Отведение сомнений по поводу халифа язида ибн муавии. Язид I ибн Муавия

Вся хвала Аллаху.

Его звали Язид ибн Муавия ибн Абу Суфьян ибн Харб ибн Умайах аль Умави аль Димашги.

Аз-Захаби сказал: «Он руководил армией во время компании против Константинополя, среди участников которой был Абу Айуб аль Ансари. Язид был назначен отцом как наследник, и после смерти его отца в месяце Раджаб 60 г. х. он взял власть в возрасте 33 лет, но его царствование продлилось не более чем четыре года.

Язид является из тех кого мы не проклинаем и не любим. Существовали и другие халифы и правители различных регионов двух государств (Омеядов и Аббасидов), которые были хуже него. Но случай с Язидом особен тем, что он пришел к власти через 49 лет после смерти Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует); это было время близкое к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и некоторые Сахабы были все еще живы, такие как Ибн Умар, который больше заслуживал этой должности чем он (Язид), или его отец или его дед.
Его правление началось с убийства Хасана и закончилось битвой Харрах, и поэтому люди ненавидели его и он не был благословлен долгой жизнью. Против него поднималось много восстаний, после Хусейна, например восстание жителей Медины ибн Зубейра ради Аллаха»
(Сияр Алям аль Нубалаа, часть 4, стр 38)

Шейх уль Ислам описал отношению людей к Язиду ибн Муавии, и сказал:
«Люди разделились в отношении Язида ибн Муавии ибн Аби Суфьяна на три группы, две крайние и одна умеренная.
Одна из двух крайних групп сказали, что он был кяфиром и мунафигом, что он старался убить внука Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) мстя Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) за своего деда Утбу и брата своего деда Шайбах и за его дядю по матери Валид ибн Утба и других которые были убиты сподвижниками Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), Али ибн Талибом и другими в день битвы Бадр и в других битвах – тому подобные утверждения. Это мнение свойственно рафидитом, которые считают Абу Бакра, Умара и Усмана кяфирами, и поэтому им легко считать Язида кяфиром.
Вторая крайняя группа считает, что он был праведным человеком и лидером, и что он был одним из сахабов, которые родились во время Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и были воспитаны и благословлены им. Некоторые из них дали ему статус, который выше статуса Абу Бакра и Умара, и некоторые из них считают его пророком.
Очевидно для того кто обладает разумом и имеет какое-нибудь знание о жизни и временах ранних мусульман, что оба мнения ложны. Это мнение не приписывалось ни одному ученному, который следует Сунне или любому образованному человеку обладающему опытом и разумом.
Третье мнение это то, что он был царем Мусульман, который совершал хорошее и плохое. Он не родился до халифатства Усмана. Он не стал кяфиром, потому что стал причиной для убийства Хусейна, и он совершил то, что совершал с людьми Харрах. Он не был сахаби, и не был из приближенных друзей Аллаха. Это было мнением большинства людей разума и знания и Ахли Сунны Валь Джамаа.

Затем они разделились на три группы, одна из которых проклинала его, одна из которых любила его, и одна из которых ни проклинала и не любила его.
Это было передано от имама Ахмада (и это было мнением его беспристрастных сподвижников и других мусульман).
Салих ибн Ахмад сказал: «Я спросил своего отца, что некоторые люди говорят о любви к Язиду» Он ответил: «Сынок, может ли любить Язида тот кто верит в Аллаха и в Последний День?» Я спросил: «Отец, почему тогда ты не проклинаешь его?» Он ответил: «Сынок, видел ли ты, чтобы я проклинал кого-либо?»

Абу Ахмад аль Магдиси сказал, когда его спросили о Язиде: согласно тому, что я слышал, его не следует ни проклинать ни любить. Он сказал, я также слышал, что наш дедушка Абу Абдуллах ибн Теймия был спрошен о Язиде и он сказал: мы не отрицаем его хороших качеств и не переходим границ в отношении него. Это было наиболее честным мнением»
Муджму Фатава Шейх уль Ислам, часть 4, стр 481-484

Йазид ибн аль-Валид ибн Абдул-Малик (араб. يزيد ابن الوليد ابن عبد الملك ‎) или Язид III ( 701 - 25 сентября 744 ) - халиф из династии Омейядов . Правил в течение шести месяцев с апреля по октябрь 744 года.

Личные качества [ | ]

Йазид был сыном персидской княжны, дочери Йездегерда III , захваченной во время одного из походов Кутейбы ибн Муслимы и подаренной в качестве наложницы халифу аль-Валиду I . В англоязычной литературе утвердилось мнение, что Йазид будто бы говорил: «Моими предками были четыре царя: Хосров, Хакан, Кайсар и Марван » - однако это не вполне верно. Оригинал высказывания в стихотворной форме выглядело так: «Отец мой - Хосрой и отец мой - Марван, / Мой дед - император, и дед мой - хакан» . Титулы «кайсар» и «хакан» в некоторых англоязычных работах ошибочно были восприняты как имена собственные.

Трудно сказать, насколько происхождение матери повлияло на мировоззрение Йазида - а оно отличалось от мировоззрения Умаййадов чисто арабского происхождения. Сложно сказать, чем было обусловлено такое необычное мировоззрение халифа - внутренняя жизнь человека не заслуживала в то время фиксации. Йазид был не просто благочестив - он разделял идеи, чуждые большинству арабов того времени - идеи ранних му’тазилитов и мурджи’итов о свободе воли и ответственности за свои поступки. По ал-Мас’уди, Йазид б. ал-Валид являлся сторонником принципа «поведения должного и пресечения осуждаемого» . Современники нередко называли Йазида кандаритом , что в 110-х г.х. было синонимично «еретик »; таким образом, как халиф Йазид III был вовсе не лучше ал-Валида II с его понятными человеческими слабостями. Дополнительным пятном на репутации Йазида III было то, что он первым за более чем вековую историю Халифата взошёл на престол путём убийства своего предшественника

Правление [ | ]

Первые шаги и начало волнений [ | ]

Своё правление Йазид III начал со смещения «неправедных» наместников - например, наместника Востока, прославившегося тем, что он за долги запытал до смерти двоих сыновей Хишама. Взамен Йусуфу бал направлен, которого характеризовали как «грубый бедуин и плохой мусульманин» . - однако в глазах Йазида III у него было два одстоинства: враждебность к аль-Валиду II и приверженность кадаритам . Узнав об этом, Йусуф было заметался: арестовал йеменитам и обратился за помощью к - однако поддержки не нашёл и вынужден был освободить йеменитов. Командиры постов, выставленные им на дорогах Сирии, не смогли или не захотели остановить людей, посланных Мансуром для ареста правителей крупнейших городов Ирака. Так, к концу апреля - началу мая Йусуф вынужден был бежать через сирийскую пустыню в Заиорданье , где был настигнут специальным отрядом. Попытка уркыться среди домочадцев в женской одежде оказалась неудачной - Йусуф был опознан и доставлен в Дамаск .

В это время из похода на Византию вернулся, сын наместника Арминийи и Азербайджана Марвана б. Мухаммада . Известив отца о тяжести положения, Абдалмалик остановился в Джазире и утвердил там свою власть; Марван направился к нему с войском, укрепив гарнизон Дербента главой кайситов Исхаком б. Муслимом и главой йеменитов Сабитом б. Ну’аймом ал-Джузами. Прибыв в Джазиру, объявил начало похода с целью отомщения за убитого халифа - однако войско немедленно раскололось. Йемениты не пожелали противостоять сирийцам и ночью отошли от основного лагеря; наутро их глава, Сабит, был арестован вместе со всеми своими сыновьями и заключён в клетку. Джазирцы - которых было порядка 20 тыс. бойцов - потребовали выдачи денег, и Марван был вынужден платить. Достигнув Харрана , Марвана б. Мухаммада получил от Йазида III письмо с предложением занять пост наместника сразу 3 провинций - и Арминийи, и Азербайджана, и Джазиры - и согласился, моментально отказавшись от мести.

Обстановка в Хорасане так же накалилась - здесь противостояние северными и южными арабами тлело со времён второй фитны . Межплеменные отношеия обострялись тем, что наместники провинции стремились создавать администрации из представителей разных племён и родов, так что конфликты имелись и на более приземлённом уровне . Искрой стало назначение наместником главы северных арабов, совпавшее с задержкой жалования. Средневековые авторы не освещали этот момент в подробностях, поэтому можно только предполагать примерное развитие конфликта: узнав о смерти ал-Валида II , Наср раздал часть собранного налога как жалование; при этом оказались обделены йемениты, поднявшие скандал в мечети, а Наср отказался платить в очень грубой форме. Строго говоря, он и не был обязан платить - стоял май-июнь (середина ша’бана), а жалование выплачивалось в мухарраме. Обида заключалась в дискриминации: одним заплатили, другим - нет. Против этого выступил сам глава южных арабов, так что конфликт перерастал в опасную фазу.

Люди из североарабского окружения Насра рекомендовали ему убить конкурента, предлагая даже взять на себя всё исполнение - однако Наср, чувствуя взрывоопасность ситуации, отказался от крайних мер и ограничился заточением Джудайа в цитадель Мерва. Известная в археологии как , цитадель Мерва была сложена из кирпича и глинобитных блоков. так что побег Джудайа ал-Кирмани был вопросом времени. Его сторонники обнаружили старинный водосток, расширили его и на 20-й день помогли бежать; добравшись до ближайшего селения аздитов, ал-Кирмани объявил о начале выступления против Насра б. Саййара. Получив поддержку 3000 аздитов , он действительно мог доставить Насру серьёзные неприятности.

В это же время в наместничестве появилась фигура ещё одного видного хариджита - , много лет воевавшего вместе с тюрками против своих собратьев-мусульман ещё в 730-х, во времена Хишама б. Абдул-Малика . Обострение отношений с побудило искать контакта с ал-Харисом, что что Йазид III сделал наместнику и Насру по выговору. Вскоре, однако, мнение халифа поменялось: делегация хорасанских сторонников ал-Хариса, заручившись рекомендательным письмом от уже тогда авторитетного правоведа

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Язид I
يزيد بن معاوية بن أبي سفيان
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
-
Предшественник: Муавия I
Преемник: Муавия II
Вероисповедание: Ислам
Рождение: (0645 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: (0683 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Род: Омейяды
Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Муавия I
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Напишите отзыв о статье "Язид I ибн Муавия"

Литература