Польза и особенности детской гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз детям дошкольного и школьного возраста в игровой форме

Простая гимнастика для глаз является эффективным способом сохранения здоровья вашего ребенка. Ежедневно выполняйте зарядку для улучшения зрения у детей.

Стоит закрыть на миг глаза, как пугающая темнота тут же распространяется вокруг. Мир, словно перестает существовать – становится безликим и неинформативным. Исчезают яркие образы, сочные краски, объем. Человек теряет способность видеть и ориентироваться в пространстве. В такие моменты понимаешь, как важно иметь хорошее зрение и бережно относиться к нему с самого раннего возраста. А первым шагом к здоровью должна стать доступная и простая детская гимнастика для глаз, эффективность которой признаёт офтальмология.

Почему падает острота зрения

У маленького человечка, только что пришедшего в наш мир, есть все предпосылки для развития 100% зрения. Но современная жизнь вносит коррективы в законы природы. Чтение книг, электронные гаджеты, даже пространство, ограниченное стенами квартиры. Заставляют глаз ребенка, приспособленный смотреть вдаль, рассматривать предметы на очень близком расстоянии. Эта нагрузка, а также наследственные факторы, травмы и пониженный иммунитет пагубно влияют на остроту зрения и тонус мышц, вызывая такие заболевания, как:

  • близорукость;
  • дальнозоркость;
  • астигматизм;
  • косоглазие;
  • ранняя глаукома;
  • патологии сетчатки.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 19 миллионов детей имеют то или иное нарушение зрения. Причем у большей части проблемы являются обратимыми, при условии правильного лечения, включающего в себя систематическое выполнение простых упражнений для глаз.

Принцип действия и значение гимнастики

Острота зрительного восприятия ребенка во многом зависит от состояния мышц, поддерживающих глазное яблоко.


Правильно подобранные упражнения есть не что иное, как тренировка и восстановление работоспособности глазных мышц, вследствие чего значительно улучшается зрение ребенка. Кроме того, гимнастика:

  • помогает корригировать обменные процессы и кровоснабжение;
  • быстро снимает переутомление;
  • развивает координацию движений, что особенно важно при косоглазии;
  • стимулирует отделы мозга, отвечающие за зрительное восприятие информации.

К тому же это лучшее средство профилактики усталости глаз и развития миопии и дальнозоркости у детей.

Важно помнить, что такие комплексы противопоказаны при отслоении сетчатки и близорукости больше -6 диоптрий.

Для самых маленьких

Уже в 1-2 года ребенок может выполнять элементарную зрительную гимнастику. Конечно, занятия должны проходить в форме увлекательной игры и соответствовать возрастным особенностям.


В 2-3 года хорошо добавить к упражнениям тематический стишок – он сделает гимнастику более понятной, интересной и легко запоминающейся.

Это часики-глаза,
Тикают туда-сюда.
Ходят влево, ходят вправо
И не стихнут никогда.

Таким образом, детки привыкают к выполнению зарядки, которая пока кажется им веселой забавой, но уже приносит огромную пользу здоровью.

Зрительная зарядка для дошколят

В 3-4 года многие ребятишки начинают ходить в младшую группу детсада, и их жизнь меняется коренным образом. Теперь малыши проводят довольно много времени за занятиями. Чтобы снизить нагрузку, опытные воспитатели в обязательном порядке чередуют обучение с ЛФК и гимнастикой для глаз.

Каждый комплекс должен состоять из 5 упражнений и длиться не дольше 3 – 5 минут.


Наиболее эффективными по-прежнему остаются комплексы упражнений для дошкольников в стихах:

«Стало вдруг темным-темно – надо нам зажмуриться. День настал, и вот опять — надо глазки открывать. До 5-и с тобой считаем, снова глазки закрываем».

В конце зарядки – предложить деткам расслабиться и помассировать подушечками пальцев веки.

Мама также может придумать увлекательные игры для улучшения зрения: предложите похлопать ресничками, словно бабочка крыльями, или поймать глазками убегающего солнечного зайчика. Хорошо, если удастся подобрать веселый стих или рисунок, иллюстрирующий движения.

Готовимся к школе

В средней (4-5 лет) и в старшей (5-6 лет) группах детского сада идет интенсивная подготовка к школе. Ребенок должен посещать довольно длительные занятия по чтению, письму, математике, лепке и рисованию. Нагрузка на неокрепший организм резко возрастает. Гимнастика для глаз просто необходима для детей этого возраста, причем комплексы становятся все более сложными.


Как и прежде, все занятия должны проводиться в игровой форме, быть понятными и легко выполнимыми. Современные мультимедийные средства предоставляют широкий выбор упражнений для зрения в виде мультиков, анимации, сопровождающихся ритмичной музыкой или стихотворениями, которые задают дополнительный темп движениям. Использовать такие программы можно в детском саду и дома.

В начальной школе

В 6-7 лет дети, как правило, идут в первый класс. Школьные занятия, домашние задания, мелкий шрифт в учебниках, бумага ненадлежащего качества, плохое освещение становятся причинами колоссальной нагрузки на зрительный аппарат малыша. Глаза практически не отдыхают – после уроков дети, преимущественно, заняты компьютером или просмотром телевизионных программ. Не удивительно, что 4% первоклассников вынуждены носить очки.

В связи с этим физминутка, основанная на упражнениях из картотеки зрительной гимнастики, становится очень ценной для школьников.


Полезные упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с 3 минут в день и постепенно увеличивая нагрузку. Терпение, упорство и последовательность приведут к тому, что ваш школьник однажды скажет: «Мама, мне больше не нужны очки».

Большое количество информации ребенок получает именно через органы зрения, именно поэтому даже у дошкольников могут возникать зрительные нарушения. Гимнастика для глаз для детей поможет избежать ухудшения зрения, которое сказывается на физическом и интеллектуальном развитии. Зарядка хорошо тренирует глазодвигательные мышцы.

Специально подобранные комплексы помогают успокоить нервную систему малыша, снять усталость и облегчить нагрузку. Зарядка для глаз для детей способна замедлить или даже вовсе остановить падение зрения. В итоге головному мозгу легче перерабатывать информацию, которую он получает из органов зрения.

В первые десять лет жизни происходит интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза уязвимы для негативного влияния различного рода факторов: компьютер, телевизор, инфекционные процессы, неблагоприятная экология и другое. Неудивительно, что в наш век технологий зрение ухудшается, именно поэтому глаза нуждаются в отдыхе и расслаблении.

Детская гимнастика для глаз очень проста. В некоторых случаях достаточно посчитать вместе с ребенком растущие на дереве плоды или проезжающие мимо машины. Для этого не нужно слишком много времени. Одна такая разминка может длиться от трех до пяти минут.

Разминка для глаз для детей показана уже с двух-трех лет. Специалисты рекомендуют проводить ежедневные упражнения и обращают внимание на тот факт, что зрение формируется до двенадцатилетнего возраста.

Цель зрительной тренировки

Упражнения для глаз для детей не только повышают остроту зрения, они способны снимать спазм глазодвигательных мышц, поддерживать общий тонус и снимать усталость. Более того, такая зарядка даже убирает мешки под глазами, обогащает глазное яблоко притоком крови. Специалисты утверждают, что если каждый день проводить упражнения для глаз утром и вечером, то уже через месяц вы ощутите результат.

Не забывайте о том, что любая двигательная активность поможет глазам вашего ребенка лучше работать. Поощряйте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Немаловажно следить за осанкой ребенка. Неправильная посадка за столом может привести к нарушению кровоснабжения головного мозга, что в свою очередь влечет за собой проблемы со зрением. Также важно контролировать времяпрепровождение ребенка перед экраном телевизора или компьютера. Не допускайте, чтобы он подолгу, не отрываясь, пользовался гаджетами. Специалисты не рекомендуют смотреть телевизор в темной комнате. Из-за этого органы будут перенапрягаться, для того чтобы адаптироваться к свету.

Не стоит самоуверенно полагать, что если у вашего чада нет проблем со зрением, то и гимнастика ему не нужна. Зарядка применяется как в лечебных, так и в профилактических целях, она поможет предотвратить проблемы со зрением.

Комплекс упражнений для детей, которые ходят в детский сад, может проводиться в игровой манере

Комплекс упражнений

Рассмотрим ряд упражнений, которые снимают усталость с глаз и укрепляют мышцы органов зрения. Крайне важно создание спокойной атмосферы, не нужно заставлять ребенка делать эти упражнения, необходимо его заинтересовать. Не забывайте о регулярности. Один месяц можно делать один комплекс, а потом для разнообразия попробовать другие варианты.


Упражнения для детей с нарушением зрения подбираются офтальмологом

Выделим наиболее действенные методики:

  • голова ребенка должна быть зафиксирована. Для этого он должен положить подбородок на руки. Затем глазные яблоки следует поднять максимально вверх к потолку, а потом вниз. Необходимо сделать четыре подхода и немного отдохнуть. Далее делается аналогичное упражнение, только глаза направляются по горизонтальной оси в левую и правую стороны;
  • при косоглазии рекомендуется разводить зрачки в разные стороны, а затем сводить их к носу;
  • вместе с ребенком смотрите в окно и найдите рядом расположенный и отдаленный предмет. Задача ребенка попеременно фиксировать свой взгляд то на одном, то на другом предмете;
  • упражнение «Уголки» заключается в том, что ребенок попеременно смотрит в левый верхний угол комнаты, затем переводит взгляд в правый нижний угол. Далее он смотрит в правый верхний и левый нижний угол;
  • ребенок может закрыть глаза и аккуратными движениями их погладить. Необходимо объяснить, что надавливать на глазки не нужно;
  • для расслабления глаз в темной комнате следует закрыть глаза и попытаться представить темную или даже черную поверхность. Такое упражнение снимает возбуждение с сетчатки и расслабляет глазодвигательные мышцы;
  • упражнение «Воображаемая гимнастика» развивает восприятие и воображение, оно выполняется с закрытыми глазами. Ребенок должен сесть, успокоиться и представить приятную картину. Это может быть красивый остров с пальмами, чайками и глубоким океаном. Необходимо представить, что вы сидите на берегу и смотрите вдаль без очков. Мысленно переводите взгляд от одного предмета к другому.


Хорошо сочетать гимнастику в ДОУ с домашней зарядкой

Снять зрительное напряжение помогут и другие советы. Встаньте в ровное положение и поднимите плечи вверх, а затем отведите их максимально назад, после чего верните в исходное положение. Необходимо сделать десять таких повторений. Также можно усложнить это упражнение тем, что после отведения назад вы не возвращаетесь в исходное положение, а отводите плечи вперед.

Также можно положить подборок на грудную клетку, при этом расслабив шею, после чего голова запрокидывается максимально назад. Усложните это задание, делая его в сидячем положении. Сначала подбородок опускается на грудь, затем голову нужно отвести в сторону и запрокинуть назад.

Ребенок должен сесть прямо и максимально расслабиться. Далее он берет две ладошки и трет их одну о другую. Затем правую ладонь следует приложить к правому глазу и, соответственно, левая рука располагается возле левого глаза. Необходимо объяснить ребенку, что прижимать ладони к глазам сильно не нужно, пальминг не должен причинять никакого дискомфорта. Главным моментом является то, что между пальцами не должно быть щелочек, которые бы пропускали свет.

Во время пальминга шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Локти лучше поместить на стол. Это упражнение можно выполнять на перемене между уроками для снятия напряжения. Не стоит резко убирать ладони с глаз. Можно постепенно их приоткрывать, для того чтобы глаза привыкли к свету.


Пальминг можно проводить перед каждым комплексом упражнений

Упражнения для детей дошкольного возраста

Примерно с трехлетнего возраста органы зрения начинают испытывать значительные нагрузки, поэтому зарядка послужит хорошим профилактическим методом для предотвращения зрительных нарушений. Если ребенок носит очки, то во время зрительной тренировки необходимо надевать очки с более слабыми диоптриями.

Рассмотрим эффективный комплекс:

  1. из картона вырежьте два круга и прикрепите их к двум углам на потолке. Для того чтобы ребенок обратил на них внимание, можно использовать цветной картон. Суть задания заключается в том, что ребенок должен в течение десяти секунд зафиксировать взгляд на одном круге, а затем на другом. Все движения должны осуществляться глазными яблоками, следует объяснить ребенку, что головой крутить нельзя. Ребенок должен сделать пять подходов, после чего делается пятнадцатисекундный перерыв;
  2. для этого упражнения родителям следует заранее подготовиться. Понадобится яркий рисунок, это может быть змейка, спираль или шахматная доска. Крепится картинка на потолке. Задача ребенка – пройти весь путь от начала и до конца. Родители сами могут определять траекторию движения;
  3. для улучшения кровоснабжения и развития глазодвигательных мышц используется упражнение с маятником. Его рекомендуют выполнять детям, чьи родственники страдали косоглазием. Оно помогает синхронно фиксировать движущиеся предметы и является хорошей профилактикой косоглазия. В качестве маятника можно использовать пуговицы на нитке, шарик или бусинку. Родитель должен стать за спиной у ребенка и расположить маятник примерно на расстоянии 40 см. Его задача заключается в том, чтобы следить за движением маятника, при этом голова должна оставаться неподвижной. После этого ребенок должен посмотреть на отдаленные предметы за окном и постараться описать в деталях все, что он видит. Специалисты утверждают, что по мере улучшения остроты зрения ребенок начнет описывать все больше деталей;
  4. для улучшения зрения на близком расстоянии возьмите обычные наручные часы с крупным циферблатом. Ребенок должен сказать, сколько времени, когда часы расположены в 30–40 см от него, затем вы отходите на метр и в конце на полтора метра. После этого в таком же порядке приближаете часы к лицу ребенка.


Не нужно заставлять ребенка проводить зрительную тренировку, он должен ее делать с приятными эмоциями

Глазная тренировка для детей школьного возраста

Школьники испытывают колоссальные нагрузки, поэтому в этом возрасте нельзя пренебрегать важностью зрительной тренировки. После каждого упражнения необходимо закрывать глаза на несколько секунд. Все движения выполняются без усилий.

Рассмотрим быстрый комплекс для детей школьного возраста:

  1. это упражнение называют «скорой помощью», так как оно расслабляет глазодвигательные мышцы, улучшает остроту зрения и повышает четкость изображения. Очень важно правильно выполнять упражнение, а для этого вы должны в первую очередь сами освоить технику. Поставьте стул примерно в метре от стены. Лицо должно быть максимально расслабленным, а голова – неподвижной. Глазными яблоками необходимо прорисовать латинскую букву V. Для этого вы поднимаете глаза в правый верхний угол и опускаете их вниз. Далее на пять секунд глаза необходимо закрыть. Затем вы смотрите в левый верхний угол и опускаете их вниз;
  2. посмотрите на область между бровями и задержите взгляд на несколько секунд. Со временем задержку в верхнем положении можно постепенно увеличивать;
  3. это упражнение выполняется с открытыми глазами. Представьте перед собой циферблат и прорисовывайте глазным яблоком все цифры сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  4. для расслабления мышц необходимо сильно зажмурить глаза, а затем открыть и расслабить;
  5. еще одно упражнение в форме игры поможет восстановить зрение и расслабить шею. Для этого ваш ребенок должен представить, что его нос – это речка или указка, и он должен им нарисовать цифру, букву или что-то еще, а окружающие будут угадывать.


С помощью зрительной гимнастики дети будут видеть гораздо лучше

Гимнастика для глаз по Аветисову

Эдyapд Cepгeeвич Aвeтиcoв – это авторитетный профессор медицины в области офтальмологии. Долгие годы он работал над вопросами улучшения зрения и доказал, что проблему гораздо легче предупредить, чем лечить. Тем более что офтальмологические заболевания имеют склонность к хронизации процесса.

Профессор считает, что заботиться о зрении необходимо еще с раннего детского возраста. Он разработал комплекс несложных упражнений, на которые особое внимание должны обратить родители, чьи дети страдают миопией и подолгу находятся перед компьютером.

Профессор заверяет, что положительную динамику можно заметить уже через несколько дней. Нагрузку следует постепенно увеличивать. Аветисов предложил три тренировочных комплекса.

Рассмотрим, что входит в первый комплекс:

  • сожмите веки на три секунды, после чего их следует разжать. Рекомендуется сделать по шесть-восемь таких подходов;
  • в течение двадцати секунд активно моргайте, после чего сделайте перерыв на несколько секунд. Помассируйте глаза через закрытые веки подушечками пальцев;
  • легонько придавите подушечками пальцев глазное яблоко;
  • указательными пальцами надавите на область между бровями.

Укрепить внутренние мышцы глаз поможет второй тренировочный комплекс:

  • переводите взгляд с пола на потолок, при этом не двигайте головой. Сделайте по десять подходов;
  • опускайте глазные яблоки с потолка на пол по диагональной оси;
  • перемещайте взгляд по горизонтальной оси;
  • вращайте глаза по кругу сначала в одном, затем в другом направлении. Старайтесь не упускать из поля зрения попадающие предметы.

Завершающий этап способствует не только укреплению зрения, но и совершенствованию аккомодации:

  • перемещайте взгляд с пальца вытянутой руки на отдаленный предмет;
  • согните руку в локте и поместите указательный палец к кончику носа. Постепенно выравнивайте руку, а глазами следите за ходом направления пальца;
  • упражнение аналогично предыдущему, только сейчас, если вы отводите правую руку, то закрываете левый глаз. Только правый глаз должен следить за указательным пальцем правой руки. Затем необходимо закрыть правый глаз;
  • нарисуйте на оконном стекле точку. Зафиксируйте взгляд сначала на нем, а затем на каком-нибудь уличном предмете.

Итак, зрительная гимнастика для детей – это хороший способ предотвратить многие офтальмологические нарушения, а также избавиться от уже имеющихся проблем. На проведение вышеупомянутых упражнений не нужно много времени. Главное, это хорошая организованность и сила воли. Ребенка важно заинтересовать, не нужно его принуждать делать зарядку. Если вы подумаете, как выполнить упражнения в форме игры, ваше чадо будет просить вас поиграть и заодно укрепит мышцы глаз. Прежде чем начинать гимнастику для глаз, отведите ребенка к офтальмологу и посоветуйтесь в отношении того, какой комплекс будет наиболее эффективен в вашем конкретном случае.

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

Гимнастика для глаз для детей занимает важное место в процессе профилактики и лечения глазных заболеваний. Ребенок получает массу информации визуально, вот почему даже у малышей глаза подвергаются колоссальной нагрузке.

А нам это не нужно!

Для гармоничного развития ребенка, как физического, так и интеллектуального, воспитателям и родителям стоит брать на вооружение специальные методики с использованием гимнастики для глаз.

Зачастую родители считают, что если малыш не жалуется на зрение, значит, с его глазами все в порядке и о зрительной гимнастике можно не вспоминать.

Нагрузка на глаза у детей дошкольного и младшего школьного возраста колоссальная. Поэтому особенно важно правильно подготовиться к будущим нагрузкам

Но это мнение ошибочно. Гимнастика глаз для детей дошкольного возраста важна, прежде всего, в целях профилактики.

Весомыми аргументами в пользу гимнастики для глаз являются:

  • Близорукость.
  • Дальнозоркость.
  • Жалобы малыша на усталость глаз.
  • Длительное пребывание ребенка у экрана телевизора, компьютера, телефона или планшета.
  • Наследственный фактор (проблемы со зрением у родителей).
  • Внутренние заболевания малыша.

Перед тем, как выбрать комплекс упражнений, нужно проконсультироваться с офтальмологом .

На сегодняшний день существует масса методик улучшения детского зрения. Поэтому специалист поможет грамотно подобрать вариант зрительной гимнастики, подходящей в конкретном случае.

Что? Где? Когда? или зачем нужна гимнастика для глаз детям

Основным назначением гимнастики является тренировка мышц органов зрения . От этого напрямую зависит качество зрения малыша не только в данный момент, но также на протяжении школьных лет и во взрослой жизни, когда нагрузка на глаза увеличится многократно.

Детские комплексы упражнений для глаз способствуют:

  • успокоению нервной системы малыша;
  • активизации мозговых процессов, чтобы мозг быстрее переработал информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • снятию усталости, облегчению нагрузки и отдыху детских глаз.
  • замедлению и остановке снижения зрения или развития астигматизма.
Перед выбором комплекса упражнений нужно посетить офтальмолога для получения консультации

Если до применения зрительной гимнастики малыш ходил в очках, при выполнении любого комплекса рекомендуется использовать очки на 1-2 диоптрии слабее, чем те, которые ему выписал врач.

Если же их сила не больше 1 диоптрии, гимнастику для глаз желательно выполнять без очков.

Как известно, зрение формируется до 12 лет .

И если регулярно делать гимнастику для глаз, польза для детского зрения будет очевидна.

Также не стоит забывать про физиологическое развитие ребенка и особенно про формирование скелета.

Если вы замечаете, что ребенок ходит на носочках , ознакомьтесь со следующей , причины такого явления следует пристального рассмотрения.

Уже с грудного возраста необходимо тренировать вестибулярный аппарат и развивать координацию движений. А в этом малышу помогут .

Незаменимый спутник правильного формирование стопы являются .

Лечение и развлечение: как правильно проводить занятия

Зрительная гимнастика хороша не только для коррекции и лечения заболеваний глаз (в качестве альтернативы очкам), но также как отличный способ профилактики, который незаменим и для здоровых глаз .

Начинать тренировки следует как можно раньше, ведь уже в полтора года малыш способен повторять движения вслед за мамой.

Но главное, ребенок должен делать гимнастику с удовольствием и стопроцентной отдачей. А если не получается, нужно превратить упражнения в увлекательную игру.

Воспринимаясь ребенком как веселая забава, гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду и дома постепенно превратится в привычку. А регулярное выполнение комплекса специальных упражнений станет для деток отличной профилактикой многих проблем со зрением.

Этот вопрос волнует не одну маму. В нашей статье вы найдете 10 эффективных методов научить малыша познавать слова и говорить уже в этом возрасте.

Дети всегда остаются детьми и любят веселые игры, поэтому воспитателями также может использоваться гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах, с картинками или какими-либо атрибутами и даже под музыку.

Это поможет совместить профилактику и лечение с развлечением , а дети будут выполнять комплекс упражнений весело и с удовольствием.


Гимнастика для глаз для детей 6-7 лет в детском саду необходима, прежде всего, для разгрузки после многочасового сидения на уроках и при выполнении домашних заданий.

В данном случае можно повторять комплекс упражнений для детей 5-6 лет, но в целях экономии времени лучше использовать «Цифровую гимнастику»:

  • Потереть ладони друг о друга, чтобы они хорошо нагрелись.
  • Закрыть веки и прикрыть глаза ладонями.
  • Не убирая руки, начать рисовать глазами в темном пространстве цифры от 1 до 10, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.

На выполнение упражнений уйдет около 2 минут, однако, убирая ладони и открывая лаза, ребенок отметит, что все вокруг мир вокруг стал более ярким, четким и выразительным.

Такая тренировка активизирует процесс кровоснабжения глаз и очень полезна в качестве комплексной терапии при лечении катаракты, глаукомы и заболеваний сетчатки.

Но при других заболеваниях она малоэффективна. Так, существует специальная , которую назначает исключительно врач-офтальмолог, а также гимнастика глаз для детей с косоглазием и амблиопией, которую тоже в каждом конкретном случае подбирает только специалист.

Комплекс упражнений для глаз для детей «неделька-смешинка»

Забавные стихи, проговариваемые в процессе выполнения гимнастики, не только способствуют тренировке глазных мышц, но и развивают у детей слуховую память.

Веселая стихотворная форма и эффективные упражнения дают основания проводить такую гимнастику для детей не только младшего, но также среднего и старшего дошкольного возраста.

Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник , как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву –

И обратно в высоту.

Дети смотрят вверх, а затем вниз. Голова при этом остается неподвижной.

Упражнение способствует снятию глазного напряжения

Во вторник часики-глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо –

Не устанут никогда.

Малыши поворачивают глаза вправо, а затем влево. Голова не двигается.

Снимается глазное напряжение

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

Дети закрывают глаза, вместе со взрослым считают до пяти, после чего глазки широко открывают.

Для снятия глазного напряжения

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Глядя прямо перед собой, нужно отставить палец на 25-30 см от глаз и посмотреть на его кончик. После этого руку следует опустить.

Для укрепления глазных мышц и усовершенствования их координации

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять –

В другую сторону бежать.

Дети переводят глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно.

Упражнение для усовершенствования сложных движений глаз

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Малыши переводят взгляд в верхний правый угол, после этого в нижний левый, а затем выполняют движения наоборот.

Происходит усовершенствование сложных движений глаз

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Дети закрывают веки и массируют их круговыми движениями: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, а нижнее веко от наружного края к носу, и наоборот.

Упражнение способствует расслаблению мышц и активизирует кровообращение

Комплексы упражнений для детей дошкольного и школьного возрастов

Для глаз для детей 3-4 лет гимнастика в детском саду должна проводиться в интересной игровой форме , чтобы малыши могли проявить активность и творческий потенциал.

Дети учатся «общаться» глазами, передавать эмоции и движения и даже рисовать!

Для младшего дошкольного возраста комплекс упражнений лучше составить из трех частей: разминки, основной и заключительной части.

РАЗМИНКА

(повторяется 2 раза)

Воспитатель предлагает детям подвигать глазками вверх, вниз, влево и вправо, после чего зажмуриться, прикрыть глаза ладошками и сосчитать до пяти.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Буратино»

Малышам нужно посмотреть на кончик носа и представить, что он вырастает, а затем уменьшается. Глазками надо строго следить за этим «процессом».

«Рожицы»

Дети фантазируют и представляют себя в роли разных зверей. Повторяя повадки животных, малыши активно работают глазами: щурятся, широко раскрывают или закрывают, делают круговые движения, смотрят в разные стороны и т.д.

«Фигуры»

Воспитатель предлагает детям стать художниками и нарисовать любую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник), но вместо кисточки это нужно сделать глазами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

«Рисуем носиком»

Малыши «рисуют» в воздухе фигурки игрушек или сказочных зверей. Можно выставить картинки с изображением игрушек или сказочных героев, чтобы дети повторяли их очертания на расстоянии.

Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в детском саду более длительна и насыщена . В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо умеют считать, более усидчивы, знают о значении гимнастики и стараются хорошо выполнять рекомендации педагога.

Поэтому каждое упражнение рассчитано на несколько повторений.

«Подмигни!»

Нужно поморгать, после чего закрыть глаза и посчитать до 5.

«Жмурки»

Надо крепко зажмуриться и посчитать до 3.

«Веселый пальчик»

Правую руку выставляем вперед, смотрим на кончик указательного пальца и двигаем его влево, вправо, вниз и вверх.

Голова остается неподвижной.

«Смотрим вдаль»

Левая рука выставляется вперед.

«Покружимся»

Круговые движения глазами: по 3 раза вправо и влево.

После этого поднимаем взгляд, смотрим вдаль и считаем до 5.

Данный комплекс содержит упражнения, которые способствуют расслаблению мышц глаз . Учитывая тот фат, что у пятилеток нагрузка на глаза возрастает, такая гимнастика будет незаменима как в детском саду, так и дома.

Вашему вниманию предлагается видеоурок по восстановлению зрения, он специально разработан для детей по системе М.С. Норбекова.

Выводы

Интересные, легкие, ненавязчивые и довольно простые упражнения для глаз помогут малышам предупредить развитие многих заболеваний глаз и забыть о проблемах со зрением в детском саду, в школе и после нее.

Регулярное выполнение подарит не только остроту зрения, но также хорошее настроение и позволит каждый день видеть мир во всех его ярких красках!

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Упражнения для глаз помогут вам и вашему ребенку сохранить хорошее зрение. В статье представлен практический материал, который может быть интересен и полезен для проведения зрительной гимнастики, физминуток, динамических пауз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире. Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций. Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации. К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения. Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения. Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.

Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.

Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.

Основными задачами являются:

Укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

Улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Снятие напряжения зрительного аппарата;

Укрепление мышцы век;

Общее оздоровление зрительного аппарата

К основным принципам гимнастики для глаз относятся:

Индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.

Регулярность проведения упражнений.

Постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.

Поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется, однако следует соблюдать следующие рекомендации:

Гимнастику проводить несколько раз в течении дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.

Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.

Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.

Используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк), постепенно переходя к более сложным и длинным.

Педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.

Комплексы гимнастики делятся по возрастам так:

3-4 года – первые упражнения простые упражнения;

5-7 лет – расслабляющая гимнастика.

7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.

Вот самые распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастик для глаз:

«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.

«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.

Упражнение «Далеко – близко» .

Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики, в которых

Задания даются в стихотворной форме.

Используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.

Применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В.Ф.Базарного).

Используются ИКТ.

Используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве

В задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.

Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.

Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах

(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Сова»

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Стрекоза

Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,

Как горошины глаза. поднести их к глазам

Влево - вправо, Соответственно смотреть глазами,

Вниз - вперед. не поворачивая головы.

Ну, совсем как вертолет!

Синички

Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко, не поворачивая головы.

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Ночь"

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)

Мы рисуем

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, Рисуем указательным пальцем в воздухе и следим взглядом

А на них - огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке - палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем, следим за

На кривой дорожке - галка, ним глазами.

По наклонной едут сани,

По волнистой - кот с усами.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз - вверх, к руговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз . Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

«Овощи»

Ослик ходит выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, посмотреть вверх

А внизу растет крапива, посмотреть вниз

Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава, посмотреть вниз

Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Примеры упражнений для глаз

(метод Бейтса)

Общеукрепляющие упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
  1. В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу.
  2. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

Моргание

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

Список используемой литературы:

  1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
  2. Нагаева Т.Н . Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Смирнова И. В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М., Центрполиграф, 2004