Очень кратко заколдованное место гоголь. «Заколдованное место

Рассказ Гоголя «Заколдованное место» входит в цикл его цельного произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». В рассказе повествуется об истории жизни деда, который попал в очень загадочные обстоятельства. Мужик (будучи уже в преклонном в возрасте) попадает в «заколдованно место». Происходит это все по странному стечению обстоятельств. Рассказ ведется от лица дьяка Фомы. С момента происшествия прошло уже немало лет.

Данный рассказ Николая Васильевича Гоголя учит не доверять тому, что недоступно нашему сознанию, не совершать каких-то действий, которые имеют непонятное происхождение. Простой русский мужик хотел понять, что произошло с ним обычным летним вечером, но он не учел природы всех этих действий и событий. К таким загадочным и до конца непонятным событиям стоит относиться с большой осторожностью. Не стоит проявлять большой интерес к тому, чего до конца не понимаешь.

Читать краткое содержание Заколдованное место Гоголя

Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.

Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.

Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров. В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей. Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.

Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте. Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее. Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.

На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.

Он взял с собой лопату и отправился исследовать место, чтобы разобраться с тем непонятным случаем. Ввиду того, что внезапно начался дождь, дед решил оставить свою затею и возобновить поиски на следующий день.

На следующий день ближе к вечеру он идет копать огород, чтобы перекопать грядки. В ходе работы, разозлившись, он ударяет с силой заступом по земле. Вдруг, он опять оказывается в том самом несчастном поле. Он оказался недалеко от могилы. На ней находился камень. Он решил прикурить, но услышал какие-то подозрительные звуки, будто кто-то чихнул рядом с его головой. Опять дед увидел страшные картины. Перед ним говорили животные, баранья голова, происходили ужасные вещи, которые не поддавались объяснению. Дед не на шутку испугался. Он хотел было бежать, но ноги не слушались его. Дед выбросил котел, и вдруг все стало так, как было до этого происшествия. Он, не мучая уже себя объяснениями и догадками причины того, что с ним произошло, бросился бежать.

К тому времени родственники и близкие уже стали бить тревогу, потому что не могли найти деда. Они недоумевали, как мог пропасть человек, который еще накануне был абсолютно здоров и пребывал в хорошем расположении духа. Но произошло очень странное событие и здесь. После ужина, когда мать нашего рассказчика пошла выносить мусорное ведро, она обнаружила нашего героя в бочке. Дети, думая, что бочка пуста, игрались с ней и дурачились. Когда мать захотела вылить мусорное ведро в бочку и обнаружила там деда, она долго не могла прийти в себя после случившегося. После всего этого дед стал с опаской ходить мимо странного места, через какое-то время он огородил его забором, чтобы никто не попал в такую же странную и непонятную историю

Картинка или рисунок Заколдованное место

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Поколение П (Generation «П») Пелевин

    Действие романа развивается в Москве во время распада СССР и строительства нового российского государства. Главный герой – Вавилен Татарский

    Молодая девушка Виви Уоррен, долгое время обучающаяся в лучших закрытых пансионах Англии, приезжает домой повидаться с матерью. Ее мать, миссис Уоррен, совладелица нескольких домов терпимости в Европе, никогда не жалела денег на учебу дочери

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Когда рассказчик, старый Фома, был еще маленьким, с его дедом произошла необычная история. Он утверждает, что нечистая сила обморочит кого угодно. Вот как это произошло.

Отец уехал в Крым продавать табак. Дед и Фома перешли жить на баштан (участок земли), где росли арбузы, дыни и разные овощи. Баштан располагался недалеко от дороги. Мимо проходили чумаки (так называли обозников, едущих в Крым за рыбой и солью).

Однажды среди проезжающих чумаков дед встретил своих знакомых. Они расположились у куреня (шалаш из соломы). Пошли разговоры, воспоминания о былом. Потом дед заставил Фому и его брата Остапа танцевать. Да и сам не выдержал и пустился в пляс. Танцевал он хорошо. Но в этот раз, дойдя до половины гладкого места, уже хотел показать ногами свою штуку, как вдруг не смог ими шевельнуть, как следует.

Дед стал ругать сатану, так как это его наваждение. И видит, что стоит в каком-то незнакомом месте. Стал приглядываться и узнал голубятню в огороде у попа и гумно волостного писаря. Выйдя на дорожку, дед направился к своему баштану. Но в стороне от дороги на могилке он увидел огонек свечи. Клад! А у него с собой ни заступа, ни лопаты нет. Решил он хоть место заметить. Положил на могилу ветку и пошел домой.

На следующий день, как только смеркалось, дед отправился к отметке. Но, придя к огороду попа, он увидел голубятню, но не увидел гумна. Отошел чуть в сторону – пропала голубятня. Опять с ним дьявол стал шутки шутить. Тут дождь пошел, и дед воротился в свой курень.

На другой день он вышел в поле с заступом, чтобы новую грядку прокопать. Проходя мимо заколдованного места, где не смог он танцевать, дед не удержался и ударил в него заступом. Смотрит – снова он на том месте, где метку ставил. И могилка здесь, и метка его лежит. Дед обрадовался, что теперь у него заступ есть. Подошел он к могиле, а там камень огромный лежит. Своротил его старик и решил табаку понюхать.

Но не успел его еще к носу поднести, как кто-то чихнул рядом с ним. Его всего обрызгал. Дед подумал, что черту не по душе табачок. И стал копать. Вскоре наткнулся на котел. «Вот ты где!» – радостно сказал он. Эти слова, как эхо повторили птичий нос, баранья голова и медведь. Старик испугался, и сказал, что тут страшно. И опять птичий нос, баранья голова и медведь повторили все за ним. А тут еще и пень превратился в страшную рожу. Нос огромный, как кузнечный мех, губы, как колоды, а глаза красные, огнем горят. Рожа язык высунула и дразнит деда. Решил он поскорее убираться с этого места. Схватил котелок и пустился бежать.

А Фома и Остап деда потеряли. Уже мать принесла им ужин, уже и повечерять успели, а его все нет. Мать помыла посуду и стала искать, куда бы вылить помои. Смотрит, а к куреню движется кадка, как будто кто спрятался за ней и толкает ее вперед. Она и решила туда помои вылить.

Оказалось, это дед котел принес. Стал он на мать ругаться, лицо вытирать. А потом радостно и говорит ребятам, что скоро они будут есть бублики, ходить в золотых жупанах (старинная верхняя одежда). И открыл котел. А там золота и в помине нет. Только грязь да сор всякий. Дед сплюнул, руки вымыл. С той поры сам он черту не верил и ребят всегда учил ему не верить. Дед говорил, что дьявол – враг человека, обманет. У него правды и на копейку нет. И всякий раз, как встретит неспокойное место, начинает его крестить.

А тот участок, где ему не вытанцовывалось, дед решил не возделывать больше. Огородил его и велел всякий сор туда бросать. Другие потом на этом месте сеяли и арбузы, и дыни. Но ничего хорошего там не вырастало.

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

План пересказа

1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства.
2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок.
3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой).
4. Ребята и старый дед танцуют.
5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад.
6. Поиски заколдованного места на следующий день.
7. Встреча старика с нечистой силой.
8. Клад оказался обманом.
9. Дед решил больше никогда не верить черту.

Пересказ
Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит». Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом.

Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку — не подымаются ноги, да и только». Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.

На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам...»

Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое».

С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».

Заколдованное место

Говорят что человек может совладать с нечистым духом. Не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит...

Мне было лет одиннадцать. Было у отца нас четверо. Батько ещё в начале весны повёз в Крым на продажу табак. С собою он взял трёхгодовалого брата, а я, мать и два брата остались. Дед засеял баштан у самой дороги и перешёл жить в курень.

Деду нравилось, что мимо него за день чумаков возов пятьдесят проедет, а каждый что-то может рассказать.

Раз ехали мимо шесть возов: старые знакомые деда Максима. Сели в кружок, дынь поели, поговорили. Взял и нас дед, заставил меня и брата играть на сопилке и танцевать. А сам тоже, хоть и старый, удержаться не может, так ноги и пританцовывают у него. А потом не выдержал, да как стал танцевать дед на дорожке между грядками огурцов. Но только дошёл до середины дорожки, и перестали ноги у него подыматься. Разогнался сначала, дотанцевал до того места, и снова ноги стали деревянными. "Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!"

А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею!.. - сказал дед.

А сзади кто-то рассмеялся. Поворотился дед, а место незнакомое, поле вокруг, потом хорошо вгляделся и узнал гумно волостного писаря. Вот куда затащила нечистая сила!

Потом дед вышел на дорожку, а в стороне от неё на могилке вспыхнула свечка. Потом свечка потухла, а чуть дальше от неё загорелась другая... Дед решил, что здесь клад. Хотел сразу копать, да заступа с собой у него не было. Заметил место дед и пошёл домой.

На другой день, к вечеру, вооружившись заступом и лопатой, пошёл дед к попову огороду. Дошёл до места, стал глядеть: гумно есть - голубятня пропала, видна голубятня - гумна нет. А тут дождь полил сильный. Ушёл дед домой.

На следующий день, идя по своему огороду, дед ударил заступом на той дорожке, где не танцевалось со словами: "Проклятое место!" И опять очутился на том поле, где свечки видел. Теперь у него был заступ.

Побежал он к могилке и стал копать. Земля мягкая, выкопал он котёл. Дед говорил с собой, а вокруг него кто-то по нескольку раз повторял его слова. Дед решил, что это чёрт, который клад отдавать не хочет.

Чёрт с тобою! - сказал дед, бросив котёл. - На тебе и клад твой!

Бросился было дед оттуда бежать, а вокруг тихо. Воротился дед, схватил

котёл и бежать, что было духу. И добежал он так до попова огорода.

А мать до вечера ждала деда, а его всё нет. Уже и повечеряли. Вымыла мать горшок и стала искать, куда вылить помои. А тут по дорожке идёт кухля. Мать туда и влила горячие помои. Дед как закричит басом!

Стал он нам говорить, что теперь дети с бубликами будут, клад он откопал. Окрыли котёл, а там сор и стыдно сказать, что такое.

С тех пор дед не верит больше чёрту.

И не думайте! - говорил он часто нам, - всё, что ни скажет враг господа Христа, всё солжёт, собачий сын! У него правды и на копейку нет!

А услышит дед, что где-то неспокойно:

А ну-те, ребятки, давайте крестить! - закричит и нам. - Так его! так его! хорошенько! - и начнёт класть кресты.