Владимир Маяковский "Послушайте": анализ стихотворения. «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды - человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр

Разбор произведения доказывает, что по жанру - это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры - «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты - «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Послушайте!"

Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте!" Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а "выдыхает" это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на "равнодушную природу", это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
Весь строй речи в стихотворении "Послушайте!" именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-"Да?!", обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
Располагая стихи "лесенкой", он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы "внутренняя", чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые думают, что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для "площадей". Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М.. "Послушайте!"-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика ("врывается к богу") естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: "врывается", "плачет", "просит", "клянется"-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги ("ходит тревожный"), смятения.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него "жилистая рука". Эпитет "жилистая" настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. "Длань" (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто "рукой".
Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды "плевочки", а для другого-"жемчужины".
Лирический герой стихотворения "Послушайте!" и есть тот "кто-то", для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку".
Стихотворение "Послушайте!"-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -"жемчужины", а не звезды-"плевочки". В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в "звездной" теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой "протянутости" слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение "Послушайте!"-истинный шедевр русской и мировой поэзии.

ХХ век без В. Маяковского представить невозможно. Маяковский "окрасил" собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм и не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, "Стихов о советском паспорте", поэмы о Ленине и т.д. И.В. Сталин в 1930-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. И последовавшее затем насильственное внедрение Маяковского в сознание советских людей превратило его в официозную фигуру. Б. Пастернак писал, что "Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине", и "это было его второй смертью". Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Сразу после похорон Маяковского М. Цветаева писала: "Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского". Она почувствовала то, о чем думал и говорил сам Маяковский в стихотворении "Домой" (1925) 5:

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят, - что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь!

Одна из самых важных тем дореволюционной лирики Маяковского - тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Он страдает от своего одиночества, жалуется на него, ищет из него выхода и не находит его. Как в свое время Лермонтову виделся одиноким утес, плачущий одиноко в пустыне (стихотворение "Утес"), так и Маяковский распространяет свое настроение, ощущение одиночества на все в мире. См. стихотворение "Скрипка и немножко нервно" (1914):

Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал... "...Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору - а доказать ничего не умею! Знаете что, скрипка? Давайте - будем жить вместе! А?"

Будучи одиноким в мире, поэт выражал резкое неприятие этого мира и тех, кто чувствует себя в этом мире хозяевами. Вот почему с таким воодушевлением объявляет Маяковский себя "тринадцатым апостолом" - то есть пророком революции в поэме "Облако в штанах", а затем с восторгом встречает революцию. И впоследствии именно революция (и все что с ней связано) определяла пафос поэзии Маяковского. А в дореволюционное время как звонкая, публично нанесенная пощечина прозвучали стихотворения "Нате!" и "Вам!" с их огрубленной образностью и лексикой, издевательским тоном:

"Нате!" Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. 1913

Важнейшие из эмоциональных ощущений раннего Маяковского - боль, страдание. Они возникают от соприкосновения, или, вернее, столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние, его нервы не выдерживают. Болью, страданием окрашены и любовные стихи поэта: у Маяковского нет изображения счастливой любви. И его знаменитая поэма "Облако в штанах" рождена трагическим любовным чувством поэта, ревностью. Если бы поэма "Облако в штанах" с ее знаменитым "криком четырех частей", как определил сам Маяковский ("Долой ваш строй!", "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой вашу религию!") была только предвестием революции, только протестом против существующего строя, эта поэма уже давно перестала бы нас волновать, поскольку людям приходится решать уже другие проблемы. Но поэма Маяковского захватывает эмоциональной бурей чувств, лирической стихией. Маяковскому, наверное, впервые удалось так неразрывно сплавить личные переживания, трагедию отвергнутого любовного чувства с политикой, с жаждой переустройства жизни, с грядущей социальной революцией, с которой он связывал огромные надежды.

Маяковский, конечно, как и каждый писатель, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот, он задает вопрос в стихотворении "Послушайте!" (1914):

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

А поэт - это тоже звезда, и свет ее служит нравственным, эстетическим, духовным ориентиром людям. Убежденный в необходимости поэтического слова, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир. Свой лозунг, свое поэтическое кредо В. Маяковский сформулировал в знаменитом стихотворении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" (1920):

Светить всегда, Светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!

Маяковскому была чужда поэзия сугубо эстетическая, услаждающая, недейственная. По Маяковскому, поэт - это агитатор, горлан-главарь, он "должен кастетом кроиться миру в черепе", он должен бороться за переустройство несовершенного мира. Это представление о поэте и поэзии восходит к великим традициям русской литературы (вспомним пушкинского и лермонтовского пророка, некрасовского поэта- гражданина). Стих должен обладать взрывной, действенной силой - у Маяковского он никогда не бывает вялым, он всегда заряжен большой идеей. Поэт не сообщает, не рассказывает - он убеждает, доказывает. Стих Маяковского всегда энергичен, резок, особую роль в этом играет знаменитая "лесенка" в стихах Маяковского, придающая им требовательную интонацию, особую силу отдельным - ключевым - словам. Маяковский с неизменной издевкой говорил о "кучерявых лириках". Но издевался Маяковский, конечно, не над лирикой, а над теми, кто ее опошлял. У самого Маяковского призывная сила поэзии неотделима от задушевности, он умел найти нежное "человечье" слово.

Маяковский был в хорошем смысле слова современным поэтом, то есть остро ощущающим ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, художественных средств, и Маяковский обновляет лексику, образность, ритмику, рифму, изменяется даже графическая запись стиха. Маяковский полемически остро заявил, что старый поэтический язык изжил себя ("слова разлагаются, как трупики"), и улице нужен новый, демократический язык ("улица корчится безъязыкая, ей нечем разговаривать"). Маяковский ввел в поэзию язык улицы, грубый, непоэтичный, но он поднял его до поэтического уровня и тем самым расширил свою читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом, рупором улицы, новой эпохи.

После прочтения стихотворения Маяковского "Послушайте", становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена к читателю и другим людям. В своем стихотворении он задает риторические вопросы, спорит сам с собой убеждая через это, что необходимо бороться с бессилием, горем и страданиями, которыми наполнен весь мир.

Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо, а реальный человек с сильными, рабочими руками. Именно этот Бог и оказывает помощь лирическому герою. Также в стихотворении есть и "они" - люди, которые оставили свои попытки дотянуться до звезд. Поэт проводит своеобразное сравнение, показанное на звездах, ведь для одних это нечто большее, называемое жемчужинами, а для других - звезды ничего не значат.
Можно заметить, что лирический герой в этом стихотворении очень болезненно относится к вопросам Земли и ситуации с миром - ему не все равно, он пытается бороться с надвигающими проблемами.

При прочтении стихотворения видно, что поэт не ругает и не учит наро, а говорит от чистого сердца - спокойно, тем самым исповедуется. Этим тоном Маяковский хочет доказать миру, что важно для человека прежде всего мечта и цель, а после уже все остальное. Звезды в данном случае и есть та, мечта, к которой должен стремиться каждый человек.

В конце же, когда лирический герой достигает своей мечты - достает звезду, то понимает, ему больше ничего не страшно.

Также данное стихотворение поднимает проблему того, что человек стал забывать, для чего он живет, поддаваясь каким-то лживым идеалам, теряя самого себя.

Своим произведением он толкает читателя задуматься над вопросом о смысле жизни, который устанавливает себе каждый человек самостоятельно.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

В этом стихотворении Маяковского ярко проявляется его авторский стиль: особое построение строф, обилие восклицаний, энергия...

Вот поэт обращается к слушателю на "Вы" или к слушателям: "Послушайте!" Как часто и бывает, Владимир Маяковский использует парадокс в основе стиха: кто-то зажигает звезды. Это утверждается аксиомой, хотя читатель понимает, что звезды светятся сами по себе. Однако этот парадокс глубоко задевает, ведь он метафоричен, в его основе - сравнение звезды с огоньком, свечкой (в церкви), маяком. Существовало множество легенд в древности, что некое доброе божество зажигает это свет, а другое - гасит его. Что-то зарождает жизнь, что-то ее обрывает...

Из такой поэтической аксиомы следует вывод: кому нужно то, что звезды зажигают? У всего есть причина... Маяковский расширяет сознание читателя, сбивает его с привычных мыслей.

И далее рисуется история Того, кому нужны звезды. Как Он прибегает в метелях полуденной пыли (так и представляется жаркое солнце лета в этом оксюмороне) к самому Богу, боится, что уже поздно. Проситель даже плачет, целует руку Создателя. (Рука рабочая - "жилистая".) И просит, просит хотя бы одну звезду. Он клянется, что не перенесет отказа. Здесь поэт использует словосочетание "беззвездная мука" как беспросветное страдание. Дальше его психологическое состояние несколько меняется. Получив, видимо, положительный ответ, он внешне спокоен - он сделал все, что в его силах. Но проситель еще очень волнуется. И теперь он говорит кому-то, что будет Звезда. Обязательно.

Где же разгадка: кому и зачем нужны звезды. (Маяковский дает понять, что зажигает из Демиург.) каждый, наверное, ответил сам для себя. И все же, в стихотворении есть Проситель, кому, действительно, это важно. Но и он говорит с кем-то на "ты". Этому собеседнику свет звезд очень нужен... кому-то не должно быть страшно. Действительно, если на улице не кромешная тьма, если есть хоть одна звездочка (хоть лучик надежды в ситуации), то уже не так страшно. Можно представить образ женщины или ребенка.

В финале опять звучат все те же вопросы, но немного по другому. Ведь загорается звезда всегда (даже если ее не видно с Земли), так это кому-то нужно.

Интересно, что атеист Маяковский говорит, по сути, о вере. Свет, который барит людям Вселенная, равен психологической надежде. То есть напрашивается вывод, что людям нужна вера.

Впрочем, вопросы в стихотворении так и остаются риторическими.

Анализ стихотворения Послушайте! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сосны Фета

    Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму

    Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового

Послушайте!

Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна ещё не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечён футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чём заключается смысл жизни человека.

Стихотворение «Послушайте!» отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает. Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация стихотворения - исповедальная и доверительная.

Начинается оно с просьбы, обращённой к людям: «Послушайте!» Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взвол­нованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно.

Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмо­циональному воздействию.

В первой части обозначена проблема:

…если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Во второй части лирический герой «врывается к Богу» и в отчаянии просит его, «чтоб обязательно была звезда». Мы слышим своеобразную молитву, обращённую к Богу.

А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращённый к каждому из читателей:

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Автор вводит в своё произведение элемент фан­тастики («врывается к Богу»). В системе вырази­тельных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает «жилистую руку» Бога, и вот уже Бог - не только одухотворён­ная высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи. А лирический герой стихотворения и есть тот самый «кто-то», для кого без звёздного неба жизнь пред­ставляется немыслимой, кто не может перенести «беззвёздную муку».

Поэтические приёмы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение неве­лико по объёму. Нет ни одного нейтрального слова - все слова эмоционально окрашены. Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянётся - они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал.

Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклица­ние (Послушайте/), риторический вопрос (значит - это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит - это кому-нибудь нужно? / Значит - кто-то хочет, чтобы они были? / Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?).

Метафоры у Маяковского всегда необычны и краси­вы. Вот и здесь: метели полуденной пыли. Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звёзды зажигают; загоралась звезда.

Но и всё стихотворение «Послушайте!» есть одна развёрнутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота - цен­ности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского.