Откуда вышел титаник. Реальные истории пассажиров «Титаника» (51 фото)

Много десятков лет прошло с той страшной катастрофы, и никто не сомневался, что именно отправило на дно океана великолепный «Титаник». Когда «непотопляемый» корабль, самый огромный, самый роскошный океанский лайнер своего времени, на первом же своем рейсе в 1912 году врезался в айсберг, он унес с собой на дно более 1500 из всех 2200 пассажиров. Когда корабль скользнул вглубь Северной Атлантики, вместе с ним исчезли и секреты – как и почему он затонул.

«Титаник» (англ. Titanic) - британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л. с. Корабль мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями. При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно. Журнал «Шипбилдер» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности. В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.

Титаник (слева на фото) в порту
«Титаник» в порту

Два правительственных расследования, которые велись по следам катастрофы, сошлись на том, что это именно айсберг, а не дефекты и слабина самого корабля, потопил «Титаник». Обе следственные комиссии заключили, что корабль пошел на дно целиком, а не частями. Что крупных разломов не было. Вина за кошмарное по своим масштабам бедствие пала исключительно на несчастного капитана корабля И. Смита, который также погиб вместе со всей командой. Смиту ставилось в вину, что «Титаник» у него несся со скоростью 22-х узлов (41 км) по хорошо известному морякам опасному ледяному полю — в темных водах, неподалеку от берегов Ньюфаундленда. Инцидент с «Титаником» был исчерпан – казалось, раз и навсегда.


Титаник перед выходом в океан
Хвостовая часть корабля «Титаник»

Отгадки лежали на дне морском

Однако сомнения и вопросы, что могло потопить, казалось бы, несокрушимый корабль, оставались. В 1985 году, когда океанограф Роберт Баллард после многолетних поисков отыскал наконец останки корабля на глубине около 4-х км на дне океана, он открыл, что на самом деле «Титаник» раскололся пополам на поверхности океана до потопления.

Почему он раскололся пополам? — недоумевали эксперты. Не был ли непобедимый «Титаник» слаб в конструкции?


Картина маслом «Гибель Титаника»

Прошло несколько лет после открытия Балларда, и вот первые обломки корабля подняты с океанского дна. Новая гипотеза гибели «Титаника» — низкопробная сталь, использованная при строительстве корабля. Однако группа исследователей пришла к выводу, что это не сталь, пошедшая на обшивку корабля, была низкосортна. Низкого качества были заклепки, наиважнейшие металлические штифты, которые связывали вместе стальные пластины корабельного корпуса. Более того, недавно найденные обломки днища «Титаника» прямо указывают, что корма корабля никогда не вздымалась высоко на воздух, как многие эксперты по «Титанику», включая Камерона, первоначально полагали. На самом деле корабль разбился на части и затонул, держась сравнительно ровно на поверхности океана — явный знак просчетов в его конструкции, которые были утаены после катастрофы.

С возведением «Титаника» поторопились

«Титаник» был сотворен в сжатые сроки — в ответ на производство конкурентной компанией нового поколения скоростных лайнеров. «Титаник» и его меньшие родные братья – «Олимпик» и «Британик» — были самые грандиозные корабли за всю историю кораблестроения. Это были настоящие колоссы! — 275 метров от носа до кормы! – перед ними пасовали даже высоченные небоскребы. Специально снаряженные, чтобы выстоять перед угрозами Северной Атлантики, включая громадные волны и внезапные столкновения, эти родственные корабли были также – что само собой разумелось – самые безопасные. «Титаник» мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены, – настоящее чудо для корабля таких гигантских размеров!


«Титаник» в море

В ночь 14 апреля 1912 года, однако, всего за несколько дней первого рейса «Титаника» его ахиллесова пята сыграла свою зловещую роль. Корабль не был достаточно увертлив, чтобы избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные (единственный в то время способ заметить айсберг) в последнюю минуту и в кромешной тьме. «Титаник» не столкнулся с роковым айсбергом напрямую, а проехался по нему правым боком. Лед пробил дыры в стальных пластинах корабля, затопив шесть «водонепроницаемых» отсеков.
Через два часа «Титаник» переполнился водой и пошел ко дну.


Кадр из фильма «Гибель Титаника»

Ахиллесова пята «Титаника»

Специалисты продолжали искать объяснения гибели оснащенного по всем правилам безопасности корабля. И натолкнулись на потенциально слабое звено: более трех миллионов заклепок, крепивших корпус корабля. Взяв на пробу 48 этих металлических стержней, поднятых с океанского дна, ученые нашли в них высокую концентрацию «окалины» — осадка от плавки. Из-за этой окалины металл становится ломким, может дать трещину.

Не из-за дешевизны, а потому, что время поджимало, строители «Титаника» стали использовать низкопробный материал. Когда «Титаник» наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в его носу треснули, обнажив швы в корпусе и ускорив гибель корабля. Не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.
Так была открыта одна из тайн, унесенных «Титаником» на дно океана. Если бы все заклепки, крепившие «Титаник», были из высококачественной стали, катастрофы можно было избежать. Недаром сразу же после гибели «Титаника» два других гигантских корабля – «Олимпик» и «Британик», построенные на той же судоверфи и одновременно с «Титаником», — были срочно и всесторонне укреплены: удвоилась стальная обшивка корпуса и были подняты гораздо выше переборки. Кораблестроительная компания явно признавала дефекты и недопустимые просчеты в скоростной – только бы не отстать от конкурентов! – гонке по возведению «Титаника», постаралась, как могла, исправить их и скрыть от экспертов, агентов по страховке и всего любознательного человечества.

В 2005 году новая экспедиция отправилась на место давней катастрофы. И очень скоро нашла отгадку на волнующие всех вопросы. На этот раз водолазы рассматривали на морском дне не основное место крушения, а взяли немного вбок, где нашли два больших обломка от днища корабля. Когда стали анализировать зазубренные края этих обломков днища, пришли к поразительному выводу. Невозможно было для корабля расколоться таким путем, как полагали десятки лет эксперты, — с кормой, вздыбленной над океаном под 45-градусным углом, и до того, как корпус корабля распался надвое. По этим знаменательным донным обломкам можно судить, что их раскол был прерван на середине – верный знак того, что корабль накренился тогда под малым углом (около 11 градусов), что его корма еще сохраняла плавучесть, когда дала трещину. Если бы задняя часть корабля поднялась из воды под 45-градусным углом, как потрясающе изображено в фильме Камерона, корма бы быстро откололась от корпуса корабля и найденные на дне цельные обломки днища были бы разорваны надвое.

Джеймс Кэмерон с командой ученых попытался восстановить ход событий от столкновения «Титаника» с айсбергом, до его полного затопления:

Наклон корабля — вопрос жизни и смерти

Казалось бы, какое имеет значение, как именно корабль раскололся на части? Для пассажиров «Титаника» это был вопрос жизни и смерти. В кино кормовая часть судна вздымается вверх и затем идет, вместе со всем корпусом, на дно. Это затяжное драматичное действо. В реальности корабль накренился совсем немного, пока вода затопляла носовую часть, — и у пассажиров на борту было ложное чувство безопасности.

Пассажиры и многие из команды не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Интересно, что большинство оставшихся в живых подтверждают такой неожиданный ход событий. Чарли Джугин, шеф-повар «Титаника», стоял вблизи кормы, когда корабль стал тонуть, но он не заметил никаких признаков разлома корпуса. Не было никакой всасывающей воронки, никакого колоссального всплеска. Джугин сказал, что он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не замочив своих волос.

Прощай, киношный романтический «Титаник»!

В отличие от фильма Камерона, от места катастрофы не пошла гигантская волна – никто из сидящих в спасательных лодках не заметил её, когда кормовая часть корабля скрылась под водой. Один из бывших пассажиров «Титаника» рассказывал, как он скользнул в воду, обернулся — и не увидел корабля.

Итак, прощай душераздирающий образ «Титаника» с взнесенной высоко кормой, облепленной обреченными пассажирами, их общий предсмертный вопль, и вот корабль вонзается в воду под крутым углом! К сожалению или к счастью — ничего такого на самом деле не было.

Хотя кое-кто из сидевших в спасательных шлюпках видели корму корабля, высоко поднятую в воздухе, это могло быть оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов при торчащих в воздухе пропеллерных винтах «Титаник», и без того высотой в двадцатиэтажный дом, казался еще выше, а его крен в воде — ещё круче.

Мог «Титаник» быть прочнее, выносливей? Безусловно. Высокого качества стальные заклепки и более плотный, двойной обшивки корпус могли бы предотвратить катастрофу или уж точно – держали бы корабль на плаву в разы дольше.

Причиной крушения крупнейшего океанского лайнера своего времени "Титаник" могло стать возгорание в топливном хранилище.


Трагическая легенда "Титаника"

По мнению британского журналиста Шеннона Молони, который тридцать лет изучал историю корабля, пожар на борту возник еще до выхода судна из Саутгемптона, в течение нескольких недель его безуспешно пытались потушить. За это время обшивка лайнера нагрелась, из-за чего столкновение с айсбергом закончилось столь плачевно.

Как сообщает газета The Independent, журналисту удалось , сделанные до начала путешествия "Титаника". Молони обнаружил следы сажи в том месте обшивки, которое впоследствии было повреждено из-за столкновения с айсбергом. По мнению специалистов, с большой вероятностью они возникли из-за возгорания в одном из топливных хранилищ лайнера.

По мнению исследователя, владельцы судна знали о пожаре, но скрыли сей факт от пассажиров. Команде также было приказано молчать о пожаре. Как утверждает Шеннон Молони, в результате воздействия огня обшивка корабля нагрелась до температуры около 1000 градусов по Цельсию, что сделало сталь, потерявшую до 75 процентов прочности, крайне ломкой.

По словам журналиста, когда на пятый день путешествия "Титаник" столкнулся с айсбергом, обшивка не выдержала, в борту возникла огромная пробоина. Поэтому айсберг нельзя считать единственным виновником катастрофы, унесшей 15 апреля 1912 года жизни более 1500 человек.

Отметим, " " принадлежал британской компании "Уайт Стар Лайн". На момент постройки он считался крупнейшим пассажирским лайнером в мире, а, кроме того, числился непотопляемым. 31 мая 1911 года лайнер был спущен на воду. "Сам Господь не сможет потопить этот корабль!" — говорил о судне его капитан Эдвард Джон Смит.

Спустя год с небольшим "Титаник" отправился в свой первый рейс. На борту находилось 2224 человека: 1316 пассажиров и 908 членов экипажа. 14 апреля 1912 года пароход столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. 711 человек спаслось, 1513 погибло…

С айсбергами тоже все не так просто. Обычно гренландские айсберги застревают на мелководье у побережья Лабрадора и Ньюфаундленда и плывут дальше на юг только после того, как основательно подтают, нередко под воздействием приливов. Однако в случае с "Титаником" сразу нескольким крупным айсбергам удалось заплыть далеко на юг.

Физик Дональд Олсон из Университета штата Техас (США) и его коллеги исследовали гипотезу океанографа Фергюса Вуда, утверждавшего, что айсберги были сняты с мели приливом в январе 1912 года, когда Луна находилась необычно близко к Земле. К середине апреля роковая ледяная гора достигла места столкновения.

Действительно, говорит Олсон, 4 января 1912 года Луна подошла к Земле на самое близкое расстояние за последние 1400 лет. Накануне же Земля максимально сблизилась с Солнцем. Луна и Солнце оказались в такой позиции, когда усилилось их взаимное гравитационное воздействие на Землю. Повинуясь силе прилива, айсберг-убийца откололся от Гренландии и тронулся в путь.

В то же время одной из самых больших загадок, связанных с гибелью "Титаника", является более чем легкомысленное поведение капитана лайнера Эдварда Смита. Опытный морской волк, неоднократно бороздивший воды Северной Атлантики, почему-то не обратил внимание на предупреждение о приближающихся айсбергах. Возможно, он просто не поверил информации о них.

Хотя дело, может быть и в другом. Гипотеза, в корне меняющая историю катастрофы, принадлежит двум исследователям — любителю Робину Гарднеру (по основной профессии — штукатуру) и историку Дан Ван дер Вату. Изучив архивы морского флота за 50 лет, они пришли к выводу, что на самом деле погиб не "Титаник", а другое судно — "Олимпик"! Последний был построен почти одновременно с "Титаником" и на тех же верфях. Но с первых же дней этот корабль преследовали неприятности. Когда его 20 октября 1910 года спустили на воду, он врезался в дамбу. Хозяин судна Брюс Исмей и владелец верфей "Харленд энд Уолф" лорд Пирри вынуждены были заплатить за ремонт и возмещение ущерба немалую сумму, что почти разорило их.

Находясь в плавании, "Олимпик" неоднократно попадал в аварии. После этого ни одна страховая компания уже не бралась страховать "проклятый корабль". И тогда Исмей и Пирри задумали "аферу века" — отправить "Олимпик" под именем "Титаника" в плавание по Атлантике и, когда он потерпит крушение, получить за него страховку — 52 миллиона фунтов стерлингов!

Хозяева не сомневались, что их план удастся. Чтобы обезопасить пассажиров, они предполагали послать по тому же маршруту другое судно, которое, оказавшись там якобы случайно, подберет пассажиров и экипаж. Но, чтобы не вызвать никаких подозрений, судовладельцы решили, что "спасательный" корабль отчалит от пристани не ранее чем через неделю после начала плавания. Увы, ждать пришлось всего три дня…

Капитан мнимого "Титаника" Эдвард Джон Смит был готов выполнить любой приказ начальства. Так, за несколько часов до трагедии у дежурных наблюдателей изъяли бинокли. А за несколько минут до крушения Смит якобы приказал повернуть лайнер бортом в сторону айсберга. Казалось, он пытался обеспечить катастрофу!

Дальнейшая история "Титаника" (или лже-"Титаника") нам известна. А что же стало с настоящим "Титаником"? По мнению Гарднера и ван дер Вата, тот под другим именем благополучно плавал сначала в составе Королевских морских сил, затем его приобрела "Уайт Стар лайн". Корабль списали на берег в 1935 году.

"Своей" ли смертью (либо судно, которое все принимали за "Титаник")? Или ему "помогли" потерпеть крушение? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Конечно, и "теория заговора", и "лунная гипотеза" это не более чем версии. Но факт остается фактом: "Титаник" утонул. И, что бы ни привело к его гибели, изменить трагическую судьбу этого судна мы уже не в состоянии…

"Своей" ли смертью погиб "Титаник" (либо судно, которое все принимали за "Титаник")? Или ему "помогли" потерпеть крушение? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Конечно, и "теория заговора", и "лунная гипотеза" это не более чем версии. Но факт остается фактом: "Титаник" утонул. И, что бы ни привело к его гибели, изменить трагическую судьбу этого судна мы уже не в состоянии...

Многие видели фильм про катастрофу крупнейшего в истории человечества лайнера "Титаник". Знают, например, в каком океане затонул "Титаник", а также что причиной его гибели стало столкновение с айсбергом, но, к сожалению, не всем хорошо известна история этого бедствия, а также истинные причины крушения судна.

Этот корабль был, действительно, чудом того времени, построенный английской компанией «White StarLine». По высоте он был приблизительно как высотное одиннадцатиэтажное здание, а по длине - как три больших квартала. Судно было оснащено 8 палубами и имело 16 водонепроницаемых отсеков, которые обеспечивали высокий уровень безопасности данного лайнера.

Несмотря на такую мощную и крепкую конструкцию, "Титаник" ушел на дно во время своего первого выхода в плавание. Вокруг гибели этого гиганта кораблестроения до сих пор существует много дискуссий и возникает много вопросов, связанных с его катастрофой. Например, как и почему пошел на дно корабль, в каком году затонул "Титаник" и т.п.

В каком году затонул "Титаник", первое испытание и выход в океан

Попробуем разобраться по порядку со всеми нюансами и раскрыть все секреты гибели этого гигантского судна. Итак, "Титаник" отправился в свое первое плавание 10 апреля 1912 года. Перед этим в 1911 году лайнер впервые был выпущен в воды Мирового океана для испытательного плавания. В этом тестовом круизе корабль находился до апреля 1912 года, когда и прибыл в английский порт Саутгемптона, а уже 10 апреля этого же года "Титаник" отправился в свое первое и, к сожалению, последнее плавание. Уже через пять дней в ночь с 14 на 15 апреля судно столкнулось с айсбергом, в результате чего затонуло в водах Атлантического океана. Из всех пассажиров на борту погибло более 1500 людей.

Секреты и тайны катастрофы "Титаника"

Комиссия, которая занималась расследованием гибели этого судна, была однозначна в своих выводах и всю ответственность возложила на капитана корабля Смита. Его обвинили в том, что он двигался со слишком большой скоростью в ночное время по ледяному полю, хотя его предупреждали об опасности. Но в этой истории есть много других загадок и тайн.

Так, в 1985 году группой океанографов во главе с Робертом Баллардом удалось поднять со дна множество обломков от корабля и детально исследовать их. В результате ученые сделали сенсационное открытие. Оказывается, конструкция судна была изготовлена из низкого сорта стали, что и стало причиной раскола дна корабля.

А также была гипотеза, что "Титаник" раскололся еще до того, как столкнулся с айсбергом. Низкого качества сталь не выдержала таких нагрузок и дала трещину. Тщательно исследовав металл, из которого были сделаны стержни и заклепки в конструкции корабля, ученые обнаружили в нем высокий уровень концентрации окалины. Она делает сталь очень хрупкой, что впоследствии может привести к ее быстрому разрушению. В доказательство справедливости этой версии служит тот факт, что создатели "Титаника" планировали завершить его строительство в как можно кратчайшие сроки. Эта спешка стала второй причиной гибели судна.

Ученые полагают, что если в качестве материала для изготовления стержней и заклепок, которые играют главную роль в безопасности судна, применялась высококачественная сталь, то, возможно, катастрофы удалось бы избежать.

Конечно, в крушении "Титаника", кроме применения материала низкого качества, сыграли роль и другие факторы:

  • игнорирование ледовой опасности в ночное время суток капитанским составом;
  • халатное отношение экипажа корабля к своим обязанностям (ведь весь капитанский состав был предупрежден, что впереди есть айсберг);
  • несоответствие мест в спасательных шлюпках – так, из более чем 2 тыс. пассажиров на шлюпки удалось высадить только около 700, остальные ушли под воду. Но также в подтверждение тому есть факт, что эти шлюпки изначально были рассчитаны только на 1178 человек, а на борту, согласно разным источникам, было больше 2 тысяч людей.

Выводы

Как видно, несмотря на то, что "Титаник" был одним из наибольших лайнеров того времени и оснащен по всем правилам безопасности, малейшие пренебрежения простыми правилами, халатное отношение капитанского состава к своим обязанностям и спешка в процессе постройки данного судна привели к его крушению во время первого же выхода в открытый океан. До 1985 года не все факты были известны об этой страшной катастрофе. Люди знали, в каком океане затонул "Титаник", сколько приблизительно людей погибло, а также, что судно потерпело крушение в результате столкновения с айсбергом. Но после проведенных исследований командой ученых во главе с Баллардом удалось раскрыть много новых подробностей про истинную причину катастрофы этого корабля.

Миллиарды людей во всем мире следили за тем, как тонет Леонардо Ди Каприо в фильме «Титаник». Эта лента основана на подлинных событиях, произошедших около полуночи 14 апреля 1912 года на борту роскошного лайнера «Титаник». Мифы, факты, фото, посвященные этому событию, вы найдете в нашем топ-10 малоизвестных фактов и удивительно интересных историй о «Титанике» .

Для пассажиров, путешествующих первым классом, цена билета составляла 4350 долларов, что в наше время эквивалентно 106 310 долларов. Такая стоимость проезда объяснялась высочайшими стандартами обслуживания и повышенным комфортом кают.

9. Спасшиеся собаки

Несмотря на то, что на «Титанике» не нашлось достаточно шлюпок, чтобы спасти всех людей, в числе 712 выживших пассажиров были указаны три собаки. Один пекинес и два померанских шпица. А одна из пассажирок «Титаника» отказалась покинуть борт без своей собаки и погибла вместе с ней.

8. Испорченный медовый месяц

Если вы смотрели фильм про «непотопляемый» лайнер, то помните эмоциональные сцены с Джеком и Роуз в последние минуты, когда тонул «Титаник». Исторические факты таковы: 13 пар праздновали свой медовый месяц на этом гигантском корабле. К сожалению, они, вероятно, вошли в число 1 513 утонувших пассажиров.

7. Фатальная ошибка капитана

Капитан «Титаника», 62-летний Эдвард Джон Смит, имел огромный послужной стаж. Вот только у него был богатый опыт управления парусными судами и небольшой — пароходами. Из-за недостатка знаний Смит продолжал командовать экипажу идти на полной скорости (22 узла), даже когда «Титаник» вошел в опасную ледовую зону. Итог известен.

6. Прибыль от катастрофы

Существует несколько фильмов и телевизионных шоу, которые более или менее достоверно «эксплуатируют» факты о «Титанике». В их числе: «Титаник» (1943 год), «Непотопляемая Молли Браун» (1964 год), «Секреты Титаника» (1986 год), «Призраки бездны: Титаник» (2003 год), «Титаник: Кровь и сталь» (2012 год). А фильм о Титанике Джеймса Кэмерона, снятый в 1997 году, принес создателям прибыль в миллиард долларов, а также завоевал 11 Оскаров, включая лучший фильм и лучшую награду за режиссуру.

5. Настоящий герой

Чарльз Герберт Лайтоллер был вторым помощником капитана на «Титанике» и сделал все возможное для эвакуации женщин и детей. Сам офицер чудом спасся, спрыгнув с корабля и доплыв до плавающей вверх дном складной шлюпки, на которой оказалось 30 человек. К утру их подобрали моряки с корабля «Карпатия». Лайтоллер дожил до преклонного возраста — 78 лет.

4. Всякая всячина

«Титаник» напоролся на айсберг в первый же свой выход. И это единственный океанский лайнер, который ушел на дно из-за айсберга. Кроме того, бывший лидер и основатель Северной Кореи Ким Ир Сен родился 15 апреля 1912 года (когда затонул «Титаник»).

3. Выпил и выжил

В интересные факты о «Титанике» вошла история пьяного корабельного шеф-пекаря Чарльза Джуфина. Температура в Атлантическом океане во время трагических событий на «Титанике» была около 0.56 градусов по Цельсию. Из-за этого люди не могли выжить в ней дольше 15 минут. А изрядно хлебнувший горячительного Джуфин до момента своего спасения замерзал в воде в течение двух часов. Он доказал, что пьяным не одно лишь море по колено, но и океан по плечо.

2. Долгие поиски «Титаника»

Потребовалось 73 года, чтобы обнаружить обломки «Титаника». Это произошло в 1985 году. Корпус лайнера был разделен на две части и увлечен на глубину 3784 м.

1. Проклятая мумия

Точно известно, как произошла гибель «Титаника». Научные факты неоспоримы: красавец-лайнер затонул из-за айсберга. А вот о грузе, который вез «Титаник», ходило множество слухов. Один из них: в катастрофе повинна мумия прорицательницы Аменофис IV, которую взяли на борт по распоряжению британского историка лорда Кентервиля. В качестве особо ценного предмета, ящик с мумией находился возле капитанского мостика.

Спустя некоторое время после катастрофы газеты начали публиковать рассказы пассажиров «Титаника». Некоторые из них утверждали, что незадолго до катастрофы капитан был рядом с ящиком Аменофис IV. После чего его поведение стало чрезвычайно странным, а на сообщение о ледовой угрозе не последовало своевременной реакции.

1. Для постройки «Титаника» было использовано 3 миллиона заклепок, большинство из которых было изготовлено вручную.

2. Для спуска судна на воду потребовалось 23 тонны жира, паровозного масла и жидкого мыла - для смазки направляющих сходней.

3. Конструкторы считали лайнер непотопляемым. Двойное дно и 16 водонепроницаемых переборок были для того времени ноу-хау. Однако конструкторы не знали, насколько пробивным может быть айсберг.

4. На «Титанике» не оказалось такой простой вещи, как бинокль. Капитан уволил своего второго помощника Блэра, а тот в отместку утащил ключи от сейфа, где лежали бинокли для впередсмотрящих.

5. Кораблекрушение случилось 14 апреля 1912 года. События воссозданы до мелочей. С самого утра раз десять экипажи других лайнеров передавали сводки о том, что айсберги уже неподалеку, но «Титаник» игнорировал эти предупреждения. Последняя сводка поступила на «Титаник» за 40 минут до столкновения. Но радист «Титаника» даже не дослушал сообщение и прервал связь.

6. На лайнере находились многие знаменитости того времени. Среди них, например, была миллионерша и феминистка Маргарет Браун. Она славилась тем, что знала пять языков и материлась на них как сапожник. После столкновения с айсбергом Маргарет помогала рассаживать людей по шлюпкам, но сама покинуть корабль не торопилась. Наконец кто-то силой столкнул ее в лодку и отправил в открытое море. Добравшись до другого корабля, «Карпатии», Маргарет тут же начала искать для пострадавших одеяла, продукты, составляла списки выживших, собирала деньги. К моменту прибытия «Карпатии» в порт она собрала для выживших 10 000 долларов.

7. Другой известный пассажир «Титаника», бизнесмен Бенджамин Гугенхайм, усадил в спасательную шлюпку свою спутницу. Он убедил ее, что они скоро увидятся, хотя понимал, что положение безнадежное. Вместе с камердинером он вернулся в каюту и переоделся во фрак, а потом сел за столик в центральном холле и стал пить виски. Когда кто-то предложил им все же попробовать спастись, Гугенхайм ответил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».

8. Непогашеный билет на церемонию спуска на воду «Титаника» ушел с молотка на Лондонском аукционе за 56 300 долларов. А меню с борта лайнера со списком из 40 блюд было продано в Нью-Йорке за 31 300 долларов. Другое такое же меню в Лондоне ушло за 76 000 фунтов. Ключи от корабельного помещения, в котором хранились фонари для спасательных шлюпок, тоже сохранились и были проданы за 59 000 фунтов.

9. Лайнер тонул под музыку. Оркестр до последнего стоял на палубе и играл церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе».

10. Российские глубоководные аппараты «Мир» в 1991 и 1995 годах погружались к судну, которое сейчас находится на глубине 3,8 километра. Тогда аппараты сняли видео, которое вошло в пресловутый фильм Джеймса Кэмерона. В этом году в честь столетия гибели лайнера наши подводники снова обещали нырнуть к «Титанику».

11. ЮНЕСКО ждало сто лет, чтобы объявить обломки «Титаника» объектом культурного наследия. Для таких случаев у них есть специальная конвенция. Теперь ЮНЕСКО будет следить, чтобы предметы с «Титаника» не достались некультурным дайверам.

12. Выпущенный в честь столетия фильм «Титаник 3D» уже собрал в США внушительную сумму в 17,4 млн долларов. «Титаник» Джеймса Кэмерона 1997 года имел феноменальный успех и сборы по тем временам огромные: 1,8 млрд долларов. Побить этот рекорд удалось лишь спустя 12 лет кинофильму «Аватар».

13. Злополучный черный айсберг, точнее, его фотографию, нашли через 90 лет после гибели «Титаника». Спустя несколько дней после трагедии некий Стефан Регорек из Богемии на другом лайнере проплывал мимо места катастрофы и сфотографировал айсберг. После тщательной экспертизы было доказано, что вмятины на айсберге вполне могло сделать судно. Так что ледяная глыба тоже пострадала.

14. Джек Доусон, герой того самого фильма, который принес Кэмерону славу и богатство, - реальный персонаж. Правда, Кэмерон потом уверял, что имя он взял с потолка и что это совпадение. Тем не менее реальный Джек Доусон был угольщиком на «Титанике». Правда, влюблен он был не в зеленоглазую Кейт Уинслет (она ведь тогда еще не родилась), а в сестру своего друга, который и уговорил его стать моряком. В итоге все, конечно, погибли.

15. О «Титанике» до сих пор рассказывают легенды. Например, любители мистики указывают на то, что в 1898 году писатель Морган Робертсон сочинил роман «Тщета» - об огромном трансатлантическом лайнере и его самодовольных пассажирах. В повествовании совпадает очень многое: название судна - «Титан» и даже столкновение с айсбергом холодной апрельской ночью.

16. Другая легенда гласит, что раз в шесть лет радисты ловят в эфире сигнал-призрак SOS c «Титаника». Впервые об этом заявил экипаж линкора «Теодор Рузвельт» в 1972 году. Радист покопался в архивах и нашел заметки своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы якобы с «Титаника»: в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах. В апреле 1996 года сигнал SOS с «Титаника» получило канадское судно «Квебек».

17. Хотя официальная версия гласит, что «Титаник» потопил айсберг, не все этому верят. Например, кое-кто утверждал, что «Титаник» потопила немецкая торпеда, которую выпустили сотрудники компании, построившей лайнер, чтобы получить страховку. Впрочем, это звучит малоубедительно, учитывая, сколько сотрудников компании погибло 14 апреля 1912 года.

18. «Титаник» был не единственным крупным лайнером компании «Уайт Стар Лайн». Корабль «Олимпик» начал строиться одновременно с «Титаником». В 1911 году при выходе в 11-й рейс «Олимпик» столкнулся с английским крейсером Hawk. Последний при этом чудом остался на плаву, в то время как «Олимпик» отделался небольшими повреждениями.

19. Младший брат «Титаника», судно «Британик», должно было носить имя «Гигантик», но после крушения первого лайнера строители решили умерить амбиции. «Британик» был самым комфортным из трех кораблей: на нем были две парикмахерские, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса. К сожалению, пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. После начала войны он был переоборудован в судно-госпиталь и вскоре подорвался на мине недалеко от Греции. Правда, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

20. Последняя из пассажирок «Титаника» умерла в 2009 году в возрасте 97 лет. На момент кораблекрушения ей было 2,5 месяца.