Нарушение когнитивных функций человека. Когнитивные функции Что такое когнитивные функции

Когнитивные расстройства личности – это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида. Познавательными или когнитивными функциями называют наиболее сложные процессы, проистекающие в головном мозге. При помощи этих процессов осуществляется рациональное постижение окружающего мира, взаимосвязь и взаимодействие с ним, характеризующееся целенаправленностью.

К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения. Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

Симптомы когнитивных расстройств

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности . Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

Легкое когнитивное расстройство

Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций. Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.

Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,

при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с . Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.

Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.

Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.

Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей. Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.

Лечение когнитивных расстройств

Нарушения познавательной сферы в наше время представляют собой едва ли не один из самых часто встречаемых неврологических симптомов, так как значительная часть коры мозга имеет связь непосредственно с обеспечением когнитивных процессов, поэтому практически любая болезнь, которая вовлекает мозг, будет сопровождаться когнитивными нарушениями.

Когнитивные расстройства личности объединяют нарушения пяти главных мозговых процесса: гнозиса, памяти, речи, мышления и праксиса. Нередко к этим пяти процессам добавляют еще шестой – внимание. Сегодня остается открытым вопрос о том, обладает ли внимание собственным содержанием или все же является производным. Проблема когнитивных нарушений, прежде всего, является проблемой стареющего населения.

Когнитивные расстройства бывают легкой степени выраженности, умеренной и тяжелой.

Легкие расстройства когнитивных процессов обнаруживаются только вследствие тщательного нейропсихологического обследования и, как правило, не влияют на обыденную жизнь, хотя иногда могут порождать субъективное беспокойство индивида.

Умеренные когнитивные расстройства выступают за пределы возрастной нормы, однако пока не ведут к ограничениям в обыденной деятельности и влияют только лишь на сложные ее формы. Индивиды при умеренных патологиях когнитивной сферы, как правило, сохраняют независимость и автономность.

Тяжелые нарушения когнитивной сферы оказывают существенное негативное воздействие на повседневную жизнь. Пациенты ощущают значительные сложности в ежедневных занятиях, профессии, деятельности, социальной сфере, а на более поздних стадиях – в самообслуживании. Деменция относится к тяжелым когнитивным патологиям.

Выбор терапевтической стратегии зависит от причины возникновения когнитивных расстройств и выраженности таких нарушений. По возможности следует проводить лечение, которое будет направлено на коррекцию патологических процессов, проистекающих в организме. С целью лечения непосредственно расстройств когнитивных процессов применяют ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия.

Также для лечения расстройств личности применяют и методы психотерапии. Так, например, в своей книге А. Бек и А. Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» высветили проблемы диагностирования и индивидуального подхода в лечении личностных расстройств методиками когнитивной психотерапии, раскрыли воздействие когнитивных структур на образование личностных расстройств, воззрения и установки, которые характеризуют каждое из таких нарушений, реконструкцию, трансформацию и реинтерпретацию структур.

На ранних стадиях развития нарушений когнитивная психотерапия расстройств личности считается во многих аспектах «инсайт-терапией», располагающей в своем арсенале интроспективными методами, предназначенными для личностных трансформаций пациента.

Когнитивная терапия направлена на помощь пациентам в изучении их познавательных структур и на способности модифицировать собственное поведение или мысли. Изучение структур и схем познавательных процессов и обучение адаптивным реакциям на отрицательные мысли и самоуничижительные позиции в итоге являются ключевыми целями психотерапии. Следует стремиться к последовательным трансформациям, а не к сиюминутному результату. Постановка последовательно усложняющихся заданий, последовательные небольшие шажки, оценивание ответов и реагирования с позиции желательных трансформаций, постепенное приспособление к стрессовым факторам и тревожности, психотерапевтическая поддержка позволяют пациенту совершить попытку с целью собственного изменения.

В случае появления когнитивных нарушений, большинство из них будет неустанно прогрессировать. Именно поэтому основной задачей в профилактических мероприятиях когнитивных расстройств является замедление, приостановление дальнейшего течения разрушительного процесса.

Для предупреждения прогрессирования нарушений познавательных процессов, следует регулярно принимать лекарственные препараты (ингибиторы ацетилхолинэстеразы). Также необходимо пытаться поддерживать нарушенные процессы. С этой целью следует выполнять различные упражнения, направленные на тренировку определенных функций (например, при нарушениях памяти нужно учить стихотворения). Кроме этого, также необходимо избегать влияния стрессовых ситуаций, так как во время волнения нарушения когнитивных процессов становятся еще более выраженными.

Человек отличается от животных наличием высшей нервной деятельности. Умение мыслить, общаться с помощью осмысленной речи, выражать ее письменно, а также выполнять направленные действия, планировать и целостно воспринимать действительность объединены в когнитивные функции.

Что включают познавательные функции

Познавательные или когнитивные функции – это такие мозговые процессы, которые направлены на взаимодействие с другими людьми и окружающим миром. Жизнь человека чрезвычайно зависит от способностей запоминать и хранить информацию, правильно сопоставлять известные факты, предполагать последствия своих действий. Степень развития таких психических процессов индивидуальна, они поддаются тренировке, но могут быть нарушены под воздействием различных факторов.

Ошибочно полагать, что когнитивные функции – это только память (см. ). Способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию является важной, но она невозможна без других процессов.

Внимание – одна из таких функций, которая характеризуется способностью концентрировать психические процессы на определенном объекте. У каждого индивидуально выражены такие характеристики:

  • устойчивость;
  • переключаемость;
  • сосредоточенность;
  • концентрация;
  • объем.

Функция восприятия – это построение на основе, полученной от органов чувств, информации цельных образов. Для восприятия характерна константность: объект определяется как один и тот же вне зависимости от изменившихся внешних условий. Такая способность не характерна для животных: собака может посчитать чужаком знакомого человека, если тот будет находиться в тени или наденет незнакомую одежду.

Узнайте, почему с возрастом происходит : причины возникновения.

Когнитивные способности включают в себя праксис – возможность производить осознанную последовательность действий или движений. Способностью начинают овладевать еще в младенческом возрасте, когда впервые дают в руку ребенку погремушку. Затем развивается пальцевой праксис – способность манипулировать своими пальцами, появляются жесты.

Особое место занимает символический праксис – это различные жесты, по которым можно понять, что хочет сказать человек, имитация удержания трубки телефона, вождения автомобиля, питья из стакана. Приблизительно на таком принципе строится язык глухих: выполнение особого набора жестов позволяет общаться без слов.

Связь функций с отделами мозга

Что такое когнитивные функции исходя из их локализации в головном мозге? Они представляются как особые участки мозга с группами нейронов, ответственных за определенный тип нервной передачи. Нарушение кровоснабжения, повреждение или опухолевые разрастания в этих областях влекут за собой нарушение когнитивных функций мозга.

Познавательные функции формируются в коре. В ней условно выделяют три зоны:

  • сенсорную – участвует в обработке сигналов от органов чувств;
  • моторную – обеспечивает движение разных частей тела;
  • ассоциативную – обеспечивает связь двух предыдущих, определяет поведенческую реакцию на основе импульсов от сенсорной зоны.

Лобные доли коры обеспечивают логическое и , речь, планирование движений. В теменной расположены центры по анализу сенсорных ощущений. Обработку данных зрительного анализатора проводит затылочная доля, в височной – слух.

Более древние участки мозга обеспечивают базовые для выживания навыки. Лимбическая система – это память, обоняние, эмоции. Таламус ответственен за перенаправление импульсов от органов слуха, зрения, равновесия и тактильного чувства. Запоминание новой информации происходит благодаря гиппокампу.

Средний мозг играет роль в процессах сознания и осознания собственного Я, чувствах существования, а также в адаптивном поведении. Взаимодействие всех отделов и передача импульсов происходит благодаря нейромедиаторам:

  • серотонин;
  • дофамин;
  • ГАМК;
  • адреналин;
  • ацетилхолин.

Часто случается, что это они тормозят или ускоряют когнитивные задачи.

Причины нарушения

Степень выраженности нарушений может быть различной: от легкой до тяжелой. Факторами, влияющими на развитие патологии, являются:

  1. Дегенеративные заболевания: , Паркинсона.
  2. Патологии, связанные с сосудами: инфаркт и инсульт, атеросклероз.
  3. Нарушения метаболизма: гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Травмы головы.
  6. Опухоли мозга.
  7. Патология оттока ликвора.

Тип нарушения будет зависеть от места воздействия повреждающего фактора. Легкие или когнитивные нарушения средней тяжести даже после инсульта у пожилых способны восстановиться при правильном лечении.

Жизнь любого человека немыслима без познания. Даже людям, не имеющим формального образования, приходится адаптироваться к действительности, приобретать навыки и формировать реакции. Конечно, этим не исчерпываются когнитивные функции мозга, но данные умения очень важны для приспособления к среде и выживания.

В современной нейрофизиологии считается, что за познавательные функции ответственна, в основном, область коры полушарий. А оговорка здесь потому, что многие не происходят без участия эмоционального мозга, лимбической системы. Здесь рождается мотивация, здесь действительности придается чувственная окраска. Без работы данной системы человек потерял бы всякие импульсы к действию.

Когнитивные функции мозга включают память, планирование, речь, механизмы обработки математической информации, а также Чтобы ничего не забыть, начнем по порядку, с памяти.

Запоминание - это перевод информации, с которой мы сталкиваемся, в своеобразный «код» мозга. Причем запоминается далеко не все, а только значимое, и тут в свои права вступает Часто эмоционально окрашенные события помнятся всю жизнь, а нужная информация кажется эмоциональному мозгу банальной - и не запоминается. Так эмоции управляют нами. За память отвечают все зоны мозга, в зависимости от того, какого рода информацию мы пытаемся запомнить. Причем в памяти хранится гораздо больше, чем нужно, информации - ее-то иногда «вытаскивают» из памяти гипнотизеры. Человек, которому трудно было запомнить рисунок, часто все равно узнает его среди сотен похожих. Так что на память жаловаться грех - мы просто не умеем с ней работать. А если она страдает, страдают и другие когнитивные функции, например, планирование.

Ведает планированием передняя доля коры. Нейрофизиологи уверены, что именно здесь «живет» сознание. И самоконтроль. Поэтому люди с травмой этой части мозга становились безудержными, импульсивными личностями, которые так и не смогли вписаться в общество. Притом, что профессиональные знания не пострадали. В правой доле живут интуиция и предчувствие, левые же доли делают человека аналитиком. Из-за работы правой доли мы испытываем негативные эмоции, а вот левая делает нас счастливыми. И действительно, стоит человеку начать что-нибудь планировать - и страхи уходят. А без анализа ситуации они усиливаются. Так происходит переключение между этими зонами.

Каждый маленький ребенок - гениальный лингвист. Он способен создать в уме модель родного языка или даже нескольких языков за первые три года. Кстати, о языках. Иногда произносят термин «когнитивная функция языка». Это понятие - из языкознания, и означает оно, что язык становится кодом, средством для понимания мира человеком. Последние исследования доказывают, что для создания и понимания речи необходимо не только но и правое. Иначе человек не сможет понять общий смысл шутки или истории из жизни знакомых. По отдельности фразы понимает, а вот над чем смеяться - никак не догадается.

Когнитивные функции включают и математические способности. Многие себя считают бесталанными в и опускают руки, доверяя калькуляторам. В результате многие взрослые люди не могут даже грубо подсчитать сумму покупок в магазине или проверить счет, выписанный в ресторане. Этим пользуются ушлые торговцы на рынках. Впрочем, не все так грустно, можно вернуть утраченные когнитивные функции, если вы сможете себя заставить регулярно упражняться. Это как фитнес - чем больше времени тратится, тем ярче результаты, хотя у каждого свои нормы.

И наконец, о пространственном мышлении. Некоторые люди отлично работают с компасом и картой, моментально отмечая все особенности местности, даже кажется, они могут сами рисовать точные карты. А другим даже найти нужную улицу трудно. Что делать, если эта когнитивная функция не на уровне? Вспомнить школьный курс черчения, придумывать причудливые объекты, рисовать их в разных ракурсах, а затем отдавать на проверку человеку, который «может рисовать карты».

Так что, в каком бы состоянии ни находились ваши когнитивные функции, ситуацию можно при помощи труда изменить в лучшую сторону.

Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга.

В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.

Под когнитивными нарушениями понимается , умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является , или слабоумие . Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается . Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

  • кортико-базальная дегенерация;
  • и другие.

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при . К их числу относятся:

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

  • проблемы с восприятием сторонней информации;

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Нарушение когнитивных функций необходимо дифференцировать с другими формами неврологических расстройств. В частности, для постановки правильного диагноза следует установить наличие или отсутствие патологических изменений в поведении человека, его эмоциональном состоянии.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

В последнем случае речь идет о:

  • родовых травмах;
  • инфицировании плода в период вынашивания.

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса. При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо . Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет . Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, почему судьбы людей так отличаются друг от друга, ведь мы все устроены одинаково? Так почему же, несмотря на это, один человек достигает в жизни успеха, а у другого не получаются, казалось бы, самые простые вещи?

Конечно, все дело в работе мозга. А точнее, в его способности обрабатывать поступающую информацию. Давайте посмотрим, как это происходит.

Представьте, что смотрите на движущийся автомобиль.

Ваши глаза устроены не сложнее видеокамеры. Они всего лишь умеют воспринимать свет и преобразовывать его в поток сигналов. Чтобы эти сигналы обрели определенный смысл, Ваш мозг должен проделать огромную дополнительную работу.

Прежде всего, он должен распознать контуры автомобиля на фоне окружающих его предметов и сравнить полученную форму с миллионами других, хранящихся в Вашей памяти . Только задумайтесь над тем, что Вы можете сделать это за доли секунды, и Вы поймете, какими удивительными способностями обладаете. Более того, Вы сможете сделать это даже если на улице темно, а автомобиль виден только частично.

Этот процесс называется «восприятие », и его результатом будет образ автомобиля в Вашем сознании.

Образ – это гораздо больше, чем просто картинка. Ваши глаза передают Вам всего лишь плоский силуэт с двумя колесами, в то время как образ включает в себя все, что Вы знаете об автомобилях. Вы понимаете, что это – транспортное средство, что у него 4 колеса, что он железный и очень тяжелый, а также то, что если Вы вдруг с ним столкнетесь, то Вам может не поздоровиться. Но и это еще не всё!

Ваш мозг непрерывно занимается предсказанием будущего! Едва заметив машину, он тут же рассчитает вероятность вашего столкновения. Для этого, на основании видимого углового размера машины и Ваших знаний о её настоящей длине, он определит расстояние, оценит скорость и направление движения и выполнит все необходимые расчеты, результатом которых станет Ваше решение: продолжить путь или притормозить.

Это включилось в работу мышление – способность выполнять с образами различные операции и прогнозировать последствия. Именно благодаря мышлению Вы способны планировать свои действия.

Описанные процессы памяти, восприятия и мышления настолько сложны, что ни один, даже самый мощный, современный компьютер не может справиться с ними так же хорошо, как Ваш мозг. Тем не менее, и его возможности не безграничны.

Мозг не может анализировать абсолютно все, что Вы видите и слышите. Ему ежесекундно приходится выбирать, какие из поступающих сигналов нужно обрабатывать, а какие можно пропустить.

Этот механизм называется «внимание ». Благодаря ему, анализу подвергается только самая важная в данный момент информация. Так, например, если на пути вдруг возникнет препятствие (к примеру, столб или яма), Ваше внимание мгновенно переключится на него, и мозг тут же рассчитает новый маршрут движения. Однако если по какой-то причине внимание будет отвлечено на что-то другое – быть беде, поскольку в Вашем внутреннем мире, в отличие от реального, это препятствие просто не будет существовать!