Лечение неврозов у детей младшего школьного возраста. Детские неврозы: причины, симптомы, лечение и профилактика

Видимых повреждений при неврозах у детей не бывает, однако нарушаются и не должным образом функционируют высшие нервные процессы. Это негативно влияет на развитие ребенка и его физиологическое здоровье.

Считается, что особенно активно нервная деятельность начинает развиваться примерно с трехлетнего возраста. Потому и заметить характерные для невротических расстройств черты получается примерно в это же время. Чаще всего речь идет об эмоциональных и поведенческих проявлениях.

Прежде всего, обо всем этом следует знать родителям, а также всем, кто занимается воспитанием и образованием детей, чтобы своевременно заметить симптомы невроза, записаться на прием к врачу и начать своевременное лечение.

Невроз у ребенка необходимо заметить, как можно раньше, чтобы начать лечение

Неврозы у детей не стоит путать с психическими заболеваниями. Они не подразумевают личностный распад. Расстройство, как оказывается, вполне обратимо и все нарушения, связанные с нервной системой, имеют функциональный характер.

Описываемое состояние предполагает резкое потрясение организма, а также продолжительное раздражение нервной системы. В результате могут начаться сбои в работе ЦНС, из-за чего появляются необоснованные страхи, развивается тревожное состояние, человека мучают некоторые физиологические неприятности:

  • ухудшенный аппетит;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение.

Причины неврозов у детей связаны ранимостью нервной системы и ее незрелостью. У них нет еще необходимого жизненного опыта, который взрослые приобретают в различных жизненных ситуациях. Даже выразить свои эмоции им не всегда точно удается.

Увы, родители далеко не всегда обращают внимание на определенные симптомы невроза у своих детей, поскольку заняты по работе или их отвлекает куча домашних дел. Иногда проявления психических расстройств принимаются взрослыми за детские шалости, капризы или особенности, связанные с возрастом. Тем более, сложно разглядеть признаки таких состояний у младенца.

Не оказанная своевременно помощь приводит к затягиванию заболевания, серьезным осложнениям и трудно обратимым последствиям. Физическое здоровье от этого, как правило, тоже страдает. Ухудшается невротическое состояние. Возникают серьезные сложности в общении со сверстниками и другими людьми. все это немаловажно, учитывая, что у ребенка как раз формируется личность.

Даже первокурсники медуниверситета на экзамене по психотерапии на просьбу учителя: «Укажите причины неврозов» могут указать на возможные патологии беременности и трудности, возникшие во время родов. Вследствие этого с нервными тканями плода может произойти гипоксия.

Вот еще несколько вероятных предрасполагающих факторов:

  • склонность к нервным расстройствам;
  • наличие психотравмирующих ситуаций;
  • эмоциональное перенапряжение (собственно, как и физическое);
  • регулярное недосыпание.

На течение заболевания и выраженность симптомов детского невроза (собственно, как и на назначаемое доктором лечение) могут повлиять:

  • возрастные особенности;
  • половая принадлежность;
  • тип конституции;
  • условия воспитания;
  • детский темперамент.

По типу конституции, например, дети бывают астениками, нормостениками или гиперстениками. Что касается темперамента, здесь приходится сталкиваться с холериками, меланхоликами, сангвиниками и флегматиками.

Психотравмы и их последствия

Причиной различных видов неврозов у детей могут быть психотравмы. В сущности, речь идет о каких-то событиях и обстоятельствах, которые сильно побеспокоили, отрицательно повлияли на ребенка и способствовали изменению его сознания. Ситуации могут быть продолжительными или же внезапными.

Но даже в тех случаях, когда обстоятельство, вызвавшее психотравму, далеко в прошлом, последствия все равно могут оставаться — даже во взрослой жизни. Это могут быть фобии и прочие расстройства.

Иногда на развитие невроза влияет не один, а сразу несколько факторов. Реакция детей на происходящие с ними события может быть разная: это зависит от их темперамента, воспитания, особенностей личности. Для кого-то собака, которая залаяла на улице — это просто звуковой раздражитель, а для другого – это сигнал, запускающий невротическое расстройство, в дальнейшем только усугубляющееся.

Психотравмы, полученные в детстве, могут быть причиной неврозов

Как уже указывалось, многое зависит от возраста. Так невроз у ребенка, которому 2 или 3 года, может возникнуть в случае расставания с родителями или при дебютном посещении детского коллектива.

Детям 4, 5 и 7 лет очень тяжело воспринять развод родителей, а также такие воспитательные меры, как физические наказания.

3 года и 7 лет – эти возрасты считаются наиболее кризисными (кризисы так и называются – «трехлетки» и «пятилетки»). Именно в это время формируется «я» человека, ребенок переоценивает отношение к себе, а потому уязвимость перед стрессовыми факторами повышается.

Нередко расстройства начинаются из-за родительских ошибок. Поначалу их следствием оказываются невротические реакции, а затем уже формируется психическая нестабильность:

  • Родителям следует избегать такую модель воспитания, как неприятие, когда взрослый подсознательно не хочет заниматься воспитанием малыша, не интересуется его проблемами. Бывает, так случается из-за того, что появляется ребенок другого пола, чем ждали и надеялись изначально (к примеру, хотелось мальчика, но родилась девочка).
  • Ничего хорошего нет и в так называемой гиперопеке, когда взрослые не учат детей самостоятельности, буквально все делая для них сами. Стоит оказаться такому малышу в другом окружении – например, в детском коллективе – где его не станут также опекать, и возникает психотравма. Так, к примеру, начинаются расстройства у детей младшего школьного возраста.
  • Использование авторитарной модели, когда от ребенка требуется постоянное и беспрекословное, а его личное мнение не учитывается вообще – это тоже плохо.
  • В некоторых семьях отсутствуют какие-либо нормы и правила, между родителями происходят регулярные конфликты. На психическое здоровье малыша подобная обстановка не может повлиять благосклонно.

Что должны делать взрослые, заметив признаки детского невроза? Обратиться к психиатру и затем, следуя его указаниям, возможно, изменить свою модель воспитания (поведения), постаравшись исправить допущенные ошибки (лучше поздно, чем никогда).

Причины детских расстройств зачастую связаны с их неспособностью справиться с ситуацией и хоть что-нибудь сделать. За профилактику неврозов обычно ответственны взрослые.

Внешние факторы

Какие только факторы не способствуют развитию детских неврозов! Из внешних факторов стоило бы отметить:

  • смена места жительства (когда они вынуждены переезжать вместе с родителями);
  • смена детского коллектива (в садике и школе);
  • начало посещения воспитательного или образовательного учреждения;
  • конфликты в детском коллективе;
  • появление еще одного ребенка в семье (родившегося или приемного).

Нередко расстройство развивается под воздействием сразу нескольких факторов. Но если ребенок не склонен к неврозам и живет в благополучной семье, вероятность развития сильных невротических расстройств чрезвычайно мала. Родители вовремя замечают изменения в психике и поведении малыша, реагируя на них правильным образом.

Воздействие на черты характера

Как уже указывалось, лечение неврозов у детей во многом определяется особенностями характера ребенка:

  • Если у малыша высокая чувствительность и выраженная эмоциональность, ему особенно нужна ласка, любовь, а также внимание. Не получая таких эмоций, чадо начинает страдать от страха нелюбви и ненужности.
  • Наличие лидерских качеств предполагает непереносимость диктатуры родителей и большого количества ограничений. Чрезмерная опека для такого малыша – тоже не выход.
  • Слабые и склонные к болезням – слишком сильная забота об этих детях может иметь свои отрицательные стороны, поскольку они становятся уверенными в своей беспомощности.

Многое зависит от характера ребенка

Иногда под воздействием невротического состояния у ребенка развиваются новые черты характера (как правило, не самые хорошие):

  • слезливость;
  • ранимость;
  • агрессивность;
  • тревожность.

Признаки расстройств оказываются связанными и с соматическим здоровьем:

  • развитие тахикардии;
  • нарушенный дыхательный процесс;
  • изменение показателей давления;
  • чрезмерная потливость;
  • расстроенное пищеварение;
  • утрата концентрации внимания;
  • бессонница.

В общем, при внимательном отношении к своему чаду родители должны заметить такую симптоматику и незамедлительно обратиться к врачу, чтобы узнать, как это лечить.

Одним из признаков невротического расстройства может быть бессонница

О видах неврозов

Виды неврозов у детей бывают разные. Одна из основных классификаций подразумевает возможность следующих видов:

  • Тревожный – связан с приступами страха, которые нередко начинаются в ночное время и когда ребенок остается в одиночестве или темноте. В тяжелых формах вероятны даже видения. Главное, чтобы родители не занимались культивированием страхов, пугая малышей всевозможными устрашающими персонажами, вроде бабая или даже полицейских, в целях воспитания. Некоторые ребята из-за страха не ходят в школу, поскольку боятся кого-нибудь из других детей (например, старшеклассников). Высока склонность к развитию данного расстройства у малообщительных, замкнутых и домашних деток.
  • Навязчивые состояния – речь идет о непроизвольных движениях, проявляющихся вследствие сильного эмоционального напряжения: мигание, моргание, шмыганье, притопывание и так далее. Психологические факторы могут способствовать развитию нервного тика. Поначалу эти повторяющиеся действия доставляют малышам дискомфорт, но со временем становятся привычными. Их желательно поскорее устранить.
  • Депрессивный – как правило, неразрывно связан с подростковым неврозом, вызванным половым созреванием. Подавленное настроение, нежелание с кем-либо общаться, отстранение от окружающих, ухудшенный аппетит, слезливость, заниженная самооценка. Подростки – и это следует особенно учитывать родителям! — в депрессии склоны задумываться о самоубийстве. Заметив соответствующие симптомы, следует вовремя начать лечение.
  • Истерический – с развитием этого невроза дети сталкиваются, когда желаемое расходится с действительным. Основной симптом – настоящие истерики в самом неприглядном виде (чадо может упасть на пол, кричать, судорожно конечностями). Возможно возникновение истерической слепоты, кожный покров теряет чувствительность, расстраивается нормальное дыхание.
  • Астенический (также именуется неврастенией) – обычно вызывается чрезмерными нагрузками на фоне детской слабости, проявляется раздражительностью, постоянным плачем, неусидчивостью и плохим сном.
  • Ипохондрия – чрезмерная озабоченность ребенка состоянием собственного здоровья, появление немотивированных страхов заболеваний, мнительность.
  • Невротический логоневроз , предполагающие заикание, вызванное психологической травмой.
  • Сомнамбулизм или лунатизм – связаны с особенностями функционирования нервной системы. Обычно такие проблемы начинаются с 4-летнего возраста. Причем, малыш утром уже не помнит, что ночью он ходил.
  • Нервная анорексия – нарушенный аппетит, вызванный сильным стрессом или неправильным режимом питания. У ребенка появляется мнительное отношение к тому, что он употребляет в пищу. На некоторую еду возможен рвотный рефлекс.

Существуют и другие расстройства, любое из которых требует квалифицированного лечения.

Выводы

О неврозах у детей и подростков можно подробно прочитать в работах А.И.Захарова. Например, книга под названием «Происхождение детских неврозов». Хотя эта работе издана еще в 1977 году, она до сих пор актуальна и пользуется спросом среди родителей, а также детских врачей.

Лечение невроза следует доверить только квалифицированному врачу

В целом же, в этой статье приведена общая информация о том, какие бывают неврози у дiтей, по каким симптомам их можно определить, что можно делать для их лечения и профилактики. Помните, что чем раньше вы покажите своего ребенка врачу при возникновении подозрений на невротические расстройства, тем раньше будет начато адекватное лечение и, соответственно, шансы на нормализацию психическое состояния увеличиваются.

Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:

Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:

  • агрессия;
  • возбудимость;
  • плохой сон;
  • невнимательность;
  • головные боли;
  • бледность;
  • дрожь пальцев;
  • усталость.

Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.

События и потрясения

Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.

Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.

Инстинкты ребенка

Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.

Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:

  • семейные конфликты;
  • испуг, авария, травмы;
  • давление родительской опеки и контроля;
  • наследственная предрасположенность;
  • чрезмерные умственные нагрузки.

Детская психика проявляет следующие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • снижение работоспособности;
  • упадок сил;
  • потливость;
  • нервный тик;
  • истерики;
  • головные боли;
  • холодные руки и ноги.

Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.

Внутренние конфликты

Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.

Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.

И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:

  • гиперопека;
  • авторитарное;
  • неприятие и нелюбовь;
  • потворство;
  • контраст;
  • тирания.

Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.

Трудный возраст

У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

  • чувствительность;
  • впечатлительность;
  • эгоцентризм;
  • эгоизм;
  • внушаемость;
  • резкие перепады настроения.

Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

Симптомы неврастении:

  • раздражительность;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • невнимательность;
  • головная боль по утрам;
  • нарушение сна;
  • ночные страхи;
  • пассивность;
  • бледность.

Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

  • неуверенность;
  • нерешительность;
  • мнительность;
  • опасения;
  • тревожность.

Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

  • частое мытье рук;
  • подпрыгивание;
  • похлопывание.

Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

Социальные факторы

В старшем возрасте детские неврозы труднее поддаются лечению, так как обусловлены более сложными причинами. Дети 4-12 лет тяжело переживают:

  • развод родителей;
  • перевод в другую школу;
  • несправедливое наказание;
  • первое посещение детского коллектива;
  • переезд на новое место жительства.

Есть еще такое понятие в психотерапии, как предрасполагающие факторы, происхождение которых влечет невроз:

  • резидуально-органическая патология;
  • непреднамеренная акцентуация характера;
  • слабость организма перед болезнями соматического характера;
  • негативный эмоциональный фон матери во время беременности;
  • наследственная отягощенность;
  • угроза беременности, стресс.

Из-за них ребенок особенно уязвим, подвержен неврологическим заболеваниям. При своевременном обращении родителей к психотерапии можно обратить невроз. Если же не замечать его присутствия, о душевном покое ребенка можно забыть.

Неврозу так же, как ожидаемому событию, способствует внутрисемейная история. Так, вполне здоровый 10-месячный ребенок заработанным неврозом вполне может быть обязанным своим родителям, считающим нарушением дисциплины брать малыша до года жизни на руки, когда он остро в этом нуждается.

Недовольство родителей полом новорожденного постепенно формирует нервическую личность, маленькому человеку присуща внутренняя тревожность, не оставляющая его ни на минуту. Такая же участь ожидает позднего грудничка — учеными доказана связь детских неврозов с поздней беременностью матери.

Научные теории

Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:

  • эмоциональный шантаж;
  • традиционализм;
  • открытые угрозы и посылы;
  • отсутствие привязанностей в семье;
  • нескромность родителей;
  • негативное отношение взрослых к пожилым людям.

Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.

Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:

  • агорафобия;
  • клаустрофобия;
  • акарофобия;
  • акромофобия;
  • гомилофобия;
  • эрейтофобия;
  • дисморфофобия;
  • мизофобия.

Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.

Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:

  • в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
  • в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
  • в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
  • неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.

В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.

Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике. Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей.

К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.

Лечение

Детские неврозы имеют обратимый патогенез, но только в случае профессионального лечения и профилактики. Опытный психотерапевт, осторожно расспросив пациента, составляет анамнез вкупе с биологическими особенностями пациента и соответственно возрасту.

Комплексный подход психотерапии способен эффективно и безопасно излечить ребенка от его страхов и тревожности. Часто психологи просят нарисовать или описать свои страхи, используя хитроумные приемы доверия. Типы лечения, в зависимости от сложности случая:

  • гомеопатия;
  • гипноз;
  • релаксационная терапия;
  • медикаменты;
  • акупунктурное и микроакупунктурное лечение;
  • психотерапевтическое лечение;
  • нетрадиционные методики.

Обязательна консультация у невролога и психотерапевта. Самые сложные случаи детского невроза требуют медикаментозной терапии и постоянной психологической профилактики. Назначаются транквилизаторы группы бензодиазепинов, которые снижают возбудимость и риск судорог, вызывают сонливость.

Побочные действия этих лекарств — кожный зуд, тошнота, запоры. Если психотерапия продолжается длительное время, возможно привыкание и снижение эффективности препаратов. В комплекс лечения детского невроза также входят:

  • психостимуляторы;
  • антидепрессанты;
  • витаминно-минеральные препараты;
  • физиотерапия;
  • лечебная физкультура.

Как часть психотерапии проводятся сеансы гипноза, доверительных бесед, консультаций. Если форма детских неврозов не нуждается в медикаментозном лечении, большое значение имеет индивидуальная работа детского психолога как профилактика.

Участие родителей и близких

Лечить детский невроз непросто, но ошибочно думать, что это сплошь работа специалистов. Родители невротика не меньше пациента нуждаются в консультациях и беседах с психоаналитиком. Только изменив собственное отношение к жизни, к ребенку, родители могут помочь малышу дошкольного возраста преодолеть психотравмирующие факторы, забыть их.

Детские страхи отступят, если окружить ребенка пониманием и заботой, предоставить право выбирать, свободу личности. Совместно с психологом родители учатся заново воспринимать действительность, смотреть на мир глазами своего ребенка, понять, как это тяжело — стараться соответствовать неподъемным требованиям.

Только семья, переоценив жизненные ценности, может помочь ребенку избавиться от фобий и страха быть неполноценной личностью. Отношения в социуме — это всегда непросто, но каждый человек имеет право на собственный путь и ошибки, и только гармония в семье поможет ребенку осознать свою индивидуальность.

Видео: как распознать первые призначи невроза у ребенка

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

Детские неврозы кроют в себе большую опасность, причем основная проблема кроется не в типе расстройства или его проявлениях, а в отношении к нему. Так, иногда родители упускают из вида первые симптомы невроза, а иногда и вовсе их игнорируют, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Этот подход нельзя назвать правильным, стоит приложить максимум усилий, дабы помочь ребенку преодолеть возникшую проблему и избежать сопутствующих неудобств в будущем. Детский невроз – это психическое расстройство, не искажающее восприятие окружающего мира и имеющее обратимый характер (что очень важно). Таким образом, избавиться от него возможно и сделать это действительно нужно, вовремя среагировав на изменения в поведении Вашего малыша.

Разновидности детских неврозов

Существует общая классификация, в рамках которой выделяют тринадцать разновидностей неврозов, которые могут проявляться у детей:

  • невротическое состояние, формирующееся на основе страха. Это один из самых распространенных типов у детей младшего школьного возраста. Характеризуется данный вид невроза наличием длительных (порой до получаса) приступов страха, особенно перед сном. Проявления могут быть самые разные: и легкое чувство тревожности, и даже . То, чего боится ребенок, часто определяется его возрастом. Так, в периоде до школы самые распространенные страхи – это боязнь остаться одному, темноты, мифических или реальных животных, которые были увидены в кинофильме и прочие. Среди учащихся младших классов часто встречается страх перед строгостью учителей, перед школой как таковой с ее четким режимом и множеством требований;
  • невроз, вызванный конкретным навязчивым состоянием. В психологической науке такое явление описывают как наличие в поведении определенных ритуальных действий, невыполнение которых приводит к нарастанию напряжения, внутреннему дискомфорту. У детей выделяют два основных типа таких состояний – это навязчивые действия и страхи, хотя часто они могут иметь смешанный характер. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются такие навязчивые действия, как мигания, поморщивания переносицы или лба, притоптывание, похлопывания и т.д. Выполнение ритуального действия позволяет снизить уровень эмоционального напряжения путем использования определенной физической активности. Если же говорить о навязчивых страхах или по-другому фобиях, то тут чаще всего встречаются боязнь закрытого помещения и острых предметов. Позже начинаются появляться страхи перед смертью, болезнью, устным ответом перед аудиторией и т.д.;
  • невротическое состояние депрессивного типа. Такая проблема встречается уже в более взрослом возрасте – подростковом периоде. У ребенка можно заметить явное изменение поведения: плохое настроение, грустное выражение лица, некоторая замедленность движений и жестов, общее снижение активности и уровня коммуникабельности. В более серьезных случаях могут появиться систематическая бессонница, снижение аппетита и даже запоры;
  • астенический тип (неврастения) возникает как реакция на чрезмерную загруженность дополнительными заданиями и занятиями, физическими и эмоциональными перегрузками. Явная форма такого типа невроза имеет место только в школьном возрасте;
  • истерическая разновидность невроза.

Рудиментарные припадки моторного типа – не редкость в дошкольном возрасте. Когда ребенок не получает желаемого, обижается или наказан, он может проявлять свое недовольство довольно ярким способом – падение на пол, сопровождающееся раскидыванием рук и ног, громким плачем и криками, ударами кулаками и т.д.;

  • заикание на нервной почве. В подавляющем большинстве случаев имеет место в возрасте от 2 до 5 лет в периоды первоначального становления речи и дальнейшего ее фразового усложнения.

Очень часто становится ответом на испуг от разлуки с родителями, которая для ребенка была неожиданной. Кроме этого, к числу предрасполагающих к заиканию факторов можно отнести давление на малыша с желанием ускорить его развития (речевое, интеллектуальное и т.д.), а также значительные информационные перегрузки.

  • ипохондрия - состояние, в котором отмечается болезненная озабоченность собственным состоянием здоровья, многочисленные и необоснованные подозрения на различные болезни. Характерный возрастной период – подростковый возраст;
  • навязчивые движения (тики), о которых уже шла речь ранее – разнообразные несложные движения и жесты, осуществляемые в автоматическом режиме для снятия напряжения. У детей часто сопровождаются энурезом и заиканием;
  • нарушение нормального сна – встречаются и у детей младшего возраста, и у подростков.

Расстройство может находить свое выражение в беспокойстве, проблемах с глубинными фазами сна, кошмарах, говорении и хождении во сне, частых пробуждениях посреди ночи без явной причины на это.

  • снижение аппетита на невротической почве. Матери часто проявляют излишнюю тревогу о своих детях, а поэтому иногда пытаются насильно накормить малыша, если он отказывается, или же дают слишком большие порции. Иногда причиной невротической анорексии становится испуг во время процесса кормления . Результат таких событий – пропадание у ребенка желания принимать пищу, частые срыгивания, рвота, иногда излишняя избирательность.
  • непроизвольное мочеиспускание (энурез). Чаще всего такой тип невротического нарушения имеет место во время ночного сна;
  • если у ребенка наблюдаются непроизвольные испражнения в незначительном количестве и при этом отсутствуют какие-либо физиологические причины для этого, то можно говорить о невротическом энкопрезе. Встречается такое довольно редко, патогенез изучен очень плохо. Возраст проявления такого типа расстройства – от 7 до 10 лет;
  • патологические действия, основанные на привычке.

Такое также можно довольно часто встретить у детей любых возрастов – раскачивания при засыпании, или волос и прочие.

Что может быть причиной невротического расстройства у ребёнка?

В большинстве случаев причиной невротического расстройства является получение ребенком психологической травмы (это может быть испуг, сильная обида, результат эмоционального давления и т.д.). Однако установить конкретное событие, вызвавшее развитие невроза, практически невозможно, а поэтому прямую связь установить не удается.

Мнение врача: подавляющее большинство случаев невроза у детей становится следствием не конкретного травмирующего события, имевшего место один раз, а результатом длительного обдумывания и неспособности принять или понять ту или иную ситуацию или адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Наличие невроза у ребенка – это проблема, которая кроется не в состоянии организма малыша, а в недостатках воспитания. Дети очень ранимы, а поэтому любое негативное событие может отложить серьезный отпечаток, последствия которого могут открыться не сразу, а в будущем.

В вопросе причин развития детских неврозов большое влияние оказывают такие факторы:

  • пол и возраст ребенка;
  • семейный анамнез, наследственность;
  • особенности и традиции воспитания в семье;
  • перенесенные ребенком заболевания;
  • значительные нагрузки физического и эмоционального характера;
  • недостаток сна.

Кто более подвержен проблемам

На основании ряда исследований неврозов у детей можно говорить о группе риска по разным факторам. Так, считается, что наиболее подвержены невротическим расстройствам:

  • дети в возрасте от 2 до 5 и в 7 лет;
  • имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • ослабленные соматически (дети, у которых ослаблен организм из-за частых болезней);
  • дети, которые на протяжении долгого времени находятся в сложной жизненной ситуации.

Симптоматические проявления детских неврозов

На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха;
  • ступор и заикание;
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием;
  • снижение аппетита;
  • раздраженность;
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству;
  • разного рода нарушения сна;
  • повышенная утомляемость;
  • повышенная чувствительность и внушаемость;
  • истерические припадки;
  • мнительность и нерешительность;
  • энурез и энкопрез.

Проявления неврозов на фото

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

Любое изменение поведения на длительно время, систематические припадки или действия - все это должно насторожить родителей. Причина может быть различной, но перестраховаться и вовремя обратиться к специалисту очень важно. Своевременное реагирование позволит лишить малыша неприятных проявлений невротического расстройства и избавит его от серьезных проблем в будущем.

Основа лечения неврозов у детей – психотерапия. Сеансы могут проводиться в разных формах: групповая психотерапия, индивидуальная, семейная. Значение последней очень велико – именно во время контакта и с ребенком, и с родителями врач имеет возможность наиболее точно определить причину проблемы и комплексно воздействовать на ее разрешение.

Стоит отметить, что психотерапия в случае детских неврозов по большей степени направлена на общее улучшение обстановки в семье и нормализацию отношений в ее рамках. Дополнительные меры – назначение медикаментозных препаратов, использование рефлексо- и физиотерапии – являются не основными, а призваны лишь создать благоприятные условия для проведения психотерапии.

В рамках групповой психотерапии используется большое количество методов, позволяющих ребенку справиться с невротическими нарушениями:

  • арттерапия (чаще всего – рисование, что позволяет ребенку лучше разобраться в собственных переживаниях и помогает врачу собрать информацию о его личностных характеристиках и настроениях);
  • игровая терапия – спонтанная игра без конкретного сценария, направленная на импровизацию участников;
  • аутогенная тренировка (для подростков);
  • сказкотерапия – придумывание персонажей, сюжетов, разыгрывание сказок, создание кукол и т.д.;
  • суггестивный тип психотерапии или воздействие внушением.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Если у ребенка отмечены симптомы невроза, то повышенное внимание, гиперболизированная забота могут лишь усугубить положение – такое поведение родителей может закрепить негативные проявления расстройства, спровоцировать их использование как средства манипуляции. Часто такое происходит именно при истерических формах невротического расстройства.

Не стоит баловать малыша на основании того, что он болен. Симптомы из числа и тиков очень прочно закрепляются при активном обращении на них внимания.

К числу профилактических действий стоит отнести:

  • внимательное наблюдение за поведением ребенка, своевременное реагирование на проявляемые отклонения;
  • создание в семье благоприятной психологической и эмоциональной обстановки;
  • объяснение ребенку причин и необходимости требований, которые к нему предъявляются.

Видео о том как распознать первые признаки системных неврозов у детей

Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная опасность этого невротического расстройства скрывается не за тяжестью протекания, а в реагировании родителей на его проявления. Поскольку первичные проявления невротических состояний подавляющее большинство взрослых лиц просто не замечают. В случаях, когда взрослые члены семейных отношений все же обнаруживают проявления невроза у собственных чад, они все равно продолжают относиться довольно безразлично и поверхностно к ним, полагая, что такие проявления исчезнут сами собой. Только незначительное количество представителей взрослого населения, к сожалению, относится серьезно к проблеме неврозов у малышей.

Причины неврозов у детей

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее .

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности или наличия определенных черт характера либо физических особенностей. Таким образом, развитие неврозов у детей в следующих случаях будет наиболее вероятным при перенесении во время беременности невротических расстройств и если малыш неуверен в себе, чрезмерно стеснителен, возбудим, зависим от суждений окружающих, тревожен, внушаем, гиперактивен, раздражителен.

Неврозы у детей и подростков появятся, прежде всего, у тех, кто стремится быть лучше окружения и хочет всегда быть номером один.

Можно выделить ряд факторов социального характера, провоцирующих развитие неврозов у детей:

— избыток или дефицит эмоционального вербального взаимодействия с малышом;

— нежелание взрослых лиц находить точки психологического соприкосновения с детьми;

— болезни нервной системы у взрослого окружения или наличие в семейных связях ситуаций, травмирующих психику малыша, например, алкоголизм родителей;

— перегибы в модели воспитания, например, чрезмерная забота или, наоборот, дефицит опеки, навязывание взрослым окружением собственных взглядов и видений жизни, непомерные требования и т.д.;

— разногласия во взглядах на манеру воспитания среди взрослого окружения;

— запугивание малыша наказаниями или несуществующими объектами, такими как бабайка или баба Яга.

К факторам социально-культурной направленности можно отнести:

— проживание в мегаполисе;

— нехватку полноценного отдыха;

— плохие жилищные условия;

Социально-экономические факторы это:

— постоянная профессиональная занятость родителей;

— неполная семья;

— привлечение к заботе о маленьком ребенке посторонних лиц.

К биологическим причинам неврозов относят наследственные факторы, особенности характера, физическое состояние организма, различные перегрузки (умственные или физические), травмы и недосыпание.

Неврозы у детей дошкольного возраста зачастую возникают при преуменьшении родителями значений совместных игр, следования семейным традициям или соблюдение ритуалов.

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных , которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в , в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична , однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: , астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или . Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Невроз навязчивых движений у детей

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

Лечение неврозов у детей

В качестве патогенетической терапии при детских неврозах применяют психотерапию, которая, прежде всего, направлена на нормализацию обстановки в семье, улучшение системы взаимоотношений в браке и коррекцию воспитания. Для обеспечения нужного психосоматического фона с целью повышения эффективности психотерапии применяют медикаментозное лечение, физиотерапию и рефлексотерапию.

Психотерапия неврозов у детей условно подразделяется на три группы методов: на индивидуальную, семейную и групповую терапию.

Контакт с участниками семейных отношений позволяет терапевту изучить жизненные проблемы непосредственно в семейной среде, что способствует ликвидации эмоциональных расстройств, нормализации системы взаимоотношений, коррекционному воздействию воспитания. Поэтому значение семейной терапии в лечении невротических состояний у детей настолько велико. Особенным значением обладает неврозов у детей, находящихся на дошкольном возрастном этапе, так как именно на данном этапе она наиболее эффективна вследствие того, что в этом возрасте легче поддается устранению патологическое воздействие ошибок родительского воспитания. Психотерапия семьи включает обследование семьи, которое позволяет изучить совокупность личностных особенностей, психопатологических и социально-психологических характеристик семейства, что даст основание определить семейный диагноз. Следующий этап психотерапии семье включает семейные обсуждения, которые охватывают беседы с дедушками и бабушками, разговор с родителями. С малышом необходимо заниматься в специализированном кабинете, оснащенным как игровая комната. Вначале крохе предоставляется возможность свободного взаимодействия с игрушками или книжками. После установления стойкого эмоционального контакта с малышом проводится непосредственно беседа с ним. Занятиям с ребенком обычно предшествуют семейные обсуждения, но иногда можно начинать занятия без предварительных обсуждений, так как улучшение состояния малыша положительно повлияет в свой черед на семейные обсуждения. В ходе семейных обсуждений необходимо определить педагогическую перспективу, при этом подчеркивается непосредственная роль родителей и необходимость тесного сотрудничества.

На следующем этапе происходит совместная психотерапия родителей и малыша. С дошкольниками могут проводиться предметные игры или рисование. С детьми, находящимися в школьном возрастном периоде происходит обсуждение разнообразных тем, целенаправленные предметные игры. В ходе взаимодействии малышей и их родителей определяются привычные реакции эмоционального характера и возможные конфликты. Затем проводятся ролевые игры, которые отражают вербальное взаимодействие в жизни, проигрываются школьные ситуации или моменты из жизни семьи. В процессе таких игр происходит смена ролей – ребята и родители меняются ролями. Задача психотерапевта лежит в демонстрации во время разыгрываемого сценария оптимальной модели семейных взаимоотношений, что позволяет постепенно построить условия для устранения психологического конфликта и видоизменения отношений в семейных связях.

Индивидуальная психотерапия неврозов у детей включает рациональную, суггестивную , методики , аутогенную тренировку.

Метод рациональной психотерапевтической помощи проводится в несколько этапов. После установления с пациентом стойкого эмоционального контакта терапевт объясняет ему в доступной форме суть его болезненного состояния. Следующий этап ребенок совместно с терапевтом старается выявить источник переживаний. Затем малышу предлагается окончить рассказ, начатый терапевтом. Разбирая различные вариации завершения рассказа, ребенок старается разрешить серьезные конфликтные ситуации самостоятельно или при помощи врача.

Нередко рисование может стать единственной возможностью малыша общаться. При помощи рисования ребенок начинает лучше ориентироваться в собственных переживаниях. А наблюдение за малышом в процессе рисования дает возможность составить представление о его особенностях характера, коммуникативности или замкнутости, кругозоре, наличии фантазии и творческого потенциала. Игровая психотерапия наиболее отвечает возрастной потребности в игре, однако предполагает организацию игры в качестве терапевтического процесса. Может применяться спонтанная игра, то есть не предполагает определенного сценария, и направленная игра, которая базируется на заданном сюжете, но с использованием импровизации. Спонтанная игра предоставляет возможность самовыражения, осознания страха, тревоги и напряжения. Импровизационная игра предполагает создание особых стрессовых ситуаций страха, спора или других неблагоприятных условий, чтобы малыш самостоятельно находил решение или выход из ситуации.

Как лечить невроз у ребенка? При неврозах медикаментозная терапия имеет, скорее, второстепенное значение, так как она действует симптоматически, снимает напряжение, устраняет повышенную возбудимость или, наоборот, депрессивные состояния, уменьшает астенический синдром. Также нередко применяется комплексное лечение, объединяющее в себе психотерапию прием лекарственных препаратов и физиотерапию. Чаще она применяется при неврозоподобных состояниях. Не рекомендуется прием антидепрессантов и транквилизаторов, так как данные препараты могут осложнить проведение психотерапии. Чаще транквилизаторы употребляется для коррекции и при органической расторможенности.

Детям для лечения невротических состояний целесообразно назначать прием настоев лекарственных растений.

Неврозы у детей

Нервное расстройство или невроз - это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, и

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

Повышенные: ранимость , стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость,