Реабилитационный потенциал и его составляющие. Оценка клинико-функциональных показателей больных и инвалидов с артериальной гипертензией

Средний реабилитационный потенциал:

1. Жилищные условия не позволяют в полном объеме преодолеть затруднения в самообслуживании, передвижении.

2. Обеспечение физической независимости без периодической посторонней помощи затруднено.

3. Наличие семьи позволяет оказывать содействие в самообслуживании, мобильности, но только периодически.

4. Использование вспомогательных средств позволяет не в полном объеме преодолеть затруднения в передвижении, самообслуживании, получении необходимой социально-значимой информации.

5. Материальная обеспеченность соответствует уровню условного прожиточного минимума.

Низкий реабилитационный потенциал:

1. Без посторонней помощи и применения вспомогательных средств передвижение и самообслуживание в условиях жилья затруднено.

2. Использование вспомогательных средств позволяет в небольшом объеме преодолеть затруднения в самообслуживании, передвижении.

3. Семья обеспечивает содействие в передвижении, самообслуживании в отдельных разовых случаях.

4. Оказание помощи органов социальной защиты незначительно способствует адаптации в быту.

5. Материальная обеспеченность ниже уровня условного прожиточного уровня.

Социально-средовой аспект характеризует возможность участия инвалида в общественной жизни, максимально полную его интеграцию в общество. В основу социально-средовой адаптации должны быть включены следующие реабилитационные аспекты:

§ проведение социально-психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

§ осуществление помощи на уровне семейных отношений (обучение основам безопасности жизни, обучение социальному общению и независимости, консультирование по основам правовых знаний);

§ формирование навыка проведения отдыха и досуга (участие в работе кружков, художественной самодеятельности, экскурсиях);

§ занятия физкультурой и спортом (учебные занятия, лечебная физкультура, индивидуальные занятия, спортсекции, участие в соревнованиях).

Целью реабилитации являются – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

Для реализации конечной цели к каждому пункту социальной реабилитации составляется программа занятий и мероприятий с методикой их проведения. Обязательно учитываются характерологические изменения личности, диагноз, сопутствующие заболевания.

Высокий реабилитационный потенциал:

1. Возможно устранение ограничения мобильности за счет организации доступа к пользованию всеми формами общественного транспорта, вокзальным сооружениям, медицинским учреждениям, др. общественным зданиям, собственному жилищу; бесплатного проезда в транспорте, права на пользование услугами специальной службы доставки; предоставления в пользование специальных транспортных средств.

2. Возможно содействие личной самостоятельности и независимости за счет предоставления вспомогательных технических средств.

3. Возможно устранение ограничений в трудовой занятости за счет предоставления специальных льгот по трудоустройству и, следовательно, содействие экономической независимости.

4. Возможно снятие других ограничений к интеграции в общество за счет устранения ограничений занятости любительским спортом; других ограничений к социальным контактам: возможность проведения отпуска в санатории, доме отдыха и пр.

Реабилитационный потенциал инвалида - это характеристика биологического, энергетического состояния организма, из которой следует, насколько эффективно функционируют различные органы и системы, важные в рамках реабилитационного процесса. Оценивают с точки зрения как биологии, анатомии, так и медицинской науки. Понятие сложное, имеет несколько значимых аспектов. Разберем их детальнее.

О чем идет речь?

Оценивая реабилитационный потенциал личности, врачи обращают внимание на генетические предпосылки и специфические конституционные особенности, определяющие возможности конкретного организма. Из них можно сделать заключение о наследственном факторе и его влиянии на состояние здоровья. Внимание уделяют половой принадлежности, возрастным характеристикам, некоторым особенностям строения и функционирования тела.

Оценка реабилитационного потенциала обязывает анализировать возможности, которыми располагает медицинское отделение, включая квалификацию работающего персонала и наличие оборудования, техническую обеспеченность рабочего процесса. Исследовав эти факторы, можно обоснованно заключить, что именно будет помогать в конкретном случае в рамках биологического, медицинского, реабилитационных аспектов. Эту оценку необходимо проводить с учетом специфических особенностей конкретного случая. Нельзя вывести стандартный уровень, применяемый ко всем индивидуумам, проходящим реабилитацию в настоящий момент.

Что еще важно?

Потенциал - параметр, для выявления которого следует провести полный анализ особенностей конкретного пациента. При этом повышенное внимание обращают на психические процессы. Проверяют работу памяти и способность концентрировать внимание, выявляют интенсивность мыслительных процессов, эмоциональное состояние и его динамику. Не менее важно при оценке потенциала изучить личностные особенности пациента, определить, каков присущий ему тип темперамента, и на основании этого строить общение с больным. Нужно знать характер пациента, уровень его интеллектуального развития. Во многом успешность реабилитации определяется наличием мотивации, которую квалифицированные доктора могут поддерживать и стимулировать.

Уровень реабилитационного потенциала определяется внутренним моделированием заболевания. Этим термином принято обозначать понимание пациентом его состояния, представления человека о сущности проблемы и возможных прогнозах на ближайшее и отдаленное будущее. Зависит потенциал и от медицинских аспектов - особенностей конкретной программы лечения, включая ее объем и длительность. Чем выше качество медицинского обслуживания, тем больше будет и потенциал индивидуума. При прогнозировании ситуации имеет смысл оценить биологические, социальные аспекты, а также уделить внимание уровню функционирования компенсаторных механизмов. Всестороннее изучение ситуации позволяет точно определить потенциал больного и найти пути для его реализации, а в случае надобности - повышения.

Внутри и снаружи

Современные шкалы реабилитационного потенциала обязывают в равной мере уделять внимание как личностным особенностями человека, специфическим чертам его организма, так и социальному окружению. При этом учитывают, что наличие дефекта, патологии не исключает индивидуума из социальной среды, что формирует дополнительное реабилитационное поле, связанное именно с окружающими и их влиянием на личность.

Корректное определение реабилитационного потенциала предполагает всесторонний анализ общественного настроя и оценку мнения относительно реабилитации, продвигаемого сообществом. Учитывают как влияние локального местного социума, окружающего проходящего реабилитацию человека, так и человеческое общество в целом. Оценивая возможности индивидуума, важно комплексно анализировать все влияющие на ситуацию факторы для построения максимально эффективной программы с учетом индивидуальных аспектов сложившейся обстановки.

Социальное окружение

Полноценное, всестороннее определение реабилитационного потенциала обязывает проанализировать микроскопический социум, окружающий проходящего восстановительную терапию индивидуума. Говорят о так называемой реабилитационной ориентации. Внимание уделяют близким родственникам пациента и наличию группы поддержки, связанной общими интересами, а также окружению на рабочем месте, учебном, если таковые есть в жизни человека.

Выявление возможностей конкретного человека обязывает оценивать особенности больного в сравнении с представлениями референтной группы. Особенно актуально это, когда реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз формулируют применительно к страдающим психическими, нервными отклонениями. На основании полноценного анализа можно определить возможность реабилитации в социальной, трудовой, профессиональной среде, проанализировать перспективы интеграции в некоторую социальную группу.

Что говорят вокруг?

На человеческое сознание довольно сильно влияет общественное мнение. Доктора, формулируя реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз, обязательно учитывают этот аспект. Зачастую представления индивидуума о своих будущих возможностях диктуются сложившимися стереотипами, установившимся мнением. Если общество одобряет и принимает текущую ситуацию, допускает реабилитацию и благожелательно относится к персонам, ее с успехом прошедшим, это создает дополнительную мотивацию для конкретного человека.

В то же время возможна такая ситуация, когда общественность негативно относится к заболеванию и восстановительной программе, отрицая вероятность возврата индивидуумом себе прежнего социального статуса. Это существенно уменьшает возможности докторов и снижает мотивацию самого человека, усложняет восстановительную программу. Следует понимать, что реабилитационный потенциал нельзя сделать полностью независимым от общественного мнения, но можно принять меры для ослабления негативного влияния этого фактора, если для конкретной ситуации мотивация, формируемая социумом, именно отрицательная. В противном случае необходим противоположный подход - активное оперирование постулатами, одобряемыми общественным мнением, для мотивации индивидуума.

Оцениваем: как подходить к задаче? О правилах

Выявление реабилитационного потенциала предполагает полноценную оценку трех аспектов деятельности человека:

  • юридическая;
  • экономическая;
  • этическая.

Правовой, социальный потенциал реабилитации суммарно объединен в юридическую оценку возможностей и будущего проходящего восстановительную программу индивидуума. При этом потенциал оценивается применительно не к конкретному человеку, но анализируется социум как единый объект, организм. Внимание уделяют тому, в какой степени удачно сформулированы, применяются на практике социальные, правовые, законные нормативы, инструкции, подчиненные законам и призванные защищать права пациентов, включая тех, кому присвоен статус инвалидов.

В нашей стране действует ряд специальных нормативов, призванных защитить права лиц, страдающих расстройствами психики, нервной системы. Не все из них реально работают на практике, и оценка потенциала должна производиться с учетом реального положения дел, а не официального, прописанного в бумагах.

Техника и нравственность

Оценивая реабилитационный потенциал, доктора обязательно уделяют внимание социальным возможностям помощи человеку, проходящему восстановительную программу. Какие виды поддержки сообщество может оказать? Какая техника, научные разработки, экономические социальные программы существуют для увеличения возможностей конкретного человека? Разносторонний анализ этих аспектов позволяет получить максимально точное представление об успешности запланированного восстановительного курса.

Общественный нравственный низкий реабилитационный потенциал - это ситуация, когда пациент не ощущает моральной поддержки со стороны окружающего мира. Наоборот, высокий обеспечивает отличные возможности тем, кто борется при одобрении сообщества со своими заболеваниями, проблемами, не вызывающими в социуме порицания.

Актуальная проблема

Так сложилось, что в настоящее время довольно низкий уровень поддержки у тех, кто проходит восстановление после зависимостей, лечится от психических нарушений. Специалисты привлекают внимание к этому факту, отмечая неприемлемость таких «двойных стандартов», так как в поддержке микро-, макросоциума нуждаются абсолютно все люди, вынужденные бороться с существенными сложностями, в том числе в рамках медицинской и реабилитационной программы.

При оценке влияния этических факторов уделяют внимание специфике референтной группы, анализируют общество как единый объект, выявляя отношение этих групп к деятельности проходящего восстановление человека. Считается, что корректировка, если возможно, социальной обстановки, а также продвижение более благоприятной к инвалидам социальной политики позволит повысить потенциал проходящих восстановительные программы в настоящем и будущем. К сожалению, возможности докторов в наши дни существенно ограничены.

Продолжая анализ ситуации

Когда удалось выявить специфические особенности конкретной ситуации в разрезе описанных выше аспектов, необходимо дополнительно оценить состояние пациента. Для этого используется специальная шкала на четыре балла: высокий уровень, средний, несколько ниже среднего и самый низкий. Отдельно оценки выставляются применительно к конкретной ситуации для самого пациента как личности, его организма (анализируются физиологические, биологические черты), сообщества. Просуммировав полученные данные, итоговое значение фиксируют в карту пациента. В будущем от него отталкиваются при выборе программ и подходов.

Чтобы составить оптимальный проект восстановления и спланировать успешность его реализации, кроме указанной системы баллов необходимо также поставить клинический, функциональный диагноз и сформулировать социальные возможности человека, проанализировать его будущее с учетом психического состояния. Только такой комплексный подход с выделением внимания всем значимым функциям обеспечивает достаточный объем информации для качественной работы с больным.

Специальный случай

Для многих родителей важно знать, производится ли оценка реабилитационного потенциала ребенка с какими-то отличительными особенностями относительно взрослых пациентов. Как отмечают специалисты, формально сам подход точно такой же, как и применительно к любому другому индивидууму. При этом программа реабилитации составляется с учетом возраста человека, внимание чему уделяется на этапе оценки возможностей, силы мотивации в конкретном случае.

В то же время применительно к детям точно так же составляется шкала с баллами, по которым оценивается состояние человека, а также формулируется общественное отношение. Важно помнить о несформированности психики в детском возрасте - это накладывает определенные ограничения, зачастую усложняет ситуацию. В большей степени важен социум микроскопического масштаба, то есть поддержка близких родственников.

Инсульт: особенности

Выявление потенциала для пострадавших от этого состояния довольно сложное, во многом успешность восстановительной программы определяется опытом врача, помогающего пациенту ее пройти. Нейропластичность в каждом отдельном случае имеет специфические особенности, многие перестройки функций также уникальны, поэтому нельзя создать одну общую универсальную программу для всего списка больных.

Как отмечают специалисты, даже в ситуации, когда очаги повреждения совпадают, реакция организма и изменение особенностей жизнедеятельности могут отличаться очень существенно. Это касается и размеров поврежденного участка головного мозга. Для определения возможностей восстановительной программы необходимо проанализировать индивидуальные особенности и выявить все предикторы восстановления.

Прогностические факторы: очаг поражения

Обилие очагов зачастую оказывает тяжелое влияние на человека, но конкретной точной информации относительно значимости этого фактора и по сей день у врачей нет, так как не хватает технических и научных инструментов для корректного изучения ситуации. Известно, что усложняют реабилитационную программу небольшие дополнительные очаги, особенно если таковые образовались в мозговых участках двигательной коры, путей. Это в большей степени касается полушария ипсилатерального.

Сложности в реабилитации будут испытывать пациенты, у которых инсульт проявился обширным повреждением одного участка мозга и сопровождался незначительными поражениями лобной, височной, теменной долей полушария справа. В момент диагностирования ситуации заметить это можно по апатичности больного, гипокинезии, аспонтанности.

Что еще влияет?

Специфический подход к построению реабилитационной программы требуется, если инсульт сопровождался симптоматикой дисциркуляторной энцефалопатии. Это касается как типичных клинических проявлений, так и нейровизуализационных признаков. Ухудшение восстановительного прогноза связывают с симптомами гипомнезии. У некоторых больных наблюдается снижение интеллекта, способности трудиться, концентрировать внимание. Это также ухудшает прогнозы по реабилитации.

Восстановлению после инсульта способности правильно говорить может существенно препятствовать наличие дополнительных очагов поражения в областях головного мозга, ответственных за речь. Усложняют ситуацию поражения доминантного полушария в области образований под корковым слоем, а также участков, расположенных вблизи ответственных за речь.

Основные отличия реабилитации от лечения

И лечение, и реабилитация решают во многом схожие задачи, направленные на ликвидацию последствий заболевания или травмы с целью возвращения больного к труду и в общество. Зачастую реабилитация рассматривается либо как продолжение лечения или как восстановительное лечение, либо как процесс, охватывающий всœе виды воздействий на больного в связи с чем, лечение, профилактика и диспансеризация трактуются как различные аспекты МР.

В то же время следует учитывать, что реабилитация имеет некоторые только ей присущие особенности, которые и позволяют разграничить эти два понятия.

1. Следует помнить, что лечение направлено на борьбу с болезнью, на этиотронные факторы, на устранение причины и сущности болезни. Реабилитация же, прежде всœего, направлена на мобилизацию защитных механизмов организма.

2. Лечение всœегда направлено на проявление болезни, в то время как реабилитация направлена на ее последствия и на их устранение.

3. Лечение - ϶ᴛᴏ то, что направлено на организм сегодня, направлено на настоящее, а реабилитация больше адресуется к личности и устремлена как бы в будущее

4. В реабилитации постоянно определяется прогнозирование, определœение реабилитационного потенциала, трудового прогноза. Лечение же направлено на конкретную ликвидацию или компенсацию заболевания.

5. Лечение может проводиться без участия больного и является в определœенной мере пассивным методом, в то время как реабилитация требует активного участия больного в реабилитационном процессе.

6. 6. Лечение и реабилитация базируются на различных темах прогноза. В случае если лечение строится обычно на нозологическом и синдромологическом диагнозе, то реабилитация опирается на функциональный диагноз.

Введение экспертно-реабилитационного процесса в практику медико-социальной экспертизы в Республике Беларусь, реализация на практике технологии медицинской реабилитации требует выработки и внедрения четких установок при определœении целœей реабилитации и планировании реабилитационных программ, а также оценке их эффективности. По этой причине для определœения прогноза восстановления нарушенных функций и возможности возвращения больного к трудовой деятельности в каждом конкретном случае должен определяться так называемый реабилитационный потенциал.

Реабилитационный потенциал (РП) больного или инвалида - показатель, оценивающий на базе комплекса медицинских, психологических и социальных факторов реальные возможности восстановления нарушенных функций и способностей организма, в т.ч. участия в трудовой деятельности. Оценка РП должна учитывать возможности обратимости и (или) компенсируемости функциональных нарушений, психологическую готовность больного или инвалида к реабилитации, наличие и степень выраженности сопутствующих заболеваний, возможности компенсации патологии при помощи технических средств, а также возможность сохранения имеющегося уровня патологии при прогрессирующем течении процесса. Определœение РП базируется на комплексной оценке 3-х групп факторов.

Медицинские факторы:

Клиническое течение заболевания (характер заболевания, степень выраженности последствий основного и сопутствующих заболеваний, частоту обострений, наличие синдрома взаимного отягощения, эффективность лечения и потребность в курсовом, поддерживающем лечении для стабилизации патологического процесса, возможности обратного развития заболевания);

Наличие функциональных резервов организма, определœение способностей организма к развитию компенсаторных возможностей человека (определœение показателœей работоспособности в условиях физических и психоэмоциональных нагрузок и ʼʼценыʼʼ адаптации к ним);

Клинико-трудовой прогноз с определœением возможности продолжения трудовой деятельности в своей специальности или определœением доступной тяжести и напряженности трудового процесса.

Психологические факторы:

Психологические особенности личности реабилитанта;

Определœение установки на продолжение трудовой деятельности или возможность ее коррекции;

Адекватное отношение к болезни и лечению;

Наличие пре- или постморбидных нервно-психических нарушений.

Социальные факторы включают:

Место жительства реабилитанта;

Уровень и разносторонность образования и профессиональной подготовки;

Профессиональная пригодность в основной профессии, наличие других квалифицированных специальностей;

Возможность приобретения другой, показанной по состоянию здоровья профессии (при профессиональной непригодности в основной профессии;

Наличие условий для рационального трудоустройства;

Экономическое положение реабилитанта и его семьи.

С учетом вышеизложенных медицинских, психологических и социальных факторов определяется РП: высокий, средний или низкий.

Реабилитационный потенциал - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реабилитационный потенциал" 2017, 2018.

Реабилитационный потенциал - это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие биологические и социально-психологические резервы мобилизация реституционных, компенсаторных и адаптивных процессов и других механизмов, лежащих в основе восстановления его нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе. В структуре реабилитационного потенциала были выделены основные уровни и ведущие компоненты: организационно-медицинский, генетико-конституциональный и патогенетический потенциалы; реабилитационный потенциал личности - интеллектуальный, эмоционально-волевой и мотивационный потенциалы. В восстановлении здоровья, личностного и социального статуса инвалидов решающую роль играют такие приспособительные механизмы как реституция, компенсация, адаптация, иммунитет. Состояние, выраженность и устойчивость этих механизмов определяют возможности (потенциал) больного человека в восстановлении нарушенных функций, ограниченной жизнедеятельности и реинтеграцию в общество. Реабилитационный потенциал можно представить, как обобщённый показатель, включающий сохранившиеся, неповреждённые, несмотря на болезнь, возможности больного к мобилизации саногенетических механизмов (регенерации, компенсации, адаптации, реституции, иммунитета и др.), лежащих в основе восстановления здоровья, трудоспособности, личности и социального положения.

Реабилитационный потенциал включает три уровня:

1) уровень первого порядка (биологический, организма) - саногенетический потенциал, определяющий возможности к восстановлению или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом и психическом состоянии организма;

2) уровень второго порядка (личностный) - потенциал социализации (ресоциализации) личности больного или инвалида - возможности в условиях болезни или её последствий к восстановлению или компенсации ограничений в различных сферах жизнедеятельности (социальных функций). Его компонентами являются потенциалы восстановления адекватного поведения и ориентации навыков общения, передвижения, самообслуживания, повседневной деятельности, способности к обучению, к выполнению профессиональных обязанностей (трудовой реабилитационный потенциал), активному отдыху и т.д.;

3) уровень третьего порядка (социальный) - потенциал социальной интеграции (реинтеграции) больного, определяющий возможности инвалида к восстановлению обычного для себя положения в обществе, экономической самостоятельности, независимой от социальных служб и окружающих лиц жизнедеятельности, а также включение в обычные условия жизни наравне со здоровыми людьми.



Возможности реабилитации на каждом последующем уровне определяются полнотой восстановления на предыдущем, более низком уровне.

Реабилитационный потенциал индивида определяется на основании комплексной характеристики внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относится состояние соматобиологических, психических, социально-психологических и социальных функций, резервы их восстановления или компенсации, возможности адаптации, генетико-конституциональные особенности организма.

Внешние факторы - это методы и формы реабилитационного воздействия, с помощью которых могут быть активизированы потенциальные возможности больных и инвалидов к восстановлению.

Чем полнее и всестороннее будут учтены эти многочисленные факторы, тем достовернее на их основе будет выведен реабилитационный потенциал индивида.

Из сказанного выше очевидно, что количественная оценка реабилитационного потенциала индивида затруднительна в силу неоднородности составляющих факторов, их неравнозначности, а часто и невозможности строгой квантификации.

Вопрос 2. Основные психологические характеристики индивидуальной и групповой психотерапии

Психотерапия это лечебное воздействие на психику и на весь организм человека различными психологическими методами с тем, чтобы изменить его отнощение к себе и к своей ситуции.

Существует два вида психотерапии: индивидуальной или групповой. В первом случае психотерапевт и клиент общаются один на один, а во втором – специалист работает с группой, которые взаимодействуют и с ним, и друг с другом. К тому же в качестве отдельного вида психотерапии выделяют детскую психотерапию. Она направлена на работу с детьми и подростками. Все эти виды психотерапии направлены на помощь людям с разными проблемами и трудностями.



Индивидуальная психотерапия

Индивидуальная психотерапия – это форма психотерапии, при которой специально организованное взаимодействие психотерапевта и клиента (пациента) построено на оказании помощи и поддержки клиента со стороны психотерапевта с целью разрешения возникших проблем или преодоления жизненных трудностей.

Психотерапия- система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.

Общая цель психотерапевта состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

Задачи: 1 Терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы 2. Устраняет эмоциональный дискомфорт 3.Поощряет свободное выражение чувств. 4. Обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы. 5. Помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

Используется 3 основных метода:

Обеспечение психологической поддержки

Устранение дезадаптивного поведения. Формирование новых адаптивных стереотипов.

Nерапевт содействует инсайту(осознанию) и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты и ценности.

Этот вид психотерапии включает в себя различные техники, методики и упражнения. Зачастую индивидуальная психотерапия подразумевает участие психотерапевта и клиента. Во время сеанса психотерапии все внимание специалиста направлено на клиента, его трудности и сильные стороны. Выделяют краткосрочную (до 20 сеансов) и долгосрочную (от 20 сеансов) терапию. Длительность работы, мишени и особенности взаимоотношений клиента и терапевта в рамках индивидуальной психотерапии зависят от подхода, в котором работает специалист.

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия - форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей (психотерапевтическая группа) регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы.

В отличие от индивидуальной психотерапии, групповая рассчитана на несколько участников. Этот вид психотерапии направлен на межличностное взаимодействие, обмен опытом и получение отклика, обратной связи в ответ на свои слова и переживания. Зачастую групповая психотерапия ассоциируется с собраниями анонимных алкоголиков, однако группа может обсуждать очень широкий круг проблем и трудностей. Во время взаимодействия люди говорят о себе и своих трудностях, чувствах и переживаниях, отношении друг к другу, мечтах и планах на будущее. Специалист следит за процессом групповой психотерапии, создает условия для безопасной работы клиентов, следит за процессом, регулирует его и направляет. Постепенно группа превращается в уникальную команду, где возникают и решаются свои трудности, где происходит общий процесс, в который каждый участник вносит одинаково важный вклад.

Термин "реабилитационный потенциал" был выдвинут отечественными авторами в начале 70-х годов . Несмотря на то, что этот термин вошел даже в официальные документы, он медленно внедрялся в практику реабилитации скорее всего из-за недостаточной разработки общих концептуальных основ реабилитологии и ее понятийного аппарата. Данное замечание можно отнести и к ряду зарубежных исследований, посвященных этому вопросу .

В определение понятия "реабилитационный потенциал" авторы ряда работ нередко вкладывали разный смысл .

Так, согласно В. П. Белову с соавтор. , под "реабилитационным потенциалом" понимается " комплекс, в основном, биологических и личностных, а также некоторых внешних факторов, обусловливающих или служащих основой восстановления всех форм утраченной активности ". Широкое толкование данного понятия с включением социально-средовых факторов делает затруднительным его применение не только в практической, но и научной работе. По мнению М. В. Коробова , выделенные авторами социально-средовые факторы (реабилитационный потенциал второго порядка) выступают в качестве условий для реализации реабилитационного потенциала первого порядка, т. е. соматобиологических и личностных компонентов индивида.

    организменно-медицинский (генетико-конституционный и патогенетический потенциалы);

    РП личности (интеллектуальный, эмоционально-волевой и мотивационный потенциалы);

    РП в рамках системы "Человек - Общество" (научно-технический, нравственно-этический и социально-правовой потенциалы в обществе).

В представленных работ, в которых наиболее полно были освещены вопросы РП, по-прежнему остается неясным, в каких терминах и понятиях должен описываться РП конкретного больного, какие критерии могут быть использованы для его оценки, а тем более уровней, которыми пытаются оперировать некоторые авторы . Так В. П. Белов с соавторами считали возможным характеризовать РП по уровням стабильности, перспективности и другим направлениям, не раскрывая однако их содержательную сторону и критерии оценки.

По мнению М. В. Коробова необходимо высказать суждения о понятии РП, внести ряд положений, уточняющих его сущность, предложений о способах и критериях его оценки. Он предлагает следующее определение понятия РП: "реабилитационный потенциал - это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие биологические и социально-психологические резервы, мобилизацию реституционных, компенсаторных и адаптивных процессов и др. механизмов, лежащих в основе восстановления его нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе".

С учетом данного определения представляется необходимым обратить внимание на следующие положения, уточняющие сущность РП и возможные пути изучения и использования его оценок в реабилитационной практике:

    во-первых, понятие РП относится к индивидам, у которых в результате болезни, травмы или врожденного дефекта прогнозируется или наблюдается не только нарушение функций, но и снижение способностей осуществлять привычную для нормального человека жизнедеятельность, ухудшение социального положения в обществе, т.е. данное понятие может рассматриваться и структурироваться на биологическом, личностном и социальном уровнях;

    во-вторых, РП - это целостная характеристика, наиболее обобщенный показатель, венчающий иерархическую структуру сохраняющихся, неповрежденных, несмотря на болезнь, возможностей (резервов, сил) больного или ограниченного в жизнедеятельности человека к мобилизации саногенетических и социально-опосредованных механизмов, лежащих в основе здоровья, трудоспособности, личностного статуса и социального положения.

Таким образом, РП может рассматриваться как трехуровневая структура, ключающая:

    уровень первого порядка (биологический, организма) - саногенетический потенциал, определяющий возможности к восстановлению или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом и психическом состоянии организма;

    уровень второго порядка (личностный) - потенциал социализации (ресоциализации) личности больного или инвалида - возможности в условиях болезни или ее последствий к восстановлению или компенсации ограничений в различных сферах жизнедеятельности (социальных функций). В качестве составляющих (компонентов) потенциала социализации (ресоциализации) личности могут выступать: возможности (потенциалы) восстановления у индивида адекватного поведения и ориентации, навыков общения, передвижения, самообслуживания, выполнения повседневной деятельности, работы в быту, выполнять профессиональную деятельность (трудовой реабилитационный потенциал) и других социальных функций;

    уровень третьего порядка (социальный) потенциал социальной интеграции (реинтеграции) больного или инвалида, определяющий возможности инвалида к восстановлению обычного для себя положения в обществе, экономической самостоятельности, а также к включению (или возвращению) в обычные условия жизни вместе и наравне со здоровыми людьми.

Возможности восстановления (реабилитации) на каждом последующем более высоком уровне определяются, с одной стороны, полнотой восстановления на предыдущем более низком уровне биопсихосоциального статуса индивида, а, с другой - состоянием (силой) резервов, характеризующих конкретный уровень реабилитационного потенциала. Реабилитационный потенциал - это не только многоуровневая, но и многомерная по основным исходам болезни, формам жизнедеятельности и положению в обществе количественная прогностическая характеристика. Наряду с клиническим прогнозом (особенностями болезни и ее последствиями) он определяет степень возможного восстановления биопсихосоциального статуса индивида. Вот почему, одним из возможных путей количественной оценки (силы) реабилитационного потенциала может быть квантификация его по ожидаемому исходу реабилитации (реабилитационному прогнозу). Так, полное выздоровление предполагает восстановление личностного и социального статуса индивида.

В более поздней работе М.В. Коробова с соавторами реабилитационный потенциал рассматривается с позиций нормативного документа как комплекс биологических, психологических и социально-психологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные возможности. В совокупности качественных и количественных характеристик здоровья, жизнедеятельности и социального положения обобщенная оценка РП проводится на основании результатов последовательного изучения составляющих его элементов (уровней). Согласно определениям авторов выделяется восемь уровней:

    биомедицинский (саногенетический) потенциал;

    психофизиологический потенциал;

    личностный потенциал;

    образовательный потенциал;

    социально-бытовой потенциал;

    профессиональный (трудовой) потенциал;

    социальный потенциал;

    социально-средовой потенциал.

    высокий реабилитационный потенциал - полное восстановление здоровья, всех обычных для индивида видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения (полная реабилитация);

    удовлетворительный реабилитационный потенциал - неполное выздоровление с остаточными проявлениями в виде умеренно выраженного нарушения функций, выполнение основных видов деятельности с трудом, в ограниченном объеме, частичное снижение трудоспособности, потребность в социальной поддержке;

    низкий реабилитационный потенциал - медленно прогрессирующее течение хронического заболевания, выраженное нарушение функций, значительное ограничение в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижение трудоспособности, потребность в постоянной социальной поддержке;

    отсутствие реабилитационного потенциала - прогрессирующее течение заболевания, резко выраженное нарушение функций, невозможность компенсации или самостоятельного выполнения основных видов деятельности, стойкая или полная утрата трудоспособности, потребность в постоянном уходе и постоянной материальной помощи.

В работе Андреевой О.С. с соавт. в отличие от вышесказанного выделяются три уровня, характеризующих реабилитационные возможности инвалида относительно определенных видов жизнедеятельности:

    высокие реабилитационные возможности предусматривают полное или почти полное восстановление или компенсацию конкретного вида жизнедеятельности в процессе проведения реабилитационных мероприятий;

    умеренные реабилитационные возможности предусматривают частичное восстановление или компенсацию ограничения жизнедеятельности конкретного вид;

    низкие реабилитационные возможности подразумевают отсутствие или незначительный результат при проведении реабилитационных мероприятий.

При общей оценке реабилитационного потенциала решающее значение имеет прогностическая оценка возможного исхода реабилитации на высшем уровне. Таким образом, «оценка» по мнению ряда авторов получила роль важнейшего методического фактора, позволяющего определить не только уровень реабилитационного потенциала, но и оптимальный комплекс мероприятий для конкретного инвалида .

В последние годы утвердился подход к пониманию структуры реабилитационного потенциала, который предлагал в своих работах А. И. Осадчих . По мнению автора РП представляет собой единство анатомо-физиологического, профессионального и социально-средового статуса человека. В отличие от клинико-экспертного диагноза, где единицей измерения является заболевание (основное, сопутствующее, осложнение), в реабилитационно-экспертном диагнозе в качестве единицы измерения выступает понятие "статус" (анатомо-физиологический, профессиональный, социально-средовой). Показателями анатомо-физиологического статуса являются: уровень физического развития, психофизиологической выносливости, эмоционально-волевой устойчивости.

Профессиональный статус предлагается оценивать по уровню профессиональной состоятельности, который определяется степенью владения профессиональными знаниями, навыками и умениями. Основными характеристиками при этом являются профессиональное образование, квалификация, профессионально значимые психофизиологические функции.

Социально-средовой статус композиционно представляет собой совокупность таких характеристик, как социально-психологическая адекватность, социальная активность, культурная просвещенность, семейно-бытовое и материальное положение.

Эти позиции получили развитие в целом ряде работ .

В работе Осадчих А.И. и соавт. , исходя из предлагаемой ими интерпретации предмета теории инвалидности как отсутствия адекватных связей между человеком и обществом в силу тех или иных обстоятельств, определяют реабилитационный потенциал как совокупность биологических возможностей, социальных способностей и психологических устремлений человека. При этом авторы подчеркивают, что реабилитационный потенциал анализируется при помощи реабилитационно-экспертного и социально-средового диагнозов, и вводят, таким образом, дополнительные понятия в терминологию. По мнению авторов реабилитационно-экспертный диагноз позволяет оценить потенциальные способности индивидуума. Социально-средовый диагноз отражает статусную и социально-ролевую позиции человека в контексте его взаимодействия в обществе. Предлагаемая структура реабилитационного потенциала по предварительной оценке авторов включает около 200 позиций, что без решения целого ряда крупных задач мало приемлемо для реализации в практике. В настоящее время в общем виде определены критерии и показатели реабилитационного потенциала . Однако, методические подходы к оценке реабилитационного потенциала нуждаются в дальнейшем исследовании и совершенствовании.

Учитывая тот факт, что эти позиции разрабатывались на основе первого пересмотра Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, получившей название Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности , то позиции оценки функционирования инвалида в классификации второго пересмотра существенно отличаются от ее первого пересмотра. Помимо нарушений структур и функций, а также активности и участия в схему классификации введена оценка факторов внешней среды. Для каждой их категорий ограничений жизнедеятельности предложен универсальный определитель, то есть дана балльная оценка нарушения или ограничения. Таким образом, предложено оценить профиль функционирования инвалида на двух уровнях:

Нарушения структур и функций;

Ограничения активности и участия.

Итак, подводя итог всему сказанному можно отметить, что в последнее время заметно возросла значимость понятия "реабилитационный потенциал", тем не менее разработка оценки критериев и показателей РП требует дополнительных изысканий с целью их конкретизации.

Реабилитационный прогноз, по сути предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество расценивается как :

    благоприятный - при относительности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной интеграции инвалида;

    относительно благоприятный при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, при уменьшении степени их ограничений, и переходу к частичной социальной поддержке;

    сомнительный (неопределенный) - неясный прогноз;

    неблагоприятный - при невозможности восстановления или компенсации нарушенных ограничений жизнедеятельности, каких-либо существенных положительных изменений в личностном, социально и социально-средовом статусе.

Реабилитационный прогноз в основном зависит от характера заболевания, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, реабилитационных возможностей и предполагаемого влияния внешних факторов . Работ, посвященных оценке реабилитационного прогноза, его критериям и показателям, почти нет. Более того, имеет место смешение понятий реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал . Те же авторы в более поздней работе оценивают реабилитационный прогноз как возможность интеграции инвалида в общество (полная, частичная, отсутствие). Критерии реабилитационного прогноза в настоящее время четко не определены. По данным литературы приводится, главным образом, два критерия – содержание реабилитационного потенциала и воздействие внешних факторов . Такое положение связано, по-видимому, с невозможностью систематизировать многообразие внешних факторов, влияющих на процесс интеграции инвалида.

Реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз являются исходным моментом для развертывания процесса реабилитации. Конкретные реабилитационные задачи определяются посредством реабилитационно-экспертной диагностики потребностями инвалида и реализуются через индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Порядок и условия формирования ИПР определены рядом правовых нормативных документов . В литературе достаточно полно отражены вопросы, касающееся структуры, содержания и правил заполнения ИПР .

Индивидуальная программа реабилитации инвалида, составленная при его освидетельствовании, содержащая оптимальные и адекватные состоянию больного меры реабилитации, упорядочивает, направляет и указывает путь реализации этих мер. Поэтому от качества оформления этих мер зависит конечный результат реабилитации.

В упомянутых материалах указывается, что только комплексная оценка клинико-функциональных, психологических и социальных данных инвалида дают возможность определить содержание программ реабилитации, оформленных в виде ИПР.

2. Методические подходы к определению реабилитационного потенциала

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо иные формы финансирования или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Наличие функциональных ограничений, к которым приводят хронические заболевания и последствия травм, обуславливают ограничения самостоятельности и жизнедеятельности больных. Реабилитационные воздействия направлены соответственно на достижения больными, ставшими инвалидами, оптимального физического, интеллектуального и социального уровня деятельности.

В зависимости от характера, тяжести, течения инвалидизирующей патологии, ее прогноза, социальных и других условий достигнутый уровень, указанных видов деятельности, естественно, будет разным.

Для определения индивидуальных потенциальных возможностей инвалида в достижении его уровня жизнедеятельности по всем параметрам используется так называемый реабилитационный потенциал (РП). Это определение является одним из важнейших дефиниций понятийного аппарата реабилитации.

РП представляет собой «комплекс биологических, психофизиологических характеристик и социально-средовых факторов, позволяющих реализовать потенциальные способности больного». Как следует из определения, РП представляет собой системную биопсихосоциальную характеристику статуса человека. Содержание этой характеристики может указать, какие возможности – объективные (характер заболевания, его особенности, психофизиологическое состояние, социально-экономическое положение) и субъективные (установка больного, структура потребностей, круг интересов и т.п.) могут определить изменение указанного статуса.

В методическом плане для определения РП целесообразно выделять составляющие РП:

    клинико-функциональная составляющая, определяющая возможность расширения сфер жизнедеятельности за счет восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом и психофизиологическом состоянии организма;

    психологическая составляющая, определяющая возможность расширения сфер и увеличения уровня жизнедеятельности за счет восстановления или компенсации нарушений на психическом уровне.

    профессионально-трудовая составляющая, определяющая возможность профессиональной деятельности при наличии ограничений жизнедеятельности;

    образовательная составляющая, определяющая возможность к овладению общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями;

    социальная составляющая, определяющая возможности восстановления или компенсации социального статуса, достижения самообслуживания и самостоятельного проживания и ведения личного хозяйства и включения или возвращения в привычные условия семейной и общественной жизни, а также определяющая возможность расширения сфер жизнедеятельности в целом за счет восстановления или компенсации нарушений, обусловленных социально-средовыми факторами.

Так как, как указывалось ранее, РП является целостной характеристикой статуса инвалида, выделяемые составляющие РП взаимосвязаны, влияют друг на друга и имеют в этом контексте значение для всех аспектов реабилитации.

Качественный анализ РП позволяет определить цели и задачи реабилитации относительно конкретного инвалида, установить иерархию приоритетов этих задач, обосновать и разработать оптимальные и адекватные меры реабилитации.

РП определяется путем так называемой реабилитационно-экспертной диагностики, включающей в себя оценку всех составляющих РП. Особенность указанной диагностики состоит в том, что она должна отражать не только состояние объекта диагностики, но и прогноз реализации способностей человека, находящегося в условиях «стесненной свободы действий».

Содержание и специфика реабилитационно-экспертной диагностики определяется задачами каждой составляющей РП. По результатам реабилитационно-экспертной диагностики, позволяющей получить качественные и количественные показатели всех составляющих РП, дается интегральная оценка реабилитационных возможностей инвалида в отношении восстановления конкретных видов жизнедеятельности.

Для решения многочисленных задач реабилитации необходимо выделять уровни РП. Оптимальным будет определение первых его уровней: высокий, средний, низкий.

  • Методический материал для подготовки к экзамену по педагогике

    Закон

    И изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной...) разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы , сценарии, исследования разработка новых форм , методов...

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Курс лекций

    Документ

    Представляется возможной апробация новых программ по реабилитации наркоманов с прохождением... педагогов по проектным формам работы. Разработка индивидуальных проектов и... и с учетом рекомендаций , разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков...