«Формирование здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни

Является одной из первоочередных задач для общества. Нормальное физическое состояние способствует успешному решению основных задач, преодолению трудностей, помогает переносить нагрузки. Формирование способствует поддержанию в тонусе всего организма. Это, в свою очередь, обеспечивает активную и продолжительную жизнь.

Следует сказать, что многие не соблюдают самых простых норм. Некоторые становятся жертвами гиподинамии (малой подвижности). Гиподинамия является одной из причин, провоцирующих Некоторые люди не соблюдают режим питания. Нарушения в рационе, в свою очередь, зачастую приводят к ожирению, сахарному диабету. Некоторые люди не могут отвлечься от повседневных забот, все время беспокоятся, страдают бессонницей, нервничают, подвержены стрессу. Это часто приводит к развитию патологий внутренних органов. Не на последнем месте стоят и вредные привычки. Так, курение и пристрастие к алкоголю значительно укорачивают жизнь.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников имеет огромное значение для нормального развития организма. Профилактической мерой является закаливание. Оно позволяет развить в организме стойкость к простудным, инфекционным заболеваниям. Наиболее простым является воздушное закаливание. Немаловажное значение и имеют и водные процедуры. Они способствуют стабилизации функции не только нервной системы, но и благотворно воздействуют на сосуды и сердце, стабилизируют артериальное давление, способствуют улучшению качества процессов обмена.

Формирование здорового образа жизни у школьников также имеет огромное значение для детей. Нормальное физическое состояние способствует лучшей успеваемости, укреплению костно-мышечного аппарата, стабильности нервной системы.

Для взрослых людей формирование здорового образа жизни не менее актуально. В особенности это имеет значение в современных условиях. Особое место в процессе жизнедеятельности человека имеет правильный режим отдыха и труда. Бытует мнение, что труд оказывает вредное воздействие на организм, провоцируя его «износ», преждевременное старение, расход ресурсов. Однако специалисты заявляют, что работа, как умственная, так и физическая, напротив, стимулирует организм, способствует поддержанию тонуса. Как показывает практика, дольше живет тот, кто много и качественно трудится, чей трудовой процесс хорошо организован. При этом безделье приводит к замедлению обменных процессов, вялости мускулатуры, преждевременному одряхлению, ожирению.

Согласно результатам наблюдений, пагубно на состояние здоровья человека влияет неправильный режим труда. Необходимо уметь распределять свои силы при выполнении и умственной и физической работы. Как известно, ритмичный, равномерно организованный труд полезнее и продуктивнее, чем смена периодов напряженной работы периодами простоя.

Формирование здорового образа жизни предполагает также грамотную организацию отдыха. В частности, большое значение имеет для сохранения стабильности в нервной системе полноценный сон. Как утверждал Павлов, сон является механизмом, позволяющим предотвратить чрезмерное напряжение и переутомление нервной системы. Организм должен отдыхать. Сон должен быть глубоким и длиться необходимое время. Если человек спит мало, то утром он просыпается раздраженным, утомленным, иногда и с головной болью. Систематическое же недосыпание провоцирует нарушение в нервной системе, может вызвать невроз, снижение работоспособности, повышение раздражительности, утомляемости.

Уральский Государственный Педагогический Университет

Институт иностранных языков

Кафедра английского языка

По дисциплине: Безопасность жизнедеятельности

Выполнила:

Студентка 2 курса,

Исакова А.О.

Проверил:

Чернов Д.Е.

Екатеринбург 2011

Введение

Здоровье - что это такое?

Факторы, влияющие на здоровье человека

Что такое образ жизни?

Формирование здорового образа жизни

Заключение

Список литературы

Введение

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.

На сегодняшний день смертность в России сама высокая в Европе. Мы отстаем не только от стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Италии), но и от Польши, Чехии, Румынии и стран Балтии. Ведущей причиной смерти являются хронические неинфекционные (потенциально предотвратимые) заболевания, на долю которых приходится 90% всех смертей. Наибольший вклад в смертность вносят сердечно-сосудистые заболевания (56%), внешние причины (в первую очередь травмы и отравления) - 17% и онкологические заболевания (14%). В среднем люди в нашей стране живут на 10 - 15 лет меньше, чем в Европе. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59 лет, женщины в среднем живут дольше - 72 года.

Поэтому целью моего реферата является поиск путей для формирования здорового образа жизни.

Задачами, которые я ставила перед собой, являются:

·Разобраться в понятиях здоровье и здоровый образ жизни

·Обозначить составляющие здорового образа жизни

·Найти возможности формирования здорового образа жизни

·Обнаружить пути избегания алкогольных, наркотических и никотиновых зависимостей.

Здоровье - что это такое?

Забота о собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий - образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы.

Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий его счастья. Казначеев считал, что здоровье это - сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной положительности жизни. Амосов же считал, что здоровье - это максимальная производительность органов, при сохранении качественных пределов их функций. Более детально, здоровье - это способность приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации; сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания; расширять свои возможности, условия обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной, морально-этической среды; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания; производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а так же культурные и материальные ценности. В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):

Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

Критерии психического здоровья

Отсутствие заболеваний.

Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).

Благоприятное функциональное состояние (ответные реакции адекватны раздражителям).

Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья - я могу; для психического здоровья - я хочу; для нравственного здоровья - я должен.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;

состояние окружающей среды - 20-25%;

медицинское обеспечение - 10-15%;

условия и образ жизни людей - 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

Генетические факторы

Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Состояние окружающей среды

Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.

"Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен" - в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);

через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);

через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).

Медицинское обеспечение

Здоровый образ жизни на 8-10% зависит от медицинского обеспечения.

Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: "Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека".

По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то есть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

Условия и образ жизни

Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

Что такое образ жизни?

Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на О. ж. сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь О. ж. людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.

Здоровый образ Жизни

Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья).

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксёнов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Формирование здорового образа жизни

здоровье закаливание гигиена спорт

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

·социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

·инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

·личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Элементы здорового образа жизни

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление, духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм. Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» - способность взаимодействовать с другими людьми.

Утренняя зарядка

Всех людей живущих на земле можно поделить на две категории: кто делает по утрам зарядку и тех, кто находит причины её не делать. У каждого человека есть веские основания оправдывать собственное поведение. Кто не делает зарядку, говорит о том, что по утрам мало времени и необходимо собираться на работу, думать и планировать дневные дела. Кто по утрам делает зарядку, утверждает, что они так быстрее просыпаются, получают заряд бодрости на весь день и вообще, таким образом, продлевают себе жизнь.

Давайте попытаемся разобраться о правде и вымыслах относящихся к утренней зарядке. Вопрос первый и самый главный. Надо ли вообще делать зарядку? По этому поводу вспомним высказывание древних китайцев: "Десять минут утренней зарядки приравнивается к получасовой дневной тренировке". Делаем вывод - хотите сэкономить 30 минут днём, сделайте утром зарядку. Утренняя зарядка не должна занимать более 10 - 15 минут. Если вы, конечно, не занимаетесь профессионально спортом.

Всегда возникает вопрос. Для чего вообще нужна утренняя зарядка? Делая по утрам упражнения, мы помогаем организму (головному мозгу, внутренним органам) перейти от сонного состояния к бодрствованию. Благодаря этому наш организм способен адекватно реагировать на внешние физические и психические раздражители, в конечном итоге мы меньше испытываем стрессов.

Во время утренней зарядки не стоит делать упражнения, сильно нагружающие мышечную систему. Время для таки тренировок - после обеда. Утром нам необходимо активизировать работу внутренних органов, размять основные суставы и связки нашего организма. Благодаря такой разминке уменьшиться риск возникновения травм в течение дня. Помните о том, что травмы получают не только профессиональные спортсмены. К сожалению, потянуть мышцу, связку или подвернуть сустав, почувствовать резкую боль в спине может каждый из нас в обычной жизни. Но если в большом спорте травмы возникают из-за очень высоких нагрузок, то в повседневной жизни травмы это следствие элементарной невнимательности к собственному организму. 90% таких бытовых травм можно избежать. Зарядка не является заменой утреннего кофе или завтраку. Не стоит выполнять зарядку "через силу", "скрипя зубами". Сначала настройтесь, найдите для себя мотивацию, а затем уже постепенно начинайте делать утреннею зарядку.

Набор упражнений, которые вы будете делать по утрам, необходимо подобрать индивидуально, а не слепо копировать чужой опыт. Обязательно включайте упражнения, которые активизируют работу внутренних органов. Проще всего это сделать с помощью самомассажа кистей рук. Потрите ладошки до покраснения. Сожмите кулаки и подержите их напряженными несколько секунд. Растирайте, разминайте сначала пальцы на одной руке, а потом на другой. Общее время воздействия на кисти рук пусть у вас займёт несколько минут.

Не торопитесь после пробуждения обувать на ноги тапочки или носки. Походите босиком по полу несколько минут пружинистыми небольшими шажками. Старайтесь при ходьбе перекатываться с пятки на носок. Воздействуя на стопы и кисти рук, мы, благодаря нервным связям, положительно воздействуем на внутренние органы и весь организм, подготавливаясь к дневным нагрузкам.

В утреннюю зарядку обязательно необходимо включить упражнения, воздействующие на позвоночник. Так как на различные неловкие движения в течение дня позвоночник может отзываться болевыми ощущениями. Вот необходимый минимум упражнений.

Наклоны вперёд. Руки свободно опускаются в низ. Не стремитесь сразу дотянуться ладонями до пола. Ваша задача почувствовать растяжение поясничного отдела позвоночника. Сделайте 7 - 10 наклонов.

Прогибаем верх туловища назад, при этом таз подаём вперёд. Руки можно опустить свободно сзади туловища, или сожмите кисти в кулак и надавливайте на область поясницы вперёд, помогая туловищу прогибаться. Сделайте 7 - 10 повторений.

Делаем наклоны туловища в стороны по 7 - 10 раз влево и вправо. Постепенно увеличиваем амплитуду. Чувствуем, как растягивается позвоночник.

Скручивание туловища вдоль вертикальной оси. Ноги на ширине плеч, оборачиваемся и смотрим что у нас за спиной. Руки свободно опущены вдоль туловища. Делаем 7 - 10 оборотов в каждую сторону.

Вот и прошли 10 минут утреней зарядки. Не ждите от неё, каких-нибудь чудес. Но свой положительный эффект вы почувствуете уже через несколько дней.

Закаливание

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание - испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.

Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевание (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, постоянно страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды.

Одним из самых распространённых видов закаливания является хождение босиком.

Хождение босиком - ходьба без обуви и носков. Это частое явление в развивающихся странах, но редко встречается в странах с высоким уровнем развития, где в силу исторических причин принято носить обувь. Некоторым людям нравится ощущение контакта с землёй (или прочими поверхностями), поэтому они стараются ходить босиком везде, где это возможно. Вокруг явления сложилась субкультура барефутинг (англ. barefooting), представители которой называют себя барефутеры (англ. barefooters).

При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Начинать закаливание (любое из предложенных видов) нужно только после посещения и проверки врача, так как закаливание - это тренировка, а не лечение, и людям с заболеванием и со слабым иммунитетом подобные процедуры могут быть противопоказаны.

Личная гигиена

Особенно подвержены загрязнению открытые участки тела. Проведенные исследования показывают, что при нанесении на чистую, предварительно вымытую кожу рук бактериальных культур их количество через 10 мин уменьшается на 85%. Чистая кожа человека обладает бактерицидными свойствами и способна убивать микроорганизмы. Грязная кожа во многом теряет эти свойства. Особенно много бактерий и вредных микроорганизмов обнаруживается под ногтями, поэтому очень важен систематический и правильный уход за ногтями. Ногти должны быть коротко острижены, чистые.

Основными средствами для очищения кожного покрова являются мыло и вода. Кожу нужно мыть туалетным мылом, лучше пользоваться мягкой водой. Кожа может быть сухой, жирной или нормальной. Каждый человек должен знать особенности своей кожи и учитывать это при уходе за ней. Целесообразно ежедневно принимать душ (после работы или перед сном). Температура воды не должна превышать 37-38°С. Мыться в ванне или в бане с использованием мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю. После мытья обязательно нужно сменить нательное белье, в противном случае вы вновь загрязните кожу. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека.

Другим важным аспектом личной гигиены является уход за полостью рта. Содержание в чистоте зубов не только способствует сохранению их целости, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов. Чистить зубы нужно ежедневно утром, а полоскать рот - после каждой еды. При появлении неприятного запаха изо рта необходимо обратиться к врачу. Для своевременного обнаружения зубного кариеса, снятия зубного камня и лечения десен нужно не реже 2 раз в год посещать стоматолога.

Личная гигиена включает в себя соблюдение чистоты нательного белья, рабочей одежды, ежедневную смену носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Сохранение чистоты тела и одежды немыслимо без чистоты в жилых комнатах, на кухне и в производственных помещениях. Каждому члену Семьи желательно иметь отдельную постель, свое полотенце; смену постельного белья следует приурочивать к посещению бани. Рекомендуется перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму). Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, так как несоблюдение гигиенических требований может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности лиц, окружающих больного, особенно детей.

Питание

Стабильная работа всего организма, полноценное усваивание всех полезных веществ и элементов, быстрое и правильное протекание процессов обмена в системе пищеварения - залог и гарантия крепкого здоровья и высокого иммунитета.

Правильное питание - определенные и постоянные часы приема еды. При этом пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору химических элементов содержащихся в еде. Кроме того, обязательно учитывается набор блюд и их количество. Зрелым и физически здоровым людям специалисты по правильному питанию рекомендуют кушать в течение суток три или четыре раза.

При некоторых заболеваниях, связанных в основном с пищеварительной системой стоит питаться пять, шесть раз в день. Дневная норма еды распределяется таким образом: легкий завтрак, равный примерно трети всей дневной нормы; плотный обед и ужин, составляющий четверть дневной нормы. Большинство диетологов сходятся во мнении, что 4-х разовое питание - самый правильный выбор. Такая система правильного питания позволяет организму наиболее оптимально усваивать полезные вещества и витамины.

Распределение продуктов по часам приема очень сильно зависит от состава и энергетического потенциала. Например: продукты с высоким содержанием белка - мясо, рыба, бобовые стоит употреблять на завтрак или обед. Такие продукты повышают активность центральной нервной системы. Перед сном стоит кушать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Они не нагружают пищеварительные органы. Не стоит употреблять на ночь чай, кофе, острые приправы. Так вы можете активизировать нервную систему и нарушить сон. Излишнее количество еды или ее недостаток тоже ухудшают сон. Прием еды лучше всего стоит начинать с салатов или овощей. Так вы активизируете деятельность желудка и увеличите выделение желудочного сока. При этом блюда стоит подавать не горячее 50-ти градусов и не холоднее 10-ти градусов. Для хорошей усвояемости пищи, ее необходимо тщательно пережевывать. Беседы, телевизор, книги сильно отвлекают от правильного приема еды. Такое питание вредно и портит пищеварительную систему.

Принимайте еду по расписанию и не нарушайте его. Правильный и систематический прием пищи способствует профилактике работы желудочно-кишечного тракта. Питайтесь умеренно и пределах разумного, переедание приводит к накоплению жировой массы и вызывает множество разнообразных болезней, снижает активную работу иммунной системы.

Здоровое питание лучше рассматривать в комплексе с другими элементами здорового образа жизни, в частности, с тонизирующей двигательной активностью и с полноценным сном.

Здоровое питание должно быть целесообразным, то есть отвечать цели, которой мы хотим достигнуть. Оно может быть направлено на плавное снижение или поддержание веса, на поддержание здоровья у человека преимущественно умственного или преимущественно физического труда, на поддержание здоровья в период беременности или кормления, на поддержание здоровья в детском, подростковом или в преклонном возрасте. Так например, для плавного снижения веса вполне достаточно ориентироваться в выборе продуктов на свою интуицию, но при этом стараться, чтобы питание было не слишком жирным и не слишком сладким. Есть лучше почаще, более трех раз в день. Не возбраняется и легкая закуска за час-полтора до сна. В питании беременных и кормящих женщин желательно увеличить долю белка и продуктов, богатых кальцием. В пожилом возрасте желательно обогащать пищу волокнами, а потребление продуктов, богатых холестерином, наоборот, ограничивать. В питании людей умственного труда желательно увеличивать долю сложноуглеводных продуктов, в рационе людей физического труда желательно побольше мяса и рыбы. И так далее.

Отказ от курения

Когда Вы бросите курить, прежде всего, в вашей крови снизится уровень никотина и угарного газа. Угарный газ, соединяясь с эритроцитами, препятствует подаче кислорода к мышцам. Уровень энергии быстро увеличивается, если вы не покурите в течение всего дня. В течении двух дней, начнет улучшаться дыхание, начнет восстанавливаться функция легких. Удивительно, но риск возникновения рака легких, также уменьшается всего через два дня. Что касается качества жизни, то здесь стоит отметить один месяц после того, как Вы выкурите свою последнюю сигарету. Уровень энергии, улучшится с кровообращением. Вы станете точнее чувствовать вкус и запах. Кожа станет выглядеть лучше. Морщины не будут казаться такими глубокими, Вы станете выглядеть моложе. Вот что происходит, когда бросаешь курить.

Кашель и охрипший голос проходят через год. Любое хроническое, бронхиальное раздражение, также начнет стихать. Однако, любое повреждение легкого типа эмфиземы - деструкция эластичности легкого - останется на той же стадии. К сожалению, эти изменения не поправимы.

После первого года, риск сердечной недостаточности снижается вдвое по сравнению с курильщиками. За следующие 15 лет риск сердечной недостаточности уменьшается к уровню никогда не курящего человека. Наряду с этим вдвое снижается риск рака легких.

Двадцать причин, по которым стоит не курить:

Каждая купленная вами пачка сигарет обогащает производителя табака.

Курение снижает ваш иммунитет.

Курильщики, которые «правильно питаются и занимаются спортом», занимаются самообманом.

Табак виноват почти в 20% всех летальных исходов.

Женщины чаще умирают от рака легких, чем от рака груди.

Добавьте к вашей жизни лет двадцать - двадцать пять.

Меньше трат на дорогие средства для чистки мебели.

Забытая непогашенная сигарета может вызвать пожар.

На вас смотрят ваши дети.

Прожженные дырки в вашей замшевой куртке... Неужели Вам это нравиться?

Вам не придется выскакивать на сквозняк из уютного помещения, чтобы перекурить.

Больше никаких полуночных пробежек в круглосуточный магазин за пачкой сигарет.

Больше никакой одышки при подъеме по лестнице.

Вы жалеете, что когда-то закурили.

Каждый раз по итогам года менеджеры табачных компаний получают премии, а вы - НЕТ!

То, что вы бросите курить, будет лучшим подарком вашей матери.

Все проблемы будут казаться вам легче.

Сигарета содержит более четырех тысяч соединений, в том числе сорок уже известных канцерогенов (например, цианистый водород, аммоний, изопрен, ацетальдегид, акролеин, нитробензол. ацетон, сероводород, синильную кислоту, кремний, кальций, титан, стронций, таллий, полоний и др.).

Рак легких.

Отказ от алкоголя

Отказ от употребления алкоголя приносит пользу здоровью: предупреждает гастрит, алкогольный цирроз, рак печени, многие заболевания сердечнососудистой и нервной систем. Неумеренное употребление алкоголя, наоборот, ослабляет иммунную систему и делает организм более уязвимым к различным болезням и инфекциям. Отказ от алкоголя восстанавливает иммунитет и предупреждает инфекционные заболевания.

Люди, злоупотребляющие алкоголем, разрушают свое здоровье и как следствие - рано уходят из жизни. Отказ от алкоголя позволяет избежать его разрушительных последствий и увеличивает продолжительность жизни.

Те, кто пристрастился к алкоголю, расходуют много денег на его покупку. Со временем траты становятся более значительными, поскольку человеку требуются все большие дозы алкоголя, чтобы вызвать состояние опьянения. Кроме того, пьющие люди приобретают алкоголь не только для себя, но и для друзей, составляющих им компанию. Таким образом, отказ от алкоголя позволит значительно экономить.

Алкоголь подавляет чувство голода. В результате употребление здоровой пищи и поступление питательных веществ в организм значительно уменьшается. Кроме того, алкоголь нарушает усвоение витаминов, поэтому кожа пьющего человека приобретает землистый оттенок, появляются преждевременные морщины, ломаются ногти, выпадают зубы и волосы. Если человек бросает пить, то его аппетит улучшается, и организм получает необходимые для здоровья питательные вещества.

Алкогольные напитки содержат большое количество калорий. Таким образом, отказ от алкоголя предупреждает лишний вес, а набранный вес с течением времени теряется.

Пристрастие к алкоголю требует много времени для посиделок с друзьями, а на собственную семью у пьющего человека не остается времени. Пристрастие родителей к алкоголю крайне негативно отражается на формировании личности ребенка. Дети часто начинают подражать взрослым, и со временем могут пристраститься к алкоголю, как их родители. Отказ от алкоголя сэкономит время для семьи, которое можно посвятить активному совместному отдыху, тем самым подавая детям хороший пример для подражания.

Одно из тяжелых последствий употребления алкоголя - похмелье. Синдром похмелья (абстинентный синдром) выражается в подавленном настроении, потливости, дрожании рук и т. п. После употребления даже небольших доз алкоголя эти симптомы уменьшаются. Отказ от спиртного предупредит похмелье и связанные с ним неприятности.

Пьянство истощает организм, нарушает сон, вызывает вялость и подавленность. Отказ от алкоголя восстанавливает нормальный сон, возвращает энергичность и работоспособность.

Алкоголь понижает способность человека к физической и умственной работе. Люди, употребляющие алкоголь, имеют низкую производительность труда вследствие проблем с физическим и психическим здоровьем. Отказ от алкоголя повышает эффективность работы и, кроме того, снижает травматизм.

Преимуществ в употреблении алкоголя нет, а вот негативных последствий предостаточно. Установлено, что более 70% преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, и это может произойти до того, как алкоголь разрушит личность человека. Алкоголь коварен - повышенное настроение и благодушие могут в любой момент смениться распущенностью, грубостью, вспышками гнева и привести к преступлению.

Отказ от Наркотических веществ

Наркотики - это целый класс психоактивных веществ, совершенно разных по действию и влиянию на организм и твоё здоровье и «безобидные» на первый взгляд марихуана незаметно опустят вас уже в первый год употребления на ступеньке вниз по наркотической лестнице.

Что происходит с человеком, который употребляет наркотики. При первых приемах наркотика, организм воспринимает его как инородное вещество, которое не нужно ему. Далее организм привыкает, т.к. наркотик будто обманывая его, начинает участвовать в обменных процессах, вместо естественных веществ. Одним словом наркотик приживается в организме и тот уже не может без него нормально функционировать. Соответственно, если отнять наркотик у тела, прекратив прием его, то человеку будет очень плохо. Это физическая зависимость. Она побуждает человека принимать снова и снова. Наркомания несет огромный вред здоровью.

Есть другая сторона медали. Наркомания несет вред не только здоровью. Психологическая привязанность к наркотику. Человек начинает принимать наркотик, т.к. ему чего-то не хватает. Это тоже связано с физиологией, а именно с недостатком эндорфинов - гормонов счастья. Употребляя, человек получает определенные ощущения. Посредством приема приходит удовольствие, которого, если он перестанет употреблять ему будет не хватать. Поэтому человеку очень сложно отказаться от этого. Постоянные воспоминания прошлых приемов, ощущений, которые дают наркотики.

Конопля, кокаин, ЛСД, героин, экстази, метадон - самые известные и ходовые, хотя на самом деле существует очень много видов наркотиков, они разрушают практически все органы и системы организма, больше всего страдают мозг, печень, почки, сердце, репродуктивные органы. Средняя продолжительность жизни наркомана, при постоянном употреблении наркотиков внутривенно, примерно 6-8 лет, потом чаще всего не выдерживает печень (цирроз печени очень часто встречается у героиновых наркоманов) либо сердце. Многое зависит от того в каком возрасте, в каких дозах, с какой периодичностью и какой вид наркотиков употребляется. Нередко люди погибают от несчастных случаев в состоянии наркотического опьянения, кончают жизнь самоубийством, или умирают от передозировки, и чаще всего цель в жизни наркомана одна - достать дозу.

Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Как профилактика наркомании может быть осуществлена в семье? Важнейшим моментом по прежнему остается пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребенка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. Значит к этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и профилактика наркомании должна начинаться намного раньше.

Заключение

Здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

По данным ВОЗ, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды, и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы.

Можно определить следующие основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни:

Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Список литературы

1.Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Медицина, 1988.

2.Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. // Советское здравоохранение - 1984 - №11.

.Яблоков А.В. Здоровье человека и окружающая среда. - М. 2007.

.Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. - М. 1986.

.Свободная электронная энциклопедия / Здоровый образ жизни.

Известно, что на человека и его здоровье влияет огромное количество различных факторов.

Все они были разделены на четыре большие группы и выявлено влияние каждой из этих групп на организм человека:

  • медицина оказывает влияние на 10%;
  • генетические факторы (наследственность) - 15%;
  • экологические факторы (окружающая среда) - 25%;
  • образ жизни человека - 50%.
Становится понятно, что именно образ жизни оказывает самое серьезное влияние на здоровье каждого человека. Образ жизни - modusvivendi - в переводе с латинского языка, обозна­чает систему взаимоотношений человека с самим собой и факто­рами внешней среды. Г.Л. Апанасенко определяет образ жизни как социальную категорию, которая включает уклад и стиль жиз­ни. По определению Всемирной организаци­ей здравоохранения, образ жизни - это способ существова­ния, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида.

В настоящее время определены несколько составных час­тей, которые входят в модель образа жизни и позволяют исследо­вать их влияние на здоровье различных групп населения:

  • производственная активность;
  • общественно-политическая активность;
  • социальная активность;
  • деятельность в быту;
  • социально-культурная активность;
  • физическая активность;
  • медицинская активность и др.
Для сохранения и укрепления здоровья человеку необхо­димо вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) . Здоровый образ жиз­ни - комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек.

Г.П. Артюнина определяет здоровый образ жизни челове­ка, как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

В.В. Колбанов трактует ЗОЖ как максимальное количест­во биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формиро­вание, сохранение и укрепление здоровья, способность к продле­нию рода и достижению активного долголетия.

Б.Н. Чумаков описывает понятие здорового образа жизни, как «типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуа­ций».

Составляющими ЗОЖ являются:

1. рациональное питание;
2. полноценный сон;
3. соблюдение режима труда и отдыха;

4. закаливание;
5. соблюдение гигиенических норм и правил;
6. отказ от вредных привычек;

7. дозированные физические нагрузки;
8. сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
9. психологический комфорт и др.

Необходимо обратить внимание на такую составляющую образа жизни, как вредные привычки. Распространено мнение, что вредными привычками являются наркомания, алкоголизм и табакокурение. На самом деле это болезни наркологического профиля и разговор о них пойдет в соответствующем разделе.

А к вредным привычкам относятся нарушение режима, переедание, неправильная поза при сидении/использование высокой подушки во время сна, привычка грызть ногти и т.д., и т.п. Существуют даже целые своды правил о том, как правильно сидеть, чистить зубы, вставать утром с постели..,

В валеологии принято определять по специальным мето­дикам и системам такие индивидуальные показатели, как биоло­гический возраст, количество здоровья, резерв здоровья и др. Это необходимо делать для прогнозирования перспектив личного здоровья каждого заинтересованного в этом человека и разработ­ки в соответствии с этими показателями индивидуальных здоровьесберегающих программ.

В зависимости от того, какой образ жизни ведет индивид, состояние его здоровья может сохраняться, укрепляться или ухудшаться. У человека, ведущего здоровый образ жизни, как правило, биологиче­ский возраст соответствует паспортному, а у того, кто не бережет свое здоровье, он опережает хронологический возраст.

Биологический возраст (анатомо-физиологический) - соответствие биологического состояния организма уровню разви­тия, показателям основных физиологических систем и количест­венной характеристике здоровья, наиболее типичным для определения паспортного возраста. Биологический возраст определя­ется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Он может не соответствовать хронологическому воз­расту.

Паспортный возраст (хронологический) - период време­ни от момента рождения до настоящего или любого другого мо­мента исчисления.

По мнению Н.М. Амосова, количество здоровья - это сумма «резервных мощностей» основных функциональных сис­тем организма. Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, надо оценить отдельные его элементы и выявить сте­пень взаимосвязи между ними.

Понятие образа жизни взаимосвязано со следующими его категориями:

  • условия жизни,
  • качество жизни,
  • уровень жизни,
  • стиль жизни.

Условия жизни
- условия, определяющие (социальные) и опо­средующие (природные) образ жизни.

Качество жизни - степень комфорта в удовлетворении потреб­ностей человека.

Стиль жизни - поведенческие особенности жизни человека.

Формирование ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни , постепенно доби­ваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями обще­ства, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических воз­можностей и способностей.

Поэтому процесс формирования здо­рового образа жизни населения включает следующие друг за дру­гом этапы:

  • информирования населения о факторах риска и степени их влияния на состояние здоровья;
  • формирования убежденности в необходимости выполнения рекомендаций по устранению факторов риска;
  • воспитания навыков, оказывающих благоприятное влияние на здоровье и сводящих к минимальному действие отрицатель­ных факторов.
Формирование навыков здорового образа жизни должно быть комплексным и сочетать осуществление общегосударствен­ных мероприятий с индивидуальным поведением. Комплекс ус­тойчивых и полезных для здоровья привычек рационально начи­нать вырабатывать в детстве.

В этом возрасте при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта - комплекс привычек здорового способа жизни вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в детстве. затем в юности, с учетом возрастных и индивидуальных особен­ностей, во многом зависит, насколько раскроется потенциал лич­ности в будущем.

Каждый человек, особенно с возрастом, начинает осознавать истинную ценность своего здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни должно начинаться с самого детства

Здоровье - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать всяческие трудности. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает долгую и активную жизнь. Наука утверждает что, большинство людей при соблюдении ими простых правил здорового образа жизни могут жить до 100 лет и более.

Очевидно, что осознание этого факта находится в зародышевом состоянии и, как результат, люди не соблюдают самых простейших норм и правил здорового образа жизни. Что с возрастом часто приводит к неприятным и даже печальным последствиям: кто-то становится жертвой малоподвижности, вызывающей преждевременное старение; другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, атеросклероза; третьи не умеют отдыхать и отвлекаться от проблем и забот, постоянно нервничают, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям.

С каждым годом все больше людей активно укорачивают свою жизнь пристрастием к алкоголю и курению, или и того хуже - к наркотикам. Дополняет эту нерадостную картину здоровья нации и ухудшающаяся экология, внося свою лепту в разрушение здоровья человека.

Учитывая эти реалии, становится очевидным желание многих людей стать на путь здорового образа жизни и воспитать осознание этого в детях.

Формирование здорового образа жизни

Большинство типичных проблем связанных со здоровьем можно избежать, для этого необходимо, во-первых, их осознавать и, во-вторых, исключать из своей жизни. Лучше если это будет комплексный подход, который можно назвать формированием здорового образа жизни.

Под задачей формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) понимается следование простым правилам и нормам, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Можно выделить два типа факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на здоровье человека.

К положительным факторам относятся:

  • рациональное питание
  • занятия физкультурой и спортом
  • соблюдение режима дня (сон)
  • хорошие взаимоотношения с окружающими

К отрицательным факторам

  • курение, алкоголь, наркотики
  • эмоциональная и психическая напряженность,
  • неблагоприятная экология

Поэтому, учет факторов влияющих на состояние здоровья и есть основная задача формирования здорового образа жизни.

Факторы, определяющие здоровый образ жизни

Рациональное питание

В вопросах питания нет строгих догм, но существует ряд моментов, которые должны учитываться всеми. Во-первых, пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных пропорциях все основные питательные вещества. Поэтому весьма вредно для здоровья однообразное питание, при котором организм недополучает многие жизненеобходимые нутриенты, что приводит к различным расстройствам. Особенно это важно в детском и подростковом возрасте, когда организм растет и развивается, а нехватка необходимых веществ приводит к дисбалансам в его развитии.

Систематическое недоедание и особенно переедание прямой путь к сокращению длительности жизни и ухудшению здоровья. В наше время более актуальны проблемы связанные с перееданием, что приводит к ожирению.

Ожирение, прежде всего, нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, функции органов дыхания, довольно часто отмечается поражение печени, нарушается обмен веществ, что приводит к расстройству функции опорно-двигательной системы. Обильное питание приводит к перегрузке желудочно-кишечного тракта и анатомическим его изменениям. Фактически нет ни одного органа, ни одной системы, которые бы не страдали при ожирении. В первую очередь происходят изменения жирового обмена в крови и тканях, что приводит к развитию атеросклероза, ведущего к сокращению продолжительности жизни.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком долгими, не стоит принимать пищу только 1 или 2 раза в день, особенно чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для организма, ухудшает работу всех его систем. Оптимально питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.

Вредно во время еды читать, смотреть телевизор, работать за компьютером и вообще отвлекаться на решение каких-либо задач. Нельзя торопиться, есть слишком горячее или холодное. Тщательное пережевывание в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, и способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Людям, не соблюдающим режим питания, особенно это касается молодежи, со временем угрожает появление болезней пищеварения, гастритов, язв и др.

Физкультура и спорт

Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой или спортом, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Замечено, что с возрастом люди не поддерживающие регулярную физическую активность на должном уровне чаще болеют и хуже себя чувствуют. Напротив, человек тренированный даже в возрасте легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и выносливость сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Любая регулярная физическая активность укрепляет скелет, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная зарядка - обязательный минимум для каждого человека придерживающегося здорового образа жизни. В идеале она должна стать привычкой, как умывание по утрам. Еще лучше регулярные тренировки. Полезно заниматься практически любым видом спорта на любительском уровне. Бег трусцой, фитнес, - отличный выбор для поддержания и укрепления вашего здоровья.

Для людей, ведущих сидячий образ жизни, работников офисов особенно важны физические упражнения на воздухе. Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение минимум часа является одним из важных компонентов формирующих здоровый образ жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка или пробежка в вечернее время, перед сном. Она снимает напряжение после работы и забот дня, успокаивает нервные центры, стабилизирует дыхание.

Для нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.

Еще Павлов указывал, что сон предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью, в течении дня чувствует себя усталым и заторможенным.

Точно определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Так как потребность во сне у разных людей неодинакова и зависит от многих факторов даже для одного человека. Но в среднем эта норма составляет около 8 часов, для детей 9. К сожалению, некоторые люди рассматривают время сна как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных своих дел. Хотя систематическое невысыпание приводит к нарушению работы нервной системы, снижению работоспособности, повышенной утомляемости и раздражительности.

Для нормального и спокойного сна необходимо за 1-1,5 часа до его начала прекратить напряженную умственную работу. Кушать необходимо не позднее, чем за два часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи и крепкого сна. Спать следует в хорошо проветренном помещении, еще лучше приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытыми окнами. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Игнорирование этих правил гигиены сна вызывает ряд негативных явлений. Сон становится неглубоким и неспокойным, как правило, со временем развивается бессонница, различные расстройства нервной системы.

Формирование здорового образа жизни необходимо начинать уже в детстве, не откладывая на потом, когда появятся серьезные проблемы со здоровьем из-за игнорирования простых правил. Умеренное рациональное , регулярная физическая активность, следование режиму дня и сна, отсутствие вредных привычек позволят вам и вашим детям наслаждаться активной здоровой жизнью до глубокой старости.

И помните, ваше здоровье - в ваших руках!

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.

2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.

3. Двигательная активность.

4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.

5. Сексуальная активность.

6. Здоровое старение - это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.

7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% - от наследственных факторов, на 20-25% - от факторов экологии и только на 8-10% - от медицины и здравоохранения.

1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.

2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.

3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.



4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы :

· словесные;

· наглядные;

· практические;

1. В словесных методах часто используются:

· объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов;

· пояснения и комментарии при выполнении учениками отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей. Главное требование: конкретность и точность пояснений. При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.

· рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации учеников на освоение данного материала .

· для повышения активности деятельности учащихся на занятиях применяются:

· команды: для перестроений и построений, движений по залу.

2. указания (методические и организационные)

3. подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.

Чтобы повысить эмоциональность занятий при проведении разминки используется музыкальное сопровождение.

2. Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов .

Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как дети младшего школьного возраста запоминают не то, что слышат, а то, что видят, поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ учителя часто сопровождается словесными комментариями.



3. Очень большая и важная группа методов - это практическое выполнение упражнений. Сколько бы учащийся не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание .

К практическим методам относятся: соревнование, игра, упражнение. Все эти методы применяются на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, в работе, направленной на формирование ЗОЖ у младших школьников, все методы работы с детьми важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Эффективность формирования ЗОЖ в значимой степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Здоровый образ жизни соединяет всё, что способствует успешному выполнению игровой, учебной, общественных и бытовых функций, трудовой деятельности, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности детей младшего школьного возраста.

Спортивно-показателные выступления и праздники. Назначение и методика проведения. Основные правила и принципы написания сценария мероприятия физкультурно-спортивной направленности.

Проведение любого спортивного мероприятия требует предварительной и тщательной подготовки. Подготовка к спортивному празднику начинается с постановки цели и задач. Надо определиться, какую цель мы преследуем и чего хотим добиться.

На предварительном этапе мы выбираем тему праздника, форму проведения, определяется время проведения.

К подготовке праздника, помимо учителя физической культуры привлекаются: организатор внеклассной работы, классные руководители, учащиеся старших классов и учащиеся 5-6 классов. Подготовка к празднику включает:

Написание сценария;

Определение системы подведения итогов праздника;

Определение структуры проведения праздника;

Определение членов жюри;

Назначение и подготовка помощников ведущего;

Подбор музыкального сопровождения;

Оформление зала;

Формирование команд (10 девочек);

Выдача домашнего задания для команд (придумать название и девиз команды);

Подбор спортивного инвентаря;

Выбор показательного выступления.

Структура спортивного праздника:

Открытие (парад участников) и представление команд;

Массовые состязания (эстафеты, конкурсы) и показательное выступление;

Подведение итогов, торжественное закрытие.

Спортивный праздник начинается с парада участников, представление команд, помощников и жюри.

В первой же части праздника участникам должна быть объяснена система подсчёта очков и выявления победителя, а также правила состязаний и каким способом будет штрафоваться команда за каждую ошибку. За 1-е место даётся 10 очков, за 2-е – 8 очков, за 3-е – 6 очков, за 4-ое – 4 очков. При объяснении каждого задания оговаривается, как определяется результат: по количеству прыжков или по времени выполнения.

Желательно подготовить стенд, где будут записываться все результаты.

В начале праздника команды показывают домашнее задание (название и девиз).

Основная часть праздника включает в себя чередование состязаний между командами. В середине праздника - показательное выступление учащейся 6б класса со скакалкой.

Эстафеты проводятся под музыкальное сопровождение, что способствует повышению эмоционального фона.

Чтобы участники соревновались сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление о выполняемом задании. Все задания должны объясняться чётко и доступно, чтобы в сознании учащихся возникли нужные образы. Объяснение следует сочетать с показом задания.

Все эстафеты, конкурсы должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. Задания должны быть такой трудности, чтобы учащиеся, приложив достаточно усилий, могли преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Задания, при выполнении которых учащиеся не сталкиваются с преодолением трудностей, не прилагают усилия, не заинтересовывают детей, и не имеют педагогической ценности, т.к. не развивают волевые качества и способности учащихся.

У ведущего праздника есть помощники, которые помогают расставлять и убирать инвентарь, показывать задания и эстафеты, обеспечивают музыкальное сопровождение. Объясняя и показывая каждое задание, ведущий сразу оговаривает правила выполнения и указывает за какие нарушения, будет штрафоваться команда.

На празднике работает жюри, которое подводит итоги каждого задания, конкурса. На празднике важно своевременно оценивать выступления отдельных участников и команд. Подводить итоги необходимо и по ходу праздника и в конце. После каждой эстафеты, конкурса ведущий может сам подвести итог и оценить в целом выступление команд. Предоставлять слово жюри разумнее после 2-3 конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Подводя итоги праздника обязательно надо наградить все команды. Проигравшим надо вручить поощрительные грамотами, чтобы ребята не чувствовали себя ущемлёнными и все ушли в приподнятом настроении. Награждение должно проходить торжественно и весело.

Во время проведения праздника ярко проявляются личности учащихся. Поэтому организатор должен следить за участниками и вовремя предотвращать недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил.

Главное надо помнить, если праздник пройдёт вяло без проявления эмоций, с большими организационными паузами, если мы не сумеем стимулировать активность ребят или ошибёмся в определении победителей, их невозможно будет организовать на следующий праздник или соревнование.

Праздники физической культуры - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного ха­рактера, способствующие пропаганде физической культуры. Проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. Их более частные задачи - демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жиз­ни страны, в международной спортивной жизни и коллектива школы, знаменательным датам (открытие школьной спартакиады, день победы, масленица и т. п.).

В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используют вольные упражнения (не­сложные по содержанию, но выразительные) с мячами, обруча­ми и другими предметами. Они выполняются под музыку.

В состязания включают различные эстафеты, перетягива­ние каната, быстрый турнир по спортивным играм. Могут быть организованы показательные выступления школьников на гимнастических снарядах, по акробатике, художественной гимнастике.

Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, ро­дители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.

В качестве разновидности спортивного праздника можно проводить спортивные вечера, посвященные знаменательным датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят на­граждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы. В качестве почетных гостей праздника приглашают чемпионов, рекордсменов страны (республики, края), Олимпийских игр, ветера­нов спорта .

Типичными составными частями праздника яв­ляются:

1. Торжественное открытие (парад и общее построение учеников по клас­сам (командам)), подъем спортивного флага.

2. Привет­ствие директора школы, почетных гостей.

3. На­граждение победителей командных соревнований, особо отли­чившихся членов команд и физкультурного актива.

4. Массовые гимна­стические выступления, чередуемые с выступле­ниями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта .

5. Эстафеты, спортивные соревнова­ния типа «кто быстрее», «кто выше», «кто дальше», «кто силь­нее», «кто выносливее».

6. Массовые игры, спортивные и физкультурные развлечения, конкурсы для зрителей.

7. Торжественное закрытие (вручение призов и на­град отличившимся на празднике, заключительный марш-парад участников).

Праздники приобретают оздоровительное значение при усло­вии включения мероприятий, в которых могут принимать ак­тивное участие все зрители (простейшие подвижные игры, кон­курс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной пау­зы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого коли­чества времени.

Школьные праздники не должны продолжаться более 1,5-2 ч.

Успех праздника во многом зависит от продуманной его организации, которая поручается оргкомитету. Он разрабатыва­ет положение и сценарий праздника и своевременно знакомит с ними всех участников, привлекает к подготовке мест проведе­ния праздника отдельные классы и секции, создает и готовит судейскую коллегию, организует подготовку учащихся к показа­тельным выступлениям, проводит репетиции и пр. Выступления должны быть динамичными, красочными и эмоциональными, разнообразными по содержанию. Обязательно музыкальное оформление всей программы.