Как проявляется завышенная самооценка. Главные признаки слишком завышенной самооценки и как одолеть этот комплекс

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • Заниженная – недооценивание собственных сил;
  • Завышенная – переоценивание собственных сил;
  • Нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.

2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.

3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.

4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.

5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.

6 . Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.

7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.

8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".

9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.

10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.

11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.

12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.

Как проявляется завышенная самооценка?

1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.


2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.

3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".

4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.

5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки.

6. Болезненная реакция на критику.

7. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.

8. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.

9. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность.

10. Заносчивость.

11. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.

По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.

2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.

3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.

4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.

5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.

6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.

2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.

3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.

4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.

5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.

6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).

7. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.

Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Завышенная самооценка предполагает аномальный эгоизм и стремление к идеалу во всех начинаниях со стороны человека. Такие люди редко могут найти близкого по интересам партнера, потому что обычно вызывают раздражение и гнев со стороны окружающих. Под внешней маской успешного и независимого человека можно обнаружить ранимую и неудовлетворенную собственной жизнью личность.

Психологической нормой является наличие адекватной самооценки, когда человек адаптированно воспринимает окружающих людей и жизненные ситуации. Каждое разочарование в жизни и отклонение от заданной цели подвергает таких эгоистов в затяжную депрессию. Завышенная самооценка, как и заниженная, требует обязательной корректировки со стороны специалистов.

Признаки завышенной самооценки

Выявить признаки завышенной самооценки у оппонента можно, если понаблюдать за ним со стороны во время встречи или разговора. Психология личности такого человека подразумевает наличие определенных черт в характере:

  • Собственная правота и наличие единственного правильного мнения и решения любой задачи - главный аргумент в любом диалоге. Варианты оппонента им не воспринимаются, даже если имеют четкое обоснование и обширную доказательную базу. Для таких людей принятие чужой точки зрения при наличии собственной равносильно предательству себя самого.
  • Во время конфликта или спора человек с завышенной самооценкой не оставляет без комментария ни одной фразы или действия с противоборствующей стороны. Для него крайне важно оставить последнее слово за собой, при этом исход спора или конфликта не имеет значения.
  • Ярко выраженное собственное мнение исключает наличие любого другого. Даже если такой человек вслух соглашается с другим, то в мыслях он все равно уверен в своей правоте.
  • Проблемы в делах, работе, в быту и во всех остальных сферах никогда не происходят по его вине. Всему виной обстоятельства и окружающие.
  • Люди с завышенной самооценкой никогда не признают своей вины до конца. Им крайне тяжело полностью осознать проблему, разобраться в причинах и извиниться перед оппонентом.
  • Вся жизнь человека с высокой самооценкой построена на бесконечных соревнованиях и конкурентных гонках. Это происходит среди приятелей, коллег, случайных знакомых и даже родственников. Всегда важно оставаться лидером и быть на несколько пунктов выше окружающих. Как только появляется более успешный человек в каком-то вопросе, то он неминуемо становится соперником.
  • В процессе разговора часто проскакивает местоимение "Я". Создается впечатление, что собеседник явно перетягивает одеяло на себя.
  • Он всегда старается четко обозначить свою позицию и высказать мнение, даже если на это нет никакого обоснования и оно никому не интересно.
  • Не приемлет критику в свой адрес. Любое нелицеприятное мнение в его сторону, хоть и обоснованное, вызывает недовольство и отрицание. Критикующая персона становится ему неприятной.
  • Наличие завышенной самооценки не допускает промахов и неудач, стремление к идеалу во всем становится главной целью в жизни.
  • Поражение или частичная неудача в задуманном деле повергает в ступор, вызывает раздражительность и депрессивное поведение.
  • Часто идет на риски, выбирая самые трудные пути решения. В поисках очередной непосильной задачи, порой даже не изучает до конца все требования и обратную сторону медали.
  • Самое страшное для этого человека - показать истинное нутро, которому не чужда боль, страдания, неудачи и т. д. Быть беззащитным и неуверенным в себе для него просто непозволительно.
  • Личные интересы, развлечения и желания всегда стоят на первом плане, интересы партнера не имеют значения.
  • Наблюдается склонность учить окружающих чему угодно.
  • Очень любит говорить и чтобы его внимательно слушали в этот момент. Сам же крайне редко выступает в роли слушателя, только если ему это выгодно. В разговоре всегда перебивает и невнимателен по отношению к своему собеседнику.
  • Тон разговора можно охарактеризовать как высокомерный. Просьбы и пожелания больше походят на приказы.

Таким образом, можно утверждать, что люди с завышенной самооценкой не могут дать адекватную характеристику себе и своим поступкам. Возвышая себя над окружающими, они часто сталкиваются с одиночеством и непониманием. Это приводит к агрессии и конфликтам в социальной среде. Повышенное внимание к своей личности, нежелание принимать иные точки зрения и вызывающее поведение не могут остаться незамеченными. Общаться с таким человеком довольно тяжело.

Высокое самомнение постоянно подталкивает к непревзойденности. У окружающих нет другого выбора, как только восхищаться и преклоняться, выражая тем самым одобрение и похвалу любому его действию.

Причины

Причины завышенной самооценки чаще всего уходят корнями в детство. Наиболее подвержен ей единственный ребенок в семье. В процессе роста и развития у него отсутствует конкуренция среди братьев и сестер. Каждый поступок получает одобрение и похвалу среди родных. Сам того не понимая, малыш стремится заслужить как можно больше похвал в свой адрес даже без объективных причин. Нет никого лучше - только он способен порадовать близких. Представление о себе значительно выше, чем есть в реальности. Первые проблемы с восприятием возникают при выходе в социальную среду, это может быть школа, институт, спортивная секция, работа и пр.

Существует и другой механизм развития данного психического явления, когда высокое самомнение является защитной реакцией от окружающего мира и родственников в том числе. Наличие детских страхов и комплексов, привитых родителями или сверстниками, подталкивают ребенка замкнуться в себе. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, когда происходит окончательное формирование личности. В этот момент подросток пытается что-то доказать окружающим и продемонстрировать свою уникальность и непревзойденность. Часто берется за непосильные задачи и, не получив желаемого результата, замыкается в себе с еще большей силой, выражая агрессию.

В зрелом возрасте самооценка резко может повыситься на работе, например, когда девушка приходит в штат сотрудников, где одни мужчины или их большинство. На ней сосредоточено много внимания, она получает массу комплиментов по поводу и без. Восприятия себя самой искажается. Появляется внутреннее убеждение, что в обычной жизни будет так же. Она начинает требовать внимания к себе в кругу друзей и близких. Сталкиваясь с конкуренцией среди подруг или посторонних девушек, когда шансы на произведение первого впечатления уравниваются, возникает дискомфорт и желание доказать, что только она достойна повышенного интереса.

Развитию высокого самомнения способствует одномоментный успех или популярность. На работе частая похвала со стороны руководства или повышение превозносит личность на несколько уровней выше остальных сотрудников. Ощущение непревзойденности быстро поглощает разум, и человек постепенно приобретает такие качества, как высокомерие, эгоизм и самолюбование. Этот механизм развития в психологии называется синдромом "звезды". Успех заканчивается, спрос на услуги снижается, популярность угасает, а желание быть выше всех остается. Такой человек начинает проявлять агрессию и требовать прежнего отношения, ничего не делая для этого.

Положительные и отрицательные стороны

С научной точки зрения, завышенная самооценка является отклонением от нормы. Считается, что для оптимальной социальной адаптации необходимо адекватное восприятие самого себя. Каждый, имеющий подобный недуг, должен стремиться к избавлению от негативных личностных качеств. Но существует и иная точка зрения, когда психологи рекомендуют пользоваться полученными в процессе развития качествами, добиваясь больших высот.

Завышенная самооценка имеет определенные преимущества и недостатки. Рассуждая на тему, хорошо или плохо быть эгоистом, на каждый ответ найдутся свои сторонники, т. к.это относительное понятие. Многие люди с явными признаками эгоизма стали успешными и известными личностями.

Преимущества

У людей с завышенной самооценкой есть вера в себя и свои намерения. Выраженная амбициозность позволяет браться за самые смелые проекты и добиваться высоких результатов в карьере. Руководители больших холдингов часто склоняются в сторону амбициозных молодых людей, т. к. за счет их смелости и решительности можно получить немало пользы. Такие личности любят себя, обычно приятно и опрятно выглядят.

Высокое самомнение постоянно подталкивает таких людей развиваться и добиваться все новых вершин. Нежелание признавать негативную критику не мешает идти к намеченной цели и совершать только те поступки, которые им самим кажутся более целесообразными. Недоверие к окружающим позволяет избегать в жизненных ситуациях лукавых завистников и недоброжелателей.

Недостатки

Переоценка своих возможностей нередко приводит к разочарованию и другим негативным последствиям. Неадекватное восприятие ситуации и нежелание принимать стороннюю точку зрения приводит к конфликтам. Грандиозные планы и предвкушение желаемого результата заставляют таких людей впадать в депрессию. Частые смены настроения и импульсивность отрицательно сказываются на построении межличностных взаимоотношений. Чаще всего такие личности являются карьеристами и не считаются с мнением коллег, им тяжело работать в команде.

В личной жизни при построении любовных отношений люди с завышенной самооценкой чаще терпят неудачи. Им легче быть одиночками, а наличие рядом партнера осложняет развитие событий. Крайне тяжело найти человека, который будет во всем потакать и бесконечно восхищаться и поддерживать эгоиста.

Справиться с завышенной самооценкой можно самостоятельно или посещая психолога. Развитие подобного состояния в раннем детстве тяжело скорректировать до адекватного восприятия, потому что человек не умеет жить иначе. Необходимо избавить личность с высокой самооценкой лишь от тех качеств, которые мешают адаптации в социуме.

Завышенная самооценка - залог неудачи? Или путь к успеху? Каждый считает по-разному, однако, судить кого-либо не в нашей компетенции, главное - разобраться, как завышенная самооценка влияет на жизнь, на отношения с людьми. И вообще, что скрывается за ней?

Начать нужно с определения, что такое самооценка вообще. Итак, человеком своих способностей, навыков и умений. Из определения вытекает то, что видение себя может различаться, ведь у каждого свой взгляд на происходящие вещи.

Исходя из трудов специалистов-психологов, сделаем вывод, что самооценка - это неотъемлемая часть формирования личности, потому что она развивается и костенеет вместе с самосознанием. Но следует отметить, что наше мнение о себе может быть, с одной стороны, адекватным - нормальная, средняя, С другой стороны, неадекватным - завышенная самооценка и заниженная. Разберем по-порядку.

Адекватная, какая бы она ни была, считается нормой, потому что человек трезво смотрит на то, что он делает, к чему стремится и на что вообще способен. Эти три уровня могут трансформироваться друг в друга, что зависит только от наших усилий. Самооценка - это индикатор наших достижений и отношений с окружающим миром.

Так, если уровень низок, то человек не уверен в своих силах, не находит себя счастливым, старается не выделяться из толпы, считая свой характер и свою жизнь скучной и неинтересной. Но такая личность все равно может прилагать усилия для того, чтобы чего-то достичь, и после успеха уровень самооценки, вероятнее всего, изменится.

Люди со средним и высоким самомнением более склонны к оптимистичному взгляду на жизнь, чаще всего уверены в своих силах, но иногда, особенно после неудач, от которых никто не застрахован, могут пребывать в унынии. В отношениях с другими индивидами они в большинстве своем не проявляют негатива, однако, не стремятся понравиться всем, потому не заискивают и не навязывают свое общение.

Если разбирать заниженную самооценку, то здесь имеет место низкое самомнение, которое доходит до самобичевания. Такие индивиды склонны жалеть себя, винить во всех проблемах судьбу, не пытаясь найти причины внутри. Самоанализ для них ограничивается самокритикой, но при этом не осуществляется поиск каких-либо путей улучшения своего положения.

Завышенная самооценка, как ни парадоксально, чаще всего является лишь маской. Вообще, такая оценка себя и своего поведения, когда другие люди видятся только в худшем свете, а своя персона - на первом месте; когда уверенность в том, что все знаешь лучше даже самых грамотных специалистов - неестественна для человека.

Зачастую такие люди скрывают Как известно, лучшая защита - нападение, вот они и расхваливают себя всевозможными способами, чтобы никто не догадался об их истинных страхах.

Считается, что сложнее изменить человека, у которого завышенная самооценка, так как он не прислушивается ни к каким советам, считая, что знает все лучше многих. В спор вступать бессмысленно, потому никогда не посмотрят со стороны на свое поведение. Как говорят психологи, самооценка - это то, что идет из детства. В данном случае родители переусердствовали, выставляя свое чадо самым лучшим, сравнивая с другими детьми, которые, якобы, хуже.

Победить заниженную и низкую самооценку вполне реально. Достаточно провести несколько тренингов. Например, написать на листке все свои достижения, за которые вас хотя бы ненадолго посетило чувство гордости. Обязательно прекратите все попытки сравнения с другими людьми, осознайте свою индивидуальность. И перестаньте критиковать себя по любому поводу, научитесь прощать мелкие недочеты (не сдали вовремя проект - с каждым бывает, зато, к примеру, занялись любимым делом). Кстати, хобби здорово помогает поднять самомнение - научно доказано.

Итак, мы разобрались в том, что такое самооценка, описали ее основные виды. Хочется, чтобы после прочтения статьи вы честно отнесли себя к какой-либо категории и, если это нужно, поработали над собой, ведь здоровая самооценка - залог успеха.

Понятие "самооценка" используется прежде всего в психологии. Это способность оценивать свои достоинства и недостатки по отношению к окружающему миру. Когда у человека завышенная самооценка, он переоценивает собственный потенциал, видит в себе только положительное, считает себя умнее всех. Негативные качества он видит в других людях, но только не в себе. Подобное восприятие имеет как положительные моменты, так и отрицательные. С одной стороны, это признак более уверенной личности, с другой – эгоизма.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Виды завышенной самооценки

Во время проявлений главных свойств личности формируется система представлений человека о себе, что заключается в оценке своих поступков индивида, внешности, восприятие собственных недостатков и достоинств. Все эти явления могут привести к выработке завышенной самооценки двух типов.

Адекватная Неадекватная
Наиболее характерна для взрослой сформировавшейся личности. Она подпитана реальными достижениями – профессиональными, социальными, семейными и другими. Такая самооценка приобретает своеобразную форму признания собственных заслуг. Однако, подобное восприятие может привести к искажению ощущения объективной реальности. Тогда становится необходима корректировка личностных установок и поведения Присуща преимущественно детям, подростками и людям, не реализовавшимся в социальном плане. Наиболее явные причины такого отношения к себе – это неудовлетворение собой и своими достижениями, желание приписать любые заслуги и достоинства на свой счет. У детей завышенная самооценка часто становится результатом воспитания в семье. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки завышают значимость самых обычных навыков и знаний ребенка в процессе взросления

Впоследствии людям с завышенной самооценкой сложно адаптироваться в социуме, наблюдаются проблемы с коммуникацией, решение повседневных дел отнимает больше энергии, и как результат – психоэмоциональное истощение, невротическое или психическое расстройство.

Причины возникновения

Научно установлено, что на этапе первичной социализации у исключительного большинства людей формируется самооценка во время:

Первичная социализация характерна для детей на всех этапах развития личности. У взрослых людей может произойти преобразование сформированных установок вследствие нескольких внешних и внутренних факторов:

  • результат психического насилия;
  • пережитая психотравмирующая ситуация;
  • развитие болезни (психическое или невротическое расстройство).

Психологи составили относительную классификацию факторов, которые чаще всего приводят к завышению самооценки. К наиболее распространенным из них относятся:

  • Детские комплексы и психологические травмы . Чаще всего возникают из-за нарциссизма родителей. В процессе первичной социальной адаптации они мало внимания уделяли эмоциональным потребностям ребенка. Возможно, он был лишь средством их самореализации в обществе. Завышенная самооценка является способом компенсации положительных эмоций, которые индивидуум недополучил в детстве.
  • Избалованность, или чрезмерное потакание прихотям ребенка . Обратная ситуация возникает, когда внимание взрослых было направлено только на ребенка в семье, а все его желания ставились на первое место и выполнялись, несмотря на другие потребности и препятствия, например, болезнь кого-нибудь в семье или безденежье.
  • Комплекс неполноценности . В результате ощущения себя нереализованным и не таким успешным и благополучным, как другие, завышенная самооценка служит защитой от внешнего мира.
  • Единственный в своем роде . Может проявляться у одного ребенка в семье, особенно долгожданного. В условиях работы это может быть, например, единственная девушка/парень в коллективе.
  • Внешние данные . Очень часто люди мужского и женского пола начинают превозносить себя над другими, потому что наделены от природы лучшей внешностью.
  • Знаменитость и звездность . Все публичные люди имеют завышенную самооценку. Она развивается в 99% случаев, поскольку пристальное внимание и любовь фанатов дают ощущение превосходства над другими людьми. Крайнее проявление этого - "звездная болезнь".
  • Подверженность влиянию . Восприятие себя как лучшего формируется под влиянием внушения извне. Например, это обычное дело на всевозможных тренингах по развитию и усовершенствованию личности, повышения самооценки и прочих.
  • Результат необоснованно положительного отношения окружающих . Нередко преподаватели выделяют определенного ученика на фоне всего класса. Зачастую семья воспитанника с высоким материальным достатком и социальным положением в обществе.
  • Неадекватная оценка своих сил . В стандартных условиях индивид справляется с поставленной задачей достаточно легко и успешно. Но, когда требования усложняются, требуется вложение дополнительных усилий. Если длительное время не было серьезных испытаний, человеку свойственно завышать свои заслуги.

В каждом конкретном случае причины завышения самооценки определяются с помощью психодиагностических методов. Полученные результаты будут определять дальнейшие установки коррекции поведения и исцеления расстройства.

Признаки, которые выдают неадекватно высокую самооценку

Для завышенного уровня самооценки характерны следующие признаки:

Характеристика
Субъект всегда уверен в собственной правоте даже при наличии неопровержимых доводов противоположного
Индивид постоянно стремится навязать свое мнение, а в случае неудачной попытки, делает это в агрессивной форме
При любом конфликте или споре последняя фраза должна быть за ним, причем какой именно она будет – не имеет значения
Человек не умеет извиняться и просить прощения за собственные ошибки
Он постоянно находится в режиме соперничества с друзьями и сотрудниками, желая показать свое превосходство над другими
В случае собственного промаха или неудачи вся вина возлагается на окружающих или обстоятельства, но только не на себя
Такому человеку свойственно определение себя как самого главного в обществе, а при разговоре часто проскакивает местоимение "Я"
Высокомерное отношение ко всем окружающим, что проявляется даже в интонации и приказном тоне
При возникновении проблемы он никогда не прибегнет к помощи других, поскольку боится показаться слабым и беззащитным
Во время беседы такой человек не дослушивает и постоянно перебивает собеседника
Неадекватно воспринимается критика со стороны окружающих; самокритика же и вовсе отсутствует
Он стремится быть самым лучшим, а если этого не происходит, глубоко переживает и впадает в депрессию
Всегда высказывается собственная точка зрения во всем, даже если о мнении не спрашивали
Собственные интересы и увлечения всегда стоят на первом плане
Отсутствие умения просчитывать риски, вследствие чего часто берутся и не заканчиваются самые сложные дела
Человек склонен постоянно учить других, что и как нужно делать, даже когда его об этом не просят
Индивид не признает других авторитетов и отрицает все правила, которые установлены кем-то другим, кроме него

В психологии людей со слишком высокой самооценкой считают отклонением от нормы. Причины, по которым индивид теряет оптимальную социальную адаптацию, и адекватное восприятие самого себя называются самые разные. Очень плохо, когда человек полностью оторвался от реальности и не замечает за собой своего высокомерного поведения по отношению к другим. Хорошо, когда завышенная самооценка придает уверенности в себе и при этом не переходит в патологический эгоизм.

В большинстве случаев же подобное восприятие приводит к неизбежным разочарованиям и негативным последствиям. Такому человеку сложнее найти общий язык с другими, поэтому он начинает жить в состоянии конфликта с окружающими.

Характеристика людей

По мнению специалистов, большинство людей, которые находятся в подобном состоянии, на самом деле глубоко одиноки в душе и не могут решить эту проблему самостоятельно. Необходима помощь грамотного психолога и усердная работа над собой.

В детском возрасте больше всего влияния оказывают родители. Они должны замечать за своими детьми склонность завышать свою значимость по отношению к сверстникам и взрослым, а также вовремя пресекать надменное поведение. В противном случае в конце концов он и их ни во что не будет ставить.

Люди с завышенной самооценкой рискуют остаться в полном одиночестве, если не пересмотрят свое отношение к окружающим. Индивид с высокой степенью самооценки имеет характерные признаки поведения:

  • у него почти никогда не возникает эмпатия по отношению к другим людям, а личные взаимоотношения носят поверхностный характер;
  • он проводят вслух сравнение себя с другими людьми в свою пользу, выделяя свои достоинства;
  • его поведение чаще всего надменное и высокомерное, на грани с агрессивностью;
  • вся его деятельность построена на поддержании своей значимости, получении одобрения от окружающих;
  • способ самоактуализации становятся и близкие отношения, в том числе - со своими детьми и партнером;
  • на любую критику следует болезненная реакция вплоть до злости, крика и плача;
  • его самоутверждение происходит только за счет оценки окружающих, а не самостоятельного осознания своей деятельности.

Властный мужчина всегда отличается завышенной самооценкой, которую он проявляет практически всегда и везде. Среди женщин это явление встречается реже, хотя и среди них подобных личностей тоже достаточно.

Способы корректировки

В решении проблемы специалисты рекомендуют людям с данной проблемой проговаривать ее. Однако, подобный прием может иметь обратное действие и спровоцировать конфликт. Именно етодика лечения должна подбираться специалистом с учетом индивидуальных особенностей пациента.

Коррекцию высокомерного поведения у детей, проводят с некоторыми специфическими особенностями. Их главная концепция – изменить модель поведения родителей и близких родственников:

  • Ребенка следует хвалить за достижения, но не беспричинно.
  • Интересы детей не должны ставиться на первый план. Исключение составляют их здоровье, развитие, питание.
  • Нельзя смягчать последствия поступков ребенка. У него должно сформироваться объективное восприятие результата своих действий.

Перед самостоятельной корректировкой завышенной самооценки желательно проконсультироваться со специалистом. Людям с подобным поведением очень сложно адаптироваться в обществе. Если не снизить градус высокого мнения о своих достоинствах, можно остаться в полном одиночестве, разочароваться в жизни и ощущать душевную пустоту. Поэтому очень важно не отрываться от реальности и вовремя корректировать модель своего поведения в обществе.