Сочинение на тему: Поэтический мир Марины Цветаевой. Поэтический мир М


УРОК 57

ТЕМА: ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете с отчаянной яростью вырыдала:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…

Имя этой женщины – Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт – Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни – трагедию одиночества и ощущение своей ненужности. Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева – выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».

Марина Цветаева как будто заранее предчувствовала свою судьбу и еще в юности писала стихи о смерти. Можно, конечно, считать это данью литературной моде, однако предчувствие ее не обмануло. Как заметил один из критиков: «Мало сказать, что жизнь не баловала Марину Цветаеву,- она преследовала ее с редким ожесточением». Хотя вначале ничто не предвещало трагического конца. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября(8 октября)1892 г. В семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе память тем, что был основателем Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, была из обрусевшей немецко-польской семьи. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, но мать заболела чахоткой, ей предписали мягкий климат, и у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, где девочки учились в частных пансионах, а в 1906 г. мать умерла. Осенью этого же года Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии, сделав это вполне сознательно, чтоб как можно реже бывать в осиротевшем доме. В это время она начинает писать стихи, основным мотивом которых становится мотив смерти и одиночества, хотя в первых стихах (она начала писать в 6 лет) таких мотивов не было. Марина очень много читает, придумывает себе кумиров, одним из которых стал в 1905 году лейтенант Шмидт, потом был Наполеон и герцог Рейхштадтский, его незадачливый сын. Марина вообразила себя бонапартисткой и повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы. Были потом в ее жизни и другие герои, которых объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами – бунтарями, как она сама. Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у нее был трудный, упрямый характер, она порой даже казалась дикой и дерзкой, и хотя была ужасно застенчивой, легко шла на конфликт. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков, и всегда интересовалась своей родословной.

^ Какой-нибудь предок мой был – скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром?

Писала Цветаева в одном из своих стихотворений. В другом она вспоминала своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!...»Литературные кумиры тоже были многочисленны: Пушкин, Гете, Блок, Пастернак, Ахматова.

Первый сборник стихов Цветаевой вышел в печать в 191- г. и был одобрен такими поэтами, как Брюсов, Волошин, Гумилев. Особую поддержку она получила в лице М.Волошина, с которым она подружилась, несмотря на разницу в возрасте. В доме Волошина в 1911 г. Цветаева познакомилась с С.Эфроном, который в 1912 г. стал ее мужем. В этом же году вышел второй сборник ее стихов – «Волшебный фонарь»- и родилась дочь Ариадна. В 1913 г. умер отец Цветаевой. Однако, несмотря на горечь утраты, Марина обрела душевное равновесие и на протяжении последующих 5-6 лет была невероятно счастлива. Это был «роман с собственной душой», как писала она потом. В печати появляется еще один сборник ее стихов – «Из двух книг», она пишет много стихов о Москве, адресуя их Блоку, Ахматовой, Мандельштаму. Началась Первая мировая война, Сергей Эфрон ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, что рисковал жизнью. Для поэтессы эти годы становятся временем творческого взросления. В 1917 г. родилась вторая дочь – Ирина. Произошли две революции, Эфрон в Крыму, но дважды тайно пробирается в Москву. Марина вместе с детьми терпит огромные лишения, от истощения умирает Ирина. Цветаева в отчаянии, она не видит никакого выхода, но продолжает много писать: в это время было создано свыше 300 стихотворений, поэма «Царь-девица», шесть романтических пьес, множество записей-эссе. Позднее критики скажут, что это был период небывалого расцвета ее творчества, в котором преобладали трагические мотивы и мотив разлуки. Однако были и другие особенности в ее творчестве: оно было насыщено народными образами, темами и мотивами. В 1921 г. Цветаева через И.Эренбурга получает письмо от Эфрона, который жил в то время в Праге, и решает выехать из России (1922г.).Вначале она едет в Берлин, а оттуда в Прагу, где живет три года, здесь родился сын Георгий (Мур). Много пишет. Главной темой творчества становится философия и психология любви, причем не только любви мужчины и женщины, но и любви ко всему, что есть на свете.! Ноября 1925 г. переезжает в Париж. Живется трудно. Хотя Цветаеву много и охотно печатают, гонорары скромны, денег не хватает. Во Франции вместе с мужем она прожила 13 с половиной лет. Она стала признанным поэтом, но натянутыми были отношения с русскими поэтами и прозаиками, многие из которых ей откровенно завидовали. Особенно напряженными были отношения с Мережковским и Гиппиус. В 1937 г. на родину возвращается Ариадна, затем Эфрон, Цветаева осталась одна с сыном и более полугода ничего не писала. 12 июня 1939 г. Марина Цветаева вернулась в СССР, вся семья воссоединилась и устроилась в подмосковном Болшеве. Но эта последняя радость длилась недолго: в августе 1939 г. арестовали дочь, в октябре – мужа, и она в который раз остается одна с сыном. Вновь начались скитания. Мужа своего Цветаева больше не увидела, говорят, он был расстрелян в 1941г. Началась Великая Отечественная война, Цветаева в это время работала над переводом стихов испанского поэта Ф.Гарсиа Лорки. Теперь работа прервалась Переезд в Татарию, в город Елабуга. Найти работу невозможно. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз. Как рассказывали хозяева дома, где жила Цветаева с сыном, ее подкармливала жен местного милиционера, которой она помогала стирать.

Новые испытания оказались Цветаевой уже не под силу, ее воля к жизни с каждым днем слабела. Последней надеждой была работа в Чистополе, где жили в основном московские эвакуированные писатели. Там открылась столовая, и Цветаеву должны были взять на работу посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она повесилась, оставив три записки – своим знакомым с просьбой не оставлять ее сына, и сыну, в которой были такие слова: «Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Через три года прогиб на войне и сын Цветаевой.

Такая страшная судьба впала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной. Но хоть в одном пророчества Цветаевой оправдались. Двадцатилетней романтической девушкой она написала в одном из своих стихотворений:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед.

^ 2.ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей было присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем становится неизбежным и для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности:

^ Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший сер!...

С этой безмерностью в мире мер?!

Поэт – единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

^ Если душа родилась крылатой-

Что ей хоромы-и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что-Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Поэтому такой важной считала Цветаева миссию поэта, дар которого возносит над обыденностью, но одновременно и лишает обычных человеческих радостей.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. В ее творчестве можно найти русские народные поэмы-сказки и интимнейшую психологическую лирику.

^ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ:

-«Гришка-вор тебя ополячил» - стр.24

- «Писала я на аспидной доске…»

(По книге:

Педчак Е.П.Литература: Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.)

Тема Родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера отобразилось в стихах о Москве. В первых стихах – Москва- символ гармонии, минувшего, в более поздних- символ Родины, святыни. С темой Родины связан и мотив странничества как символа неприкаянности, самоотречения, непокоя. Вообще душа всегда была главной темой цветаевского творчества.

Свобода и свободолюбие, а также любовь - вечные и дорогие темы творчества Цветаевой.

3.Итог урока.

Мы лишь немного прикоснулись к творчеству М.Цветаевой.Ее литературное наследие необыкновенно велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УЧЕБНИК, СТР.64-78 (2 ТОМ)

(. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб.для общеобразоват.учреждений.В 2 ч./В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост.Е.П.Пронина; Под ред.В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2001.)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ: «БЕССОННИЦА», «ПОДРУГА», «УЧЕНИК», «ДЕРЕВЬЯ», «МОЛОДОСТЬ», «ЧАС ДУШИ», «СТОЛ».

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ПОНЯТИЙ «РОМАНТИЗМ» И «РОМАНТИЧЕСКИЙ».

(1892-1941)

Поэтический мир.

Поэзия М. Цветаевой уникальна: она не вписывается ни в какое стилевое течение ни в русской, ни в мировой литературе. Вместе с тем ее поэзия укоренена в традициях — от русского фольклора до немецких романтиков.

Первый сборник «Вечерний альбом» (1910), изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов — «Детство», «Любовь», «Только тени». Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям. Но в этих ранних стихах прорезывалась будущая манера Цветае­вой, проявляющаяся в выразительных интонациях, разорванной, взволнованной, эмоционально насыщенной речи. Стихи были светлыми, искренними, но даже в этих полудетских по смыслу стихах уже тихонько звучала трагическая нотка. О «Ве­чернем альбоме» отозвались М. Волошин, Н. Гумилев, В. Брю­сов, отметившие талантливость юной поэтессы.

Затем в 1912 году вышли еще два сборника — «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система М. Цветаевой. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она в письме к философу В. Роза­нову определила как «судорожную, лихорадочную жадность жить». Тема любви в творчестве Цветаевой идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности. В ее стихах чувства выплескиваются наружу в разорванной строке, оборванной, незаконченной фразе. Спокойный мир — не для Цветаевой. Ее стихия — борение страстей, увлечение и разочаро­вание, муки непонятости и жажда неизведанного.

В 1915 году М. Цветаева заканчивает цикл «Юношеские стихи». Они стоят в творчестве поэта особняком. Лирическая героиня — это уже не девушка с романтическим взглядом. Отныне она ощу­щает себя свободной от условностей мира, преступает границы общепринятого: веры, семьи, быта. Героиня пытается найти себя среди отверженных. Она предстает то цыганкой, бродяжкой, то чернокнижницей, колдуньей, то каторжницей. Цветаева приме­ряет разные маски. Воспринимая мир как театр, она проигрыва­ет разные роли, пытаясь понять глубины человека. В ее стихах начинает звучать тема богоотступничества, греховности.

Воровская у ночи пасть:

Стыд поглотит и с Богом тебя разлучит.

А зато научит

Петь и, в глаза улыбаясь, красть.

В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу «Версты», появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам — современникам — А. Блоку, О. Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «вседержатель души». Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высоко­го искусства.

И по имени не окликну,

И руками не потянусь.

Восковому святому лику Только издали поклонюсь.

И под медленным снегом стоя,

Опущусь на колени в снег,

И во имя твое святое Поцелую вечерний снег —

Там, где поступью величавой Ты прошел в снеговой тиши,

Свете тихий — святыя славы —

Вседержатель моей души.

Блоковский цикл состоит из пятнадцати созданных в разное время стихотворений. Он отражает восхищенное, молитвенное отношение Цветаевой к поэту, имя которого — «птица в руке», «льдинка на языке».

Восторженны и несколько экзальтированны стихи, посвящен­ные А. Ахматовой, которую Цветаева называла «Музой плача», «златоустой Анной всея Руси». Хотя строгий, сдержанный, клас­сически соразмерный стих Ахматовой был совершенно непохож на цветаевскую словесную стихию, бурю чувств, ритмическую неукрощенность, Цветаева поняла родство обеих, равную силу та­ланта, более того: к Ахматовой она относилась как к царице поэзии.

Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цве­таевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи — деревни, церковки, поля, до­роги. В этих просторах рождается русская вольница («Кабы нас с тобой да судьба свела», «Семь холмов — как семь колоколов»). Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.

Отмыкала ларец железный.

Вынимала подарок слезный:

С крупным жемчугом перстенек,

С крупным жемчугом.

Кошкой выкралась на крыльцо,

Ветру выставила лицо.

Ветры — веяли, птицы — реяли.

Лебеди — слева,

Справа — вороны.

Наши дороги —

Да в разные стороны.

В 1916-20 гг. Цветаева создает цикл «Стихи о Москве». Москва для поэта — средоточие духовности всей России, «огромный, гостеприимный город», нерукотворный, созданный Богом.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром…

Пока они гремят из синевы —

Неоспоримо первенство Москвы.

В стихах московского цикла проявляется глубокое, органиче­ское родство с русским народным творчеством, которое станет основой ее «фольклорных» поэм «Переулочки», «На Красном коне», «Молодец», «Царь-Девица».

Годы революции и гражданской войны были очень тяжелыми в жизни Цветаевой: умерла младшая дочь Ирина, сражался в белой армии, а затем вместе с отступающими войсками вынуж­ден был эмигрировать ее муж Сергей Эфрон. Войну Цветаева воспринимала не с политической, а с гуманистической точки зрения, видя в ней общенародное горе.

Белым был — красным стал,

Кровь обагрила.

Красным был — белым стал,

Смерть побелила.

И справа, и слева,

И сзади, и прямо,

И красный, и белый:

Страшную реальность того времени она переплавляла в рваные, полные скорби и боли строки: «Взятие Крыма», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..» Еще в мае 1917 года, между двумя революциями, Цветаева предвидела, какой будет свобода:

Из строгого, стройного храма Ты вышла на визг площадей…

Свобода! — Прекрасная Дама Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка,-

Обедня еще впереди!

Свобода! — гулящая девка На шалой солдатской груди!

Эти стихи написаны раньше «Двенадцати» А. Блока, но в по­нимании анархического характера новой свободы оба поэта на­ходят близкие образы.

Разлука с мужем, скорбь о трагической участи Добровольче­ской армии составили основной нерв цикла «Лебединый стан». Символика названия указывает на святость и чистоту офицеров белой армии, воплощавших понятия чести, долга, высокого дос­тоинства. В стихах этого цикла сплавились личные чувства любви к мужу, боли из-за разлуки с ним и гражданский пафос сочувст­вия «белогвардейцам, доблести русской», реквием всему белому движению.

В 1922 году М. Цветаева с дочерью Ариадной уезжает в Бер­лин, затем к мужу в Прагу, где она прожила три года, полюбив Чехию, посвятив ей немало стихов. В пражский период в твор­чество Цветаевой входит социальное начало. В эмиграции были созданы «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы». С 1925 года Цветаева переезжает во Францию. Здесь была написа­на полная недомолвок и тайн «Поэма Воздуха» — своеобраз­ный философский трактат о посмертных блужданиях духа, реа­лизовался талант Цветаевой-прозаика («Мой Пушкин», «Жи­вое о живом» — о М. Волошине, «Пленный дух» — об А. Белом).

В 1939 году Цветаева с сыном возвращается в Советский Союз, куда годом раньше уехали муж и дочь Возвращение ока­залось началом трагедии: были арестованы Сергей Эфрон и Ариадна. Сама Цветаева жила в очень тяжелых бытовых услови­ях, не было жилья, денег, не был принят к печати сборник стихов. С началом войны Цветаева эвакуируется в Елабугу, где прожила всего 10 дней и 31 августа 1941 года покончила с собой.

Поэзия М. Цветаевой индивидуальна, неповторима. Высокая книжная культура связана в ее творчестве с народно-поэтиче­ским началом. Поэзия Цветаевой органично связана с романти­ческой литературной традицией. Можно сказать, что Цветаева оказалась в русской поэзии последним трагическим романтиком.

Дополнительная литература.

Кудрова И. Версты, дали… Марина Цветаева: 1922-1939. М., 1991.

Орлов Вл. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. М., 1965.

Павловский А. Куст рябины. Поэзия Марины Цветаевой. Л., 1989.

Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. М., 1994.

Саакянц А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986.

Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

Сочинение на тему: Поэтический мир Марины Цветаевой


На этой странице искали:

  • поэтический мир цветаевой
  • поэтический мир марины цветаевой
  • Сочинение на тему Марина Цветаева
  • сочинение на тему цветаева
  • сочинение на тему творчество цветаевой

УРОК 57

ТЕМА: ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете с отчаянной яростью вырыдала:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…

Имя этой женщины – Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт – Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни – трагедию одиночества и ощущение своей ненужности. Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева – выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».

Марина Цветаева как будто заранее предчувствовала свою судьбу и еще в юности писала стихи о смерти. Можно, конечно, считать это данью литературной моде, однако предчувствие ее не обмануло. Как заметил один из критиков: «Мало сказать, что жизнь не баловала Марину Цветаеву,- она преследовала ее с редким ожесточением». Хотя вначале ничто не предвещало трагического конца. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября(8 октября)1892 г. В семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе память тем, что был основателем Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, была из обрусевшей немецко-польской семьи. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, но мать заболела чахоткой, ей предписали мягкий климат, и у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, где девочки учились в частных пансионах, а в 1906 г. мать умерла. Осенью этого же года Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии, сделав это вполне сознательно, чтоб как можно реже бывать в осиротевшем доме. В это время она начинает писать стихи, основным мотивом которых становится мотив смерти и одиночества, хотя в первых стихах (она начала писать в 6 лет) таких мотивов не было. Марина очень много читает, придумывает себе кумиров, одним из которых стал в 1905 году лейтенант Шмидт, потом был Наполеон и герцог Рейхштадтский, его незадачливый сын. Марина вообразила себя бонапартисткой и повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы. Были потом в ее жизни и другие герои, которых объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами – бунтарями, как она сама. Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у нее был трудный, упрямый характер, она порой даже казалась дикой и дерзкой, и хотя была ужасно застенчивой, легко шла на конфликт. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков, и всегда интересовалась своей родословной.

Какой-нибудь предок мой был – скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром?

Писала Цветаева в одном из своих стихотворений. В другом она вспоминала своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!...» Литературные кумиры тоже были многочисленны: Пушкин, Гете, Блок, Пастернак, Ахматова.

Первый сборник стихов Цветаевой вышел в печать в 191- г. и был одобрен такими поэтами, как Брюсов, Волошин, Гумилев. Особую поддержку она получила в лице М.Волошина, с которым она подружилась, несмотря на разницу в возрасте. В доме Волошина в 1911 г. Цветаева познакомилась с С.Эфроном, который в 1912 г. стал ее мужем. В этом же году вышел второй сборник ее стихов – «Волшебный фонарь»- и родилась дочь Ариадна. В 1913 г. умер отец Цветаевой. Однако, несмотря на горечь утраты, Марина обрела душевное равновесие и на протяжении последующих 5-6 лет была невероятно счастлива. Это был «роман с собственной душой», как писала она потом. В печати появляется еще один сборник ее стихов – «Из двух книг», она пишет много стихов о Москве, адресуя их Блоку, Ахматовой, Мандельштаму. Началась Первая мировая война, Сергей Эфрон ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, что рисковал жизнью. Для поэтессы эти годы становятся временем творческого взросления. В 1917 г. родилась вторая дочь – Ирина. Произошли две революции, Эфрон в Крыму, но дважды тайно пробирается в Москву. Марина вместе с детьми терпит огромные лишения, от истощения умирает Ирина. Цветаева в отчаянии, она не видит никакого выхода, но продолжает много писать: в это время было создано свыше 300 стихотворений, поэма «Царь-девица», шесть романтических пьес, множество записей-эссе. Позднее критики скажут, что это был период небывалого расцвета ее творчества, в котором преобладали трагические мотивы и мотив разлуки. Однако были и другие особенности в ее творчестве: оно было насыщено народными образами, темами и мотивами. В 1921 г. Цветаева через И.Эренбурга получает письмо от Эфрона, который жил в то время в Праге, и решает выехать из России (1922г.).Вначале она едет в Берлин, а оттуда в Прагу, где живет три года, здесь родился сын Георгий (Мур). Много пишет. Главной темой творчества становится философия и психология любви, причем не только любви мужчины и женщины, но и любви ко всему, что есть на свете.! Ноября 1925 г. переезжает в Париж. Живется трудно. Хотя Цветаеву много и охотно печатают, гонорары скромны, денег не хватает. Во Франции вместе с мужем она прожила 13 с половиной лет. Она стала признанным поэтом, но натянутыми были отношения с русскими поэтами и прозаиками, многие из которых ей откровенно завидовали. Особенно напряженными были отношения с Мережковским и Гиппиус. В 1937 г. на родину возвращается Ариадна, затем Эфрон, Цветаева осталась одна с сыном и более полугода ничего не писала. 12 июня 1939 г. Марина Цветаева вернулась в СССР, вся семья воссоединилась и устроилась в подмосковном Болшеве. Но эта последняя радость длилась недолго: в августе 1939 г. арестовали дочь, в октябре – мужа, и она в который раз остается одна с сыном. Вновь начались скитания. Мужа своего Цветаева больше не увидела, говорят, он был расстрелян в 1941г. Началась Великая Отечественная война, Цветаева в это время работала над переводом стихов испанского поэта Ф.Гарсиа Лорки. Теперь работа прервалась Переезд в Татарию, в город Елабуга. Найти работу невозможно. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз. Как рассказывали хозяева дома, где жила Цветаева с сыном, ее подкармливала жен местного милиционера, которой она помогала стирать.

Новые испытания оказались Цветаевой уже не под силу, ее воля к жизни с каждым днем слабела. Последней надеждой была работа в Чистополе, где жили в основном московские эвакуированные писатели. Там открылась столовая, и Цветаеву должны были взять на работу посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она повесилась, оставив три записки – своим знакомым с просьбой не оставлять ее сына, и сыну, в которой были такие слова: «Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Через три года прогиб на войне и сын Цветаевой.

Такая страшная судьба впала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной. Но хоть в одном пророчества Цветаевой оправдались. Двадцатилетней романтической девушкой она написала в одном из своих стихотворений:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед.

2.ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей было присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем становится неизбежным и для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности:

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший сер!...

С этой безмерностью в мире мер?!

Поэт – единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой-

Что ей хоромы-и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что-Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Поэтому такой важной считала Цветаева миссию поэта, дар которого возносит над обыденностью, но одновременно и лишает обычных человеческих радостей.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. В ее творчестве можно найти русские народные поэмы-сказки и интимнейшую психологическую лирику.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ:

-«Гришка-вор тебя ополячил» - стр.24

- «Писала я на аспидной доске…»

(По книге:

Педчак Е.П.Литература: Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.)
Тема Родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера отобразилось в стихах о Москве. В первых стихах – Москва- символ гармонии, минувшего, в более поздних- символ Родины, святыни. С темой Родины связан и мотив странничества как символа неприкаянности, самоотречения, непокоя. Вообще душа всегда была главной темой цветаевского творчества.

Свобода и свободолюбие, а также любовь - вечные и дорогие темы творчества Цветаевой.

3.Итог урока.

Мы лишь немного прикоснулись к творчеству М.Цветаевой.Ее литературное наследие необыкновенно велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УЧЕБНИК, СТР.64-78 (2 ТОМ)

(. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб.для общеобразоват.учреждений.В 2 ч./В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост.Е.П.Пронина; Под ред.В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2001.)


ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ: «БЕССОННИЦА», «ПОДРУГА», «УЧЕНИК», «ДЕРЕВЬЯ», «МОЛОДОСТЬ», «ЧАС ДУШИ», «СТОЛ».

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ПОНЯТИЙ «РОМАНТИЗМ» И «РОМАНТИЧЕСКИЙ».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога - мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима - в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань - война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М. Цветаева, 1913

ХОД УРОКА

I. Введение. Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт - защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы - и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что - Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно - слитых:
Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб - крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина - всякая, поэтому ей “дело - измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

III. Вехи жизни.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью...” (индивидуальное задание).

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

б ) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание )

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги - “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание )

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках - воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Чье творчество напоминают эти мотивы?

(А. Н. Некрасова.)

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок - символический образ Поэзии.

Слушаем “Стихи к Блоку”.

Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой - славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин - тога, Пушкин - схима,
Пушкин - мера, Пушкин - грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин - имя
Благодарное - как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город - Москву.)

Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить - знать, любить - мочь, любить - платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще - разрыв. Невероятная откровенность, открытость - неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед...
Целую вас - через сотни
Разъединяющих лет.

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной...”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям - поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем -
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали - поем,
Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу -
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край - всем краям наоборот!
Куда назад идти - вперед
Идти, - особенно - тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее - Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - в ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  1. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  2. Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои - дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  3. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

V. Заключительное слово.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

Моим стихам
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.

Марина Ивановна Цветаева (1892 -1941) Марина Ивановна Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Её наследие велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философскокритическая проза. 2/1/2018 2

Могучая сила духа Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком. Одним близка ее ранняя лирика, другим - лирические поэмы; кто-то предпочитает поэмы - сказки с их могучим фольклорным разливом; некоторые являются поклонниками трагедий на античные сюжеты. Однако всё ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа. 2/1/2018 3

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 2/1/2018 4

2/1/2018 Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно 5 грозившей

Отец поэтессы Иван Владимирович Цветаев Профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. 2/1/2018 6

Мать поэтессы Мария Александровна Мейн Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, страстно любила стихи и сама их писала. "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом". Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца. 2/1/2018 7

Родные места Марины Цветаевой Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе (Калужская обл.) (до 10 лет). Родным местам поэтесса посвятила много своих стихов Дом М. Цветаевой. Борисоглебский пер. , Москва. 2/1/2018 9

Дом в Тарусе Высыхали в небе изумрудно Капли звезд и пели петухи. Это было в доме старом, доме чудном… Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, Превратившийся теперь в стихи. Дом в Тарусе 2/1/2018 10

Юные годы Цветаевой за границей Из-за болезни матери Марина Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина (14 лет)с сестрой Анастасией остались на попечении отца. 2/1/2018 Лозанна (Швейцария) Германия 11

Первый сборник стихов «Вечерний альбом» (1910 год) Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, понемецки), печататься – с шестнадцати. В 1910 году (18 лет) тайком от семьи выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. "Вечерний альбом" - это скрытое посвящение. Она много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям. 2/1/2018 12

Я жажду сразу всех дорог!. . . Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием, непосредственностью. С детства Марина Цветаева мечтала о яркой, наполненной жизни. Она признается в «Молитве» (1909): Я жажду сразу - всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой. . . 2/1/2018 13

Второй сборник стихов «Волшебный фонарь» (1912 год) Милый читатель! Смеясь, как ребенок, Весело встреть мой волшебный фонарь. Искренний смех твой, да будет он звонок И безотчетен, как встарь. Все промелькнут в продолжение мига: Рыцарь, и паж, и волшебник, и царь… Прочь размышленья! Ведь женская книга Только волшебный фонарь! Ранние сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» заявили о Цветаевой, как о самом ярком романтике, устремленном в будущее, жаждущем нового и светлого в мире, который не принимает мира быта, серости и сырости. И эта ее главная черта будет ее особенностью на протяжении всего творчества. 2/1/2018 14

Семейная жизнь Марины Цветаевой В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 - вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Аля 2/1/2018 Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности – жена, не на бумаге!– Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз. Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно – бесполезны!Под крыльями раскинутых бровей. Две бездны. В его лице я рыцарству верна, всем вам, кто жил и умирал без страху!Такие в роковые имена – Слагают стансы и идут на плаху. 15

Любовная лирика Цветаевой Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой» , всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв, она не бывает счастливой: Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времён: «Мой милый, что тебе я сделала? » В то же время любовь может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, стихийна, безоглядна. Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» , получившее широкую известность благодаря фильму Ирония судьбы, или С лёгким паром! в исполнении Аллы Пугачёвой, Цветаева посвятила Маврикию Александровичу Минцу, мужу своей сестры Анастасии. 2/1/2018 16

Любовная лирика Цветаевой Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк. Как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь написаны они в 1915 году Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами… …Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня - не зная сами! Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, За то, что Вы больны - увы! - не мной, За то, что я больна - увы! - не Вами. Главная героиня х/ф «Ирония судьбы или С лёгким паром» Барбара Брыльска 2/1/2018 3 мая 1915 17

Октябрьская революция 1917 года В 1914 году произошла Первая Мировая война. А в 1917 году Октябрьская революция в России, которую Цветаева не приняла и не поняла, представила ее лишь как восстание «сатанинских сил» . 2/1/2018 18

Гражданская война (1818 -1820) Годы Гражданской войны (19181920) оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан» . Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем Новгороде, Корнилов, белогвардейцы – вот образы этого сборника. Революция и Гражданская война с болью прошли сквозь сердце Цветаевой. Пришло понимание, как прозрение: больно всем – и белым, и красным: 2/1/2018 Белым был – красным стал: кровь обагрила. Красным был – белым стал: смерть победила. 19

Трагические моменты в жизни Цветаевой Привычная и понятная жизнь была разрушена, и Цветаева осталась одна, с двумя маленькими дочерьми и должна была выживать. Но самое страшное – смерть от голода двухлетней дочери Ирины – тоже отразилось в стихах. Это исповедь матери, которая не смогла спасти двух дочерей и спасла одну! 2/1/2018 Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Две руки ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. А в 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни -беспощадность. Никому ни до кого нет дела» . 20

Марина Цветаева в эмиграции (1922 -1939) Марина Цветаева, не сумевшая ужиться Тоска по Родине! Давно в послереволюционной действительности, в 1922 году с дочерью Разоблаченная морока! Ариадной была вынуждена Мне совершенно все равно эмигрировать за границу, к мужу Сергею Где совершенно одинокой Эфрону, который, пережив разгром Быть, по каким камням Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского домой университета. Цветаева с дочерью жила Брести с кошелкою в Берлине, затем в Чехии. базарной… В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Однако все долгие годы эмиграции (17 лет) Цветаева носила в своей душе дорогой образ родной страны, надеясь на возвращение. 2/1/2018 – 21

Любимая Москва Цветаевой М. Цветаева страстно любила свою Москву и посвятила ей много своих стихов: Царю Петру, и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. Пока они гремят из синевы – Неоспоримо первенство Москвы. И целых сороков церквей Смеются над гордынею царей! 2/1/2018 22

Возвращение в СССР (1939 -1941) В 1939 году Цветаева вернулась в В августе Цветаева с сыном СССР вслед за мужем и дочерью. По уехала на пароходе в городок приезде жила на даче НКВД в Елабугу на Каме. Но ни там, ни в Болшево (ныне Музей-квартира М. Чистополе, где жили семьи И. Цветаевой в Болшево). 27 августа писателей, для неё не было была арестована дочь Ариадна, 10 работы, даже самой чёрной, - ни октября - Эфрон. Для Цветаевой домработницей, ни судомойкой. наступила тяжелая пора: неизвестность о близких, стоянье с передачами в тюремных очередях, болезни Мура (сына, Георгия), скитания по чужим углам Москвы. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Настала Великая Отечественная война. 2/1/2018 23

Мысли о самоубийстве Марина Ивановна приходит к мысли, что Мур с ней пропадёт - не прокормить; уже не раз она задумывается о самоубийстве - «год примеряет смерть» , считая, что осиротевшему сыну люди помогут. «Смерть страшна только телу. Душа её не мыслит. Поэтому, в самоубийстве, тело - единственный герой» , - рассуждает Цветаева. - «Героизм души - жить, героизм тела - умереть» . 2/1/2018 24

Последние годы жизни Цветаевой 31 августа 1941 года, в отсутствие сына и хозяев, она повесилась, оставив записку сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик» . Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой. Но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Стихи и проза живут в нашем сознании как замечательное явление поэтического духа Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением. 2/1/2018 25

Могила Цветаевой Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» . 2/1/2018 26

Прощение Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой? » - патриарх ответил: «Любовь народная» Отпевание состоялось в день пятидесятилетия кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот 2/1/2018 27

Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон (1912 -1975) "Мой тайный советник – дочь» Марина Цветаева Ариадна Сергеевна Эфрон- переводчица прозы и поэзии, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса (оригинальные стихи, кроме написанных в детстве, при жизни не печатались). Была арестована (за шпионаж) в 1939 году и осуждена на 15 лет. Реабилитирована в 1955 году. По возвращении в Москву была хранительницей архива матери, оставила воспоминания в журналах и занималась переводами. Писала оригинальные стихи, опубликованные только в 1990 -е годы. Детей у Ариадны Эфрон и её брата Георгия не было, поэтому прямых потомков М. Цветаевой нет. Эфрон Сергей Яковлевич, отец Ариадны, был расстрелян в августе 1941 года. Брат Георгий (Мур) погиб от ранений в Великой Отечественной войне. 2/1/2018 28

Душевные романсы «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет» Марина Цветаева. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. 2/1/2018 29

Трагедия мироощущения человека, живущего, по словам О. Мандельштама, в «огромное жестоковыйное столетие» Бунтарь по натуре, сильная личность, Цветаева трудно сходилась с людьми. Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. 2/1/2018 . . . О, черная гора, Затмившая весь свет! Пора-пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь - быть. В бедламе нелюдей Отказываюсь - жить. С волками площадей Отказываюсь - выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть Вниз - по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один - отказ 30

Поэты-современники Марины Цветаевой … Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую в дали Настанет день - когда и я исчезну С поверхности земли Застынет все, что пело и боролось Сияло и рвалось И зелень глаз моих И нежный голос И золото волос … Н. Гумилёв М. Волошин М. Цветаева 2/1/2018 В. Маяковский 31

Поэты-современники Марины Цветаевой А. Блок К. Бальмонт 2/1/2018 Б. Пастернак В. Брюсов А. Ахматова О. Мандельштам 32

Александр Блок и Марина Цветаева Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу» , а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. 2/1/2018 Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно – единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… «Стихи к Блоку» 33

Анна Ахматова и Марина Цветаева В утренний сонный час, Кажется, в четверть пятого, Я полюбила Вас, Анна Ахматова. 2/1/2018 34

Борис Пастернак и Марина Цветаева Марина! Что сделать мне тебе в угоду? Дай как-нибудь об этом весть. В молчаньи твоего ухода Упрек невысказанный есть. Б. Пастернак 2/1/2018 35

Какой была Марина? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда. Привычные к степям глаза, Привычные к слезам глаза Зеленые – солёные – Крестьянские глаза. « Глаза» Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи? » 2/1/2018 38

Поэтический дар Цветаевой М. Цветаева хорошо знала себе цену как поэту, она догадывалась о своем таланте. Творческое кредо М. Цветаевой: «Единственный справочник: собственный слух и, если уж очень нужно (?) - теория словесности Саводника: драма, трагедия, поэма, сатира» . «Единственный учитель: собственный труд» . «И единственный судья: будущее» . 2/1/2018 Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Коктебель, 13 мая 1913 39

Отличительные черты поэзии Цветаевой Лиричность и музыкальность стиха; Прозрачность мысли и чувства; Пафос жизни и любви; Самоотречение, благородство чувств; Тонкий психологизм; Умиротворенность, спокойствие; Резкая экспрессия стихотворной речи Молниеносные темпы. Легкая игра со словом. Затаенная страсть и энергия. Скупость стихотворной речи, её афористичность. Возникновение неукротимого женского характера. 2/1/2018 40

Я с каждой волной - воскресаю! Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… -В купели морской крещена – и в полёте Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое слово, Сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская! 2/1/2018 41