Мнемотехника приемы запоминания. Мнемонические техники запоминания

После наступления совершеннолетия мозг образует миллионы нервных путей, при помощи которых человек способен обработать поступающую информацию, выполнить стандартные задачи, решить уже известные проблемы. При этом затрачивается минимальное количество умственных усилий. Однако мозг должен получать стимуляцию, чтобы развиваться дальше, поэтому периодически ему требуется встряска.

Тренировка памяти

Каждодневные тренировки необходимы не только мышцам, но и памяти. Чем интенсивнее напрягать мозг, заставляя его работать, тем больше повышается способность к анализу и запоминанию информации. Такие упражнения разрушают умственную рутину, стимулируют возникновение, развитие новых путей.

Основные требования к упражнениям для тренировки мозга и памяти:

    Сложность. Задание должно давать новые знания и вызывать умственное усилие. Можно начать изучение иностранного языка, осваивать игру на музыкальном инструменте или научиться решать судоку.

    Новизна. Если занятие привычно и уже отработано, то толку от него не будет, даже если оно сложное и изматывает интеллектуально. Чтобы память и ум развивались, необходимо выйти из привычного круга и занять себя чем-то новым и неизведанным.

Мнемонические техники запоминания

Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.

Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.

Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.

Выбор наиболее подходящего образа

Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.

Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:

    Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.

    Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.

    Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.

    Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.

Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.

Создание образной картинки

Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:

    Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.

    Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.

    Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.

    Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.

Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники

Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.

Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.

Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.

Какие еще существуют способы запоминания в мнемонике

Помимо визуальных ассоциаций есть еще несколько вариантов:

    Рифмы. Таким способом можно запоминать не слишком увлекательные факты или цифры.

    Акростих (предложение). Необходимо сочинить предложение или стихотворение, где первая буква каждого из слов является началом того, что требуется запомнить. Пример – знакомая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

    Фрагментация. Большой информационный пласт стоит разбивать на несколько фрагментов – так будет легче запоминать.

    Акроним. Это слово, образованное при помощи первых букв главных слов (идей), необходимых для запоминания.

    Метод мест. Можно мысленно размещать элементы информации в каких-то конкретных местах: в хорошо знакомом помещении или вдоль изученного маршрута.

Это довольно простые способы запоминания необходимых сведений, понятные любому человеку и способны помочь усваивать и закреплять в памяти большие пласты информации.

Пользуясь методом мнемоники, лучше всего использовать образы и ассоциации, которые первыми приходят в голову. Не стоит создавать несколько вариантов, чтобы потом выбрать подходящий – это ошибочная стратегия, которая не приведет к успеху.

Многие считают, что мнемонические правила запоминания несерьезны и не могут дать хорошего результата. Взрослые люди подвержены различным стереотипам, и простое решение трудной проблемы может не найти отклика среди них. Зато студентам и школьникам мнемоника помогает запомнить множество сведений, определений и дат, ведь они с радостью увлекаются этой «игрой».

Никакая другая методика не даст таких впечатляющих результатов. Поэтому стоит отбросить предрассудки, отнестись к этому серьезно и чаще тренироваться.

Многие люди мечтают о безграничной памяти и способности быстро усваивать ту или иную информацию. С полезностью данных качеств сложно поспорить. И хорошо что существует методика под названием "мнемотехника". Что такое подразумевается под данным понятием? Целая совокупность методов и способов, значительно облегчающих процесс запоминания самой разной информации. Но вообще это очень обширное понятие, так что стоит рассмотреть его более подробно.

Вкратце о методике

Что такое мнемотехника, становится понятно после изучения термина, от которого произошло данное понятие. В оригинале, на древнегреческом языке, понятие пишется так - μνημονικόν, что означает «мнемонический», то есть «относящийся к памяти или связанный с ней».

Еще нередко это называют системой «внутреннего письма». Потому что основной техники является непосредственная «запись» в мозг связей между теми или иными образами, которые обозначают весомые, имеющие смысл элементы информации.

Без использования мнемотехники, порой, не обойтись. Ведь она применима в тех случаях, когда человеку нужно зазубрить информацию, которую просто нереально запомнить. К примеру, последовательность из 200 цифр, хронологическую таблицу, список из сотни телефонных номеров и т. д.

И сегодня существуют настолько действенные и к тому же унифицированные приемы, что становится реальным запоминание даже самых разных сведений однотипно.

Поиск образов

Итак, что такое мнемотехника - в общих чертах ясно. Теперь можно перейти к примерам и перечислению методов. Непосредственное их рассмотрение позволит более полно осознать принципы данной методики.

Первый прием заключается в нахождении ярких и необычных образов, и последующем их связывании с информацией, которую необходимо запомнить.

Пример

Попробовать данный метод можно, попросив кого-нибудь написать список абсолютно рандомных слов. Например: кофе, попугай, сад, кресло, весна, президент, телефон, рояль, солнце, Вова.

Казалось бы, совершенно ничем не связанные слова. Это так, но лишь до тех пор, пока человек не решит воспользоваться образным приемом мнемотехники, и не составит следующую картину: «Попугай Вова солнечным весенним днем сидел в кресле у себя в саду и, попивая кофе, разговаривал по телефону с президентом».

Такое уж точно запомнится, причем с первого-второго раза. Чем ярче и абсурднее образы - тем лучше. Они производят большее впечатление, контрастируют с реальностью, и поэтому запоминаются лучше.

Свободные ассоциации

Еще один прием мнемотехники для развития памяти и фантазии. Также связан с представлением различных «картинок», но подразумевает последовательность опорных образов, которые формируются по определенному принципу.

Сначала человек вспоминает произвольный образ и фиксирует на нем внимание. Концентрацию нужно удерживать долго. До тех пор, пока в сознании не возникнет следующий образ. А следом за ним - еще один.

Так формируется цепочка свободных ассоциаций. Ее нужно закрепить мысленным повторением. Зачем? Затем, что запоминающаяся информация привязывается ассоциативными связями к этой последовательности.

И метод действенный! Ведь в сознании многих из нас уже сложено бесчисленное множество таких «цепных» ассоциаций, которые образованы естественным путем. Например: Италия, пицца, макароны, Венеция. Или что-то более обычное: ложка, чашка, тарелка, стол, кухня.

Данная техника используется и для расширения других методов. К примеру, для формирования образов к какому-либо отличительному признаку при запоминании информации о человеке, постоянных величин или формул.

Наводящие ассоциации

Данный метод тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое мнемотехника. Это прием, позволяющий преобразовывать в ассоциацию или зрительный образ абсолютно любое слово.

Как правило, он используется в составе прочих приемов. С его помощью запоминаются понятия, термины, географические названия, иностранные слова, фамилии, и даже бессмысленные буквенные сочетания.

Это комбинация приемов символизации, привязки к знакомым данным, кодирования по созвучию и образования слов по слогу.

По описанию понять сложно, так что вот пример - человеку нужно запомнить название штата, который в 1848 году стал тридцатым по счету в США. Это Висконсин. Слово можно запомнить приемом образования слова по слогам. Допустим, так: ВИС-КОН-СИН → ВИСки, КОНьяк, СИНий. Слога всего 3 - а тройка является одной из цифр числа 30.

Мнемотехника для малышей

Очень важно с раннего возраста развивать способности детей к запоминанию. Это - то, что в жизни действительно пригодится.

Простейший вид - это картинки. Допустим, ребенок ходит в детском саду в группу под названием «Яблоко». На его шкафчике есть изображение этого фрукта. И полотенце, принадлежащее ему, висит над умывальником рядом с фотографией яблока. Таким образом, малыш запоминает, что его вещами являются лишь находящиеся под определенным изображением. Это - первые формирования простейших ассоциаций.

Приемы мнемотехники для детей не могут быть сложными. Начинается развитие с простых упражнений. С мнемодорожки, например. Это последовательность из картинок, между которыми дети должны найти что-то общее.

Поначалу все фотографии, включенные в ряд, объединены какой-то чертой. Например: снег, коньки, ледовый каток, шапка-ушанка, перчатки. Все это объединяет одно - зима.

Затем, когда мнемотехника в детском саду становится регулярным и привычным занятием, последовательности усложняются добавлением лишнего элемента. Например: брюки, туфли, рубашка, юбка, куртка, пальто, хлеб. Дети должны найти лишнее и пояснить, почему именно это. Причем сделать нужно после первого прослушивания - так развивается не только запоминание и способность быстро сравнивать, но еще и концентрация.

Слова-вешалки

Если хочется заняться освоением мнемотехники для развития памяти, то стоит обратить внимание на этот прием. «Вешалками» называются системы, в которых человеку нужно сначала выучить определенный ряд слов, на которые он потом будет «накидывать» фразы, необходимые к запоминанию. Идеальная мнемотехника для взрослых, так как с ее помощью можно легко зазубрить большие списки и даже потом вспомнить конкретный пункт из них.

Простейший пример - «вешание» на цифру определенной рифмы. Один - апельсин. Два - Литва. Три - фонари. Четыре - все в мыле. Пять - мечтать. Шесть - шерсть. И так далее. Как работает данная система? На самом деле, очень просто.

Надо запомнить последовательность картинок в данном порядке - солнце, карта, ночь, паркет, остров. Вот, как в данном случае сработают перечисленные «вешалки»: солнце яркое, как апельсин (1). На карте мира есть Литва (2). Ночью светят фонари (3). Паркет лучше очистится, если вымыть его с мылом (4). Остров - райское место, иногда полено об отдыхе на нем помечтать (5).

Очень полезная мнемотехника для развития памяти, воображения, фантазии и образного мышления. Однажды зазубрив ряд цифр-ассоциаций, получится с первого раза «заносить» в свою память даже номера телефонов, впервые услышанных.

Метод Цицерона

Его тоже необходимо отметить вниманием, перечисляя приемы мнемотехники. В основе данного метода, называемого еще системой Римской комнаты, лежат ассоциации, образовавшиеся естественным путем. Последовательность опорных образов, можно сказать. Они отлично формируются посредством припоминания человеком хорошо знакомых ему помещений.

Допустим, спальня. Информацию, которую нужно запомнить, необходимо мысленно расставить по ней. И «прогуливаться» по комнате, концентрируясь на распределенных по ней сведениях. Как это работает? Определенная информация «закрепляется» на какой-либо вещи посредством ассоциативной связи. Использовать нужно лишь те предметы, которые в комнате всегда находятся на одном и том же месте. И последовательно.

«Римская комната» в действии

Наглядный пример поможет лучше понять этот метод мнемотехники. Допустим, человеку надо запомнить такой ряд слов: колбаса, пони, сметана, лом, яйцо, полотенце, дельфин, книга.

Разместить их лучше последовательно, начиная с коридора. И задействовать максимально необычные связи - такие, которые вспомнятся даже спустя долгое время.

Итак, колбасой нужно заткнуть щель в замке, пони поставить в правый угол коридора, сметаной намазать зеркало, а лом прикрепить к дверям шкафа, чтобы он не дал им открыться. Яйцо можно ввинтить вместо лампочки в люстру. И вот уже удалось приблизиться к двери комнаты. Полотенце можно бросить на пол вместо коврика. Открыв дверь, человек видит, что на его диване лежит дельфин и читает книгу.

Самое главное - еще до запоминания по этому методу мнемотехники определить те предметы, которые войдут в схему пути. Иначе человек будет думать - связывать это слово с этим предметом, или лучше «прикрепить» его к следующему? Из-за таких метаний потом, в процессе воспроизведения, будут возникать ошибки и сомнения.

Приемы из русского языка

В рамках рассказа о том, что такое мнемотехника, не будет лишним вспомнить некоторые примеры, которые прекрасно знакомы каждому из нас, поскольку они являются классикой. И не зря ведь, заучив однажды, человек вспоминает их спустя десятилетия. И вот эти фразы:

  • Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц». Мнемоническая фраза, благодаря которой можно запомнить слова-исключения, в которых после «ц» пишется «ы».
  • Уж замуж невтерпеж. Фраза, помогающая запомнить список наречий, которые пишутся без «ь».
  • «Окно с оловянным шпингалетом, деревянной рамой и стеклянным стеклом». Ассоциация, позволяющая запомнить прилагательные-исключения с двумя «н».
  • «Одеваю Надежду. Надеваю одежду». Фраза, помогающая запомнить правило употребления этих глаголов. «Надеть» что-то, «одеть» кого-то.
  • Автомотовелофототелерадиомонтер. Длинное придуманное слово - оно состоит из приставок, которые всегда пишутся слитно.

И это лишь некоторые примеры. Методы и приемы мнемотехники, на самом деле, активно используются в педагогике, так как некоторые правила можно запомнить только посредством ассоциаций или созвучий.

Люди и лица

С их запоминанием тоже связаны многие приемы мнемотехники. Самыми известными являются следующие:

  • Выделение какого-либо отличительного признака человека и формирование на его основе прозвища. Именно оно обычно отражает его характерную черту или ассоциируется с фамилией. Важно, что прозвища легко представляются в виде образом, к которым можно привязать дополнительную информацию о человеке.
  • Акцентирование внимания на признаке хорошо знакомого человека. Как правило, связывается с родом деятельности. Если друг является сильным спортсменом-бодибилдером, то можно присвоить ему образ «Гантели».
  • Выделение признака при знакомстве. Бывает, что едва узнав чье-то имя, мы сразу его забываем. Чтобы этого не допустить, стоит повторить его вслух, «продублировать». А лучше еще до того, как он представится, сформировать какой-нибудь образ, и уже на нем закрепить имя.

Отличительными признаком может быть все, что угодно - рост, худоба, полнота, сходство со знакомыми или известными людьми, взгляд, жестикуляция. Главное, чтобы эта черта активировала прием мнемотехники. Для памяти это главное.

Помощь в изучении иностранного языка

Ее источником также является мнемотехника. Для начинающих это особенно важно - намного легче начать «вливаться» в процесс изучения чужого языка и запоминать большой объем незнакомых слов, если получается их с чем-то ассоциировать и связывать. Например, английский глагол look (смотреть). Созвучно с русским «лук». Запомнить перевод легко. Достаточно простой ассоциации: как можно смотреть на лук, нарезая его? Ведь глаза слезятся!

Но это - мнемотехника для начинающих. Людям, осваивающим продвинутый уровень иностранного языка, нужно придерживаться другого метода. Слова должны автоматически всплывать в памяти. Иначе бегло говорить на чужом языке не получится. Потому не надо запоминать слова, фразы и правила в переводе. Нужно сразу ассоциировать иностранные лексические единицы с понятиями и соответствующими образами.

Тут даже метод повторения подойдет. Слово cup можно выучить, представив мысленно чашку и зафиксировав на ней внимание. И потом несколько раз повторить слово cup - поначалу вдумчиво и медленно, потом быстрее. Это работает. Удивительно, но посредством мнемотехники можно научиться думать на иностранном языке как на родном.

Ежедневно современному человеку приходится запоминать множество важной и не очень важной информации. Иначе в нашем мире просто никак. Издавна люди стремились свою память улучшить. Было придумано множество разных способов, действенных и не очень, для того, чтобы запомнить информацию.

Сейчас одним из наиболее популярных методов является мнемоника или мнемотехника. Вообще, мнемоника больше занимается теорией, а мнемотехника – практической стороной вопроса. Ее эффективность признана как специалистами, так и тысячами людей по всему миру, которые используя мнемотехнику, добились впечатляющих результатов и развили свои способности.

Основные принципы мнемотехники

Мнемотехника — это совокупность специальных приемов и техник, с помощью которых можно без особого труда запоминать большое количество информации. В мнемотехнике запоминание происходит благодаря упорядочиванию информации и связыванию ее с помощью ассоциативных связей . Наш мозг устроен так, что хуже всего он запоминает абстрактную информацию, такую, как ряды чисел, номера телефонов, исторические даты и т.д. Поэтому сталкиваясь с необходимостью запомнить такие данные мы чаще всего вынуждены «зубрить» — заниматься делом крайне неэффективным и очень хорошо знакомым еще со школьных времен. Проблема в том, что «зазубренная» информация улетучивается из памяти буквально через пару дней.

На самом деле мнемотехника не улучшает нашу память, просто человек учится по-новому ею пользоваться. Для запоминания какой-то информации, особенно абстрактной, мнемотехника используются возможности нашего воображения. Абстрактные символы соединяются со зрительными образами, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Мнемоническое запоминание — это запоминание любой информации через ассоциацию с каким-то (желательно ярким) образом. У людей прекрасно развита ассоциативная память, этим как раз и пользуется мнемотехника.

Мнемотехника добивается поистине поразительных результатов. Мнемонисты (т.е. люди, которые в отлично владеют приемами мнемотехники) могут без особых проблем запомнить до двухсот цифр, список телефонных номеров, в количестве до ста, большое количество иностранных слов, исторические даты и многое другое.

В чем же заключается метод мнемотехники? Давайте поясним это на простом примере. Представьте, вы собираетесь в магазин и вам необходимо купить там семь предметов. Пускай это будет: туалетная бумага, мыло, хлеб, колбаса, голландский сыр, кетчуп и стиральный порошок. Без списка вы скорее всего что-нибудь забудете. Но можно поступить иначе. Представьте каждый из этих предметов в виде образов, а потом попробуйте совместить их. Причем в самых странных и даже абсурдных сочетаниях. Пускай у вас в воображении сыр с кетчупом ездят на туалетной бумаге, а колбаса пронзает пачку стирального порошка. Чем причудливей образ, тем он лучше запомниться. Самое главное – вы должны соединить образы продуктов и тогда вы точно запомните весь список и будет помнить его еще долго.

В мнемотехнике всю информацию принято делить на три вида:

  • речевая (звуки плюс тексты, которые мы читаем);
  • образная (зрительные образы);
  • точная.

Именно с точной информацией всегда возникают проблемы, ее нужно запоминать так как она есть, до самой последней запятой, иначе она теряет всякий смысл. Из этих видов информации наш мозг больше всего «любит» именно образную и без проблем запоминает ее, а точную он просто «терпеть не может». Можно сказать, что образы – это естественный язык нашего сознания, на котором он обычно говорит. Так что мнемоническое запоминание – это просто способ, при котором информация, которая трудно запоминается, переводится в образы, обычно в зрительные, которые легко запоминаются нашим мозгом.

Приемы мнемотехники

Точно таким же запоминаются мнемонистами и цифры. Для каждой цифры создается особый зрительный образ, а потом последовательность цифр запоминается в виде последовательности образов , которые взаимодействуют между собой. Например: 1 – это топор, 2 – лебедь, 3 – ухо, 4 – упряжка лошадей, 5 – Пятачок. Теперь последовательность 23451 будет выглядеть так: лебедь-ухо-упряжка-Пятачок-топор. Или так: лебедь с больным ухом едет на упряжке, за ним гонится Пятачок с топором. Чем более причудливыми будут ряды образов – тем легче вы запомните информацию.

Еще одним распространенных способом запоминания цифр в мнемонике являются различные цифро-буквенные алфавиты , в которых для каждой цифры (от 0 до 9) придуман специальный буквенный код, состоящий из согласных. Затем на основе этих согласных уже формируются образы. Этот способ сложен и нуждается в тренировке.

Для лучшего запоминания стандартных алфавита используются карточки. Простейшим приемом из мнемотехники является создание осмысленных фраз, используя начальные буквы той информации, которую надо запомнить. Примеры известны всем: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Взяв первые буквы этой фразы, мы получим последовательность цветов радуги.

Мнемотехника предлагает множество различных приемов, направление активно развивается, в нем работает множество энтузиастов. Вы можете мысленно создать себе свой Дом или даже Замок Памяти, в котором вы будет хранить нужную информацию. Конечно же, в виде образов. Мысленно разделите ваш Замок на залы или комнаты, в каждой из которых будут находится важные для вас данные. Ну, например, «Зал английского языка» или «Приемная моих бизнес-партнеров». В каждом из этих помещений можно мысленно установить шкафы для хранения информации. При таком подходе вы сможете запомнить английское словосочетание или телефон вашего партнера на долгие годы.

Для чего нужна мнемотехника?

Мнемотехника необходима прежде всего тем, кто постоянно должен запоминать большие массивы информации, особенно тем, кто вынужден запоминать точную (абстрактную) информацию, учитывая то, что такие данные обычно не могут быть «приблизительными».

Мнемотехника очень поможет людям, которые изучают иностранные языки. При изучении языка приходится учить большое количество иностранных слов. Для мозга это просто набор звуков, который ему не говорит ни о чем. Но если представлять каждое слово в виде какого-то образа, то дело пойдет и быстрее и веселее. Также в изучении новых слов с помощью мнемотехники вам помогут специальные карточки. Готовые мнемонические карточки для изучающих иностранный язык вы легко найдете в интернете. Мнемотехника активно используются в большинстве современных курсов скорочтения.

Зачем нам нужно заниматься мнемотехникой? Самой важной причиной является то, что подобные упражнения здорово развивают наш мозг. Помимо практической пользы, которая очевидна, вы сможете развить свое внимание, образное мышление и способность к визуализации. Все это, несомненно, окажет положительное влияние на ваш личностный рост.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (умер 469 до н.э.) Об этом существует даже легенда.

Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ.

Мнемоника впервые была описана неизвестным римским учителем риторики. Мнемоника использовалась как инструмент, позволяющий точно запоминать большие объемы смысловой информации. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский не выступал перед публикой с конспектом в руках, что делало необходимым применение искусственных приемов запоминания. В дальнейшем мнемоника постоянно связывалась с риторикой, и известны другие сочинения Цицерона и Квинтилиана (De Oratore; Institutio oratoria), посвященные этой теме. Кстати, многие ораторы и сейчас используют приемы мнемоники, описанные еще Цицероном.

Мнемотехнику преподавал даже Джордано Бруно, разъезжая по разным городам Европы он предлагал memoria technica. В средние века это искусство пользовалось большим успехом, и легко понять почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть и целиком места из Священного Писания; требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе, параграфе и прочее находится известное место. Все эти трудности, возможно, было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.

Мнемотехникой интересовался и Аристотель, который обучил этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Вот далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти: Сенека, Августин, Семонид Кеосский, Мерциан из Карфаген, Альберт Великий и Фома Аквинский, Джакопо Рагоне, Ромберх, Джулио Камилл, Раймонд Луллий, Джордано Бруно, Петр Рамус, Перкинс, Кампанелла, Ламберт Шенкель, Адам Бруксий, Лейбниц, Бэкон, Декарт. Кроме того, мнемотехника преподавалась во всех крупных университетах Европы.

После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемотехнике значительно ослаб. И только в начале 19 века искусство запоминания “возродилось”. В нашей стране мнемотехнику вводили даже в школьное образование. Так, до сих пор многим известна система Рефентлова, введенная в 1838 году. Результаты этой системы превзошли все ожидания. Дети усваивали правила мнемотехники с большим интересом и применяли их с таким успехом, что могли быстро запоминать хронологические данные, цифры из географии, истории и т.п.

Вот слова директора одного учебного заведения:

1. “Методы Рефентлова совершенно сообразно с природой памяти и как бы скопирована с отправлений этой духовной силы; она приводит в порядок, и подправила то, что память делала бессознательно.

2. Изложенные методы удобопонятны даже для детей, не достигших десятилетнего возраста.

3. Метода эта может быть употреблена с пользой для удержания в памяти большого количества имен, чисел, иностранных слов и прочее.

4. Полезно, как занимающая духовная сила, и как приятное время препровождения для молодых людей. Дети очень охотно принимались за эту методу, и она укрепляла и укрепляла природную их память.

“Все читанное и слышанное нами об искусстве Рефентлова доказывает, что оно ни есть действие сильной памяти от природы, но более следствие его методы; и мы полагаем, что и лица не одаренные большой памятью, при надлежащем упражнении могут достигнуть тех же самых результатов”. (Г.И. Челпанов, 1900 г.)

К сожалению, только в конце прошлого века в нашей стране вновь возродился интерес к мнемотехнике. Стали создаваться новые приемы, методы и техники запоминания. С одной мнемонической системой «Суперпамять» вы познакомитесь в этой книге.

В чем же “секрет” мнемотехники?

Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация , т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

С помощью мнемотехники можно запомнить за короткое время большой объем точной информации, что просто не возможно сделать обычными методами. Область применения мнемотехники довольно обширна, т.к. точную информацию и различные последовательности приходится запоминать практически каждый день. Без специальных приемов не обойтись и при запоминании плана дел на каждый день , и при запоминании и, что самое важное, при вспоминании любой учебной или другой важной информации. Поэтому мнемотехника сейчас уже не является “искусством избранных”, она уже давно находится на службе у студентов и школьников, менеджеров и руководителей разного ранга, политиков и ораторов.

Очевидные достоинства мнемотехники не вызывают ни у кого сомнений, однако очень часто встречаешь неприятие этих методов среди взрослых. Как правило, их отпугивает “несерьезность” методов запоминания, развивающая воображение и ассоциативное мышление. Уж очень они привыкли мыслить штампами. И как говорил философ Витгенштейн, “всегда трудно принимать простые решения сложных проблем”. А вот школьники и студенты с большим удовольствием включаются в “увлекательную игру – запоминание” и очень быстро показывают “чудеса памяти”, запоминая (и вспоминая!) за одно занятие сотни иностранных слов, цифр, терминов, исторических дат, формул и т.п. И это не фантастика, это реальность! Никакая другая система не позволяет в короткие сроки добиться таких феноменальных результатов, как мнемотехника. Поэтому мы призываем вас, сразу не отказываться от предлагаемых приемов и методов, а принять их и немного потренироваться. Как говорится: “Без труда …”. Еще одной “не замечаемой трудностью” является желание добиться быстрых результатов. Не торопитесь, “все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать”. Так что в добрый час!

Алгоритм запоминания точной информации

(с помощью мнемотехники)

1 этап – группирование иструктурирование информации;

2 этап - перевод каждой единицы информации в конкретный образ;

3 этап – формирование “ключа” к информации;

4 этап – запоминание всей информации;

5 этап - контрольное припоминание.

Человеческая память устроена удивительным образом. Можно четко помнить события, произошедшие в раннем детстве, а вот факты последних лет, или даже дней, иногда совершенно не запоминаются.

С точки зрения психологии эта интересная особенность объясняются тем, что с происходящими событиями связаны ассоциации – запахи, образы, эмоциональное состояние. И как только в памяти представляется нужная ассоциация, сразу же ясно появляется связанное с ней событие. Вот на таких причинно-следственных связях основана мнемотехника.

Мнемотехника – это технология развития памяти, которая облегчает запоминание информации. Мнемотехнические приемы расширяют память, являются своеобразным тренажером, обеспечивающим развитие работы мозга.

Мнемотехника основана на двух психофизиологических принципах:


Практические приемы мнемотехники

Все мнемотехники базируются на 3 принципах: образ, ассоциация и расположение. Путем комбинации этих принципов разрабатываются приемы мнемотехники.

  • Мнемонические фразы.

Базовый метод, но он больше направлен на запоминание, чем на . Этот прием позволяет запомнить последовательность связанных предметов. Ярким примером служит общеизвестная мнемоническая фраза – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это расшифровка последовательности цветов радуги, каждый цвет по порядку начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемофразе.

Этот прием популярен у студентов медиков, он позволяет выучить последовательность костей, таблицу Менделеева. Существует много мнемофраз, придуманных для школьников. «Иван родил девчонку, велит тащить пеленку» — расшифровка падежей в русском языке. И причем, чем абсурднее и необычнее мнемофраза, тем больше она врезается в память.

  • Образная цепочка.

Отличная тренировка ассоциативной и визуальной памяти. Каждый объект представляется в произвольном виде. Чем нереальнее предмет, тем лучше он запомниться. Затем эти предметы нужно в воображении связать в цепочку. Для лучшего запоминания связь этих предметов должна быть интересной и нелепой. Например, объекты запоминания: ежедневник, водительские права и калькулятор. Получается образ — ежедневник, сидящий на водительских правах и бодро стучащий по кнопкам калькулятора.

  • Символизация.

Ярким примером этого приема служат иконки в программах Майкрософт – дискетка, значит сохранить, ножницы – вырезать, кувшинчик с краской – заливка цветом. Запоминаемым объектам присваиваются визуальные образы, понятные и логичные. Это прием помогает запоминать абстрактные понятия.

  • Прием запоминания чисел.

Необходимый прием абсолютно для всех людей. Шифруется буквами – 1-О, 2-Д, 3-Т и т.д. И при необходимости запомнить нужную цифровую последовательность из этих букв составляется любая удобная фраза. Цифра 3323 шифруется как «тетя едет».

Или же можно символизировать все цифры, например 1 – аист, 2 – лебедь, 3 — крючок, а затем воспользоваться методом образной цепочки.

  • Метод О`Брайена.

Очень интересный прием, направлен на запоминание чисел. Автор предлагает ассоциировать числа со знаменитыми людьми. Цифру 8 можно символизировать как актрису Наталью Бочкареву, 6 – как гонщика Шумахера, а 1 как город Одинцово. Цифра 861 представляется незабываемой картиной – Наталья Бочкарева едет на гоночной машине по улицам Одинцово.

  • Эйдетика.

Происходит от слова Эйдос, значит образ. Сущность этого приема заключается не только в представлении образа запоминаемого предмета, но и сочетание с ним психологического состояния. Психологами доказано, что особо запоминаются ситуации, которые сопровождались острым эмоциональным состоянием – радостью, удивлением, любопытством. То есть нужно визуально представить образ или ситуацию, и связать с каким-либо чувством.

Регулярно тренируя память с помощью приемов мнемотехники, можно научиться качественно запоминать большие объемы информации, доклады, иностранные слова, решать в уме логические задачи. Это позволит со временем отказаться от органайзера и более эффективно использовать рабочее и личное время.

Онлайн курс Мнемотехника

Новинка от уже полюбившихся всем интеллект тренажеров «Викиум» — онлайн курс «Мнемотехника»

Занимайтесь понемногу каждый день дома, по пути на работу или на учебу и везде, где есть доступ в Интернет.

Получите полезные навыки:

  • Освойте мнемотехники и научитесь применять себе на пользу
  • Запоминайте тонны информации, не напрягаясь
  • Выучите наконец английский! Или французский, или японский, или все эти прекрасные языки
  • Станьте «супер ботаном» в самом лучшем смысле этого слова — научитесь учиться быстро, легко и интересно
  • Удивите окружающих своими способностями и посмотрите, как жизнь станет богаче во всех смыслах

В программе курса:

  1. 7 игровых тренажеров по мнемотехнике, которых вы еще не видели
  2. Набор техник для запоминания информации
  3. Тест в начале курса и по завершению
  4. Распланированная программа для развития памяти