История флота России. Военно-морской российский флот: обзор, особенности и интересные факты

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов : Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота — предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

ВМФ состоит из следующих родов сил (рис. 1): подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы — ударная сила флота, способная контролировать просторы , скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Рис. 1. Структура Военно-Морского Флота

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

В боевом составе ВМФ авианосец (рис. 2), атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами (рис. 3), атомные ракетные крейсера (рис. 4), большие противолодочные корабли, эсминцы (рис. 5),сторожевые корабли, малые противолодочные корабли, мин- но-тральные корабли, десантные корабли, самолеты (Су-33 — рис. 6, А-40, МиГ-29, Ту-22М, Су-24, МиГ-23/27, Ту-142, Бе-12, Ил-38), вертолеты (Ми-14, Ка-25, Ка-27, Ка-29), танки (Т-80, Т-72, ПТ-76), БРДМ, БТР, самоходные артиллерийские орудия (САУ калибра 122 и 152 мм), зенитные самоходные установки, переносные и самоходные зенитные ракетные комплексы.

Рис. 2. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: водоизмещение стандартное (полное) — 45 900 (58 500) т; длина (но ватерлинии) — 304,5 (270) м; ширина (по ватерлинии) — 72,3 (35.4) м; осадка — 10.5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 3850 миль (29 узлов) или 8500 миль (18 узлов); автономность — 45 суток; экипаж (офицеры) — I960 (200) + штаб 40 чел.; летно-технический состав — 626 чел.; авиапарк — 22 СУ-33, 17 KA-27/31; максимальная самолетовместимость — 36 СУ-33, 14 вертолетов; площадь ВПП — 14800 м 2 ; вместимость ангара — 18 СУ-33; средства обеспечения — 2 самолетоподъемника, трамплин, посадочная угловая палуба, 3 площадки разбега; вооружение — ударное, зенитное, противолодочное, радиоэлектронное

Рис. 3. Тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами проекта 941 «Тайфун»: водоизмещение надводное (подводное) — 28500 (49800) т; длина — 171.5 м; ширина — 24,6 м; осадка — 13 м; скорость хода подводная — 27 узлов; экипаж (офицеры) — 163 (55) чел.; автономность — 120 суток; глубина погружения — 500 м; вооружение — 20 МБР, торпедные аппараты, ПЛУР, ЗУР, торпеды, гидроакустические станции, радиоэлектронные средства противодействия

Рис. 4. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий»: водоизмещение стандартное (полное) — 19 000 (24 300) т; длина — 252 м; ширина — 28,5 м; осадка — 9,1 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 14 000 миль (30 узлов); экипаж (офицеры) — 744 (82) человека: вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противоторпедное, противолодочное, авиационное (3 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 5. Эскадренный миноносец «Адмирал Чабаненко»: водоизмещение стандартное (полное) — 7700 (8900) т; длина — 163.5 м; ширина — 19,3 м; осадка — 7,5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 4000 миль (18 узлов); экипаж (офицеры) — 296 (32) человек; вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противолодочное, авиационное (2 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 6. Истребитель корабельного базирования Су-33: размах крыла — 14,7 м; длина 21,19 м; высота — 5,63 м; масса максимальная взлетная — 32 000 кг; максимальная скорость на большой высоте -2300 км/ч; потолок — 17 000 м; дальность — 3000 км; вооружение — 30-мм пушка (250 патронов), УР; экипаж — 1 человек

В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.

«Морским судам быть» - эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.

Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.

Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.

На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.

Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.

В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.

Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.

В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.

В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.

К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.

В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.

Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.

Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.

В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.

Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.

Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.

В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.

Российский военно-морской флот сегодня

Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:

  • Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
  • Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
  • Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
  • Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
  • Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.

Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.

Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.

Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.

| Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Военно - Морской Флот

Вооружённые Силы Российской Федерации

Виды Вооружённых Сил Российской Федерации

Военно - Морской Флот

Из истории создания

В 1695 г. молодой царь Петр I предпринял попытку овладеть занятой турками крепостью Азов. Осада закончилась неудачей, так как гарнизону крепости оказывал большую помощь и поддержку господствовавший на Азовском море турецкий флот.

После анализа причин неудачной осады в России было учреждено Адмиралтейство, а на р. Воронеже заложены судостроительные верфи. В результате предпринятых энергичных мер в 1696г. удалось создать первое в истории России соединение боевых и транспортных судов, так называемый морской воинский караван. В его составе было 2 фрегата, 23 галеры, 4 брандера и около 1000 мелких гребных судов. В мае 1696 г. сухопутное войско (около 75 тыс. человек) и морской воинский караван достигли Азова и блокировали его с суши и с моря, а 20 мая отряд из 40 казачьих лодок напал на турецкую эскадру. Турки потеряли 2 корабля и 10 грузовых судов. В это же время основная часть воинского каравана заняла позицию в устье р. Дона и не дала возможности прибывшему для помощи азовскому гарнизону турецкому флоту подойти к берегу и высадить подкрепление осажденным.

В результате этих действий 19 июля 1696 г. Азов сдался. В связи с этими событиями 1696 г. по праву считают годом основания Военно-Морского Флота России.

Организационная структура Военно - Морского Флота

  • Главное командование Военно-морского флота
  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
    • Береговые войска:
    • Береговые ракетно-артиллерийские войска
    • Морская пехота

Военно-Морской Флот - вид Вооруженных Сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам врага, уничтожать его корабли на море и в базах, нарушать его океанские и морские коммуникации и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить войска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав ВМФ входят нескольких родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых войск. В его состав входят также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения и различные службы. Главные рода сил - подводные силы и морская авиация.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота - предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

    Военно-Морской Флот (ВМФ) состоит из следующих родов сил (рис. 1):
  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • морской пехоты и войск береговой обороны.
    • В его состав входят:
    • корабли и суда,
    • части специального назначения
    • части и подразделения тыла.


Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы , вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских ТВД; в ряде государств - военно-морские силы (ВМС). По своим боевым возможностям современный ВМФ способен наносить ядерные удары по важным наземным объектам противника, уничтожать силы его флота в море и на базах, нарушать (срывать) океанские и морские перевозки, завоёвывать господство в морских (океанских) районах, содействовать сухопутным войскам (СВ) в проведении операций на континентальном ТВД, оборонять свои морские (океанские) перевозки, высаживать морские десанты. ВМФ проводит операции и ведёт боевые действия самостоятельно или совместно с другими видами ВС. Главные свойства ВМФ: высокая мобильность, большая автономность, способность действовать в любых районах Мирового океана, постоянная боевая готовность и высокая боевая устойчивость его подводных сил и авианосных группировок.

Развитие флота началось в глубокой древности. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае первоначально строились торговые суда, а позднее и военные гребные корабли. В греческом флоте в 5 веке до нашей эры основным классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей римского флота в 3-2 века до нашей эры являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 веке до нашей эры в Риме наряду с этими типами кораблей появились либурны - небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. Основными способами вооруженной борьбы на море были таран и абордаж. Позднее в качестве оружия стали использовать метательные машины - баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигательными снарядами. В 7 веке нашей эры венецианцы на основе римской либурны создали улучшенный тип гребного корабля - галеру, которая постепенно вытеснила другие типы гребных кораблей и к концу Средневековья стала основным боевым кораблём. В 10-12 веках в ряде средиземноморских стран, а также у англосаксов, норманнов и датчан появились парусные суда. Переход от гребных судов к парусным завершился к середине 17 века. Основным оружием парусных кораблей становится артиллерия. В 16-17 веках в Англии, Франции, Испании и Голландии создаются постоянные военные флоты. К началу 18 века корабли в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа стали разделять на классы и ранги. В это же время сложилась боевая организация парусного флота - появились эскадры. Тактика ведения морского боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив свои корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к кораблям противника и, сближаясь с ними, уничтожить их огнём своей артиллерии. Если артиллерийская дуэль не приводила к успеху, бой завершался абордажной схваткой.

Начало созданию регулярного военного флота России положено в 1696 году, когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям на реке Воронеж была построена Азовская флотилия. В ходе Северной войны 1700-21 годов был создан Балтийский флот, выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Уже в начале своего становления российский флот одержал первую победу над шведским флотом в Гангутском морском сражении 1714 года и в последующем вписал много героических страниц в отечественную историю.

Во 2-й половине 18 века развитие промышленности, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1 до 4 тысяч тонн, число орудий возросло до 135, усовершенствовалась корабельная артиллерия (бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 мин, дальность стрельбы - с 300 до 600 м). Парусный флот достиг своей вершины.

В начале 19 века появились первые паровые боевые корабли. После Крымской войны 1853-56 годов все государства перешли к строительству паровых броненосных кораблей. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Появление в 1870-х годах мин, а затем торпед привело к созданию минных заградителей и миноносцев. Бурный технический прогресс привёл к созданию на флоте трёх основных типов кораблей: эскадренных броненосцев для артиллерийского боя; крейсеров для дозорной службы, разведки и уничтожения торговых судов; миноносцев для завершения боя минно-торпедной атакой повреждённых кораблей. Повышение роли ВМФ в конце 19 века (теория «морской силы», основоположники - американский контр-адмирал А. Т. Мэхэн и британский вице-адмирал Ф.Х. Коломб) было связано с активной колониальной политикой ведущих государств мира.

После русско-японской войны 1904-05 годов в составе флотов появились линкоры, которые стали решающей силой в вооруженной борьбе на море. Они постоянно совершенствовались: увеличивалось количество стволов артиллерии главного калибра, её дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в 1 мин), бронирование, скорость хода. В связи с техническим совершенствованием возросла роль в морском бою торпедного оружия и в составе флотов вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы), оснащённые артиллерийским и торпедным вооружением. Для разведки, борьбы с эсминцами противника и действий на морских коммуникациях во многих государствах строились лёгкие крейсера. Усовершенствование двигателей внутреннего сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов создало предпосылки в начале 20 века для строительства подводных лодок (ПЛ), которые в большинстве государств первоначально предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и разведки. В ряде государств началось строительство гидросамолётов.

В 1-ю мировую войну в боях на море участвовали сотни надводных кораблей, ПЛ, а на последнем её этапе - и самолёты. Линкоры использовались крайне ограниченно из-за резко возросшей минной опасности, угрозы от ПЛ и других боевых средств. Широкое применение нашли лёгкие крейсера, водоизмещение которых к концу войны выросло до 8 тысяч тонн, а скорость хода - до 30 узлов (55,5 км/ч) и более. Кораблями универсального назначения показали себя эсминцы, которые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств; их водоизмещение было доведено до 2 тысяч тонн, скорость хода - до 38 узлов (70 км/ч). Дальнейшее развитие получили минные заградители. Появились специальные типы тральщиков: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море стали играть ПЛ, которые оформились в самостоятельный род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. В ходе 1-й мировой войны появились авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Впервые стала использоваться морская авиация, самолёты которой вели разведку, наносили бомбовые удары по кораблям и базам флота, корректировали огонь корабельной артиллерии. Оружием самолётов морской авиации наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в вид ВС, объединяющий соединения и части надводных кораблей, ПЛ, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводных кораблей.

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами предпочтение отдавалось строительству линкоров. Корабли других классов - авианосцы, крейсера, эсминцы и др. - предназначались для обеспечения действий линкоров. В 1937-38 годах Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Интенсивно строились крейсера, эсминцы, ПЛ, торпедные катера. В состав флотов входила бомбардировочная, минно-торпедная, разведывательная и истребительная авиация. Корабли оснащались усовершенствованным артиллерийским и торпедным оружием, появились неконтактные мины, новое противолодочное оружие, стали применяться радиолокация и гидролокация.

Во 2-й мировой войне размах военных действий на море значительно возрос. В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль главной ударной силы. Интенсивное развитие получила морская авиация (палубная и наземного базирования). Возросла роль ПЛ, которые использовались главным образом для борьбы с надводными кораблями. Для борьбы с вражескими ПЛ применялись авиация, ПЛ и минное оружие. В составе флотов стали использовать корабли ПВО. Война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море достигаются объединёнными усилиями разнородных сил флота.

В послевоенный период в строительстве ВМС многих зарубежных государств, и прежде всего США, основные усилия направлялись на создание атомных ПЛ, вооружённых баллистическими ракетами, а также авианосцев. Произошло качественное обновление парка самолётов авиации ВМС. Надводные корабли начали оснащаться противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами, а атомные ПЛ - стратегическими ракетами. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС различными радиоэлектронными средствами. Появились противолодочные и десантные вертолётоносцы, корабли и катера на подводных крыльях, на воздушной подушке и др.

В России после 1917 года ВМФ создавался и развивался как составная часть ВС РСФСР (с 1924 - СССР). Декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) был принят СНК 29.1(11.2).1918. За годы Гражданской войны 1917-22 в РККФ сформировано свыше 30 морских, озёрных и речных военных флотилий, преимущественно из кораблей Балтийского флота. Большинство кораблей Черноморского флота в связи с угрозой захвата их германскими оккупантами 18.6.1918 было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское море и составила ядро Азовской военной флотилии. Корабли, действовавшие на стороне Белого движения, в ноябре 1920 года были уведены в Тунис. После окончания Гражданской войны от Российского императорского флота остались единицы кораблей, которые требовали ремонта.

В 1926 году принята первая советская программа военного судостроения. К 1929 году отремонтирована значительная часть кораблей, проведена модернизация эсминцев, частично линкоров, восстановлены военно-морские базы. В 1929-40 годах за счёт строительства новых кораблей укрепились Балтийский и Черноморский, созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты. Для непосредственного руководства ВМФ образован Народный комиссариат ВМФ СССР (декабрь 1937). Одновременно из Народного комиссариата оборонной промышленности СССР был выделен Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР. В 1938 году принята программа строительства большого морского и океанского флота. В это же время активно исследовались новые формы и способы ведения боевых действий на море, направления развития сил флота. К началу Великой Отечественной войны в состав ВМФ СССР входило около 1 тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), свыше 2,5 тысяч самолётов морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии. Значительно улучшилась система базирования сил ВМФ.

В ходе Великой Отечественной войны ВМФ СССР вёл боевые действия по уничтожению сил флота противника, нарушал его морские коммуникации, охранял свои морские, озёрные и речные перевозки, содействовал приморским группировкам советских войск в проведении оборонительных и наступательных операций. Северный флот совместно с ВМС союзников (Великобритании, США) обеспечивал коммуникации, связывающие северные порты СССР с портами этих государств, вёл активные действия на морских коммуникациях противника. Для обеспечения безопасности движения судов в Арктике, и в частности по Северному морскому пути, была создана Беломорская военная флотилия. В 1942 году на Северный флот была возложена оборона полуостровов Средний и Рыбачий. Балтийский флот участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских островов, полуострова Ханко, ораниенбаумского плацдарма, островов Выборгского залива и северного побережья Ладожского озера, а также сыграл важную роль в героической обороне Ленинграда. Черноморский флот совместно с СВ оборонял Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск, участвовал в обороне Северного Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонительных рубежей вместе с СВ использовались речные и озёрные флотилии: Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на озере Ильмень. Из Азовской военной флотилии выделялись отряды кораблей для действия на реках Дон и Кубань. Ладожская военная флотилия обеспечивала коммуникации через Ладожское озеро (Дорога жизни) с осаждённым Ленинградом. Большой вклад внесли моряки Волжской военной флотилии в оборону Сталинграда и в обеспечение важных народно-хозяйственных перевозок по Волге. В 1943 году воссоздана Днепровская военная флотилия, а в 1944 - Дунайская военная флотилия. Корабли Днепровской флотилии, перебазированные в бассейн реки Одер, принимали участие в Берлинской операции 1945 года. Дунайская флотилия участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. Тихоокеанский флот и Амурская военная флотилия в августе - сентябре 1945 года участвовали в разгроме японской Квантунской армии, освобождении Кореи, Маньчжурии, Южного Сахалина и Курильских островов. ВМФ направил около 500 тысяч матросов и офицеров на сухопутные фронты. Военные моряки сражались под Одессой, Севастополем, Москвой, Ленинградом. За годы войны советским ВМФ было проведено свыше 100 морских оперативных и тактических десантных операций. За боевые заслуги в Великой Отечественной войне 78 кораблям присвоено гвардейское звание, около 80 соединений и частей были удостоены почётных наименований, свыше 240 кораблей, частей и различных формирований ВМФ получили государственные награды. Более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, свыше 500 человек удостоены звания Героя Советского Союза, из них 7 - дважды.

В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учётом опыта Великой Отечественной войны на базе достижений науки и техники. Были созданы дизельные и атомные ПЛ различного назначения, ракетные корабли и катера, противолодочные корабли, способные вести успешную борьбу с современными ПЛ. Морская авиация получила на вооружение реактивные самолёты, способные нести на большие расстояния ракеты и поражать корабли различных классов, пополнилась противолодочными самолётами и вертолётами. На вооружение ВМФ поступили ракетные комплексы. Морская пехота получила военную технику, необходимую для высадки морских десантов на необорудованное побережье.

ВМФ Российской Федерации - преемник российского ВМФ и ВМФ СССР, предназначен для обеспечения военной безопасности с морских и океанских направлений, защиты интересов Российской Федерации и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности. Кроме того, ВМФ создаёт и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности Российской Федерации в Мировом океане.

ВМФ Российской Федерации состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил (войск) общего назначения. Включает: подводные силы, надводные силы флота, морскую авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами сил (войск) ВМФ, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, морские инженерные, судоремонтные, гидрографические и др.) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска и войска береговой обороны. В организационном отношении ВМФ включает Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты, а также Каспийскую военную флотилию и соединения, части, учреждения центрального подчинения. Главная ударная сила ВМФ - ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные подводные лодки и морская ракетоносная авиация.

В состав ВМС США, Великобритании, Франции и Китая входят: стратегические ядерные силы (атомные ракетные ПЛ) и силы общего назначения (авианосцы, линкоры, многоцелевые ПЛ, эскортные корабли, корабли огневой поддержки, различные десантные корабли и др.), а также авиация ВМС и морская пехота. ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов и других стран - членов НАТО, а также Швеции, Австралии, Аргентины, Бразилии, Арабской Республики Египет, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. включают дизельные ПЛ, надводные корабли, авиацию ВМС, морскую пехоту и вспомогательные суда (подробнее смотри в статьях об этих государствах).

Лит.: Боевая летопись русского флота. Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX века по 1917 г. М., 1948; Горшков С. Г. Морская мощь государства. 2-е изд. М., 1979; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. 4-е изд. М., 1988; Вьюненко Н.П., Макеев Б. Н., Скугарев В. Д. Военно-морской флот: роль, перспективы развития, использование. М., 1988; Вооруженные силы основных капиталистических государств. М., 1988; Фирсов И. И. Петра творенье: К 300-летию русского флота. М., 1992; Березовский Н.Ю., Бережной С. С., Николаева 3. В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. М., 1992; Военная энциклопедия. М., 1994. Т. 2; Грибовский В. Ю., Раздолгин А. А. История российского флота. СПб., 1996; Российская наука - Военно-Морскому Флоту. М., 1997; Костев Г. Г. Военно-Морской Флот страны, 1945-1995: Взлеты и падения. СПб., 1999.

Военно-морской флот Российской Федерации — один из трех видов Вооруженных сил нашего государства . Его основная задача – вооруженная защита государственных интересов на морских и океанских театрах военных действий. Флот России обязан защищать суверенитет государства за пределами ее сухопутной территории (территориальные воды, права в суверенной экономической зоне).

ВМФ России считается преемником советских военно-морских сил, которые, в свою очередь, создавались на основе Российского императорского флота. История российского ВМФ очень богата, она насчитывает более трехсот лет, за это время он прошел долгий и славный боевой путь: противник не единожды спускал боевой флаг перед русскими кораблями.

По своему составу и количеству кораблей ВМФ России считается одним из сильнейших в мире: в глобальном рейтинге он занимает второе место после американского ВМФ .

В состав российского ВМФ входит один из компонентов ядерной триады: подводные атомные ракетоносцы, способные нести межконтинентальные баллистические ракеты . Нынешний российский флот уступает по своей мощи ВМФ СССР, многие корабли, находящиеся сегодня на вооружении, были построены еще в советский период, поэтому они устарели как морально, так и физически. Однако в последние годы ведется активное строительство новых кораблей и флот ежегодно пополняется новыми вымпелами. Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года на обновление ВМФ России будет потрачено около 4,5 трлн рублей.

Кормовым флагом российских военных кораблей и флагом военно-морских сил России является Андреевский флаг. Он был официально утвержден президентским указом от 21 июля 1992 года.

День ВМФ России празднуется в последнее воскресенье июля. Эта традиция была установлена решением советского правительства в 1939 году.

В настоящее время Главнокомандующим ВМФ России является адмирал Владимир Иванович Королёв, а его первым заместителем (начальником Главного штаба) – вице-адмирал Андрей Ольгертович Воложинский.

Цели и задачи российского ВМФ

Для чего России нужен военный флот? Американский вице-адмирал Альфред Мэхен, один из крупнейших военно-морских теоретиков, еще в конце XIX века писал, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. И с ним трудно не согласиться. Несколько столетий границы Британской империи крепились бортами ее кораблей.

Мировой океан – это не только неисчерпаемый источник ресурсов, но и самая главная мировая транспортная артерия. Поэтому значение ВМС в современном мире тяжело переоценить: страна, обладающая боевыми кораблями, может проецировать вооруженную силу в любой точке Мирового океана. Сухопутные войска любой страны, как правило, ограничены собственной территорией. В современном мире морские коммуникации играют важнейшую роль. Военные корабли могут эффективно действовать на коммуникациях противника, отрезая его от поставок сырья, подкреплений.

Современный флот отличается высокой мобильностью и автономностью: корабельные группировки способны находиться в отдаленных районах океана месяцами. Подвижность корабельных группировок затрудняет нанесение удара, в том числе и с использованием оружия массового поражения.

Современный военно-морской флот обладает внушительным арсеналом средств поражения, которые можно использовать не только против кораблей противника, но и для нанесения ударов по наземным объектам, находящимся на удалении в сотни километров от береговой линии.

Военно-морские силы как геополитический инструмент отличаются большой гибкостью. ВМФ способен отреагировать на кризисную ситуацию за очень короткий срок.

Еще одной отличительной чертой ВМФ как глобального военного и политического инструмента является его универсальность. Вот только некоторые из задач, которые способен решать военно-морской флот:

  • демонстрация военной силы и флага;
  • боевое дежурство;
  • охрана собственных морских коммуникаций и защита побережья;
  • проведение миротворческих и противопиратских операций;
  • проведение гуманитарных миссий;
  • переброска войск и их снабжение;
  • ведение конвенционной и ядерной войны на море;
  • обеспечение стратегического ядерного сдерживания;
  • участие в стратегической противоракетной обороне;
  • проведение десантных операций и боевые действия на суше.

Моряки могут весьма эффективно действовать и на суше. Самым наглядным примером являются ВМС США , которые уже давно стали самым мощным и универсальным инструментом американской внешней политики. Для проведения масштабных наземных операций на суше флоту необходима мощная военно-воздушная и сухопутная составляющая, а также развитая тыловая инфраструктура, способная снабжать экспедиционные силы на расстоянии в тысячи километров от своих границ.

Российским морякам неоднократно приходилось участвовать в сухопутных операциях, как правило, проходивших на родной земле и носивших оборонительных характер. В качестве примера можно привести участие военных моряков в сражениях Великой Отечественной войны, а также первую и вторую чеченские кампании, в которых сражались подразделения морской пехоты.

Российский флот выполняет множество задач и в мирное время. Боевые корабли обеспечивают безопасность хозяйственной деятельности в Мировом океане, проводят наблюдение за ударными корабельными группировками потенциальных противников, прикрывают районы патрулирования подводных лодок вероятного противника. Корабли ВМФ России участвуют в защите государственной границы, моряков могут привлекать для ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Состав ВМФ России

По состоянию на 2014 год в состав российского флота входили пятьдесят атомных подводных лодок. Из них четырнадцать – это ракетные подводные крейсера стратегического назначения, двадцать восемь субмарин с ракетным или торпедным вооружением и восемь подлодок имеют специальное назначение. Кроме того, в состав флота входят двадцать дизель-электрических подводных лодок.

В корабельный состав надводного флота входят: один тяжелый авианесущий крейсер (авианосец), три атомных ракетных крейсера, три ракетных крейсера, шесть эсминцев, три корвета, одиннадцать больших противолодочных кораблей, двадцать восемь малых противолодочных кораблей. Также в состав ВМФ РФ входят: семь сторожевых судов, восемь малых ракетных кораблей, четыре малых артиллерийских корабля, двадцать восемь ракетных катеров, более пятидесяти тральщиков различных видов, шесть артиллерийских катеров, девятнадцать больших десантных кораблей, два десантных корабля на воздушной подушке, более двух десятков десантных катеров.

История военно-морского флота РФ

Киевская Русь уже в IX веке обладала флотом, который позволял ей проводить успешные морские походы на Константинополь. Однако эти силы тяжело назвать регулярным ВМФ, корабли строили непосредственно перед походами, их основной задачей были не сражения на море, а доставка сухопутных войск к месту назначения.

Потом были столетия феодальной раздробленности, нашествия иноземных завоевателей, преодоление внутренней смуты – к тому же Московское княжество долго не имело выходов к морю. Исключением был только Новгород, который имел выходы к Балтике и вел успешную международную торговлю, будучи членом Ганзейского союза, и даже совершал морские походы.

Первые боевые корабли в России начали строить во время Ивана Грозного, но затем Московское княжество погрузилось в Смуту, и о военном флоте опять надолго забыли. Боевые корабли использовались в ходе войны со Швецией 1656-1658 годов, во время этой кампании была одержана первая задокументированная русская победа на море.

Создателем регулярного российского военного флота считается император Петр Первый. Именно он определил выход России к морю как первостепенную стратегическую задачу и начал постройку боевых кораблей на верфи на реке Воронеж. И уже в ходе Азовской кампании русские линейные корабли впервые приняли участие в массовом морском сражении. Это событие можно назвать рождением регулярного Черноморского флота. Через несколько лет первые военные корабли России появились на Балтике. Новая российская столица Санкт-Петербург надолго стала главной морской базой Балтийского флота Российской империи.

После смерти Петра ситуация в отечественном кораблестроении значительно ухудшилась: новые корабли практически не закладывались, а старые постепенно приходили в негодность.

Ситуация стала критичной во второй половине XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины II. В это время Россия проводила активную внешнюю политику и являлась одним из ключевых политических игроков в Европе. Русско-турецкие войны, которые продолжались с небольшими перерывами почти половину столетия, заставили российское руководство уделить развитию военного флота особое внимание.

В этот период российским морякам удалось одержать несколько славных побед над турками, крупная российская эскадра совершила первый дальний поход в Средиземное море из Балтики, империя завоевала обширные земли в северном Причерноморье. Самым знаменитым российским флотоводцем того периода был адмирал Ушаков, командовавший Черноморским флотом.

В начале XIX столетия российский флот был третьим в мире по количеству кораблей и орудийной мощи после Великобритании и Франции. Русские моряки совершили несколько кругосветных путешествий, внесли значительную лепту в изучение Дальнего Востока, русскими военными моряками Беллинсгаузеном и Лазаревым в 1820 году был открыт шестой континент – Антарктида.

Важнейшим событием в истории российского флота стала Крымская война 1853-1856 годов. Из-за целого ряда дипломатических и политических просчетов России пришлось воевать против целой коалиции, в состав которой входили Великобритания, Франция, Турция и Сардинское королевство. Основные сражения этой войны происходили на черноморском театре военных действий.

Война началась с блестящей победы над Турцией в морском сражении при Синопе. Российский флот под руководством Нахимова наголову разбил противника. Однако в дальнейшем эта кампания складывалась для России неудачно. Англичане и французы имели более совершенный флот, они серьезно опережали Россию в строительстве паровых судов, имели современное стрелковое оружие. Несмотря на героизм и отличную выучку русских моряков и солдат, после долгой осады Севастополь пал. Согласно условиям Парижского мирного договора, России впредь запрещалось иметь черноморский военный флот.

Поражение в Крымской войне привело к активизации строительства в России боевых кораблей на паровой тяге: броненосцев и мониторов.

Создание нового парового броненосного флота активно продолжалось в конце XIX – начале XX столетия. Чтобы преодолеть отставание от ведущих морских мировых держав, российское правительство закупало новые корабли за границей.

Важнейшей вехой в истории российского флота стала русско-японская война 1904-1905 годов. Две сильнейшие державы тихоокеанского региона, Россия и Япония, вступили в схватку за контроль над Кореей и Маньчжурией.

Война началась с внезапной атаки японцев на гавань Порт-Артура – крупнейшей базы российского тихоокеанского флота. В тот же день превосходящие силы японских кораблей в порту Чемульпо потопили крейсер «Варяг » и канонерку «Кореец».

После нескольких сражений, проигранных российскими сухопутными войсками, пал Порт-Артур, а корабли, находившиеся в его гавани, были потоплены артиллерийским огнем неприятеля или собственными экипажами.

Вторая Тихоокеанская эскадра, собранная из кораблей Балтийского и Черноморского флотов, которая шла на помощь Порт-Артуру, потерпела сокрушительное поражение около японского острова Цусима.

Поражение в русско-японской войне стало настоящей катастрофой для русского флота. Он потерял большое количество вымпелов, погибло много опытных моряков. Только к началу Первой мировой войны эти потери частично удалось компенсировать. В 1906 году в составе российского флота появились первые подводные лодки. В том же году был учрежден Главный Морской штаб.

В Первую мировую войну главным противником России на Балтийском море была Германия, а на Черноморском театре военных действий – Османская империя. На Балтике российский флот следовал оборонительной тактике, так как немецкий флот превосходил его и количественно, и качественно. Активно использовалось минное оружие.

Черноморский флот с 1915 года практически полностью контролировал Черное море.

Революция и вспыхнувшая после нее Гражданская война стали настоящей катастрофой для российского флота. Черноморский флот был частично захвачен немцами, некоторые из его кораблей были переданы Украинской Народной Республике, затем они попали в руки Антанты. Часть кораблей была затоплена по приказу большевиков. Иностранные державы оккупировали побережье Северного моря, Черного моря и тихоокеанское побережье.

После прихода к власти большевиков началось постепенное восстановление военно-морских сил. В 1938 году появился отдельный вид вооруженных сил - Военно-Морской Флот СССР. Перед началом Второй мировой войны он представлял собой весьма внушительную силу. Особенно много в его составе было подводных лодок различных модификаций.

Первые месяцы войны стали настоящей катастрофой для ВМФ СССР. Были оставлено несколько ключевых военных баз (Таллин, Ханко). Эвакуация военных кораблей из ВМБ Ханко привела к тяжелым потерям из-за вражеских мин. Основные сражения Великой Отечественной проходили на суше, поэтому ВМФ СССР отправил в сухопутные войска более 400 тыс. моряков.

После окончания войны начался период противостояния между Советским Союзом с его сателлитами и блоком НАТО во главе с США. В это время ВМФ СССР достиг пика своего могущества, как по количеству кораблей, так и по их качественным характеристикам. Огромное количество ресурсов выделялось на строительство атомного подводного флота, было построено четыре авианосца, большое количество крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов (96 единиц на конец 80-х), более сотни десантных кораблей и катеров. Корабельный состав ВМФ СССР в середине 80-х годов насчитывал 1380 боевых кораблей и большое количество вспомогательных судов.

Развал Советского Союза привел к катастрофическим последствиям. ВМФ СССР был разделен между советскими республиками (правда, большая часть корабельного состава досталась России), из-за недофинансирования большинство проектов были заморожены, часть кораблестроительных предприятий осталась за границей. В 2010 году в состав ВМФ РФ входило всего лишь 136 боевых кораблей.

Структура ВМФ РФ

Российский военно-морской флот включает в себя следующие силы:

  • надводные;
  • подводные;
  • морскую авиацию;
  • береговые войска.

Морская авиация состоит из береговой, палубной, тактической и стратегической.

Объединения ВМФ России

Военно-морские силы России состоят из четырех оперативно-стратегических объединений:

  • Балтийский флот ВМФ России, его штаб находится в Калининграде
  • Северный флот ВМФ России, его штаб расположен в Североморске
  • Черноморский флот, его штаб расположен в Севастополе, относится к Южному военному округу
  • Каспийская флотилия ВМФ России, штаб находится в Астрахани, входит в состав ЮВО.
  • Тихоокеанский флот, штаб которого расположен во Владивостоке, входит в состав Восточного военного округа.

Северный и Тихоокеанский флота являются сильнейшими в российском ВМФ. Именно здесь базируются подводные лодки-носители стратегического ядерного оружия, а также все надводные и подводные корабли с ядерной силовой установкой.

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец – «Адмирал Кузнецов» . Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте. Этот флот является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике . Этот регион является спорным, к тому же в этом регионе разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входит:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»)
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан» «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» , который является флагманом Северного флота
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»)
  • четыре БПК проекта 1155 «Фрегат» и один БПК проекта 1155.1.
  • два эсминца проекта 956 «Сарыч»
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входит:

  • Десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941 «Акула» , 667БДРМ «Дельфин », 995 «Борей»)
  • Четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 «Ясень» и 949А «Антей»)
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением (проекты 971 «Щука-Б» , 945 «Барракуда», 945А «Кондор» , 671РТМК «Щука»)
  • Восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 «Лада»). Кроме того, имеется в наличие семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

В 2007 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа начато строительство военной базы «Арктический трилистник». Корабли Северного флота принимают участие в сирийской операции в составе Средиземноморской эскадры российского флота.

Тихоокеанский флот. На вооружении это флота имеются подводные корабли с атомными силовыми установками, вооруженные ракетами и торпедами с ядерной боевой частью. Этот флот разделен на две группировки: одна базируется в Приморье, а другая – на Камчатском полуострове. В состав Тихоокеанского флота входят:

  • Ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164 «Атлант».
  • Три БПК проекта 1155.
  • Один эсминец проекта 956 «Сарыч».
  • Четыре малых ракетных корабля проекта 12341 «Овод-1».
  • Восемь малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».
  • Торпедные и противодиверсионные катера.
  • Тральщики.
  • Три больших десантных корабля проекта 775 и 1171
  • Десантные катера.

В состав подводных сил Тихоокеанского флота входят:

  • Пять подводных ракетоносцев, вооруженных стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами (проекта 667БДР «Кальмар» и 955 «Борей»).
  • Три атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей».
  • Одна многоцелевая субмарина проекта 971 «Щука-Б».
  • Шесть дизельных подлодок проекта 877 «Палтус».

В состав Тихоокеанского флота входят также морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

Черноморский флот. Один из старейших флотов России с долгой и славной историей. Однако в силу географических причин его стратегическая роль не столь велика. Этот флот участвовал в международной кампании по противодействию пиратству в Аденском заливе, в войне с Грузией в 2008 году, в настоящее время его корабли и личный состав задействован в сирийской кампании.

Ведется строительство новых надводных и подводных судов для Черноморского флота.

В состав этого оперативно-стратегического объединения российского ВМФ входят:

  • Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» «Москва», который является флагманом ЧФ
  • Один БПК проекта 1134-Б «Беркут-Б» «Керчь»
  • Пять сторожевых кораблей дальней морской зоны разных проектов
  • Восемь больших десантных кораблей проектов 1171 «Тапир» и 775. Они объединены в 197-я бригада десантных кораблей
  • Пять дизельных подводных лодок (проекты 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка»

    В состав Черноморского флота также входит морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

    Балтийский флот. После распада СССР БФ оказался в очень сложном положении: значительная часть его баз оказалась на территории иностранных государств. В настоящее время Балтийский флот базируется в Ленинградской и Калининградской области. Из-за географического положения стратегическое значение БФ также ограничено. В состав Балтийского флота входят следующие корабли:

    • Эсминец проекта 956 «Сарыч» «Настойчивый», который является флагманом БФ.
    • Два сторожевых корабля дальней морской зоны проекта 11540 «Ястреб» . В отечественной литературе их часто называют фрегатами.
    • Четыре сторожевых корабля ближней морской зоны проекта 20380 «Стерегущий» , которые в литературе иногда называют корветами.
    • Десять малых ракетных кораблей (проект 1234.1).
    • Четыре больших десантных кораблей проекта 775.
    • Два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» .
    • Большое количество десантных и ракетных катеров.

    На вооружении Балтийского флота имеется две дизельные подводные лодки проекта 877 «Палтус».

    Каспийская флотилия. Каспийское море – внутренний водоем, который в советский период омывал берега двух стран — Ирана и СССР. После 1991 года в этом регионе появилось сразу несколько независимых государств, и обстановка серьезно осложнилась. Акваторию Каспийского международный договор между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, подписанный 12 августа 2018 года определяет как зону, свободную от влияния НАТО.

    В состав Каспийской флотилии РФ входят:

    • Сторожевые корабли ближней морской зоны проекта 11661 «Гепард» (2 единицы).
    • Восемь малых кораблей разных проектов.
    • Десантные катера.
    • Артиллерийские и антидиверсионные катера.
    • Тральщики.

    Перспективы развития ВМС

    Военный флот – очень дорогостоящий вид вооруженных сил, поэтому после распада СССР практически все программы, связанные со строительством новых кораблей, были заморожены.

    Ситуация начала исправляться только во второй половине «нулевых». Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года ВМФ РФ получит около 4,5 трлн рублей. В планах российских корабелов — выпустить до десяти стратегических ядерных ракетоносцев проекта 995 и такое же количество многоцелевых подлодок проекта 885. Кроме того, продолжится строительство дизель-электрических субмарин проектов 63.63 «Варшавянка» и 677 «Лада». Всего планируется построить до двадцати подводных кораблей.

    ВМФ планирует закупить восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356 , более тридцати корветов нескольких проектов (некоторые из них еще только разрабатываются). Кроме того, планируется строительство новых ракетных катеров, больших и малых десантных кораблей, тральщиков.

    Разрабатывается новый эсминец с ядерной силовой установкой. Флот заинтересован в покупке шести таких кораблей. Их планируют оснастить системами противоракетной обороны.

    Много споров вызывает вопрос дальнейшей судьбы российского авианосного флота. Нужен ли он? «Адмирал Кузнецов» явно не соответствует современным требованиям, да и с самого начала этот проект оказался не самым удачным.

    Всего до 2020 года ВМФ РФ планирует получить 54 новых надводных корабля и 24 субмарины с ЯЭУ, большое количество старых судов должно пройти модернизацию. Флот должен получить новые ракетные комплексы, которые смогут вести стрельбу новейшими ракетами «Калибр» и «Оникс» . Этими комплексами планируют оснастить ракетные крейсера (проект «Орлан»), подводные лодки проектов «Антей», «Щука-Б» и «Палтус».

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них