Учебное занятие для младших школьников. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания

Развивающее занятие для младших школьников

«В краю хорошего настроения»

Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния.

Материал рассчитан на детей младшего школьного возраста.

Цель – коррекция эмоционального состояния.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

Закрепить понятие «настроение»;

Учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

Обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.

Развивающие:

Развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

Развивать интерес детей в изучении самих себя;

Развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

Развивать навыки релаксации,

Развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

Повышать социальную компетентность;

Создавать положительный эмоциональный настрой;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.

1. Ритуал приветствия:
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее.
2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный – бодрое, активное настроение –

хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый – веселое настроение –

хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –

хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий – спокойное настроение –

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый – скучное настроение –

не знаю чем заняться;

коричневый – сердитое настроение –

я злюсь, я обижен;

черный – грустное настроение –

мне грустно, я расстроен.

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

4. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Всем спасибо за занятие!

Цикл развивающих занятий для младших школьников.

МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.

МБОУ Мотмосская СОШ - Сергеева С.И.

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Коррекция агрессивных форм поведения
  2. Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
  3. Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей .

Ожидаемые результаты реализации занятий:

Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;

Благоприятный психологический климат в коллективе;

Повышение уверенности в себе;

Развитие познавательной деятельности;

Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий- 4

Количество участников- 8-12 человек

Продолжительность занятия -60 минут.

Занятие № 1. Лучики солнца.

Цель: научить детей работать вместе над созданием общей коллективной работы.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

В кругу. Дети, держась за руки произносят:

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Психогимнастика « Бабочка»

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Основная часть.

Психолог:

Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.

(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)

Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды (психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).

А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

(Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.

Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.

А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

Подвижное упражнение « Волшебные шарики» (Павлова Я.А.)

Цель упражнения:

Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.

Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.

Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.

Затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их от центра к краям большого листа.

Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.

Интервью художника (рефлексия).

Ритуал прощания «Бутон»

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Занятие № 2. Линия и эмоции

Цель : формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоциями.
  2. Научить узнавать эмоции других людей.
  3. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы.

Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие .В кругу. Дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города.

Дружат девчонки, дружат мальчишки.

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Упражнение «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Основная часть

3. Знакомство детей с эмоциями (теоретическая часть). Дидактическая игра « Эмоции »

Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас мы вам раздадим карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

радость – счастье

грусть – печаль

удивление – восхищение

страх – тревога

горе – печаль

злоба – недовольство

ярость – гнев

радость – веселье

испуг – страх и т.п.

  1. Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Информация о линиях. Рассказать участникам о линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

  1. Беседа по работам. Дети поделились своими впечатлениями, рассказали, какие эмоции преобладали в процессе рисования.

Интервью художника по желанию.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 3 Я рисую

Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Научит определять эмоциональное состояние.
  2. Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
  3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
  4. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы :

Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие .

Упражнение «Бабочка»

  1. Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Рисование живых существ из эмоций.

Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом мы с вами рисовали эмоции.

Сегодня каждый из вас будет использовать в своей работе две-три линии, которые нравятся больше других.

После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Интервью художника.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 4 Лучики солнца. Рисуем свою мечту.

Цель: формирование социально адекватных форм поведения.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
  2. Создание благоприятной атмосферы в детской группе
  3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Бабочка»
  3. Рисуем мечту

Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу.

Подойдите все к этому большому листу. Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.

Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.

Интервью художника

Ритуал прощания «Бутон»

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Заключительная часть в конце каждого занятия.

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Подготовили и провели педагоги-психологи:

МБОУ Мотмосская СОШ -С.И.Сергеева

МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина


Развивающее занятие для детей начальной школы, 2-3 класс

Внеурочное занятие для младших школьников 2-3 класса «В стране Перевертундии»

Цель: развивать нестандартное мышление, творческое воображение, внимание.

Оборудование: у учащихся - распечатки двух текстов, тетрадь в клетку.

Учитель.

В страну Перевертундию я вас позвать хочу,

Там ученик, поверьте мне, зовется КИНЕЧУ.

Комарик не комарик там, а некий КИРАМОК,

А КОМЕРЕТ по-нашему - обычный теремок.

(М. Пляцковский)

Там перевернуто буквально всё, причем, разными способами. Вы готовы к посещению страны Перевертундии? Сейчас проверю. Попробуйте быстро и правильно, как в стихотворении М. Пляцковского, перевести слова с «перевертундского» языка на русский:

АЦИЛБАТ, МУИРАВКА, ТАРДАВК,

АММАРГЕЛЕТ.

Слова записаны на доске. Дети делают «перевод» в тетрадях. Проверка.

Отлично! А сможете сделать то же самое на слух?

Учитель называет слова, дети записывают в «перевернутом» виде. Проверка.

МЫД, МОД, КУС, ЗАГ, ОНИК, АЧУК.

Ну что ж, в путь! Пока наше воображение мчит нас в Перевертундию, я расскажу вам о ней.

Учащиеся получают распечатки текста.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона...

Из «Занимательной грамматики» А. Арсирия.

Если читать, как написано, то есть по строчкам, то получается, что все перевернуто с ног на голову. Попробуйте отделить вертикальными черточками одну фразу от другой, а в начало и в конец текста добавить подходящие, на ваш взгляд, фразы.

Самостоятельная работа. Проверка.

Вот такая она, Перевертундия! И мы уже на ее территории. Сколько ж здесь народу! И все шумят, смеются, говорят на «перевертундском» языке. Я улавливаю только отдельные фразы, но не могу их с ходу перевести. Может, у вас получится?

ЧЕСА ЗАГОЛОВАПАСЬ (голова зачесалась)

ЗАПЛЕТЫК ЯЗЫКАЕТСЯ (язык заплетается)

КРАСНЫ ПОУШЕЛИ (уши покраснели)

ДРОЖИ ЗАРУКАЛИ (руки задрожали)

КРЫВА ЗАГЛАЗАЮТСЯ (глаза закрываются)

СТУЧИ ЗАЗУБАЛИ (зубы застучали)

Смотрите, вот идет группа мальчишек и девчонок, ваших ровесников. Давайте с ними познакомимся.

Дети получают распечатки текста.

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо, - кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть! - и начали рассказ.

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Там клоун был без головы.

- И стал тонуть. Ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

(А. Шибаев)

Что-то я ничего не поняла. А вы, ребята?

Отклики детей.

Почему рассказ ребят показался нам таким запутанным? Попробуйте отделить рассказ первого мальчика от рассказа второго.

Учащиеся читают хором сначала рассказ одного мальчишки, затем - второго.

Согласитесь, что иногда и вы, говорящие на русском языке, используете «перевертундский» язык! В каких случаях это бывает?

В разговор вступил молчавший до сих пор мальчик. Он хочет рассказать нам какой-то забавный случай из жизни своего приятеля Лемеле. Послушаем его.

Мальчик.

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

- Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком.

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

(Л. Квитко)

Ребята, а теперь попробуйте сами придумать несколько «перевертундских» предложений, напоминающих те, что прозвучали в рассказе Лемеле.

Примеры . Сочную грушу я погладила утюгом. Чтобы чай стал сладким, я насыплю в него жгучего перца. Третьеклассник получил двойку за контрольную работу, и мама за это купила ему его любимый торт-мороженое.

Мальчишкам и девчонкам, жителям Перевертундии, очень понравились ваши предложения, и они решили помочь вам с освоением их языка, поэтому пригласили нас на прогулку по улицам своей страны. Интересно, что же они покажут и расскажут нам?

Вы не видели такого

Ни во сне, ни наяву.

Наша рыжая корова

Червяков жует в хлеву.

До чего же галку жалко!

Сено ест на ужин галка.

Кот в зубах несет морковку.

Волк в тоске жует камыш.

Неумело и неловко

Заяц в поле ловит мышь.

Жаба стонет чуть жива -

Трудно жабе есть дрова.

А огонь совсем потух -

Полови-ка в печке мух!

Это вовсе не еда,

Это - сущая беда!

Получилось очень грустно:

Неполезно и невкусно.

Прогулка нас слегка утомила. Присядем отдохнуть. Наши новые знакомые предлагают спеть «перевертундские» частушки. Они будут начинать, а вы - заканчивать, но при этом следует выполнять одно условие - соблюдать рифму.

С крыши дома я упал,

Рубаху новую сломал,

Брюки новые погнул...

Вот загнул я - так... (загнул).

Не поверите вы мне:

Я летала на метле,

А моя подружка Катя

За мной мчалась на... (лопате, кровати).

Мы с тобою в лес пойдем,

Чупа-чупсов наберем,

И из них мы на обед

Приготовим... (винегрет).

В магазин пошла Марина

За вареньем из малины,

Заодно купила сушки

И с селедкой две... (ватрушки).

Ну, отдохнули немного, продолжим прогулку и понаблюдаем за жизнью местного населения. Ребятишки-перевертундцы сказали нам, что мы еще не со всеми особенностями местного языка познакомились. Сейчас они проведут нас по тем местам, где можно услышать что-то новое, например...

Закричал охотник: - Ой!

Д вери гонятся за мной!

На виду у детворы

Кры с у красят маляры.

Жучка бу д ку не доела:

Неохота, надоело...

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Забодал меня ко т ел,

На него я очень зол.

На болоте нет дорог.

Я по ко ш кам - скок да скок!

(По А. Шибаеву)

Какие особенности «перевертундского» языка вы можете отметить в данных стихотворных строчках? (Одна буква изменяет значение слова.) Как сказать правильно?

Ответы детей.

Попробуйте самостоятельно из одного слова получить другое, заменив всего лишь одну букву:

СОН (сын), ДОМ (дым, ком, дог), МАГ (миг, мак, шаг), РУКА (река, щука), ЗАБОР (задор, затор, набор), КОРОВА (корона), КЛЕН (клин, клан, клев).

Интересно в стране Перевертундии, но, к сожалению, нам пора возвращаться. Попрощайтесь с нашими новыми знакомыми, пригласите их к нам в гости. (Дети обращаются к вымышленным героям.) До свидания, перевертундцы!

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Психологическое занятие для детей начальной школы по развитию внимания.

Цель занятия: развитие интеллектуальных способностей, развитие вниманияЗадачи:

    Создание у детей мотивации на работу Развитие концентрации, устойчивости, распределения и переключение внимания Создание позитивного настроя Содействие в осознании детьми актуального состояния своего внимания и значимости внимательности в жизни.

Занятие рассчитано на урок в начальной школе, время 45 минут. Группа – 9-11 человек.Ход занятия. Разминка

    Создание рабочего настроя (5 минуты)
Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами на занятии немного поиграем, поговорим и подвигаемся! Кто готов к работе сложил правую руку в кулачек, вытянул указательный палец вверх и слушает меня внимательно. Сейчас я буду называть какое-то качество, а вы подумайте, кому из вас оно больше всего подходит. После того, как я назову это качество, вы все дружно показываете пальчиком на этого человека. Итак:
    Кто из вас самый быстрый? Кто самый красивый? Кто самый хитрый? Кто самый голодный? Кто сегодня получил пятерку? Кто самый уставший? Кто самый веселый? и т.д.

Основная часть

    Беседа по теме «Для чего нужна внимательность?» (8 - 10 минут)
Ребята, как вы считаете, важно ли быть внимательным? А зачем это нужно? Кто знает, для чего нужна внимательность?Для чего нужно быть внимательным дома? (дети отвечают, чтоб не забыть выключить свет, воду, плиту, утюг, закрыть дверь и т.д.)Для чего нужно быть внимательным на улице? (чтоб не попасть под машину, чтоб не провалиться в открытый люк и т.д.)Для чего нужно быть внимательным в школе? (чтоб внимательно слушать на уроке, чтоб не пропустить звонок на урок и т.д.)А в магазине? А в транспорте? А в гостях?Молодцы! Вы дали много замечательных и правильных ответов! Теперь я предлагаю вам проверить себя, насколько вы внимательны?Упражнение «Проверь себя»Ведущий: Мы с вами занимаемся в этом классе не в первый раз. Вы уже были здесь и, наверное, что-то успели рассмотреть и запомнить. Давайте проверим ваше внимание. Сейчас вы закроете глаза, и не открывая их, попытаетесь ответить на мои вопросы. Только честно – глаза не открывать! - какого цвета стены в классе? - сколько светильников на потолке?- Какого цвета шторы?- Что было написано на доске?- Сколько окон в классе?- Сколько шкафов в классе?- Где стоят цветы?
    Игра «Печатаю на компьютере» (5 минут)
Ведущий: Вы – буквы, нажимая на которые можно напечатать слова на компьютере. Я буду говорить и показывать на доске слово, а вы будете его «печатать» по буквам с помощью хлопков. Например, слово ОН. Сначала хлопает в ладоши тот, у кого буква О, а потом тот, у кого буква Н. Теперь слово напечатано, Теперь слово напечатано, и хлопаем все вместе 3 хлопка.Внимательно слушайте слово. Печатайте только свои буквы в правильной очередности. Готовы? Тогда начнем.Ведущий раздает детям буквы, написанные на карточках. Если детей в группе меньше, то кто-то из детей получает несколько карточек.9-10 человек:Буквы: а, в, д, с, е, и, к, н, м, оСлова: дом, нос, еда, мода, сок, вода, вес, сода, ком, сон, внимание

10-11 человек:Буквы: а, о, е, и, г, к, н, м, в, с, дСлова: вес, дом, еда, сок, гам, ком, сода, снег, вода, нога, веник, книга, насос, внимание

    Загадки. (7 минут)
Учитель на доске рисует две таблички. Если нет доски, то можно индивидуально каждому раздать на парту листочки с заданиями.В первой табличке написаны цифры, во второй буквы. Нужно сначала в первой табличке найти цифру, например, 1, потом на том же месте во второй табличке найти букву. Таким образом, цифре 1 соответствует буква У. Далее, все буквы выписываются по порядку, в соответствии с цифрами.У детей должна получиться загадка: У двух матерей матерей по пять сыновей. Отгадка – руки.
    Игра «Запретное движение» (5-7 минут)
Ведущий показывает движение (например, руки вверх), которое дети повторять не должны, а затем делает различные движения, которые дети повторяют за ним. Ребята должны повторять все движения, кроме условленного. Кто ошибается, то выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Заключительная часть

    Упражнение «Самый-самый»
Ведущий: А теперь каждый из вас подойдет и положит свою ладошку на плечо тому, кто был сегодня самым внимательным учеником, если не считать самого себя.Ряд качеств можно продолжить.
    Кто сегодня хорошо работал? Кто старался? Кто вам сегодня помог в выполнении задания? С кем бы вы хотели подружиться? И т.д.

В работе использованы материалы из книги Аржакаева Т.А, Вачков И.В. , Попова А.Х. «Психологическая азбука. Начальная школа» - М.: Издательство «Ось – 89»

Программа развивающих занятий

«Лучики солнца»

(для младших школьников по методике М.Г. Дрезниной)

Кондрушина Оксана Евгеньевна

педагог-психолог МБОУ средняя школа № 12

г.о.г. Выкса

Сергеева Светлана Ивановна

педагог-психолог МБОУ Мотмосская средняя школа

г.о.г. Выкса

Пояснительная записка

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Арт-педагогика позволяет специалистам проводить диагностику, коррекцию и реабилитацию человека, помогает в развитии эмоциональной сферы и речи ребенка. С помощью методов арт-терапии можно раскрыть внутренние резервные возможности даже взрослого человека, улучшить его эмоциональное состояние, повысит самооценку, помочь в общении с другими людьми.

Во время творческого процесса человек фактически сам себя лечит. Например, в момент рисования подсознательные проблемы выходят наружу в виде образов, композиции, цвета. На занятиях происходят удивительные вещи, дети раскрываются самым неожиданным образом. Важны не сами рисунки - главное происходит в области коммуникации, на уровне человеческих отношений.

Цикл развивающих занятий « Лучики солнца» проводился по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сферы.

Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

Данные занятия можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, направленные на преодоление трудностей и компенсацию недостатков в эмоциональной сфере. В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально - адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Коррекция агрессивных форм поведения.

Снять эмоционально - психическое и телесное напряжение.

Развивать у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение.

Обучать анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей .

Ожидаемые результаты реализации занятий:

1. Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка.

2. Благоприятный психологический климат в коллективе.

3. Повышение уверенности в себе.

4. Активная познавательная деятельность.

5. Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий: 7 занятий.

Количество участников: 8-12 человек.

Продолжительность занятия: 60 минут.

Тематическое планирование

Тема

Цель

Содержание

Кол-во часов

«Лучики солнца»

Приветствие.

Основная часть. Практическая работа детей- создание картины. Подвижное упражнение « Волшебные шарики»

«Линия и эмоции»

Формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

Приветствие.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Упражнение «Покажи эмоцию».

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

«Я рисую»

Развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

Приветствие.

Разминка (упражнение « Бабочка») Основная часть.

Упражнение «Угадай эмоцию».

Рисование животных при помощи линий и цвета (практическая работа детей)

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

«Лучики солнца. Рисуем свою мечту»

Формирование у детей социально адекватных форм поведения.

Приветствие.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Основная часть

Упражнение «Рисуем мечту».

(практическая работа детей)

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»)

5-6

«Город моей мечты»

Приветствие.

Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть

Создание коллективной работы. Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

«Поговорим рисунками»

Отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

Приветствие.

Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть.

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Содержание занятий.

Занятие № 1 «Лучики солнца»

Цель: создание общей коллективной работы.

Задачи:

Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы:

Ход занятия.

Приветствие.

Дружат поселки и города

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель:

Основная часть.

Психолог: - Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок (каждый ребенок получает 1-2 полоски).

Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда, они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды (психолог объясняет детям, как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре). А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

(практическая работа детей)

Психолог: Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать. А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

Подвижное упражнение « Волшебные шарики» (Павлова Я.А.)

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Педагог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек « лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болтик»- и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него. Согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

(ответы детей)

Психолог: Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа на котором у нас изображен круг. Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

(практическая работа детей)

Каждый ребенок занимает свое место около ватмана и начинает расписывать свои сегменты. Долее к раскрашенному кругу дети приклеивают заранее приготовленные полоски от центра к краям большого листа. Работа завершена.

(Коллективный просмотр выполненной работы)

Даша П.: «Я иду гулять, мне светит солнце».

Илья Д.: « У меня на рисунке злобная жаба, одинокий человек. Я сегодня подрался. Да, это не хорошо, но он меня обозвал».

Настя Д.: « Я рисую море. Хочу, чтобы было лето. Я купаюсь в море».

Настя Р.: « У меня тоже лето. У меня сегодня хорошее настроение».

Данил Л.: « У меня космическое небо, грозное небо».

Кирилл М. : « Я рисую море. Пароход разукрашивать не хочу. Не знаю, что рисовать».

Илья Г.: « Мне хорошо. Я рад. Сегодня интересно».

Алина Ф.: « Я хочу нарисовать золотую рыбку и пустыню. Моё настроение разное: хорошее и грустное».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Психолог:

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Занятие № 2 «Линия и эмоции»

Цель : формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

Познакомить детей с эмоциями.

Научить узнавать эмоции других людей.

Материал для работы: бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть (знакомство детей с эмоциями)

Дидактическая игра « Эмоции »

Психолог: Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я раздам вам карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

радость - счастье

грусть - печаль

удивление - восхищение

страх - тревога

горе - печаль

злоба - недовольство

ярость - гнев

радость - веселье

испуг - страх и т.п.

Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

Информация о линиях. Психолог рассказывает участникам о том, какие линии бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.) и предлагает нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Даша П.: « Мне понравилось рисовать радость. Она у меня оранжевая».

Илья Д.: «А у меня все линии прямые и одним цветом».

Настя Р.: « Я прямыми линиями нарисовала только удовольствие и интерес».

Илья Г. : «Я нарисовал радость прямой линией, потому что её много она длинная и прямая».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 3 «Я рисую»

Цель: развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

Научить определять эмоциональное состояние.

Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.

Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.

Снять эмоциональное напряжение.

Материал для работы : бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

Рисование животных при помощи линий и цвета.

Сегодня мы с вами будем рисовать животных или любых существ при помощи линий, которые мы изучали на прошлом занятии. Давайте их вспомним. Каждый из вас должен использовать в своей работе две или три линии, которые нравятся больше других.

(практическая работа детей)

После завершения работы дети рассказывают о своих животных: какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Настя Д.: - «Я нарисовала червяка, он у меня радостный, у него есть друзья такие же червячки, только все они разные по цвету».

Алина Ф.: « У меня кошка и собака. Собака нарисована радостной линией, а кошка злой. Собака хочет подружиться с кошкой и сделать её доброй».

Илья Г. : «Я нарисовал машину интересной линией, а раскрасил её линией удовольствия. У меня недавно было день рождения. А когда я вырасту, буду водить машину».

Даша П.: « Я нарисовала овечку. Сначала я её нарисовала грустную, но потом решила нарисовать её друзей - кошку и зайца. Когда у овечки появились друзья, она стала веселой, потому что она теперь не одна».

Даниил Л.: - «Я нарисовал дракона. Он у меня один, потому что его все боятся. Мне хочется, чтобы у него появились друзья и его перестали бояться, потому что на самом деле у него доброе сердце».

Илья.: «Я нарисовал кошку. Она у меня тоже одна, у неё острые зубы, она кусается».

Кирилл М.: «А у меня получился кот. Он добрый и сильный».

Настя Р .: «Я нарисовала лебедя и лису. Они красивые и умные».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 4. «Лучики солнца. Рисуем свою мечту»

Цель: формирование у детей социально адекватных форм поведения.

Задачи:

Развить коммуникативную сферу младших школьников.

Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

Развить творческий потенциал каждого ребенка.

Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Упражнение «Рисуем мечту».

Сегодня каждый из вас получит полоски бумаги. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

(Практическая работа детей)

(После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу)

Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг. Теперь снова мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну часть.

(Практическая работа детей)

Молодцы, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с работой, выполненной на первом занятии и просим ребят сравнить их и сказать чем они отличаются.

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Настя Д.: «Я хочу быть бабочкой, чтобы научиться летать и увидеть мир. У меня отличное настроение».

Алина Ф.: « У меня сегодня отличное настроение. Мне хочется лета».

Илья Г.: «Я нарисовал корабль и необитаемый остров. Мне хочется уехать туда и от всех отдохнуть».

Даша П.: « Я нарисовала луг и много цветов. Цветы поднимают настроение. Я хочу подарить букет маме».

Даниил Л.: « Я тоже нарисовал корабль и остров. Я хочу уплыть на него, чтобы меня там никто не доставал, как в классе».

Илья Д.: « Я нарисовал солнце и море, а в море плавает дельфин».

Кирилл М.: « Я нарисовал торт, чтобы угостить всех своих друзей».

Настя Р.: « Я нарисовала лебедя. Мне очень нравятся эти птицы они красивые и важные».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 5 -6 «Город моей мечты»

Цель: создание общей коллективной работы.

Задачи:

Развить коммуникативную сферу младших школьников.

Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

Развить творческий потенциал каждого ребенка.

Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы: ватман, цветная бумага, картон, коробки, кисточки для клея, клей, цветные карандаши, маркеры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Создание коллективной работы.

Психолог: Посмотрите ребята на эти большие листы, сегодня на них мы будем создавать город нашей мечты. В городе может быть инфраструктура - кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. У каждого из нас есть дом, в котором мы живем. Подойдите к столу и возьмите необходимый материал для создания вашего дома. Можете приступать к работе.

(Практическая работа детей)

Прошу вас подойти к большим листам и разместить свои дома в нашем городе. Хорошо. А сейчас все вместе мы должны договориться и создать наш будущий город мечты.

(Практическая работа детей)

Молодцы! Какой замечательный город у вас получился.

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Настя Д.: « У меня яркий дом, чтобы его все видели и приходили в гости».

Алина Ф.: « А мне понравилось строить парк. А свой дом я разместила на берегу озера. Там тихо и красиво».

Илья Г.: «А я свой дом поместил рядом с кафе. Мне хочется работать в кафе и готовить вкусное мороженое».

Даша П.: « Мой дом красный. Это мой любимый цвет. Мне очень понравилось делать карусели для парка».

Даниил Л.: «А мой дом находится на реке. Мне понравилось делать дороги в городе».

Илья Д.: «Мой дом находится рядом с домом Данила, чтобы мы могли часто ходить друг к другу в гости».

Кирилл М.: « У меня дом - это машина. И я смогу жить где захочу ».

Настя Р.: « Мой дом весь в цветах. Он похож на дом феи. Мне очень понравилось создавать этот город».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 7 «Поговорим рисунками»

Цель: отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

Задачи:

Развить коммуникативную сферу младших школьников.

Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

Развить творческий потенциал каждого ребенка.

Получение обратной связи от участников.

Материалы для работы: бумага формата А3,А 4, цветные карандаши, маркеры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Упражнение «Тематический рисунок».

Участники разбиваются на группы по 3-4 человека. В каждой подгруппе на листе А3 выполняется коллективный рисунок, разговаривать нельзя.

Темы рисунков задает психолог, например времена года (зима, весна, лето, осень), буйство четырех стихий (земля - землетрясения, обвал; вода - шторм, наводнение; огонь - пожар, извержение вулкана; воздух -ураган, смерч).

Рисуют все одновременно.

В завершении работы каждый участник демонстрирует свои детали рисунка, делиться мыслями о том, насколько фактически получившиеся коллективное изображение соответствует его личным замыслам, высказывается общее впечатление о работе.

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Литература

Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога в школе// Мир психологии. 1996. № 1.

Азарова Т.В., Афанасьева Е.И, Битянова М.Р., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. -М.: Совершенство, 1998.

Дрезнина М.Г. Каждый ребенок-художник.-М., 2002.

Дрезнина М.Г. Учимся рисовать.-М.: Ювента, 2002.

Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- Волгоград.: Учитель, 2009.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. -М. Генезис, 2006.

Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1990.