Основные требования к проведению антропометрического исследования. Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

Методика проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

1. Актуальность темы:

Уровень физического развития в детском возрасте является одним из объективных показателей состояния здоровья. Физическое развитие является лабильным показателем, который легко изменяется под воздействием разнообразных неблагоприятных факторов, особенно условий окружающей среды. Как совокупность признаков, которые характеризуют состояние здоровья организма на разных возрастных этапах, уровень физического развития является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Поэтому оценка уровня физического развития ребенка является неотъемлемым элементом контроля за состоянием его здоровья и занимает важное место в практической деятельности врача-педиатра.

2. Конкретные цели:

  • Продемонстрировать порядок действий при пользовании разными видами приборов для измерения массы.
  • овладеть навыками и техникой проведения соматометрии: измерение массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка;
  • классифицировать приборы для измерения длины тела детей разного возраста
  • заполнить соответствующую документацию после измерения массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка;

3. Базовый уровень подготовки.

Определять закономерности изменений пропорций тела у детей разного возраста

2. Латинский языкПрименить терминологию с латинской основой3. Нормальная физиологияПрименять соотношение основных параметров физического развития (размеров) в процессе онтогенеза

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Ориентировочная карта для самостоятельной работы над учебной литературой при подготовке к практическому занятию

— индивидуальное развитие организма2. Антропометрия — совокупность методов и приемов измерения тела3. Ростомер — прибор для измерения длины тела.

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Определение понятия «физическое развитие».

2. Виды приборов для измерения массы тела и длины тела.

3. Техника проведения соматометрии: измерение массы, роста и окружности головы и грудной клетки ребенка.

4. Заполнение графиков для оценки физического развития ребенка: соотношения длины тела к возрасту; массы тела к возрасту; соотношение длины тела к массе тела, определение ИМТ (индекс массы тела).

4.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии

1. Овладеть техникой взвешивания детей в возрасте до 1 года и старше 1 года.

2. Овладеть техникой измерения длины тела детей разного возраста.

3. Овладеть техникой измерения окружности головы и грудной клетки;

4. Овладеть техникой заполнения графиков для оценки физического развития.

Содержание темы: Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВООЗ считает одним из самых эффективных мероприятий, которые осуществляются медицинскими работниками относительно снижения уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста.

Физическое развитие – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, отдельных частей тела и тому подобное) и биологического созревания ребенка в разные периоды возраста, весомый критерий оценки состояния здоровья и возрастных норм развития, особенно в период раннего детства.

Физическое развитие детей — это процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма, а также их состояние в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и работоспособность. Темпы физического развития на каждом этапе онтогенеза зависят от индивидуальных особенностей, социальных факторов, региона обитания и тому подобное.

Антропометрия совокупность методов и приемов измерения, описания человеческого тела в целом и его отдельных частей. Она позволяет дать количественную характеристику и оценку физического развития человека.

Антропометрическая оценка очень широко применяется в медицине. Одна из первых процедур, что происходит после рождения новорожденного ребенка — это его антропометрическое исследование. И наиболее серьезные заболевания часто диагностируются именно после установления негативных антропометрических изменений. Этим обусловлено внимание к антропометрии не только у медицинских работников, но и у широких слоев населения.

Масса тела грудного ребенка. Определения массы тела детей с момента рождения до трех лет проводят на чашечных весах.

Техника взвешивания : сначала взвешивается пеленка. Она кладется так, чтобы края пеленки не свисали с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками – на узкую часть лотка. Ребенка можно посадить или положить на широкую часть лотка, ножки положить на узкую часть. Показания веса снимают с той стороны гири, где есть насечки, нижнюю гирю необходимо размещать только в имеющемся на нижней шкале гнезде. После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показания веса высчитать вес пеленки.

Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Посредине плоскости предварительно уравновешенных весов размещают раздетого ребенка. Показания весов снимают так, как и при взвешивании детей раннего возраста.

Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200 – 3400г, а девочек меньше – 3100-3300 г. Вообще, нормальной считают массу от 2500 до 4500г. Масса тела недоношенного ребенка составляет 2500 г и ниже. В течение первых дней жизни масса тела новорожденного снижается на 150-300 г(транзиторная (физиологическая) убыль массы ) и составляет около 5 – 9 % от массы при рождении. Уменьшение ее больше чем на 10 % (свыше 300 г) считается патологической потерей массы. Физиологическая убыль массы предопределена следующими факторами:

— испарение влаги с кожи и при дыхании;

— мумификация пуповинного остатка;

— недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни;

— рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов;

— относительным голоданием;

— отхождением мекония, мочи.

Восстановление начальной массы тела у новорожденных происходит согласно двух вариантов:

И. Идеальный (или тип Бюдена): потеря массы к 3-4 дню и восстановление начального уровня к 7-10 дню жизни (25 % новорожденных).

ІІ. Медленный тип (тип Писса): потеря массы тела в течение 3-4 дней с задержкой на минимальном уровне на 1-3 дня и медленным восстановлением начальной массы к 12-15 дню (у 70-75 % детей).

ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимают размер ребенка с ног до головы при измерении в положении лежа, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.

Длину тела у детей первого года жизни измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Головка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимають к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка. Точность согласно такому измерению составляет ±0,5 см.

Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенка, в положении лежа, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.

У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Перед измерением ребенку необходимо снять обувь. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Он касается шкалы затылком, межлопаточным участком, ягодицами и пятками. Ребенок должен стоять ровно, живот подтянут, пятки вместе, носки врознь. Голова фиксируется таким же образом –, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на верхней точке головы без придавливания. Измерение роста детей от 1 до 3 лет проводится тем же ростомером только с использованием откидной скамьи для измерения роста сидя. Отсчет показателей ростомера проводят по левой шкале.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты.

Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке. Ленту во время измерения не следует натягивать.

Измерения окружности грудной клетки проводят у младенцев в положении лежа, у старших детей – в положении стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы. У девочек с развитыми грудными железами, спереди лента проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность головы новорожденного составляет 34-36 см. Окружность грудной клетки новорожденного составляет 33 – 35 см. У детей до 3 месячного возраста показатели окружности головы превышают показатели окружности грудной клетки. В возрасте 3 месяцев эти показатели сравниваются и в течение всей жизни преобладают показатели окружности грудной клетки.

Результаты измерений заносятся в соответствующие графики. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за период времени и обнаружить проблемы физического развития. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

Графики физического развития

У каждого ребенка должен быть свой график, согласно которого осуществляется оценка физического развития и с учетом ее результатов проводится адекватное медицинское наблюдение.

Для девочек и мальчиков графики физического развития разные и для удобства могут иметь разные цвета. Важно использовать график физического развития ребенка для соответствующего пола, поскольку мальчики и девочки развиваются по-разному.

На каждом графике начерчены кривые. Кривые, на графике физического развития ребенка, помогают в интерпретации показателей физического развития ребенка.

Линия, обозначенная 0 на каждом графике, является медианой, которая представляет среднее значение. Другие линии определяют стандартные отклонения, которые указывают на отдаленность показателя физического развития от стандарта.

Линии стандартных отклонений (СО) на графике физического развития ребенка имеют позитивное (1, 2, 3) или негативное (M1, M2, M3) значение.

График длина тела / рост/ возраст

В зависимости от возраста ребенка измеряется стандартный показатель длины или роста. Длина тела в горизонтальном положении ребенка (лежа) измеряется у детей в возрасте 0-2 года, рост в вертикальном положении ребенка (стоя) у детей в возрасте от 2-5 лет. Значение показателя длины тела / роста для данного возраста показывает, какую длину тела/рост приобрел ребенок данного возраста на момент осмотра. Этот показатель помогает обнаружить детей с задержкой роста и слишком высоких для своего возраста. Высокий рост редко представляет собой проблему, за исключением случаев эндокринных расстройств.

На графике, на горизонтальной оси откладываются значения возраста, а на вертикальной оси — значение длины / роста тела в сантиметрах. Возраст ребенка определяется в полных неделях от рождения до 3 месяцев; в полных месяцах – от 3 до 12 месяцев; и в полных годах и месяцах – в дальнейшем.

Для того, чтобы нанести значение длины тела / роста для данного возраста, следует:

1) На горизонтальной оси отложить значение полных недель, месяцев или лет и месяцев. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями). Например, если ребенку 5,5 месяцев, значения наносят на отметку 5 месяцев (а не между 5 и 6 месяцами).

2) На вертикальной оси отложить значение длины тела / роста. Точки значения следует ставить на или между горизонтальными линиями. Например, если длина тела ребенка составляет 60,5 см, нанесите значение в клеточку между горизонтальными линиями.

3) После нанесения точек по результатам двух или более осмотров, необходимо соединить точки прямой линией для того, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

4) Проверьте, правильно ли нанесены точки на график, и, в случае необходимости, повторите антропометрические измерения. Например, длина тела ребенка не должна быть меньше, чем значение длины тела при предыдущем осмотре. В этом случае, одно из измерений было осуществлено неправильно. Поэтому необходимо четко придерживаться методики проведения антропометрии.

График масса тела/возраст

Значение массы тела для данного возраста

Для того, чтобы нанести значение массы тела для данного возраста следует:

На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значений следует ставить на вертикальной линии (но не между вертикальными линиями).

На вертикальной оси отложить значение массы тела. Точки значений следует ставить на горизонтальную линию.

После нанесения точек по результатам двух или более осмотров, соединить их между собой прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График соотношения масса тела/длина тела / рост/возраст

График соотношения массы тела к длине тела / росту помогает в выявлении детей с очень низкой массой тела и детей с высоким соотношением массы к длине тела / роста, что может свидетельствовать о риске развития избыточного веса или ожирения.

На этом графике, на горизонтальной оси откладываются значения длина тела ребенка или рост в сантиметрах, а на горизонтальной оси – масса в килограммах.

Для того, чтобы нанести на график значение соотношения массы тела к длине тела / роста следует:

На горизонтальной оси отложить значение длины тела или роста. Точки значения следует ставить на вертикальной линии. Необходимо округлять значение к ближайшему целому сантиметру.

На вертикальной оси нанести значение массы. Точки значения ставить на или между горизонтальными линиями.

После нанесения показателей соотношения массы тела к длине тела / росту за два или более осмотров, соединить точки прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

График индекс массы тела/возраста

Индекс массы тела (ИМТ) используется для проведения скрининга на избыточный вес и ожирение.

Как правило, график ИМТ для данного возраста показывает результаты, похожие с результатами графика соотношения массы к длине тела /роста ребенка.

На этом графике на горизонтальной оси откладываются значения возраста в полных неделях, месяцах, или годах и месяцах.

На вертикальной оси откладывается ИМТ.

Индекс массы тела определяется по формуле: значение массы тела разделить на рост в квадрате (кг/м 2). Показатель роста необходимо перевести в метры. Результат вычислений округлить к десятым.

Для того, чтобы нанести на график показатель индекса массы тела ребенка для данного возраста, следует:

На горизонтальной оси отложить значение возраста в полных неделях, месяцах или годах и месяцах. Точки значения следует ставить на вертикальной линии (а не между вертикальными линиями). На вертикальной оси отложить значение ИМТ. Точки значения следует ставить на горизонтальную линию или между линиями.

После нанесения точек по результатам двух или более осмотров соединить их прямой линией, чтобы построить кривую и увидеть динамику.

Материалы для самоконтроля:

1. Вопросы для самоконтроля:

  1. По каким параметрам проводится оценка физического развития?
  2. Что такое «физическое развитие» ребенка?
  3. Что такое антропометрия?
  4. Техника измерения массы тела, длины тела и окружностей головы и грудной клетки.
  5. Какая средняя масса тела новорожденного ребенка?
  6. Что такое «физиологическая убыль массы тела» ?
  7. Соотношение показателей окружности головы и грудной клетки
  8. Графики физического развития. Цель их ведения. Правила заполнения.

2. Тесты для самоконтроля

1.Взвешивание ребенка при поступлении в стационар проводят с целью определение:

А. В какое отделение госпитализировать. В. В какой дозе назначить лекарства.

С. Вид питания. D. Конституционального типа ребенка.

Е. Правильно ли организовано питание дома.

2. Средняя масса тела новорожденного мальчика составляет (в граммах):

А. 3000 – 3100 В. 3100-3200 С. 3200-3400 D. 3400-3600 Е. 3600-3900

3. Укажите массу, которая указывает на недоношеность (в граммах):

А. 3000 В. 2900 С. 2800 D. 2600 Е. 2400

4. Укажите на какой день жизни восстанавливается масса тела у новорожденного ребенка при идеальном типе восстановления:

А. 2-3 В. 3-4 С. 4-5 D. 6-7 Е. 7-10

5. Укажите все правильные ответы:

Основные причины физиологической убыли массы тела новорожденного:

А. Гиперальдестеронизм

В. Становление лактации у матери.

С. Потеря воды через кожу и легкие при дыхании

D. Мумификация пуповинного остатка

Е. Выделение мекония и мочи.

6. Физическое развитие – это:

А. Динамичный процесс роста (увеличение длины и массы тела).

В. Биологическое созревание ребенка в разные периоды детства.

С. Динамичный процесс роста (увеличение длины, массы тела, отдельных частей тела и др.) и биологическое созревание ребенка в разные периоды детства.

D. Результаты измерения антропометрических показателей.

Е. Обозначение биологического возраста ребенка.

  1. Взвешивание новорожденных детей в стационаре проводят:

А. После каждого кормления. В. Утром и вечером. С. 1 раз в сутки в любое время.

D. 1 раз в 3 дня. Е. 1 раз в неделю.

  1. На физическое развитие влияют:

А. Биологические факторы. В. Социальные факторы.

С. Биологические и социальные факторы. D. Политические факторы.

Е. Все перечисленное.

  1. У доношенного новорожденного ребенка соотношения окружности головы и окружности грудной клетки:

А. Одинаковые. В. Приблизительно одинаковые.

С. Преобладает окружность головы. D. Преобладает окружность грудной клетки.

10. К основным параметрам физического развития относят:

А. Массу тела, длину тела, частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, окружность грудной клетки.

В. Массу тела, длину тела, окружность грудной клетки и окружность головы.

С.Жизненную емкость легких, массу тела, длину тела.

D. Частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, окружность грудной клетки.

Е. Массу тела, длину тела, частоту дыхания, частоту сердечных сокращений

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В С Е Е В, С, D,Е С В С С В

Задачи для самоконтроля:

1. В приемное отделение детского стационара поступил ребенок 6 месяцев с диагнозом острый бронхит. Медицинской сестре нужно провести антропометрические измерения. Определите последовательность ее действий.

2. В роддоме мать новорожденной девочки, которая родилась с массой тела 3150 г, на 3 день ее жизни узнала, что масса тела ребенка составляет 2950 г. Мама была очень обеспокоена. Что нужно объяснить матери ребенка

Эталоны ответов:

1. Во-первых, установим массу тела ребенка: на лоток весов положим пеленку, ребенка выкладываем на весы головой на широкую часть лотка. Отмечаем значение массы тела ребенка вместе с пеленкой, после чего массу пеленки нужно отнять.

Во-вторых, определяем длину тела ребенка: ребенка выкладываем на ростомер, головку ребенка плотно прижимаем к неподвижной планке ростомера. Голову фиксируем так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляем легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимаємо к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка.

2. Убыль массы тела у ребенка на 200 г (6 %) является физиологической и предопределена следующими факторами: испарение влаги с кожи и при дыхании; мумификация пуповинного остатка; недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни; рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов; относительным голоданием; отхождением мекония, мочи.

Основная литература:

  1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
  2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

Дополнительная литература:

  1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
  2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
  3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
    1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,

Рост стоя. Точки касания обследуемым планки ростомера: пятки, крестец, межлопаточная область, затылок (воображаемая линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, должна быть параллельна полу).

Масса тела . Взвешивание производится без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину платформы весов, при опущенном затворе арретира, затем затвор поднимают и передвигают гирю по нижней планке, а потом по верхней планке до момента уравновешивания. По окончании взвешивания затвор арретира опускают.

Окружность грудной клетки - измеряется сантиметровой лентой при вертикальном положении обследуемого. Точки наложения сантиметровой ленты: сзади – нижние углы лопаток, спереди - у женщин над грудной железой на уровне прикрепления четвертого ребра к грудине, а у мужчин по нижнему сегменту сосков. Измеряют окружность грудной клетки в трех положениях: пауза, максимальный вдох и максимальный выдох. Окружность грудной клетки в паузе у женщин в среднем составляет 83-85 см, у мужчин 88-92 см. Разница между максимальным вдохом и выдохом называется размахом или экскурсией грудной клетки. Экскурсия грудной клетки у мужчин составляет 7-10 см, у женщин 5-7 см, у спортсменов 12-15 см.

Жизненная емкость легких . ЖЕЛ определяют с помощью спирометра. После предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и после этого равномерно и медленно выдыхает воздух в трубку спирометра, которую держит в руках. Измерения проводят 3 раза, зафиксировав лучший результат. Точность измерения 100 мл. ЖЕЛ можно также определять с помощью сухого спирометра, спирографа, петли поток-объем. Средние показатели ЖЕЛ для женщин 3000-3500 см³, а для мужчин 3500-4000 см³.

Окружность плеча - измерения проводят дважды: в состоянии максимального напряжения и в состоянии расслабления. Определяя окружность плеча в состоянии напряжения, руку сгибают в локтевом суставе под углом 90 градусов, и максимально напрягают. Сантиметровая лента накладывается в наибольшей окружности плеча. В состоянии расслабления: рука опущена вниз и лента накладывается в том же месте, что и при измерении в напряжении. Разница между окружностью плеча в напряжении и в расслаблении называется размахом плеча. У мужчин размах плеча – 2-3 см, у женщин – 1,5 – 2,5 см.

Окружность предплечья определяют, опустив руку вниз. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшей окружности предплечья.

Окружность талии определяют, накладывая сантиметровую ленту в самом узком месте туловища над гребешками подвздошных костей.

Окружность бедра и голени измеряют следующим образом: обследуемый ставит ноги на ширину плеч, и при измерении окружности бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой, а при измерении окружности голени сантиметровую ленту накладывают в самой широкой части голени.

Ширина плеч измеряется циркулем, ножки которого накладывают на акромиальные отростки лопаток. Для того чтобы убедится в том, что ножки циркуля поставлены на акромиальные отростки, а не на головки плечевых костей, необходимо сделать вращение рук. Места наложения циркуля должны быть неподвижны.

Сагиттальный диаметр грудной клетки определяется, накладывая одну ножку циркуля на середину грудины у места прикрепления к ней четвертого ребра, а вторую к остистому отростку грудного позвонка на уровне с передней ножкой.

Динамометрия кистевая – определяется с помощью ручного динамометра. Динамометр берут в руку стрелкой к ладони и вытянув ее в сторону максимально сжимают поочередно правой и левой рукой. Средние показатели ручной динамометрии для женщин составляют 30-35 кг, а для мужчин 40-50 кг. Точность измерения 2 кг.

Рост стоя. Точки касания обследуемым планки ростомера: пятки, крестец, межлопаточная область, затылок (воображаемая линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, должна быть параллельна полу).

Масса тела . Взвешивание производится без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину платформы весов, при опущенном затворе арретира, затем затвор поднимают и передвигают гирю по нижней планке, а потом по верхней планке до момента уравновешивания. По окончании взвешивания затвор арретира опускают.

Окружность грудной клетки - измеряется сантиметровой лентой при вертикальном положении обследуемого. Точки наложения сантиметровой ленты: сзади – нижние углы лопаток, спереди - у женщин над грудной железой на уровне прикрепления четвертого ребра к грудине, а у мужчин по нижнему сегменту сосков. Измеряют окружность грудной клетки в трех положениях: пауза, максимальный вдох и максимальный выдох. Окружность грудной клетки в паузе у женщин в среднем составляет 83-85 см, у мужчин 88-92 см. Разница между максимальным вдохом и выдохом называется размахом или экскурсией грудной клетки. Экскурсия грудной клетки у мужчин составляет 7-10 см, у женщин 5-7 см, у спортсменов 12-15 см.

Жизненная емкость легких . ЖЕЛ определяют с помощью спирометра. После предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и после этого равномерно и медленно выдыхает воздух в трубку спирометра, которую держит в руках. Измерения проводят 3 раза, зафиксировав лучший результат. Точность измерения 100 мл. ЖЕЛ можно также определять с помощью сухого спирометра, спирографа, петли поток-объем. Средние показатели ЖЕЛ для женщин 3000-3500 см³, а для мужчин 3500-4000 см³.

Окружность плеча - измерения проводят дважды: в состоянии максимального напряжения и в состоянии расслабления. Определяя окружность плеча в состоянии напряжения, руку сгибают в локтевом суставе под углом 90 градусов, и максимально напрягают. Сантиметровая лента накладывается в наибольшей окружности плеча. В состоянии расслабления: рука опущена вниз и лента накладывается в том же месте, что и при измерении в напряжении. Разница между окружностью плеча в напряжении и в расслаблении называется размахом плеча. У мужчин размах плеча – 2-3 см, у женщин – 1,5 – 2,5 см.

Окружность предплечья определяют, опустив руку вниз. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшей окружности предплечья.

Окружность талии определяют, накладывая сантиметровую ленту в самом узком месте туловища над гребешками подвздошных костей.

Окружность бедра и голени измеряют следующим образом: обследуемый ставит ноги на ширину плеч, и при измерении окружности бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой, а при измерении окружности голени сантиметровую ленту накладывают в самой широкой части голени.


Ширина плеч измеряется циркулем, ножки которого накладывают на акромиальные отростки лопаток. Для того чтобы убедится в том, что ножки циркуля поставлены на акромиальные отростки, а не на головки плечевых костей, необходимо сделать вращение рук. Места наложения циркуля должны быть неподвижны.

Сагиттальный диаметр грудной клетки определяется, накладывая одну ножку циркуля на середину грудины у места прикрепления к ней четвертого ребра, а вторую к остистому отростку грудного позвонка на уровне с передней ножкой.

Динамометрия кистевая – определяется с помощью ручного динамометра. Динамометр берут в руку стрелкой к ладони и вытянув ее в сторону максимально сжимают поочередно правой и левой рукой. Средние показатели ручной динамометрии для женщин составляют 30-35 кг, а для мужчин 40-50 кг. Точность измерения 2 кг.

Декабрь 22, 2014 admin Нет Комментариев

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

наблюдение за динамикой физического развития.

II. ПОКАЗАНИЯ:

оценка физического развития.

III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставляйте ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Электронные весы.
  2. Горизонтальный ростомер
  3. Сантиметровая лента
  4. Пеленки
  5. Дез. раствор, чистая ветошь, емкость для использованной ветоши, 95% (70%) спирт.

V Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Объясните маме смысл манипуляции, получите информированное согласие.
  2. Вымойте руки гигиеническим способом, осушите.

Взвешивание:

  1. Уравновесить весы.
  2. Протереть весы дез. раствором.
  3. Включите электронную систему весов (до цифры 90 кг).

Выполнение процедуры:

  1. Положить на весы, сложенную в несколько раз чистую пеленку; взвесить ее (заметить вес на табло).
  2. Нажать на кнопки «0», затем «Т», чтобы вес пелёнки на табло был со знаком (-).
  3. Уложить ребенка на пелёнке.
  4. Заметить вес ребёнка на табло.
  5. Снять ребенка, положить его в кроватку или отдать матери.

Окончание процедуры:

  1. Записать результат (не забыть вычесть вес пеленки) в медицинскую документацию.
  2. Убрать пеленку со столика, обработать пеленальный столик дез. раствором.

Читайте так же про: Применение пузыря со льдом. Сестринский уход.

Измерение роста новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Протереть ростомер дез. раствором, постелить пеленку.
Выполнение процедуры:
  1. Ребенка, одетого в распашонку, уложите на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, ноги ребенка выпрямить в коленных суставах, к подошвам приложить поперечную планку ростомера
  2. По боковой планке со шкалой определить длину тела ребенка.
Окончание процедуры:
  1. Убрать пеленку, обработать ростомер дез. раствором.

Измерение окружности головы новорожденного:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений
Выполнение процедуры:
  1. Ленту наложить на затылочный бугор сзади, спереди - на уровне надбровных дуг.
Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.

Измерение окружности грудной клетки новорожденного ребенка:

Подготовка к процедуре:
  1. Объяснить маме смысл манипуляции и получить информированное согласие.
  2. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Раздеть ребенка.
Выполнение процедуры:

4. Наложить ленту сзади под нижними углами лопаток, спереди - на уровне сосков.

Окончание процедуры:
  1. Записать результат в медицинскую документацию.
  2. Ленту протереть дез. раствором или 95% (70%) спиртом.

ПРИМЕЧАНИЕ: оценить физическое развитие по центильным таблицам.

Метки: педиатрия

sestrinskij-process24.ru

Алгоритмы манипуляций на КЭ

Персональный сайт Межениной Аллы Владимировны

  • Оценить адекватность питания ребёнка
  • Оценить физическое развитие

Оснащение:

  • Чашечные весы
  • Резиновые перчатки
  • Ёмкость с дезраствором, ветошь
  • Бумага, ручка

Обязательное условие: взвешивать ребёнка натощак в одно и тоже время после акта дефекации.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/родственникам цель исследования
    • Установить весы на ровной устойчивой поверхности
  2. Выполнение процедуры
    • Включить весы
    • На цифровом табло дождаться появления нулей
    • Нажать рукой небольшим усилием на центр лотка до появления цифровых показаний, соответствующих усилию руки
    • Убрать руку, на табло появятся нули
    • Выключить весы
    • Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши
    • Положить на весы сложенную в несколько раз пелёнку (следить, чтобы она не закрывала дисплей весов), включить весы
    • Нажать функцию TARA. Для вычисления веса ребенка без учета пеленки
    • Аккуратно положить на весы раздетого ребенка, придерживая за головку и ягодички
    • Подождать, когда весы зафиксируют вес
    • Достижение достоверности результатов исследования
    • Снять ребёнка с весов
    • Снять пелёнку
  3. Завершение процедуры
    • Записать показатели массы тела
    • Убрать пелёнку с весов
    • Протереть рабочую поверхность весов дезраствором

Цель: Определить среднее количество молока, получаемое ребёнком при кормлении грудью.

Оснащение:

  • набор для пеленания
  • набор для подготовки матери к кормлению
  • дезраствор, ветошь
  • бумага, ручка

Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум три контрольных кормления (утром, днём и вечером), так как в разное время суток у матери разное количество молока.

  1. Подготовка к процедуре
    • Подготовить необходимое оснащение
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Надеть на ребёнка памперс и запеленать
    • Подготовить мать к кормлению грудью
    • Обработать весы дезраствором и подготовить их к работе
  2. Выполнение процедуры
    • Взвесить ребёнка
    • Передать ребёнка матери для кормления грудью в течение 20 минут
    • Повторно взвесить ребёнка (не меняя пелёнок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат
    • Определить разницу полученных данных (до и после кормления)
  3. Завершение процедуры
    • Передать ребёнка матери или положить в кроватку
    • Протереть весы дезраствором
    • Снять перчатки, вымыть и осушить руки
    • Оценить соответствие фактически высосанного молока ребёнком долженствующему количеству

Цель: Обеспечить полноценное питание ребёнку.

Оснащение:

  • косынка, маска
  • мерная бутылочка (рожок)
  • стерильная соска с несколькими отверстиями
  • необходимое количество грудного молока или молочной смеси, температурой 36 – 370 С
  • ёмкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылок
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить маме/ родственникам цель и ход процедуры
    • Подготовить необходимое оснащение, подготовить ребёнка к кормлению
    • Вымыть и осушить руки
    • Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной жидкой пищи
    • Надеть соску на бутылочку.
    • Проверить скорость истечения смеси и температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава (жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями)
  2. Выполнение процедуры
    • Расположить ребёнка на руках с возвышенным головным концом
    • Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью
  3. Завершение процедуры
    • Подержать ребёнка в вертикальном положении 2 - 5 минут
    • Положить ребёнка в кроватку на бок (или головку повернуть на бок)
    • Снять с бутылочки соску, промыть соску под горячей проточной водой, обезжирить в течение 30 минут в 2% растворе соды, подогретом до 500 С, промыть проточной водой
    • Соски поместить в кастрюлю «Для кипячения сосок» и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания
    • Хранить в той же ёмкости под крышкой, слив воду
    • Бутылочки промыть под горячей водой и стерилизовать кипячением в течение 30 минут с момента закипания

Для доношенного ребёнка

  1. в первые 10 дней разовое количество молока 10 х n, где n - количество дней жизни
  2. суточное количество молока рассчитывается:
    • по формуле Финкельштейна – для детей до 10 – 14 дней – n х 70 (80), где коэффициент 70 – для детей с массой тела менее 3 200 г, коэффициент 80 – для детей с массой тела – более 3 200 г
    • объёмным способом – для детей с 2 недель до 2 месяцев – 1/5 от массы тела

Для недоношенного ребёнка

с рождения до 3 – го дня - суточное количество - 20 мл /кг.

Разовое количество:

  • 1 сутки – 5 – 10 мл
  • 2 сутки – 10 – 15 мл
  • 3 сутки – 15 – 20 мл

По формуле Роммеля – с 4 до 10 дня жизни:

Суточный объём – (n + 10) х на каждые 100 граммов веса, где n – количество дней жизни - с 10 – го дня – 1/5 от массы тела

  • Туалет глаз
  • Туалет носа
  • Туалет пупочной ранки
  • Туалет естественных складок кожи

Оснащение:

  • кипячёная вода
  • стерильное растительное или специальное детское масло
  • ватные шарики, жгутики, марлевые салфетки,
  • детское мыло
  • раствор перекиси водорода 3%
  • спиртовый раствор бриллиантовой зелени 1%
  • палочки с ватным наконечником
  • стерильные пипетки
  • лоток для отработанного материала
  • пелёнка
  • чистый набор для пеленания

Туалет глаз:

  1. Выполнение процедуры
    • Подложить ладонь левой руки под головку ребёнка
    • Ватным тампоном, смоченным водой комнатной температуры, промыть глаза движением от наружного угла к внутреннему (для каждого глаза используют отдельный ватный тампон)
    • Осушить глаза в той же последовательности отдельными ватными тампонами
  2. Завершение процедуры
    • Ватный шарик сбросить в лоток

Туалет носа:

  1. Выполнение процедуры
    • Ладонь левой руки положить на лоб ребёнка, большим пальцем приподнять кончик носа
    • Ватный жгутик (отдельный для каждого носового хода) ввести вращательными движениями в носовой ход и удалить
  2. Завершение процедуры

Туалет пупочной ранки:

  1. Выполнение процедуры
    • Поместить бутылочку с 3% раствором перекиси водорода в ёмкость с водой, температурой 30 – 32 градуса на 10 минут
    • Набрать в пипетку подогретый раствор
    • Выпустить каплю на тыл кисти (контроль температуры применяемого раствора)
    • Раскрыть пупочное кольцо указательным и большим пальцами левой руки
    • Закапать 2 – 3 капли раствора перекиси водорода
    • Удалить образовавшуюся в ранке «пену» ватным шариком движением изнутри кнаружи
    • Сбросить ватный шарик в лоток
    • Палочку с ватным наконечником смочить в 1% спиртовом растворе бриллиантового зелёного
    • Развести края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки и смочить дно ранки, не касаясь кожи, провернув палочку по часовой стрелке движением изнутри кнаружи
  2. Завершение процедуры
    • Ватные жгутики сбросить в лоток
    • Ребёнка оставить раздетым в течение 3 – х минут (для подсыхания раствора бриллиантовой зелени)

Туалет естественных складок кожи:

  1. Выполнение процедуры
    • Ватный тампон смочить в стерильном растительном масле (специальном детском масле)
    • Обработать складки в строгой последовательности: заушные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные
    • Паховые и ягодичные складки чаще загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь
  2. Завершение процедуры
    • Одеть и запеленать ребёнка

Примечание:

При ежедневном уходе за недоношенным ребёнком его необходимо как можно меньше трогать и двигать. Полностью ребёнка не раздевают. Обнажают только ту часть тела, которая требуется для гигиенической манипуляции. При подмывании не нужно пытаться подмыть ребёнка целиком. Достаточно вытереть его ягодички ватой, смоченной в тёплой воде. Поскольку недоношенный ребёнок особенно подвержен различного рода инфекциям, лучше, чтобы за ним ухаживал кто – то один из родителей.

Цель: определение роста, контроль динамики роста.

Оснащение: стерильная марлевая лента, сантиметровая лента, горизонтальный ростомер, ветошь, дезраствор.

  1. Подготовка к процедуре
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
    • Установить ростомер шкалой к себе
    • Протереть 2 – кратно ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки
    • Положить индивидуальную или стерильную пелёнку
  2. Выполнение процедуры
    • Уложить ребёнка так, чтобы головка плотно прилегала к неподвижной планке (удерживать головку помогает мама или помощник)
    • Ладонь одной руки положить на колени ребёнка, а другой придвинуть подвижную планку к подошвам ребёнка
    • Зафиксировать результат и внести полученные данные в медицинские документы
    • Снять ребёнка, убрать пелёнку (Примечание: рост новорождённого измеряют стерильной марлевой лентой, с последующим определением длины тела по сантиметровой ленте)
  3. Завершение процедуры
    • Обработать ростомер ветошью, смоченной дезраствором
    • Вымыть и осушить руки

Цель: определение окружности головы и груди, контроль динамики данных показателей.

Оснащение: марлевая стерильная лента, сантиметровая лента.

  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить родственникам/маме цель и ход выполнения манипуляции
    • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  2. Выполнение процедуры
    • Для измерения окружности головы ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила через выступающую часть затылочного бугра, а спереди - по надбровными дугами
    • Для измерения окружности груди ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков
    • Свернуть ленту так, чтобы первые цифры (1 , 2 . . .) находились на ее внутренней поверхности, головку ленты взять в левую руку, а кончик в правую, подвести под головку или спинку и соединить руки на середине лба или груди, отметить данные.
  3. Завершение процедуры
    • Внести данные измерений в медицинские документы
    • Снять перчатки
    • Вымыть и осушить руки
  • соблюдение гигиены тела
  • обеспечение универсальной потребности быть чистым
  • формирование навыков чистоплотности
  • закаливание ребёнка

Оснащение:

  • Ванночка для купания
  • Пелёнка для ванны
  • Кувшин с водой для обливания ребёнка
  • Водный термометр
  • Махровая или фланелевая рукавица, махровая салфетка
  • Детское мыло
  • 5% раствор перманганата калия
  • Тёплая пелёнка
  • Набор для пеленания
  • Ведро кипячёной охлаждённой воды
  • Ведро горячей кипячёной воды

Обязательные условия:

Первую гигиеническую ванну лучше проводить на следующий день после выписки из роддома, после отпадения пуповинного остатка, так как в первый день ребёнок адаптируется к условиям пребывания дома.

  • Купать ребёнка до кормления.
  • Температура в помещении для купания 22 – 24 градуса.
  • Продолжительность купания 5 – 6 минут.
  • Определять температуру воды для купания только с помощью водяного термометра (не допускается определять температуру воды путём погружения в воду локтя)
  • С использованием детского мыла купать 2 – 3 раза в неделю.
  • До 6 месячного возраста купать ежедневно, затем через день (до 1 года).
  • Недоношенных детей начинают купать в возрасте 12 – 14 дней после отпадения пуповинного остатка, а детей с массой тела до 1000 граммов - на 15 – 18 день жизни.
  1. Подготовка к процедуре
    • Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры
    • Вымыть и осушить руки. Поставить ванночку в устойчивое положение.
    • Вымыть ванну горячей водой с мылом, щёткой, обдать кипятком.
    • Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить за боковые стенки ванночки).
    • Положить в ванну водный термометр. Налить воды на 1/3 или 2/3.
    • При заполнении ванны водой сначала наливают холодную кипячёную воду до температуры 37 – 38 градусов для доношенного ребёнка и температурой 38 градусов для недоношенного.
    • Подготовить воду в кувшине для ополаскивания ребёнка.
    • Водным термометром проконтролировать температуру.
    • Перед обливанием она должна быть на 1 – 2 градуса ниже температуры при купании (35 – 360) у доношенных детей и температурой 380 у недоношенных.
    • Перед началом купания недоношенного ребёнка необходимо:
      • включить обогревающую аппаратуру
      • согреть пелёнки и распашонки
      • закрыть задвижку на двери, чтобы во время купания не было движения воздуха
  2. Выполнение процедуры
    • Раздетого ребёнка опустить в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и плечики, а правой за ягодички и бёдра
    • При погружении в воду сначала опустить ножки, ягодицы, затем верхнюю половину туловища
    • Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой
    • Левую руку провести под спинку, чтобы ребёнок располагался на левом предплечье
    • Кистью руки зафиксировать ребёнка за ягодицы и бёдра
    • И только после этого освободить правую руку
    • Освобождённой правой рукой в рукавичке (или марлевой салфеткой) моют голову, движением от лица к затылку, затем шею, туловище, конечности
    • Особенно тщательно промывают складки в следующем порядке: шея, за ушами, подмышечки, локтевые сгибы, под коленками. В последнюю очередь - паховые, ягодичные
    • Затем ребёнка повернуть спиной кверху (правая рука на груди и животе, левая – на спине) и облить водой из кувшина, начиная с головы
    • Не выпуская ребёнка из двух рук, переложить его на тёплую приготовленную пелёнку и быстро обсушить осторожными промокательными движениями
  3. Завершение процедуры
    • После этого смазать места кожных складок стерильным растительным маслом, провести туалет пупочной ранки
    • Рыхло запеленать ребёнка, уложить в кроватку на 10 – 15 минут.
    • Через 10 – 15 минут снять влажное бельё, ребёнка одеть и перепеленать в сухое бельё.

mejenina.ru

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, который заключается в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и других особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелости и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцированием органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главных показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет о алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно происходят процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении различных частей тела, пропорции – все это запрограммированы наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Зная алгоритм действия измерение роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированы и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется проводить в первой половине дня натощак или через два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы дальнейшая оценка была эффективной, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвонковых хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерения роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончания процедуры. Расскажем о каждой из них.

Подготовка

Выполнения измерения

Окончания процедуры

Измерение роста сидя

  • Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленный клеенкой.
  • Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста такой:

  • Встать сбоку от ростомера и его поднять планку выше предполагаемого уровня роста обследуемого.
  • Полученные данные занести в индивидуальную карту пациентки.
  • Ростомер следует обработать тряпкой, которая смочена в растворе (05%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не более +/-50 грамм. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен меняться под воздействием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  • На площадку весов нужно постелить салфетку для одноразового применения.
  • Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность будущих действий.

Выполнение процедуры

Окончания процедуры

  • Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Наиболее стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета чаще всего в меньшей или большей степени замедляются дифференцировки и роста головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как проводится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигается по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста младенца

  • Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
  • Мама ребенка или помощник измеряет должны плотно зафиксировать голову младенца.
  • Ноги ребенка следует выпрямить путем легкого нажатия на колени ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно до пят подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы нужно согнуть до голеней до прямого угла. Расстояние от неподвижной к подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерять рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет деткам постарше? В этом случае нужно ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна быть подвижная двадцатисантиметровая планка. До вертикального бруска на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичный тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает трудностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

www.idealkras.ru

Алгоритм измерения роста и веса пациента

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции – все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.
  5. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.


Гипоксия у новорожденных последствия симптомы

Показания: оценка физического развития, определение антропометрических показателей при различных состояниях и заболеваниях (например, физиологической убыли первоначальной массы тела, потере массы при обезвоживании), для расчета дозы лекарственных средств.

Измерение массы тела

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать вместе с одеждой, вычитая затем из полученной величины ее вес.

Для оценки физического развития ребенка, полученные данные сопоставляются с расчетными долженствующими величинами. Более точную оценку проводят, используя центильные таблицы.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных). Электронные медицинские весы состоят из основания, боковых стенок, кожуха и грузоподъемной платформы. На передней части кожуха находится цифровой индикатор, справа от него кнопка «Т» (тара). На правой стенке весов расположены клемма заземления и выход шнура питания.

Чашечные медицинские весы состоят из корпуса, лотка, затвора, подвижного коромысла с гирьками и двумя шкалами делений: нижняя в килограммах, верхняя в граммах.

Измерение массы тела в различные возрастные периоды имеет некоторые особенности. Так, у детей в возрасте до 6 месяцев массу тела определяют в положении лежа на спине, после 6 месяцев – сидя. Масса тела у детей старше двух лет измеряется на рычажных медицинских весах.

Измерение массы тела на электронных медицинских весах

Материальное оснащение:

Весы медицинские;

Пеленка;

Кукла-фантом.

Подготовительный этап

1) Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).

2) Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35-40 сек. на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.

3) Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули.

4) Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

5) Положить на грузоподъемную платформу пеленку – на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» – на индикаторе появятся нули.

Основной этап

6) Раздеть ребенка.

7) Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «0», обозначающий, что взвешивание закончено. При перегрузке весов на табло высветится надпись «END». Спустя 5-6 с можно сбросить полученный результат. Значение массы фиксируется 35-40 с, затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «0».


8) Снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».

Заключительный этап

9) Обеззаразить рабочую поверхность весов.

10) Вымыть и просушить руки.

Измерение массы тела на чашечных медицинских весах

Материальное обеспечение см. «Измерение массы тела на электронных медицинских весах».

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Установить весы на неподвижной поверхности.

2) Обработать лоточную часть весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

3) Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление. Уравновешивание достигается вращением противовеса. Если стреловидный отросток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз – влево. При уравновешенных весах стреловидный отросток будет находиться на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленным на корпусе.

4) Закрыть затвор.

5) Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку. Ее меняют после каждого взвешивания и не используют для пеленания.

Основной этап

6) Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги – на узкой.

7) Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого сместить гирю на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.

8) Закрыть затвор и снять ребенка с весов. Обе гири установить на нулевое деление, сместив их максимально влево.

9) Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначальной общей массы.

Заключительный этап

10) Обеззаразить рабочую поверхность весов.

11) Вымыть и просушить руки.


Измерение длины тела

Измерение длины тела у детей раннего возраста

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером. Он имеет два вертикальных ограничителя: неподвижную стенку и подвижную планку. Подвижная планка легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.

Длина тела у детей старшего возраста измеряется вертикальным ростомером. На вертикальной доске имеются две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – для измерения роста в положении сидя. По доске скользит планка. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя.

Длину тела у детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи вертикального ростомера, но вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Материальное оснащение:

Ростомер горизонтальный;

Пеленка;

Емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Установить горизонтальный ростомер на стол шкалой к себе.

2) Обработать ростомер дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки. Постелить на ростомер пеленку.

Основной этап

3) Ребенка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера.

4) Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.

5) Определить по шкале длину тела ребенка. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвижной планками ростомера.

Заключительный этап

6) Обеззаразить рабочую поверхность ростомера.

7) Вымыть и просушить руки.

Особенности измерения длины тела у детей старшего возраста

Измерение выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости.

Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое, при вдохе и выдохе.

Материальное оснащение:

Сантиметровая лента;

Емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания ленты;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Уложить (усадить) ребенка.

Основной этап измерения окружности головы

2) Провести сантиметровую ленту через затылочный бугор сзади и по надбровным дугам спереди.

3) Определить по ленте величину окружности головы.

Основной этап измерения окружности грудной клетки

4) Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди – по нижнему краю околососковых кружков.

5) Определить по ленте величину окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.

Заключительный этап измерения окружностей головы и грудной клетки

6) Обеззаразить сантиметровую ленту, промыть под проточной водой с мылом, просушить.

Особенности измерения окружности грудной клетки
у девочек пубертатного возраста

У девочек с развитыми грудными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4-го ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

Антропометрия новорожденных

Антропометрия новорожденных в родзале имеет некоторые особенности. После обработки кожи новорожденного заворачивают в стерильную пеленку и взвешивают. Из полученных данных вычитают массу пеленки. Длину тела измеряют на горизонтальном ростомере. Окружности головы и груди определяют по обычной методике стерильной сантиметровой лентой или тесьмой из медицинской клеенки, вложенной в индивидуальный комплект новорожденного. Если для измерений пользовались тесьмой, ее сопоставляют с делениями сантиметровой линейки на бортике пеленального стола. Касаться лентой бортика запрещается.