Нарушения зрения у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Острота зрения -2 – диагноз, с которым сталкиваются ежегодно миллионы людей в ходе профилактического осмотра у офтальмолога или же посещении врача при первых жалобах на размытое видение предметов вдали. И хотя подобный диагноз может вызывать беспокойство, впадать в панику по его поводу не надо. Он свидетельствует о наличии распространенной патологи, поддающейся коррекции. О том, что это за недуг и как восстановить зрение, расскажет этот материал.

Что это такое

Минус 2 – параметр остроты зрения, характерный для миопии (близорукости).

Это достаточно распространённое заболевание, которым в той или иной степени страдают примерно 800 миллионов людей на планете (по последним данным организации здравоохранения). При нем изображение фиксируется не на определённой области сетчатки, как у здоровых людей, а в пространстве перед ней.

По этой причине человек, страдающий данной патологией, обычно неплохо видит близкорасположенные предметы, но часто с трудом может различать объекты, находящиеся в отдалении.

В медицине различают три степени миопии:

  • Слабую (до 3 диоптрий);
  • Среднюю (3-6 диоптрий);
  • Сильную (от 6-ти диоптрий и более).

При показаниях -2 врач диагностирует слабую степень близорукости. При ней пациенту совершенно не обязательно постоянно носить очки или . Остроты его зрения достаточно для того чтобы различать предметы, окружающие его, ориентироваться в пространстве, читать, писать, но есть необходимость в . На этой стадии заболевания снижение комфорта жизни незначительно. Кроме того, оно достаточно просто корректируется и линзами, и лазером.

Несмотря на то, что слабая близорукость, как правило, не вызывает у человека значительного беспокойства и со временем он может даже к ней привыкнуть, к болезни нужно отнестись с должными опасениями. Ведь очень быстро она может прогрессировать и развиться в более сложную форму, которая гораздо хуже будет поддаваться лечению.

Именно по этой причине нужно уметь своевременно распознать недуг даже на такой стадии, а при наличии на руках заключения специалиста, подтверждающее столь плачевное состояние зрения – сразу принимать решение о методах остановки прогресса близорукости и эффективной коррекции зрения. Благо, в наши дни у медицины для этого есть необходимые средства.

Причины

Понижение зрения до -2 у людей может появляться по разным причинам. Среди них:

  • генетическая предрасположенность к близорукости;
  • механические повреждения глаза;
  • ослабление тканей склеры;
  • систематическое нарушение гигиены зрения.

Сопутствующими факторами развития данного недуга можно считать общее ослабление организма, болезни сосудов, недостаток в организме витаминов и минералов.

Исследование причин ослабления зрения, в особенности, на ранних стадиях болезни, крайне важно для подбора правильной стратегии лечения.

Также нередко такие показатели могут наблюдаться у подростков при лживой близорукости. В подобных случаях они вызваны переутомлением и нарушением гигиены зрения. Однако же при устранении данных факторов состояние глаз может стабилизироваться, и болезнь пройдет бесследно. В остальных случаях такая тактика борьбы с недугом не даст эффективности.

Именно потому пациенту, обнаружившему у себя симптомы подобного недуга, стоит здраво оценить условия работы, соблюдение общих правил гигиены зрения, роль наследственного фактора, дабы предоставить врачу максимально полную информацию при сборе анамнеза.

Информацию про амблиопию можно посмотреть в данном .

Симптомы

Миопия на всех стадиях, включая раннюю, имеет схожую выраженную симптоматику с такими характерными проявлениями:

  • напряжение глаз;
  • усталость после длительного чтения или вождения;
  • проблемы с концентрацией зрения на объектах, расположенных в отдалении, их размытость;
  • головные боли.

Симптомы миопии могут быть более или менее интенсивно выражены в зависимости от стадии недуга.

Однако в любом случае они будут являться прямым показанием для посещения лечащего врача и прохождения полноценного обследования и дальнейшего лечения.

Диагностика

Достоверно степень близорукости, в том числе, при показателе -2, может быть установлена только в хорде комплексного офтальмологического исследования. Оно должно включать:

  • проверку остроты зрения по таблицам;
  • измерение длины глаза (проводится в кабинете ультразвуковой диагностики);
  • проверку рефракции;
  • осмотр глазного дна (данный этап диагностики позволяет врачу оценить состояние сосудов пациента, а также сетчатки зрительного нерва);
  • исследование толщины роговицы в различных точках посредством ультразвука.

Обычно такой диагностики достаточно для выявления причин и стадии заболевания. На ее основе врач может поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение уже в день обращения пациента в специализированную клинику.

С лечением и симптомами катаракты вы можете ознакомиться .

Лечение

Квалифицированное лечение близорукости, в том числе, при показаниях остроты зрения в -2, проводят по общей схеме, работающей в трех направлениях. Она предусматривает:

  • остановку патологического роста глаза (если такой симптом имеется) путем склеропластики;
  • предупреждение осложнений;
  • восстановление рефракции путем хирургической коррекции, применением специальной оптики или же ортокератологии – методики, основанной на использовании отдельного типа линз – ночных.

Также лечение близорукости на ранних стадиях предусматривает регулярное выполнение . Она направлена на улучшение обменных процессов в тканях глаза, повышение остроты зрения и снятия напряжения. Нередко именно такой комплекс упражнений направлен на остановку прогресса болезни. Помимо него в терапевтических целях пациенту также нередко назначают прием медикаментозных местных препаратов: капель для глаз, витаминов. Сопровождают они и методы лазерной или же хирургической коррекции, когда речь идет о скорейшем восстановлении тканей глаза.

Наиболее эффективные методы лечения, в том числе, хирургическую коррекцию, обычно назначают человеку только к 25-30 годам. Именно в этот период близорукость стабилизируется. До того же рекомендуется использовать в основном терапевтические методы, которые на ранних стадиях также могут давать хороший результат.

В подавляющем большинстве случаев верно подобранное лечение близорукости помогает побороть болезнь полностью. Однако же, если оно не было должным образом проведено, велик риск возникновения осложнений: появления недугов, значительно более тяжелых, чем миопия.

Информацию про микрохирургию глаза можно узнать в данной .

Осложнения

В медицинской практике известно несколько тяжелых осложнений миопии. Среди них:

  • Глаукома.
  • Катаракта.

Обычно данные осложнения характерны для сильной миопии. Однако не стоит игнорировать возможность их появления в тех случаях, если ваши показатели остроты зрения выше -3. Помните: болезнь может очень быстро прогрессировать и буквально за несколько месяцев привести вас к этим тяжелым последствиям.

Все вышеперечисленные недуги в той или иной степени несут риск необратимой потери зрения. Именно потому пациенту, у которого была диагностирована миопия на какой-либо стадии, нужно сделать все, чтобы их избежать. Помимо основного лечения помогут ему в этом деле и профилактические методы.

Профилактика

Близорукость, как и другие проблемы зрения, нельзя исключить с вероятностью 100% в каждом конкретном случае. Однако можно существенно снизить риски их появления, а также замедлить развитие патологии, если у вас она уже обнаружена. Помочь в этом деле могут простые профилактические меры. В их число входит:

  • гимнастика для глаз;
  • соблюдение норм ;
  • коррекция рациона с добавлением в него максимального количества продуктов для зрения, содержащих необходимые витамины и минералы (рыбу, чернику, морковь, бобы и прочее);
  • регулярный осмотр у окулиста не менее раза в полгода;
  • прием профилактических препаратов против близорукости: капель и витаминных комплексов;
  • умеренные физические нагрузки: гимнастика, плаванье, фитнес.

Эти профилактические мероприятия в отдельных случаях позволяют не только предупредить близорукость или остановить ее прогресс, но и значительно . Однако на подобный эффект пациент может рассчитывать только в то случае, если выполняет предписания регулярно и скрупулезно. Иначе они будут малоэффективны.

Видео

Выводы

Как видим, показатель остроты зрения -2 является довольно распространённым среди пациентов всех возрастов и свидетельствует о слабой степени, которая постепенно прогрессирует. Однако же впадать в панику при обнаружении такого отклонения не нужно. Куда разумнее сразу обратиться к офтальмологу за квалифицированной помощью, пройти диагностику и лечение, что позволит вам в короткие сроки если не побороть болезнь, то, по меньшей мере, остановить ее на продолжительное время. Также не забывайте за правильный рацион питания, включающий в себя .

Зрение - одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще не достаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе, и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, - великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере. Если зрение нарушено, то не развивается или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно задерживаться в развитии. Таково следствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

Строение зрительной системы

Орган зрения условно можно разделить на три функционирующих системы - глаз или глазное яблоко (1), нервные волокна (проводящие пути) (2) и центры зрения в коре головного мозга (3). Глазное яблоко прочно защищено костями глазницы. Стенки глаза образованы тремя оболочками. Наружная - белочная оболочка (склера) - служит прочным чехлом для внутри расположенных структур. Передний отдел склеры прозрачный и немного выпуклый (роговица). Средняя оболочка - сосудистая. Она обеспечивает полноценное питание практически всех структур глаза. За роговицей сосудистая оболочка, образует радужку, которая имеет индивидуальную для каждого человека окраску и рисунок. В центре радужки расположено отверстие - зрачок, который служит диафрагмой при прохождении света внутрь глаза. За радужкой располагается фокусирующая линза - хрусталик, который вследствие изменения своей кривизны позволяет рассматривать близко и далеко расположенные предметы. Внутреннее пространство глаза заполнено желеобразной массой - стекловидным телом, создающим плотный каркас глаза. Третья, внутренняя оболочка глаза - сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные (ганглиозные) клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а так же помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и в силу того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (макуле, или желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда. Нервные клетки, центральные отростки которых образуют зрительный нерв, связаны с несколькими палочками. А вот каждой колбочке соответствует своя нервная клетка, что подчеркивает их значимость. Зрительный нерв содержит волокна нервных клеток и сосуды, питающие глаз. В месте его выхода из глаза зрительные клетки отсутствуют, поэтому из этого участка (слепое пятно) зрительная информация не поступает. Волокна зрительного нерва, частично перекрещиваясь, проходят в затылочную область, в зрительную кору мозга, где происходят сложнейшие процессы анализа полученной информации с формированием зрительного образа (той картинки, которую видит человек). Для наиболее комфортного функционирования глаз снабжен дополнительными образованиями (придатками): мышцами (которые осуществляют его движения), веками (которые впереди защищают его от вредных физических и химических воздействий), слезной железой (которая смазывает роговицу снаружи и удаляет с нее механические и инфекционные агенты), жировой тканью, расположенной около и позади глазного яблока (она выполняет роль амортизатора). Все выше сказанное говорит о сложнейшем и многоуровневом устройстве органа зрения. Какое-либо нарушение этой высокоточной работы приводит к изменению получаемого в итоге зрительного образа.

Развитие зрительной системы

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный - период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее). Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на "мобиле" или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года - острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей плохо формируется навык звуко- и словообразования. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. По-этому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: "Скажи это зайчик или слоненок?". Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению. В четырех-шести лет на орган зрения приходятся нагрузки соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях ("уроки" не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут. Во время "телесеанса" малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2-3 м. По возможности, следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30-40 минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует, так называемой "1,0", когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку (см. рис.). В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школе. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам, и ничто не мешало ее функционированию, очень важно в дошкольном возрасте проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений.

Контроль-с первых дней жизни

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика. Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру, так называемым, диафаноскопом (прибором похожим на фонарь) - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, - путь только один: - удаление пораженного глаза. Врожденная глаукома - заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутри-глазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения. Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.) Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур. При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся: -

  • нистагм - подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали "размытыми". Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение) верхнего века - недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).

Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Скрытая опасность

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей - в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов. Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать. Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные по-ражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение (см. выше), ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Что после роддома?

Если в родильном доме офтальмолог не осматривал ребенка, то важно провести осмотр в первые полгода его жизни. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, - когда ребенку исполнится полгода. Во время осмотра на приеме в кабинете офтальмолога ребенок грудничок должен лежать на пе-ленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгорит-му:

  1. Определение остроты (в 1 месяц - по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца - по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев - по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения. Поля зрения определяются ориентировочно - врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появле-ния реакции малыша на предмет.
  2. Вместе с тем проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоско-па и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
  3. Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения световой тени в просвете зрачка. Обычно исследование прово-дится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и направляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизон-тали и по вертикали. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза нач-нет светиться красным светом. Затем, медленно поворачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор отмечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (±0,5 Дптр) к более сильному, находят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не появляется. За-тем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокуляр-ного офтальмоскопа со специальными линзами. Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зри-тельные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например, ТРОПИКАМИД (МИДРИАЦИЛ, МИДРУМ) или 0,1% раствор АТРОПИНА. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать у детей любого возраста.

От 6 месяцев до 1 года

При отсутствии патологических изменений при первом визите к окулисту следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится полгода. В это вре-мя помимо стандартного обследования ребенка, проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция + 2-3Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка - убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 диоптрий, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и начать специальные тренировки глаз. Тренировки проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют контактную коррекцию - коррекцию с помощью контактных линз). Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного (стереоскопического) зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают "занавеску" из марлевой салфетки (в случае с двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки "проблемного" глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена, и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит. Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции. Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или - развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.

Почти повзрослому

В 2-4 года, когда ребенок уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову ру-ками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша. При выявлении близорукости в этом возрасте, необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор АТРОПИНА (препарат, расслабляющий зрительные мышцы и расширяющий зрачок). При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение. В 5-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагности-ческих приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре. Кроме того, профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внут-ренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Для хорошего развития зрительного анализатора и функции зрения ребенку необходимо сбалансированное питание, которое содержит полноценный набор витаминов и питательных веществ, необходимых растущему организму. Общеизвестно, что "зрительными" витаминами яв-ляются: витамин В (содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, участвует в передаче нервных импульсов, необходим для поддержания процесса аккомодации), витамин А (содержится в сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, также может образо-вываться в организме из провитамина А, который входит в состав моркови, томатов, хурмы, шиповника, салата и является компонентом основного зрительного пигмента - родопсина). Отдельно стоит упомянуть о чернике. В ней содержится предшественник одного из компонентов родопсина. Препараты черники, как и свежую ягоду, можно давать детям не ранее 3 лет, из-за частых аллергических реакций и побочного действия - запоров. Не имеет смысла пользоваться дорогостоящими препаратами черники, результат их действия практически такой же, как и у дешевых аналогов. Однако улучшать питание ребенка (усиливая рацион избирательными продуктами и препаратами) следует при интенсивной работе органа зрения (во время занятий в школе и на компьютере), а так же при некоторых заболеваниях глаз. В других обстоятельствах при сбалансированном питании малыша его глаза получают все необходимые питательные вещества. А дополнительная нагрузка с помощью каких-либо препаратов или продуктов может привести к усилению побочных явлений и передозировке витаминов, что тоже не хорошо (обилие моркови может привести к пожелтению кожи, а большое количество хурмы - нарушить работу желудка и т.п.).

Итак, мы подошли к вопросу обследования органа зрения у детей после двух лет, когда уже несколько проще проводить обследование, и выявлять некоторые проблемы и заболевания. Так, в возрасте от двух до четырех лет дети уже в состоянии отвечать на достаточно простые вопросы о тех предметах, которые он видит, и можно определить у них остроту зрения по особым табличкам с различными детскими фигурками. При осмотре и обследовании ребенка маме нужно сесть на стул и посадить ребенка к себе на коленки, при необходимости придержать голову ребенка руками для того, чтобы врач смог достаточно быстро и полностью обследовать зрение малыша. Если в этом возрасте будет заподозрена близорукость, тогда необходимо будет определение истинной рефракции, и тогда с целью ее определения ребенку нужно закапывать препарат для расслабления зрительных мышц и для расширения зрачка. При выявлении проблем в зрении доктор будет назначать ребенку специальные упражнения для глаз и необходимое лечение.

В возрасте после пяти лет глаза ребенка можно вполне спокойно осматривать с использованием разного рода диагностических аппаратов, а также можно проводить тестирование по табличкам с разными буквами. В таком возрасте дети могут уже сами активно пожаловаться на некоторые из возникающих симптомов, которые будут характерными для многих глазных заболеваний. И здесь особенно важной будет роль родителей, которые должны активно прислушиваться ко всем жалобам малыша, и не думать о том, что эти жалобы являются капризами ребенка, и важно потом подробно описать все эти жалобы в кабинете у врача. Помимо проводимых регулярно профилактических осмотров, важен и периодический контроль со стороны родителей за общим состоянием зрительной системы детей. Именно сами родители, видящие ребенка ежедневно, могут в самом раннем этапе выявить все начальные изменения в работе зрительного анализатора. Самыми первыми из симптомов, которые могут насторожить родителей, являются сниженная острота зрения и жалобы на быстрое зрительное утомление, а также формирование затуманивания, расплывания картинки, искажение предметов при их осмотре. Также стоит внимательно отнестись к формированию жалоб на радужные круги перед глазками, головные боли и боли в глазах, возникновение косоглазия или покраснения белков глаз, образования гнойных точек в области уголков глаз или корочек в области век. Любые из этих проявлений требуют немедленного обращения к врачу для обследования и назначения необходимого обследования и лечения. Но в любом случае, даже если врачом будут выявлены разного рода патологии, это не повод для того, чтобы расстраиваться, большинство из нарушенных функций зрения можно восстанавливать при проведении вполне адекватного лечения.

Что нужно для острого зрения у детей.
Чтобы в любом возрасте органы зрения детей активно и правильно развивались и нормально функционировали, ребенку необходимо обеспечение полноценного и сбалансированного питания, в котором будет содержаться полный комплект зрительных витаминов и минеральных веществ, которые будут необходимы для растущего глазика. Всем из вас известно, что к витаминам, важным для зрения, будет относиться витамин Д. Он будет содержаться в таких продуктах, как яичный желток, печень животных, сливочном масле. Не менее необходимыми будут и витамины группы В, которые помогают в процессах передачи нервных импульсов и важны поддержании процесса аккомодации. Но одним из главных витаминов, необходимых для зрения, является витамин А, который будет содержаться в молоке и сливочном масле, в печени, образуется из растительных продуктов из особого про-витамина А (каротина), входящего в состав морковки, хурмы, помидоров, салата и шиповника. Это вещество входит в состав основного из зрительных пигментов – родопсина.

Хочу отдельно остановиться на таком знаменитом продукте, которому приписывают функции исцеления глаз – чернике. Она содержит в своем составе один из предшественников зрительного пигмента – родопсина, и действительно может помочь в укреплении зрения. Но, препараты из черники, как и саму эту ягоду в свежем виде можно давать детям старше трех лет – она может давать аллергические реакции и зачастую приводит к развитию запоров. И нет смысла применять дорогостоящие препараты из черники, они по эффекту ничуть не лучше самых простых аналогичных препаратов. Но лучше всего будет усиление рациона ребенка полезными продуктами и витаминными препаратами в периоды интенсивных зрительных нагрузок – при частых занятиях на компьютере, при начале занятий в школе, при некоторых из болезней глаз. Если же режим зрительных нагрузок ребенка вполне обычный, его глаза не страдают от каких-либо патологий, тогда при полноценном питании он получает все необходимые вещества. Не стоит давать ему каких-либо дополнительных «зрительных» продуктов или препаратов для глаз – это может приводить к передозировке витаминами и усилению их побочных эффектов, что тоже будет плохо. Так, при избыточном употреблении моркови может желтеть кожа ладоней и стоп, избыток черники и хурмы в питании приводит к расстройствам желудка или запорам.

Проблемы зрения у детей.
Обычно у детей нарушения зрения возникают как самостоятельная патология, не связанная с другими патологиями организма. Если у ребенка проблемы зрения и ему нужна коррекция очками – это еще и психологическая проблема, детям необходима будет поддержка родителей. Обычно у детей могут выявляться:
- близорукость – это такой дефект зрения, который не позволяет хорошо видеть предметы в отдалении при относительно хорошем зрении вблизи.
- дальнозоркость – это патология, обратная предыдущей, дети плохо видят предметы, которые расположены вблизи, и относительно хорошо отдаленные предметы.
Обычно ранние дальнозоркость или близорукость являются результатом генетической предрасположенности, и важно проводить регулярные обследования детей при наличии родственников с сильно выраженными нарушениями зрения. При выявлении проблем проводится очковая коррекция.

Не менее важно исправлять такое нарушение, как косоглазие, которое нужно начинать лечить с самого раннего возраста, чтобы косящий глаз не страдал, и не снижалась острота зрения и бинокулярное зрение. Если косящий глаз длительно не лечится, он может полностью выключиться из процесса зрения. Большинство из новорожденных детей видят сразу двумя глазами, при этом оба глаза могут смотреть на предмет и следить за его перемещением, но при этом работа глаз еще не координированная. Периодами глазки могут слегка косить, особенно вовнутрь. Но такое состояние должно пройти к возрасту трех-пяти месяцев. Если же косоглазие сохраняется и далее, необходимо немедленно обращаться к офтальмологу для консультации. Также нужно задать врачу вопросы. Если дети при движении натыкаются на мебель, подносят предметы близко к глазам, часто спотыкаются и падают. Сегодня большинство из патологий органов зрения можно исправить ношением очков или специальным лечением, при возникновении показаний – проведением специальных операций. Важно также знать о том, что не всегда проблемы в зрении возникают при патологии зрительного анализатора – они могут быть результатом поражений нервной системы, также проблем с органами слуха и некоторыми другими патологиями.

Особенно сложно будет ребенку в первое время, если он вынужден постоянно или длительно носить очки. К ним нужно привыкнуть и важно в доступной для ребенка форме объяснить ему важность и необходимость их ношения. И также нужно приложить со стороны родителей максимальные усилия, чтобы подготовить ребенка к тому, что другие дети могут обращать внимание на его очки и даже некоторые из детей могут его дразнить. Всегда нужно иметь для ребенка дополнительную пару очков, так как дети непоседливы и могут произойти неприятности. Также важно сразу же приучать ребенка к содержанию стекол очков в полной чистоте. Сегодня дети раннего возраста в очках уже перестали быть редкостью, но это слабое утешение для самих малышей и их родителей. Объясните ребенку, что если вы совместными усилиями будете активно проводить лечение, это поможет в дальнейшем избавиться от очков и видеть хорошо, но стоит выполнять в полном объеме все предписания врача. Кроме того, сегодня существуют методы лазерной коррекции зрения и отказ от очков, но обычно все эти процедуры проводят уже в возрасте старше 18 лет, когда глаз полностью вырос и сформировался. До этого момента, скорее всего, нужно будет ношение очков и проведение консервативной терапии.

Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводят сразу после рождения, второй - в три-четыре месяца. Следующий визит к врачу - в год, и далее - раз в полгода, пока ребенку не исполнится три. После этого, если нет никаких нарушений, и мама не видит отклонений, визиты нужно повторять раз в год. Ведь чем раньше диагностируют нарушение, тем благоприятнее прогноз. Но регулярно посещать врача - недостаточно.

Важно правильно организовать ребенку режим дня, чтобы он достаточно высыпался, бывал на воздухе, чередовал зрительную нагрузку с двигательной.

Необходимо научить малыша правильно сидеть за столом, не горбиться, подобрать ему стол и стул по росту, а кровать - жесткую и ровную, с маленькой подушкой. И ограничить просмотр телевизора и работу за компьютером.

От нуля и старше

С ребенком больше общается мама, и если у докторов в роддоме не было никаких подозрений, нужно следить: симметричны ли у ребенка глазные щели, нет ли выделений из глаз, не красные ли они. Уже в возрасте двух недель малыш ненадолго фиксирует взгляд, реагируя на маму. К двум месяцам у ребенка появляется нормальная фиксация взгляда, его глазки «не разбегаются», а к концу 4-го месяца ребенок способен долго задерживать взгляд. Проверить, хорошо ли ребенок видит, довольно просто: покажи ему яркую, красивую игрушку.

Малыш должен на нее отреагировать - потянуться, улыбнуться. Если этого не происходит - срочно к врачу! Если у ребенка косоглазие (часто оно является следствием позднего токсикоза, внутриутробных инфекций, родовых травм), лечение иногда начинается с момента рождения по схеме. В годовалом возрасте зрение определяют по специальным методикам, но диагностика зависит от того, насколько ребенок идет на контакт, и, если малыш боится врачей, имеет смысл обратиться в медицинский центр, где в офтальмологическом кабинете работает и детский психолог. Но есть и субъективные моменты, которые нельзя оставить без внимания. Например, годовалый ребенок очень спокойный и тихий, он не очень активно познает окружающий мир. Это может означать, что он его попросту плохо видит.

Дальнозоркие и близорукие

С года до пяти детский организм интенсивно растет и развивается, в этом возрасте значительно увеличивается размер глазного яблока, улучшается рефракция - преломляющая способность глаза. Меняется острота зрения - нормальная - 1.0, формируется постепенно, не сразу. Малыши рождаются дальнозоркими, и до 3 - 5 лет в большинстве остаются такими. Но близорукость может начать развиваться и в возрасте 3 лет.

Если малыш начал щуриться, рассматривая что-то на расстоянии 3-4 метра, подходит к телевизору ближе, наклоняется к книге или рисунку - это повод для беспокойства. Подумай, не злоупотребляешь ли ты ранним приобщением к грамоте? Максимальное время для занятий с ребенком до пяти лет - 40 минут!

Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 15 минут, чтобы ребенок побегал, попрыгал, сделал гимнастику или посмотрел в окно.

Тебе нужно быть особенно бдительной, когда в очках и ты, и отец малыша - ведь предрасположенность к близорукости передается по наследству. Наследственный фактор может проявиться в 3-5 лет, и в семь, когда ребенок идет в школу, и в период полового созревания, и после тяжелого инфекционного заболевания (грипп, корь, краснуха, скарлатина). Пусковым фактором может стать и слишком быстрый рост ребенка - глаз "не успевает" за скелетом, и интенсивные зрительные нагрузки.

Очки, линзы и коррекция

Прошли времена, когда ребенка в очках в школе дразнили. Сейчас можно подобрать для ребенка оправу, которая ему понравится, или линзы. Их назначают уже с семилетнего возраста, если ребенок их переносит. Разумеется, ухаживает за линзами и ставит их мама. Когда ребенок не может или категорически не хочет носить очки, но ему необходима постоянная коррекция, линзы могут стать выходом.

При близорукости слабой степени и достаточно высокой остроте зрения без очков (более 6 строчек в таблице на каждый глаз) очки не назначаются. При близорукости средней степени (до 3,0 диоптрий) очки назначаются только для дали, а при близорукости более 4,0-5,0 диоптрий могут назначаться бифокальные очки или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более слабые на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи.

Близорукий ребенок, которому очки нужны только для дали, не должен носить их все время, читать и играть в них. Дальнозоркость чаще врожденное, а не приобретенное состояние.

Первые признаки: ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя, в более выраженных случаях - понижение зрения вдаль. Рекомендации по ношению очков при дальнозоркости также определяются врачом-офтальмологом индивидуально. Как правило, это очки для постоянного ношения, часто бифокальные или 2 пары очков: одни - для дали, другие, более сильные на 2,0-3,0 диоптрии, - для близи. При прогрессирующей близорукости или дальнозоркости может быть назначена лазерная коррекция, но не раньше 18 лет и при стабильном состоянии не менее полутора лет.

Ленивый глаз

Бывает, что глаз, внешне совершенно здоровый и нормальный, плохо видит. Важно вовремя поставить диагноз и принять меры - ведь это заболевание поддается лечению только до 9 лет. Диагностировать амблиопию ("ленивый глаз") может только врач, но есть несколько косвенных признаков, которые должны тебя насторожить.

Обрати внимание, как смотрит ребенок после сна. Если один глаз он открывает не полностью, если для того, чтобы посмотреть на тебя, он поворачивает голову - есть повод для беспокойства.

Летом проследи, с какой стороны ребенок загорел сильнее - если один из его глаз "ленивый", эта сторона больше загорает.

Ленивый глаз нужно заставить работать, для этого офтальмолог назначает аппаратное лечение, режим окклюзии (здоровый глаз заклеивается гипоаллергенной наклейкой), специальные упражнения на тренировку зрения по индивидуальной схеме.

  • Начинай профилактические мероприятия уже с 2-3 лет. Учи ребенка чаще моргать - чтобы не пересыхала роговица, не горбиться, чаще менять взгляд с ближних предметов на дальние.

Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется, игры с использованием мяча.

  • Длительность непрерывного просмотра телевизора или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, для ребенка от семи лет - не больше часа, но не непрерывно. Оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
  • Свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Убери из поля зрения ребенка бликующие и отражающие поверхности.

Приучи ребенка чередовать зрительную и двигательную активность, а уроки старайтесь делать в дневное время, при естественном освещении.

  • Солнечные очки ребенок должен носить только на ярком свете, днем. Подбери качественные, не пластиковые, а стеклянные.

Гимнастика для глаз

  • Через 20-30 минут занятий ребенку нужно делать перерывы для упражнений. Кстати, они подходят и взрослым.
  • Точка на стекле - тренировка аккомодации и конвергенции.
  • Наклей на оконное стекло на уровне глаз ребенка цветную метку диаметром 3-5 мм.
  • С расстояния 30 см. двумя глазами ребенок смотрит на точку 5 секунд, затем - вдаль, на дома, деревья - 5-10 секунд.
  • Повторить 5 раз. Закончить упражнение взглядом вдаль.

Движения глазных яблок - направлены на снижение зрительного утомления и профилактику его возникновения.

  • Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук ребенок массирует глазные яблоки - 10 сек.
  • При неподвижном положении головы посмотреть вверх, вниз, налево, направо, совершить вращательные движения по часовой стрелке и против нее - 10 сек.
  • Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.
  • Умываясь, поочередно побрызгать на глаза теплой и холодной водой.

Продукты для глаз

Следи, чтобы в питании ребенка в достаточном количестве присутствовали продукты, полезные для зрения.

  • Витамин А входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза и зрительного пигмента колбочек. В чистом виде не содержится ни в овощах, ни в фруктах, но многие из них - абрикосы, морковь, спаржа, свекла, паприка, персики, черная смородина, черника, вишня, дыня, щавель, тыква - содержат каротин, провитамин А. Каротин усваивается только с жирами. В чистом виде витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, печени.
  • Витамин С защищает хрусталик от образования свободных радикалов. Его содержат: смородина черная и красная, помидоры, цветная капуста, земляника, щавель, цитрусовые, смородина красная, крыжовник, лук зеленый, горошек зеленый, дыня, вишня.
  • Витамин В2 входит в состав зрительного пурпура, который защищает сетчатку от ультрафиолетовых лучей. Он содержится в семечках подсолнечника, почках, печени, молочных продуктах.

Фото в тексте: Shutterstock.com

Зрение у детей – важнейшая функция, обеспечивающая получение визуальной информации об окружающем мире, испытывающая колоссальную нагрузку. При этом зрительный аппарат, особенно в раннем возрасте, достаточно хрупок. Есть множество внешних факторов способных ухудшить его работу.

Особенности зрения у детей

При рождении ребенка его зрительная система еще не до конца сформирована. Особенности зрения у детей таковы, что малыш пока в состоянии только распознавать свет, то есть отличать день от ночи. Несовершенство глазных нервов и мышц, двигающих глазное яблоко, не позволяет ему различать предметы более четко, нормальным в этом возрасте является и косоглазие.

Нельзя также не сказать об особенностях мигательного рефлекса новорожденного. Никакие интенсивные движения вблизи от глаз не заставят малыша мигнуть, тогда, как это без труда произойдет, благодаря включению света.

В течение первого года жизни вместе с ростом и развитием коры головного мозга совершенствуется и зрительный центр. Работа глаз синхронизируется, формируется представление об окружающем мире и так называемая библиотека образов.

Если в этом возрасте зрение нарушено и не корректируется, то общее дальнейшее развитие малыша нельзя назвать полноценным. Перманентная недостаточность визуальной картинки в той или иной степени влечет за собой интеллектуальное отставание. Регулярный осмотр детского офтальмолога и своевременная коррекция зрения у детей позволит избежать подобных негативных последствий.

От года до двух лет зрение у детей играет важнейшую роль в процессе формирования речевого аппарата, так как именно повтор артикуляции взрослых помогает ребенку научиться говорить. В этом возрасте просмотр телевизионных передач оказывает слишком большую нагрузку на мышцы глаз.

К трехлетнему возрасту ребенок уже в состоянии рассказать, что именно он видит. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте крайне важно дозировать зрительные нагрузки и предоставлять глазам ребенка регулярный отдых: на каждые полчаса занятий не менее 15 минут перерыва. Тот же принцип применим и к телевизионному досугу. Кроме прочего, расстояние от глаз ребенка до телеэкрана не должно быть меньше 2-3 м.

Перегружают зрение у детей этой возрастной группы электронные игры с маленьким экраном. Даже после 30 минут может развиться спазм глазных мышц, покраснение глаз, дискомфорт и слезотечение. Иногда отмечают снижение остроты зрения у детей, в частности при визуальном восприятии удаленных предметов. Постоянный спазм может привести к стойким нарушениям зрения – дальнозоркости или близорукости. Чтобы уменьшить вероятность ухудшения зрения у детей, профилактику следует начинать как можно раньше.

Нормы зрения у детей разных возрастов

Проверить норму зрения у 6-месячного ребенка можно с помощью такого теста: красный шарик диаметром 4 см вешают на нитку и раскачивают. Затем к нему на руках подносят ребенка и наблюдают, когда именно он отреагирует глазами на происходящее. Когда малыш заметил шарик с расстояния 1 м, то острота его зрения 0,03; если с 3 м, то 0,11, а с 5 м, то 0,18. При этом нормой считается диапазон от 0,1 до 0,3.

Для годовалого малыша такой тест проводят с шариком диаметра 0,7 см. Расстоянию 1 м соответствует острота 0,2; 3 м – 0,6; 5 м – 1,0 при норме 0,6–0,9.

Проверить зрение у детей при помощи специального теста становится возможным примерно в трехлетнем возрасте. До этого достаточно внимательно следить за развитием ребенка, его реакциями на те или иные предметы, образы и т. п. В три года малышу предлагают таблицу Орловой – 10 рядов силуэтных картинок, расположенную на расстоянии 5 м от глаз. Ребенок должен назвать сначала картинку в верхнем ряду; так постепенно переходят к ряду нижнему.

Все правильно названные картинки в том или ином ряду и определяют остроту зрения. Ее нормы:

  • В 3 года – 0,6–0,9;
  • В 4 года – 0,7–1,0;
  • В 5 лет – 0,8–1,0;
  • В 6 лет – 0,9-1,0.

Таким образом, острота зрения повышается с рождения до школьного возраста и к 7–8 годам соответствует нормам взрослого человека.

Своевременно выявить и скорректировать нарушения зрения у детей помогут регулярные посещения детского офтальмолога.