Урок-викторина "обобщение и повторение материала по темам "надкласс рыбы, класс земноводные и класс пресмыкающиеся". Обобщающий урок по темам: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии

Повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся;

Развить умения делать выводы, обобщения сообщения и работать самостоятельно и коллективно, работать с дополнительной литературой;

Данный урок проводится после изучения тем «Классы: Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся » и является, по сути, уроком обобщения и проверки знаний . Форма-в виде игры, повышает интерес учащихся и стремление их к получению новых знаний на уроке.

Время проведения - один урок.

КВН предшествует тщательная подготовка:

1) Учитель в течение изучения всей темы даёт дополнительные факты, информацию, которые впоследствии пригодятся учащимся на этом уроке.

2) Учащимся даются: домашние задания для подготовки к конкурсу газет, приветствию и рекомендующиеся источники получения информации.

3) Пригласить жюри для оценивания конкурсов игры (учителя биологии, старшеклассники и др.)

4) Класс необходимо предварительно разделить на три команды, если проводятся уроки в одном классе.

Оборудование: таблицы по теме «Хордовые. Классы Хрящевых и Костных рыб», «Хордовые. Класс Земноводные», «Хордовые. Класс Рептилии»;

Самодельные дидактические материалы, карточки с заданиями, рисунки.

Ход проведения урока-игры по биологии в 7 классе:

1)Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок -игра на тему «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». В форме разнообразных конкурсов мы повторим вопросы охраны, многообразия и значения рыб, земноводных и пресмыкающихся. Соревноваться между собой будут 3 команды: «Эрудиты», «Краеведы» и «Знатоки» (названия ребята должны выбрать сами).

У нас в гостях специалисты биологи, которые помогут нам при проведении урока. Они же будут нашим жюри. Давайте с ними познакомимся.

1 специалист-ихтиолог:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут _______. Я специалист по изучению рыб - ихтиолог. И сегодня я буду задавать вам разные вопросы о жизнедеятельности рыб. Надеюсь на сотрудничество.

2 специалист - батрахолог:

Добрый день! Меня зовут _________. Я изучаю земноводных. Наука о земноводных называется – батрахологией. Мои вопросы и задания будут об амфибиях или земноводных. Желаю всем успехов!

3 специалист - герпетолог:

Здравствуйте! Я ___________. Область моей специализации в биологии это – наука герпетология о пресмыкающихся или рептилиях. О них можно говорить часами. Думаю, что и вы много знаете о пресмыкающихся.

Учитель:

Ребята, теперь необходимо разделиться на 3 команды, придумать названия команды и девиз, выбрать капитана команды.

1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.

2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.

3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.

Критерии оценок по следующим направлениям:

1) Личное первенство

2)Степень участия в работе команды.

Каждый конкурс оценивается в баллах. Количество максимальных баллов объявляется перед каждым конкурсом.

Итак! Начинаем нашу игру!

1 конкурс « Визитка команды»

Представление команд по плану:

1.Название команды

2.Девиз команды

3.Капитан команды.

Жюри после каждого конкурса ведёт счёт команд. Записи счёта ведутся на доске.

2 конкурс «Биологическая викторина»

(максимальное количество баллов-7)

Специалисты задают командам вопросы поочередно. Количество вопросов каждой команде – 7.

Предоставим слово специалистам.

1 специалист-ихтиолог:

Вопросы первой команде «Эрудиты»:

1.Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде?

(Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь и др.)

2.В связи, с чем у некоторых рыб возникла уплощенная форма тела?

(У донных рыб, обитающих на дне.)

3.Представители этого отряда имеют внешние отличительные признаки в виде усика на подбородке и 3 непарных плавников на спине. Назовите отряд и характерных представителей.

(Это отряд трескообразные: треска, налим, пикша, навага и др.)

4.Какую самую крупную рыбу вы знаете?

(Среди костных рыб - это арапайма. Длина её тела до 4 метров, масса 150-200 кг. Живет она в реках в тропической Америки. Местные жители на неё охотятся с удочками и стрелами. Среди хрящевых рыб самой крупной является китовая акула, длиной до 20 метров. Она, совсем безобидна, т.к. питается планктонными рачками)

5.Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание». Что это за рыбы? Зачем они это делают?

(Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др.)

6.Как при нересте меняется внешний вид рыб?

(Рыбы становятся более ярко окрашены. У них плавники становятся более яркими.)

7.Бывают ли «летучие» рыбы?

(Да, бывают. Эти рыбы могут совершать полеты над водой до 100 и более метров. Долгоперы могут пролетать до 250-300 метров. При полете плавники рыб не совершают взмахов, а выполняют роль парашюта или планера.)

2 специалист - батрахолог:

Вопросы второй команде «Краеведы»:

1.Как земноводные приспособлены к своей среде обитания?

(К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др.)

2.Как внешне отличить лягушку от жабы?

(У жаб более сухая и неровная ороговевшая кожа т.к. они могут жить и вдали от водоемов. Кожа лягушек влажная т.к. там находятся кожные железы, выделяющие влажный секрет, который защищает кожу лягушек от высыхания.)

3.Представители этого отряда земноводных не имеют ног. О них же можно сказать что они «ушли в подполье». Назовите отряд и его представителей.

(Это отряд безногие земноводные или червяги, их около 60 видов. Это обитатели почвы в тропических районах Земли. У них редуцированы глаза и ноги.)

4.Какое самое большое земноводное вам известно?

(Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1,5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3,5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2,8 кг.)

5.О чем может сказать яркая окраска земноводного?

(Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней, стоит жизни человеку.)

6.В чем сходство головастика с рыбами?

(Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела. Один круг кровообращения и 2 камерное сердце)

7.Бывают ли безлегочные земноводные?

(Да, бывают. Это, например: некоторые виды саламандр и тритонов (уссурийский тритон). Кроме кожного дыхания у них есть ротовое дыхание.)

3 специалист - герпетолог:

Вопросы третьей команде «Знатоки»:

1.Как пресмыкающиеся приспособлены к своей среде обитания?

(Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями и др.)

2.Что означает название класса пресмыкающиеся?

(Две пары ног пресмыкающихся, широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются- касаются телом земли (отсюда название этого класса)

3.Этот отряд пресмыкающихся представлен всего-навсего одним видом. Назовите этот отряд пресмыкающихся.

(Это отряд клювоголовых. Отряд представлен гаттерией. Гаттерия занесена в международную красную книгу. Ее называют живым ископаемым. Живет эта рептилия на маленьких островах у Новой Зеландии и охраняется как «живой памятник природы».)

4.Какие самые большие пресмыкающиеся вам известны?

(Это ящерица - комодский варан длиной более 3 метров, змея - удав- анаконда более 10 метров, нильский крокодил длиной более 6 метров, черепахи: - морская кожистая зеленая или суповая черепаха и сухопутная - галапогосская слоновая черепаха. Длина каждой из этих черепах более 1,5 метров и масса более 400 кг.)

5.Какие пресмыкающиеся работают сторожами или няньками?

(В Сиднее, Австралия многие магазины охраняются сторожами- змеями. В Бразилии удавы-домашние животные охраняют жилище человека от ядовитых змей, играют с детьми, ловят грызунов.)

6.Каково значение смены окраски кожи у хамелеонов?

(Хамелеон быстро меняет окраску тела, приспосабливаясь к фону той природной среды, в которой находится.)

7.Бывают ли «плачущие крокодилы»?

(Да, бывают. Ученые установили, что со слезами, крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 2 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

Учитель:

3 конкурс «Кто здесь лишний?

Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.

1 команде «Эрудиты»:

Окунь, скат, сом, треска

(«Лишним» является скат т.к. он относится к классу Хрящевые рыбы, а все остальные относятся к классу Костные рыбы)

2 команде «Краеведы»:

Квакша, жаба, тритон, лягушка

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к отряду Хвостатых земноводных, а все остальные относятся к отряду Бесхвостых земноводных.)

3 команде «Знатоки»:

Крокодил, черепаха, тритон, хамелеон

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к классу Земноводных, а все остальные относятся к классу Пресмыкающихся)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 3 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

4 конкурс «Головоломки»

(максимальное количество баллов-4)

Каждая команда получает головоломку на раздаточном листке. В головоломке спрятаны 4 слова, оканчивающиеся на букву «а». Команды должны расшифровать головоломки.




Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 5 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 4 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

5 конкурс «Конкурс капитанов»

(максимальное количество баллов-4)

Каждый капитан задает по 1 вопросу 2 другим капитанам и сам отвечает на 2 вопроса от др. капитанов команд.

Вопросы от капитана 1 команды «Эрудиты»:

1.Назовите морскую рыбу по форме напоминающую шахматную фигуру.

(морской конек-тряпочник)

2.Какая рыба является живым ископаемым и почему?

(латимерия т.к. она является живым представителем кистеперых рыб)

Вопросы от капитана 2 команды «Краеведы»:

1.Существует ли у земноводных забота о потомстве? Приведите примеры.

(Да, существует. Примеры: жаба повитуха и пипа суринамская носят на своем теле головастиков до формирования лягушат.)

2.Что могут делать земноводные при помощи кожи?

(Защищаться, отпугивать и предостерегать врагов о своей ядовитости; дышать при помощи кожи)

Вопросы от капитана 3 команды «Знатоки»:

1.В чем разница линьки ящерицы и змеи?

(Змея линяет, сбрасывая кожу «чулком» или целиком, а ящерица линяет, сбрасывая кожу кусками.)

2.В чем рептилии более независимы, чем земноводные?

(Рептилии не зависят при размножении от водной среды как земноводные.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 7 конкурсов.

6 конкурс «Мозаика»

(максимальное количество баллов-5)

Каждая команда получает мозаику (достаточно разрезать одно изображение на кусочки, а второе, точно такое же дать для образца команде), если ее сложить, то получится изображение животных.

Побеждает команда наиболее быстро и качественно сложившая изображение мозаики.

1 команде «Эрудиты»:


2 команде «Краеведы»:


3 команде «Знатоки»:


Учитель:

Заслушаем мнение жюри по итогам 6 конкурса.

7 конкурс «Незаконченная таблица».

(максимальное количество-10 баллов)

каждая команда получает таблицу, где имеется 2 колонки. В первой надо вписать названия животных из предложенных вариантов ответов.

Варианты ответов: веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр.

№ 1

Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры

№ 2

У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда

№ 3

Эта рыба «бьет» электрическим током

№ 4

Усатая рыба

№ 5

Безногая амфибия

№ 6

Ядовитая змея

№ 7

Рептилия с непостоянной окраской тела

№ 8

Ужасный ящер

№ 9

«Истребитель» комаров

№10

Безногая ящерица

Ответ:

(1-саламандра исполинская, 2-акула, 3-скат, 4-сом, 5-червяга, 6-кобра, 7-хамелеон,8-динозавр,9-жаба,10-веретиница).

Учитель: Заслушаем мнение жюри по итогам 7 конкурса.

Звучит торжественная музыка.

Подведение итогов:

1.Выступление жюри. Оглашение общего счета игры. Поздравление победителей. Необходимо отметить в командах наиболее отличившихся игроков.

2.Награждение-вручение призов, грамот.

Заключительное слово учителя:

Ребята мы повторили и проверили знания о рыбах, земноводных и амфибиях. Все команды показали хорошие знания. Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете использовать в своей жизни во благо природы и никогда не обидите своих «братьев меньших».
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: “Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся”.

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
  • закрепить полученные знания по пройденной теме;
  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Методы урока: эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7-го класса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в Power Point.

Ход урока

  1. Объявление темы урока, его целей и задач.
  2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).
  3. Формулирование гипотезы урока.
  4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).
  5. Формулирование цели и правил проведения викторины.
  6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.
  7. Подведение итогов викторины.

Правила проведения познавательной викторины.

  1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
  2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
  3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
  4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

Вопросы познавательной викторины .

Тема “Надкласс Рыбы”

1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

2. Чешуя рыб “паспорт” и “медицинская” книжка одновременно. Почему?

Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

7. У японцев существует поговорка: “Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание”. Каков ее смысл?

Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: “Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов”.

Тема “Класс Земноводные”

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

Тема “Класс Пресмыкающиеся”

1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

Ответ: Саламандра – земноводное.

2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает “водную” проблему?

Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

7. Объясните, почему говорят: “Плачет крокодиловыми слезами”?

Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Литература

Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: “Родничок”, 1999. – 144 с.

О.В. Азарова

БИОЛОГИЯ

7 КЛАСС

УРОК-ИГРА

Тема: Обобщение знаний по теме «Класс Амфибии и Класс Рептилии».

Цель: Организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению и закреплению пройденного материала по разделам «Класс Амфибии» и «Класс Рептилии».

Задачи:

    создать дляобучающихсяусловия по обобщению и система­тизации знаний в рамках данной темы с использованием игровой формы проведения урока;

    повторить особенности строения представителей Класса Амфибии и Класса Рептилии;

    создать условия для развития биологической речи, коммуникативных навыков;

    обеспечитьпроверку и первичную оценку знаний обучающихся по теме;

    подготовиться к тестовой работе по теме «Классы Земноводные и Пресмыкающиеся».

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся, таблицы «Многообразие земноводных» и «Многообразие рептилий», инструктивные карточки для выполнения заданий конкурсов, компьютер, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: рабочая тетрадь 7 класс 2 часть, учебник: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва. «Биология. Животные.7 класс», М., Вентана-Граф, 2012 г.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

    Обобщить знания по темам «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся».

    Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Познавательные УУД

    Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

    Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

Коммуникативные УУД

    Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

    Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока:

Конкурс проводится в 7 классе, как итоговое занятие по теме «Амфибии и Рептилии». Весь урок проводится как актуализация знаний по данной теме и подготовка к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Всего 6 конкурсов. Пока идет один конкурс, учитель тут же проверяет предыдущий и каждой команде выставляются баллы за каждый конкурс.

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Организационный .

Перед тем как началась сама викторина, или накануне, ребята делятся на 2-3 команды (в зависимости от количества учащихся в классе ), выбирают командира, название команды и девиз, связанный с темой викторины (возможна предварительная подготовка )

Учитель приветствует класс, определяет готовность учащихся к игре.

Вступительное слово учителя (Приложение №1)

Обсуждение условий предстоящей игры и результатов игры (приложение №2).

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

II . Конкурс № 1 «Разминка» Приложение № 3

Начинается соревнование с разминки, состоящей из 10 вопросов 1-го задания и расшифровки анаграмм второго задания. На обсуждение дается 4-5 мин. В обсуждении участвует вся команда.

Учитель раздает задание и через 3-4 мин собирает результаты, проверяет, выставляет баллы, анализирует правильные ответы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

III .Конкурс № 2 «Систематические признаки» приложение № 4

Ученики так же работают в команде, выполняя очередное задание, командир (SOS-директор) координирует действия своей команды. Анализируют ответы команд-соперников, корректируют неточности в ответах одноклассников. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Учитель проверяет задание и тут же выявляем ошибки (если есть). Конкурс важен тем, что некоторые вопросы будут встречаться в тестовой проверочной работе на следующем уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию. 2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД

      Обобщить знания по теме «Амфибии и Рептилии».

      Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Рептилии».

IV . Конкурс № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ» приложение № 5

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждое верное произведение дается 1 балл. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Конкурс интересен тем, что здесь хорошо прослеживается межпредметная связь (литературы и биологии). Обычно дети очень хорошо и с удовольствием справляются с этим заданием. Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

V . Конкурс № 4 « ГОЛОВОЛОМКА » приложение № 6

В этом конкурсе ребята соревнуются в умении разгадывать головоломки. Всем интересно какая же команда самая быстрая и сообразительная.

Учитель в этом конкурсе выявляет умение разгадывать головоломки, умение работать в команде, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, а также по другим предметам.

2.Формирование умения быстро анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

VI . Конкурс № 5 «Пятый лишний» приложение 8

Команды должны выбрать одного лишнего представителя классов Амфибии и Рептилии из пяти представленных. Ребята объясняют свой выбор. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы после ответов одноклассников.

Учитель в этом конкурсе выявляет подготовку к урокам по знанию представителей классов Амфибии и Рептилии, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

3. Формирование умения отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний о представителях изучаемых классов животных.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, выявлять факты и явления, а также объяснять свой выбор.

VII . Конкурс № 6 « Ода лягушке/ящерице» приложение № 9

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Учитель вместе со всем классом решает какой балл выставить каждой команде. Обычно дети очень любят этот конкурс и пишут неплохие стихи, которые, как правило, оцениваются высоко.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (литературе)

VIII . Подведение итогов урока-конкурса.

За несколько минут до конца урока подводятся итоги. Капитаны команд высказывают свое мнение о проведенной игре и решают вместе каких оценок достойны участники команд, аргументируя их. Подсчитывается количество баллов, набранное командой. Обсуждается, кто из членов команды был самым «полезным», заработал больше всего баллов и достоин получить отличную оценку (3 человека из команды).

Учитель выслушивает доводы лидеров команд и высказывает свое мнение по поводу оценок учащимся. Вместе приходим к единому мнению.

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Оценки выставляются в соответствии с условиями и результатами игры, озвученными в начале урока.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IX . Домашнее задание на следующий урок.

Учащиеся записывают задания в дневнике.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе: повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся», провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради.

Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Этапы викторины

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вступительное слово учителя. Перед тем, как мы начнем наш конкурс, я хочу рассказать легенду о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет ветку с того места, где он свернул с дороги», – говорил вождь. Вскоре вернулся первый и протянул колючку кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы».

Второй принес серебристую ветку полыни. Вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение».

Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение досталось и четвертому, пришедшему с веткой крушины.

Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и выше всех оценил его поступок: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. С каждым выполненным заданием вы будете подниматься все выше и выше. Если вы успешно пройдете все конкурсы, в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин биологии будет преодолена. Итак, начнем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Условия игры:

    Класс разбивается на команды по 5-6 человек.

    Каждая команда организует свой «мозговой центр» (ребята садятся вместе).

    У каждой команды должен быть капитан (SOS-директор) и участник, который суммирует баллы, полученные командой (бизнес-директор).

    Команды сдают ответы в письменном виде.

    Баллы за каждый тур сразу же выставляет учитель.

Результаты игры:

    Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов. При этом все участники команды-победительницы получают «5». В других командах «пятерки» получают по три игрока, выбранных командой, которые заработали своим командам больше всего баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КОНКУРС № 1 «РАЗМИНКА» (за каждый верный ответ – 1 балл )

Задание 1.

1. Какой класс может существовать как на суше, так и на земле? (Земноводные, или Амфибии.)

2. Как называется личинка лягушки? (Головастик.)

3. Какое доисторическое существо является древнейшим пред­ком всех земноводных? (Кистеперая рыба.)

4. Вспомните термин, которым обозначаются особые звукоуси­ливающие кожаные мешки у лягушек и жаб. (Резонаторы)

5. Животные, температура тела у которых напрямую зависит от температуры окружающей среды? (Холоднокровные)

6. Назовите дословный перевод слова «динозавр». («Ужасный ящер»)

7. С помощью, каких органов осуществляется дыхание у пре­смыкающихся? (Легкие)

8. Какое свойство организма позволяет отращивать ящерице утерянный хвост? (Регенерация)

9. Назовите количество кругов кровообращения отряда пресмы­кающихся? (два.)

10. Назовите наружный орган слуха пресмыкающихся. (Бара­банная перепонка)

Задание 2.

Расшифруйте названия амфибий и рептилий (1 балл за каждую верно расшифрованную анаграмму)

    АБАЖ

    ТИРОНТ

    ЛОГУБУЗ

    ЯВЕРЧАГ

    КСИНЦ

    НИТОП

    АВИЛАГ

    ЯНЕМДАК

Ответы:

ЖАБА ТРИТОН УГЛОЗУБ ЧЕРВЯГА СЦИНК ПИТОН ГАВИАЛ МЕДЯНКА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КОНКУРС № 2 «СИСТИМАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ»

Из перечисленных ниже признаков и представителей выберете те, которые относятся:

1 – к рептилиям, 2 – к амфибиям.

        Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.

        Нет ребер.

        Имеются когти.

        На 50 % дышат кожей.

        Перегородка в желудочке сердца.

        Два круга кровообращения.

        Внутреннее оплодотворение.

        Развитие со стадией личинки.

        Имеется клоака.

        Огненная саламандра.

Ответы:

Рептилии – 1, 3, 5, 6, 7, 9.

Амфибии – 2, 4, 6, 8, 9, 10.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

КОНКУРС № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ»

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждую верную поговорку или пословицу дается 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

КОНКУРС № 4 «ГОЛОВОЛОМКА»

Необходимо найти начало головоломки, по непрерывной и непересекающейся линии прочтите зашифрованный текст о хвостатых земноводных (каждое слово – 1 балл)

Ответ : ТРИТОНЫ, САЛАМАНДРЫ НЕ СПОСОБНЫ ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ

Каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

КОНКУРС № 6 «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Жерлянка, жаба, тритон, саламандра, веретеница . (Веретеница – рептилия, а остальные земноводные.)

    Уж, аллигатор, ящерица, квакша, варан. (Квакша – земноводное, а остальные пресмыкающиеся.)

    Жерлянка, квакша, лягушка, жаба, тритон. (Тритон – хвостатое земноводное, а остальные бесхвостые.)

    Гадюка, уж, хамелеон, кобра, полоз. (Хамелеон – ящерица, а остальные змеи.)

По 1 баллу за каждый верный ответ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

КОНКУРС № 6 «ОДА ЛЯГУШКЕ/ЯЩЕРИЦЕ» (на выбор учащихся)

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Если учащимся сложно выполнить данное задание, его можно заменить на составление синквейна на тему «Лягушка/Ящерица».

После чего подводятся итоги и проводится награждение. Можно подготовить ребятам или сладкие подарки или какие-либо мелкие сувениры, связанные с темой урока. На мой взгляд, лучшим поощрением будут хорошие оценки за урок!

Подведение итогов занятия

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе:

    повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся»,

    провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради

    Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Примечание : Лучше, если все задания конкурсов будут распечатаны на отдельных листочках каждой команде. Когда задания выводятся на экран, дети хуже его воспринимают и медленнее работают.

Обобщающий урок по темам: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Цель урока: Повторение и закрепление особенностей внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Задачи: - Уметь сравнивать внешнее и внутреннее строение ящерицы и лягушки; - Называть приспособления в строении и жизнедеятельности существования в наземно -воздушной и водной среде; - Уметь применять полученные знания для реализации жизненной ситуации, имеющей личностный и познавательный интерес; - Развивать коммуникативную компетентность через коллективную творческую работу - Развивать способность к адекватной самооценке своей деятельности; Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Методы и приемы: Словесные, наглядные, частично – поисковые Форма работы: Индивидуально коллективная Ход урока I Организационный момент. Приветствие класса. Слово учителя: Добрый день. Как вы наверное уже заметили, у нас с вами сегодня будет несовсем обычный урок. Урок обобщения и повторения. Обратите внимание на экран. Попробуйте определить, о каких разделах пойдет речь. Давайте постараемся определить тему урока. Слайд 1 (На слайде разнообразные представители земноводных и пресмыкающихся) Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Слайд 2 Каковы же цели нашего урока? О чем мы сегодня будем разговаривать? Мы сегодня с вами поговорим об особенностях внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Слайд 3 Наш урок будет состоять из нескольких последовательных этапов 1 Экспресс – опрос, как актуализация знаний Слайд 4 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей наземно – воздушной среды? (речь идет о внешнем строении) – Пятипалые конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки, воздушное дыхание Слайд 6 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей водной среды? – Голая, богатая железами кожа, перепончатые задние лапы, глаза и ноздри на возвышениях. Слайд 8 – Какие признаки характеризуют принадлежность к классу пресмыкающихся? – Дышат легкими, размножаются на суше, внутреннее оплодотворение, голая сухая кожа, покрытая чешуйками (роговой покров) Слово учителя: Хорошо, молодцы ребята. Обратите внимание на оценочные листы. А сейчас у нас будет индивидуальная работа. Обратите внимание на экран. Слайд 9. Задание 1. Перед вами строение внутренних органов представителей классов земноводных и пресмыкающихся. Кроме того, у каждого из вас, есть карточка с заданием. Подпишите свои карточки. Вам необходимо, напротив каждой цифры указать название органа. (После выполнения задания, на экране появляются ответы) Слайд 10. Я попрошу вас обменяться карточками, и оценить результаты, по трехбалльной системе, согласно критериям, которые указаны на карточках, и определить количество баллов 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Ну а сейчас, внимательно посмотрите на свои карточки, и попытайтесь сделать вывод о причинах сходства в строении внутренних органов. Какой вывод можно сделать? Почему? (Общность происхождения) Ну а сейчас у меня к вам вопрос. У кого из вас есть черепаха? Я предлагаю вам решить такую задачу. Слайд 12 – на слайде задание: Задание 2 (Стимул) Вот вы решили завести черепаху. И пусть это будет красноухая черепаха. Тут же возникают проблемы: Чем кормить? Где поселить? А вдруг заболеет? (Проблемное задание) В зоомагазине вы получаете множество советов по уходу за питомцем. Один из них: Кормить сырым мясом 2 -3 раза в неделю. С чем это связано? Вы сами согласились бы с данной рекомендацией? Если да, то почему? Тем временем, один учащийся, по желанию приглашается к доске. Слово учителя: Я предлагаю тебе выполнить импровизированный каллаж (На доске надпись – земноводные. Задание (индивидуально). Ученик должен разместить вокруг признаки и представителей данного класса). Ответы по решению задачи. Далее проверяем каллаж. А сейчас я вас попрошу проверить и оценить работу вашего товарища. Перед вами есть своеобразные жетоны. Если, вы считаете, что задание выполнено верно, поднимите смайлик «с улыбочкой», но если вы считаете, что ответы неудовлетворительные, соответственно поднимите грустный смайлик. Молодцы ребята, теперь можно заводить черепаху. Задание 5 Перед вами лежат карточки с заданием под номером 2 Вам необходимо найти ошибки в тексте. Подчеркните их. После выполнения работы на экран выходит правильный текст, и ребята приступают к самооценке, согласно критериям. Пресмыкающиеся - многочисленная группа наземных животных, сохраняющих тесную связь с водной средой. Оплодотворение наружное. Тело ящерицы разделено на отделы: голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Снаружи тело покрывает влажная кожа с многочисленными железами. (плотная сухая). Широкое и короткое тело ящерицы лишено хвоста. Между головой и туловищем имеется – шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука. Если вы верно определили все ошибки, ставите себе 3 балла Если не заметили 1, то 2 балла, если 3, то 1 балл Хорошо, молодцы. Продолжим. У вас на столах лежат конверты с заданием под номером 3 Задания с выбором одного верного ответа Задание 3 1 Хлоднокровных животных, обитающих в водной и наземно – воздушной средах, но размножающихся только в воде, относят к классу А) Земноводные Б) Хрящевые рыбы В) Костные рыбы Г) ракообразные 2 К классу Земноводные не относится: А) крокодил Б) озерная лягушка В) саламандра Г) тритон 3 Земноводные имеют дыхание А) кожное Б) легочное В) кожное и легочное Г) жаберное 4 Способность к регенерации характерна для представителей класса: А) Земноводных Б) пресмыкающихся В) рыб 5 Число конечностей у наземных земноводных: А) 2 пары Б) 3 пары В) 1 пара Г) 4 пары 6 Хорошая координация движения в основном связана с развитием у пресмыкающихся: А) промежуточного и продолговатого мозга В) спинного мозга и мозжечка Б) продолговато и среднего мозга Г) переднего мозга и мозжечка (1-а; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-г) А сейчас, обменяйтесь работами, для взаимопроверки. 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Не забывайте вносить количество заработанных баллов в свой оценочный лист Далее подсчитываем общее количество баллов, для выставления оценок за урок. (А сейчас сделаем выводы о различиях в строении и процессах жизнедеятельности между представителями данных классов) Спасибо Слайд 14 - жетоны Рефлексия. Какой этап урока, для вас был наиболее интересным и почему? Слайд 15 – спасибо за внимание))) Урок окончен.

Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.