Когнитивные расстройства. Синдром умеренных когнитивных расстройств в пожилом возрасте: диагностика и лечение Тяжелые когнитивные нарушения

Лежит степень их выраженности. Когнитивные расстройства делятся на легкие, средней тяжести и тяжелые.

Легкие когнитивные нарушения

Обычно, носят нейродинамический характер. Страдает оперативная память, скорость обработки информации, способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.
При легких нарушениях появляются жалобы на рассеянность, снижение памяти, внимания, работоспособности.

Память снижается на текущие события, на фамилии, имена, номера телефонов. Профессиональная - длительное время не страдает.
Вначале, изменения не заметны для окружающих.
При нейропсихологи и ческом исследовании выявляются
незначительные затруднения: более медленное выполнение задания, нарушение концентрации внимания.
Когнитивная недостаточность носит не специфический характер и является, преимущественно, мнестической.
То, что мы называем "возрастными" изменениями (в пожилом возрасте).
У людей других возрастных категорий подобные симптомы могут встречаться при хронических стрессах, длительных физических и умственных перегрузках, проблемах со здоровьем, (артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.).
В большинстве случаев, они имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии, оптимизации образа жизни и трудовой деятельности, уменьшаются или проходят совсем.

Умеренныекогнитивные нарушения

Имеют полиэтиологическую природу, не связаны с возрастом. Обычно, отражают начало болезней, приводящих к деменции.
Своевременное выявление умеренной стадии позволяет провести мероприятия по профилактике прогрессирования болезни.

Варианты синдрома умеренных когнитивных расстройств

При Амнестическом варианте преобладает нарушение памяти на текущие события. Проблема носит прогрессирующий характер и, с течением времени, может стать началом болезни Альцгеймера.

При Множественной когнитивной недостаточности
поражаются несколько когнитивных функций - память, пространственная ориентация, интеллект, праксис и др. Такой тип нарушения характерен для , фронтотемпоральной деменции.

Нарушение когнитивных функций при сохранности памяти
Этот вариант обычно протекает с преобладанием нарушения речи или праксиса. Наблюдается при нейродегенеративных болезнях - первично прогрессирующей афазии, кортикобазальной дегенерации, деменции с тельцами Леви.

Чем раньше распознается синдром умеренных когнитивных расстройств, тем успешнее будут результаты лечения, что и позволит как можно дольше сохранить достойное качество жизни.

Выраженное нарушение когнитивных функций


Это деменция. Если она возникла на фоне цереброваскулярных болезней, либо вследствие нарушений системной гемодинамики, то ее называют сосудистой.
Характеризуется нарушением таких высших психических функций, как речь, ориентация в пространстве и времени, способность к абстрагированию, праксис.
Больше всего страдают память и интеллект, что ведет к затруднению повседневной жизни.
Почти всегда болезнь сопровождается эмоционально - волевыми нарушениями.
Для сосудистой деменции характерно сочетание когнитивных расстройств с очаговой неврологической симптоматикой - гемипарезы, расстройства координации, статики и др., (но - это не обязательно).
Для установления именно сосудистой причины деменции, необходимо иметь данные о поражении сосудов головного мозга и установление временной и причинно - следственной связи между деменцией и сосудистым поражением головного мозга.
Например, если когнитивное снижение произошло сразу после (чаще в первые 3 месяца), то, много вероятности, что они возникли именно вследствие сосудистой причины.
Когнитивный дефицит может быть обусловлен не только самим инсультом, но и инсульт часто утяжеляет уже имеющиеся когнитивные проблемы, возникшие на фон дегенеративных изменений мозга: имеются два, совместно протекающих и взаимно утяжеляющих друг друга процесса. При деменции человек нуждается в постоянной посторонней помощи и уходе.
Важно выявление синдрома когнитивных расстройств в самом раннем периоде, это поможет своевременно установить причину нарушений и принять меры по профилактике утяжеления болезни.

Под термином «умеренные когнитивные нарушения » понимают нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые выходят за пределы возрастной нормы, но не достигают выраженности деменции. «Если ты достиг преклонных лет и не замечаешь в себе никаких признаков старческого слабоумия, значит первый признак уже налицо» (Т. Ойзерман). Синдром умеренных когнитивных нарушений в большинстве случаев является патологическим состоянием, вследствие чего изменения на данном этапе не исчерпываются только возрастными инволютивными процессами. В большинстве случаев он связан с начинающимся заболеванием головного мозга (повторяет этиологию деменции).

Согласно данным ряда исследователей, синдром умеренных когнитивных нарушений отмечается у 15-20% лиц старше 65 лет. Длительные наблюдения свидетельствуют, что в течение 5 лет деменция развивается у 60-80% пациентов с данной патологией. В 20-40% случаев умеренные когнитивные расстройства носят стабильный или медленно прогрессирующий характер (т.е. не переходят в деменцию).

В настоящее время выделяют три основных клинических варианта заболевания

(R. Peterson, 2001):

  • амнестический вариант (доминируют нарушения памяти на текущие события) (является предвестником болезни Альцгеймера);
  • с множественной когнитивной недостаточностью (наличие сочетанного поражения нескольких когнитивных функций) (исходом может быть болезнь Альцгеймера или, реже, сосудистая деменция);
  • с нарушением одной когнитивной функции при сохранности памяти (так, например, преобладание зрительно-пространственных нарушений означает повышенный риск развития деменции с тельцами Леви).
  • Основными симптомами умеренных когнитивных нарушений являются:

  • нарушения памяти на текущие события;
  • невозможность пересказать только что прочитанное;
  • невозможность запомнить имена новых знакомых;
  • нарушения ориентировки в незнакомой местности;
  • снижение профессиональной компетентности, заметное для сослуживцев;
  • трудности подбора слова при разговоре;
  • нарушение выполнения счетных операций.
  • Ниже представлены модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (S. Guatheir et. аl., 2004):

    когнитивные нарушения, по словам пациента и/или его ближайших родственников;

  • ухудшение когнитивных способностей по сравнению с исходным уровнем;
  • объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонений от среднестатистического возрастной нормы);
  • отсутствие нарушений привычных для пациента форм повседневной активности (допускается возможность затруднений в сложных видах деятельности);
  • отсутствие деменции (результат краткой шкалы оценки психического статуса менее 24 баллов).
  • В настоящее время термин «умеренные когнитивные нарушения» включен в последний пересмотр международной классификации болезней (МКБ-10) как самостоятельный диагноз:

  • жалобы на снижение памяти или повышенную утомляемость при умственной работе;
  • объективные свидетельства снижения памяти, внимания или способности к обучению;
  • уровень нарушений не достаточен для диагностики деменции;
  • когнитивные нарушения имеют органическую природу.
  • Прогноз при наличии синдрома умеренных когнитивных нарушений достаточно серьезный. Так, в 1,7 раза выше риск летального исхода и в 3,1 раза - возникновения болезни Альцгеймера. Неблагоприятными прогностическими признаками при умеренных когнитивных расстройствах являются:

  • пожилой возраст;
  • низкие результаты нейропсихологических тестов;
  • отягощенный семейный анамнез по деменции;
  • атрофия гиппокампа на МРТ головного мозга;
  • быстрое нарастание церебральной атрофии при повторных КТ или МРТ-исследованиях;
  • носительство аллеля АПОЕ-4.
  • По данным Y. Stern с соавт. (1992) для развития деменции у лиц с высшим образованием необходимы более значительные органические изменения (пословица: «Учиться никогда не поздно »).

    Когнитивные расстройства – самый распространенный неврологический симптом, сигнализирующий о том, что нормальная работа головного мозга нарушена. Это напрямую влияет на способность рационального познания мира. Причинами такого состояния могут быть множество самых разных заболеваний. В чем же заключается эта патология?

    Что такое когнитивные нарушения

    Когнитивные функции организма представляют собой такую функцию нашей нервной системы, которая отвечает за понимание, познавание, изучение, осознание, восприятие и переработку информации из внешней среды. Без этой функции человек не в состоянии познавать окружающий его мир. Давайте рассмотрим подробнее, какие функции мозга пострадают в данной ситуации:
    • Внимание. Человек больше не может выделять важную информацию из общего потока, он не в состоянии сконцентрироваться.
    • Восприятие. Становится невозможным восприятие информации из внешней среды.
    • Память. Нарушается способность к сохранению и воспроизведению полученной информации.
    • Психомоторная функция. Теряется способность к выполнению каких-либо двигательных навыков (рисование, письмо, вождение автомобиля).
    • Интеллект. Нарушен анализ информации, способность делать умозаключения.
    • Речь.
    Причины появления когнитивных нарушений можно условно поделить на две категории: функциональные и органические. Первые характеризуются тем, что отсутствует прямое поражение . К этому могут приводить переутомления, негативные эмоции, стрессовые состояния. Такой вид расстройств может встречаться у людей всех возрастов. Это не представляет опасности, обычно симптомы уходят сами по себе, после того, как причина их возникновения ликвидируется. Иногда бывает целесообразно применить легкую медикаментозную терапию.

    Органические же нарушения всегда будут связаны с повреждением головного мозга. Такие состояния чаще наблюдаются у людей постарше. Но правильное лечение во многих случаях позволит добиться значительных улучшений.

    Самые распространенные причины когнитивных расстройств:

    • Сосудистые заболевания головного мозга. Сюда можно отнести артериальную гипертензию, атеросклероз (приводящий к окклюзии магистральных сосудов), инсульты.
    • Травмы.
    • Алкоголизм.
    • Наркомания.
    • Печеночная недостаточность.
    • Почечная недостаточность.
    • Злоупотребление лекарственными средствами.
    • Болезнь Паркинсона.
    • Болезнь Альцгеймера.
    • Опухоли головного мозга.
    • Отравления (см. также – ).
    • Рассеянный склероз.


    Симптомы

    Симптоматика отличается своим разнообразием. Во многом она будет определяться тяжестью патологического процесса и локализацией нарушений в головном мозге. Зачастую страдает не одна функция, а несколько сразу.
    • Ухудшается память. Сначала забываются недавно произошедшие события, по мере прогрессирования больной забывает и то, что было уже давно. Подробнее об ухудшении памяти читайте тут: .
    • Снижение концентрации внимания. Человек испытывает затруднения в решении конкретных задач.
    • Нарушение ориентации в незнакомом месте.
    • Уменьшается активность мышления. Новая информация не воспринимается, сложно делать выводы.
    • Отсутствие критики к своему поведению.
    В зависимости от выраженности нарушений можно выделить три вида:

    Легкие нарушения . Симптомами в данном случае будут: снижении концентрации внимания, незначительное ухудшение памяти, повышенная утомляемость при различных видах интеллектуального труда. Человек может забывать имена знакомых, не в состоянии найти дорогу в незнакомом месте, ему трудно подбирать слова. Он может часто забывать, куда положил какую-то вещь.

    Диагностика данных нарушений осуществляется с применением психологических и клинических обследований. При проведении нейропсихологического теста может быть выявлено нарушение серийного счета. Характерно отсутствие масштабных изменений в поведенческой и эмоциональной сфере, нет атрофии в головном мозге. Немного нарушена профессиональная и социальная активность.



    Умеренное когнитивное расстройство . Оно вызвано ухудшением одного или нескольких когнитивных процессов. Нарушение инструментальной повседневной активности, может требоваться посторонняя помощь. Пациент плохо помнит некоторые события из жизни, не может находить дорогу.

    Тяжелая форма – это . Такая форма характерна наличием серьезных проблем в социальной и профессиональной жизни, и даже в элементарном самообслуживании, постоянно нужна посторонняя помощь. Пациент дезориентирован во времени, не помнит большинство жизненных событий. Такая форма может осложняться возникновением тревожности, навязчивости, галлюцинациями и бредом. В самом тяжелом проявлении – отсутствие речи, полная утрата психомоторных навыков.

    Рассмотрим когнитивные нарушения на примере инсульта.

    • Монофункциональные нарушения. Затронута какая-то одна когнитивная функция (восприятие, память, речь).
    • Умеренная степень нарушений. Наличие множественных когнитивных нарушений. Деменция в данном случае отсутствует.
    • Постинсультная деменция. Множественные когнитивные расстройства ведут к дезадаптации больного.

    Признаки когнитивных расстройств (видео)


    В этом видеоролике можно послушать о том, как часто встречаются когнитивные расстройства, кто им более подвержен, как вовремя выявить эту проблему и начать ее решать.

    Когнитивные расстройства у детей, симптомы, лечение

    Эта проблема достаточно часто встречается у детей и подростков. Причины могут быть в недостатке важных для организма витаминов и минералов, перенесенных заболеваниях, родовых травмах, внутриутробных инфекциях, гипоксии головного мозга.

    Важно! Самая распространенная причина детских когнитивных расстройств – это гиповитаминоз. Ученые проводили ряд исследований, в ходе которых выявили четкую закономерность ухудшения когнитивных функций у детей по причине недостаточной обеспеченности их микронутриентами.


    Характерные симптомы – это синдром гиперактивности с недостаточностью внимания, нарушенные поведенческие реакции, неустойчивая психика, трудности при овладении навыками письма и чтения.



    Лечение детей должно быть комплексным, включающим медикаментозные и немедикаментозные способы терапии. Из лекарственных средств, как правило, используются ноотропные препараты. Они улучшают метаболизм и межнейронную передачу в центральную нервную систему, что положительно сказывается на умственной деятельности, внимании, памяти, речи и способности к обучению. К таким препаратам относятся «Пирацетам», «Инстенон», «Энцефабол».

    Хороший эффект окажут занятия по психотерапии. Также необходимо тренировать память, например, заучиванием стихов и песен.

    Диагностика

    Для того чтобы выявить наличие и степень когнитивной дисфункции, нужно тщательно опросить пациента и его родственников. Следует учитывать наследственность, наличие травм в анамнезе, вредные привычки, психоэмоциональное состояние больного, употребление лекарств.

    Неврологи осматривают больного на предмет обнаружения основного заболевания, которое может давать неврологическую симптоматику.

    Психическое состояние помогает определить врач-психиатр, используя нейропсихологические тесты. Эти тесты являются специальными упражнениями на воспроизведение рисунков и слов, решение задач, выполнение каких-то двигательных программ и тому подобное.

    Очень удобно использование шкалы MMSE – это перечень вопросов, которые помогут оценить, в каком состоянии находятся речь, память, восприятие, чтение, срисовывание, ориентировка во времени и так далее. Эта шкала также используется для оценки адекватности и результативности терапии.

    У больных с когнитивным дефицитом приобретенного характера нужно проводить дополнительные лабораторные обследования. Для доктора важны будут данные клинического и биохимического анализа крови, липидограммы, уровня тиреотропных гормонов и некоторых других показателей.

    Из аппаратных методик применяются: компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, допплерография магистральных сосудов.

    Пациенту нужно исключить возможные соматические заболевания.

    Если имеется подозрение на болезнь Альцгеймера, то нужна дифференциальная диагностика этого заболевания с сосудистой деменцией.

    Если вы заметили у себя даже самые легкие симптомы когнитивных расстройств, можно начать принимать витаминно-минеральные комплексы, аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение опасно, поэтому прежде чем приступить к какой-либо терапии, сначала посоветуйтесь с врачом.

    Терапия, конечно, во многом будет определяться причиной возникновения когнитивных расстройств. Но главная ее цель – коррекция патологических изменений, происходящих в головном мозге. Помимо лечения основного заболевания, врачи назначают препараты нейропротекторного свойства, чтобы улучшить когнитивные функции. К ним относятся: «Милдронат», «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин». Это отличная профилактика дальнейшего развития этой патологии.



    Если пациент с выраженной деменцией, ему будут показаны препараты: «Донепезил», «Ривастигмин», «Мемантин», «Галантамин», «Ницерголин». Дозировка и длительность курса подбираются строго индивидуально.

    Показаны также препараты, которые помогают бороться с гиперхолестеринемией («Торвакард», «Симвастатин», «Аторвастатин»). Кроме того, желательно придерживаться безхолестериновой диеты. Надо включить в рацион творог, нежирное молоко, овощи, фрукты и морепродукты. Очень важно избавиться от вредных привычек, если таковые имеются.

    Полезна будет психотерапия.

    Профилактика

    Подавляющее число случаев когнитивных нарушений, если уже появились, будут склонны к прогрессированию. Поэтому цель профилактики – приостановление дальнейшего течения патологического процесса, уменьшение повреждающих воздействий на головной мозг. Для этого нужно соблюдать определенные правила:
    • Прием лекарственных препаратов, назначенных врачом.
    • Также нужно заниматься упражнениями для тренировки когнитивных функций (заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов, рисование и так далее).
    • Крайне важно сохранять стабильное психоэмоциональное состояние, избегать отрицательных эмоций и , насколько это представляется возможным.
    • Доказана связь когнитивных функций с физической активностью. Поэтому нужно обязательно заняться каким-либо спортом (ходьба, плавание, гимнастика, пилатес, йога).
    • Нельзя недооценивать важность социальной активности. У социально изолированных людей риски возникновения данных нарушений увеличиваются в несколько раз.
    • Нужно обратить пристальное внимание на питание. Оно должно быть рациональным. Очень хороший эффект будет, если придерживаться средиземноморской диеты. Можно использовать пищевые добавки и витамины: цинк, медь, витамин E, витамины группы B, гинкго билоба, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты.
    Когнитивные нарушения, несомненно, являются очень значимой проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне важно выявление данного синдрома на раннем этапе его возникновения. Это поможет принять адекватные меры для профилактики прогрессирования заболевания.

    Следующая статья.


    Введение

    Когнитивные функции - наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

    Процесс рационального познания мира и целенаправленного взаимодействия с ним включает в себя четыре основных взаимодействующих компонента, с каждым из которых связана определенная когнитивная функция :
    восприятие информации – гнозис
    обработка и анализ информации – внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений (интеллект)
    запоминание и хранение информации – память
    обмен информацией, построение и осуществление программы действий – речь и праксис (целенаправленная двигательная активность)

    Память - способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию; функция памяти связана с деятельностью всего головного мозга в целом, но особенное значение для процесса запоминания текущих событий имеют структуры гиппокампового круга.

    Гнозис - функция восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы; первичные нарушения гнозиса (агнозии) развиваются при патологии задних отделов коры головного мозга, а именно височной, теменной и затылочных долей.

    Речь - способность обмениваться информацией с помощью высказываний; нарушения речи (афазии) чаще всего развиваются при патологии лобных или височно-теменных отделов головного мозга; при этом поражение височно-теменных отделов приводит к разного рода расстройствам понимания речи, а при патологии лобных долей первично нарушается способность выражать свои мысли с помощью речевых высказываний.

    Праксис - способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки; нарушения праксиса (апраксии) чаще всего развиваются при патологии лобных или теменных долей головного мозга; при этом патология лобных долей приводит к нарушению способности построения двигательной программы, а патология теменных долей – к неправильному использованию своего тела в процессе двигательного акта при сохранной программе движений.

    Внимание - отбор нужной информации, обеспечение избирательности различных программ своей деятельности, сохранение должного контроль над своим поведением; внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов; в отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет - оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них; внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность; внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

    Интеллект - способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения; интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом.

    Прежде чем переходить к рассмотрению синдрома «умеренных когнитивных нарушений» необходимо рассмотреть такое понятие, как «возрастная когнитивная дисфункция».

    Возрастная когнитивная дисфункция

    В 1994 г. Международной психогериатрической ассоциацией при ВОЗ был предложен термин « возрастное когнитивное снижение » (англ. аging-аssociated сognitive decline) для определения ослабления памяти и внимания возрастного характера. Проведенные к настоящему времени исследования убедительно свидетельствуют, что для нормального старения характерны инволютивные процессы как центральной, так и периферической нервной системы. Со стороны центральной нервной системы процесс старения проявляется уменьшением объема и массы головного мозга, и числа синаптических связей. Наряду с уменьшением числа церебральных рецепторов имеет место и медиаторная церебральная недостаточность. С возрастом уменьшается число и плотность дофаминовых D2-рецепторов стриатума и снижается концентрация дофамина в подкорковых образованиях головного мозга. Следствием этого являются клинические проявления нормального старения, хорошо известные врачам-гериатрам: обеднение мимики, некоторая общая замедленность, согбенная, старческая поза, некоторое укорочение длины шага. Помимо моторных, при снижении уровня дофамина развиваются и «дофамин-чувствительные» когнитивные симптомы. Так, проведенные к настоящему времени исследования показали, что с возрастом снижается быстрота реакции, становится труднее усваивать и реализовывать новую программу действия, снижается уровень внимания и объем оперативной памяти. Указанные изменения не носят патологического характера, осознаются пациентами и не приводят к нарушению адаптации пожилых людей. Важно отметить, что при нормальном старении снижение памяти и других когнитивных способностей носит практически стационарный характер. Для дифференциального диагноза между физиологической возрастной когнитивной дисфункцией и начальными признаками патологического ухудшения высших мозговых функций существенное значение имеет анализ характера нарушений памяти. При нормальном старении забывчивость связана преимущественно со снижением активности запоминания и воспроизведения, в то время как первичные механизмы памяти остаются сохранными. В отличие от этого при болезни Альцгеймера нарушается сама способность усвоения новой информации. Поэтому внешняя организация процесса запоминания в сочетании с подсказками при воспроизведении в значительной степени компенсирует возрастную забывчивость, но малоэффективна при болезни Альцгеймера, в том числе на ранних ее стадиях. Эти данные легли в основу метода дифференциального диагноза нормального и патологического старения, впервые предложенного Гробером и Бушке.

    Диагностические критерии связанного со старением когнитивного снижения, разработанные Международной психогериатрической ассоциацией ВОЗ (1994):
    критерии включения
    :
    когнитивные нарушения, отражаемые в жалобах пациента или его ближайшего окружения
    постепенное развитие нарушений и их наличие в течение минимум 6 месяцев
    нарушения в одной из следующих сфер: памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-пространственной ориентировки
    результаты нейропсихологических тестов минимум на одно стандартное отклонение ниже нормы, разработанной для данной возрастной группы
    критерии исключения :
    наличие умеренного когнитивного расстройства по критериям МКБ-10
    наличие соматической патологии, способной привести к когнитивным нарушениям
    органическая патология головного мозга
    выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства: депрессия, тревога, делирий и др.
    употребление психоактивных веществ

    Согласно указанным критериям, о синдроме «возрастного когнитивного снижения», не связанном очевидным образом с каким-либо установленным соматическим, неврологическим или психическим заболеванием, можно говорить в случаях ухудшения одной или нескольких когнитивных способностей, отклоняющихся от среднестатистических показателей для данной возрастной группы, превышающих их, но не достигающих выраженности деменции .

    Таким образом, синдром «возрастного когнитивного снижения» занимает промежуточное положение между нормальным старением и патологическими изменениями, обусловленными органическим поражением головного мозга . По эпидемиологическим данным, распространенность «возрастного когнитивного снижения» составляет не менее 40% среди лиц старше 50 лет. Однако в повседневной клинической практике провести грань между «физиологическим» и «патологическим» ухудшением когнитивных способностей в пожилом возрасте весьма сложно, а нередко вообще не представляется возможным.

    Умеренные когнитивные нарушения (расстройства)

    Когнитивные нарушения, выходящие за пределы возрастной нормы, но не достигающие степени деменции, отмечаются у 11-17% пожилых и старых людей.

    Согласно критериям МКБ-10 , синдром умеренных когнитивных расстройств (УКР; англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть выставлен при условии наличия :
    снижения памяти, внимания или способности к обучению
    жалоб пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы
    нарушения памяти и других высших мозговых функций, не вызывающих деменцию и не связанных с делирием
    органической природы указанных расстройств

    Диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (УКН) по J. Touchon, R. Petersen (2005) :
    когнитивные нарушения по словам пациента и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее)
    признаки ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного индивидуума, которое произошло в недавнее время
    объективные свидетельства когнитивных нарушений полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы)
    нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности
    деменция отсутствует - результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов

    Клинические особенности синдрома УКН разнообразны и определяются характером основного заболевания, которое является причиной нарушений.

    R. Petersen и соавт. выделяют три основных клинических варианта синдрома УКН :
    амнестический вариант , при котором в клинической картине доминируют нарушения памяти
    УКН с множественной когнитивной недостаточностью , для которого характерно одновременное ухудшение нескольких когнитивных функций
    УКН с преобладанием нарушений в какой–либо одной когнитивной сфере при сохранной памяти

    О.С.Левин, Л.В.Голубева (Кафедра неврологии РМАПО, Москва) выделяют четыре клинических варианта УКР (с учетом характера мнестических нарушений и возможности взаимодействия когнитивных функций) :
    амнестический тип с характерным дефектом эпизодической памяти, связанным с нарушением запоминания (дефект воспроизведения, опосредованного запоминания и узнавания); в тесте на свободные и направленные вербальные ассоциации возможно также снижение семантически опосредованной речевой активности
    дизрегуляторный (лобный) тип , характеризуется преобладанием дисфункции лобных долей, которая может быть связана с первичной патологией лобной коры или является вторичной по отношению к патологии глубинных структур (подкорково-лобный синдром); при этом типе возможно вторичное снижение памяти с дефектом воспроизведения, но сохранным узнаванием и опосредованным запоминанием; характерно также снижение речевой активности (особенно уменьшение числа фонетически опосредованных ассоциаций)
    комбинированный (мультифункциональный) тип УКР, характеризующийся сочетанием амнестического синдрома гиппокампального типа (с нарушением воспроизведения и узнавания) с нарушением регуляторных или других когнитивных функции
    УКР с преобладающим нарушением какой-либо иной когнитивной сферы , например зрительно-пространственных или речевых (дисфазические) нарушений

    Следует подчеркнуть, что у большинства больных с УКР выявляется нарушение нескольких когнитивных функций, тогда как в чистом виде монофункциональный тип УКР наблюдается относительно редко. Поэтому при выделении различных типов УКР речь идет об относительном доминировании того или иного типа нарушений. Необходимо также отметить, что наиболее универсальным типом когнитивных нарушений является ослабление памяти, выявляемое примерно у 85% пациентов с УКР, и определение его природы играет ключевую роль в дифференциации различных вариантов УКР.

    Диагноз УКР является по существу синдромальным . Констатация наличия когнитивных расстройств, выходящих за пределы возрастной нормы, недостаточна для понимания природы заболевания и выработки терапевтической тактики. Синдром УКР не является результатом только возрастных изменений головного мозга или дисметаболических когнитивных расстройств, развивающихся в результате соматической патологии - синдром УКР полиэтиологичен и может развиваться как «доклинические» проявления целого ряда неврологических заболеваний, наиболее часто наличие синдрома УКР является либо проявлением дебюта болезни Альцгеймера и сосудистой мозговой недостаточности, либо сочетанного сосудисто-нейродегенеративного процесса. Поэтому пациенты с синдромом УКР подлежат тщательному клиническому и инструментальному обследованию с целью выявления возможной причины нарушений.

    Синдром УКН в большинстве случаев является прогрессирующим состоянием . По эпидемиологическим данным, 10–15% случаев УКР в течение одного года трансформируются в деменцию, а за 4 года наблюдения деменция развивается у 55–70% пациентов с синдромом УКН. В некоторых случаях, однако, умеренные когнитивные нарушения остаются стационарными в течение весьма длительного времени. Нередко встречаются также случаи обратимого синдрома УКН. Риск прогрессирования когнитивных нарушений и развития деменции выше в старших возрастных группах, при плохих результатах нейропсихологических тестов, при наличии атрофии гиппокампа на МРТ головного мозга, а также у лиц с отягощенным семейным анамнезом по деменциям.

    Диагностика синдрома УКР

    Диагностика синдрома УКР базируется :
    на субъективных жалобах пациента на снижение памяти и умственной работоспособности (или жалоб родственников или ближайшего окружения)
    на данных объективных методов исследования

    Примерно у половины пациентов с активными жалобами на снижение памяти применение простых скрининговых шкал не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб на снижение памяти при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения (включая депрессюию). Поэтому всем пациентам с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу.

    Для объективизации когнитивных нарушений используются нейропсихологические методы :
    набор нейропсихологических методик должен быть достаточно простым, чтобы обеспечить диагностику синдрома УКР на этапе первичного неврологического консультирования, но в то же время достаточно чувствительным к относительно небольшим по выраженности когнитивньм расстройствам
    в клинической практике обычно применяются более простые методики, хорошо зарекомендовавшие себя в скрининговой диагностике деменции - краткая шкала исследования психического статуса (англ. – Mini–Mental State Examination) и тест рисования часов
    для уточнения диагноза нередко бывает необходимо динамическое наблюдение за пациентом и повторные клинико–психологические исследования - нарастание выраженности когнитивных нарушений со временем является одним из наиболее надежных признаков патологического характера когнитивных расстройств
    использование клинических шкал, которые содержат описания наиболее типичных когнитивных, поведенческих и функциональных симптомов, характерных для ранних стадий болезни Альцгеймера и других нейрогериатрических заболеваний - клиническая рейтинговая шкала деменции (КРШД) и общая шкала нарушений (ОШН)

    Диагноз УКР является, по существу, синдромальным, поэтому пациенты с синдромом УКР подлежат тщательному клиническому и инструментальному обследованию с целью выявления возможной причины нарушений :
    начальных признаков нейродегенеративного процесса
    сосудистой мозговой недостаточности
    других неврологических заболеваний

    При этом о возможной начинающейся болезни Альцгеймера будет свидетельствовать :
    преобладание в клинической картине нарушений памяти
    быстро прогрессирующий характер расстройств
    отсутствие очаговой неврологической симптоматики
    атрофия гиппокампа при МРТ головного мозга

    Важным этапом дифференциального диагноза синдрома УКР является исключение вторичного характера когнитивных нарушений по отношению к системным метаболическим расстройствам.

    Поиск причины УКР должен проводиться систематически и обязательно включать следующие этапы :
    исключение связи УКР с побочным действием лекарственных средств (особенно имеющих седативный или холинолитический эффект)
    исключение заболеваний, вызывающих когнитивный дефицит, который потенциально обратим при специфической терапии , - например, гидроцефалия, эндокринопатии (сахарный диабет, гипотиреоз, тиреотоксикоз), заболевания легких и сердца (особенно протекающие с сердечной и дыхательной недостаточностью), токсические и дисметаболические энцефалопатии (например, связанные с дефицитом витамина В12 или тиамина, заболеваниями печени и почек), некоторые системные (системная красная волчанка, саркоидоз, васкулиты) или инфекционные заболевания (нейросифилис, нейроборрелиоз и др.); для выявления этих заболеваний может потребоваться дополнительное лабораторное или инструментальное обследование
    дифференциация УКР, связанного с сосудистым поражением мозга (цереброваскулярного типа УКР) от ранней стадии болезни Альцгеймера (альцгеймеровского типа УКР) и возрастной когнитивной дисфункции

    В пользу сосудистой мозговой недостаточности говорят связь нарушений с перенесенными инсультами, наличие очаговой неврологической симптоматики, а также постишемических кист и выраженных изменений белого вещества при МРТ головного мозга.

    Целесообразно выделять по крайней мере три основных варианта цереброваскулярного УКР :
    постинсультное УКР (выявляется примерно у половины пациентов, перенесших инсульт, и может существенно затруднять процесс реабилитации)
    УКР, возникающее как проявление дисциркуляторной энцефалопатии , как правило, связанной с преимущественной патологией мелких мозговых сосудов
    УКР, возникающее на фоне стенозирующего атеросклероза магистральных артерий головного мозга и часто связанное с микроэмболизацией сосудов мозга

    Для диагностики цереброваскулярного типа УКР важное диагностическое значение могут иметь :
    наличие факторов риска цереброваскулярного заболевания (артериальная гипертензия, гиперлипидемия, сахарный диабет, нарушение сердечного ритма, курение и др.)
    анамнестически, клинически или инструментально подтвержденные признаки поражения мозговых сосудов (например, данные ультразвукового исследования или ангиографии) и/или вещества мозга (например, выявляемые при осмотре очаговые неврологические симптомы либо данные КТ и МРТ головного мозга)
    наличие неравномерного (ступенеобразного) прогрессирование с чередованием периодов резкого ухудшения, частичного регресса и относительной стабилизации

    Лечение синдрома УКР

    Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели :
    вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
    уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

    Принципы лечения синдрома УКР :
    индивидуальность
    направленность на те патогенетические факторы нарушений когнитивных функций, которые определяются при клиническом и инструментальном исследовании в каждом конкретном случае
    основные группы фармакологических препаратов , которые могут применяться при наиболее частых патогенетических вариантах синдрома УКР (связанных с начинающейся болезнью Альцгеймера, сосудистой мозговой недостаточностью или сочетанием обоих патогенетических факторов):
    - ингибиторы ацетилхолинэстеразы (реминил, ривастигмин) - являются препаратами первого выбора для лечения болезни Альцгеймера; теоретически, чем раньше будут назначены ингибиторы ацетилхолинэстеразы, тем больше ожидаемый эффект; однако учитывая фармакоэкономические аспекты терапии ингибиторами ацетилхолинэстеразы, возможность системных побочных эффектов, их назначение целесообразно лишь при полной уверенности врача в патологическом характере расстройств и в нозологическом диагнозе, что не всегда достижимо при легкой выраженности когнитивных нарушений на стадии УКР
    - антагонисты NMDA–рецепторов к глутамату (акатинол) - оказывают симптоматический ноотропный эффект обладают нейропротективным действием
    - вазоактивные препараты - патогенетически оправданным является воздействие на микроциркуляцию как при нейродегенеративном процессе, так и при сосудистой мозговой недостаточности; в отечественной практике они традиционно назначаются курсами по 2–3 месяца 1–2 раза в год, однако учитывая то, что синдром УКР знаменует собой определенные стадии хронического прогрессирующего заболевания головного мозга, вероятно, с патогенетических позиций более оправданным является длительное, возможно, постоянное применение данных препаратов
    - дофаминергические препараты (проноран) - с целью воздействия преимущественно на связанные с возрастными изменениями когнитивные симптомы
    - пепдидергические препараты (например, церебролизин) - неспецифическое многомодальное положительное воздействие на нейрональный метаболизм и процессы пластичности нейронов
    - препараты с нейрометаболическим действием - препараты Ginkgo biloba, пирацетам, пиритинол и др.

    Что такое когнитивные нарушения

    Когнитивные нарушения – это синдром, который характеризует расстройства высших нервных функций человека, к которым относятся: мышление, память, ориентация в пространстве и времени, умение выполнять сложные двигательные действия и манипуляции, речь, восприятие информации и другие. Функции, которые отличают человека в способностях от других млекопитающих.

    Когнитивные функции – это тот самый мостик, который соединяет человека с реализацией в современном человеческом обществе. Начиная с выполнения сложных высокотехнологических операций, будь то управление инженером крупного автоматизированного производства, выполнение хирургом сложных оперативных вмешательств, и, заканчивая обычными навыками самообслуживания в быту- всё происходит с помощью высшей нервной деятельности головного мозга.

    Выражается она в восприятии информации, её анализе, передаче и прочих действий, руководящих действиями человека в данный момент. Поэтому для полноценной жизнедеятельности нужно чтобы эти когнитивные функции выполнялись нашим мозгом на должном уровне.

    За когнитивные функции отвечают клетки коры головного мозга, а масса этих клеток с возрастом уменьшается, поэтому когнитивные нарушения чаще всего бывают именно у пожилых людей.

    Чем прогрессивнее нарушается насыщение нервных клеток кислородом и питательными веществами, тем быстрее нарушается их функции, являющиеся основой когнитивных нарушений. О когнитивных нарушениях и о том, что это такое написано выше, теперь мы подошли к следующему нашему разделу – какие же бывают когнитивные нарушения и как их определяют.

    Когнитивные нарушения в клинической практике делят по степеням выраженности: легкие, средний и выраженные. Определить степень выраженности этих нарушений можно с помощью специальных тестов или шкал, которые используют врачи. Примером подобного тестирования является определение когнитивных нарушений по шкале MMSE.

    Тестируемый отвечает на вопросы и выполняет определенные задания, каждое задание оценивается в баллах и по сумме баллов определяется тяжесть когнитивных нарушений. Существуют и другие тесты для этих целей, подобный тест один из нескольких.

    Что такое деменция

    Деменция- это выраженные когнитивные нарушения, которые еще называются слабоумием. О деменции и о том, что это такое вообще, часто можно слышать от родственников людей, больных деменцией, потому как сами они не относятся критически к изменениям своих способностей, а порой, и не способны оценить.

    Люди в деменции совершают необдуманные мало связанные с общественными представлениями поступки. Вот пример: старческое слабоумие. Оставленные дома без присмотра других людей может легко забыть зажечь включенную газовую конфорку или забыть про заженную, чистить обувь зубной щеткой, вытирать пол занавеской и прочие чудачества.

    Поэтому картину заболевания часто получается уточнить после беседы с родными и знакомыми пациента, которые с криком души рассказывают о том, как стал себя вести их близкий человек, “вырисовывая” во всех красках картину деменции. Конечно, для близких людей изменение родного человека это трагедия.

    Деменция приводит к изменению личности, вплоть до далекого отстранения от привычной жизни и когда-то родных людей.

    Лечение когнитивных нарушений, и, в частности- деменции, задача важная и одновременно сложная. Читайте об этом дальше в статье.

    Симптомы

    На этапе умеренных и выраженных когнитивных нарушений довольно трудно их корректировать и добиться существенных результатов, назначая соответствующее лечение. Живет себе пожилой человек со своими родственниками в квартире- то вещь какую-то не может найти, то забывает имена родных или знакомых, то дверцу холодильника не закрыл…-ситуация знакомая многим и вряд ли вызовет удивление у рядового человека. Однако, это уже является тревожным звонком.

    Чаще всего нарушения когнитивных функций проявляются заметно и ярче когда они уже стали умеренными или выраженными, а то и являются проявлениями “махровой” деменции.

    Конечно, такие особенности жизни людей, скажем, пожилого или старческого возраста в нашем обществе кажутся вполне себе обычным делом. Но скажу Вам, что далеко не у всех происходит вот так вот и в 70- и 80 и иногда в 90 лет.

    Конечно, большую роль играет наследственность, к тому же одно дело- возрастные изменения и признаки старения, а другое- признаки серьезного заболевания, такого как болезнь Альцгеймера. Подробнее на особенностях и различиях в этих ситуациях останавливаться не будем, диагностика и установление диагноза- дело врачебное. Здесь же опишем признаки, которые могут быть при вышеописанных изменениях:

    • снижение памяти на текущие события
    • нарушение способности считать
    • неспособность назвать текущую дату, месяц и год или ошибочное указание
    • неспособность дать название простым окружающим предметам (например: ручка, книга, стул и проч.)
    • дезориентация в окружающей обстановке и времени
    • не узнавание близких и родных

    Если эти симптомы повторяются у Ваших близких и родных с завидной регулярностью или были неоднократно- не тяните, здесь нужна консультация невролога, а иногда и может понадобиться помощь психиатра в назначении и коррекции лечения. Лечение когнитивных нарушений и деменции, в частности, заслуживает отдельной темы для разговора.

    Пример диагноза, сопровождающегося когнитивными нарушениями: ХНМК (хроническая недостаточность мозгового кровообращения) 3 степени с выраженными когнитивными нарушениями

    На теме лечения деменции мы ещё остановимся и обсудим подробнее в новых статьях-следите за обновлениями. Если у Вас возникли вопросы или есть комментарии к статье- оставляйте их ниже в соответствующей графе.

    Опубликовано автором