Цветаева М.И. Основные даты жизни и творчества

Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Марины Цветаевой.

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в . Она происходила из интеллигентной семьи.

Ее отец, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, искусствоведом и .

Мать, Мария Мейн, являлась прекрасной пианисткой и была второй супругой Ивана Владимировича.

Родители очень любили Марину и уделяли много времени ее воспитанию. Мама делала все возможное, чтобы развить у нее музыкальные способности, а отец старался пробудить у дочери любовь к .

Детство и юность

В 1902 г. у 10-летней Марины обнаружили туберкулез. Вследствие этого она была вынуждена уехать с матерью за рубеж на лечение.

Интересен факт, что через 2 года после этого, а именно в 1904 г., от точно такого же диагноза скончался выдающийся русский писатель – .

Первое образование Цветаева получила в Московской частной женской гимназии. После этого родители отдавали ее на обучение в пансионы для девочек в Германии и Швейцарии.

Надо сказать, что годы жизни в Европе не прошли для Цветаевой напрасно. Она прекрасно разговаривала на русском, французском и немецком языках.

Свои первые стихи она начала писать, когда ей исполнилось всего 6 лет. Причем делала она это на всех трех языках одновременно.

Когда юная Цветаева стала серьезно увлекаться поэзией и уже печаталась в некоторых изданиях, ей удалось познакомиться с различными московскими символистами.

Марина начала посещать литературные кружки, в которых она могла слушать других талантливых поэтов, и предоставлять на суждение публики собственные сочинения.

Гражданская война и эмиграция

Спокойная и размеренная жизнь, неожиданно была прервана началом Гражданской войны 1917 года. Политические и военные события, которые сотрясали страну, волновали Марину и серьезно повлияли на ее последующую биографию. Она не хотела разделять свою Родину на «белых» и «красных».

В 1922 г. Цветаева получает от правительства разрешение на эмиграцию из России в Чехию. Она была вынуждена ехать именно в эту страну, поскольку несколькими годами ранее, туда бежал ее супруг Сергей Эфрон.

Из-за того, что он выступал на стороне Белой армии, оставаться в России ему было нельзя.

Несколько лет Цветаевы прожили в Праге и Берлине. Затем они отправляются в Париж, где их ждет много несчастий.

Сплетни о том, что Сергей Эфрон был соучастником заговора в убийстве сына Льва Троцкого, а также советским агентом, преследовали Цветаеву везде.

В таких обстоятельствах ей трудно было сосредоточиться на работе, а тем более наслаждаться жизнью. В скором времени она осознает, что, несмотря на все трудности, только в России ей было по-настоящему хорошо.

Творческая биография Цветаевой

Первый сборник Цветаевой – «Вечерний альбом», был опубликован в 1910 г., когда умер . Подавляющая часть стихотворений, содержащихся в нем, была написана Мариной еще в школьные годы.

Ее творчество сразу было замечено знаменитыми литераторами, которые по достоинству оценили новый талант. О ней положительно отзывались М. Волошин, и .

Марина Цветаева, 1911 год. Фото Максимилиана Волошина

Окрыленная первым успехом, Цветаева пишет статью «Волшебство в статьях Брюсова». Отдельного внимания заслуживает тот факт, что первые свои произведения она печатала на собственные сбережения.

Признание со стороны критиков и общественности побудили Цветаеву продолжать и развивать свое творчество. Вскоре в печати появляется сборник «Волшебный фонарь».

Еще в дореволюционные годы, Цветаевой удалось погостить у своей младшей сестры Анастасии в городе Александров. В тот период своей биографии она смогла написать множество стихов, посвященных разным людям и событиям.

Именно в Александрове она создала циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

В разгар Гражданской войны Марина Ивановна проявляла сочувствие к Белому движению, хотя в целом она оставалась нейтральной, не отдавая предпочтения какой-либо из враждующих сторон.

В это же время из-под ее пера выходит сборник стихов «Лебединый стан», пишутся поэмы и лирические пьесы. Находясь в эмиграции, она сочиняет 2 масштабные работы – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

Впоследствии эти работы станут одними из ключевых в ее творческой биографии. Стоит подчеркнуть, что где бы Цветаева не находилась, она никогда не прекращала работать.

Иностранным гражданам нравилось ее творчество, хотя они не спешили покупать ее книги.

В 1917 г. Цветаева родила вторую дочь – Ирину.

После этого в биографии Цветаевой наступает череда несчастий: Гражданская война, побег супруга за рубеж, материальные трудности, голод.

Тогда же серьезно заболевает Ариадна, в результате чего мать отдает обоих детей в специальный приют.

Через некоторое время Ариадна полностью выздоровела, однако внезапно заболевает и умирает 3-летняя Ирина.

В Чехии, в 1925 г., Цветаева родила Георгия, у которого с девства было слабое здоровье. С началом Второй мировой войны его отправили на фронт, где он был убит в 1944 г.

Биография Цветаевой сложилась таким образом, что никому из детей не удалось подарить ей внуков, поэтому прямых потомков у нее нет.

Последние годы

Находясь за границей, Цветаевы жили в крайней нищете. Супруг не мог работать по состоянию здоровья, и им приходилось выживать на скудные гонорары, которые Марина получала за написание статей.

Позже, этот период своей биографии Цветаева назовёт «замедленной смертью от голода».

Члены семейства неоднократно обращались в советское посольство, чтобы им разрешили возвратиться на Родину.

В 1937 г. им наконец-то дали такое разрешение, однако радость обернулась трагедией. Сотрудники НКВД задержали мужа Цветаевой и ее старшую дочь.

В итоге Ариадна была отправлена на 15 лет в ссылку, а Сергея Эфрона, по решению советской власти, расстреляли осенью 1941 г.

С началом войны, Марина с сыном Георгием была эвакуирована в город Елабуга. Там она вновь столкнулась с крайней нуждой, в результате чего ей пришлось работать посудомойкой.

Cмерть

31 августа 1941 года, не выдержав всех этих потрясений, Цветаева совершила суицид, повесившись в доме Бродельщиковых, куда она была определена на постой.

Перед самоубийством она написала 3 записки. Одна из них была адресована непосредственно Георгию, а в двух других она обращалась к людям, чтобы те позаботились о ее сыне.

Здесь стоит привести один примечательный факт. Дело в том, что когда Цветаева готовилась к эвакуации, собирать вещи ей помогал Пастернак.

Именно он купил специальную веревку для связывания вещей, хвалясь тем, что веревка настолько крепкая, что на ней можно даже повеситься.

По роковой случайности его слова оказались пророческими.


Стихотворение Марины Цветаевой на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)

Цветаева было похоронена в Елабуге, однако точное место захоронения неизвестно.

По церковным обычаям священнослужители не отпевают самоубийц, однако правящий архиерей иногда может нарушать данное правило. Воспользовавшись этим, патриарх Алексий II в 1991 г., сделал исключение и отпел Цветаеву согласно всем церковным традициям.

В разных городах России установлены памятники и открыты музеи в память о Марине Цветаевой – великой русской поэтессе.

Если вам понравилась биография Цветаевой – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Марина Ивановна Цветаева. Родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве - умерла 31 августа 1941 года в Елабуге. Русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы.

Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии - полька Мария Лукинична Бернацкая.

Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.

Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов - Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и . В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. В январе 1912 года - вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг».

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!" .

София Парнок - любовница Марины Цветаевой

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

В 1918-1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу - к мужу , который, пережив разгром , будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова , сына .

Марина Цветаева и Сергей Эфрон

В мае 1926 года по инициативе Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда...».

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком...»).

В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых.

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным - в Орловском централе). Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами . Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, «эвакуированным», Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик" .

Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!" .

Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте" .

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами.

С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой - по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.

Сборники стихов Марины Цветаевой:

1910 - «Вечерний альбом»
1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов
1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе»
1913-15 - «Юношеские стихи»
1922 - «Стихи к Блоку» (1916-1921)
1922 - «Конец Казановы»
1920 - «Царь-девица»
1921 - «Вёрсты»
1921 - «Лебединый стан»
1922 - «Разлука»
1923 - «Ремесло»
1923 - «Психея. Романтика»
1924 - «Молодец»
1928 - «После России»
сборник 1940 года

Поэмы Марины Цветаевой:

Чародей (1914)
На Красном Коне (1921)
Поэма Горы (1924, 1939)
Поэма Конца (1924)
Крысолов (1925)
С моря (1926)
Попытка комнаты (1926)
Поэма Лестницы (1926)
Новогоднее (1927)
Поэма Воздуха (1927)
Красный бычок (1928)
Перекоп (1929)
Сибирь (1930)

Поэмы-сказки Марины Цветаевой:

Царь-Девица (1920)
Переулочки (1922)
Мо́лодец (1922)

Незавершённые поэмы Марины Цветаевой:

Егорушка
Несбывшаяся поэма
Певица
Автобус
Поэма о Царской Семье.

Драматические произведения Марины Цветаевой:

Червонный валет (1918)
Метель (1918)
Фортуна (1918)
Приключение (1918-1919)
Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
Каменный Ангел (1919)
Феникс (1919)
Ариадна (1924)
Федра (1927).

Проза Марины Цветаевой:

«Живое о живом»
«Пленный дух»
«Мой Пушкин»
«Пушкин и Пугачёв»
«Искусство при свете совести»
«Поэт и время»
«Эпос и лирика современной России»
воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
Мемуары
«Мать и музыка»
«Сказка матери»
«История одного посвящения»
«Дом у Старого Пимена»
«Повесть о Сонечке».



(1892-1941) русский поэт

«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете, с отчаянной яростью вырыдала:

Всяк дом мне чужд,

всяк храм мне пуст...

Имя этой женщины - Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт - Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни, трагедию одиночества и ощущение своей ненужности. Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева - выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова , которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».

Марина родилась в семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе самую большую память тем, что основал Музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Мать, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи.

У Марины и ее сестры Аси было счастливое безмятежное детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи предписали ей лечение в мягком климате за границей. С этого времени у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, и девочкам приходилось учиться там в разных частных пансионах. 1905 год они провели в Ялте, а летом 1906 года мать умерла в их доме в Тарусе.

Осенью Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии. Она это сделала вполне сознательно, чтобы как можно реже бывать в их осиротевшем доме. Тема одиночества и смерти становится одной из главных в ее творчестве, начиная с ранних стихов. Конечно, это не относится к самым первым стихам Марины, которые она начала писать с шести лет. Но уже в семнадцатилетнем возрасте Марина Ивановна Цветаева пишет, обращаясь к Создателю: «Ты дал мне детство лучше сказки, И дай мне смерть в семнадцать лет!»

По стихам Марины Цветаевой можно узнать ее чувства и настроения в тот или иной период жизни, ее интересы и увлечения. Она много читала, но чтение это было бессистемным: книги по истории, искусству, научные трактаты - все подряд и вперемешку. С раннего детства Марина прекрасно знала языки и с одинаковой легкостью читала и даже писала стихи как на русском, так и на французском и немецком языках. Натура романтическая и впечатлительная, любила придумывать себе кумиров, которые с годами менялись.

В тринадцать лет Марина пережила кратковременное увлечение революционной романтикой, и ее героем стал лейтенант Шмидт, имя которого в 1905 году было у всех на устах. Ему на смену пришел Наполеон и его незадачливый сын, герцог Рейхштадтский. Марина Цветаева вообразила себя бонапартистской, повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет даже поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы.

В ее жизни были и другие герои - реальные и придуманные, которых, впрочем, объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами - бунтарями, как и она сама.

Одни из ее литературных кумиров менялись в разные периоды жизни, другие остались навсегда. С детства она зачитывалась Пушкиным, но никогда не любила «Евгения Онегина». Потом открыла для себя Гёте и немецких романтиков. Среди своих современников боготворила Бориса Пастернака , А. Ахматову, которую называла «златоустая Анна всея Руси». Особое чувство Марина Ивановна Цветаева испытывала к А. Блоку. Она ему поклонялась как поэту и была влюблена в него, посвятив Блоку несколько прекрасных стихов.

В 1916 году Марина уже стала известным поэтом, а первая книга ее стихов - «Вечерний альбом» - вышла в 1910 году. Стихи Цветаевой заметили и одобрили такие известные поэты, как Валерий Брюсов , М. Волошин, Николай Гумилев . Особую поддержку оказал ей М. Волошин, с которым она подружилась, несмотря на большую разницу в возрасте.

В 1911 году Марина Ивановна Цветаева ушла из гимназии и уехала в Коктебель к Волошину, дом которого всегда был открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников, музыкантов. Там Цветаева встретилась с Сергеем Эфроном. Его родители были революционерами, погибли, и Сергей вырос сиротой. Это был романтичный и доверчивый человек, каким и остался до конца жизни.

Следующий, 1912 год оказался для Цветаевой насыщенным радостными событиями. Она вышла замуж за Сергея Эфрона, родила дочь Ариадну и в тот же год выпустила второй сборник стихов - «Волшебный фонарь». Несмотря на печальную утрату, которую Марина Цветаева испытала в сентябре 1913 года, когда скончался ее отец, она наконец-то обрела душевное равновесие, и ее жизнь в течение последующих пяти-шести лет была невероятно счастливой. Это был «роман с собственной душой», как она писала потом. В этот период в частном издательстве Сергея Эфрона вышел новый сборник ее стихов - «Из двух книг». В стихах Марины Цветаевой появились новые, более уверенные интонации. Она ощутила себя настоящим российским поэтом, начала писать свободно и раскованно. В 1916 году написала много стихов о Москве.

В это время уже шла Первая мировая война. Муж Цветаевой, ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, рисковал жизнью.

Весной 1917 года в жизни Цветаевой произошли существенные изменения. Она совершенно не интересовалась политикой и Февральскую революцию встретила безучастно. В апреле у них с Эфроном родилась вторая дочь, которую Цветаева хотела назвать в честь Ахматовой Анной, но передумала, - ведь «судьбы не повторяются», - и девочку назвали Ириной.

Осенью в Москве стало совсем трудно жить, и в самый разгар Октябрьской революции Цветаева с Эфроном, который незадолго до этого получил звание прапорщика, уехали в Крым к М. Волошину. Когда через некоторое время Марина Цветаева вернулась в Москву за детьми, обратного пути в Крым уже не было. С этого времени она надолго разлучилась со своим мужем. В январе 1918 года он тайно заезжал на несколько дней в Москву, чтобы повидаться с семьей перед тем, как отправиться в армию Корнилова . Ее муж, белый офицер, теперь стал для Цветаевой прекрасной мечтой, «белым лебедем», героическим и обреченным.

После его отъезда она осталась одна с детьми среди разрухи и лишений, пыталась устроиться на работу, добыть продукты, чтобы как-то прокормить детей. Они голодали, болели, и скоро младшая Ирина умерла от истощения.

Марина Цветаева была в отчаянии, не видела никакого выхода, но писать стихи не переставала, как будто отчаяние придавало ей еще больше вдохновения. С 1917 по 1920 год она написала более 300 стихотворений, большую поэму-сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес, сделала множество записей-эссе. Впоследствии все критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. И тогда же в ее поэзии опять возникли трагические мотивы - они не могли не появиться в тех условиях, в которых жила Цветаева, в полной неизвестности о судьбе мужа; впрочем, она не сомневалась, что он убит. И еще одна тема постоянно возникала в ее творчестве - это тема разлуки.

Но в поэзии Марины Ивановны Цветаевой было и другое: она была насыщена истинно народными мотивами, темами и образами. Однажды на вопрос дочери, откуда в ее творчестве появились все эти народные интонации, Марина Цветаева ответила: «России меня научила Революция», а в своей тетради оставила полушутливую запись: «Очередь - вот мой Кастальский ток! Мастеровые, бабки, солдаты». В ее стихах и поэмах родина представала хотя и суматошной и разухабистой, но в то же время величественной, какую невозможно не любить.

14 июля 1921 года из Чехии вернулся И. Эренбург и привез письмо от Сергея Эфрона, который прошел с белой армией весь путь от начала до конца, остался жив и оказался в Праге, где в то время учился в Пражском университете. Цветаева приняла решение ехать к нему.

Уже на следующий год она с дочерью оказалась в Берлине, который в то время считался центром русской эмиграции. Там собрались многие писатели, которые уехали из России во время революции, туда же приезжали и советские прозаики и поэты, когда между Советской Россией и Германией установились дипломатические отношения. Так что в Берлине кипела активная литературная жизнь, было много русских издательств, проводились встречи и литературные вечера. Цветаева пробыла в Берлине два с половиной месяца, здесь она наконец встретилась с мужем, который приехал из Праги, и успела написать больше двадцати стихотворений, в которых с новой силой раскрылся ее лирический талант.

После Берлина началась уже настоящая эмиграция Марины Цветаевой в Чехии, где они с Эфроном прожили три года и где родился их сын Георгий (Мур). Об этой стране Цветаева всегда вспоминала с теплотой, хотя жили они там в большой бедности. Но нищенское существование не могло заглушить поэтического настроя Цветаевой. Теперь главной темой ее творчества становится философия и психология любви, причем не только той любви, которая соединяет мужчину и женщину, а любви ко всему, что есть на свете.

В Чехии Марина Цветаева, кроме лирических стихов, завершила начатую еще в Москве поэму-сказку-притчу-трагедию-роман в стихах, как определяла это произведение она сама - «Молодец» - о могучей, всепобеждающей любви девушки Маруси к упырю в облике добра молодца. Одновременно Цветаева начала работать над другими крупными произведениями - «Поэмой Горы», «Поэмой Конца», трагедией «Тезей» и поэмой «Крысолов». Так она постепенно начала переходить от малых жанров к большим.

Жизнь в Чехии была относительно спокойной, но, может быть, этим она и угнетала Цветаеву. Она чувствовала свою оторванность от мира, от большой литературы, хотя и вела переписку со своими друзьями. Марина Цветаева устала от столь долгого уединения и все чаще задумывалась о том, чтобы уехать во Францию.

1 ноября 1925 года Марина приехала наконец в Париж и поселилась там с детьми, пока Эфрон заканчивал учебу в Праге, у своих знакомых в бедной квартирке в таком же бедном, неприглядном районе. В Париже жить семье было не по средствам, поэтому приходилось селиться в пригородах или в маленьких деревушках. Хотя Марина Ивановна Цветаева много писала и ее произведения печатали, скромные гонорары едва покрывали самые необходимые расходы.

Во Франции они с Эфроном прожили тринадцать с половиной лет. Она стала уже признанным поэтом, в парижских клубах устраивали ее литературные вечера, на которые оказавшиеся в эмиграции русские люди приходили послушать ее стихи. Кроме того, Цветаева получила возможность общения, чего ей так не хватало в Чехии. Однако она так и не стала там своим человеком и фактически не поддерживала отношений с поэтами и прозаиками русского зарубежья. Ее отпугивала атмосфера, царившая в этих клубах и на собраниях. Оторванные от родины люди никак не могли смириться с тем, что они здесь никому не нужны и не интересны. Они постоянно выясняли между собой отношения, ссорились, распространяли сплетни. Многие из них откровенно завидовали успеху Цветаевой. Особенно напряженные отношения сложились у нее с З. Гиппиус и Дмитрием Мережковским только потому, что она была независимым человеком и не терпела, когда ей пытались навязать какие-то схемы.

Находясь в эмиграции, Марина Цветаева писала о России, постоянно думала о родине, но так и не могла решить мучительную для себя проблему, стоит ли ей возвращаться и будет ли она нужна там. Однако этот вопрос решил за нее Сергей Эфрон. Он очень тосковал по родине и все больше склонялся к мысли вернуться в Советский Союз. Он даже стал активным деятелем возникшей среди эмигрантов организации «Союз возвращения на родину».

Первой в СССР в 1937 году уехала дочь Ариадна, а скоро и Сергей Эфрон. Марина Ивановна Цветаева снова осталась одна с сыном и больше полугода ничего не писала.

12 июня 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Их семья наконец снова воссоединилась, и они устроились жить в подмосковном Болшеве. Но эта последняя в ее жизни радость длилась недолго. В августе арестовали дочь, а в октябре - мужа, и она в который уже раз осталась одна с сыном. Сергей Эфрон, единственная любовь Марины Цветаевой, который так стремился вернуться на родину, был очень жестоко наказан за свою доверчивость. Цветаева больше никогда не увидела его. В официальном документе о посмертной реабилитации С. Эфрона указывается дата его смерти - 1941 год.

Великая Отечественная война застала ее за переводом Ф. Гарсиа Лорки. Но теперь работа прервалась. Потеряв всех своих близких, она безумно боялась за сына. В августе 1941 года они уехали в эвакуацию в г. Елабугу на Каме. Там найти работу оказалось еще труднее, чем в Москве. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз. Как рассказывали хозяева дома, где Цветаева остановилась с сыном, ее подкармливала жена местного милиционера, которой она помогала стирать.

Новые испытания оказались ей уже не по силам, ее воля к жизни с каждым днем становилась все слабее. Последней надеждой оставалась работа в Чистополе, где в основном жили эвакуированные московские литераторы. Там скоро должна была открыться столовая, и Цветаева написала заявление с просьбой принять ее туда посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она покончила с собой. Через три года на войне погиб и сын Цветаевой Георгий.

Такая страшная судьба выпала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной.

Марина Ивановна Цветаева - гениальный поэт, прозаик, переводчик.

Семья

Марина Цветаева родилась в 26 сентября 1892 г. в семье профессора. Отец - Цветаев Иван Владимирович (1847-1913 гг.) - профессор московского университета, известный в научных кругах как блестящий филолог и искусствовед. Иван Владимирович стал основателем знаменитого музея изящных искусств, ныне музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать - Мария Александровна, урождённая Мейн (1868-1906 гг.), происходила из дворянской польско-немецкой семьи. Талантливая пианистка, она училась у Муромцевой, ученицы самого Николая Рубинштейна, а живописи - у Клодта.

Мария Александровна была очень талантливым и многогранным человеком. Будучи безумно одарённым музыкантом, она виртуозно играла на пианино и гитаре, писала замечательные стихи, хорошо рисовала. Мария Александровна превыше всего ставила искусство, лишь благородство духа было для неё ещё важнее. В семнадцать лет Мария Александровна безумно влюбилась в женатого человека, но, не желая огорчать своего отца, она была вынуждена отказаться от каких-либо контактов со своим возлюбленным. Она продолжала любить его до самой смерти.

Иван Владимирович Цветаев был вдовцом с двумя детьми от первого брака. Первой супругой его была Варвара Дмитриевна Иловайская - оперная певица, дочь знаменитого историка Д. И. Иловайского. Варвара Дмитриевна была женщиной-праздником. Иван Владимирович безумно любил её и пронёс эту любовь через всю свою жизнь. Варвара Дмитриевна внезапно скончалась от тромбофлебита в возрасте 32 лет.

Брак между Иваном Владимировичем и Марией Александровной был союзом по расчёту. У Цветаева было двое детей, сын Андрей и дочь Валерия, которые нуждались в женской опёке. Для Марии Александровны также уже настала пора выходить замуж. Профессор Цветаев, известный учёный, утончённый интеллигент, являлся весьма хорошей партией. Через год после смерти супруги Ивана Владимировича, невзирая на существенную разницу в возрасте (20 лет), они обвенчались.

Детство и юность

В семье Цветаевых всячески поощрялось всестороннее образование. Маленькая Марина с самого раннего детства прекрасно разговаривала на трёх языках - русском, немецком, французском, и не только разговаривала, но и писала стихи. Первые свои стихи девочка написала уже в шестилетнем возрасте. Мама маленькой Марины мечтала о том, что дочь пойдёт по её стопам и станет музыкантом. Цветаева даже обучалась в музыкальной школе Зограф-Плаксиной. Однако, как мы с вами знаем, судьба распорядилась совершенно иначе.

Ранее детство Марина провела в Москве и в своей любимой на берегу Оки. Впервые в Тарусу, Марина попала ещё в младенческом возрасте. Папа взял в долгосрочную аренду городскую дачу «Песочное». Это были счастливейшие дни для всей семьи Цветаевых: Папа, мама, маленькие Марина и Анастасия, сводные брат и сестра Андрей и Валерия, каждый летний сезон с огромным удовольствием проводили в Тарусе. Возле дома отец посадил четыре орешника в честь каждого своего ребёнка и ещё три ели в честь каждой из дочерей. Интересный факт, в 1941 г., когда Марины Цветаевой не стало, одна из елей засохла. Цветаевы считались первыми дачниками Тарусы, с их подачи множество интеллигентных московских семей потянулись в эти благодатные места. Анастасия Цветаева, ставшая впоследствии писательницей и мемуаристом, в книге «Воспоминания» отразила атмосферу, царившую на даче. Анастасия Цветаева написала эту книгу, будучи уже пожилым человеком, ей удалось совершить маленькое чудо. Писательница самым волшебным образом смогла перенестись во времени и показать их дачную жизнь глазами ребёнка. Подобное под силу далеко не каждому, только человек с чистой душой способен на это. Позже, уже в зрелом возрасте Марина Цветаева завещала, чтобы её похоронили в любимом месте детства, на берегу красавицы Оки.

В 1902 г. в их семью пришло горе. Мама, Мария Александровна, заболела туберкулёзом. Наш российский климат, был мало пригоден для больной с подобным диагнозом. В надежде на поправку здоровья Цветаевы были вынуждены много времени проводить за границей. Бальнеологические курорты Италии, Швейцарии, Германии на протяжении нескольких лет стали почти постоянным пристанищем для Марии Александровны и детей. Однако, несмотря на отчаянные попытки сохранить остатки здоровья, в 1906 г. мама Марины Цветаевой умерла. Смерть матери оставила неизгладимый след в душе Марины Цветаевой. Мария Александровна являлась настоящим центром семьи, любящая, утончённая, нежная, она привила детям самые высокие человеческие идеалы.

После кончины Марины Александровны всё бремя воспитания возложил на себя отец. Иван Владимирович, эстет, образованнейший человек, прилагал всяческие усилия для того, чтобы дети получили хорошее, многогранное образование. Марина росла непокорной, самолюбивой девушкой, она была достаточно замкнутым ребёнком. Отцу, вечно занятому своим любимым детищем - музеем, не всегда удавалось находить общий язык с неуступчивой дочерью.

Выход в свет

В 1909 г., возрасте шестнадцати лет, Марина Цветаева отправилась в Париж, в знаменитую Сорбонну, с целью изучения старофранцузской литературы.

По возвращении в Москву Марина Цветаева знакомится с Валерием Брюсовым, знаменитым поэтом символистом. Валерий Брюсов, являвшийся главным редактором символистского издательства «Скорпион», познакомил Цветаеву с поэтом и художником Максимилианом Волошиным и многими другими, весьма известными литераторами. Цветаева и Волошин были весьма дружны, возможно, даже у них был роман, если судить по письмам Цветаевой, поэт был влюблён неё. С самого первого их знакомства Волошин оценил силу таланта Цветаевой и на протяжении многих лет всячески поддерживал её на творческом пути. Волошин был владельцем частного дома в Крыму, в Коктебеле. Летом дом Волошина становился уникальным миром творчества друзей поэта. Писатели, поэты и художники с удовольствием пребывали на живописном черноморском берегу. По приглашению Волошина Цветаева неоднократно гостила в Коктебеле. Пребывание в этом удивительном доме, общение с талантливейшими людьми самым серьёзнейшим образом повлияло на становление творчества юной поэтессы. В Коктебеле состоялось знакомство Цветаевой с , К. Бальмонтом, И. Эренбургом.

В это время Марина Цветаева заявила о себе как настоящий поэт. Первая книга стихов под названием «Вечерний альбом» вышла в 1910 г. Книга бы издана на средства самой поэтессы, втайне от родных. Издание не прошло незамеченным. Максимилиан Волошин писал: это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием. Для крайне самолюбивой Цветаевой поддержка Волошина была очень важна. Марина Цветаева писала, что Волошину она обязана первым самоосознанием себя, как поэта. также самым лестным образом отозвался о стихах Цветаевой. И это было немудрено, трудно было не разглядеть новое восходящее солнце поэзии. Слишком ярко оно светило. Брюсов же, напротив, выступил с позиции высокопарного ментора.

В этом же 1910 году Цветаева заявила о себе и как талантливый прозаик. Первая её работа, критическая статья «Волшебство в стихах Брюсова», также была оценена по достоинству. Волошин стал литературным наставником для Цветаевой. В Коктебеле Цветаева познакомилась с молодым литератором Сергеем Эфроном. Молодой человек впечатлил девушку. Он показался ей несказанно благородным, но в то же время абсолютно беззащитным. В 1912 г. Цветаева и Эфрон стали мужем и женой, у них родилась дочь Ариадна. В этом же году вышла ее вторая книга стихов «Волшебный фонарь». Как поэт Цветаева не принадлежала ни к одному из поэтических направлений. Её творчество само по себе являлось отдельным направлением. Цветаева говорила: Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня любили или не любили. В 1913 г. вышел стихотворный сборник «Из двух книг». Увы, в этом же году ушёл из жизни Иван Владимирович Цветаев - профессор, филолог, историк, археолог выдающийся искусствовед.

В том же 1914 г. произошло важнейшее событие в личной жизни Цветаевой. В одном из литературных салонов, где собирались московские поэтессы, Цветаева, знакомится с Софьей Парнок. Софья Парнок - поэт, переводчик и литературный критик, печаталась под псевдонимом Андрей Полянин. Софью Парнок называли «русской Сафо». На момент их знакомства Цветаевой было всего 23 года, она была замужем и имела дочь. Однако ничто не смогло остановить их взаимное притяжение. Подруги стали любовницами, о чём в мгновение ока узнала вся Москва. Какое-то время подруги даже жили вместе. В их общении наблюдалось что-то от материнско-дочерних отношений, Парник была старше Цветаевой на 7 лет. Для Марины Цветаевой это было противоречивое время, любовная идиллия сменялась жестокими ссорами. Периодически они намеренно эпатировали публику, появляясь вместе в различных местах, подруги сидели в обнимку, куря одну папиросу на двоих. Во время романа они совершили несколько совместных поездок: Коктебель, . Печально, что всё это происходило на глазах у дочери Цветаевой. Ариадна была на тот момент совсем маленькой девочкой, но всё же и она догадалась о характере взаимоотношений между мамой и тётей Соней. Интересный факт, впоследствии, сама Ариадна Эфрон связала свою судьбу с женщиной - Адой Шкодиной и прожила с ней до своей кончины. Муж - Сергей Эфрон, старался сохранять внешнее спокойствие. Эту же выжидательную позицию он принимал и во время всех будущих увлечений супруги, а их было отнюдь не мало. Любовная связь Софьи Парнок и Марины Цветаевой длилась около двух лет. В 1916 г., произошёл окончательный разрыв их отношений. Именно о романтических отношениях с Парнок Цветаева написала гениальное стихотворение «Под лаской плюшевого пледа», на основе которого написан несравненный любовный романс, так проникновенно исполненный певицей Валентиной Пономарёвой в замечательном фильме «Жестокий романс».

В продолжение любовной темы можно добавить, что Софья Парнок была не единственной женщиной в жизни Марины Цветаевой. К примеру, в 1919 г. у неё случился роман с актрисой студии МХАТ Софьей Голлидэй. Гораздо позднее, уже в эмиграции в Париже, Цветаева выскажется о подобных вещах таким образом: «Мужчина, после женщины, какая простота, какая доброта, какая открытость. Какая свобода! Какая чистота».

Революция и эмиграция

В 1917 г., в год революции, муж Марины Цветаевой, Сергей Эфрон, став офицером, отправляется на фронт. Во время гражданской войны он активно выступал на стороне белого движения. Служил в знаменитом офицерском полку генерала Маркова. Был участником «Ледового похода» и обороны Крыма. В числе тысяч и тысяч русских людей, спасаясь от смерти, он был вынужден покинуть родину. Эмигрировав в Турцию, сначала обретался в Галлиполи, позднее переехал в Константинополь, затем перебрался в Прагу.

В эти трагические годы на долю Цветаевой выпало множество тяжёлых испытаний. После ухода мужа на фронт Цветаева осталась без средств к существованию. В 1919 г. в Петрограде царил голод. Цветаева приняла решение отдать дочерей в приют. В приют брали только детей-сирот, чтобы их приняли, Цветаева была вынуждена назваться крёстной матерью. Так семилетняя Ариадна и двухлетняя Ирина оказались в приюте. Теперь уже не совсем понятны мотивы этого поступка: почему Цветаева пошла на этот шаг? Можно лишь предположить, что Цветаева, не рассчитывая на собственные силы, пыталась таким образом спасти детей от голода. Однако сохранились письма старшей дочери Ариадны, восьмилетняя девочка писала маме о том, как ей и сестре голодно и плохо в приюте. В 1920 г. маленькая Ирина умерла от голода. Цветаева на похороны не пришла, не смогла.

Марина Цветаева отрицательно относилась к революции, она считала её смертью для , о чём не преминула высказать в своих стихах. Сборник «Лебединая песня», вышедший в 1921 г., был полон сочувствия к воинам-белогвардейцам. Разумеется, в подобной ситуации, стихи Цветаевой никто не печатал, а её пребывание в России становилось попросту опасным.

В 1922 г. Цветаева, несколько лет ничего не ведающая о судьбе своего мужа, получает долгожданное известие. Эфрон жив и здоров, находится в Праге. Узнав об этом, Цветаева с дочерью Ариадной покинула Россию. Они прибыли в Берлин, туда же приехал и Сергей Эфрон. Первые несколько лет семья прожила в Чехии. В Праге у них родился сын Георгий (Мур). В 1925 г. Эфроны переехали во Францию, в Париж. В Париже у Цветаевой состоялась целая волна гетеросексуальных романов, иногда они носили исключительно платонический характер. В эмиграции стихи Цветаевой были мало востребованы, их считали слишком обнажёнными, чересчур сложными, переходящими всяческие рамки. На тот момент среди русской эмиграции были модны лирические стихи декадентской направленности. Проза, напротив, была весьма популярна в эмигрантских кругах. В эмиграции было написано множество замечательных произведений: «Ремесло», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Крысолов», «С моря», «Поэма лестницы», «Поэма воздуха», «Мой », «Пушкин и », а также цикл антифашистских стихов «Стихи к Чехии». Отношения Цветаевой и белоэмигрантского общества не сложились. Переписка со старым другом - единственное, что поддерживало Цветаеву в этой тяжёлой ситуации. Муж, Сергей Эфрон, был болен туберкулёзом и не мог трудиться на тяжёлых работах. Будучи очень артистичным юношей, он в молодости пробовал себя на театральных подмостках. Во Франции Эфрон попытал счастья в кино. В 1927 г. он даже снялся в крошечной роли в немом фильме «Мадонна спальных вагонов». Но, невзирая на отчаянные попытки хоть как-то заработать, их семья жила в нищете. Какое-то время деньги в семью приносила только Цветаева. Женщина-поэт была удручена невозможностью заниматься творчеством. Бытовые проблемы целиком поглотили её. При попытке вырваться из житейского плена и хоть что-то написать она выслушивала упрёки родных. Семья не понимала её: дети обвиняли мать в эгоизме, говорили о ненужности её стихов. Атмосфера накалялась. После одной из ссор дочь Ариадна ушла из дому. Сергей Эфрон, ранее бывший активным членом белого движения, полностью разочаровался в нём. Всё чаще его стали посещать мысли о возвращении на родину.

Возращение на родину

С 30-х годов Сергей Эфрон начал свою работу в «Союзе возвращения на родину». Желание вернуться становилось всё сильнее, для достижения этой цели Эфрон был вынужден стать штатным агентом ОГПУ. В 1937 г., после очередной крупной ссоры с матерью, дочь Ариадна ушла из дому и вскоре уехала в СССР. В этом же году Сергей Эфрон оказался замешан в политическом убийстве. Преследуемый французской полицией, он сел на пароход в Гавре, доплыл до Ленинграда и таким образом также оказался в СССР. В связи с этим делом Цветаеву вызвали в Парижский комиссариат, её пытались допросить, но она начала безостановочно декламировать стихи, в итоге Цветаева была отпущена. Марина Ивановна совершенно не хотела возвращаться в Россию, но была вынуждена последовать за дочерью и мужем. В СССР Цветаева узнала об аресте младшей сестры Анастасии. Всего Анастасию арестовывали 3 раза: в 1933 г., 1937 г. и 1949 г., в итоге после всех мытарств её определили на вечное поселение в Сибирь, в деревню .

После возвращения на родину поначалу всё было хорошо. Для проживания семье Эфрона была предоставлена дача НКВД в подмосковном посёлке . Однако спокойная жизнь длилась совсем недолго. В 1939 г. была арестована дочь Ариадна, вскоре после этого арестовали и самого Эфрона. Ариадна получила 8 лет лагерей и 6 лет ссылки в , была реабилитирована лишь в 1955 г. Сергея Яковлевича Эфрона расстреляли 16 октября 1941 г., но Марине Цветаевой не суждено было это узнать. После ареста дочери и мужа Цветаева осталась с сыном Муром, она зарабатывала на жизнь переводами.

Когда началась война, по настоянию друга Бориса Пастернака Цветаева вместе с сыном отправилась в эвакуацию в город . В эвакуации Цветаева безуспешно пыталась найти работу, она была в отчаянии, житейские трудности сломили её. Марина Ивановна, была готова на любую работу, она просилась на должность посудомойки в столовую Литфонда, но и там её ждал отказ.

31 августа 1941 г. жизнь Марины Цветаевой завершилась самоубийством. Причины самоубийства до сих пор остаются тайной. Как часто бывает в подобных случаях, существуют лишь различные версии трагедии. Среди них основной версией самоубийства считается бытовая неустроенность. Перед смертью Марина Цветаева оставила несколько записок, но в них не была указана точная причина её ухода. Там лишь содержалась просьба к людям позаботиться о любимом сыне - Муре. Увы, Мур, одарённый, талантливый юноша, погиб на фронте в 1944 г.

Марина Цветаева - гениальный поэт, непонятый многими, человек не от мира сего, она абсолютно не вписывалась в общепризнанные рамки. Гордая, порывистая, ранимая, страдающая, любящая, отвергающая. Кто-то любил её, кого-то любила она, но всегда это было страстно, как в последний раз. Марина Цветаева не могла жить не любя. Любовные страсти питали её, без них она была подобна цветку, гибнущему без солнца.

Дмитрий Сытов


Самая тонкая и воздушная русская поэтесса Серебряного века, чьи стихи вызывают в воздухе аромат опавших листьев и последних цветов осени. Не такая жесткая, как Ахматова, она создала свой неповторимый стиль в литературе. Личная жизнь поэтессы неотделима от ее творчества. Лучшие свои стихи она писала в состоянии влюбенности, в момент самых сильных душевных переживаний.

«Москвичка» сделала подборку фактов из личной жизни Марины Цветаевой.

1. В жизни Марины было много бурных романов, но одна любовь прошла через ее жизнь – Сергей Эфрон, ставший ее мужем и отцом ее детей. Познакомились они весьма романтично, в 1911 году, в Крыму, где Марина, в то время уже начинающая поэтесса, гостила по приглашению своего близкого друга – поэта Максимилиана Волошина.

2. Сергей Эфрон приехал в Крым, чтобы подлечиться после перенесенной чахотки и прийти в себя после семейной трагедии - его мать покончила собой.

3. Поженились они уже в январе 1912 года, в том же году у четы родилась дочь Ариадна, Аля, как ее называли домашние.

4. Несмотря на то, что Цветаева искренне любила мужа, уже спустя 2 года после рождения дочери она с головой окунается в новый роман, причем с женщиной – Софией Парнок, тоже переводчицей и поэтессой. Цветаева посвятила этой женщине цикл стихотворений под названием «Подруга» («Под лаской плюшевого пледа…» и др.). Отношения с Софией Цветаева описала следующими словами: «первая катастрофа в моей жизни». Эфрон очень болезненно пережил увлечение жены, но простил, в 1916 году, после бурной страсти, многочисленных ссор и примирений, Марина окончательно рассталась с Парнок и вернулась к мужу и дочери.

5. В 1917 году, после примирения с мужем, Марина родила дочь Ирину, которая стала разочарованием для матери, очень хотевшей сына. Сергей Эфрон участвовал в Белом движении, воевал против большевиков, поэтому после Революции покинул Москву и отправился на юг, принимал участие в обороне Крыма и эмигрировал после окончательного разгрома армии Деникина.

6. Марина Цветаева оставалась с двумя детьми в Москве, семья осталась буквально без средств к существованию и была вынуждена продавать личные вещи, чтобы прокормиться. Несмотря на все усилия Марины Цветаевой, сберечь младшую дочь не удалось – Ира умерла от голода в приюте, куда ее отдала мать, надеясь, что там ребенок будет лучше питаться, чем в холодной московской квартире.

7. За время расставания с мужем Марина пережила еще несколько бурных романов, но в 1922 году приняла решение уехать за границу, к Сергею Эфрону, который сумел передать весточку жене.

8. Уже соединившись с мужем, во время чешского периода эмиграции, Марина познакомилась с Константином Родзевичем, которого некоторые историки склонны считать настоящим отцом ее долгожданного сына Георгия, родившегося в 1925 году. Однако официально его отцом является Сергей Эфрон и сама Цветаева неоднократно подчеркивала, что наконец-то родила мужу сына, частично искупив вину (которую чувствовала все это время) за погибшую в послереволюционной Москве дочь.

9. Марина Цветаева начала писать свои первые стихи ещё в шестилетнем возрасте. При чем писала она не только на родном русском, но также и на немецком и французском языках.

10. Свой первый сборник стихов, который Марина Ивановна назвала «Вечерний альбом», она опубликовала на свои собственные деньги в 1910 году.

11. Как-то раз мать Марины Цветаевой, Мария Александровна, внесла в дневник следующую запись: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, возможно, будет поэт?».

12. Марина Цветаева заявляла о своем пристрастии к одним именам и в то же время совсем отвергала другие. Она говорила о том, что мужские имена с окончанием на «й» отнимают у мужчин мужественность. Хотя, своего сына, по желанию мужа, она назвала Георгием, а не Борисом (в честь друга Пастернака), как хотела она сама.

13. Во время пребывания за границей Цветаева писала для иностранных читателей прозу, а не стихи, так как проза пользовалась большей популярностью.

14. Вскоре после того, как началась Вторая Мировая война Марина Цветаева была эвакуирована в город Елабуга, расположенный в Татарстане. Ей необходимо было упаковать вещи и ей помогал в этом Борис Пастернак. Он принёс с собой верёвку, чтобы перевязать чемоданы, и пошутил о том, какая эта веревка крепкая: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Уже после смерти Цветаевой ему передали, что именно на этой злополучной веревке она в Елабуге и повесилась.

15. Марина Цветаева оставила три предсмертные записки: в одной она просила Асеевых, друзей Бориса Пастернака, взять к себе ее сына Мура, чтобы они воспитывали его как своего собственного, вторая записка была адресована «эвакуированным», в которой она просила помочь ему уехать в Чистополь, к Асеевым, а также попросила проверить, чтобы не похоронили ее живой. И последняя записка - сыну, в которой она просила прощения и объясняла, что попала в тупик.

16. Несмотря на то, что отпевание самоубийц в русской православной церкви запрещено, патриарх Алексий II в 1990 году дал благословение на отпевание поэтессы Цветаевой. Причиной тому послужило прошение к патриарху группы верующих православных, в том числе сестры Анастасии Цветаевой и диакона Андрея Кураева.