Размеры штрафов за контрабанду. Как нелегально перебрасывают сигареты через польский кордон

Пограничные службы Беларуси и Польши часто сообщают о крупных контрабандах сигарет, которые перевозятся в тайниках автомобилей через границу. Но что происходит с контрабандой, которую не удалось обнаружить офицерам в пунктах пропусков?

Очевидно, что она аккумулируется вблизи границы, а дальше по всей стране ее перевозят уже местные жители. Их тоже задерживают и их грузы впечатляют! АвтоГродно изучил сайт польской пограничной службы и составил рейтинг задержанных за последние полгода вблизи Белостока.

Чаще всего — по 10 000 USD

По несколько раз в месяц на дорогах Подляшского воеводства сотрудники пограничной службы задерживают автомобили местных жителей с нелегальными сигаретами. Чаще всего граждане Польши перевозят по 2 500 — 3 000 пачек сигарет без польских акцизных марок, эти грузы оцениваются примерно в 10 000 долларов США (в пересчете со злотых). Видимо при таких количествах запрещенного груза на перевозчика не заводится уголовное дело. Нарушители обходятся лишь конфискацией товара и штрафом. Но хватает и тех, кто рискует по-крупному.

Honda CRV — контрабанда на сумму 18 000 USD

На трассе вблизи Августова сотрудники пограничной службы остановили Honda CRV. В багажнике автомобиля 61-летний поляк перевозил 4 700 пачек контрабандных сигарет. На мужчину завели уголовное дело.

Peugeot — контрабанда на сумму 25 000 USD

Peugeot 508 был остановлен неподалеку от Белостока. Открыв двери автомобиля, сотрудники пограничной службы сразу же заметили большое количество сигарет без польских акцизных марок. 44-летний поляк сразу же сознался в контрабанде и уплатит большой штраф.

Skoda Fabia — груз на 40 000 USD

Также по трассе вблизи Августова 36-летний гражданин Польши перевозил на своей Skoda Fabia сигареты без польских акцизных марок. Пачки сигарет стали выпадать из автомобиля, как только сотрудники пограничной службы открыли двери хэтчбека. Интересно, что водитель заклеил задние стекла автомобиля и поставил перегородку за первым рядом сидений, чтобы с улицы груз в салоне не просматривался. Рыночная стоимость сигарет составила 40 000 долларов в эквиваленте.

Ford — нелегальный груз на сумму 42 000 USD

На трассе вблизи Сувалок (рядом граница с Литвой), был остановлен Ford, незаконные сигареты в котором перевозились на сиденьях и в багажнике. В машине находились два литовца, один из них предъявил поддельные документы. Обоим полагается штраф и тюремное заключение на срок до трех лет. Также гражданин Литвы понесет ответственность за фальшивые документы. Стоимость контрабанды оценили в 42 000 долларов США.

Opel Zafira — 44 000 USD

Opel Zafira двигался по территории Польши со стороны границы с Литвой. Пограничный патруль остановил автомобиль и табачные изделия были обнаружены по всему салону. В общей сложности — 11 500 пачек сигарет на сумму в 44 000 долларов США. 32-летний гражданин Литвы признался в нарушении закона.

Citroen Berlingo — 47 000 USD

34-летний водитель Citroen Berlingo перевозил в своем «каблучке» около 13 000 пачек сигарет без польских акцизных марок. Стоимость незаконного груза оценили в 44 000 долларов США.

Fiat Fiorino — 50 000 USD

На дороге вблизи Кузницы офицеры остановили для проверки Fiat Fiorino, в багажном отделе автомобиля перевозились пакеты с контрабандными сигаретами — чуть более 13 000 пачек. Груз оценили в 50 000 долларов США, при этом ущерб польскому государству составил бы 84 000 долларов США, если бы сигареты попали на рынок. 28-летний водитель, гражданин Польши, передан суду.

Opel Vectra — 56 000 USD

В июле одного из рекордсменов задержали вблизи Белостока. 61-летний мужчина на Opel Vectra перевозил 15 000 пачек сигарет, незаконно ввезенных из Беларуси. Груз занимал почти весь салон и багажное отделение легкового автомобиля. На гражданина Польши заведено уголовное дело, он столкнулся с большими штрафами.

Renault Trafic — 111 000 USD

Абсолютный рекордсмен последних шести месяцев проявил смекалку при перевозе запрещенного груза. Он притворился курьером одной из транспортных компаний и воспользовался фирменным Renault Trafic, в котором смог разместить 30 000 пачек сигарет. 41-летнего гражданина Польши задержали вблизи Августова. Во время задержания мужчина заявил, что эти сигареты он купил для личного использования. Офицеры оценили груз в 111 000 долларов США. На водителя заведено уголовное дело, его также ожидают высокие штрафы.

То, что белорусские сигареты можно купить чуть ли не во всех странах Западной Европы, – секрет Полишинеля. Но как они туда попадают? Как стали лидером среди контрабандных товаров? И сколько сегодня может заработать обычный контрабандист?

Hrodna.life опубликовал откровения теперь уже бывших контрабандистов Олега, Максима и Янека, которые хорошо помнят, как развивался контрабандный бизнес на границе.

Сигареты не сразу стали основным приграничным товаром. В1990-х из Беларуси в Польшу чаще всего возили спирт, а к нему самые разные товары: лопаты, резиновые сапоги, золото с серебром и медь с алюминием. Оттуда возили, например, яблоки. А вот белорусские сигареты тогда еще не имели за рубежом такой бешеной популярности.

Но конъюнктура меняется. Так, на смену спирту и металлам пришли сигареты и топливо. А товары уже везут не в Польшу, а наоборот.

До 2010-2011 годов получить долгосрочную визу было сложно. Только появление визы “за покупками” значительно упростило дело. Ранее те, кто не имел родственников в Польше, могли заплатить за визу “под ключ” даже 300-500 евро. Олег говорит, что эти деньги можно было быстро отработать. Штрафы были не такие большие, как сейчас, а проехать границу было проще.

Хотя сигареты в ЕС из Беларуси попадают разными путями, автомобильный путь для рядовых граждан Олег считает самым популярным, но не самым большим по количеству.

Чтобы не рисковать автомобилем, большинство контрабандистов возили не более “нормы”: не 2 пачки, как сегодня, и не 10, как можно было раньше, а столько, чтобы не превысить норму, после которой помимо штрафа изымают автомобиль. Раньше это было 50 блоков, или один короб, потом стало 40 блоков.

Максимум, который можно было заработать с одного блока сигарет, – 15 долларов, по крайней мере на памяти Олега. Это был непродолжительный период, когда в Беларуси сильно просел курс рубля. Так, возив по 40 блоков, с одной успешной поездки можно было заработать 500 долларов.

Такой период длился несколько месяцев, часть его выпала на времена ограничения поездок раз в 5 дней. Самый большой штраф за такое количество сигарет тогда составлял около 1000 долларов. Обычно, по словам Олега, заработок была меньше – 7-10 долларов с блока.

Не попадаться на штрафы невозможно. Разве что, если ты начинающий контрабандист и у тебя чистая биография, тебя никто не знает, тогда можно некоторое время ездить безопасно. Но это лотерея. Кто-то может отработать год, кто-то – чуть больше, но можно попасть на штраф и с первого раза.

Те, кто работает на постоянной основе, к штрафам относятся как к уплате налогов. Иногда можно уйти в минус. Можно работать два-три месяца в плюс, а потом за один месяц заплатить два-три штрафа. Получится, что ничего не заработал.

Кроме трезвого расчета и хороших тайников большую роль играет случай. Кто-то успешно проезжает границу 5-10 раз в месяц в течение года и только 2-3 раза попадается. А кто-то чуть ли не весь год работает на штрафы и в итоге уходит из “бизнеса”. Особенность в том, что действует нарастающий коэффициент: каждый следующий штраф больше предыдущего.

Сегодня кто-то возит 5-10 блоков, другие – 25-30, но уже более 40 берут немногие. Настолько загруженные машины называют “бомбами” – они точно подлежат конфискации. Но таких авто немного, уверяет Олег. Хорошо скрыть более 50 блоков (1 короб) в автомобиле, даже переделанном, очень сложно. Так рисковать могут только те, у кого есть “подушка безопасности”.

Переделать автомобиль можно не только в Беларуси, но и в самой Польше. Но, по словам Олега, лучшие специалисты в этом – литовцы. Делают качественно, фантазия работает. Стоимость переделки может достигать 1500-2000 евро. Большинство, по словам Олега, справляется своими силами. “Кое-где сделают дополнительные дырки. Что-то урежут, выбросят шумоизоляцию или еще что. Но если машина попадет на сканер или будет работать опытная собака, никакие тайники не помогут”.

Житель Гродно Максим в 2007-2008 годах работал водителем: загонял авто на “упаковку”, где его упаковывали сигаретами. За это платили 25-30 долларов в зависимости от сложности работы. Потом надо было забрать автомобиль и в нужный день завезти сигареты в Польшу. За один рейс платили 30 долларов. Если машина попадала на штраф, все расходы брал на себя собственник.

На “фирме”, где работал Максим, “директор” открывал визы своим водителем. А позже распродал все машины, свернул дело и наладил в Гродно легальный бизнес. Максим знает немало примеров, когда сегодняшние бизнесмены зарабатывали стартовый капитал на контрабанде.

Как сигареты доезжают до Англии и Испании, рассказал Янек, бывший контрабандист из Белостока.

Далее в Западную Европу едет большинство сигарет из Беларуси, Украины и России. Те, кто возит более 5-10 блоков, продают их оптовикам, а те уже или сами везут дальше вглубь Европы, или опять же по оптовым ценам перепродают тем, кто везет. Такой посредник при перепродаже зарабатывает 1-2 доллара с блока.

Сам Ян несколько лет возил сигареты из Беларуси. “Мой друг работал таможенником, поэтому я всегда имел информацию, когда лучше ехать, а когда лучше задержаться в Беларуси и подождать”. Однажды, чтобы дождаться “хорошей” смены, пришлось задержаться в Гродно более суток.

В таком ритме Янек работал около трех лет, пока не попал в руки белорусских таможенников. На родину пришлось возвращаться пешком. Зато среднемесячная заработная плата в тот период составляла 1500-2000 долларов.

Ян утверждает, что очереди на белорусско-польской границе в будние дни бывают, только если на польской стороне работает более-менее “хорошая” смена. Если смена “плохая”, да еще работают “черные” [таможенники] с собакой, очередей не будет. Тогда едут или новички, или те, кто контрабандой не занимается.

Иногда цены сигарет на черном рынке падали из-за перенасыщенности рынка. Если через какую-то границу, неважно, польскую или литовскую, успешно проезжало 5-10 фур с сигаретами или железнодорожный состав, цены начинали падать. Людей, работающих с такими серьезными объемами, Янек не знает. Говорит только, что и в Польше, и в Литве есть места, где можно оптом приобрести контрабандные сигареты в коробах. Это как раз тот товар, который ехал в фурах или поездах.

После фиаско на белорусско-польской границе Ян не пожелал завершать “карьеру”, но решил сменить направление. Он приобрел другой автомобиль и переделал его в Польше за 9000 злотых, или более 2000 евро. На нем планировал возить сигареты из Польши в Англию, но уже при первой попытке его задержали…

Янек объясняет, что Англия – самое популярное направление, так как здесь можно заработать больше всего. Так, в 2016 году Би-би-си сообщала, что в Великобританию попадает 12% всех контрабандных сигарет из Беларуси.

Для белорусских контрабандистов перевоз сигарет через границу обычно является последним шагом, дальше сигареты везут поляки или литовцы. И хотя границ в Евросоюзе нет, этот путь непростой. Так, в окрестностях Августова польские пограничники и таможенники регулярно останавливают литовские бусы, полные сигарет. На дорогах Подляшья также нередко останавливают легковые авто местных жителей с багажниками, полными сигарет без польских акцизов. Обычно после проверки в гаражах и домах этих людей находят большие партии товара.

Пограничные службы Беларуси и Польши часто сообщают о крупных контрабандах сигарет, которые перевозятся в тайниках автомобилей через границу. Но что происходит с контрабандой, которую не удалось обнаружить офицерам в пунктах пропусков?

Очевидно, что она аккумулируется вблизи границы, а дальше по всей стране ее перевозят уже местные жители. Их тоже задерживают и их грузы впечатляют! Мы изучили сайт польской пограничной службы и составили рейтинг задержанных за последние полгода вблизи Белостока.

Чаще всего - по 10 000 USD

По несколько раз в месяц на дорогах Подляшского воеводства сотрудники пограничной службы задерживают автомобили местных жителей с нелегальными сигаретами. Чаще всего граждане Польши перевозят по 2 500 - 3 000 пачек сигарет без польских акцизных марок, эти грузы оцениваются примерно в 10 000 долларов США (в пересчете со злотых). Видимо при таких количествах запрещенного груза на перевозчика не заводится уголовное дело. Нарушители обходятся лишь конфискацией товара и штрафом. Но хватает и тех, кто рискует по-крупному.

Honda CRV - контрабанда на сумму 18 000 USD

На трассе вблизи Августова сотрудники пограничной службы остановили Honda CRV. В багажнике автомобиля 61-летний поляк перевозил 4 700 пачек контрабандных сигарет. На мужчину завели уголовное дело.

Peugeot - контрабанда на сумму 25 000 USD

Peugeot 508 был остановлен неподалеку от Белостока. Открыв двери автомобиля, сотрудники пограничной службы сразу же заметили большое количество сигарет без польских акцизных марок. 44-летний поляк сразу же сознался в контрабанде и уплатит большой штраф.

Skoda Fabia - груз на 40 000 USD

Также по трассе вблизи Августова 36-летний гражданин Польши перевозил на своей Skoda Fabia сигареты без польских акцизных марок. Пачки сигарет стали выпадать из автомобиля, как только сотрудники пограничной службы открыли двери хэтчбека. Интересно, что водитель заклеил задние стекла автомобиля и поставил перегородку за первым рядом сидений, чтобы с улицы груз в салоне не просматривался. Рыночная стоимость сигарет составила 40 000 долларов в эквиваленте.

Ford - нелегальный груз на сумму 42 000 USD

На трассе вблизи Сувалок (рядом граница с Литвой), был остановлен Ford, незаконные сигареты в котором перевозились на сиденьях и в багажнике. В машине находились два литовца, один из них предъявил поддельные документы. Обоим полагается штраф и тюремное заключение на срок до трех лет. Также гражданин Литвы понесет ответственность за фальшивые документы. Стоимость контрабанды оценили в 42 000 долларов США.

Opel Zafira - 44 000 USD

Opel Zafira двигался по территории Польши со стороны границы с Литвой. Пограничный патруль остановил автомобиль и табачные изделия были обнаружены по всему салону. В общей сложности - 11 500 пачек сигарет на сумму в 44 000 долларов США. 32-летний гражданин Литвы признался в нарушении закона.

Citroen Berlingo - 47 000 USD

34-летний водитель Citroen Berlingo перевозил в своем "каблучке" около 13 000 пачек сигарет без польских акцизных марок. Стоимость незаконного груза оценили в 44 000 долларов США.

Fiat Fiorino - 50 000 USD

На дороге вблизи Кузницы офицеры остановили для проверки Fiat Fiorino, в багажном отделе автомобиля перевозились пакеты с контрабандными сигаретами - чуть более 13 000 пачек. Груз оценили в 50 000 долларов США, при этом ущерб польскому государству составил бы 84 000 долларов США, если бы сигареты попали на рынок. 28-летний водитель, гражданин Польши, передан суду.

Opel Vectra - 56 000 USD

В июле одного из рекордсменов задержали вблизи Белостока. 61-летний мужчина на Opel Vectra перевозил 15 000 пачек сигарет, незаконно ввезенных из Беларуси. Груз занимал почти весь салон и багажное отделение легкового автомобиля. На гражданина Польши заведено уголовное дело, он столкнулся с большими штрафами.

Renault Trafic - 111 000 USD

Абсолютный рекордсмен последних шести месяцев проявил смекалку при перевозе запрещенного груза. Он притворился курьером одной из транспортных компаний и воспользовался фирменным Renault Trafic, в котором смог разместить 30 000 пачек сигарет. 41-летнего гражданина Польши задержали вблизи Августова. Во время задержания мужчина заявил, что эти сигареты он купил для личного использования. Офицеры оценили груз в 111 000 долларов США. На водителя заведено уголовное дело, его также ожидают высокие штрафы.

Кстати, абсолютный рекордсмен был задержан в сентябре еще на территории Литвы. Напомним, литовские таможенники хотели помочь "сломавшемуся" дальнобойщику из Беларуси , но обнаружили у него контрабанду сигарет на 1 млн. евро. Он перевозил в грузовике 360 000 пачек сигарет.

// Перепечатка подборки только с разрешения редакции

Ни для кого ни секрет, что в Польшу сигареты везут в огромных количествах, при том, что официально разрешено провозить на территорию Польши только 2 пачки. Но быстрые и легкие деньги не дают покоя контрабандистам разных категорий. Кто-то провозит на одну пачку больше, а кто-то на одну сотню блоков. Мы собрали небольшой топ оригинальных и необычных способов провезти контрабандой сигареты в Польшу. Естественно, если об этом способе известно, то он не удался.

1. дальнобойщик из Беларуси пытался провезти в рефрижеракторе своей фуры почти 42 тысячи пачек сигарет. Таможенная служба Люблина сработала оперативно, водитель свою вину признал сразу.

2. Молодой белорус умудрился спрятать в раме и колесах велосипеда 52 пачки сигарет. Естественно, что конструкция выглядела неестественно, чем и привлекла внимание таможенников.

3. Неизвестный нам человек, пытался провезти контрабандные сигареты между вафлями. Вот так бывает, вроде друзьям к чаю угощение везет, а по факту, контрабандистом оказывается.

4. Вероятно какой-то студент решил заработать на 11 пачках сигарет, запихав их в ноутбук. Но не получилось.

5. Тренер футбольной команды провозил в футбольных мячах 500 пачек сигарет. Видимо очень много стресса испытывает, поэтому так много курит.

6. Белоруска преклонных лет пыталась вывезти 70 пачек сигарет в … в хлебе! Подозрительным оказался только вес мучного изделия.

7. Никогда не задумывались, сколько в пианино влазит пачек сигарет? А вот польские таможенники теперь знаю — не многим не малым 4 тыс. пачек!

8. Век живи, век учись! Как в лучших шпионских фильмах!

Приграничный бизнес жив. Но одно дело издали наблюдать, как предприимчивые соседи каждый год делают ремонт, меняют авто и достраивают загородный дом. И совсем другое - совершенно случайно, за одну ночь, узнать абсолютно все нюансы такой предприимчивости. Что везут через границу? Туда - сигареты и топливо. Обратно - одежду, бытовую технику, продукты. И в обоих случаях живут по принципу: повезет или нет.

Попасть в Белосток можно поездом, автобусом, маршруткой. Особого опыта в польском шопинге у меня никогда не было. Поэтому за помощью обратилась к соседу по подъезду: он неоднократно предлагал прокатиться с ветерком в один из супермаркетов, да еще и денег подзаработать на «поле чудес». Это такая площадка недалеко от пункта пропуска, где за определенную плату тебе предлагают перевезти товар. Начиная от летних маек и заканчивая крупногабаритной бытовой техникой. Цена услуги - от 1 до 40 долларов. Надел на себя десять платьев - и положил в карман 10 условных единиц. Не хочешь выглядеть мешком с мукой? Тогда можно остановиться на другом варианте и взять резину для авто. В этом случае заработаешь двадцатку и потеть в ста одежках не придется.

Сосед Саша за свои тридцать с лишним кем только не работал. В 90-е возил из-за границы все, что покупалось. Ездил на заработки в другие страны, сейчас перебивается случайными. В стареньком Audi на газу сделал несколько тайников для сигарет. И выдал еще один секрет:

- Для автомобилей на газу не действуют правила проезда раз в 8 дней, потому что газ не продашь. Но зато трясут сильнее.

В Белосток отправляемся ближе к вечеру. Для тех, кто не знает, напомню: по новым правилам в сумочке должно быть только 2 пачки сигарет. Некоторые забывают об этом и по привычке берут 2 блока. А потом удивляются: за какие «заслуги» штраф 140 долларов? Минимальный штраф за провоз одного блока сигарет - 250 злотых (примерно 70 долларов). Максимальный зависит от настроения польского таможенника и поведения нарушителя.

Родную таможню и погранпост проскочили мгновенно. Перед въездом на польскую территорию немного притормозили. Какой канал проезда выбрать: красный или зеленый? Выбираем красный в надежде на то, что быстро его проскочим и уже через полчаса будем бродить по супермаркету. Не проскочили. У нас взяли паспорта и попросили следовать на стоянку. Мой спутник мрачнеет: только на прошлой неделе взяли 650 злотых - и снова на «яму».

«Яма» - небольшое помещение для досмотра авто. Меня же отправили в комнату ожидания. Там уже сидел владелец черного внедорожника, в котором польские таможенники обнаружили 38 блоков сигарет. А спустя полчаса выписали штраф на сумму 6500 злотых - примерно 2000 долларов.

На часах - 0:30. Поездка явно не удалась. Уйти из комнаты ожидания я не могу - паспорт мне отдадут, когда разберутся с водителем. Это правило, кстати, тоже действует недавно. Людей в комнате становилось все больше, а шансов увидеть Белосток - все меньше. Примерно после часа ночи машины задерживать перестали, видимо, чтобы разобраться с уже проштрафившимися. Оформление штрафа в среднем занимало у польского таможенника 1,5 часа. Поражали суммы самих штрафов. Например, шесть блоков сигарет моему водителю обошлись в 1200 злотых - чуть более 300 долларов.

Выехать получилось только в полпятого утра. В это время работали лишь несколько придорожных кафе да ночной супермаркет в Сокулке. Там мы купили стандартный набор: чай, кофе, стиральный порошок. Цены, кстати, такие же, как у нас. На обратном пути заехали на «поле чудес». Здесь своя жизнь, необычная. Необычные и обитатели. Пример тому - две женщины в летних платьях, из-под которых видны джинсы. На плечи наброшены явно подростковые курточки.