Коррекция повышенной тревожности у детей. Тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста: основные аспекты проблемы и способы её преодоления

распространённая проблема .

Разобраться в причинах тревожности и устранить их бывает непросто.

Часто необходима консультация психолога. Но иногда сами родители способны понять своего ребёнка и помочь ему.

Тревожный ребёнок – это какой?

Витя ходит в среднюю группу детского сада. На прогулке этот мальчик часто выглядит обычным .

Носится как оглашенный вместе с другими детьми. На лице – улыбка до ушей. Но в таком состоянии он ничего не слышит.

Вот Витя забежал за веранду, а это запрещённая территория (там бывают бродячие собачки, и у них там туалет). Воспитательница раз его окликнула, второй – он как глухой. Наконец, она встаёт, уже сердитая, хватает малыша за руку.

На физиономии Вити выражение безмятежного счастья мгновенно, без всякого перехода, сменяется испуганно-мрачной миной . Он втягивает голову в плечи. И сразу становится видно, что мальчик тощий, нескладный, какой-то унылый. Опустив голову, слушает воспитательницу.

Видно, что малыш очень испуган, хотя воспитательница старается говорить сдержанно, не повышая голоса: её проинструктировал психолог, что на этого ребёнка кричать нельзя.

Обед. У Вити нет аппетита. Его никогда нет. Где бродит его аппетит, почему никогда не посещает садик вместе с хозяином, наука пока не установила. Впрочем, Витя и дома ест плохо , потому и тощий такой, кожа да кости.

Он сидит перед тарелкой, опустив голову, ссутулившись, как старичок, чуть ли не носом уткнувшись в котлету. Если ему делают замечание, начинает, испуганно глядя на взрослого, расковыривать котлету и пюре ложкой, но почти не ест.

Если кто-то обидит Витю, он начинает горько и неутешно рыдать , так, будто только что узнал о смерти всех родных. Захлёбывается слезами, всхлипывает, иногда даже падает на пол и начинает кататься по полу.

Тихий час. Это смотря для кого тихий. Для Вити часто – самый громкий за весь день.

Начинается обычно с того, что Витя, принудительно оказавшийся в состоянии физического бездействия, вспоминает о маме .

Как давно он не видел маму! Целая вечность прошла! И Витя начинает тихо плакать в подушку:

— Ма-ма! Хочу к маме!

Успокоить его невозможно . Через час-полтора он иногда засыпает, но не больше, чем на несколько минут. Во сне он извивается, как червячок, сбрасывает с себя одеяло: оно у него всегда валяется на полу. Часто мочится в постель. Проснувшись и обнаружив, что опять описался, плачет.

Если Витя дерётся с другими мальчиками, что бывает редко: он – то машет руками, как мельница, не глядя на противника, и уже заранее начинает плакать. И действительно: его всегда все бьют , хотя он довольно высокого для своего возраста роста.

Но вот, наконец, день в садике окончен, и за Витей пришла мама. Та самая, которую он ещё 4-5 часов назад так жаждал лицезреть. Но Витя стоит в сторонке, к маме не идёт. Смотрит испуганно . Он же, как всегда, за день совершил немало всяких подвигов. Что, если воспитательница уже нажаловалась маме?

На сколько тревожность зависит от генов , и почему мой ребенок тревожный? Узнайте из видео:

Что такое «тревожность»?

«Тревожностью» называют постоянное или почти постоянное ненормальное внутреннее состояние малыша, суть которого в том, что он крайне не уверен в себе во многих обычных ситуациях, боится многого, чего совершенно нет смысла опасаться, периодически впадает в эмоционально угнетённое состояние.

Можно назвать такого ребёнка «перманентно испуганным» . «Тревожность» тесно связана с , вызвана именно этим личностным качеством маленького человека. Хотя не каждый неуверенный в себе ребёнок тревожный.

Тревожность – это крайняя, патологическая форма проявления неуверенности в себе , близкая к неврозу. Из десяти неуверенных в себе детей тревожным, в среднем, бывает только один, максимум – два-три ребёнка.

Симптомы и признаки

Тревожные дети беспокойны . Они волнуются, нервничают из-за того, что совершенно спокойно сделает здоровый ребёнок их возраста.

Такой малыш боится, что его будут ругать за то, что он плохо ест, и поэтому не ест вовсе.

Он боится драться с другими детьми (побьют!), но не драться тоже боится (папа опять скажет, что я слюнтяй). Поэтому вообще избегает общения с детьми .

Часто, глядя на такого ребёнка, мы видим, что лицо у него напряжённое, очевидно, что он испытывает или какие-то опасения. Мимика таких детей бедная: кроме выражения испуга, какие-то другие эмоции на их лицах отражаются редко.

Эти дети с трудом контактируют с чужими взрослыми и со сверстниками , опасаясь отрицательной оценки с их стороны или каких-то обид. Обиды они переживают крайне бурно, притом, могут обидеться непонятно на что.

Они никогда добровольно не берутся за сколько-нибудь сложное новое дело, вообще избегают всего нового и неожиданного. При малейшей неудаче просто бросают то, что делают, и не хотят продолжать.

Крайне чувствительны к любой критике, даже если она очень мягкая. Любые критические замечания воспринимают болезненно, никогда их не учитывают.

В отношениях со взрослыми проявляют то чрезмерное послушание, то, наоборот, крайнее своеволие, что говорит о низком уровне самоконтроля : в 5-6 лет у таких детей он как у 2-3-летних.

Эти дети часто плохо спят , видят кошмары, по нескольку раз за ночь просыпаются и зовут на помощь маму.

Они часто плачут, могут рыдать очень бурно и долго, причём, по самому ничтожному поводу.

Иногда такие дети испытывают и физический дискомфорт . Так, для них характерны периодически возникающие боли в животе, не имеющие никаких органических причин.

Это так называемые «фантомные боли». Органы пищеварения в порядке, но ребёнок жалуется на боль. И он её действительно испытывает.

О психологической природе детской тревожности в этом видео:

Как определить уровень по методике Филлипса?

Сейчас дети часто ходят в школу с 5-6 лет. При детских садах также открываются курсы по подготовке к школе (их иногда называют «школами»).

Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня школьной тревожности именно в ситуации обучения.

Для определения уровня тревожности.

Она включает в себя различные вопросы-тесты с так называемыми «ключами». «Ключом» называется правильный ответ на вопрос , который должен дать вполне здоровый ребёнок.

Уровень тревожности определяется по количеству несовпадений ответов малыша с «ключами».

Всего вопросов 50. Если несовпадений с ключами больше 25-ти, это уже явно тревожный малыш.

Впрочем, эта методика предназначена для профессионалов . Опрашивать детей нужно уметь, интерпретировать результаты тоже.

Кроме того, родителям не нужны никакие опросы: они необходимы специалистам, тестирующим сразу большие группы совершенно незнакомых им детей младшего школьного возраста.

Родители без всяких тестов и опросов легко определят, тревожный у них малыш или нет.

Как снизить показатель?

Повышенная тревожность, как уже было отмечено выше, вызывается неуверенностью в себе, а неуверенность в себе – это качество личности . Так что, существенно снизить уровень тревожности нелегко.

Прежде всего, нужно определить, что не так с ребёнком, какова причина его болезненного состояния, и устранить её. Часто родителям приходится пересмотреть что-то в себе: изменить свои установки по отношению к ребёнку, стиль общения с ним.

Например, у мальчика Вити, крайне тревожного малыша, который был описан выше, очень нервный, неуверенный в себе, плохо контролирующий свои эмоции и, к тому же, ещё и пьющий отец, который нередко бьёт сына. Этот папа ещё и крайне и неумеренно требователен . Отсюда и тревожность малыша.

Понятно, что именно отцу надо меняться, тогда изменится и сын. И никак иначе этого нельзя добиться.

Если же тревожность ребёнка находится на грани невроза (он постоянно плохо спит, отказывается от контактов с людьми, очень часто плачет, постоянно плохо ест, испытывает фантомные боли), то его нужно лечить у психиатра.

В чем причины?

Все возможные причины назвать невозможно: их очень много. Назовём основные:


Что делать?

Прежде всего, не нужно паниковать. Проблема решаема. Если ребёнок тревожный, это ещё не значит, что его родители должны от него заразиться этой болезнью.

Нужно понять малыша, определить возможно точнее, в чём корни его недуга . И затем постепенно менять отношения с ним, его образ жизни, чему-то учить.

Основные методы коррекции и снятия у дошкольников и младших школьников следующие:


Как снять тревожность у детей? Консультация израильского психотерапевта:

Профилактика

Прежде всего, важны гармоничные отношения в семье .

Если в ней царят любовь, дружба, сотрудничество, взаимопонимание, то вряд ли растущий в такой семье ребёнок станет тревожным, а если что-то и спровоцирует болезненное состояние, оно будет легко преодолимо.

В отношениях с самим малышом следует придерживаться такой линии поведения:


Тревожность у детей – результат неблагополучия в жизни и развитии ребёнка. Эффективно устранить болезненное состояние можно, только устранив это неблагополучие, сделав жизнь малыша гармоничной и счастливой.

Как помочь тревожному ребенку? Советы психолога :

Нам, взрослым, зачастую кажется, что нашим малышам и волноваться-то в жизни не о чем. Какие проблемы у дошколят могут быть? И огорчения у них сугубо детские, несерьёзные. И радости такие простые, незамысловатые. Но, оказывается, не всё так безоблачно и с дошколятами. Эмоции в их жизни играют такую же важную роль, как и в нашей. Если не более значимую. Ведь от того, положительный или отрицательный эмоциональный фон преобладает в повседневной жизни вашего карапуза, зависит формирование его, как личности. Именно в этом возрасте закладываются основные черты характера. И от того, насколько благоприятными будут условия существования ребёнка в семье и в социуме, чаще всего зависит, какой из него вырастет человек. Открытый, отзывчивый, коммуникабельный. Или замкнутый, немногословный, агрессивный. Тревожность у детей дошкольного возраста. Именно так, обобщённо, принято называть комбинацию из нескольких эмоций. И именно эти эмоции, если малыш будет испытывать их очень часто, способны помешать становлению его внутреннего «я». Что же психологи подразумевают под термином «тревожность»? И как с ней бороться, если её симптомы вы заметили у своего ребёнка?

Что такое тревожность?

Тревожность в дошкольном возрасте ещё не является устойчивым свойством личности ребёнка и вполне поддаётся коррекции

По детскому личику так легко понять, весел малыш или расстроен, спокоен или подавлен. Да и фигура его внимательному наблюдателю способна очень о многом рассказать.

То ли он, гордо расправив плечи, делится своими открытиями, то ли, понуро их опустив, играет в угрюмую молчанку. Если вы часто замечаете, что ваш дошколёнок не весел, безразличен к любимым играм, он с большим трудом идёт на контакт и очень редко улыбается, не оставляйте подобное без внимания.

Это значит, что что-то в жизни маленького человека, однозначно, идёт не так. И если вовремя не разобраться в причинах, вызвавших подобный психологический дискомфорт, в будущем придётся столкнуться с преодолением таких проблем у ребёнка, как неуверенность в себе, всевозможные комплексы, фобии, страхи.

Беспокойство, тревога, страх. Именно эти состояния (сменяющие одно другое и переходящие друг в друга) и принято считать тревожностью.

Изучали её многие психологи, и каждый определение тревожности трактовал по-своему. Суть же всех определений и трактовок такова.

Тревожность – это сложное сплетение чувств, индивидуальная психологическая особенность, выявляющаяся в склонности человека впадать в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в различных ситуациях, и даже в тех, которые никак не располагают к возникновению подобных эмоций.

Психологи выделяют два вида тревожности: ситуативную и личностную

Диагностика

Ребёнок может бояться или тревожиться в определённых жизненных обстоятельствах, прямо или косвенно провоцирующих к этому. Что вполне закономерно. Такая продуктивная, адекватная тревожность называется ситуативной . У детей дошкольного возраста доминирует именно она.

Но бывает и такое, что малыш испытывает чувство беспокойства, не зависимо от ситуации, а подобное состояние становится его спутником в любом роде занятий. То здесь уже вполне можно диагностировать симптомы тревожности личностной .

Когда ребёнок не способен адекватно оценить свои силы, свою реальную успешность, свой внутренний потенциал, он начинает опасаться неудач в любом деле. Из-за этого волнуется, боится и тревожится в какой бы то ни было жизненной ситуации.

Случается, конечно, и наоборот. Слишком низкий уровень тревожности у малышей приводит к тому, что они не могут реально оценивать опасность. Отсюда - и другие неприятности.

Слишком высокий или, напротив, слишком низкий уровень тревожности у дошколят является признаком социальной дезадаптации – неадекватным эмоционально-чувственным проявлением. И с этим обязательно нужно бороться.

Тревожные дети, обычно, инфантильны, нерешительны, замкнуты

Последствия

С возрастом, если вовремя не принять меры по её преодолению, тревожность, как укоренившая черта характера, сформирует соответствующие установки и взгляды на жизнь, окрашивая мир подрастающего малыша совсем не в яркие, радостные тона.

Повышенная тревожность негативно влияет на . Он постоянно боится сделать что-то не так. Страх не вписаться в общепринятые рамки и понятия мешает ему экспериментировать и внедрять в жизнь что-то новое.

Самоуничижительное отношение к себе, к своим достоинствам и способностям, пессимистический настрой, нерешительность, инфантилизм, отсутствие авторитета среди сверстников, страх, нередко порождающий защитные реакции в виде замкнутости или агрессии.

Перспективы, согласитесь, далеко не радужные. Тем не менее, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.

У дошколят тревожность устойчивой чертой характера ещё не является. И процесс вполне обратим. При условии проведения соответствующих педагогических и психологических мероприятий.

Чаще всего тревожность развивается у детей, родители которых допускают погрешности в их воспитании

Причины её возникновения у дошколят

Для того, чтобы способы коррекции тревожности у ребёнка дошкольного возраста были подобраны правильно, первое, что нужно сделать, это выяснить причины её возникновения у малыша.

И начинать необходимо с изучения личностных взаимоотношений в семье, где воспитывается карапуз. Ведь чаще всего именно погрешности в воспитании ребёнка способствуют развитию у него неспецифических психологических реакций.

Но существуют и другие факторы, способные повлиять на появление у ребёнка признаков тревожности.

Предъявляя слишком высокие требования к своему малышу, родители провоцируют появление у него комплекса неполноценности

Преемственность поколений

Нередко невольными виновниками формирования в ребёнке чувства неполноценности и беззащитности перед всеми возможными, реальными или мнимыми, угрозами выступают сами родители, которые уже страдают повышенной тревожностью. Их методы воспитания, когда они пытаются оградить малыша от всего, что по их, мягко говоря, субъективному мнению, может ему навредить, никак не способствуют нормальному эмоциональному развитию карапуза.

Завышенные требования со стороны родителей (авторитаризм)

Такой подход к воспитанию детей практикуется, обычно, мамой-папой, которые сами не удовлетворены своей жизнью. И мечтают в ребёнке воплотить свои мечты, которые им не удалось реализовать самостоятельно. Либо же, наоборот, родители – лидеры по натуре – пытаются воспитать в малыше такие же качества, которые присущи им. При этом совершенно не делая скидку на то, что у их чада разительно отличается от их собственного.

Частые порицания, физические наказания

Негативный опыт общения ребёнка с окружающими откладывается в его памяти надолго. Именно этот опыт, впоследствии, заставляет малыша бояться повторения неприятных для него событий.

Частые конфликты в семье могут стать причиной развития тревожности у малыша

Гиперпротекция (гиперопека)

Вероятность того, что родители, чрезмерно опекающие своего кроху, воспитают ребёнка, безынициативного и тревожного, очень велика. Ведь уверенность в себе – это черта, которую необходимо развивать. А мелочный контроль, ограничения и запреты вряд ли могут способствовать её развитию.

Гипопротекция (гипоопека)

А вот мамы-папы, не достаточно ответственно относящиеся к воспитанию своего чада, уделяющие ему мало внимания, сдержанные в проявлении чувств, всем тем тоже рискуют пробудить в нём тревожность. Постоянно чувствуя себя ненужным и заброшенным, малыш уверится в своей неполноценности. Такие дети, обычно, не рискуют выделяться из общей массы, выполняют все распоряжения и считаются послушными. Казалось бы, что ещё нужно? Но подобное поведение – это не норма, а лишь защитная реакция, ширма, за которой скрывается натура с заниженной самооценкой.

Частые упрёки, запугивания, внушения чувства вины

Часто ли вы говорите своему ребёнку: «Ты плохой, уйду от тебя!», «Вот придёт дядя, и заберёт тебя!», «Сколько раз можно тебе повторять?» и т.п. Если такое случается, тогда не удивляйтесь. Вы сами формируете в малыше чувства страха, вины, неполноценности.

Карапуз чувствует себя ненужным и одиноким, испытывая недостаток родительского внимания

Эмоциональная отверженность ребёнка в семье

Когда в семье появляется второй ребёнок, старший малыш может испытывать ревность и чувствовать себя не у дел

Органическая, физическая неполноценность

Дошколята уже начинают сравнивать себя с другими детьми, оценивать свою внешнюю привлекательность. А ещё они стремятся подражать всему, что кажется им совершенным. Если по каким-то их собственным критериям они не вписываются в общепринятые рамки, велика вероятность возникновения у них различных комплексов, которые тоже играют немаловажную роль среди факторов, способствующих развитию состояния тревожности у дошколят.

Особенности темперамента ребёнка

И не следует забывать о том, что тревожность может быть одной из граней характера, темперамента малыша. Слабость, инертность нервной системы требуют к себе более профессионального подхода. Особенно, если при этом присутствует влияние ещё и вышеперечисленных факторов.

И вот ещё что примечательно. В дошкольном возрасте уровень тревожности у мальчиков и девочек несколько отличается. Дошколята-мальчишки более тревожны, чем девочки.

Тревога девочек больше связана с одушевлёнными предметами или абстрактными. Они боятся мышей и жуков, бандитов и хулиганов, ведьм и привидений. Мальчики более реалистичны. Они тревожатся из-за несчастных случаев и физических травм, своих проказ и наказаний за них.

При грамотно подобранной коррекции тревожности, это состояние у ребёнка останется в рамках ситуативного и не приобретёт личностный характер.

Способы преодоления

Методы коррекции тревожности у дошколят подбираются в зависимости от причин её возникновения. Обычно, это не один какой-то приём, а целая система мероприятий, которые проводятся в тесном сотрудничестве родителей с детским психологом и психотерапевтом.

Что же это за мероприятия?

  1. Прежде всего, психологи советуют родителям пересмотреть своё отношение к ребёнку и взаимоотношения в семье в целом. Если вы слишком опекали малыша, предоставьте ему больше свободы. Если были слишком строги и требовательны, постарайтесь смягчиться по отношению к карапузу. Если занимались решением своих проблем, позабыв о том, что у крохи они тоже могут быть, поспешите наверстать упущенное. Создайте дома атмосферу любви и взаимопонимания. И со временем вы увидите, что ребёнок начнёт оттаивать. Это обязательно произойдёт, ведь тревожность в дошкольном возрасте ещё не успела укорениться в сознании малыша. Не успела изменить его характер.
  2. Было бы хорошо завести : кота, собаку, хомячка, попугая. Не важно, какая зверушка это будет. Главное, чтобы вашему карапузу было кого опекать, оберегать, ласкать. Пусть ребёнок возьмёт на себя обязанности по уходу за своим усатым-хвостатым другом. Это повысит его самооценку в разы. Сделает кроху более уверенным в себе. Отвлечёт от страхов и тревог.

    песочная терапия . С помощью этих методов психологи диагностируют, раскрывают саму суть проблемы. И, отталкиваясь от полученных результатов, дают малышу и его родителям ключи к её решению. Не смотря на кажущуюся несерьёзность этих методик, они считаются мощными инструментами в борьбе с повышенной тревожностью детей в дошкольном возрасте. И не только с ней.

  3. Игра, как способ борьбы с тревожными состояниями, просто творит чудеса. Ведь наши дети именно в игре реализуют свой творческий потенциал, раскрываются, как личности, переносят в неё свои повседневные переживания, страхи, надежды. Так почему бы не использовать игру, чтобы показать ребёнку, как справляться с теми жизненными ситуациями, которые внушают ему беспокойство?

    С помощью песочной терапии успешно решаются многие проблемы психологического характера. Тем более что участвовать в сеансах может вся ваша семья

  4. Психотерапевт может порекомендовать крохе групповые занятия с такими же детьми, как и он. Может предложить релаксационные процедуры, дыхательную гимнастику, массаж и даже медикаментозное лечение. Его рекомендации будут зависеть от того, насколько уровень тревожности у вашего ребёнка высок. Выполняйте все предписания врача. Это обязательное условие достижения успеха в борьбе с тревожными состояниями у дошколят.

Пока тревожность не стала устойчивым свойством личности вашего ребёнка, привести её к допустимым нормам не так сложно, как тогда, когда она уже прочно укоренится в сознании малыша, станет его второй натурой и начнёт менять его характер далеко не в лучшую сторону.

Любите своих детей, уважайте в них личность, уделяйте им больше времени и своего родительского внимания, и они вырастут уверенными в себе и своих силах людьми

Профилактика

А чтобы у вас в дальнейшем не возникал вопрос «Как побороть тревожность у ребёнка дошкольного возраста?», вам не следует никогда забывать, что ваш любимый карапуз – личность. Стал он личностью в момент своего появления на этот свет, и ни минутой позже. Вот и относитесь к нему, как к личности. Нюансы же в ваших взаимоотношениях всегда подкорректирует любовь. Ведь она, как ни один врач, способна залечить любые душевные раны.

Видео «Черты характера. Воспитание детей»

Воспитатель высшей категории ГБДОУ№ 78 Центрального района

Санкт-Петербурга Кирьянова Е. А.

Тревожность у детей дошкольного возраста: причины ее возникновения и особенности проявления.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных требований ребенка.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р. С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Тревожность как черта личности связана с генетическими свойствами функционирующего мозга человека, которые обуславливают повышенное чувство эмоционального возбуждения, эмоциональной тревоги.

Эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии у детей иногда могут быть вызваны неудовлетворением их притязаний на успех. Эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдается у детей с высокой самооценкой, у которых нет возможностей для реализации своих притязаний. Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных самооценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

От неудовлетворения потребностей у ребенка вырабатываются механизмы защиты. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах; вступает в конфликт со всеми, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Стремление защитить себя от собственной слабости, не допустить в сознании неуверенности в себе, гнев, раздражение, может стать хроническим и вызывать переживание тревоги.

Главная задача состоит в том, чтобы привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо опустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

Уже к 4 – 5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

Тревожность – это ожидание того, что может вызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Это вид беспокойства возникает в результате ассоциатирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
  2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувством самоунижения, досады на себя, как не достойного.
  4. Тревога из-за не способности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
  5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели.
  6. Тревога свойственна человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию.
  7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Переживание тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная адекватная реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации, правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта.

Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции, которые испытывает дошкольник, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, плечи опущены, выражение лица грустное и безразличное; с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети – это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач.

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений, запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение ребенка и взрослого носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах. Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-то не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. К установлению таких отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами ребенка, то есть способствует формированию у него тревожности. Мать, находящаяся в состоянии, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности, которая легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие «чувство вины». В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей, тревог.

Излишняя строгость также способствует появлению страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя дядя», «Уеду от тебя» и др.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем, что олицетворяет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т. д.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность, неуверенность, отсутствие твердой опоры. Та же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок уходит в мир «фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различен. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки связывают свою тревогу с другими людьми. Это могут быть не только друзья, родные, воспитатели, но и «опасные люди»: хулиганы, пьяницы и т. д. Мальчики же бояться физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей или вне семьи.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного, творческого мышления.

Тем не менее у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.


Слово «тревожный» отмечается во многих словарях. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника .

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений .

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • 1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  • 2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.
  • 3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”. Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка .

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, “как на ладошке”, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение .

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. Выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.

Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. "Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий". Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности .

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Поведение тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  • 1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
  • 2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  • 3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  • 4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
  • 5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
  • 6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
  • 7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации .

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

Известно, что существует 2 категории тревожности:

  • 1. открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
  • 2. скрытая - в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
  • 1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
  • 2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности и б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности встречается преимущественно в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавится.

3. Культивируемая тревожность - в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой 2.б, различия касаются, как отмечалось, лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при скрытых формах тревожности как в виде прямого выражения агрессивных форм поведения. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах .

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них . Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт .

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”).

Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой). Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи .

Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: "Заберет тебя дядя в мешок", "Уеду от тебя" и т. д.

Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Тем не менее у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Введение

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?" Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себя ("Я же ничего не мог!"). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве. Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

2.1 Причины возникновения тревожности

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, т.к. установление причины нарушения – основа для построения коррекционно-развивающей программы.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.

Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности.

«Я не знаю ни одного случая, - утверждал А.С. Макаренко,- когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах.

а) Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

б) Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

в) Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений – «Я так переживаю за тебя, только бы с тобой ничего не случилось».

По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

  • Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».
  • Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я...».
  • Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить.
  • Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества.
  • Отсутствие привязанности внутри семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь.
  • Негативное отношение к престарелым. В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз.

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок.

2.2 Формы проявления (виды) тревожности

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы : острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею “масками”. В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Так, какой он, тревожный ребёнок?

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Помимо перечисленных факторов тревожность возникает и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или действительно представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти "возрастные тревожности" являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии - одно из замечательных качеств, присущих детям.

Для нормальных (конструктивных) фантазий характерна их постоянная связь с реальностью. У тревожных детей происходит отрыв от реальности.

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Методы диагностики тревожности .

Выявление тревожности у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) можно проводить и с использованием проективных методик:

Экспрессивные - «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек»,

Интерпретативная - «Тест тревожности» и др.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Критерии определения тревожности у ребенка:

  • Постоянное беспокойство
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)
  • Раздражительность
  • Нарушение сна

Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности :

  • Не может долго работать, не уставая.
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  • Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему сняться страшные сны.
  • Руки у него обычно холодные и влажные.
  • У него нередко бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Часто не может сдерживать слезы.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Не любит браться за новое дело.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Боится сталкиваться с трудностями.

За каждый пункт ставится один балл.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.

Способы профилактикии коррекции тревожности .

Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.

Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей.

Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.

М. И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:

Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.

Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов

  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю)…
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….)
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Правила работы с тревожными детьми, для родителей

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений

Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому проблемы «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.

А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских отношений – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы. В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.