Крещение взрослой девушки. Что нужно для крещения взрослого

Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. Таинством оно называется потому, что через него непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать.

Некоторые спрашивают, не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога? Не лучше. Ведь в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая поможет ему в жизни. Он становится членом Церкви и может поэтому быть участником святых Таинств. В том числе и Таинства Евхаристии - причащаться Святых Христовых Тайн.

У каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители. Тем более крестные должны быть у детей, потому что их крестят по вере родителей и восприемников.

Крестные родители (православные, крещеные) не должны быть мужем и женой или молодыми людьми, желающими пожениться между собой. Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум, два восприемника.

В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных , т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне способен самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он в полной мере отдает отчет своим действиям, чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но в случае крайней нужды можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения и не могут быть крестными до окончания этих дней. Кроме того, женщины приходят на крещение без косметики и украшений, в платочках и желательно не в брюках. Все пришедшие на крещение православные должны быть с крестиками.

Перед крещением проводятся подготовительные (огласительные) беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается.

К началу таинства надо приходить вовремя .

В нашем храме таинство Крещения совершается в субботу и в воскресение в 11.00, запись в иконной лавке в 10.30.

Взрослому крещаемому необходимо иметь с собой паспорт, а для крещения ребенка свидетельство о крещении

Еще для крещения ребенка вам понадобятся:

Крестик с белой тесьмой,

Крестильная белая рубашка, в которую во время крещения будет облачен ребенок,

Полотенце или пеленка,

Запасная одежда для младенцев.

Детям с трех лет желательно не пить и не принимать пищу.

Для крещения взрослого человека вам понадобятся:

Крестик с белой тесьмой или цепочкой

Для мужчин – белая рубашка, для женщин белая сорочка. Во время крещения крещаемый облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Полотенце и простынь,

Запасное нижнее белье,

Тапочки.

Взрослым крещаемым накануне Крещения после 12 часов ночи не пить и не принимать пищу, если есть возможность, соблюдать пост перед крещением в течение 2-3 дней. В сам день Крещения с утра не есть, не пить и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения.

В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Знайте, что эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и благоговением.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв - «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент - троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство - Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея - о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу.

После крещения младенца следует причастить.

И дай нам Бог идти путем нашей христианской жизни достойно.
Но и не забывать, что крещение – только начало.
Мы знаем, что рождение ребенка – лишь начало его жизни. Он может «состояться» как личность, а может прогулять и протратить жизнь бесполезно.
Вот так и крещение. Оно открывает новые горизонты, зовет к новой жизни, но эту новую жизнь надо прожить. Надо «осуществить» себя, надо духовно состояться.
Бог вам в помощь!

Современные люди все чаще задумываются о своей душе, поэтому многие решают пройти обряд крещения в церкви. Но перед тем как решиться на подобный шаг, следует тщательно все взвесить. Если желание креститься вызвано лишь стремлением отдать дань моде, то его лучше отложить. Ведь вхождение в церковную общину накладывает на человека определенные обязательства. При сознательном стремлении жить по-христиански требуется некоторая подготовка, выполнение нескольких условий.

Крещение - одна из самых древних церковных традиций, о которой написано в Библии. Сам Иисус Христос тоже крестился, поэтому каждый верующий должен следовать Его примеру. Обязательный атрибут таинства - это вода, куда троекратно погружается верующий. Это действие сопровождается обращением к лицам Святой Троицы - Отцу, Сыну и Святому Духу. Оно символизирует духовное рождение в вечную жизнь и смерть человека для греха. В таинстве происходит избавление от первородного греха, который унаследован от первых людей (Адама и Евы). Проводится крещение один раз в жизни.

Таинство предваряется обязательной беседой со служителем церкви, попросту - с батюшкой. Встретиться с ним можно после окончания любого богослужения, надо просто подойти и сказать о своем желании пройти обряд.

В некоторых храмах проходят индивидуальные собеседования, в других они общие. Как правило, требуется трижды прийти на беседы. Во время них священник рассказывает о церковной жизни, о том, какие изменения верующий должен будет внести в свое поведение, как проходит крещение взрослого человека.

В прежние времена существовал институт оглашенных. Будущих христиан готовили ко вступлению в христианскую общину постепенно. Подготовительный период продолжался от 40 дней до нескольких лет. Люди изучали Священное Писание, учились молиться. Церковная община должна была убедиться в том, что претендент имеет твердое желание жить по-христиански.

Подготовка к ритуалу

Крещение совершается на протяжении всего богослужебного года. Неважно, сколько человеку лет, совершить обряд можно в любом возрасте, в любой день, на это не существует никаких ограничений. Ведь судьба у каждого своя - некоторые принимают столь важное решение, когда находятся в больнице или под влиянием других обстоятельств, заставляющих задуматься о вечности.

Можно договориться о том, чтобы обряд провели индивидуально, но обычно это делается для группы, которая посещала огласительные беседы. День выбирается настоятелем храма произвольно. Как правило, это суббота, чтобы новые члены церкви смогли на другое утро полноценно участвовать в Божественной литургии, приступить к причастию.

В каждом храме может быть собственное расписание, с ним обычно можно ознакомиться при входе в здание.

Лучше заранее узнать, как проходит обряд крещения взрослого человека, чтобы принимать в нем участие осознанно. Об этом обычно батюшка рассказывает на предварительных беседах, поясняя смысл каждого действия. В России все богослужения и требы проводятся на церковнославянском языке. Нелишним будет приобрети словарик, чтобы понимать хотя бы самые распространенные выражения во время богослужений. Ведь креститься для того, чтобы просто «выстаивать» службу, - довольно бессмысленное занятие. Необходим будет и крестильный набор, в него обычно входят:

Можно приобрести эти предметы по отдельности, главное - ничего не забыть. Нужна также духовная подготовка - желательно знать 10 заповедей, надо выучить наизусть пару молитв (Символ веры, «Отче наш»), они будут вслух произноситься во время крещения.

Как совершается таинство

Обряд крещения у православных традиционно совершается под сводами храма. Во многих церквях нет специально построенных купелей для полного погружения тела в воду. Тогда используют большую чашу, над которой люди склоняют голову. Переживать из-за этого не стоит - главное, чтобы были прочитаны все необходимые молитвы, тогда таинство считается действительным.

С детьми, проходит без кумы и кума. Крестные родители не нужны в осознанном возрасте. К младенцам они приставляются, чтобы дать за них клятвы Богу. После обещаний Всевышнему, кумовья обязаны воспитать ребенка в соответствии с христианской верой.

Крещение взрослого человека – его единоличное, обдуманное решение. Таковым оно считается после 14-летнего возраста. К этому времени у большинства есть проступки, грехи. Обряд «смывает» их с души. Но, одного лишь желания очиститься мало для свершения таинства.

Требования к человеку, крестящемуся во взрослом возрасте

Обряд крещения для взрослого человека невозможен без его твердой веры в Иисуса. Формально таинство можно провести. Но силы, утверждают священники, оно иметь не будет. Батюшки сетуют, что в современном мире некоторые заказывают обряд, лишь как дань традиции. Другие стремятся избавиться от грехов, обеспечить себе через благодать Божию успех в делах, личной жизни.

Такая мотивация, замечают теологи, противоречит сути крещения. Оно есть отказ от Дьявола и обращения к Христу. При этом, человек перестает жить для себя, начиная путь для Господа и других людей. Желания же финансового, личного благополучия – эгоистические порывы, основанные на удовлетворении своего «я».

Лишь вера способна настроить человека на служение Богу и обществу. Лишь верующих ждут в церквях для совершения . Перед ним желательно изучить Евангелие и Библию. Вот что нужно для крещения взрослого . Предварительное осведомление, проникновение религией называют оглашением.

Этот обряд до сих пор обязателен в католических церквях. Пожалуй, поэтому в американских фильмах, передачах так много говорят о Боге простые люди, приводят цитаты из Святого Писания. В США попросту не допускают к крещению, если человек не изучил слово Божие.

Предшествует обряду и исповедь. Эта традиция сильна и в православии, одобряющем крещение взрослого . Правила таинства с детьми требует покаяния от кума и кумы. Выросшие граждане приходят исповедаться сами. Они готовятся к символической смерти, перед которой нужно очиститься.

Миг гибели наступает во время окунания. Воскрешение – выход из купели. В это время, говорят священники, человек умирает для плотской жизни и рождается для духовной. Не зря, после окунаний и молитв дают новое имя, как любому новорожденному.

Вопрос «как проходит крещение взрослого » касается ее одного момента подготовки к обряду. Перед таинством постятся хотя бы три дня. Ограничивают себя не только в пище, но и плотских утехах. При этом, заучивают две молитвы: — «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Их понадобится произнести во время крещения взрослого.

Видео обряда в сети не длятся меньше 40-ка минут. Это указывает на неспешность и множественные нюансы таинства. Поэтому, кроме подготовки духовной, требуется еще выделить достаточно времени. Работающие граждане, обычно, назначают таинство на выходной день.

Особенности крещения взрослых мужчин и женщин

Крещение взрослой женщины всегда происходит в платке. Им покрывают голову, как знак смирения перед Богом и мужчинами. Традиция связана с первородным грехом Евы, ослушавшейся Господа и не посоветовавшейся с Адамом. С тех пор женщины должны рожать в муках и не могут появляться в храмах без головных уборов. Не нарушается правило даже во время .

В одних церквях женщины погружаются вводу обнаженными. В этом случае близ купели ставится ширма. В других храмах загородки нет. Окунаются в длинных сорочках. Цвет одеяний и всей атрибутики для представителей обоих полов един – белый. Он выступает символом чистоты и непорочности, прихода к Господу и вере. Мужчины вместо сорочек пользуются рубашками.

Но, это не все необходимое на крещение взрослого человека . Что нужно взять еще? Конечно, распятие и цепочку, или веревочку. Понадобится большое полотенце. Его тоже выбирают светлых тонов. Нужны и тапочки. Подойдут сланцы. Их удобно снимать. В крещение входит миропомазание, требующее босых ступней.

Есть еще один нюанс крещения взрослых. Как проходит по церкви мужчина, решивший пройти таинство? Он заходит в зону алтаря. Туда подпускают после троекратного окунания. Женщины ни к иконостасу, ни к алтарю не подходят. Это так же связано с карой, которую слабый пол несет за первородный грех Евы.

Алтарь в храме – прообраз Рая, а в него женщинам вход закрыт. Это не значит, что очистившаяся душа не сможет стать частью Царства Небесного. Христианский Рай не делит души пополам. Пока же живо тело, плоть женщины, она избегает алтаря.

Сколько стоит крещение взрослого?

За обряд не взимается плата, но приветствуются добровольные пожертвования. Их помещают в свечные ящики для сбора средств на нужды церкви. Каждый дает по силам. Можно положить и копейки, и многие тысячи. Однако, в некоторых храмах размер пожертвования фиксированный. Нюансы оплаты узнают в свечных лавках, или у батюшек.

К платным относится и услуга фотосъемки крещения взрослого человека. Видео так же разрешают делать при условии пожертвования. На сайтах некоторых церквей фигурируют цифры: 4 000, 1 000, 2 500 рублей. Но, в 80% храмов размер взноса определяется лишь прихожанином.

Согласно Библии торговля в домах Божиих запрещена. Однако, ради выживания приходов, многие служители Христа поступились этим правилом. Кто-то скажет, что, порой, людьми движет алчность.

Но, обвинения без фактов – лишь домыслы. К фактам же можно отнести то, что на пожертвования отстраивают новые церкви, ставят оградительные , помогают неимущим.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение – но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных – в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение – это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: “Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…”? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства “Христианская жизнь”, главный редактор газеты “Клин Православный” и телепрограммы “Дорога к храму”:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Обряд крещения – таинство, дарующее Небесную защиту крошечному созданию. Событие является вторым рождением человека, на которого в этот день нисходит Божья благодать. Обряд крещения ребенка – невероятно красивая, чистая и светлая церемония, к которой принято готовиться крайне тщательно и ответственно, дабы не навредить дитю.

Многие родители задаются вопросом, как проходит обряд крещения , что нужно сделать, дабы малыш получил мощную защиту Всевышнего, Пресвятой Богородицы и Божьих угодников. Ведь жизнь каждого человека настолько терниста и ухабиста, что без помощи Небесных Сил невозможно существовать в грешном мире. Поэтому чтобы церемония прошла «без сучка, без задоринки» и ребенок ощутил Божий поцелуй, необходимо ознакомиться с правилами обряда.

Прародители свято чтили традиции, поэтому крестили новорожденных на 7 день, сегодня обряд проводят в любом возрасте, но чем раньше это произойдет, тем лучше для младенца.

Правила крещения

Таинство крещения требует выполнения некоторых правил.

  1. В первую очередь, следует выбрать крестных родителей. Их задача – вести ребенка по жизни, отвечая за духовное воспитание. Выбрать нужно верующих, ответственных, честных людей, соблюдающих каноны и знающие православные молитвы.
  2. Крестный отец занимается организацией крестин.
  3. Мать покупает для младенца белую рубашку и полотенце, а также чепец или косынку, если крестят девочку. Крыжма – обязательный атрибут крещения, символизирующий чистоту и безгреховность. Когда ребенок болеет, крыжма служит незаменимым помощником, исцеляя дите.
  4. Крестные родители покупают нательный крестик. А также икону с ликом святого Божьего угодника, чье имя носит малыш. Не стоит приобретать золотой крестик, считается, что металл греховный. Серебряное или металлическое распятие – лучшее решение.
  5. После посещения церкви дома устраивается праздничный обед, организационными и финансовыми вопросами занимается крестный отец.

Кто не может быть крестными родителями

Согласно правилам великого таинства, крестными родителями не могут быть люди:

  • Не верующие в Господа;
  • Послушники монастыря;
  • С психологическими расстройствами;
  • С наркотической и алкогольной зависимостью;
  • С беспорядочной половой жизнью;
  • Подростки;
  • Кровные родители;
  • Лица, состоящие в интимных отношениях.

Распространенная ошибка супругов – выбор крестных родителей, ориентируясь на благоустроенность.
«Чем богаче, тем лучше» считает половина родителей, ведь ребенка будут одаривать роскошными подарками. Не берите грех на душу, отдайте предпочтение людям, которым доверяете, знаете и уважаете. Ведь в случае гибели кровных родителей, крестные обязаны взять дите к себе на воспитание. Делая выбор, спросите себя, хотели бы оставить ребенка на попечение именно этим людям и не отправят ли они малыша в приют?

Особенности обряда

Присутствуя при крещении младенца, душу наполняет животворящий свет, исцеляя, кристально чистые слезы счастья струятся по щекам, а в сердце звучит божественная музыка. Невероятно мощный обряд имеет некие особенности.

  1. Крестить малышей, позволено в любой день.
  2. Крестные мать и отец должны забрать малыша и отнести в церковь, после чего приходят кровные родители. Садиться крестным в доме супругов запрещается. Мать по дороге в церковь должна разжевать чеснок и дунуть в лицо ребенку. Считается, что она защищает дите от порчи и сглаза.
  3. В храме разрешается присутствовать близким друзьям и родственникам, всех остальных приглашают на праздничную трапезу.
  4. При необходимости обряд допускается проводить в роддоме или в жилище супругов.
  5. Родители на церемонии не присутствуют.
  6. Если обряд происходит в сорокадневный срок после рождения, кровной матери не разрешается заходить в храм, так как считается, что она еще не очистилась после родов.
  7. В церкви за ребенка отвечают крестные родители, выполняя все указания батюшки. После чего священник трижды окунает ребенка в купель.
  8. С помощью мягкой кисточки священнослужитель крестообразно мажет церковным маслом ушки, лобик, носик, глазки, ручки, ножки, животик ребенка.
  9. Из рук батюшки отец принимает мальчика, а крестная мать – девочку.
  10. Ребенка пеленают в крыжму, после чего священник надевает нательный крестик, а затем родители облачают младенца в белую рубаху – символ святости и чистоты.
  11. Совершив миропомазание, священнослужитель состригает прядь волос – символ жертвенности Всевышнему.
  12. Трижды маленькое чудо носят вокруг купели, после чего мальчика заносят в алтарь, а с девочкой преклоняют колени пред образом Пресвятой Девы Марии.
  13. Хороший знак, если младенец спокоен или спит.
  14. На крещение ребенку приносят подарки.

В православии великое таинство в среднем длится 30-40 минут.

Оплата обряда

Перед крещением родители задаются вопросом, сколько стоит обряд крещения. В Библии написано, что Иисус Христос, зайдя в храм, располагающийся в Иерусалиме, выгнал оттуда торговцев, так как в церкви люди молятся, а не превращают его в «вертеп разбойников». Поэтому на вопрос «Сколько стоит таинство» ответ прост: «Нисколько».

Некоторые священнослужители не употребляют слово «Плата» в доме Господа, а скромно называют «Пожертвование». Где-то оно фиксированное, а где-то нет.

Сколько жертвовать – личное дело каждого, но в любом случае копеечку положить нужно.

Отличие и сходство в обряде для мальчиков и девочек

Обряд крещения мальчиков и девочек во многом схож. Но существуют и отличия:

  • малышке требуется головной убор, а мальчику он не нужен;
  • возносят в алтарь мальчика, девочку – нет;
  • к алтарю мальчика несет отец, крестная мать преклоняет колени перед ликом Богородицы на руках с девочкой.

Обряд крещения взрослого человека

Обряд можно провести в абсолютно любом возрасте. Если нужно креститься взрослому человеку, следует придерживаться правил:

  • После полуночи не разрешается употреблять пищу и пить;
  • Желательно 2-3 дня соблюдать пост;
  • Ночью перед событием нельзя предаваться плотским утехам;
  • Накануне следует читать Евангелие или Закон Божий;
  • Следует отказаться от суеты, просмотра телевизора, веселий и гуляний;
  • Нужно приобрести белую рубашку, крестик, тапочки, полотенце.

Для обряда крещения взрослого человека крестные не требуются.

Соблюдая все традиции и правила, имеющие многовековую историю, ребенок вырастит здоровым, крепким и счастливым.