Как восстановить работу мозга. Как улучшить память и работу мозга

Люди заводят ежедневно миллионы записных книжек, чтобы не забыть о покупках, вещах в химчистке, важных номерах и книгах. В результате сами же забывают, где положили блокноты, вместо того, чтобы узнать, как улучшить память. Благодаря несложным методикам и тестам человек в состоянии значительно повысить уровень памяти и внимания. Чтобы узнавать людей, которые с вами невзначай здороваются, без труда запоминать имена героев любимых книжек, предлагаем вам интересный, полезный материал о том, как быстро улучшить работу памяти.

Способы развить память в домашних условиях

Есть несколько проверенных, удобных методик и важных областей для развития. Это:

  1. Хорошая фантазия. Ассоциируйте числа с предметами, растениями, животными.
  2. Повторяйте, но не зубрите как на экзамен! Между этими процессами есть тонкая грань, которую важно не переступить. Вдумывайтесь в то, что повторяете, иначе зазубрив, вы запомните нужное на небольшой период. Сработает кратковременный процесс.
  3. Правильная концентрация. Концентрируйтесь на самом запоминании. Осмысливайте, уделите внимание процессу, проводите аналогию с фактами из своего жизненного опыта.
  4. Движение – жизнь! Хорошее кровообращение организма активизирует мозговую деятельность, психические процессы. Ходите пешком, занимайтесь танцами, спортом.
  5. Кушайте правильно. Соблюдения правил полезного питания, хорошего дневного рациона благоприятно влияет на то, как развить память. Употребляйте овощи, злаки, яйца, рыбу, морепродукты, чтобы облегчить процессы запоминания и концентрацию внимания.

Лекарственные препараты для улучшения памяти и работы мозга

Препараты, улучшающие память, внимание, мозговую деятельность:

  1. Милдронат. При снижении умственной и физической работоспособности хорошо себя зарекомендовал безрецептурный препарат Милдронат 250мг, который оптимизирует обмен веществ внутри клеток организма при нагрузках, защищает их от повреждения. Применение Милдроната помогает преодолеть последствия умственных и физических перегрузок, увеличить эффективность спортивных и интеллектуальных тренировок, и в целом, улучшить качество жизни. Важен курсовой прием препарата, который составляет 10 – 14 дней.­
  2. Аминалон. Действие таблеток направлено на улучшение умственной деятельности. После приема курса средства улучшается память, стимулируется мыслительная деятельность и психостимуляция, оптимизируются все процессы головного мозга. Лекарство пополнило список препаратов, помогающих детям восстановить речь, приостановить торможение умственного развития.

  3. Витрум мемори. Витамины в форме таблеток, улучшающие память, мыслительные способности, исправляющие нарушение речи. Витрум представляет витамины, лекарства для улучшения памяти, которые действуют еще для развития зрения. Витаминный комплекс способствует поступлению к головному мозгу глюкозы и кислорода. Состав крови нормализуется благодаря медикаменту, обменные процессы и концентрация внимания повышается.
  4. Интелан. Препараты для памяти и внимания выпускают в виде сиропа и капсул. Обладает свойствами стимуляции долговременной мозговой активности. Показания к приему препарата являются: ухудшенная память, падение концентрации внимания, шумы в ушах, постоянная усталость организма, стрессовый фон, депрессия, нервные расстройства, напряжение, частые головокружения.
  5. Народные средства

    Свои способы для того, чтобы повысить память, практикует и народная медицина. Рецепты народных средств:

    1. В поллитровую банку клеверных головок вливают 0,5 л водки. Банку закрывают, ставят настаиваться в темное место. В течение двух недель банку ежедневно нужно взбалтывать. Спустя это время жидкость переливают в бутылку с темным стеклом, закупоривают. Настой травы принимают 3 недели после обеда или перед сном по столовой ложке. После курса надо делать трехнедельный перерыв, а затем – повторный прием настойки. Средство улучшит память, нормализует внутричерепное давление.
    2. Укрепите память с помощью настоя из мяты с шалфеем. Сухие измельченные листья смешивают по одной столовой ложке в термосе. К листьям добавляется кипяток (2 стакана), оставляется на ночь. Утром смесь процеживают, употребляют за полчаса до еды раз в сутки. На один прием лекарства рассчитывают дозу в 50 мл. Благодаря настойке нервная система приходит в тонус, а память, внимание улучшаются.

    Продукты для улучшения памяти

    Обратите внимание на свой дневной рацион питания, включает ли он продукты-помощники для питания памяти и мозга? К ним относят:

    1. Рыба и орехи, богатые витаминами – они разделяют между собой первое место среди таких продуктов.
    2. За ними идут ягоды: клюква и черника, которые сохраняют огромное количество антиоксидантов, влияющих на остроту памяти, зрительный анализатор и внимание.
    3. Шалфей благодаря масляной структуре улучшает память, поэтому его нужно периодически добавлять в чай.
    4. Морковь замедляет переход к старости, так что хоть в три года, хоть после 50 лет пить витаминный морковный сок не только вкусно, но и полезно.
    5. Горький шоколад очень полезен для работы мозга, повышения внимания и для восстановления рабочих сил хватит совсем небольшого кусочка.

    Витамины

    1. Витамин Е – обеспечит серьезные профилактические мероприятия против ухудшения внимания. Содержится в орехах, семечках, яйцах, буром рисе, салате, петрушке, укропе, овсянке, печени.
    2. Витамин В1 – отвечает за познавательные процессы и качественное запоминание. Восполнить недостачу вещества получится при помощи мяса, овсянки, гречневой крупы, гороха и орехов.
    3. Витамин В2 – пополняет организм необходимой для работы энергией. Капуста, помидоры, горох, миндаль, пивные дрожжи содержат в наибольшем количестве важный элемент.
    4. Витамин В3 – энергия в нервных клетках контролируется этим витамином. Куриное мясо, желток, гречневая крупа, рыба пополнят запасы витамина В3.
    5. Витамин В5 – много вкусных продуктов до отказа заполнены этим стимулятором памяти. Икра, печень, яйца, капуста, молоко, сыр сохраняют в себе много полезного вещества.
    6. Витамин В6 – повышает интеллектуальные способности и память. Им богаты картофель, орехи, бананы, капуста.
    7. Витамин В9 – от него зависят уровень запоминаемости и скорости мышления. Центральная нервная система действует под влиянием фолиевой кислоты. Чтобы повысить уровень витамина в организме, следует кушать молочные продукты, абрикосы, тыкву, сыр, мясо.
    8. Витамин В12 – регулятор активности организма во все периоды суток. Найти его получится в рыбе, птичьем мясе, говядине.
    9. Витамин С – получить мощный антиоксидант вы сможете не только в аптеке, но еще кушая цитрусовые, томаты, клубнику, абрикосы, шпинат.
    10. Витамины К, D, Р незаменимы для полноценной работы мозга, хорошей памяти и развитого внимания. Они присутствуют в орехах, брокколи, кабачках, капусте, зеленом чае.

    Упражнения для тренировки памяти и внимания

    Память нуждается в постоянной тренировке с помощью несложных упражнений и развивающих процессов. Как развить фотографическую память, легко оперировать большим количеством информации? Существуют такие упражнения:

    1. Учите стихи или прозу – это лучшее питание для памяти и мозга. Учите не бездумно, рассуждайте над смыслом произведения.
    2. Связывайте предметы, которые нужно запомнить, с теми, которые вам уже хорошо знакомы. Примером таких ассоциаций является известная фраза: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
    3. Сфокусируйте внимание на предмете, который нужно запомнить. Через пять секунд закройте глаза, представьте себе образ предмета, его очертания, форму, цвет. Развивайте свое внимание, запоминая самые мелкие детали.

    У взрослых

    Как максимально улучшить память, подтянуть внимание, когда возраст уже близится к пожилому? Простые упражнения помогут справиться с забывчивостью, повысят концентрацию внимания, активизируют мозговую деятельность. Гимнастика для развития памяти станет отличным способом усовершенствовать свои навыки, умения в 20, 30 и после 40 лет. Научитесь мыслить абстрактно и хорошо запоминать благодаря видеоуроку!

    У детей

    Ваш малыш забывает нужную информацию спустя минуту, а о хорошем внимании невозможно сказать ничего хорошего? Как развить память у ребенка, сможет ответить специалист. В видео представлены специальные игры для развития неординарного мышления. Способствуют они и хорошей памяти, концентрации внимания у ребенка. Опытный психолог познакомит вас с занятиями, которые рекомендуются для младших школьников. Как улучшить ребенку память благодаря мнемоническим играм? Подготовим ребенка вместе с профессионалами!

Все авторы гимнастик, исследователи и разработчики системы упражнений по-своему знают, как улучшить работу мозга. Методы улучшения работы мозга могут быть разные, но в основе каждого из них лежит либо улучшение функциональных способностей нейронов (их жизнеспособности и умения принимать и передавать сигналы), либо структурирование процесса мышления по более эффективной модели. Практики-интеллектуалы - люди, для которых эффективная работа мозга, его укрепление и активизация, стала профессиональной необходимостью - стараются объединить оба направления.

Мы провели обзор существующих методик и выбрали 15 проверенных способов улучшить работу мозга, для простоты восприятия разделив их на 3 группы:

  1. физиологические,
  2. опосредовано стимулирующие (технические),
  3. интеллектуально-психологические.

Топ-5 физиологических способов

Гимнастика Кацудзо Ниши - укрепление сосудов мозга

Для укрепления сосудов головного мозга применяют популярную гимнастику японского целителя Кацудзо Ниши. Тренировка капилляров осуществляется с помощью двух основных упражнений:

  • «Вибрация». Упражнение делается по утрам прямо в кровати. Для этого нужно поднять вверх ноги и руки и в течение двух минут потрясти ими.
  • «Золотая рыбка». Вибрирующие движения производятся в положении лёжа на твёрдой поверхности, с удерживанием руки под четвёртым шейным позвонком и с подтянутыми к себе носками ног. Вибрирующие движения, аналогичные движению тела рыбки, нужно производить, сильно напрягшись.

Гимнастика О. Троицкой

Система этих упражнений была разработана Ольгой Троицкой ещё в 70-х годах. В число упражнений, помогающих человеку как развить мозг, так и придать себе позитивный настрой, входят:

  • «Кросс-Кролы» - ползанье на полу по-младенчески,
  • диагональные наклоны, при которых нужно сблизить колени и плечи, но тянуть нужно плечи к коленям, а не наоборот,
  • надавливание на «кнопки мозга» - массаж двух ямок под ключицами двумя пальцами одной руки (вторая рука при этом должна находиться на пупке), с последующей сменой руки,
  • массаж и выворачивание верхней части уха с одновременным поворотом головы до предела попеременно вправо и влево и др.

Пальцевая гимнастика

При этой ежедневной гимнастике пальцы от указательного до мизинца попеременно касаются статичного большого пальца руки. Упражнение делается в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) направлениях и одновременно на обеих руках.

Биостимуляторы мозговой активности

Речь о ноотропных средствах для активизации мозговой активности и нейростимуляторах. Способ хорош тем, что доступен даже тем, кому лень ежедневно заниматься гимнастическими упражнениям, и кто переходить на жёсткий здоровый образ жизни пока не готов. При правильном подходе способ совсем не отнимает времени в течение дня, не требует сколько-нибудь значительных денежных вливаний, но предполагает определённое терпение для прохождения полного курса (от 20 дней до 3-х месяцев). Это связано с одной «хитростью» приёма: препараты, действие которых заметно сразу, опасны и отличаются массой побочных эффектов. А препараты природно-растительного происхождения с гораздо более безопасным составом нуждаются в более длительном (курсовом) применения для достижения устойчивого результата.

Под здоровым образом жизни понимается весь комплекс процедур, направленных на то, чтобы как ускорить работу мозга, так и улучшить состояние нейронных сетей. В этом ряду полноценное обеспечение мозга кислородом - одно из условий его качественной работы. Для этого применяются различные дыхательные техники: удлинённый выдох, ритмичное дыхание с равномерными вдохом, задержкой и выдохом - все три стадии по 8 секунд.

Однако чтобы сосуды справлялись с обеспечением мозга, надо следить за их состоянием: отказаться от курения, алкоголя. Кровеносная система (включая систему микроциркуляции крови), доставляющая питательные вещества нейронам, справляется с нагрузкой, если соблюдены четыре условия:

  • отсутствует «загрязнение» клеток,
  • нет закупорки капилляров и сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками (а они обнаруживаются у 80 % обследованных людей старше 30-и),
  • удалось избежать жировых отложений, приводящих к уменьшению диаметра сосудов головного мозга, нарушению кровообращения и ухудшению работы головного мозга,
  • сохранена нормальная скорость тока крови, которая может нарушаться, например, из-за недостатка жидкости.

Соответственно, чтобы улучшить память и работу мозга необходимо пить достаточное количество воды, увеличивать количество Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, (сохраняя баланс с Омега-6), возмещать недостаток витаминов (особенно группы В).

Применительно к продуктам питания это означает, что нужно вводить в повседневный рацион морепродукты, жирную рыбу, семя льна, грецкие орехи, овощи, какао, зелёный чай. Триптофан, который препятствует старению нейронов, содержится в мясе курицы, бананах, винограде и орехах.

Чтобы активизировать работу мозга нужен лизин, содержащийся в какао, шоколаде, бобах, орехах. В качестве антисклеротических композиций называют, например, смесь сока репчатого лука с мёдом (1:1), который надо по столовой ложке принимать перед едой трижды в день в течение месяца.

Топ-5 «технических» способов

Музыкальное сопровождение

Эксперименты психолога Френсиса Раушера, проведённые ещё в 1995 году на крысах, показали, что двухмесячное прослушивание композиций Моцарта (сонаты для двух фортепиано до мажор) позволяло лабораторным грызунам развиваться быстрее и на «экзаменах» увеличить скорость прохождения лабиринта по сравнению с контрольной группой.

Бинауральная стимуляция

Стереофоническое звуковое воздействие на два уха одновременно при создании близкочастотных, но разных колебаний, создаёт особый стимулирующий эффект. Достигается этот эффект при применении стереонаушников и разнице в частоте не более 25 Гц. При правильно скомпонованном воздействии человек «слышит» звук, сгенерированный самим мозгом, что зачастую используется в медитативных и гипнотических практиках. Однако влияние бинауральной стимуляции на организм изучено плохо, поэтому бесконтрольно применять этот метод на себе не рекомендуется.

Ароматы

Влиянием запахов на состояние организма человека занимается аромалогия. Согласно её канонам, к запахам, способным повышать работоспособность мозга, относятся ароматы:

  • грейпфрута, применяемого, чтобы увеличивать творческий потенциал и энергию,
  • иланг-иланга, стимулирующего умственную деятельность и создающего оптимистичный настрой,
  • пачули - умеренно тонизирующего аромата, ускоряющего мыслительные процессы и придающего решительность человеку,
  • лимона, способного как улучшить работу головного мозга, так и взбодрить уставшего человека.

Лимонный аромат, улучшающий способность к концентрации, влияющий на работу памяти, используется чаще других перечисленных запахов из-за широкого распространения цитруса. К популярным у нас запахам, которые также помогут повысить возможности памяти и работы мозга, относятся жасмин, гвоздика, корица. Для памяти применяют аромат мяты, который незаменим при умственном переутомлении. Хорошо «очищает» голову, активируя фантазию, масло левзеи. Настроить себя на длительный рабочий процесс поможет розмарин, а усилить волю и снять нервозность - запах кедра.

Ритм

Настраивать свой мозг на активную работу помогает процесс ритмичного постукивания рукой или пальцами, производимый в процессе обучения. Об этом говорят исследования нейробиологов из Сан-Диего, которые рассказывают о том, как стимулировать работу мозга, используя самые простые приёмы. Но «игра» с ритмами в качестве обязательного элемента используется и в шаманских практиках, где ритм, создаваемый ударами бубна и танцем, становится основой для погружения в изменённое состояние сознания.

Ковыряние в носу

Ковыряние в носу считается плохой привычкой, от которой детей старательно отучают. Но непроизвольное ковыряние в носу во время задумчивости обратило на себя внимание совместной англо-американской группы исследователей, которые сравнили показатели умственной активности у тех людей, кому «запретили» на время эксперимента ковыряться в носу, с показателями людей, на которых запрет не распространялся. Предварительные результаты показали повышенный уровень мозговой активности у первой группы. До проведения дополнительных контрольных экспериментов исследователи объяснили феномен тем, что, ковыряя в носу, люди массируют слизистую носа, что способно активировать массу расположенных там рецепторов, а это опосредованно стимулирует работу мозга.

Топ-5 «психологических»

Чтение

Чтение - метод интеллектуального развития, работающий с детства до глубокой старости. Для более эффективной тренировки кратковременной памяти обычно советуют выбирать стилистически витиеватые тексты с большим количеством сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. В таких текстах читатель должен удерживать всю конструкцию в голове, что стимулирует работу мозга, способствует укреплению и активизации памяти. Но принципиальным здесь является сам факт регулярного ежедневного чтения.

Ведение дневника

Рукописное ведение дневника должно как активизировать творческий потенциал, так и тренировать память, если все значимые события дня записывать с сохранением технических подробностей и нюансов восприятия. Если в дневниковой записи указывать, например, и номер автобуса, и число пассажиров с их особенностями, и количество остановок, то кроме памяти, это поможет развить ещё и наблюдательность.

Интеллектуальные игры

Чаще всего среди игр, способных усиливать работу мозга, действующих на укрепление и активизацию памяти, называют шахматы, карты (покер), шашки. Если рядом не оказывается достойного соперника и развитие останавливается, стимуляция работы мозга может быть обеспечена созданием для себя более жёстких условий игры: сокращением времени на ход, форой в перевесе и т. д. Но мозг можно тренировать и любыми другими играми. Например, можно упаковывать вещи в сумку оптимальным способом (у кого из участников соревнования поместиться больше, тот и выиграл) или по памяти называть предметы, которые ведущий выкладывает на столе.

Изменение привычек

Смена основной руки в повседневных бытовых процессах позволяет активизировать для этого вторую половинку мозга и стимулирует её развитие. Для этого достаточно держать вилку, чистить зубы, писать не той рукой, которой привык, а менее «умелой». Хорошо влияет на развитие мозга и отказ от привычного маршрута следования на работу или расширение списка посещаемых магазинов.

Расширение чувственного восприятия

Пусть даже искусственно увеличенный объём поступающей информации тренирует мозг как инструмент. Чем больше органов чувств участвует в процессе обработки информации, тем большую активность проявляет мозг и тем проще будет запомнить всё, что связано с новым материалом. Для быстрого и простого запоминания предмета или события психологи рекомендуют включить все органы чувств - пощупать, понюхать, попробовать на зуб, рассмотреть и послушать предмет или связать с чувственными ассоциациями произошедшее событие.

Декартово «мыслю, следовательно, существую» немало столетий было горячо обсуждаемой цитатой. Учёные то сходились, то расходились во мнении о верности этих слов. Задуматься о том, что такая закономерность существует не только в прямом, но и в обратном значении, заставили последние исследования. На развитие головного мозга напрямую влияют наши занятия, образ жизни, физические нагрузки. Но как в суете будних дней выкроить для себя время на улучшение работы мозга? Вот несколько действенных научно обоснованных способов.

Ставить перед собой новые задачи

Национальный институт ментального здоровья более тридцати лет исследовал , как различная деятельность стимулирует когнитивные функции. Было выявлено, что люди, которые выполняют разноплановые задачи, создают новые решения и подходы, имеют большое число социальных связей, отлично справляются с когнитивными тестами. Результаты специалистов, деятельность которых связана с монотонной рутиной, оказались значительно ниже.

Любой человек может поставить для себя принципиально новую задачу. Она не обязательно должна быть сложной, главное - нестандартной для него.

Например, можно заняться сборкой больших пазлов, вышиванием или решением задач по физике из школьного курса.

Так, в Гамбурге был проведён любопытный эксперимент. Группа молодых людей начала заниматься жонглированием, и через несколько дней у всех был обнаружено увеличение доли серого вещества. Но через некоторое время после того, как они бросили новое хобби, всё вернулось на свои места. Поэтому здесь важна непрерывность: каждый раз открывать для себя что-то новое и постоянно стимулировать мозг.

Учиться, учиться, учиться

До недавнего времени считалось, что клетки мозга не восстанавливаются. Также считалось, что каждый участок мозга отвечает за конкретную область задач. Сейчас же утверждение о клетках опровергнуто, а рамки ответственности размыты. Причиной тому стали труды французского нейрохирурга Поля Брока. Его исследования показали, что мозг очень пластичен и способен создавать новые нейронные связи.

На фоне этого утверждения было поставлено немало экспериментов . Так, в Калифорнии от обезьян требовали выполнять действия одним пальцем. После чего на снимках до и после занятий наблюдался прирост нейронных связей.

Также было выявлено, что пациенты с дислексией (специфическим расстройством чтения) улучшают свои способности после продолжительных занятий по распознаванию звуков. Ответственная за эту способность часть мозга становилась больше и активней.

Важно и то, что человеческий мозг способен перенести навыки из «нерабочей» области в «рабочую». Таких результатов достигали люди, которые после инсульта утратили работоспособность части этого органа, но непрерывно его тренировали. Всё это и есть рождение нейронных связей - нейрогенез.

О живости ума людей, которые всю жизнь занимаются научной деятельностью, не стоит и говорить. Поэтому вывод напрашивается сам собой: нейроны, как и мышцы, нуждаются в постоянной тренировке.

Есть резон убить одним выстрелом двух зайцев: учиться не только для увеличения нейронных связей, но и с прямой пользой для жизни. Можно пройти курс «Развитие феноменальной памяти» . Упражнения для развития памяти полезны и как тренировка, и как получение нужного навыка. Можно начать легко запоминать все номера мобильного, большие объемы информации и быстро учить иностранные слова.

Заниматься музыкой

Неврологи доказали , что во время игры на музыкальных инструментах мозг человека «зажигается» - его участки активируются и находятся в непрерывной работе долгое время.

Любопытно, что ученые из Канзаса выявили: IQ профессиональных музыкантов не снижается даже в старости.

Неслучайно родители часто отдают своих детей заниматься в музыкальную школу. Студенты и школьники, которые умеют играть на скрипке, показывают лучшие результаты в обучении, чем другие их сверстники.

Если душа лежит и есть свободное время, то почему бы не уделить его музыке? Взять в руки классическую гитару или начать играть на укулеле - в сети есть немало видеоуроков для детей и взрослых, которые помогают легко и быстро осваивать музыкальные инструменты.

Устроить себе голодовку

Физиолог из Гарварда Ричард Джоулл выявил, что даже при правильном питании редкое употребление быстрых углеводов ускоряет запоминание сложной информации и стимулируют мозг. Однако есть способ думать лучше без вреда для здоровья. Речь идет о правильной голодовке.

Также этому способствует увеличение интервалов между приемами пищи. Такой эксперимент не требует дополнительных временных и денежных затрат, но подходить к переменам в своём питании следует очень аккуратно.

Составить конспект

Существует любопытный способ , испытанный студентами кафедры теоретической физики, которые два месяца вели конспекты особым образом.

Конспект составляется так:

  • Нужно вдумчиво прочитать текст два раза.
  • Дословно переписать его, имея перед собой оригинал.
  • Перечитать написанное.
  • Резюмировать полученную информацию, не заглядывая в пример.
  • После прочтения своего резюме написать весь текст самостоятельно.

Способ полезен не только тем, что заставляет мозг находиться в непрерывной работе: чтение, запоминание, воспроизведение, структурирование. Дело в том, что нервные окончания на пальцах рук влияют на мнемонические способности. Работая карандашом или ручкой, человек неизбежно тренирует их.

Как говорил Альбер Камю, мыслитель движется вперёд, лишь если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными. Не бойтесь попробовать все способы, даже если вам кажется, что они вам не подходят.

2-3 раза в неделю помогает активизировать кровообращение мозга и улучшить память. Также физические упражнения стимулируют рост нервных окончаний, что предотвращает ослабление памяти и помогает лучшему
процессу запоминания. В этом процессе важную роль играет аэробная физическая нагрузка.

Одно из лучших упражнений, укрепляющих память — обыкновенная «зубрежка». Достаточно частое повторение материала позволяет запомнить практически бесконечное его количество. При этом наиболее продуктивным будет повторение с разумными интервалами. Это необходимо для предотвращения утомления мозга от чрезмерной нагрузки. Также во время перерывов происходит процесс закрепления ассоциаций нашим подсознанием.
Самое же успешное запоминание гарантирует организованная система ассоциаций, которая зависит как от их прочности, так и от их количества. Формирование многочисленных и многообразных ассоциаций со всеми фактами, которые необходимо запомнить, т.е. установление между ними тесной взаимосвязи, более длительное их обдумывание, позволяет повысить качество памяти и ускорить процесс запоминания в будущем.

Упражнения для стимуляции работы мозга
1. Новое окружение
Сходите туда, где вы еще никогда не были или куда заходите очень редко. Это может быть новый большой парк или ювелирный магазин в соседнем районе.
2. Новые запахи
Купите флакончики с эфирными маслами или любые ароматизированные предметы. Каждое утро, как только проснулись, вдыхайте новый запах — это позволит «разбудить» мозг.
3. Закрытые глаза
Вечером не включайте свет в квартире — ходите по комнатам по памяти. Это упражнение повысит внимание и концентрацию. Также можно принимать душ с закрытыми глазами. Так как вы ничего не видите, резко активизируются другие органы чувств.
4. Смена рабочей руки
Чистите зубы не рабочей рукой, а той, которая менее активна: если вы правша, чистите зубы левой рукой, если левша — правой.
5. Новый гардероб
Носите разные вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды человека меняются не только его ощущения, но и образ мыслей.
6. Шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) и язык жестов.
Освоить шрифт Брайля и язык жестов трудно, но способность читать и разговаривать пальцами необычайно разовьет ваши чувства. В языке жестов достаточно выучить стандартные фразы общения: приветствие, простые вопросы, ответы.
7. Новая дорога
Ходите на работу (в магазин) новой, незнакомой дорогой. Даже если новый путь будет длиннее, ничего страшного. Это не только положительно скажется на работе мозга, но и поможет поддержать стройность.
8. Уверенность в себе
Будьте увереннее в себе. Даже если вам предлагают работу, в которой вы не очень разбираетесь, соглашайтесь. Мозг быстро активизируется, когда вы не совсем точно знаете, что делать.
9. Нестандартные ответы
Отвечайте на стандартные вопросы нестандартно. Даже на вопрос «как дела?» можно ответить десятками разных фраз — откажитесь от стереотипов.
10. Монеты
Научитесь различать монеты разного достоинства только пальцами. Упражнение полезно делать, когда вы кого-нибудь или чего-нибудь ждете. Время идет быстрее, и ожидание становится не таким томительным.
11. Новые журналы
Выбирайте те журналы и газеты, на которые вы обычно не обращаете внимания. Например, если вы увлекаетесь модой, купите журнал, посвященной экономике. Любите читать про путешествия и другие страны? Отдайте предпочтению журналу о животных. Необязательно увлечься чем-то новым, достаточно время от времени менять тему читаемого.
12. Телевизор без звука
Отключите звук телевизора и, глядя на изображение, пытайтесь воспроизвести диалог или монолог. Если выполнять это упражнение вместе с друзьями, получится весьма комично и интересно.
13. Разнообразный отдых
Если выходные вы обычно проводите в городе, то в следующий раз отправляйтесь на природу. Не любите слушать музыку? Сходите на музыкальный концерт — вы получите массу новых ощущений. Если даже вам совсем не понравится, сможете уйти.
14. Новый темп
Это упражнение можно сделать в выходной день. Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы и минуты не можете усидеть на месте, заставьте себя все делать неспешно. Это требует большой концентрации.
15. Шутки
Придумывать новые шутки и анекдоты — очень занимательно и полезно для мозга. Это не только стимулирует умственную активность, но и развивает способность мыслить креативно (творчески).

Упражнения для развития памяти
1. Скажите себе: запомни это!
Например, если вам представили незнакомого человека, проговорите про себя его имя и велите себе его запомнить. Так вы бессознательно переведете эту информацию в статус более важной.
2. Найдите мотивацию
Постарайтесь представить, чем человек, имя которого нужно запомнить, может быть вам полезен в будущем? Поиск мотивации будет стимулировать работу мозга, и запомнить имя будет легче.
3. Ассоциируйте! «Метод Цицерона», «метод Римской комнаты» или «методом мест».
Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
4. Изучайте иностранные языки
Это самым непосредственным образом активизирует память и развивает ассоциативное мышление. Станет легче запоминать не только иностранные слова, но и факты из повседневной жизни, которые прежде требовали постоянного напоминания.
5. Запоминайте номера телефонов
Для начала выучите номера телефонов, в том числе и сотовых, тех, с кем вы общаетесь чаще всего. Затем приступайте к запоминанию номеров менее важных людей. Посмотрите на номер, отведите глаза, повторите цифры про себя — и так до тех пор, пока номер окончательно не останется в памяти. В дальнейшем ненужные телефоны из-за ненадобности забудутся, и это нормально. Главное — продержать в памяти информацию хотя бы несколько дней.
6. Способ основан на игре под названием «кубики».
Развивает память и внимание. Им тренируют летчиков, шахматистов и спецслужбы. Суть: нужно купить 10 одинаковых костей, по размеру и цвету, взять для начала 3, потрясти в руках (или не в руках), положить на стол, поднять руку на доли секунды и снова накрыть, так чтобы вы увидели все 3 кости, сказать, какие цифры выпали и примерное расположение кубиков. Постепенно количество костей увеличивать, попытаться довести до 10. Когда станет легко, можно заменить часть костей на другие, другого размера и цвета. Со временем стоит менять предметы, например, попытаться проделать такое с рисовой крупой. Упражнение повторять ежедневно по 15 минут.
7. Этот способ используют почти все участники чемпионата по запоминанию.
Итак, человек может удерживать внимание на объекте до тех пор, пока он ему интересен и пока он может находить в нем что-то новое. Потом внимание ослабевает и переключается. Это доказанный факт. Суть упражнения: представьте себе любой предмет, например, ноутбук, и удерживайте мысль на нем. При этом с воображаемым предметом нельзя ничего делать, только представлять статичное изображение. Через несколько минут вы уже будете думать о чем-то другом, но не о предмете, причем, если сначала вы думали о ноутбуке, затем вы начинаете думать какая модель, затем какой производитель и т.д. Все думаю что-то свое, но у всех получается логическая цепочка. В тот момент, когда вы понимаете, что думаете уже не о предмете, вы должны пройти по вашей цепочке обратно, вспоминая каждое звено и в результате вернуться к предмету. Затем повторяем. Упражнение нужно делать ежедневно, с учетом специфики — почти где угодно. Способы подсказал Никита Семенов из «SECL GROUP»
8. Упражнение Пифагора.
"Ежедневно утром и вечером нужно прокручивать в уме все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:"Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?"

Освоив однодневную технику экзамена сознания, начните постепенно погружаться в прошлое, вспоминая то, что было вчера, позавчера и т.д. Если у вас достанет характера делать это каждый день, успех гарантирован (это проверено) — вашей памяти позавидует самый мощный компьютер с огромной базой данных.

Тренируясь таким образом постоянно, вы через месяц-два научитесь держать внимание постоянно включенным... сможете мгновенно восстанавливать события любого периода своей жизни вплоть до рождения, будете легко запоминать наизусть огромные куски текста и длинные поэмы, ряды цифр, наборы предметов, гаммы цветов, мелодии и т.д. ..."

Увеличить IQ за 10 минут
Да, возможно и такое! Техника также очень проста, но она позволит улучшить интеллектуальные способности за короткое время.
1. Дышите глубоко
Одно из самых простых и эффективных упражнений. Во время глубокого дыхания организм расслабляется, а к мозгу начинает поступать больше кислорода. Мозговую деятельность одинаково эффективно улучшают и релаксация, и большое количество кислорода в крови. Причем дышать нужно только через нос. Научиться правильно расслабляться и глубоко дышать можно, используя медитацию.
2. Аутогипноз
Это специальные психологические упражнения. Они разрабатываются индивидуально для каждого человека и требуют контроля. Поэтому аутогипноз советуется проводить только со специалистом, хотя бы на первоначальной стадии.
3. Сидите прямо и закройте рот
Такая поза позволит сосредоточиться и мыслить более «здраво». Поэкспериментируйте: сначала решите в уме какую-нибудь математическую задачу, сидя на стуле сутулясь и с открытым ртом, а затем — выпрямившись, с закрытым ртом. Вы сразу увидите разницу.
Физических упражнений достаточно для того, чтобы к головному мозгу начала поступать кровь. Небольшая зарядка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность. Лучше всего пройтись, но и простых упражнений на месте (приседания, прыжки) может быть достаточно.
5. Питайтесь правильно

Ноотропные средства и витамины

ВНИМАНИЕ: перед употреблением ноотропных средств, обязательно проконсультируйтесь у невропатолога.

К лекарственным средствам улучшающим работу мозга относятся препараты категории ноотропов.

Ноотроп растительного происхождения это «Гинкго Билоба» от компании «Эвалар».
Ноотроп синтетического происхождения «Ноотропил» (или «Пирацетам»).
Лецити́н (греч. λέκιθος — яичный желток) — сложные эфиры аминоспирта холина и диглицеридфосфорных кислот; являются важнейшими представителями фосфолипидов.
Витаминный комплекс, включающий витамин B5 (например «Био-Макс»).

Определение ноотропных препаратов
Термин «ноотропы» был впервые предложен в 1972 г. автором препарата «пирацетам» (К. Жиурджеа) для обозначения средств, оказывающих специфическое активирующее влияние на интегративные функции мозга, стимулирующих обучение, улучшающих память и умственную деятельность, повышающих устойчивость мозга к агрессивным воздействиям, усиливающих кортико-субкортикальные связи. В последнее время предложено несколько другое содержание этого термина, предусматривающее, что ноотропными следует считать вещества, активирующие высшую интегративную деятельность мозга, восстанавливающие нарушенные мнестические (т.е. связанные с памятью) и мыслительные функции, снижающие неврологические дефициты и повышающие резистентность организма к экстремальным воздействиям.
Первоначально ноотропы создавались для лечения: болезни Паркинсона на ранних стадиях, старческого слабоумия, болезни Альцгеймера, нарколепсии, депрессии, синдрома нарушения внимания и ADHD (синдрома дефицита внимания и гиперактивностии). Сейчас же, такие лекарства становятся ’lifestyle drug’ - такими же, как, например, виагра. По статистике ВОЗ, треть взрослого населения Европы и Японии принимает препараты этой группы.

Ноотропил

Фармакологическое действие:
Ноотропное средство. Оказывает положительное влияние на обменные процессы мозга: повышает концентрацию АТФ в мозговой ткани, усиливает синтез РНК и фосфолипидов, стимулирует гликолитические процессы, усиливает утилизацию глюкозы. Улучшает интегративную деятельность головного мозга, способствует консолидации памяти, облегчает процесс обучения. Изменяет скорость распространения возбуждения в головном мозге, улучшает микроциркуляцию, не оказывая при этом сосудорасширяющего действия, подавляет агрегацию активированных тромбоцитов. Оказывает защитное действие при повреждениях головного мозга, вызываемых гипоксией, интоксикациями, электрошоком; усиливает альфа- и бета-активность, снижает дельта-активность на ЭЭГ, уменьшает выраженность вестибулярного нистагма. Улучшает связи между полушариями головного мозга и синаптическую проводимость в неокортикальных структурах, повышает умственную работоспособность, улучшает мозговой кровоток. Эффект развивается постепенно Практически не обладает седативным и психостимулирующим влиянием.

Показания:
Неврология: сосудистые заболевания головного мозга, хроническая цереброваскулярная недостаточность (нарушение памяти, внимания, речи,головокружение, головная боль); остаточные явления нарушений мозгового кровообращения (по ишемическому типу); коматозные и субкоматозные состояния (в т.ч. после травм и интоксикаций головного мозга); реконвалесценция (для повышения двигательной и психической активности); заболевания нервной системы, сопровождающиеся снижением интеллектуально-мнестических функций и нарушениями эмоционально-волевой сферы (в т.ч. болезнь Альцгеймера). Психиатрия: невротический синдром, астенодепрессивный синдром (различного генеза, с преобладанием в клинической картине адинамии, астенических и сенесто-ипохондрических нарушений, идеаторной заторможенности); вялоапатические дефектные состояния (шизофрения, психоорганический синдром); комплексная терапия: психические заболевания, протекающие на «органически неполноценной почве»; депрессивные состояния, резистентные к антидепрессантам; плохая переносимость антипсихотических ЛС (нейролептиков), для устранения или предотвращения вызываемых ими соматовегетативных, неврологических и психических осложнений; кортикальная миоклония. Наркология: абстинентный алкогольный синдром, пре- и делириозные состояния, абстинентный морфинный синдром, острое отравление этанолом, морфином, барбитуратами, фенамином; хронический алкоголизм (с явлениями стойких нарушений психической деятельности, астения, интеллектуально-мнестические нарушения). Серповидноклеточная анемия (в составе комбинированной терапии). В педиатрической практике: при необходимости ускорить процесс обучения и ликвидировать последствия перинатальных повреждений мозга, вызванных внутриутробными инфекциями, гипоксией, родовой травмой, при олигофрении, задержке умственного развития, детском церебральном параличе.

Во время употребления средств улучшающих работу мозга необходимо обязательно нагружать мозг: учиться, решать логические задачки, думать, запоминать. Мозг должен работать. Иначе толку от приема этих препаратов будет 0.

Вся выжеизложенная информация это обобщение того, что удалось найти в сети. Мной лично еще не проверялась.

Возможно вы пытаетесь дать дополнительный толчок вашему мозгу, чтобы лучше подготовиться к приближающемуся экзамену, или вы просто хотите сделать все возможное, чтобы защитить ваш мозг от старения и болезней. Какими бы ни были ваши мотивы, существуют определенные способы, которые позволяют улучшить работу головного мозга.

Шаги

Часть 1

Краткосрочно улучшите работу мозга

    Проведите "мозговой штурм". "Мозговой штурм" (от англ. brainstorm) - особый прием мысленного поиска решений и новых идей, который может дать вашему мозгу как раз-таки тот дополнительный толчок, в котором он нуждается. "Мозговой штурм" является отличным способом подготовить ваш мозг к выполнению какого-то важного задания, будь то написание сочинения или подготовка к экзамену. Очень часто прием "мозгового штурма" может повысить ваш творческий потенциал.

    • Если вам требуется написать сочинение или эссе, примените технику "мозгового штурма", чтобы определить, о чем вы хотите написать, прежде чем вдаваться в такие детали, как вводные и аргументативные предложения. Вам даже не потребуется использовать в вашем эссе те идеи, к которым вы придете во время "мозгового штурма", но сам этот процесс поможет вам привести ваш мозг в действие.
  1. Дышите глубоко. Глубокое дыхание способствует увеличению количества крови и кислорода, которые поступают в мозг и позволяют ему лучше функционировать. Выполнение глубоких вдохов и выдохов в течение 10-15 минут каждый день поможет вам в долгосрочной перспективе, но в особенности глубокое дыхание перед и во время выполнения какого-либо задания (во время экзамена, например) не только обеспечит беспрерывный поток кислорода и крови к вашему мозгу, но и снизит беспокойство и стресс, что также поможет вашему мозгу лучше функционировать.

    • Когда вы дышите, убедитесь, что вы дышите полными легкими. Представьте, что ваш корпус - это шар, который наполняют воздухом: сначала ваш живот, затем вашу грудь, затем вашу шею. Когда вы выдыхаете, воздух должен выходить сначала из шеи, затем из груди и только потом из живота.
  2. Пейте зеленый чай. Научные исследования показали, что употребление пяти или больше чашек зеленого чая каждый день может снизить риск психологического стресса на 20%. Зеленый чай также может улучшить краткосрочную работу вашего мозга, потому что он содержит кофеин, который поможет вашему мозгу работать без перебоев в течение всего дня.

  3. Отдыхайте. Отдых является отличным способом перезарядить мозг. Это может означать как 15 минут в социальных сетях, так и полное переключение на другое занятие на какое-то время для смены ритма работы вашего мозга.

    • Также полезно проводить не более одного часа за определенным заданием, прежде чем переключать свое внимание на что-то еще. Если вы еще не завершили то задание, над которым вы работали, отведите дополнительное время на его завершение чуть позднее.
  4. Смейтесь. Всем известно, что смех - это лучшее лекарство, но смех еще и стимулирует разные области мозга, позволяя нам думать в более широкой и открытой манере. Смех также является натуральным средством для снятия стресса, а стресс может ограничивать и подавлять эффективную работу мозга.

    • Напоминайте себе о пользе смеха, особенно перед важным экзаменом или итоговой контрольной работой. Измените картинку на рабочем столе вашего компьютера на что-то смешное или регулярно читайте что-то смешное, пока вы готовитесь к экзамену. Регулярно давайте себе повод смеяться, чтобы поддерживать работу вашего мозга.

    Часть 2

    Долгосрочно улучшите работу мозга
    1. Употребляйте полезную для мозга пищу. Существует большое количество продуктов, которые могут улучшить работу вашего мозга. С другой стороны, существуют продукты, которые имеют абсолютно обратный эффект на работу мозга, включая продукты с высоким содержанием сахара и усовершенствованных углеводов, газированные напитки и продукты быстрого питания. Все эти продукты притупляют нормальную работу головного мозга и делают его замутненным и вялым.

      • Попробуйте продукты с высоким содержанием жирных кислот омега-3, вроде грецких орехов и лосося (употребляйте его с осторожностью из-за возможности содержания большого количества ртути), молотых льняных семян, тыквы, бобовых, шпината, брокколи, семян тыквы и соевых бобов. Жирные кислоты омега-3 улучшают циркуляцию крови и повышают функциональность нейротрансмиттеров, что помогает вашему мозгу обрабатывать информацию и думать.
      • Продукты с высоким содержанием магния (например, нут) также важны, потому что они способствуют передаче сообщений в мозге.
      • Ученые установили, что голубика способствует быстрому усвоению информации, улучшает мыслительный процесс и память.
      • Холин - это вещество, которое встречается в таких овощах, как брокколи и цветная капуста. Холин способствует росту новых клеток мозга, а также более длительному сохранению интеллекта в пожилых людях.
      • Сложные углеводы обеспечивают ваш ​​мозг и тело энергией в течение более длительного периода времени. Употребляйте такие продукты, как хлеб из цельного зерна, коричневый рис, овсянку, хлопья с высоким содержанием клетчатки, чечевицу и цельные бобовые растения.
    2. Высыпайтесь. Когда вы не высыпаетесь, страдает вся функциональность вашего мозга. Творческий потенциал, мышление, когнитивные функции, решение проблем, память - все эти функции зависят от достаточного количества сна. Сон особенно важен для функций памяти, поэтому убедитесь, что вы получаете достаточно часов глубокого сна, чтобы поддерживать вашу память.

      • Выключайте все электронные приборы как минимум за 30 минут до сна. Это включает мобильные телефоны, компьютеры, планшеты, MP3-плееры и так далее. В противном случае ваш мозг будет перевозбужден и вам будет сложнее не только уснуть, но и достичь глубоких стадий сна.
      • Взрослым людям лучше всего спать как минимум 8 часов в день.
    3. Выполняйте физические нагрузки. Занятия спортом могут увеличить приток кислорода к мозгу, что способствует его работе. Регулярные тренировки выпускают в наш организм химические вещества, которые улучшают настроение и защищают клетки мозга. Ученые установили, что занятия спортом даже помогают начать производство большего количество нейронов в нашем мозге.

      • Танцы и боевые искусства являются в особенности хорошими способами улучшить работу головного мозга, потому что они стимулируют самые разнообразные системы, включая организацию, координацию, планирование и суждение, когда вам приходится двигать разные части вашего тела в такт музыке.
    4. Научитесь медитировать . Медитация, особенно осознанная медитация, позволит вам сохранить функциональность мозга и предотвратить развитие различных заболеваний. Медитация снимает стресс (что улучшает работу мозга), а также улучшает память.

      • Найдите тихое место, где вы можете посидеть в одиночку хотя бы 15 минут. Сконцентрируйтесь на дыхании. Говорите про себя: "Вдох, выдох..." Каждый раз, когда вы чувствуете, что ваши мысли начинают странствовать, аккуратно возвращайте их к концентрации на вашем дыхании. По мере того, как вы будете учиться медитировать, начинайте замечать, что происходит вокруг вас: почувствуйте тепло солнца на вашем лице, заметьте пение птиц и приглушенный гул машин на улице, почувствует запах обеда, который готовит ваш сосед.
      • Вы также можете выполнять упражнения на внимательность, например, когда вы принимаете душ, сконцентрируйтесь на том, как вода сбегает вниз по вашему телу, на запахе шампуня и так далее. Это поможет вам развить внимание и осознание происходящего в любой данный момент времени.
    5. Пейте воду, воду и еще раз воду. Употребление достаточного количества воды очень важно, поскольку человеческий мозг на 80% состоит из воды. Он просто не сможет нормально работать в обезвоженном состоянии. Пейте воду в течение всего дня, как минимум 8 стаканов по 150 мл в день.

      • Также полезно пить фруктовые и овощные соки. Полифенолы - антиоксиданты, которые содержатся в овощах и фруктах - защищают клетки мозга от повреждений и поддерживают высокую функциональность мозга.
    6. Избавьтесь от стресса. Хронический стресс может разрушать клетки мозга и гиппокамп, то есть ту часть мозга, которая несет ответственность за сохранение старых и формирование новых воспоминаний. Поскольку стресс невозможно полностью исключить из вашей жизни, вам следует научиться эффективно справляться с ним.

      • Опять же, медитация является наилучшим способом борьбы со стрессом, даже если вы выделяете на нее 5 - 10 минут в день; даже немного времени будет полезно для вашего мозга.
      • Глубокое дыхание также может помочь в борьбе со стрессом, так как оно ослабит стрессовое состояние и снимет тревожность.
    7. Выучите что-нибудь новое. Это послужит своеобразной тренировкой для вашего мозга так же, как когда люди занимаются спортом, чтобы стань сильнее и выносливее. Если вы будете придерживаться известным вам вещам и методам, ваш мозг перестанет развиваться и расти.

      • Изучение иностранного языка стимулирует множество различных частей вашего мозга и способствует развитию новых связей между нейронами. Изучение языков требует умственных усилий и способствует расширению человеческого кругозора.
      • Вы можете научиться готовить, вязать, играть на музыкальном инструменте или жонглировать. Когда вы изучаете что-то новое и наслаждаетесь процессом, ваш мозг будет более счастливым и здоровым!
      • Наслаждение является важной составляющей учебного процесса и поддержания здоровья мозга. Если вы наслаждаетесь тем, что вы делаете, вы будете продолжать это делать и продолжать учиться.
    • Всегда задавайте вопросы. Это позволит вам расширить ваш кругозор и узнать много новых вещей.

    Предупреждения

    • Не забывайте расслаблять ваш мозг так же, как вы расслабляете ваше тело. Ваш мозг не может работать 24 часа в сутки! Давайте ему время на отдых; попробуйте заниматься йогой или слушать успокаивающую музыку.