прил. 12.4.2). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опыта 1.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак «+», стоящий в графе «нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «пожалуй, так» - 2 балла, в графе «верно» - 3 балла и в графе «совершенно верно» - 4 балла. Весь диапазон шкалы, таким образом, включа-ет от 30 до 120 баллов.
Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 54
Фамилия, имя, отчество Дата
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т. д.)
Оценка психического состояния Показатель Оценка, баллы Разновидность, степень выраженности состояния Нервно-психическое напряжение Астеническое состояние Настроение Заключение и рекомендации
1-й диапазон - от 30 до 50 баллов - «отсутствие астении», 2-й диапазон - от 51 до 75 баллов - «слабая астения», 3-й диапазон - от 76 до 100 баллов - «умеренная астения» и 4-й диапазон - от 101 до 120 баллов - «выраженная астения». Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности.
Опыт 3
Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т. Н. Балашовой (см. прил. 12.4.3). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения - субдепрессии.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опытов 1 и 2.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из при-веденных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время».
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20).
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчи- тываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями (см. прил. 12.4.4), накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы
0" = ~100.
80
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже
баллов - лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от
до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записыва- ются в протокол занятия (форма 54) с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Основные направления анализа данных, полученных при помощи любой из вышеперечисленных методик, состоят в сопоставлении их с показателями других психологических характеристик испытуемых; в поисках кор-реляций, основных факторов и закономерностей развития состояний нервно- психического напряжения, астении и сниженного настроения, а также в нахождении связей между характеристиками психических состояний и особенностями психических процессов и свойств личности. Особыми аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических состояний на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и эффективность, и установление закономерных связей с психофизиологическими, кли- нико-психологическими, анамнестическими и другими характеристиками испытуемого.
Контрольные вопросы
В чем заключается психологическая основа таких психических состояний, как нервно-психическое напряжение, астения и сниженное настроение?
Каковы процедурные особенности работы с опросниками НПН, ШАС и ШСНД?
Приложение 12.4.1 Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 1 Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе 2 Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе 3 Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела Продолжение прил. 12.4.1 Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 6) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба» 4 Состояние мышечного тонуса: 1 а) обычный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некото рого мышечного напряжения в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдель ных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор) 5 Координация движений: а) обычная координация движений б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы в) снижение точности движений, нарушение координации. ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности 6 Состояние двигательной активности в целом: а) обычная двигательная активность б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить. изменять положение тела 7 Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешаю щие работе в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сёрдца, покалывание, боли в сердце 8 Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урча ние» в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды
Продолжение прил. 12.4.1
Номер признака Содержание признака Отметка испытуе-мого 9 Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе
в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» 10 Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений
б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть)
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть 11 Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений
б) умеренное усиление потоотделения
в) появление обильного «холодного» пота 12 Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения
в) ощущение сухости во рту 13 Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук
б) покраснение кожи пица, шеи, рук
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка 14 Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях 15 Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих сипах, в своих способностях
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала
Продолжение прил. 12.4.1 Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 16 Настроение:
а) обычное настроение
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовпетворения работой или другой деятельностью 1
в) снижение настроения, подавленность 17 Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне 18 Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать
в) чувство страха, паники, отчаяния 19 Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях 20 Особенности речи:
а) обычная речь
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и др.)
в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос 21 Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса
в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос
Продолжение прил. 12.4.1
Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 22 Особенности памяти:
а) обычная память
б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно
в) ухудшение памяти 23 Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость 24 Сообразительность:
а) обычная сообразительность
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость
в) снижение сообразительности, растерянность 25 Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность
б) повышение умственной работоспособности
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость 26 Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики 27 Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только
не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности
в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма 28 Частота возникновения состояния напряжения: а) ощущение напряжения не развивается практически никогда
Окончание прип. 12.4.1
Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 6) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуации в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин 29 Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения. необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации 30 Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение Е =
Приложение 12.4.2 Шкала астенического состояния (ШАС) Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я работаю с большим напряже нием 2 Мне трудно сосредоточиться на чем-либо 3 Моя половая жизнь не удовлет воряет меня 4 Ожидание нервирует меня 5 Я испытываю мышечную слабость 6 Мне не хочется ходить в кино или в театр
Окончание прил. 12.4.2 Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 7 Я забывчив 8 Я чувствую себя усталым 9 Мои глаза устают при длительном чтении 10 Мои руки дрожат 11 У меня плохой аппетит 12 Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании 13 Я уже не так хорошо понимаю прочитанное 14 Мои руки и ноги холодные 15 Меня легко задеть 16 У меня болит голова 17 Я просыпаюсь утром усталым и неотдохнувшим 18 У меня бывают головокружения 19 У меня бывают подергивания мышц 20 У меня шумит в ушах 21 Меня беспокоят половые вопросы 22 Я испытываю тяжесть в голове 23 Я испытываю общую слабость 24 Я испытываю боли в темени 25 Жизнь для меня связана с напряжением 26 Моя голова как бы стянута обручем. 27 Я легко просыпаюсь от шума 28 Меня утомляют люди 29 Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом 30 Мне не дают заснуть беспокойные МЫСЛИ Е =
Приложение 12.4.3 Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС) Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я чувствую подавленность, тоску 2 Утром я чувствую себя лучше всего 3 У меня близко слезы 4 У меня плохой ночной сон 5 У меня аппетит не хуже обычного 6 Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами) 7 Я теряю в весе 8 Меня беспокоят запоры 9 Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 10 Я устаю без всяких причин 11 Я мыслю так же ясно, как и всегда 12 Мне легко делать то, что я умею 13 Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 14 Я надеюсь на будущее 15 Я более раздражителен, чем обычно 16 Мне легко принимать решения 17 Я чувствую, что полезен и необходим 18 Я живу достаточно полной жизнью 19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет 20 Меня и сейчас радует то, что радовало всегда 1 = Приложение 12.4.4 Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я чувствую подавленность, тоску 1 2 3 4 2 Утром я чувствую себя лучше 4 3 2 1 всего I I 3 У меня близко слезы 1 2 3 4 4 У меня плохой ночной сон 1 2 3 4 5 У меня аппетит не хуже обычного 4 3 2 1 I I 6 Мне приятно общаться с привле 4 3 2 1 кательными женщинами I I (мужчинами) 7 Я теряю в весе 1 2 3 4 8 Меня беспокоят запоры 1 2 3 4 9 Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4 10 Я устаю без всяких причин 1 2 3 4 11 Я мыслю так же ясно, 4 3 2 1 как и всегда I I 12 Мне легко делать то, 4 3 2 1 что я умею I I 13 Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4 14 Я надеюсь на будущее 4 3 2 1 I I 15 Я более раздражителен, чем обычно 1 2 3 4 16 Мне легко принимать решения 4 3 2 1 I I 17 Я чувствую, что полезен и необходим 4 3 2 1 I I 18 Я живу достаточно полной 4 3 2 1 жизнью I I 19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет 1 2 3 4 20 Меня и сейчас радует то, 4 3 2 1 что радовало всегда I I

практическая работа

1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина

Цель: изучение степени нервно-психического напряжения.

Описание: Опросник состоит из 30 пунктов, каждый из которых отражает различные аспекты нервно-психического напряжения.

Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на 30 вопросов, выбрав вариант ответа, который соответствует его состоянию в настоящее время.

Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком, плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть Толька одна отметка галочкой. Блоки не должны пропускаться».

Испытуемый Н.П.

Испытуемый Е.Е.

Испытуемый Н.П. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.

Испытуемый Е.Е. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка...

Методы и техники психологического консультирования

Термин «исповедь» -- понятие больше религиозное, чем психотерапевтическое, -- впервые стало применяться психологами с начала XX в., когда в моду вошел психоанализ и психотерапия, имитирующие церковную исповедь. Рассказ клиента о себе...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Нервно-психическое развитие - один из критериев здоровья, поэтому, определяя группу здоровья, обязательно учитывают уровень развития ребенка...

Особенности нервно-психического развития детей грудного возраста

Для нервно-психического развития ребенка грудного возраста мы предложили программу игр и занятий, которая направлена на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь...

Оценка нервно-психического напряжения

Напряжение (англ. tension) - это чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором . В.И. Медведев и А.М...

Позитивное восприятие мира как свобода выбора

Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано...

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение...

Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов

В психологической литературе имеются различные определения тревожности. А.М. Прихожан пишет, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия.....

Психофизиоогические и психологические основы безопасности труда

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального...

Стресс и работоспособность

По определению доктора психологических наук Т. А. Немчина, нервно-психическое напряжение -- это "вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях -- при дефиците времени, информации...

Стресс как причина психосоматических заболеваний

Эмоциональное состояние женщины во время беременности

Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др...

Юмор как копинг-стратегия в сложных жизненных ситуациях

Важную роль юмора в преодолении стрессов и неприятностей отмечали многие зарубежные исследователи (Lefcourt,2001; Lefcourt&Martin, 1986). Обычно юмор используется либо во время неблагоприятной ситуации, либо после нее...

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ОПРОСНИК САН.

(Моск.мед.инст.им.Сеченова).

Оценка самочувствия, активности, настроения.

ИНСТРУКЦИЯ:выбрать и отметить цифру наиболее точно отражающую состояние в момент обследования.

КАРТА МЕТОДИКИ САН

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым

3. Пассивный Активный

4. Малоподвижный Подвижный

5. Веселый Грустный

6. Хорошее настроение Плохое настроение

7. Работоспособный Разбитый

8. Полный сил Обессиленный

9. Медлительный Быстрый

10. Бездеятельный Деятельный

11. Счастливый Несчастный

12. Жизнерадостный Мрачный

14. Здоровый Больной

15. Безучастный Увлеченный

16. Равнодушный Взволнованный

17. Восторженный Унылый

18. Радостный Печальный

19. Отдохнувший Усталый

20. Свежий Изнуренный

21. Сонливый Возбужденный

22. Желание отдохнуть Желание работать

23. Спокойный Озабоченный

24. Оптимистичный Пессимистичный

25. Выносливый Утомляемый

26. Бодрый Вялый

27. Соображает трудно Соображает легко

28. Рассеянный Внимательный

29. Полный надежд Разочарованный

30. Довольный Недовольный

ОБРАБОТКА: Индекс 3, соответствующий негативным характеристикам принимается за один балл, 2- за 2, 1-за 3 балла, 0-за 4,1 -за 5, 2-за 6, 3-за 7.

Код опросника: вопросы на самочувствие- 1,2,7,8,13, 14, 19, 20, 25, 26

на активность - 3,4,9,10,15,16,21.22,27, 28

на настроение - 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Рассчитывается среднее арифметическое. Самочувствие - 5,4

Активность - 5,0

Настроение - 5,4.

ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытывать чувство покоя (закончились бы уроки, занятия, четверть).

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту не принята, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение- хочется петь, танцевать, целовать от радости каждого кого увижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, готов сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Настроение такое, что хочется сказать-«Пропади все пропадом!».

14. Никого не хочется видеть, не с кем не хочется разговаривать.

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

16. Все люди без исключения кажутся мне хорошими. Все они без исключения симпатичны.

17. Не вижу впереди ни каких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее кажется мне очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Инструкция: ответить - «да», «нет»,» наоборот».

Настроение: 9 баллов - 20 ответов « нет», 4 - 9 - 10 ответов.

6 -16-17 , 1-5 и менее

Астеническое состояние: ответы « да» на вопросы - 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Ответы наоборот - 1,6,8,12,16,17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние.

9 баллов - 1- 2 ответа, 8 б. - 3 , 7 б - 4 , 6 б - 5 - 6 , 5 б - 7 - 8, 4б - 9- 10, 3 б - 11 - 13, 2 б - 14-15, 1 б - 17 и более.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1,6,8,12,16,17..

Ответы наоборот 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Чем больше ответов, тем сильнее выражена эйфория (неадекватная оценка событий). 9 б - 6 ответов, 8б - 7, 7б - 8-9, 6б - 10-12, 5б - 10-13, 4б - 14-15, 3б - 16-17, 2б - 18-19, 1 б - 20.

Депрессия.

Варианты ответов:

1 - нет, неверно,

2 - пожалуй, так,

4 - совершенно верно.

1.Я чувствую подавленность, тоску

2.Утром я чувствую себя лучше всего

3.У меня наворачиваются слезы

4.У меня плохой ночной сон

5.У меня аппетит не хуже обычного

6.Мне приятно общаться с привлекательными людьми

7.Я теряю в весе

8.Меня беспокоят запоры

9.Мое сердце бъётся быстрее, чем обычно

10.Я устаю без всяких причин

11.Я мыслю так же ясно, как и всегда

12.Мне легко делать то, что я умею

13.Я чувствую себя беспокойно и не могу усидеть на месте

14.Я надеюсь на будущее

15.Я более раздражителен, чем обычно

16.Мне легко принимать решения

17.Я чувствую, что полезен и необходим

18.Я живу достаточно полной жизнью

19.Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

20.Меня и сейчас радует, что радовало всегда

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

После заполнения текстового бланка производится подсчёт баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов.«Прямые» и »Обратные» ответы подсчитываются, суммируются и « сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы

Х = сумма х 100

Средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25 + 5,99 балла.

Ниже 50 баллов -лица, не имеющие снижения настроения.

От 51 до 59 баллов - незначительно, но отчетливо выраженное снижение настроения.

От 60 до 60 баллов - - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

4.Как вы себя чувствуете?

Инструкция: На каждый вопрос теста выбирайте один вариант ответа.

1.Что вы сделаете, если увидите что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а)возьмёте »ноги « в «руки,» что бы догнать его

б)пропустите его, будет следующий

в)несколько ускорите шаг

2.Пойдёте ли в поход

в)неохотно

3.Если у вас выдался рабочий день, пропадет ли у вас желание делать что - либо, обещающие быть интересным.

б)желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного

На шкалах испытуемый отмечает свое типичное,повторяющиеся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр,которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые - на доминирование плохого настроения.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ .

Сумма баллов,выбранная испытуемым по всем 30 шкалам,делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7 ,считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Тот, у кого оказались оценка от 1 до 3 баллов,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5) указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.

Оценка нервно - психического напряжения.

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально, в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении. Инструкция испытуемому:»Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».

ОПРОСНИК - НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

1.Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических опущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе

в)наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающие работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые осушения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3.Температурные опущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство, озноба.

4.Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса.чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение подергивания отдельных мышц

лица, шеи, руки (тики, тремор).

5.Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности,легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6.Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности. увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7.Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца- учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8.Проявление со стороны желудочно-кишечного тракта:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание».

в)выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9.Проявление со стороны органов дыхания:

а)отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10.Проявление со стороны выделительной системы:

а)отсутствие каких-либо изменений;

б)умеренная активизация выделительной функции -более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться(терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11.Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б)умеренное усиление потоотделения;

в)появление обильного «холодного» пота.

12.Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б)покраснение кожи лица;

в)побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного»(пятнистого) оттенка

14.Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а)отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б)умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям,не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях,

15.Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а)обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16.Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17.Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-дибо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт «-активное желание действовать;

в)чувство страха, паники, отчаяния.

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20.Особенности речи:

а)обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества(логичности, грамотности и т.д.)

в)нарушение речи- появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21.Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус,

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22.Особенности памяти:

а)обычная память,

б)улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно,

в) ухудшение памяти.

23.Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений,

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел,

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

24.Сообразительность:

а) обычная сообразительность,

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая

умственная утомляемость.

26.Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом,

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления,

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27.Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности но, напротив, способствующие её продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаке? напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

28.Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29.Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания,

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

30.Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабое степень выраженности,

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения,

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против:

пункта «а», начисляется 1 балл,

пункта »б» - 2 балла,

пункта »в» - 3 балла.

Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30,

максимальное - 90.

Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов,

умеренного, или «интенсивного» от 51 до 70 баллов и

чрезмерного, или «экстенсивного» - от 71 до 90 баллов.

Полученные таким образом данные заносятся в протокол по следующей форме:

Фамилия, имя, отчество __________________________Дата_______________

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная, не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением.ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)

Шкалы: уровень тревожности

Назначение теста

Методика предназначена для измерения уровня тревожности.

Описание теста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны - «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Тест

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком серьезно.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Ожидание меня нервирует.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Меня нередко охватывает отчаяние.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.

Ответы «Да » на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
. Ответы «Нет » на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Оценка результатов теста

. 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности,
. 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности,
. 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности,
. 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности,
. 0-5 баллов - о низком уровне тревожности.

Источники

Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.126-128.