Презентация на тему Александр II и его реформы. Военная реформа Александра II

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края

Конспект урока по истории России

на тему

« Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века».


подготовила

учитель истории

Боброва Светлана Валерьевна

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.

Цель урока :

1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;

2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия : земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?

Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки) Что этими стрелками учитель попытался передать)

Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.

- Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)

- Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.

Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?

Дети пробуют назвать (военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)

1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

строительство и содержание дорог на местах;

открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

оказание агрономической помощи крестьянам;

сбор статистических сведений.

Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы веда­ли

в основном хозяйственными вопросами:

благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

организация местного здравоохранения, открытие больниц;

забота о народном образовании, открытие школ;

открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

организация противопожарных мер;

занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

общие - окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

(рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду - это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа .

Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий - полтора года, для окончивших город­скую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

4. Реформы в области просвещения.

Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

Домашнее задание.

В. РЕФОРМЫ АЛЕКСАДРА II.

  • Предпосылки реформ Александра II.
  • Аграрная реформа. Условия отмены крепостного права.
  • Реформы 1860 – 1870 гг.
  • Контрреформы Александра III.

Слайд 2

Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)

  • Слайд 3

    Предпосылки реформ

    • Кризисное состояние помещичьего хозяйства, неэффективность.
    • Противоречия между промышленностью и феодальным с/х, дефицит свободной рабочей силы.
    • Поражение в Крымской войне 1853-1856гг., военная и техническая отсталость.
    • Рост крестьянских антифеодальных выступлений.
  • Слайд 4

    Крестьянские волнения накануне и после реформы 1861 г.

  • Слайд 5

    Эпоха «Великих реформ» Александра II

    • 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права
    • 1864г. – земская реформа

    Реформа образования

    Судебная реформа

    Реформа печати

    • 1870г. – городская реформа
    • 1860 – 1870-е гг. – военная реформа
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность
  • Слайд 6

    Подготовка реформы

    • Секретный комитет (1857-1858)
    • Главный комитет (1858-1861)
    • Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.)
    • Разработка проекта об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»»)
    • 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Правовое положение крестьян

    1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков
    2. Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить в любые сословия

    Ограничения:

    • Сословная неравноправность крестьян
    • Крестьян не принимали на гос. службу
    • Сохранения телесных наказаний
    • Неразрывная связь крестьян с общиной
  • Слайд 9

    Земельные крестьянские наделы

    • Вся земля – собственность помещиков
    • Обязательное получение надела для крестьян
    • Земельный надел подлежал денежному выкупу
    • Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов «отрезки»
    • Выделение крестьянам худших земель
    • Чересполосица
    • Дарственный надел – ¼ высшей нормы надела без выкупа
  • Слайд 10

    Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,096 гектар

    Слайд 11

    Размеры наделов в зависимости от природно-климатических полос

    Черноземная:

    - «высшая» норма – от 3 до 4,5 десятин

    - «низшая» норма – от 1 до 1,5 дес.

    Нечерноземная:

    - «высшая» норма – от 3,25 до 8 дес.

    - «низшая» норма – от 1,08 до 2,67 дес.

    - «указная» норма – от 6,5 до 12 дес.

    1 десятина = 1,096 га

    Слайд 12

    Крестьянские повинности

    • 2 года после принятия «положения» земля - у помещиков; крестьянин нес прежние повинности
    • До выкупа крестьяне – временнообязанные, несли барщину или оброк – 8 -12 руб. в год
    • За данный срок (2г.) – составление мировыми посредниками (из дворян) совместно с сельскими старостами«уставных грамот» о выделении за выкуп земельных наделов
  • Слайд 13

    Выкуп наделов

    • Выкуп обязателен
    • Гарант выкупных платежей – крестьянская община
    • Выкуп – принудительный
    • 20% выкупной суммы – крестьяне помещику
    • 80% - государство помещику ценными бумагами под 5% годового дохода
  • Слайд 14

    Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

    • 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно.
    • 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).

    33 руб.33коп.

    Слайд 15

    Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых)

    Если оброк

    • 10 руб. в год
    • 10 р. – 6%
    • Х р. – 100%
    • Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
  • Слайд 16

    Выкупная цена земли

    Черноземная:

    Рыночная цена наделов – 284 руб

    Нечерноземная:

    Рыночная цена наделов – 180 руб

    По выкупным расчетам – 342 руб

    • Выкупная цена по всей земле – 867 руб
    • Рыночная цена всей земли – 544 руб
    • Разница в ценах - помещики получали выкуп за освобождение крестьян!
  • Слайд 17

    Освобождение удельных и государственных крестьян

  • Слайд 18

    Условия реформы для удельных и государственных крестьян

    • Более благоприятные, чем для помещичьих крестьян
    • 1863 – 1865гг. - удельные (дворцовые) крестьяне переведены на выкуп, но (!) фактически прежний оброк в виде выкупных платежей
    • 1886г. – гос. крестьяне переведены на выкуп, но(!) платежи увеличены в 1,5 раза по сравнению с оброком. Выкуп – только для целого селения с единовременной выплатой.
  • Слайд 19

    Последствия отмены крепостного права

    • Через 20 лет 15% бывших крепостных крестьян – временнообязанные!
    • Сумма крестьянских выплат – свыше 1,5 млрд. руб. (в 3 р выше первоначально установленной)
    • 4 млн. крестьян освобождены совсем без земли или с миним. наделами
    • Практически половина крестьян – наделы менее 3 десятин!
    • 1861г. – волна крестьянского протеста
    • Выкупные платежи полностью отменены лишь в 1907г.!
  • Слайд 20

    Земская реформа

    • 1 января 1864г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях
    • Проведена только в 34 губерниях, где отмена крепост. права
    • 1880г. – завершение реформы в Сибири, Нижнем Поволжье, Архангелогородской губернии, Прибалтике, Польше, Казахстане, Средней Азии, на Кавказе
  • Слайд 21

    Земства – бессословные выборные органы местного самоуправления. Избирались на 3 года всеми сословиями.

    Слайд 22

    Городская реформа

    • 1870г. – «Городовое положение»
    • Цель – введение городского управления по типу земского

    509 городов

    • Городское выборное самоуправление
    • Городская управа возглавляла городскую думу
    • Городская дума избиралась на 4 года

    Вопросы: охрана порядка, благоустройство, образование, здравоохранение, местная торговля и т. д.

  • Слайд 23

    Судебная реформа 1864г.

    • Цель: разделение ветвей власти
    • Бессословный гласный суд
    • Равенство всех перед законом
  • Слайд 24

    Военная реформа

    1860 – 1870-е гг.

    Цель: устранение военной отсталости и создание массовой образованной армии

    • Военный министр – Дмитрий Алексеевич Милютин
    • 15 военных округов подчинены только министру
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность (с 20 лет)
    • Предоставление льгот по образованию
    • Создание всесословных военных и юнкерских училищ
    • Перевооружение
    • Паровой флот
    • Совершенствование системы управления
  • Слайд 26

    Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

    • Начальное образование
    • Среднее образование
    • Высшее образование
    • «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.
    • Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации, частные лица
    • «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г.
    • Прогимназии (4 года обучения)
    • Гимназии
    • Реальные
    • Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
    • Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г.
    • Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов)
    • Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
  • Слайд 27

    Внешняя политика Александра II

    • А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882)
    • Основные задачи
    • Отмена ограничений
    • Парижского договора 1856 г.
    • Укрепление международного авторитета 1870 г.
    • Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г.
    • Отказ России от унизительных статей Парижского мира 1871 г.
    • Лондонская конференция.
    • Пересмотр условий Парижского мира 1873 – 1878 гг.
    • «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
  • Слайд 28

    Политика на Дальнем Востоке

    • Китай
    • Айгунский договор 1858 г.
    • Пекинский договор 1860 г.
    • Граница
    • Япония
    • Симодский договор 1855 г.
    • Петербургский договор 1875 г.
    • Курилы – российские
    • Курилы – японские
    • Сахалин - российский
    • США 1867 г.
    • Продажа Аляски
  • Слайд 29

    Александр III (1881-1894)

    • 1 марта 1881 года Манифест
    • «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г.
    • Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
  • Слайд 30

    Политика в отношении сословий

    • Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления)
    • Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок)
    • Протекционизм в интересах отечественных промышленников
    • В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
  • Слайд 31

    Контрреформы

    • Печать и образование
    • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
    • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
    • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий)
    • Местное самоуправление
    • Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением
    • Ограничены права и полномочия земств
    • Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий
    • Судебная контрреформа
    • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881)
    • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)
    • Ликвидированы мировые суды (1889)
  • Посмотреть все слайды

    После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881) - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ (реформы 1860-1870-х). Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии - Освободитель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

    Главные задачи внутренней политики Александра 2:

    • сохранение самодержавия;
    • сохранение привилегий дворянства;
    • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
    • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

    Реформы 1860-1870-х гг.

    Крестьянская реформа

    Причины реформы:

    • Труд крепостных был малопроизводительным.
    • Военно-техническая отсталость России.
    • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
    • Опасение крестьянских выступлений.

    Предпосылки реформы:

    ■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
    ■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
    ■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
    ■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

    • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882-1887 гг.).
    • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
    • Допускалось существование отрезков - излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
    • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость - выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
    • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
    • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

    Правовое положение крестьян

    ■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
    ■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
    ■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

    Последствия

    • Формирование рынка рабочей силы.
    • Расширение потребительского рынка.
    • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
    • Условия для либеральных преобразований.
    • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
    • Начало модернизации страны.

    Остальные реформы

    Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

    Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления - уездные и губернские земства.

    Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

    Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

    Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

    Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

    Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии - 6 лет (9 лет в запасе), во флоте - 7 лет (3 года в запасе).

    Результаты и значение реформ

    Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы - освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

    Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

    Александр II : человек и политик

    Будущий император Александр II родился 17 апреля 1818 г. и был первенцем в семье Николая I и его супруги Александры Федоровны. Поэтому с младых ногтей его стали всесторонне готовить к занятию престола и окружили блестящими наставниками и учителями. Его воспитателем был назначен генерал-адъютант К.К. Медер , главным наставником стал В.А. Жуковский , а учителями стали видные русские ученые и государственные деятели М. Сперанский , К. Кавелин , Е. Канкрин, Ф. Брунов и другие.

    По свидетельству современников, как личность Александр был гораздо привлекательнее своего отца - умнее, образованнее, мягче и сдержаннее характером. Однако, в отличие от сильной и волевой натуры отца, Александр II был чрезвычайно изменчив и с годами сохранил эту неустойчивость натуры и в личной, и в государственной жизни.

    Рис. 1. Сцена купли-продажи крестьян ()

    Свое образование Александр завершил в 1837-1839 гг. длительной поездкой по 29 губерниям Европейской России и Западной Сибири и практически всем странам Западной Европы. После возвращения в Россию Николай I стал активно привлекать своего старшего сына к участию в государственных делах. В начале 1840-х гг. цесаревич стал членом Государственного Совета, Сената и Синода , а затем, в 1846-1848 гг., в качестве председателя возглавил работу Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу. Одновременно с этим наследник престола был назначен на высшие военные посты - сначала командующим всей гвардейской пехоты, а затем командиром Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время своего отъезда из столицы Николай I оставлял Александра на хозяйстве и возлагал на сына все государственные дела. В 1850 г. наследник престола принимал активное участие в боевых действиях русских войск на Кавказе, где приобрел богатый и разнообразный опыт в военных делах.

    По свидетельству многих современников и историков (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко) , по своим внутренним убеждениям Александр II не был реформатором , и, в отличие от младшего брата Константина, никогда не увлекался либеральными идеями. Более того, будучи главой Секретных Комитетов , он всегда возглавлял консервативную партию, которая жестко отстаивала интересы помещиков-крепостников. Однако, вступив на престол после смерти своего отца, Александр II (1855-1881) нашел в себе мужество признать крах николаевской политической системы и необходимость проведения широкомасштабных реформ в стране.

    Подготовка крестьянской реформы (1856-1861)

    В середине XIX в. Россия оставалась единственной европейской страной, где сохранялось крепостное право, существенно тормозившее ее социально-экономическое и политическое развитие. Начиная со второй половины XVIII в., вопрос о ликвидации крепостного права постоянно находился в центре общественного внимания. Об этом говорили и депутаты екатерининской Уложенной Комиссии (А. Аленников, А. Маслов) , и просветители (Н. Новиков, А. Радищев) , и декабристы, и славянофилы, и западники, и революционные демократы. Даже правительство и многие идеологи дворянства не остались в стороне от этого острейшего вопроса. Достаточно вспомнить проекты М. Сперанского, Д. Гурьева, Н. Мордвинова, А. Аракчеева и П. Киселева, а также деятельность многочисленных Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу и их законодательные акты, чтобы убедиться в этом. Однако все попытки правительства смягчить наиболее отвратительные черты крепостного права и убедить благородное сословие в выгодности его отмены, постоянно упирались в махровый консерватизм многих помещиков-крепостников.

    Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II (рис. 2) официально заявил 30 марта 1856 г. , во время коронационных торжеств в Москве, где, выступая перед представителями московского дворянства, он прямо заявил, что лучше отменить крепостное право «сверху» , нежели ждать, когда оно будет отменено самими крестьянами «снизу».

    Рис. 2. Александр II в период Крымской войны ()

    Однако сами помещики не горели особым желанием решать назревший крестьянский вопрос, и власть в очередной раз взяла инициативу в свои руки. В январе 1857 г. был образован новый Секретный Комитет по крестьянскому вопросу , в который вошли граф А.Ф. Орлов , князь В.А. Долгоруков , граф М.Н. Муравьев , князь П.П. Гагарин и другие. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем отъявленных крепостников, Комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса. Однако напряженная социальная обстановка в стране заставила Александра II принять более действенные меры. Летом 1857 г. состоялась его встреча с генерал-губернатором Прибалтийского края В.И. Назимовым , в ходе которой он убедил друга своей юности подтолкнуть помещиков Виленской, Ковенской и Гродненской губерний проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

    В июле 1857 г. член Секретного Комитета, министр внутренних дел, граф С.С. Ланской , на основании «Записки» своего заместителя, генерала А.И. Левшина, представил императору проект крестьянской реформы и предложил создать в каждой губернии дворянские комитеты для обсуждения этого проекта. В ноябре 1857 г. царь узаконил предложение С. Ланского в секретном рескрипте на имя генерала В. Назимова, а затем, в декабре 1857 г. , аналогичный рескрипт был дан петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву и чуть позже всем руководителям великорусских губерний.

    С опубликованием первых рескриптов и началом работы ряда губернских комитетов подготовка крестьянской реформа впервые приобрела гласный характер. В связи с этим обстоятельством, в феврале 1858 г. Секретный Комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии» , а его председателем назначен Великий князь Константин Николаевич , который был известен своими либеральными взглядами.

    В апреле 1858 г. Александр II утвердил программу Главного Комитета на принципах, изложенных в рескрипте генерал-губернатору В. Назимову, которая предусматривала не ликвидацию, а лишь смягчение крепостного права.

    Между тем опубликование царского рескрипта и создание Главного Комитета вызвало новый подъем крестьянского движения. По данным начальника III Отделения и шефа Корпуса жандармов, генерала, князя В. Долгорукова, в 1858 г. было зафиксировано около 530 крестьянских выступлений, более 100 из которых были подавлены войсками. Таким образом, крестьянское движение не только ускорило ход подготовки крестьянской реформы, но и вынудило царизм к более радикальному решению крестьянского вопроса.

    В декабре 1858 г. была принята новая программа , которая, в отличие от старой, подрывала сами основы крепостничества. Основные положения этой программы, автором которой стал член Главного Комитета, генерал Яков Иванович Ростовцев , выглядели следующим образом: 1. Крепостные крестьяне получают личную свободу; 2. Все бывшие крепостные крестьяне обеспечиваются земельными наделами в постоянное пользование с правом их последующего выкупа в собственность через специальный кредитный банк; 3. Переходное, или временнообязанное, состояние крестьян по отношению к помещикам регламентируется специальным законодательным актом.

    Новая аграрная программа требовала переработать многочисленные проекты губернских комитетов, которые были составлены по старой программе. С этой целью в марте 1859 г. при Главном Комитете были созданы две Редакционные комиссии , которые возглавил генерал Я. Ростовцев. Именно он собрал все законодательные акты о крестьянах, а также поступившие в комиссии проекты крестьянской реформы и материалы Секретных Комитетов и опубликовал их в 25-томном собрании «Материалов Редакционных комиссий».

    В августе 1859 г. в недрах Редакционных комиссий был подготовлен проект «Положения о крестьянах» , который был обсужден с депутатами от губернских комитетов. Многие консервативно настроенные помещики (П. Гагарин, М. Позен) подвергли этот проект резкой критике, поскольку считали установленные в нем крестьянские наделы слишком завышенными, а повинности за эти наделы - явно заниженными. Руководство Редакционных комиссий вынуждено было пойти на ряд уступок консервативной части дворянства, в результате чего в черноземных губерниях страны были существенно понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, напротив, повышены размеры оброка.

    Тем временем, в начале 1860 г. скоропостижно скончался генерал Я. Ростовцев и новым председателем Редакционных Комиссий стал министр юстиции, окаменелый консерватор граф Виктор Никитич Панин. Однако, при всем своем желании, он не смог оказать серьезного негативного влияния на процесс подготовки реформы, поскольку фактическое руководство всей работой осуществлял председатель Земского отдела Министерства внутренних дел Николай Алексеевич Милютин - выдающийся государственный деятель и наиболее видный представитель правительственной партии либеральных бюрократов.

    В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный Комитет по крестьянскому делу , где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. Затем, в конце января 1861 г., проект этого документа поступил на рассмотрение Государственного Совета , и после его одобрения, 19 февраля 1861 г. , в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал два исторических документа: Манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (рис. 4).

    Текс самого Манифеста , который был опубликован 5 марта 1861 г. , первоначально был написан Н. Милютиным и Ю. Самариным. Однако затем, по личной просьбе императора, его отредактировал московский митрополит Филарет , которого в народе звали Филька. Поскольку этот текст был написан слишком витиеватым для большинства безграмотных крестьян слогом, то в народе Манифест получил неблагозвучное название «филькиной грамоты».

    Рис. 4. Отмена крепостного права ()

    Аграрная реформа 1861 г. и ее историческое значение

    В «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержалось 17 законодательных актов , в том числе «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупной операции» и другие. В соответствии с этими документами:

    1. 23 млн владельческих крепостных крестьян получали личную свободу и целый ряд имущественных и гражданских прав «свободных сельских обывателей» : теперь они могли в качестве юридических лиц заключать всевозможные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать истцами и ответчиками в суде и т. д.

    2. Вместе с личной свободой бывшие крепостные крестьяне получали усадьбу «в потомственное пользование» и полевой надел в «общинное пользование» , от которого не могли отказаться в течение первых девяти лет. В течение этого срока крестьяне должны были по-прежнему отбывать за свой земельный надел барщину и оброк.

    3. Размеры земельных наделов и объем крестьянских повинностей четко фиксировались в уставных грамотах , которые должны были быть заключены всеми помещиками и крестьянами в течение ближайших двух лет, до января 1863 г. Составлять же эти уставные грамоты должны были сами помещики, и проверка их законности возлагалась на мировых посредников , которые назначались Сенатом из числа местных столбовых дворян-землевладельцев по представлению губернатора. При этом уставные грамоты заключались не отдельными крестьянами, а сельскими общинами, и таким образом сохранялась прежняя круговая порука и ответственность всей крестьянской общины за каждого крестьянина и его повинности.

    4. При определении и фиксации размеров земельного надела в уставной грамоте помещики должны были исходить из установленных «Местными положениями» норм наделения землей. Для степных губерний размер земельного надела мог колебаться от 12 до 6 десятин земли , а для черноземных и нечерноземных губерний от 15 до 5 десятин земли. Таким образом, крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики не могли урезать крестьянский надел ниже установленного минимума. Хотя реально это правило довольно часто нарушалось, и помещики чаще всего исходили из собственных имущественных интересов.

    5. В результате всех этих манипуляций бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины земли на ревизскую душу, т. е. гораздо меньше пахотной земли, чем у них было до реформы. Так, по данным многих историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), только в Казанской, Саратовской и Самарской губерниях помещики отрезали у крестьян почти 40% той надельной земли, которой они владели до отмены крепостного права. Кроме того, подлинным бичом крестьянских хозяйств стала чересполосица, поскольку довольно часто помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские наделы, отчего крестьяне были вынуждены на крайне невыгодных условиях и под большой процент арендовать эти клинья у своих бывших владельцев.

    6. Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения так называемой выкупной сделки. Пока эта сделка не была заключена, крестьяне считались временнообязанными, т. е. по-прежнему несли в пользу помещиков традиционные феодальные повинности. Правда, по новым правилам эти повинности были строго фиксированы : размер оброка, в зависимости от региона, колебался в пределах 8-12 рублей за год , а размер барщины сокращалось со 130-140 до 70 дней в году. Поскольку повинности временнообязанных крестьян почти не отличались от традиционных повинностей крепостных, то многие крестьяне не желали подписывать уставные грамоты. В итоге, по данным тех же историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак) до января 1863 г. уставные грамоты подписали только 42% бывших крепостных крестьян.

    7. Заключительным актом крестьянской реформы должен был стать выкуп крестьянами своих земельных наделов в собственность . Однако под видом выкупа земли фактически был проведен выкуп феодальных повинностей. Надо сказать, что в исторической науке существуют разные оценки выкупной операции всей надельной земли. Одни историки (П. Зайончковский, Л. Захарова) считают, что рыночная стоимость земли, полученная крестьянами, составляла около 650 млн рублей , а реальная, или выкупная, составила более 860 млн рублей. Другие историки (Б. Литвак) , напротив, утверждают, что выкупные цены за землю были ниже, чем ее рыночная стоимость.

    8. Размер выкупа земли и крестьянских повинностей определялся путем так называемой «капитализации оброка», которая в зависимости от региона составляла от 200 до 135 рублей в год.Только в том случае, если крестьянин выплачивал всю эту сумму помещику сразу и полностью, он мог стать собственником собственного надела земли. Однако у подавляющей части крестьян таких огромных денег просто не было, а помещик был заинтересован получить всю сумму сразу, чтобы, положив ее в банк, он мог по-прежнему получать традиционную сумму крестьянского оброка. Поэтому роль посредника между крестьянами и помещиками взяло на себя государство, которое в 1861 г. создало при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Суть выкупной операции состояла в следующем: 20% требуемой суммы крестьянин платил (или отрабатывал) помещику сам, а 80% этой суммы за крестьянина платило государство. Таким образом, помещик получал все деньги разом, а крестьяне становились временнообязанными по отношению к государству. Теперь, в течение ближайших 49 лет они должны были выплачивать государству эти 80 %. Такая система получила название выкупных платежей и просуществовала до 1 января 1907 г. , когда только по однимпроцентам крестьяне выплатили государству астрономическую сумму в 700 млн рублей.

    Надо сказать, что значительная часть бывших крепостных крестьян, заключив уставные грамоты с помещиками, не собирались переходить на выкуп земли, что подрывало суть самой аграрной реформы. Поэтому в конце декабря 1881 г. было издано специальное «Положение» , в соответствии с которым все временнообязанные крестьяне до января 1883 г. обязаны были перейти на выкуп земли.

    В июне 1863 г. по аналогичному сценарию освободили 1,7 млн удельных крестьян , принадлежавших царской фамилии. Однако по их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли.

    В июне 1866 г. аналогичное «Положение» было распространено и на 19 млн государственных крестьян , которые, будучи лично свободными сельскими обывателями, платили в казну феодальную ренту в форме оброка. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как и прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку и стать собственниками своих земельных наделов. Средний размер наделов государственных крестьян составлял 5,9 десятин земли, т. е. почти в два раза больше, чем у бывших крепостных крестьян.

    Подводя итоги аграрной реформы 1861 г., необходимо особо подчеркнуть два важных обстоятельства:

    1. После отмены крепостного права помещики в полном объеме сохранили прежние права на земельную собственность, т. е. проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

    2. Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

    Параллельно с отменой крепостного права, летом 1861 г., во всех помещичьих деревнях и селах было введено крестьянское общественное управление , по образцу крестьянского самоуправления государственной деревни, созданного в 1837-1841 гг. графом П. Киселевым. Первичной ячейкой нескольких деревень и сел являлось сельское общество, которое управлялось сельским сходом, на котором избирались на три года сельский староста, сборщик податей и другие должностные лица. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за сбором подушной подати и т. д.

    Несколько сельских обществ образовывали волость , управление которой осуществлялось волостным сходом. Этот орган местной власти избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты , только в объеме волости, а сельские старосты подчинялись ему. Что касается волостного суда , то он разбирал тяжбы между крестьянами и судил их за незначительные проступки.

    Однако эти органы сельского и волостного управления находились под жестким контролем со стороны мировых посредников , которые назначались губернатором с подачи предводителей губернских и уездных дворянских собраний.

    Рис. 5. «Отмена крепостного права на Руси», Муха А. ()

    Если в целом оценивать аграрную реформу 1861 г., то следует признать, что, несмотря на всю противоречивость и незавершенностьэтой реформы, онаявилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для утверждения новых общественных отношений в стране.

    Историография Великих реформ

    Надо сказать, что эпоха Великих реформ, начало которым положила аграрная реформа 1861 г. , нашла достойное отражение в отечественной историографии. До революции наибольший вклад в изучение этой темы внесли русские историки-либералы (С. Татищев, Г. Джаншиев, А. Корнилов, А. Кизиветтер) , которые оценивали их по большей части апологетически, как результат доброй воли царя-освободителя, а не как итог объективных закономерностей развития страны.

    В советской историографии, напротив, стал делаться особый акцент на ограниченности этих реформ, при этом их изучение довольно часто подгонялось под резко критические ленинские оценки. Наиболее крупные работы, созданные в тот период, принадлежали перу Н. Дружинина, П. Зайончковского, Б. Литвака, Л. Захаровой, Н. Эйдельмана и Л. Ляшенко. В данных монографиях, насколько это было возможно в тех условиях, непредвзято были изучены и оценены буржуазные (определяющие) и крепостнические (остаточные) черты Великих реформ, а в ряде работ (Б. Литвак, Н. Эдельман) рассмотрены и возможные, но так и не реализованные альтернативы.

    В настоящее время оформились три основных подхода в оценке Великих реформ и личности самого Александра II :

    1. Одни историки (Н. Троицкий) считают, что Александр II и его окружение внутренне оставались противниками любых реформ и вынужденно пошли на их проведение под давлением растущего недовольства народных масс и угрозы окончательной потери статуса великой державы после поражения России в Крымской войне.

    2. Другие историки (Б. Литвак) мене жестко оценивают позицию правящих кругов, однако и в их представлении Александр II выглядит человеком, помимо своей воли увлеченным потоком событий на путь реформ, которые вынужденно проводил для сохранения самодержавного режима.

    3. Третьи историки (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко, Е. Толмачев) считают, что Великие реформы являлись осознанным выбором правящих верхов и, прежде всего, самого Александра II , который ради блага своего Отечества отважился на поступок, свойственный настоящим государственным деятелям.

    Список литературы для изучения темы "Александр II. Реформа 1861 г.":

    1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.
    2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
    3. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. - М., 1972.
    4. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. - М., 1991.
    5. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II. - М., 1994.
    6. Ляшенко Л.М. Александр II: победа и трагедия. - М., 2011.
    7. Миронов Б.Н. Социальная история России. - СПб., 1999.
    8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
    9. Толмачев Е.П. Александр II и его время. - М., 1998.
    10. Троицкий Н.А. История Россия XIX века. - М., 2003.
    11. Чернуха В.Г. Великий реформатор и мученик. - СПб., 1995.
    12. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. - М., 1989.
    1. i-Школа ().
    2. РИА Новости ().
    3. Русские мемуары ().
    4. Интернет-портал Adukov.ru ().
    5. Русские мемуары ().

    1. Общие положения

    1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

    1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

    1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

    Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

    Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

    Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

    Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

    Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

    Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

    Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

    2. Цели обработки персональных данных

    2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

    Цели обработки персональных данных:

    Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

    Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

    Хранение результатов обучения;

    Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

    3. Правила обработки персональных данных

    3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

    3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

    Расовая принадлежность;

    Политические взгляды;

    Философские убеждения;

    О состоянии здоровья;

    Состояние интимной жизни;

    Национальная принадлежность;

    Религиозные убеждения.

    3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

    3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

    3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

    3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

    3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

    4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

    4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

    Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

    Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

    Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

    Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

    Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

    4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

    4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

    4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.