Конспект НОД по грамоте. Слог

Каракаш Надежда
Конспект урока по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Ударение»

Конспект урока по обучению грамоте .

Тема : Деление слов на слоги . Ударение .

Цель урока :

Научить учащихся делить слова на слоги ;

Формировать навык правильно ставить в словах ударение ;

Развивать связную речь, память;

Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности

Оборудование : Азбука : Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях. / [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А Виноградская, М. В. Бойкина] – М.: ОАО «Моск. учеб.» , 2011. – 127 стр.

Этап урока Содержание деятельности учителя и учащихся

Примечание

1. Организационный момент.

(1 мин) Здравствуйте, дети. Садитесь. Оставьте, пожалуйста, на своих партах учебник и пенал.

2. Мотивация к деятельности

(2 мин)

Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Приведите примеры слов .

Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Чем мы займемся сегодня на уроке ? (Мы будем делить слова на части .)

Эти части называются слоги .

Отвечают на вопросы.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово , а затем делит ее на части.

3. Изучение нового материала

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.

Кто изображен на рисунке? (Лиса.) Скажем хором слово лиса .

Послушайте, как я произношу это слово : ли-са. Произнесите так же.

Сколько частей в этом слове вы услышали ? (Две.)

Я покажу, что в этом слове две части .

Вы видите, что в этом слове две части . Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям .

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

Кто здесь изображен? (Белка.)

Скажите это слово хором . Как мы это сказали – сразу или нет?

Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза : бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части . Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

Части, на которые делятся слова при их произнесении , называются слогами . Скажите хором слово слоги .

К рисунку с изображением белки чертится на доске схема :

Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов , состоящих из двух слогов .)

Откройте учебник на стр. 10.

Составьте рассказы по сюжетному рисунку.

Куда приехали дети?

Что они там делают?

Кто с ними был?

Кто их встретил? Как?

Составьте предложения по схемам :

Составьте предложение из трех слов о мальчике . (Мальчик несет машину.)

О девочке. (Девочка несет куклу.)

О папе. (Папа открыл багажник.)

Сколько слов в этом предложении ? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

Посмотрите на рисунок. К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.

Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Дима; с этим словом проводится работа .

Скажите это слово хором сразу . Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает , с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог . (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)

Какой же это слог ? (Первый : Ди.)

Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный .

Посмотрите на схему этого слова :

Сколько в ней выделено частей ? (Две.)

Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)

Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)

Значит, на первую часть падает ударение , черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог .

Отвечают на вопросы.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово , и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

Учитель (показывает рисунок мальчика) .

4. Физ. минутка

(2 мин) Буратино Один ученик у доски, остальные выполняют упражнения на своих местах

5. закрепление нового материала

(15 мин) Сколько слогов в словах :

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

Посчитайте, сколько слогов в вашем имени .

На стр. 11 посмотрите вниз страницы. Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?

На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)

Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)

Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов , ставят ударение .

При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову , чтобы нейтрализовать неверное звучание слова , например :

Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге . (Лса.)

Так говорят? (Нет.)

Как сказать правильно? (Лис.)

В слове бывает только одно ударение независимо от того , сколько в нем слогов ; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах ; если ударение поставить неверно , то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.

Посмотрите на 11.

Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)

Назовите эти предметы одним словом . (Посуда.)

Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.

Назовите слова , состоящие из трех слогов .

Какой слог ударный ?

Назовите слова , состоящие из двух слогов .

Какой слог ударный ?

Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов , первый слог ударный .)

Чем отличается слово стакан от этих слов ? (Местом ударения .)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов , ставят ударение .

(2 мин) Что нового узнали?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок .

Отвечают на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте Задачи: закреплять умение вслушиваться в звучание слова;интонационно выделять первый звук в слове; закреплять умение делить слова на слоги,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотеи». Цель: закрепить знания по подготовке.

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [ф]-[ф’], буква Ф» Конспект урока обучения грамоте. Тема: Звуки [ф - ф’], буква Ф. Цели: создать условия для: - ознакомления со звуками [ф"],[ф"] и их обозначением.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Мирошникова Т.П.

Учитель начальных классов МБОУСОШ №25

Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находить ударный слог , помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.

Оборудование: иллюстрации к словам, плакаты с правилами.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: умеют делить слова на слоги и находить ударный слог; правильно записывать предложение и выделять основу.

Познавательные: усвоение обозначения ударения в слове.

Регулятивные: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге.

Личностные: расширяют познавательные интересы, работают по заявленному заданию самостоятельно.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Передайте с помощью улыбок хорошее настроение друг другу.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема урока - «Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог».

III. Изучение нового материала.

1. Минутка чистописания.

Учитель. Будьте наблюдательными и внимательными. Я назову слова. Скажите, что у них общего?

Кофта, фиалка, асфальт, телефон.

Учащиеся. Это неживые предметы.

Назовите еще один признак сходства данных слов.

Учащиеся. В их написании есть буква Ф.

Учитель. Правильно. Вспомним как она пишется. Фф/ Фи/ Фу/ Фе/ Фр/ Фл

(Показ образца написания букв и соединений на доске, комментируя выполнение правильного соединения. Учащиеся записывают в тетрадь буквы и соединения.)

Запишите слова с буквой Ф в начале слова (из словаря). (Фамилия, февраль).

Что стоит над словами? (Ударение ).

А как вы думаете, зачем оно нужно? Дети высказывают свое мнение.

2. Работа с иллюстрациями.

Учитель демонстрирует иллюстрации, на которых изображены замок; замок.

Учитель. Что мы видим на рисунке?

Учащиеся. Замок.

Учитель. Для чего он нужен?

Учащиеся. Закрывать двери.

Учитель. А как называется эта постройка?

Ученики. Дворец, замок.

Учитель. Сравните слова. Что в них общего, в чем различие? (Ответы учащихся).

Разделите слова на слоги, запишите. Выделите ударные слоги. Учащиеся выполняют задание.

Сколько в слове ударных слогов?

Один.

Почему? Ответы учащихся.

3. Работа с правилом.

Учитель. Прочтите правило. Что вы из него узнали? (Слоги бывают ударными и безударными).

Учащиеся под руководством учителя заучивают стихотворение.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдём,

Громче всех произнесем!

4. Работа с предложениями.

Учитель предлагает учащимся прочитать предложения.

Учитель. Назовите выделенные слова. Сравните их.

(Косит- косит; ирис- ирис. В парах слов ударение в первом слове падает на первый слог, а во втором слове - на второй слог. От

этого зависит смысл слова. Косит траву. Косит глазом; ирис расцветает, ирис сладкий).

Как вы понимаете выражение «Зайчик косит»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Руки в стороны мы разведем

И покажем, как плывем.

Лодка по морю плывет,

Покажи, кто как гребет.

Отдохнули? Не устали?

Подышали, ровно встали.

Что ж, продолжим наш урок,

Всё должны успеть мы в срок.

5. Работа с правилом.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

ОШИБКА В УДАРЕНИИ ГРАНИЧИТ С ПРЕСТУПЛЕНИЕМ. ПУСКАЙ ЗАПОМНИТ ЭТО МЛАД И СТАР. НИ МОЛОДЫМ, НИ СТАРЫМ НЕЛЬЗЯ ОДНИМ УДАРОМ НЕ ТО, ЧТО НУЖНО, СТАВИТЬ ПОД УДАР.

Учащиеся читают.

Прочитайте второе правило.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

ВОЗИЛ НЕ ШОФЕР, А ШОФЁР, НЕ ФАРФОР, А ФАРФОР, БЫЛ ОГЛАШЁН НЕ ПРИГОВОР _ СУДЕБНЫЙ ПРИГОВОР, СТРОГАЛ НЕ СТОЛЯР, А СТОЛЯР, НО ДОСКУ _ НЕ ДОСКУ. И СЛУШАЛ В ОДИНОЧЕСТВЕ НЕ «ТОСКУ», А ТОСКУ.

Учащиеся читают.

Какой вывод можно сделать?

(ОТ МЕСТА УДАРЕНИЯ ЗАВИСИТ СМЫСЛ СЛОВА).

IY. Закрепление изученного материала

1.Работа с иллюстрацией.

Демонстрация иллюстрации с изображением заходящего солнца.

Учитель. Что изображено? Учитель отвечают.

Как вы понимаете выражение «Солнце село». (Наступает вечер).

Поменяйте ударный слог в слове . Что получилось? (Село).

Составьте и запишите с этим словом предложение, выделите основу.

1.Фонетические головоломки.

А сейчас вас ждет очень интересное задание. Отгадайте загадку.

Я травянистое растение.

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение.

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис).

Дополните слово.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они,

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это...(окуни).

Разделите слово на слоги, укажите количество букв, звуков, гласные и согласные звуки. (О-ку-ни - 3 слога, 5 букв, 3 гласных звука, 2 согласных звука.)

Y. Итог урока. Итоговая рефлексия.

Что нового вы для себя открыли на уроке?

Что особенно понравилось, запомнилось?

Оценка ответов.

Домашнее задание: выучить правило, составить предложения со словами: замок. Замок.

Урок русского языка в 1 В классе.

Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык». Москва. Просвещение, 2013.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Тема: Деление слов на слоги.

Цель: совершенствовать умения выделять слоги в слове разными способами.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

1) формировать и закреплять знания учащихся о переносе слов;

2) анализировать слоговые модели слов, соотносить с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели;

3) развивать речевой слух.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

1) общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать;

2) ввести в активный словарь учащихся термин «слог» и слово с трудно-проверяемым написанием - «лисица».

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров.

Коммуникативные:

1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;

3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре;

2) развитие самостоятельности;

3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Ребята, а какое сегодня число? К какому времени года относится месяц апрель (к весне)? Правильно. Сколько весенних месяцев вы знаете? Скажите, а что происходит весной с природой? Молодцы! А у нас в классе тоже есть дерево и тоже без листьев. Весна что- то запоздала, и чтобы она быстрее наступила, давайте поможем нашему деревцу распуститься. За все ваши правильные ответы на уроке,на дереве будут распускаться листочки.(На доске рисунок дерева. В ходе урока, за правильные ответы, на нем будут появляться зелёные листочки из цветной бумаги.)

Вспомните, пожалуйста, какую тему мы проходили на прошлом уроке (деление слов на слоги)? Что же нам необходимо знать чтобы определить количество слогов в слове?(сколько гласных столько и слогов). Сегодня мы продолжим изучать эту тему. Скажите, какую главную цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок? (Мы должны научиться правильно делить слова на слоги). Хорошо, в конце урока мы с вами посмотрим, достигли ли мы этой цели.

2.Актуализация знаний.

А чтобы проверить ваши знания полученные на прошлом уроке поиграем в игру «МОЛЧАНКА» (на доске карточки со словами: ворона, воробей, пенал )

Прочитайте самостоятельно слова. Используя цифровой веер, покажите сколько слогов в данных словах.(работа с каждым словом). Расскажите какими способами вы пользовались когда определяли количество слогов в словах? Давайте ещё раз скажем что же нам необходимо знать чтобы определить сколько слогов в слове?

МОЛОДЦЫ! И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ!

3.Работа по теме урока

А для того чтобы появился еще один листик нам необходимо поработать в рабочих тетрадях.

Ребята, скажите, когда мы пишем, мы какой речью пользуемся?(письменной) А еще какой вид речи есть?

Молодцы! Но чтобы письмо у нас было красивым и правильным нам необходимо провести разминку для пальчиков.

1.Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки.)

Откройте свои рабочие тетради и приготовьтесь к письму. Обратите внимание на правила при письме. Записываем число и классную работу. Ребята а какое первое задание мы выполним в тетради?(минутка чистописания). Правильно. а вот какую мы с вами будем прописывать букву подскажет загадка. Слушаем и отгадываем.

Стер с бумаги ластик наш

Все что сделал карандаш

А чернила не сумел

Превратился в букву…(Л)

2.минутка чистописания.

Ребята а какие буквы Л вы знаете?(заглавная и строчная). Молодцы. А когда мы пишем заглавную букву? Когда пишем строчную букву Л? Сколько нужно элементов, чтобы написать заглавную букву «Л»? Какие это элементы? Сколько нужно элементов, чтобы написать строчную «л»? Какие это элементы? Довайте пропишем заглавную букву Л соблюдая дистанцию между буквами. Теперь пропишем строчную букву л.

Отметьте у себя самую красивую заглавную и строчную букву и отметьте букву которая не получилась.

МОЛОДЦЫ! И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ РАСПУСТИЛСЯ ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТОК,

3.Словарная работа.

Назовите мне слова в написании которых используем букву «Л» в начале слова? А как называются слова, написание которых нам с вами необходимо запомнить? А где мы с вами сможем найти такие слова? (в орфографическом словаре). Давайте откроем наш словарь и найдем там слово на букву которую мы прописывали. Какое это слово? Правильно «лисица».

А лисица это какое животное? Где она живет? Молодцы. Все вы знаете кто такая лисица, а вот Маша нашла значение слова «лисица» в словаре Ожегова и она нам сейчас всем прочитает.

Лисица- хищное млекопитающее семейства псовых с длинным пушистым хвостом.

Давайте запишем это слово у себя в тетради, поставьте ударение и отметьте безударную гласную которую надо запомнить. Проверьте пожалуйста свою запись с образцом у меня доске. Все ли правильно написали? Кто все сделал правильно поставьте!, кто сделал ошибки исправьте и поставьте -.Молодцы.

У меня на доске 2 схемы, подберите схему которая подходит к слову лисица. Сколько гласных звуков в этом слове? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов!

МОЛОДЦЫ! И ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОК.

Ребята скажите, а на какой вопрос отвечает слово лисица? Подберите к этому слову слова отвечающие на вопрос какая? Подберите к слову лисица слова которые обозначают действия? (на доске появляются карточки со словами: хитрая, рыжая, бегает,лисица ) Составьте из данных слов предложение. А теперь задание немного изменим. Посмотрите на эту карточку. Что здесь изображено? Что такое предложение? Что вы можете сказать об этой схеме? Составьте из данных слов предложение, которое подходит к схеме.

Бегает рыжая лисица .

Скажите какие буквы использовались при написании данных слов на карточках? (печатные). А какими буквами мы пользуемся при написании слов в тетради?(письменные). Молодцы, правильно. Перепишите данное предложение к себе в тетрадь переведя печатный текст в письменный.

УМНИЦЫ! И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ РАСПУСТИЛСЯ ЕЩЁ ОДИН ЛИСТОК.

А сейчас немного отдохнем.

4.Физминутка.

5.Работа с учебником. с.34.,упр.5.

Мы немножко отдохнули и сейчас приступаем к работе по учебнику на с.34. Найдите упр.5 и прочитайте в полголоса стихотворение которое называется «Считалочка» (жужащее чтение). А сейчас немного поиграем. У меня на доске есть слова из нашей считалочки и схемы данных слов. Я буду считать и тот кто выйдет, выходит к доске соединить схему и слово.

МОЛОДЦЫ!И С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ ХОРОШО. ВЫ ПОТРУДИЛИСЬ И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТОЧКИ.

Ребята скажите с каким словарным словом вы сегодня познакомились? А где нам встречается очень часто слово лисица?(в сказках) А вы любите сказки? Назовите мне сказки где есть лисица? А что вы любите в сказках больше всего? (картинки). А я тоже люблю сказки и у меня даже есть самая любимая сказка и картинка к ней. И чтобы хорошо рассмотреть картинку в сказках нам надо провести разминку для глаз.

6. Гимнастика для глаз.

Молодцы. Теперь наши глазки будут хорошо видеть. Посмотрите на рисунок. Такой, же рисунок есть у вас на партах. Но вот только я ни как не могу вспомнить название этой сказки может вы мне поможете?(сказка «Лиса и журавль»).Спасибо большое. А кто сможет сказать о чем шла речь в этой сказке?(ответы детей). А сейчас посмотрите на предложения под рисунком. Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажите? Сколько предложений в данном тексте? А сейчас поработаем самостоятельно по вариантам.

7.Самостоятельная работа.

1 Вариант списывает первое выделенное предложение, а 2 вариант списывает третье предложение в тетрадь. (проговариваются правила написания предложений, красная строка и посадка при письме.) Найдите в своих предложениях подчеркнутые слова из текста и разделите их на слоги. Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли разделил на слоги ваш сосед. Оцените работу.(если все правильно-!, если ошиблись- -). Поднимите руки кто сделал задание без ошибок? Кто допустил ошибки? (разобрать ошибки).

МОЛОДЦЫ! У БОЛЬШИНСТВА УЧЕНИКОВ ВСЕ СДЕЛАНО ПРАВИЛЬНО И НА НАШЕМ ДЕРЕВЕ ВНОВЬ РАСПУСТИЛСЯ ЛИСТОК.

4.Подведение итогов.

Мы сегодня очень хорошо потрудились на уроке и давайте подведем итог нашей работы. Скажите, что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось? Кому было легко работать? Кому было трудно? Ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы достигли ее? Я тоже думаю что у нас все получилось.

5. Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежат солнышко и тучка. Поднимите солнышко те ученики кто доволен своей работой, а тучки - кто не доволен.(обсуждение тех кто поднял тучки). Вы все молодцы и мне очень понравилось как вы работали на уроке. Особенно…... На улице до сих пор холодно,а у нас в классе распустилось замечательное дерево благодаря вашим знаниям и стараниям. Вы молодцы!

Вот и кончился урок

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Всем спасибо!

Конспект урока по русскому языку

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

на тему « ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ »

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели: Образовательная

    Закрепить умения делить слова на слоги

    Закрепить знания детей о слоге

    Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов

    Расширять словарный запас

Коррекционная

    Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов

Воспитательная

    Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

- Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- рапорт дежурного.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    Введение в тему

Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

На что делятся слова? (на слоги)

Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

Кто назовет тему урока? (Деление слов на слоги.)

К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

Сколько гласных в этом слове?

Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

Сколько гласных?

Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

    Игра «Самый внимательный»

- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём - трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

(Выполняют движения руками в соответствии со словами)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

    Как воет волк? УУУУУУУ

    Как плачет малыш? УА-УА-УА

    Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_

    Как кукует кукушка? КУ_КУ_КУ

Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

Звук (У)-какой? (гласный). Звук(у) на письме обозначается какой буквой (У).

Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

I II . ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

Продолжаем работу в тетрадях.

Откройте учебники на странице 62.

Кого видим на рисунке к упражнению 6?

Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
- Кто из вас отдыхал на природе?
- Каких насекомых вы там видели?
- Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
- Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило.)

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Физминутка.

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)

    Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

Какие слова получились?

Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV . Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7(Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V . ИТОГ УРОКА.

Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

Тема: «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»

Подготовила и провела учитель-логопед

Кузьмина Татьяна Вячеславовна

МДОУ № 26 г. « Колосок»

Мичуринска Тамбовской области

Программное содержание :

1. Воспитывать навык мышления.

2. Познакомить детей с понятием "с л о г”.

З. Дать понятие, что слова состоят из слогов.

4. Учить произносить слово по слогам, определяя количество и последовательность слогов в слове.

5. Закрепление формы множественного числа существительных.

6. Подбор определений к словам.

Оборудование : Большая картонная елка с игрушками, пособие "Кто поедет на поезде”, мяч, наборы полосок для слогового анализа.

Ход занятия

1. Оргмомент :

Девочки называют мужские имена, мальчики - женские.

2. Повторение :

Перед детьми елка с игрушками. Нужно назвать игрушки во множественном числе (лиса, самолет, собака, слон) « Скажи про много предметов»

Основная часть

3.Выставляются картинки,разрезанные на две или три части:сап -по-ги, са-ни, стол. Логопед предлагает детям собрать картинки из частей. Обращает внимание на то, что только сложив две или три части, мы увидели весь предмет. Слово называется по частям.А картинка,на которой «стол» не разрезана.Из скольких частей мы сложили слово са-по-ги и т. д.

4. Загадки про собаку, лису и слона:

а) Пришла из леса птичница

б) С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвостик колечком.

в) Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

5. Звери едут в гости, их нужно разместить в 3 вагонах.

Поможет нам в этом волшебный молоточек. Логопед произносит слова, отстукивая слоги. Дети считают количество ударов. Находят длинное и самое короткое слово.

Вводится понятие "с л о г”.

Вывод: слог — это часть слова, чем больше слогов, тем слово длиннее.

Дети помещают зверей в три вагона.

1 — слон, 2 — лиса, З — собака.

6. Игра "Угадай, какое слово задумала’.

На доске 3 картинки: сом, сани, сапоги. Логопед отстукивает слоговой рисунок слова, а дети узнают задуманное слово.

7. Игра с мячом. Добавь слог, чтобы получилось слово:

ли — /са/, о — /са/, у — /сы/, ве — /сы/, ко— /сы/

Подвести детей к итогу, что слог не имеет смысла, сам по себе ничего не обозначает.

8. Звери едут в гости к рыбе. Название состоит из одного слога. Какая это рыба? (Сом) .

Сом приготовил угощение для гостей из 2-х слогов на второе, из одного слога на первое.

с у п к а ш а.

9. Подбор определения к слову су п . (гороховый, рисовый, фасолевый).

10. Выкладывание схемы слова суп, из фишек.

11. Игра "Снимем игрушки с елки”.

Дети снимают игрушки и составляют слоговые схемы слов.

12. Упражнение. Сколько слогов в твоем имени?

Дети встают, у кого имя состоит из 2, 3, 4 (частей) слогов.

Занятие окончено.О чём сегодня мы узнали?

Дома: подобрать слова с разным количеством слогов.