План анализа урока в начальной школе по фгос. Методическая разработка: «Анализ урока в начальных классах коррекционной школы с позиции системно-деятельностного подхода

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются

продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

Аспектные анализы уроков в начальных классах в начальных класса

Аспектный анализ урока математики

Тема урока: «Итоговое повторение за год ».

Класс: 4

Форма урока: «Математический калейдоскоп»

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на тему: «Математический калейдоскоп» на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций :

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи занятия :

1. Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему

    Работа по группам

Активизирует внимание

Наличие индивидуальной и групповой работ

Чтение и маркировка текста

Развитие оперативной памяти

Умение работать в паре

Развитие зрительной памяти

Диагностика скорости чтения, диктант

Выполнение, взаимопроверка.

Физминутка

Психологическая разгрузка

Работа с учебником.

Самостолятельная работа

Быстрота выполнения

Глубина знаний и умений

Рефлексия урока: отзыв

об уроке-игре

Да - 100 % учащихся

Было ли тебе интересно?

Вывод:

Аспектный анализ урока литературное чтение в 4 классе

Предмет: литературное чтение

Класс: 4-Д

УМК: «Школа Росии».Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

Тема урока: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Основные понятия: сказка, добро и зло

Метапредметные связи: русский язык

Ресурсы:

    учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 70-90. - М: Просвещение, 2013 г.;

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

мультипликационный фильм по сказке А.С. Пушкина

2. Организация урока.

Тип урока: урок закрепление изученного на предыдушем уроке

3. Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Актуализация знаний.

4. Сообщение темы урока

5. Изучение нового материала

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании.

8. Рефлексия.

Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.

1. Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.

2.Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Умение ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Проверка д/з.

Оценивают правильность чтения наизусть отрывка из сказки

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.

3.Постановка проблемы, формулирование темы урока, задач .

Через выполнение задания по отгадыванию загадки. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

4.Изучение нового материала

Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа по учебнику.

5.Физминутка

    Закрепление изученного урока. Работа в группахз

6. Первичное осмысление и закрепление

Учащиеся выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивают качество и уровень усвоения.

Итоги урока. Рефлексия

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

2. Соответствие урока требованиям ФГОС.

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:

Планируемые результаты:

Предметные:

    Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим.)

Метапредметные:

    Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

    Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на оснвое жудожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

    Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем оснвной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

-познавательные:

Учатся добывать новые знания:, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Выбирать наиболее эффективный способ решения;

Выполнять действия по заданному алгоритму;

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Урок был проблемным и развивающим, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умело направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Учитель умело организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают они сами.

Урок соответствует ФГОС.

Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом.

6. Методика проведения урока.

Активизация была представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровьесберегающих технологий.

Использовались

Репродуктивные методы;

Задания поискового характера;

Метод наглядности;

Дедуктивный метод;

Метод контроля и самооценки.

Степень сложности заданий увеличивался постепенно.

На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы.

Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.

Использовались различные виды контроля: самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

7. Психологические аспекты урока.

На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Велась работа над преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

8. Домашнее задание.

9. Вывод самоанализа .

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку

Аспектный анализ урока окружающего мира

Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4Д КЛАССЕ

«МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА»

Класс: 4

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса
к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

м етоды и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами; индивидуальные карточки с заданиями; кроссворд

Основные
понятия

История, историк, исторические источники, архивы, экспонаты

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.

Использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

С помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

Работа с кроссвордом

(поэтапное выполнение заданий)

Закрепляют полученные знания

Активизирует внимание

Наличие индивидуальной и фронтальной работ

Изучение нового материала

Развитие оперативной памяти

Умение работать с учебником

Развитие зрительной памяти

Работа по карточкам

Выполнение, взаимопроверка.

Закрепление полученных ранее знаний

Физминутка

Психологическая разгрузка

Работа с учебником.

Умение применять правила делового сотрудничества.

Проявление активности во взаимодействии,

Умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Практическая деятельность

Быстрота выполнения

Глубина знаний и умений

Учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания

Рефлексия урока: отзыв

об уроке-игре

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты закрепить свои знания?

Сумел ли ты показать свои знания?

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось поддерживать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, что говорит о его профессионализме и мастерстве.

Деятельностный подход был оправдан: дети самостоятельно делились своими знаниями. Были созданы условия для личностного развития, формирования учебной деятельности, обогащения практического опыта и словарного запаса учащихся.

Слайд 1

Тема. Анализ урока в начальных классах коррекционной школы с позиции системно-деятельностного подхода.

Новые веяния в образовании коснулись и коррекционных школ. В связи с официальным введением ФГОС с 2016г, где системно-деятельностный подход в обучении является приоритетным и обязательным, то перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами универсальных учебных действий.

Слайд 2

Системно - деятельностный подход состоит из двух понятий, системный и деятельностный.

Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 4

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

При проведении открытых уроков в 2015 - 2016 уч. году с использованием системно-деятельностного подхода, мы столкнулись с проблемой, которую попытались решить и представить вам на обозрение- это анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода. Мы нашли разные виды примерных анализов урока, но все они предназначены для массовых школ. Пробовали оценить результаты своей деятельности, но как правило получалось, что в старших классах результат педагогической деятельности был выше, чем у педагогов младших классов. При обсуждении методического дня, приняли решение: разработать бланки для анализов уроков по звеньям (у нас 2 звена) и для воспитательной деятельности. Меня назначили ответственной за разработку анализа урока в начальной школе. Результаты представляю вашему вниманию.

Карта анализа урока в начальной (коррекционной) школе с позиции системно-деятельностного подхода (СДП)

Класс _____ ФИО учителя ___________________________________________

Цель посещения _____________________________________________________

Название урока ______________________________________________________

Тема урока __________________________________________________________

Дата посещения ______________________________________________________

Карта анализа урока располагается в таблице, которая содержит колонки с названиями… и примеры буду приводить с открытого урока по теме Домашние животные. Кошка. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу кошка приносит человеку, как человек о ней заботится.

п/п

параметры

критерии

Нали-чие критериев

оценка

примечание

мотивация

1.Доброжелательность,

2.заинтересованность учебным материалом,

3.интересные формы,

4.нестандартный урок

1эмоциональность

2. было ли интересно?

3. смешанные на письме танцуем, на матем. -стихи и т.д.

4.это нетрадиционная (неустановленная структура: урок-игра, соревнование, аукцион, интегрированный, бинарный - проводят 2 учителя)

целеполагание

1.Цель определяется учителем.

2.Цель урока согласуется в обсуждении с учениками.

3.Цель урока обучающиеся формулируют частично самостоятельно

Пример из конспекта

Для чего нужны кошки?

В зависимости от класса выставляется оценка, а так же с учётом точности и чёткости её постановки

Характер учебных заданий

1.Репродуктивный (выполнение по образцу);

2.Репродуктивный с включением самостоятельной работы;

3. Поисковый, творческий (с элементами творчества)

Пример ?

Определить окрас

Как гладить кошку

Пример ?

Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности обучающегося на уроке

1.принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;

2.принимает цели и задачи, поставленные учителем;

3. использует предложенный алгоритм действий;

4. использует предложенные ресурсы;

5. умеет частично формулировать проблему;

6. пытается решить проблему самостоятельно;

7.умеет планировать работу с помощью педагога;

8. частично осуществляет контроль своих действий

Оценка выставляется в зависимости от класса 1-4, от контингента обучающихся и от правильного управления педагога познавательной деятельностью обучающихся

Формы освоения урока

1. самостоятельная;

2. работа в парах;

3. работа в группах;

4. индивидуальная;

5. фронтальная

Необходимо разнообразие

Методы, используемые на уроке

1. проблемное изложение (учитель знакомит с процессом поиска решения той или иной проблемы);

2. репродуктивный (выполнение по образцу или неоднократное воспроизведение сообщённых знаний и способов деятельности);

3. эвристический (учитель организует участие учеников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы);

4. объяснительно-иллюстративный;

Выбрать продукты, которыми бы накормили кошку

Для чего нужны кошки (лекарь, хорошее настроение, артисты, синоптики)

3. это методика обучения на открытии или догадке (поисковый метод)

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

2. проектная деятельность (элементы);

3. элементы проблемно-диалогический урок

В коррекц. Шк. Не используется

По мере возможности

Коммуникация учащихся

1. соблюдает речевые нормы;

2. учатся работать в парах и группах;

3. умеют договариваться между собой;

4. избегают конфликтных ситуаций;

5. задают вопросы на понимание;

Формирование БУД

1. во время объяснения нового материала активность принадлежит педагогу;

2. объяснение нового материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы;

3. сочетание объяснения учителя с высказываниями обучающихся (из жизненного опыта);

Организация обратной связи на уроке

1. учитель спрашивает - ученик отвечает;

2. учитель ставит проблему - учащиеся выбирают способы и формы обратной связи;

3. совместное моделирование ситуаций (обсуждение оценок);

повадки

принесли котёнка домой

Система оценивания достижений обучающихся

1.самооценка обучающихся на основе словесной характеристики;

2. включение обучающихся в обсуждение ответа;

3. заявка на оценку с указанием своих причин;

Рефлексия

Слайд 5-17

1. обучающиеся высказываются по поводу урока;

2. обучающиеся оценивают результат работы;

Результативность урока

1. результаты урока совпадают с целью урока;

Домашнее задание

1. задания подобные классным;

2. объём заданий не более 25% от классной работы;

3. задания дифференцированного характера;

В 1 классе не задаются

Выводы: _________Отличный урок, системно-деят. Подход прослеживается на протяжении всего урока и т.д.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:__Опубликовать на сайте, провести для молодых педагогов, - если урок хороший, если есть недочёты, то посетить чьи-то уроки ит.д._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись лица, посетившего урок _____________________________________________________

Слайд 5

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя, собственных поступков и прошедших событий.

Слайд 6

Делится на виды:

физическую (успел - не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 7, 8, 9

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

Рефлексия деятельности

Мы проведём рефлексию нашего общения игра «Микрофон». Прошу высказать своё мнение по моему выступлению. (Понравилось? Новое узнали? Было интересно? Настроение хорошее? Дополните: - я поняла, что…, - меня удивило…, - я смогу…)

Слайд 18 “Великая цель образования - это не знания, а действия (Герберт Спенсер)

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Анализ урока учителя начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века») в рамках педагогического совета: Обеспечение качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Тема: «Царства природы. Грибы».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с царством грибов
Задачи:
- познакомить учащихся со строением гриба,
-учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.
Урок учитель начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.
Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, учитель настроила детей на виртуальное путешествие в мир природы. Предложила отправиться в некоторое царство. Не в тридевятое царство, а в царство природы.
Опираясь на ранее приобретённые знания о признаках живой природы и внешнем строении растения, ученики «выходят» на тему «Грибы».
Этому способствовала одна из форм игровых технологий – загадка.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, Шляпа есть, нет головы. (Гриб).
Учитель ставит проблемный вопрос:
- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?
При помощи наводящих вопросов учитель добивается того, чтобы дети сформулировали тему и цель урока.
Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами, благодаря умелому использованию учителем современных педагогических технологий. Учитель предлагает кратковременный проект, подсказывает источники информации.
Она предложила 3 варианта ответа. Поставила задачу – доказать истинность или ложность высказывания, опираясь на уже имеющиеся у детей знания.
Работая в парах, дети сделали вывод, что грибы - это особое царство живой природы.
Учитель применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для выявления особенностей материала урока.
На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации, муляж гриба,)
Принцип научности (учитель давал дополнительный материал, дети оперировали научными понятиями, работали с Атласом – определителем) (для получения новых знаний),
Принцип доступности прослеживался в подборе материала. После рассмотрения муляжа гриба, учитель предлагает отыскать информацию в учебнике. Ставит вопрос:
Что нового вы узнали? Учитель опять же не дает материал в готовом виде, а побуждает добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. В результате работы дети узнали строение гриба, что такое грибница.
Учитель умело использует игровые технологии. На этапе обобщения она провела тематические игры: «Грибница или плодовое тело», Инсценировку «Сказка Благородный гриб», игра «Сбор грибов» сопровождалась загадками, которые развивали мыслительную деятельность. Здесь еще один удачный момент - межпредметная связь (окружающий мир – русский язык).
Подберите однокоренные слова к слову гриб. _
Удачно подобрана физминутка, она соответствовала теме урока.
В течение урока преподносился дополнительный научный материал, который вызывал интерес.
Работая в парах из предложенных вариантов, детям удалось составить правила сбора грибов.
В результате практической работы учащиеся поняли, какое отношение плесень имеет к уроку? После наблюдения плесени под микроскопом они узнали, что еще есть грибы – плесневые.
Делают вывод: грибы бывают шляпочные и плесневые.
Заключительным этапом проверки знаний был письменный экспресс - опрос.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности,
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. (Смайлики)
Домашнюю работу учитель дала дифференцированно - по группам.
В конце анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их совместно под чутким руководством учителя.
Урок соответствует требованиям ФГОС
Учителю удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.