Интересные темы для проектной работы по экологии. Глобальное потепление в Арктике

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимся общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому я обратилась к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, который является сегодня достаточно современным.

Вот уже несколько лет я применяю творческие проекты во внеклассной деятельности с учащимися по вопросам экологии. Учитываю общеизвестные принципы экологического образования: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:

  1. Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  2. Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  3. Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  4. Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  5. Работа с научно-популярной литературой.
  6. Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.

Именно работа над проектами является основной формой организации экологически ориентированной деятельности школьников на внеклассных занятиях по экологии.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций (больница, метеостанция, ООО «Северный», администрация села) к проектной деятельности детей; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

На вводных занятиях кружка я знакомлю учащихся с понятием «проект», с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Учащиеся, работая в малых группах, анализируют литературу, выявляют проблемы, противоречия и предлагают решения на уровне гипотезы. Распределение ролей между членами малой группы обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:

  1. «Село без свалок».
  2. «Здоровье человека и окружающая среда».
  3. «Озеленение села».
  4. «Урожай растим мы сами».

В качестве примера приведу проект «Село без свалок», реализованный учащимися 6-8 классов, посещающих внеклассные занятия в течение одного учебного года.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

– актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Мутный Материк может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа находится на окраине села. Рядом со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г.Усинска); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 10. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Печора, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются, берут воду для домашних нужд, в том числе для питья.

Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 10 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3 )

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1 ), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так например, детей с кожными заболеваниями увеличилось в двое, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» (Приложение 4 ).

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. (Приложение 5 ).

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся испытывали трудности при оценивании проекта, поэтому мы приглашаем на такие обсуждения специалистов разных областей, например медработника участковой больницы, санфельшера, управляющего лесхозом и др., учителей-предметников, просим их проконсультировать по тем или иным вопросам.

Тем не менее, проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках географии и биологии.

Паспортизация свалок

Акция «Зеленый лес»

Вторая жизнь бытовых отходов (кормушки для птиц)

Литература:

  1. Безрукова В.С
. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  • Загвязинский В.И., Поташник М.М
  • . Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  • Дахин А.Н
  • . Эффективность педагогического моделирования.
  • Джонс Дж. К
  • . Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  • Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  • «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  • «Народное образование»№2 2005, №4 2005.
  • Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. “Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу” – сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния.

    Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”, – говорит народная пословица.

    Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы.

    На нынешний день наша экологическая культура не на высоком уровне. Это говорит о том, что такие предметы как физика, информатика, астрономия, математика, химия уделяет мало внимание экологии. В Законе РФ “Охрана природы” имеется в виду, что экологические знания должны поступать непрерывно. Её цель улучшить экологическую культуру каждого человека.

    Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.

    Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях.

    На уроках географии и биологии мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы.

    В каждом учебном году в нашей школе проводится месяц экологии. Этот месяц посвящен охране птиц, анализу экологического состояния и озеленению окружающей среды.

    Исходя из всего изложенного выше, мы составили проект нашей деревни. Перед собой поставили задачу – улучшить экологическое состояние территории нашей деревни.

    Экологическое состояние деревни

    Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для сельской местности это оборачивается большим употреблением ядовитых препаратов и удобрений, увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте.

    Мы, учащиеся Село Чуринской средней школы, несколько лет ведём эффективную работу по охране природы: изучаем экологию вокруг нашей школьной территории, нашей деревни, делаем выводы по проделанной работе, стараемся улучшить окружающую нас среду в лучшую сторону.

    В этом году в данной работе участвовали ученики 6-9 классов, т.е. 36 человек. Чтобы итог нашей работы был точным, исследование проводилось с 7 часов утра до 9 вечера. Она велась в месяце феврале и марте. Было взято учет количества деревьев на территории с. Село Чура. Недалеко от села проходит трасса Кукмор – Казань. Учащиеся исследовали, на каком расстоянии находятся жилые дома от трассы и какие машины обычно проезжают. Было рассмотрено расстояние между жилыми домами и животноводческими фермами, машинно-тракторным парком, заправочной станцией, складами, где хранятся ядовитые химикаты, скотным кладбищем, свалками и др. Обратили внимание на то, какие отбросы были на свалках. Кроме этого исследовали загрязнение снега, питьевой воды.

    Исследовав, сделали вывод: автомобильная трасса Кукмор – Казань проходит на Ю-ЮВ в 70 метрах от с. Село Чура. В зимние месяцы проходят примерно 16 грузовых и 19 легковых автомобилей в час, а в весенние дни это количество увеличивается до 23 грузовых и 24 легковых автомобилей. По теории 1 легковой автомобиль выбрасывает 1 кг дыма в сутки (41,6 г в час). В составе дыма имеется 30 г угарного газа, 6 г азотного оксида, серы, свинцовой примеси. А грузовые же машины выбрасывают в 3 раза больше ядовитых веществ. Исходя из этих данных, мы вычислили, сколько пыли выбрасывают машины, которые проезжают по нашей трассе. Итак, легковые и грузовые машины в час выбрасывают 3868,8 г дыма, отсюда 2790 г угарного газа, 558 г азотного оксида, и др. вещества, которые ядовиты для нашего организма. Если иметь в виду, что в сутках 24 часа, в году 365 суток, то не трудно представить, сколько ядовитых веществ выбрасывается в воздух. А мы все дышим этот воздух. Так же надо добавить, что 1 автомобиль, который проедет 1000 км, употребит тот воздух, которым бы 1 человек дышал целый год. Нужно иметь в виду, что 1 машина в год выпускает 5–8 кг резиновой пыли.

    Растения очень быстро распознают уровень загрязнения атмосферы. Например: хвойные деревья – очень хорошие биоиндикаторы. На одном из уроков мы проследили за елями, которые растут вблизи нашего села и заметили, что на деревьях имеются коричневые пятна – плесень. Это говорит о том, что в атмосфере имеется большое количество серного диоксида. И действительно, рядом с этими елями расположены 3 кочегарки и автотрасса. Значит, каждый час из котельной выбрасывается в воздух газ, который богат серным диоксидам, ещё к этому добавляется дым автомобиля. Но не только они загрязняют нашу окружающую среду. В 150 м от жилых домов к Ю-ЮВ расположен машинно-тракторный парк и заправочная станция. Мы исследовали здешние места и определили, насколько загрязнена поверхность снега. Проверили состав снега, взяв снег из парка, центральной улицы, пришкольного участка. Растопив снег, проверили кислотность. В итоге оказалось, что в нем имеются кислотные ионы, но их больше всех оказалось в машинно-тракторном парке.

    В 90 м к Ю-ЮВ расположены фермы, в 450 м к С-ЮЗ – химические склады (аммиак), в 700 м к С-ЮВ – скотное кладбище, в 1000 м к Ю и в 50 м к С-ЮЗ две свалки (<Рисунок 1 >, <Рисунок 2 >), в добавок такие же свалки для мусора имеются и в деревне в 3 местах. Среди мусора имеются железо, стекло, полиэтилен, бумага и др. А ведь бумага – 2, склянки – 90, полиэтилен – 200, стекло – 1000 лет не распадаются.

    Хорошо, что посажены разные деревья и посадки вокруг деревни. На границе села к С-ЮЗ в 1000 м имеются хвойные деревья – сосны, к С-ЮЗ в 700 м находится березовая роща, к С-СЗ в 500 м растут сосны, к Ю-ЮЗ в 500 м березовая роща, на ЮЗ в 800 м – сосны. Вдоль трассы Кукмор-Казань посажены деревья, которые оберегают нас от выхлопных газов. Помимо всех этих деревьев имеются и кустарники. На территории с. Село Чура всего имеются 4595 деревьев и кустарников. По статистике вяз поглощает 23 кг пыли за одно лето. В итоге деревья и кустарники, растущие вдоль деревни, за лето поглощают 74,1 т пыли. Но их все равно не хватает.

    Мы так же проверили через микроскоп чистоту и жесткость воды. Вода, которая была взята из колодца и колонки оказалась чистой, а в воде, которую взяли из артезианского колодца текущую в комплекс крупнороготых скотов имеются очень маленькие микроорганизмы. По жесткости вода из колонки – средняя, из колодца – мягкая, а из артезианского колодца – жесткая, т.к. там имеются много анионов и катионов. Прокипятили воду. В воде, взятой из колодца, соль растаяла, а в других источниках она до конца не растворилась. Отсюда вывод, вода – жесткая.

    Осенью был проведен опыт с родниковой водой. Мы проверили температуру, вкус, сероводород и железо, жесткость родниковой воды. Выводы оказались следующие: температура воды +1 0 С, прозрачная, несоленая, в составе воды имеются железо, а сероводорода нет, жесткость низкая, объем воды 1,3 л/сек. (Приложение 1 )

    Заключение

    Экологическая проблема с каждым годом обостряется. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, почва с каждым днем все больше и больше загрязняются. По нашим исследованиям видно, что транспорт загрязняет воздух, количество родников и колодцев с каждым годом становится меньше, а количество свалок наоборот увеличивается. Сельскохозяйственные автомобили и фермы загрязняют воду. Для этого нам необходимо на территории деревни и за ее пределами проводить субботники, очищать все вокруг от мусора, уменьшить количество свалок и посадить деревья для озеленения.

    Растения нас оберегают от разных грязных ядовитых газов. Поэтому мы должны озеленять окружающую нас территорию. По просьбе работников лесничества каждый год учащиеся нашей школы 10–15 га площади высаживают саженцы деревья. В прошлом году мы посадили около 20 га площади деревьев. На территории леса выживают 95–99% посаженных молодых саженцев, а в посадках вдоль дорог 85–90%.

    Невозможно достичь охраны природы только одними силами учащихся. Поэтому мы стараемся, чтобы каждый человек нашей деревни принимал в этом активное участие. Все вместе мы должны уберечь нашу планету от экологической катастрофы.

    Актуальность темы: Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
    Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию итоговый урок, завершающий цикл экологических бесед. На данном уроке детям был предложено на выбор: тестирование или экологический проект. Над экологическим проектом предлагалось работать в группах и темы проекта выбирались детьми самостоятельно из предложенных вариантов. Тесты можно выполнять как на бумажном варианте, так и в онлайн варианте. Материал разработан для учащихся 5-7 классов, так же может быть полезен учителям, родителям и воспитателям.
    Рекомендации: Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля и загрязнение водоёмов. Экологические проект защищаются в классе и оцениваются ребятами по предложенной таблице оценивания.
    Цель: Закрепить и проверить знания детей о видах экологических проблем и способах их решения.
    Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
    Задачи:
    - разработать и защитить экологический проект
    - ответить н вопросы тестов.Описание: детям предлагается ответить на 4 теста в бумажном варианте или онлайн.

    Тест №1. Тема: «Экология. Первая глобальная проблема»



    1.Экология это:
    А)Наука о влиянии человека на окружающую среду;
    Б)Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;
    В)Наука о влиянии окружающей среды на человека;
    Г)Наука о рациональном использовании природных ресурсов;
    Д)Наука, изучающая живые организмы в природе.
    Дайте один правильный ответ.
    2.Слово «экология» происходит от:
    А) Греческих слов б) немецких слов
    В)английских слов г) Португальских слов
    Запишите свои варианты ответ ов.
    3. Что обозначает слово «экология»
    4. В чем отличие современной упаковки и той, что использовалась 10-15 лет назад?
    5. Назовите причины возникновения мусора.
    6. Что обозначает слово «инертный»
    7. Назовите цифру мусора на одного жителя планеты в год. (в среднем)
    8. Как классифицируется мусор по степени опасности для окружающей среды? Какой класс самый опасный?
    9. Назовите основные условные категории, на которые подразделяется мусор.
    10. Каковы пути утилизации отходов?
    11. Назовите плюсы и минусы одного способа утилизации (любого по-выбору).
    12. Какой путь самый рациональный? Почему?
    13. Что такое спецотходы? Как их уничтожают?
    14. Назовите сроки естественного разложения мусора.
    15. Варианты вторичной переработки мусора.

    Тест №2. Тема: «Экология. Вторая глобальная проблема»


    Дайте несколько правильных ответов.
    1.Что относиться к основным экологическим проблемам:
    А) Загрязнение атмосферы;
    Б) Загрязнение Вод Мирового океана;
    В) Загрязнение почв;
    Г) Истребление флоры и фауны;
    Д) Таянье льдов.
    Е) Создание «красной книги»
    Дайте один правильный ответ.
    2.Загрязнение рек приводит:
    А) Гибель икринок
    Б) Гибель лягушек, раков
    В) Гибель водорослей
    Г) Гибель всего живого
    Запишите свой вариант ответа.
    3. На какие классы по качеству воды подразделяют загрязнение рек?
    4. Загрязнение вод производиться (чем)?
    5. Откуда берутся пестициды в воде?
    6. Приведите пример «тяжёлых металлов»
    7. Где находятся 10 самых грязных рек?
    8. К чему приводит тепловое загрязнение воды?
    9. Причины возникновения электромагнитного загрязнения вод.
    10.Что вы знаете о радиоактивном излучении?
    11. Напишите, что мы можем предпринять для сохранения водных ресурсов Земли.
    12. Приведите пример последствий загрязнения вод нефтью и нефтепродуктами.

    Тест №3. Тема: «Экология. Третья глобальная проблема»


    Дайте несколько правильных ответов.
    1.Загрязнение атмосферы это:
    а.это привнесение в атмосферный воздух чужеродных для его состава веществ
    б.изменение соотношения газов в составе воздуха
    в.физические, химические, биологические вещества
    г.грязный воздух
    2.Болезни, вызванные высоким содержанием вредных веществ в воздухе, которым мы дышим:
    а.головная боль
    б.тошнота
    в.раздражение кожи
    г.астма
    д.опухоль
    е.растяжение суставов
    Дайте свой вариант ответа.
    3.Какие виды загрязнения атмосферы вы знаете?
    4.Назовите источники естественного загрязнения атмосферы.

    Дайте один правильный ответ.
    5.Причины пыльных бурь:
    а. засуха
    б. вырубка лесов
    г. разлив рек
    д. гравитация луны
    Дайте свой вариант ответа.
    6. Назовите искусственные источники загрязнения атмосферы.
    Дайте один правильный ответ.
    7. Какой газ выделяется в атмосферу при сгорании топлива?
    а.оксида углерода (СО2)
    б.кислород (О2)
    в.азот (N2)
    г.азотная кислота (HNO3)
    Дайте свой вариант ответа.
    8. Что такое Смог. В чем его вред для жителей мегаполиса.
    9. От чего происходит истощение озонового слоя?
    10. К чему приводит радиоактивное загрязнение?
    11. Чем опасен парниковый эффект?
    Дайте один правильный ответ.
    12. Сколько дней может прожить человек без воды?

    а.7
    б.1
    в.30
    г.5
    13.Пути сохранения атмосферы. (Не менее 5)

    Тест №4. Тема: «Экология. Итог»

    Итоговый тест.
    Дайте один правильный ответ.
    1. Под загрязнением окружающей среды понимают:
    а.привнесение в среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических компонентов
    б.привнесение в среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических компонентов, а также превышение естественного уровня этих компонентов
    в.превышение естественного уровня природных и антропогенных компонентов среды
    г.рост антропогенного влияния на природные экосистемы
    2. Загрязнение атмосферы в России в первую очередь вызывается:
    а.химической промышленностью
    б.теплоэнергетикой
    в.сельским хозяйством
    г.нефтедобычей и нефтехимией
    3. Наиболее опасное загрязнение почв вызывается:
    а.бытовыми отходами
    б.отходами сельского хозяйства
    в.тяжелыми металлами
    г.сточными водами
    4. Наибольшее загрязнение вод суши вызывают:
    а.смыв удобрений и пестицидов с полей
    б.бытовые и промышленные сточные воды
    в.загрязнение твердыми бытовыми отходами
    г.дампинг
    5. Наибольшее загрязнение вод Мирового океана вызвано:
    а.дампингом
    б.кислотными дождями
    в.отходами сельского хозяйства
    г.нефтью и нефтепродуктами
    6. Загрязнения, обнаруживаемые вокруг промышленных предприятий, называются:
    а.локальные
    б.региональные
    в.глобальные
    г.санитарно-защитные
    7. К химическому загрязнению не относятся:
    а.загрязнение тяжелыми металлами
    б.попадание пестицидов в водоемы
    в.загрязнение почв твердыми бытовыми отходами
    г.увеличение концентрации фреонов в атмосфере
    8. Загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами можно отнести к:
    а.физическому загрязнению
    б.биологическому загрязнению
    в.механическому загрязнению
    г.физико-химическому загрязнению
    9.Вырубка лесных массивов приводит к:
    а. увеличению видового разнообразия птиц;
    б. увеличению видового разнообразия млекопитающих;
    в. уменьшению испарения;
    г. нарушению кислородного режима
    10.Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
    а. парниковым эффектом;
    б. уменьшением объема грунтовых вод;
    в. загрязнением водоемов;
    г. засолением почв.
    11.Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
    а. угарного газа;
    б. углекислого газа;
    в. диоксида азота;
    г. оксидов серы.
    12.От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
    а. водяные пары;
    б. облака;
    в. озоновый слой;
    г. азот.
    13.Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
    а. болезни опорно-двигательной системы;
    б. инфекционные болезни;
    в. сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
    г. болезни пищеварительного тракта.
    14.Как называется источник возникновения новых аллелей при изменении генетической структуры популяции?
    а. мутация;
    б. миграция;
    в. дрейф генов;
    г. неслучайное скрещивание.
    15. Сколько минут человек может прожить без воздуха?
    а. 30
    в. 5
    б. 1
    г. 10
    16.Основной продукт потребления?
    а. вода
    б. пища
    г. воздух
    в. хлеб

    Экологический проект.

    Начать разговор можно с показа ролика. Возможно запустить ролик под песню группы Земляне " Прости Земля!"

    Эпиграфом к уроку можно взять слова
    "Жить в зеленом мире этом
    хорошо зимой и летом.
    Жизнь летает мотыльком,
    пестрым бегает зверьком
    В облаках кружиться птицей,
    шустрой бегает куницей.
    Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
    Человек природе – друг!"

    В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Мы с вам успели разобрать только малую толику экологических проблем. В заключение наших экологических бесед, я хочу предложить вам разработать экологический продукт (назовем его проект), в котором вы расскажите об одной из экологических проблем и ее решении.
    Для начала вспомним те проблемы, с которыми мы уже знакомы.
    Называют дети.
    Вы можете в качестве экологического продукта выпустить стенгазету, нарисовать комикс, придумать экологическую сказку, кроссворд, календарь.. Выбор за вами, что для вашей группы покажется интересным, тот проект и выполняет ваша группа.
    Работа над проектом проходит по плану:
    1. Обозначить проблему.
    2. Выявить причину.
    3. Выдвинуть решение данной проблемы.
    План можно дополнять своими предложениями.
    Оценивать проекты будет жюри, выбранное вами из учащихся класса по следующим критериям:
    1.Оригинальность
    2.Соответствие заданию
    3.Защита продукта
    4.Ответы на поставленные вопросы
    5.Работа всех участников группы
    Желаю творческих успехов.

    Варианты проектных заданий:

    Проектное задание 1
    Изучите материал о макулатуре. Выполните задание: оформите плакат для жителей п. Вахтан о вреде сжигания бумаги и призывающий собирать макулатуру для вторичного использования
    Макулатура
    Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
    Ущерб природе: Собственно бумага ущерба не наносит. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, - естественный природный материал. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.
    Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
    Пути разложения: используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
    Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
    Время разложения: 2-3 года.


    Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.
    Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксины.

    Проектное задание 2
    Изучите материал о пищевых отходах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о способах обезвреживания пищевых отходов.
    Пищевые отходы
    Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
    Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. При гниении выделяют дурно пахнущие и ядовитые в больших концентрациях вещества.
    Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
    Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
    Время разложения: 1-2 недели.
    Способ вторичного использования (в любых масштабах): компостирование.
    Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): компостирование.
    Продукты, образующие при обезвреживании: перегной.
    Категорически запрещено бросать в огонь, так как могут образоваться диоксины.

    Проектное задание 3
    Изучите материал о тканях. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий найти новое применение ненужным вещам.
    Изделия из тканей
    Ткани бывают синтетические (при нагревании плавятся) и натуральные (при нагревании обугливаются). Всё, написанное ниже относится к натуральным тканям.
    Ущерб природе: не наносят. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, – естественный природный материал.
    Пути разложения: используются в пищу некоторыми организмами.
    Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ, вода.
    Время разложения: 2-3 года.
    Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.
    Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.
    Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.
    Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола

    Проектное задание 4
    Изучите материал о пластмассах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о вреде сжигания изделий из пластмасс.
    Изделия из пластмасс неизвестного состава
    Ущерб природе: препятствуют газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приводит к гибели. Могут выделять токсичные для многих организмов вещества.
    Ущерб человеку: могут выделять при разложении ядовитые вещества.

    Время разложения: зависит от пластмассы обычно – около 100 лет, может быть больше.
    Способы вторичного использования: зависит от пластмассы (как правило -переплавка). Для многих пластмасс способов вторичного использования не существует (из-за трудностей определения конкретной пластмассы).

    Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, азот, аммиак, хлороводород, серная кислота, ядовитые хлорорганические соединения.
    Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться огромные количества диоксинов.

    Проектное задание 5
    Изучите материал об упаковочном материале. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий не разбрасывать упаковочный материал.
    Упаковка для пищевых продуктов
    Материал: бумага и различные виды пластмасс, в том числе хлорсодержащие. Иногда - алюминиевая фольга.
    Ущерб природе: могут быть проглочены крупными животными, что вызывает гибель последних.
    Пути разложения: медленно окисляется кислородом воздуха. Очень медленно разрушается под действием солнечных лучей. Иногда используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
    Время разложения: зависит от изделия. Обычно – десятки лет, может быть больше.
    Способ вторичного использования (в больших масштабах): как правило -не существует (из-за трудностей разделения на компоненты)
    Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.
    Продукты, образующиеся при обезвреживании: зависят от пластмассы. Обычно углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические вещества.
    Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксины.

    Проектное задание 6
    Изучите материал о консервных банках. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о правильном обезвреживании консервных банок.
    Консервные банки
    Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
    Ущерб природе: соединения цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
    Вред человеку: выделяют при разложении ядовитые вещества.
    Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.
    Конечный продукт разложения: углекислый газ, вода и хлороводород.
    Время разложения: на земле и в пресной воде – несколько сотен лет, в солёной воде - несколько десятков лет.
    Способы вторичного использования (в больших количествах): не существует (из-за технологических трудностей).
    Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку.
    Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические соединения.
    Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом образуются огромные количества диоксинов.
    Проекты детей.

    Оксана Бородина
    Исследовательская работа по экологическому воспитанию учащихся четвертого класса «Нужное из ненужного»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан» .

    Исследовательская работа по теме :

    Выполнила : Калижникова Анастасия,

    ученица 4 «Г» класса .

    Руководитель : Бородина О. Н. – учитель начальных классов .

    Ученые и экологи постоянно ломают голову, куда девать мусор? Но, может быть, стоит попытаться решить эту проблему с другой стороны. Не проще ли контролировать то, что попадает на свалку, чем то, что попадает со свалки в окружающую среду? Мусор можно представить себе не как что-то ненужное , а как смесь различных ценных веществ и компонентов. Большую часть твердых бытовых отходов можно использовать для создания новых оригинальных поделок, предметов декора. Человечество в обозримом будущем вряд ли обойдется совсем без свалок, но в наших силах уменьшить количество выбрасываемого мусора. Все ли то, что мы выбрасываем, является мусором? Большинство людей, совершенно не задумывается над тем, что выбрасывают… идеальный материал для творчества. Не спешите выкидывать бытовые отходы. Проявите фантазию и придумайте им применение.

    Введение.

    Проблема исследования .

    Цель исследования .

    Задачи исследования .

    Гипотеза.

    Этапы исследования .

    Описание исследования .

    Анкетирование одноклассников .

    Выставка детских поделок из ненужных вещей .

    Введение.

    Актуальность темы : Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды . Во многом виноват человек. Он не думает о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Вынося из квартиры мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования мусора. А между тем, ежедневно мы выбрасываем всевозможные коробки, пластиковые бутылки, баночки (тюбики) из-под кремов и шампуня, одноразовую посуду, старые фломастеры, газеты и т. п. Что-то пришло в негодность, что утратило ценность, что-то просто надоело или стало ненужным . Если чуть-чуть задуматься, старые, уже ненужные вещи можно не выбрасывать, а создать из них удивительные объекты, подарив отжившим свое изделиям второе дыхание. В этом заключается проблема.

    Цель : показать, что ненужные вещи являются реальным материалом для создания предметов декора.

    Задачи :

    Овладеть элементами исследовательского метода ;

    Провести анкетирование.

    Показать на примере работ , как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды;

    Способствовать развитию творческих способностей.

    Объект исследования : бытовые отходы.

    Методы исследования : исследовательский , справочно-информационный, анкетный опрос, творческий поиск.

    Практическая значимость : данная работа поможет понять , что часть отходов можно использовать вторично, превращая привычный бытовой мусор в оригинальные предметы декора.

    Для исследовательской работы мною был разработан план действий .

    План :

    1) Подбор и изучение материала по данной теме.

    2) Сбор бросового материала.

    3) Изготовление работ .

    4) Написание работы и подготовка к выступлению.

    Практическая значимость работы .

    В результате моей работы и моих одноклассников были созданы поделки из бросового материала : игрушки и картины из дисков, поделки из пластиковых бутылок, цветы из упаковки для яиц, коврик для ванной из пакетов, подставки для канцелярии из баночек, куколки из кусочков ткани и т. д.

    Основная часть.

    В начале своего исследования мы познакомились с понятием ненужные вещи .

    Ненужные вещи - это понятие неоднозначное. У многих из нас дома хранятся бесполезные, ненужные вроде бы вещи , но они могут обрести вторую жизнь, если им найти новое оригинальное применение и не выбрасывать их.

    Для раскрытия темы исследования мы использовали метод работы с Интернет-ресурсами, где узнали, что из многих вещей делают предметы интерьера и сувениры. Так же в исследовании нам помогли книги «Умные руки» , «Мастерим с родителями» .

    Работая с энциклопедиями , я узнала, что ежегодно огромное количество отходов приводит к образованию свалок. Здесь могут быть опасные и вредные для организма человека отходы. На свалке можно найти клад! Это и дерево, горы бумаги, металл, стекол и т. д. Многие отходы можно использовать в промышленности.

    Проблема, куда девать мусор, возникла не вчера. В античных городах с мусором поступали просто – выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н. э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям.

    В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами. С ростом населения город оказался в кольце мусорных куч; тогда и появились первые примитивные мусоровозы на лошадиной тяге, транспортирующие бытовые отходы подальше от города. После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда каждый английский город стал, обязан иметь муниципального мусорщика.

    В Америке организованный сбор мусора начался в конце XVIII столетия

    в Бостоне, Нью-Йорке и в Филадельфии. С мусором в то время особенно не

    церемонились. В Филадельфии, например, его, просто высыпали в реку Делавэр ниже по течению от города. В прибрежных городах захоронение мусора в океане и сейчас происходит довольно часто. Но подобный способ в корне своем порочен и чреват

    отравлением водной фауны и флоры. И во многом благодаря усилиям ученых и экологических организаций , таких как Гринпис, эта практика получила осуждение во всем мире.

    Мне интересно было узнать, используют ли мои одноклассники бытовой мусор . Поэтому я провела анкетирование среди одноклассников .

    Проведя опрос среди 22 учеников класса , мы выяснили, что в их семьях оставляют стеклянные банки в 14 семьях (для маринования овощей и варенья, стеклянные бутылки выбрасывают все, так как у нас в городе отсутствует пункт приема стеклотары. Газеты и журналы оставляют в 14 семьях (на всякий случай, картонные коробки используют повторно в 5 семьях, использованные полиэтиленовые пакеты оставляют в 2 семьях, пластиковые бутылки и коробочки оставляют в 12 семьях (в них высаживают рассаду) .

    Наименование ТБО Количество семей Предполагаемые действия

    Стеклянные банки 14 Оставляют. Для консервирования.

    Стеклянные бутылки 22 Выбрасывают. Т. к. нет пункта приема стеклотары.

    Газеты, журналы 14 Оставляют. На всякий случай.

    Картонные коробки 5 Оставляют.

    Полиэтиленовые пакеты 2 Оставляют.

    Пластиковые бутылки, коробочки. 12 Оставляют. Для высаживания рассады.

    Опираясь на данные, приведенные в таблице, можно представить, какое количество мусора образуется ежегодно.

    Поэтому мы решили сделать поделки из вещей, чтобы наглядно показать, что многим отходам можно найти новое оригинальное применение.

    Заключение.

    Проделав данную работу , я могу сделать вывод : в каждой семье скопилось немало старых, но еще вполне добротных вещей - одежды, посуды, мебели и другие ненужные предметы .

    Но всему можно найти применение. Многие вещи можно модернизировать, улучшить и вернуть в строй, подарив им тем самым вторую жизнь.

    В результате исследовательской работы мы пришла к выводу , что каждый человек может многое сделать для сохранения экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными .