Формирование учебной деятельности детей подготовительной группы. Универсальные предпосылки учебной деятельности, их роль в реализации фгос презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы.

Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребёнок, или будет себя чувствовать чужим и незащищённым. Ребёнок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый, возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребёнка.

Реализация системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов обучения, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.

Проблема развития предпосылок учебной деятельности – одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Эта проблема стояла в своё время перед Л.С. Выготским, определившим её как «соотношение обучения и развития». Однако учёный лишь наметил пути её решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация её достигается через формирование у детей теоретического мышления путём специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Дошкольный возраст – этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности.

Гипотеза исследования: если систематически и последовательно проводить игровые занятия с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:

Учёта развития психических процессов дошкольника;

Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру.

3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической и методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Интерпретация и обработка результатов исследования.

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнить. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализованно – с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребёнок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребёнок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

Учебные задачи;

Учебные действия;

Контроль;

Оценку.

В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, посредством которых они «усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения». Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребёнок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

Отметим, что понятия «целенаправленное обучение» и «учебная деятельность» далеко не идентичны.

Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.

Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.

Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.

Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.

Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребёнок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания.

С поступлением ребёнка в школу учебная деятельность становится ведущей, а это способствует перестройке всех психических процессов и в центр сознания ребенка выдвигается мышление. Эта перестройка ведёт к развитию произвольности психических процессов и формированию у детей способности к планированию, к контролю и самоконтролю.

Одним из значимых моментов формирования полноценной учебной деятельности как показывают специальные психологические исследования (Л.С. Выгодского, А.Л. Венгер, Е.И. и Г.И. Кравцовы, Е.О. Смирнова и др.) является произвольность (произвольность поведения, внимания, общения).

Вывод: при рассмотрении понятия «учебная деятельность» мы смогли установить, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

1. Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия.

2. Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца.

3. Действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ.

4. Действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

Теория Д.Б. Эльконина о структуре учебной деятельности положена в основу формирования учебно-организационных умений детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя:

Организационно-личностные;

Организационно-технические;

Организационно-гигиенические.

Они в свою очередь также включают целый ряд умений. Так, организационно-личностные умения предполагают наличие у личности школьника следующего комплекса умений:

Целеопределение;

Планирование предстоящей деятельности;

Выполнение действий по разработанному алгоритму;

Самоконтроль;

Самооценка;

Корректировка.

Формирование полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит только в том случае, когда она строится в строгом соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами и всем комплексом умений.

Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умения определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребёнок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребёнок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

Умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

Умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

Умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

Высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

Средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

Низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Вывод: исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:

Чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;

Чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. «Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б. Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий».

И наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению.

«Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б. Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя». И дальше: «Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя».


Учебная деятельность должна увлекать ребят, прино­сить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными моти­вами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способ­ности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учеб­ной деятельности дошкольников.

Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто счи­тает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, от­ветственности, дисциплинированности. Конечно, эти ка­чества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, не­обходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут фор­мальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать раз­витию пытливого творческого ума. К. Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потреб­ностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований педагогов и психологов по­зволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.



2. Учебная деятельность должна быть разнообраз­на. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

3. Необходимо понимание нужности и важности пре­подносимого материала.

4. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые дошкольникам, должны быть трудными, но посильными.

6. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную ак­тивность.

7. Учебный материал должен быть ярким и эмоцио­нальным.

Итак, воспитание познавательных интересов - важ­нейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно ре­шен этот вопрос, во многом зависит успешность органи­зации учебной деятельности дошкольников.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, советская психология опирается на положения о содержа­нии и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. С точки зрения этих ученых, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизве­дение детьми этих способов выступает в качестве основ­ной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятель­ности, например в игре, в труде. Однако только в усло­виях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности детей возможно прежде всего на основе осознанного вычлене­ния ребенком способа действий. Поэтому второй пред­посылкой учебной деятельности в ее развитом виде вы­ступает овладение дошкольниками общими способами дей­ствий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Методика обучения детей умению овладевать способа­ми действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотруд­никами. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспита­теля; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать конт­роль за своими действиями и словами и т. д.

Учебная деятельность - вид познавательной деятель­ности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педа­гога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельное на­хождение способов решения практических и познаватель­ных задач.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. И. Берцфаи, Н. В. Морозовой, Г. И. Минской, А. Н. Давидчук пока­зывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в дошколь­ном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осозна­вать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формиро­вания у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Как отмечает Г. И. Минская, дети пытаются исполь­зовать усвоенный способ в новых, уже измененных усло­виях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе, с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической дея­тельности ряд сходных, но не тождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что поз­воляет ему переносить найденный способ в новые, изменен­ные условия.

Данные А. Н. Давидчук свидетельствуют о том, что в условиях экспериментального обучения, направленного на формирование общих способов решения определенного круга конкретно-практических задач, у детей вырабаты­вается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее ре­шения.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности, кото­рая должна быть сформирована у дошкольников, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляет­ся на основе образца действий, то без сопоставления ре­ально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятель­ности рационально начинать с формирования умений конт­ролировать и оценивать свои действия.

Исследования Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой показали, что старшие дошкольники могут не только нахо­дить рассогласование между заданными и получен­ными результатами, но и определять его величину и напра­вление, а затем на этой основе успешно осуществлять коррекцию своего действия. Это говорит о том, что у детей дошкольного возраста стихийно складываются элемен­тарные контрольные действия. Задача же воспитателя - целенаправленно обучать детей действиям контроля.

Помимо общей направленности контрольные действия имеют особую функцию, которая определяется целями и содержанием той деятельности, внутри которой они складываются. Для развития предпосылок учебной дея­тельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием раз­вития этого контроля являются специальные методы обучения детей приемам сопоставления полученных резуль­татов с заданным способом действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности дошкольников, можно назвать основные компоненты этой деятельности: принятие зада­чи; выбор путей и средств для ее осуществления и следо­вание им; контроль, самоконтроль и самопроверка; личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие дошкольников овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не толь­ко ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая при­дает ей целостный характер.

лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности . Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.

Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение) .

Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного , каковы условия их развития .

Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей . Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными . Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

условия , при которых возникает и развивается интерес к учению.

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку . Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

3. Учебные задания , предлагаемые детям , должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.

4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности , возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.

В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности , например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта .

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых , более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях , в соответствии с которыми они изменяют конкретные

формы его употребления , сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных , но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению , что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия .

Четвертой предпосылкой учебной деятельности , которая

должна быть сформирована у детей , является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)

показали, что у детей детского возраста стихийно

складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя -

целенаправленно обучать детей действиям контроля .

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей , можно назвать основные компоненты учебной деятельности :

Принятие задачи;

Выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;

Контроль, самоконтроль и самопроверка;

Личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью , включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей .

Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности , включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности .

Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений , но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования , поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей .

Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности , для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.

Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей . К их числу можно отнести :

Методы исследовательского обучения Савенкова

«Модель трех вопросов»

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства

«Матрица оценки выдвинутых гипотез»

Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно

методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» - этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность ! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада , семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка - происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности .

Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования .

Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?» , «Почему сосульки плачут?» , «Почему собака кусается?» , «Одиночка и коллектив» , организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей .

Эффективность социально-значимых проектов («Мы - за пожарную безопасность!» , «Всем нужна вода!» , «Город мастеров» , «Сохраним березку» , «Правила дорожные всем знать положено» и др.) с точки зрения развития личности ребенка неоспорима : разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик , заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том , что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности . К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи» , «Герб моей семьи» , «Мое родословное древо» , «Мама, папа, я – Анжерская семья» , «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию , активное отношение к окружающей действительности.

Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.

  • 9. Объективный и субъективный характер цели воспитания.
  • 10.Концепция воспитания дошкольников.
  • 8. Идеальные и реальные цели воспитания.
  • 11. Социально-педагогические основы становления системы общественного дошкольного воспитания.
  • 12. Взаимосвязь теории и практики как условие развития системы общественного дошкольного образования
  • 13. Система дошкольного образования в рб.
  • 14. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения.
  • 3.Пед. Оптимизм
  • 15.История создания «Программы воспитания и обучения в детском саду».
  • 17. Современные образовательные программы для ду
  • 18. Естественнонаучные основы физического воспитания. Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.
  • 19.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Условия и средства физ. Воспитания в ду и семье.
  • 20. Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в рб и странах снг
  • 22. Задачи и содержание умственного воспитания детей дошк. Возраста
  • 23.Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.
  • 24 Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошк-го возраста
  • 25.Зарубежные и отечественные системы сенсорного воспитания детей.
  • 26.Задачи и содержание сенсорного воспитания современной дошкольной педагогике.
  • 28. Современные исследования сенсорного воспитания дошкольников
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 33. Задачи и содержание эстетического воспитания
  • 36. Формы организации эстетического восп-ия детей в ду
  • 37. Из истории вопроса трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 2.Дежурства:
  • 3.Коллективные формы организации труда:
  • 39. Виды элементарной трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание
  • 41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 42. Происхождение игры и ее социальный характер.
  • 45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.
  • 47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.
  • 53. Предметно-развивающая среда. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада.
  • 56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. Возраста.
  • 57.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ду.
  • 4.Принцип доступности.
  • 60. Особенности воспитания и развития детей раннего возраста
  • 62. Воспитание детей в условиях разновозрастной группы
  • 61. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • 64. Виды и формы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 5.Каммуникативная
  • 70. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. Возраста.

    Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.

    Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.

    Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:

    1 .В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности.

    2 .К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности.

    3 .К 5-ти годам формирует у ребенка умение слушать, не мешать другим и выполнять задания.

    4 .На 6-м году формируем способность определения цели и достижения ее.

    На основе анализа учебной деятельности, проведенного Элькониным и Давыдовым , были определены ее структурные компоненты: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

    Усова А.П . выделила уровни развития учебной деятельности у дошкольников:

    1-й уровень. Высокий – дети слушают указания педагога, выполняют их, действуют осознанно, о непонятном спрашивают. Всегда добиваются результата, могут сравнить свой результат с результатами других.

    2-й уровень. Средний – дети слушают указания педагога, выполняют их, но склонны к подражанию. Не всегда добиваются результата, могут сравнить свои результаты с результатами других.

    3-й уровень. Низкий – дети слушают, но не слышат. Действуют, но не по указанию, результатов не добиваются. К оценке безразличны.

    57.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ду.

    Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.

    В дошкольной педагогике применяются следующие принципы :

    1.Принцип воспитывающего обучения . Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»

    2.Принцип развивающего обучения . Идея развивающего обучения было предложена Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил 2 зоны ближайшего развития и актуального развития.

    3.Принцип систематичности и последовательности . Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

    4.Принцип доступности.

    5.Принцип наглядности . Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету».

    6.Принцип научности . Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.

    7.Принцип сознательности и активности . Знания будут прочными, если они осознанны.

    8.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей .

    58.Методы обучения детей дошкольного возраста .

    Метод – способ совместной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач.

    В дошк. педагогике получила распространение классификация обучения по источнику получения знаний :

    1.Наглядные . К ним относятся: наблюдение, рассматривание картин и предметов, демонстрация видеофильмов.

    2.Словестные . К ним относятся: беседа, рассказывание, чтение худ. литературы.

    3.Практические : упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.

    - Упражнение - многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.

    - Моделирование . Модель – предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

    В дошк. педагогике для обучения детей звуковому анализу слова разработаны модели Журовой. Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой . По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.

    В настоящее время широкое признание получила классификация обучения по характеру познавательной деятельности , предложенная Ланером и Скаткиным:

    1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные

    2. Репродуктивные

    3.Проблемного изложения материала

    4.Частично поисковые

    5.Исследовательские.

    59.Современные подходы к организации обучения в ДУ .

    В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость пересмотра подходок к организации обучения в ДУ.

    Неустраивало и требовало пересмотра:

    Учебно–дисциплинарная модель обучения;

    Форма организации и методика обучения;

    Среда, в условиях которой организовывалось обучение дошкольников.

    В результате исследований, проведенных Коротковой и Михайленко был осуществлен переход к новой образовательной перадигме.

    В основу обучения была положена личностно – ориентированная модель .

    Произошел отказ от фронтальной формы обучения к подгрупповой форме обучения.

    Было сокращено общее количество занятий, остались занятия 3-х циклов: познавательного, эстетического и направленные на подготовку к школе.

    Коротковой и Михайленко было определено , что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным.

    Основной формой обучения признана игра . Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей.

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Профессионального образования

    Белгородский государственный университет

    Педагогический факультет

    Кафедра дошкольной педагогики и психологии

    Курсовая работа

    Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

    студентки

    Куценко Яны Викторовны

    Белгород, 2010


    Введение

    Глава 1. Теоретические основы развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста

    1.1 Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

    1.2 Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

    1.3 Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

    Глава 2. Экспериментальная работа по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

    2.1 Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада

    2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложение


    Введение

    Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

    Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

    Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

    "Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

    1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

    2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

    Дошкольный возраст - этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре.

    Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности.

    Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности.

    Гипотеза исследования: если систематически и последовательно проводить игровые занятия с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:

    · Учёта развития психических процессов дошкольника;

    · Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

    · Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

    Задачи исследования:

    1. Изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

    2. Проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру.

    3. Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

    Методы исследования:

    1. Анализ теоретической и методической литературы.

    2. Наблюдение.

    3. Беседа.

    4. Интерпретация и обработка результатов исследования.

    База исследования: старшая группа муниципального дошкольного образовательного учреждения, д/с №10 с.Таврово, Белгородского района.


    Глава 1. Теоретические основы развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста

    1.1 Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

    Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации

    С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

    Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным,

    В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.

    Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

    В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

    Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

    Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

    Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки). .

    Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

    Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

    · учебные задачи;

    · учебные действия;

    · контроль;

    · оценку. .

    В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

    Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, посредством которых они “усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения”. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.