Понятие психомоторики. Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе

Самое короткое определение гласит: психомоторика - это объективизация психического отражения. Константин Константинович Платонов отделял объективизацию от реализации, подчеркивая, что реальность существует в двух формах: как объективная реальность (существующая вне сознания) и субъективная реальность (отраженная сознанием).

В процессе отражения объективная реальность становится субъективной, а в процессе психомоторики субъективная реальность становится объективной реальностью. Психомоторика - это своеобразное соединение движения с психикой.

В психомоторных процессах выделяют:

I. простую психическую реакцию как ответ на заранее известный сигнал (поведенческая, физиологическая, эмоциональная и т.д. - например, нажатие кнопки);

II. сложные реакции (выбора, переключения, цепные, отсроченные);

ü отставленную реакцию, когда исполнительному сигналу предшествует предварительный;

ü реакцию на движущийся объект (РДО);

III. реакции слежения;

IV. сенсомоторные координации;

V. идеомоторные реакции и двигательные действия. Это двигательные действия, вызванные мыслями, идеями (думаю - делаю). Так, например, при рисовании прямой линии без линейки мысль о возможной ошибке, часто приводит к отклонениям от желаемой прямолинейности.

Широко известно возникающее у многих раздражение, когда советчики начинают “под руку” подсказывать, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Результат этого зафиксирован в реальном случае при зачетной посадке самолета ИЛ-86. Проверяющий (пилот - эксперт) умудрился “под руку” второму пилоту за 3 минуты 20 раз в нецензурной форме вмешаться в процесс посадки.

В итоге такого “дерганья” второй пилот увел самолет от расчетной глиссады и коснулся земли за 200 метров до посадочной полосы, прочертив за 0,8 сек. борозду в 65 метров. К счастью проверяемый успел дать взлетный режим и избежал катастрофы. Интересно, что в критический момент (от высоты 60 метров до окончания посадки) проверяющий не сказал ни одного слова! А он должен был взять управление самолетом на себя!

Психомоторные процессы могут существовать в форме ЗУН:

1. знаний о возможных формах и особенностях психомоторного реагирования;

2. умений, соединяющих знания с их практическим применением;

3. навыков, как автоматизированных умений, освобождающих наше сознание от контроля за однообразными, повторяющимися движениями, и направляющих мышление на принятие решения по важным, требующим оперативного вмешательства, событиям.

Психомоторика реализуется в 3-х основных сферах:

1. Силовой (характерной для ранних этапов развития техники и требующей мускульных усилий).

2. Пространственной.

3. Временной.

Последние две сферы стали преобладающими на более поздних этапах развития техники, когда появились всевозможные усилители и дистанционное управление ими. Стали преобладать не менее важные мелкие (дозированные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы) действия: удара, нажима, вращения.

Происходило также постепенное сокращение макродвижений при переходе от ручных действий (работа топором) к механизированному (штамповка деталей) а затем к автоматизированному (операторский труд).

Точность каждого двигательного движения определяется степенью его соответствия внешней форме и содержанию.

Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т.е. форму физического упражнения.

Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью различных физиологических процессов в организме под воздействием определенной физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны. Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. При достаточно эффективной организации мышечной деятельности легче усваиваются основы техники изучаемого упражнения. Детали (части техники) помогают правильно выполнить двигательное действие, способствуют экономному распределению усилий. Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления не только создаются благоприятные условия для концентрации усилий, но и появляется возможность принятия наиболее выгодного положения для их приложения. Поэтому в подготовительной, основной и заключительной фазах двигательного действия их распределение различно. Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени - одно из важных условий точного выполнения упражнений и создания ритма движений . Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом (см. схему). В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ наиболее распространенных видов спорта позволил выявить как специфические, так и неспецифические проявления точности (8). Точность воспроизведения по пространственно-временным и силовым параметрам имеет большое значение при освоении ведущего звена техники любого двигательного действия. Степень точности оценки пространственных характеристик определяет скорость движений и рациональное распределение усилий. Так, при приеме футбольного мяча необходимо в минимальное время определить нужное направление и расстояние до своего партнера, которому предназначается передача, а также силу удара. Неточность одной из составляющих этого сложного двигательного действия приведет к потере мяча.

Точность дифференцирования усилий в конкретной ситуации как следующее проявление исследуемого качества характерна для подвижных и спортивных игр, единоборств, метаний и др. Например, направление и сила ветра существенно отражаются на основных параметрах движений в беге, прыжках; резкие перепады температуры воздуха влияют на выбор способа передвижения лыжника-гонщика, состав участников соревнования определяет тактику ведения боя боксерами и борцами и т.д.

Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель - следующее проявление данного качества. Таким раздражителем является характер двигательного действия соперника в фехтовании, в теннисе и в других видах единоборств и спортивных игр; свисток судьи; резкое изменение скорости на дистанции в лыжных гонках: поворот, подъем, спуск и т.д. Лучшего результата добивается спортсмен с более высоким уровнем данного проявления точности.

Прирост данного двигательно-координационного качества зависит от ряда факторов , и в первую очередь от уровня межцентральных взаимоотношений (степени выраженности индукционных процессов, иррадиации, концентрации нервных процессов). При оптимальном сосредоточении нервных процессов внимание занимающихся акцентируется не только на ведущем звене техники, но и на деталях. Это позволяет выполнить двигательное действие с требуемой степенью точности.

Уровень функциональной лабильности нервных центров - следующий фактор, влияющий на развитие точности. Чем быстрее в нервных центрах происходит замена процессов возбуждения торможением и наоборот, тем лучше усваиваются пространственные, временные и силовые характеристики физических упражнений. Так, скорость беговых шагов в беге на короткие дистанции зависит от того, насколько быстро мышцы напрягаются и расслабляются, обеспечивая скорость восстановительных процессов.

Состояние системы анализаторов - также один из факторов, во многом определяющий уровень развития точности движений. В зависимости от характера и сложности двигательного действия ведущую роль могут играть зрительный, вестибулярный, двигательный и слуховой анализаторы. Например, при выполнении броска мяча по баскетбольному кольцу преимущественное значение имеет зрительный анализатор. В физических упражнениях, выполняемых вниз головой: стойки на руках, сальто, пируэты - основную роль играет вестибулярный анализатор. В видах спорта, использующих музыкальное сопровождение, большое место отводится слуховому анализатору. В плавании и прыжках в воду велика роль тактильного анализатора.

Следующий фактор, определяющий проявление точности движений, - степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков.

Уровень развития физических и координационных качеств как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.

Психическое и эмоциональное состояния - еще один важный фактор, влияющий на прирост точности. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения, окрыленности. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия. В экспериментальных группах при организации и проведении занятий учитывались все факторы, влияющие на развитие точности.

Развитие и совершенствование точности невозможно без использования критериев, позволяющих оценить степень прироста данного качества.

В научно-методической литературе остается нераскрытым вопрос о разработке критериев оценки точности . Выявление компонентов изучаемого качества, его различных проявлений позволило прийти к выводу, что один из критериев оценки прироста данного качества - степень точного воспроизведения внешней формы двигательного действия. Физическое упражнение, как известно, имеет свои определенные параметры: положение тела и изменение его формы, амплитуду, направление движения, величину прилагаемых усилий и их рациональное распределение. Это позволяет объединить данные характеристики по трем основным критериям, дающим возможность оценивать степень прироста точности:

Качество воспроизведения внешней формы двигательного действия;

Степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам;

Качество воспроизведения ритма двигательного действия.

Спортивная деятельность, как и трудовая, многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Для успешного развития способностей к той или иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков. Ряд специалистов указывают, что в активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий - высокий исходный уровень прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических качеств и психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1983).

Один из крупнейших специалистов в этой области И.А. Бернштейн (1966) понимал под моторикой всю область двигательных отправлений. Из этого видно, что психомоторика человека как многомерная сущность во всей сложности диалектических противоречий ее проявлений - проблема необъятная.

Анализ структуры психомоторики должен идти по пути вычленения отдельных психомоторных способностей и установления взаимоотношений между ними, т.е. нахождения функциональной системы психомоторных способностей.(2)

Изучая психомоторику как психическую подсистему, полезно помнить слова И.П. Павлова о том, что «человек есть, конечно, система…, как и всякая другая в природе, подчиняется неизбежным и единым для всей природы законам, но и система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по величайшему саморегулированию …»; с этой точки зрения метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание на основе всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая».

В свою очередь, психомоторика является системой для подсистем, которые входят в ее состав, а именно: сенсорные, когнитивные и моторные компоненты психомоторики.

Коротко остановимся на строении каждой подсистемы психомоторной саморегуляции человека. Основной функцией сенсорных систем И.П. Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы. И.А. Бернштейн, помимо первичного сбора информации, считал важной функцией информацию нервных центров о результатах рефлекторной деятельности, осуществление обратных связей.

Формирование и совершенствование двигательных навыков и спортивно-технического мастерства невозможно без получения сенсорной системной информации о силе и длительности выполняемых сокращений мышц, о скорости и точности перемещения тела и спортивных снарядов, об изменениях темпа и ритма движений, о степени достижения поставленной цели и т.д.

Базовыми в психомоторной саморегуляции человека являются проприорецепторы, воспринимающие раздражения из двигательного аппарата о степени сокращения скелетных мышц, натяжения сухожилий, изменении суставных углов, что необходимо для регуляции двигательных актов и поз. Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

В строении головного мозга человека можно выделить три основных функциональных блока: энергетический, познавательный и программирующий, которые могут быть соотнесены с выделенными выше подсистемами. Энергетический блок с позиций психомоторной саморегуляции за счет регуляции тонуса коры позволяет нормально воспринимать и перерабатывать двигательную деятельность, осуществляя психомоторную деятельность. Познавательный блок получает, обрабатывает и хранит двигательную информацию.

Наконец, управляющий блок мозга играет решающую роль в процессах планирования, программирования, регуляции и контроля психомоторной деятельности, являясь центральным блоком по обеспечению целесообразной двигательной деятельности личности.

Таким образом, психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления сложной двигательной деятельностью, что согласуется с архитектоникой функциональной системы, разработанной П.К. Анохиным.

Исследования В.П.Озерова (1998) психомоторики у высококлассных легкоатле-тов-десятиборцев подтвердили следующее:

Выдающиеся атлеты международного класса зачастую имеют универ-сальное и высокое развитие различительной чувствительности движений и психомоторной памяти по всем трем изучаемым парамет-рам движений.

Уровень V может выражать универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты психомоторных способностей, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работос-пособность мышечной системы. Энергетический компонент включает следующие компоненты: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.

Первый уровень включает широкий арсенал психофизиологичес-ких задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов. В исследованиях (В.П. Озеров, 1998 и др.) подтвер-дили, что именно II и частично I уровень психомоторных способнос-тей являются ядром общих (сложных) психомоторных способностей. Было доказано, что различительная чувствительность человека по основным параметрам управления движением (время, пространство и усилие) может рассматриваться тоже как сложная психомоторная способность, которая включает в себя ряд более простых компонентов:

1) запоминание предыдущей эталонной величины на основе кинестетической чувствительности и концентрации нервных процес-сов;

2) воспроизведение предыдущего эталона на основании точности двигательной памяти по отдельному параметру движения, который опирается на сохранение двигательного образа, концентрацию и баланс нервных процессов;

3) дифференцировочная чувствительность при минимальном увеличении предыдущей величины (эталона), которая зависит от сензитивности психики и кинестетического аппарата;

4) абсолютная чувствительность, о которой можно судить, если разделить заданный интервал различения (10 кг или 10 см) на количество правильно построенных ступеней, что, вероятно, зависит от концентрации нервных процессов и чувствительности конкретного кинестетического анализатора;

5) активность и настойчивость, которая может определяться количеством дифференцировочных ступеней независимо от того, были они правильные или ошибочные.

Как видно из этого примера, предложенная схема структуры психомоторных способностей позволяет любой, даже специальный компонент способностей разложить на ряд основополагающих психофизиологических компонентов психомоторных способностей.

Таким образом:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

2. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая различительная (дифференцировоч-ная) чувствительность к основным параметрам и модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной деятельности.

3. Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов (произвольность управления, поэтапность, игровой и- соревновательный метод) и комплекса психомоторных упражнений (осознание величины основных парамет-ров движений, подвижные игры, игры-задания, упражнения-тес-ты). Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способнос-тей (В.П.Озеров, 1989, 1993).

Рассмотренные характеристики движений преломляются в психомоторной организации человека в его качества, свойства. Терминологически эти свойства обозначают по-разному: «двигательные способности», «двигательные качества», «физические качества», «психомоторные качества (или способности)». Не вдаваясь в дискуссионные подробности по этому поводу, отметим следующее: 1) термин «способности» оттеняет психологический и психофизиологический аспекты психомоторики человека и отстраняется от анатомо-морфологических его особенностей. В этом (анатомическом) отношении более приемлем (особенно в спорте и физическом воспитании) термин «качества»; 2) термин «двигательные» обычно увязывается преимущественно с физиологической (нервно-мышечной) стороной моторной деятельности человека. Для обозначения единства физиологических и психологических механизмов моторики человека предпочтительнее термин «психомоторные»; 3) термин «физические» по сравнению с понятием «двигательные» акцентирует в телесной основе психомоторики биомеханическую составляющую (антропометрические данные человека), маскируя нейрофизиологическую. В нашем дальнейшем изложении, отдавая предпочтение термину «психомоторные качества», все же не будем слишком строго учитывать отмеченные терминологические тонкости.

К основным психомоторным качествам человека и животных обычно относят силу, быстроту, ловкость и выносливость. Как пишет Е. П. Ильин в своих указаниях к изучению психомоторики, «такая классификация, существующая уже более трех десятилетий, приведена во всех учебниках по физиологии и теории физического воспитания» . Однако он тут же указывает на то, что многие исследователи считают, что подобных единых качеств не существует и правильнее говорить не о них, а о группах качеств соответствующего вида: группе силовых качеств; группе качеств, характеризующих быстродействие человека; группе качеств, характеризующих его выносливость или ловкость. Но тогда встает вопрос о выделении «простых» качеств, входящих в соответствующие группы, а также дополняющих их неких «сложных» качеств, понимаемых как интегрированные (межанализаторные) качественные особенности двигательных действий . Но, к сожалению, эта работа пока в науке далека от завершения.

Дело осложняется еще и тем, что каждое из приведенных основных качеств может проявляться как в общей форме, так и в специфических формах. В первом случае они выступают в роли обобщающих характеристик, отражающих психомоторные возможности индивида в целом, т. е. со стороны работы основных мышечных групп и их комплексов в неспецифических, обычных (даже стандартных) для человеческого организма условиях и при выполнении неспецифических видов мышечной деятельности. Во втором случае эти качества предстают как свойства отдельных мышечных групп или органов либо как способности и возможности индивида к специализированной мышечной деятельности. Например, в целом несильный и плохо координированный человек может обладать недюжинной силой и ловкостью кистей и пальцев рук. Это может быть врожденной особенностью, а может и развиться в результате упражнений (скажем, у фокусников-манипуляторов, музыкантов, хирургов). К слову сказать, в спорте широко известны как общая, так и специальная (скоростная) выносливость, скорость дистанционная (как аналог общей скоростной способности) и стартовая (как аналог специальной способности).

Правда, не все исследователи разделяют эту точку зрения. По их мнению, деление на общие и специфические двигательные качества несостоятельно . Однако в итоге они приходят к выводу, что в структуре каждого качества (или «сложной способности») «имеются более общие, менее общие и частные компоненты. Друг от друга каждое качество отличается прежде всего специальными компонентами, несколько качеств - менее общими компонентами, группы качеств (качества, характеризующие силу; качества, характеризующие быстроту и т. д.) отличаются друг от друга еще более общими компонентами» .

На наш взгляд, деление психомоторных качеств на общие и специфические согласуется с дифференциацией способностей на общие (одаренность) и специальные, что пока на доказательном уровне не опровергнуто. К тому же специальные качества могут развиться и как результат действия компенсаторных механизмов. Например, усиление одной руки при потере другой.

Дадим определения основных психомоторных качеств человека как его общих двигательных характеристик, дополнив общепринятый список еще двумя, как нам кажется, важнейшими свойствами - координированностью и пластичностью.

Сила - предельный уровень физического напряжения (усилия), развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.

Быстрота - присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.

Координированность - согласованность различных движений во времени, пространстве и по силе с целью достижения определенного двигательного результата. Хорошая координированность обычно предполагает широкий диапазон темпоральных возможностей индивида и его склонность к ритмизации движений.

Пластичность - согласованность амплитуд (пространственных границ) движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом.

Ловкость - высокая степень координированности и быстро ты в сочетании с экономичностью и рациональностью движений.

Выносливость - способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений. Если два предыдущих свойства человека можно с натяжкой рассматривать и как характеристики движений (что встречается в быту и в литературе), то выносливость - это качество сугубо индивидное и движение не характеризует. Выносливость проявляется как свойство человека (или животного) при исполнении движений. Она связана с другим индивидным свойством - утомляемостью.

Термин «психомоторика» (от греч. psyche - душа и movere - двигаться) появился в психологии благодаря И. М. Сеченову, который в книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека. Несмотря на то, что но мере развития психологии представления об организации движений изменялись, отдельные идеи, высказанные И. М. Сеченовым, лежат в основе современных представлений о психомоторике. Сегодня психомоторные явления анализируются в трех аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов.

В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении - это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности. Ярким доказательством этого являются исследования, посвященные изучению влияния движения на здоровье человека. Так, показано, что занятия спортом в два раза снижают риск соматических заболеваний и в три раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), столь характерная для современного общества, напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям - гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности. Однако однозначно сказать, что «чем больше движения, тем лучше», судя по всему, нельзя.

Результаты научных исследований

В 1940-1950-х гг. в Великобритании было проведено исследование влияния двигательной активности на функционирование сердечно-сосудистой системы на примере труда кондукторов и водителей лондонских автобусов. У водителей работа сидячая, у кондукторов - подвижная (особенно если учесть, что в Лондоне долгое время эксплуатировались двухэтажные автобусы). В исследовании подтвердилась первоначальная гипотеза: действительно, у кондукторов частота инфарктов миокарда и смертности после них оказалась значительно ниже, чем у водителей. Также ожидаемыми получились результаты относительно полноты испытуемых, которая традиционно рассматривается в качестве фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний. Судя по размерам формы, водители были значительно полнее кондукторов. Однако немного позже обнаружилось, что различия в полноте существуют уже в момент приема на работу: оказалось, что в водители изначально стремились более полные люди, в то время как в кондукторы - более худощавые {Ильин, 2004). И что здесь причина, а что - следствие?

В отечественных исследованиях выявлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. Поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности , обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Мнение ученого

«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» (Сеченов , 1953).

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет - мыслящее тело», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно, психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные. Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К. К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сснсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой - временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), т.е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называется типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Результаты научных исследований

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 секунды, и на звук, равная в среднем 0,15 секунды, не одинакова не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы - разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции - сенсомоторная координация , при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты (от греч. idea - идея, образ), о которых уже шла речь выше (см. гл. 12), связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Сегодня проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии движений человека. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

Пример

В практике подготовки спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки». Несмотря на то что многим спортсменам, особенно начинающим, такие тренировки кажутся абсолютно бесполезными, тренеры все равно настаивают на том, чтобы спортсмены посвятили часть тренировочного времени мысленному преодолению дистанции или выполнению другого спортивного задания. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микро- сокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и г.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении (Платонов , 2011).

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Классический пример: начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию. Этот факт крайне важен для педагогики: формируя те или иные моторные навыки, готовя учеников к первоначальному выполнению тех или иных движений, не следует преувеличивать их опасность и заострять на них внимание. Приводить яркие примеры несчастных случаев из-за ошибок целесообразно лишь тогда, когда ученики в основном усвоят эти движения и будут проявлять признаки излишней самоуверенности и беспечности. Чем ярче и живее учащийся представляет себе последовательность и технику выполнения предстоящих движений и их положительный результат (этому способствует, в частности, неоднократное нроговаривание последовательности действий), тем успешнее он выполняет их при первых же попытках.

Ниже будут рассмотрены психофизиологические основы двигательной активности человека с позиций современной психологии.

Термин психомоторика в патопсихологии и психиатрии характеризует центральные регуляторные механизмы двигательных реакций, а также их индивидуальные и личностные особенности.

Все движения человека осуществляются и регулируются при самом непосредственном участии различных отделов центральной нервной системы, где каждый из этих отделов играет свою определенную роль. Наиболее простые двигательные рефлексы человека (например, кожные и сухожильные) связаны с деятельностью нижних отделов центральной нервной системы - спинного, продолговатого и среднего мозга. Более сложные рефлексы регулируются мозжечком и контролируемыми им вестибулярным аппаратом и соответствующими отделами среднего мозга (рефлексы позы и стояния). Дальнейший синтез различных видов чувствительности в единое целое происходит на уровне промежуточного мозга и подкорковых ядер.

Однако сложные двигательные действия возникают только при участии высокоорганизованных отделов коры головного мозга, особенно лобных долей больших полушарий. При этом действия приобретают смысловое содержание и становятся целенаправленными.

Каждое действие или движение человека регулируется определенными звеньями сложной функциональной двигательной системы. В основе ее современной концепции лежат положения учения И.П. Павлова о двигательном анализаторе, состоящем из локализованных и рассеянных образований как в коре головного мозга, так и в подкорковых структурах, причем все эти элементы двигательного анализатора постоянно динамически взаимодействуют между собой и с другими отделами центральной нервной системы.

Значительный вклад в дальнейшее развитие учения о психомоторике внес А.Р. Лурия. Он показал роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении двигательных актов. Так, постцентральные (чувствительные) зоны коры головного мозга обеспечивают кинестетическую, пропри-оцептивную афференгацию двигательного акта, правильную адресацию двигательных импульсов к мышечной периферии. Нижнетеменные участки коры и теменно-затылочные области управляют пространственной организацией движений. Премоторные отделы коры регулируют временную серийную организацию движений и действий. Лобные отделы коры головного мозга обеспечивают высшую регуляцию двигательных актов - сличение реального движения с исходной двигательной задачей, словесную регуляцию движений, приспособительную целесообразность действий.

В последующем Н.А. Бернштейном была подробно разработана теория уровневой организации движений, позволяющая разложить сложный двигательный акт на отдельные компоненты, а также выявить состояние мозговых уровней, их роль в регуляции движений и действий.

Выделенным им мозговым уровням организации движений НА Берн-штейн дал условные обозначения по первым буквам латинского алфавита (А, В, С, D, Е). Каждый уровень построения движений характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией.

Филогенетически наиболее ранний руброспинальный уровень регуляции движений (уровень А). Он обеспечивает непроизвольную бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприоцепции. Деятельность этого уровня наиболее наглядно проявляется, например, в таких движениях, как дрожь от холода, стучание зубами, вздрагивание. Движения этого уровня наиболее часто являются не самостоятельными, а фоновыми. Руброспинальный уровень регуляции движений начинает функционировать уже с первых недель жизни ребенка. При патологии в деятельности руброспинального уровня регуляции движений наблюдаются различные дистонии, гило-или гипердинамические расстройства.

Талямопаллидарный уровень регуляции движений (уровень В) начинает функционировать у ребенка со второго полугодия жизни. Этот уровень обеспечивает согласование, внутреннюю увязку составных частей целостного большого движения, синергию движений и функционирование двигательных штампов. Ведущей афферентацией талямопаллидарно-го уровня является суставно-угловая проприорецепция собственного тела. Деятельность уровня В охватывает выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику. Движения, управляемые этим уровнем, автоматичны, машинообразны и не могут точно измеряться. При патологии в деятельности уровня В возникают различные диссинергии и асинергии, гипер-и гиподинамические расстройства. Афферентная недостаточность этого уровня ведет к ослаблению выразительности движений, мимики, пластичности, обеднению интонации голоса.

Во втором полугодии жизни ребенка начинает функционировать и третий уровень регуляции движений - пирамидно-стриальный (уровень С). Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Уровень С обеспечивает целевой характер движений. Такие движения своевременны, точны и могут быть измерены. Пирамид-но-стриальный уровень подразделяется на два подуровня - С1 (осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения) и С2 (обеспечивает максимальную целевую точность). При патологии в деятельности пирамидно-стриального уровня организации движений возникают параличи и парезы, нарушения координации (дис-таксии и атаксии).

Кортикальный (теменно-премоторный, предметный) уровень организации движений - уровень D - обусловливает возникновение первых осмысленных действий. Проприоцепция играет на этом уровне подчиненную роль, а ведущая афференгация не связана с рецепторными образованиями, а опирается на смысловую строну действия с предметом. Пространственное поле, в котором организуются движения, приобретает новые топологические категории (верх, низ, между, под, над, прежде, потом). Виды движений и действий этого уровня крайне разнообразны: самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры. Движения кортикального уровня связаны с четким осознанием правой и левой сторон тела. При патологии в деятельности кортикального уровня (поражении или недоразвитии) нарушается смысловая организация и реализация движений (диспраксия и апраксия). Страдают высшие корковые автоматизмы. Утрачивается возможность выработки новых навыков.

Понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей связаны с деятельностью уровня Е. Действия этого уровня основываются на образном мышлении (музыкальное, хореографическое исполнение).

Следовательно, любой двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).