Некоммерческая организация в форме общественной организации. Как правильно выбрать форму НКО, теория и практика применения

Некоммерческие организации отличаются тем, что извлечение прибыли не является для них основной целью, а полученная прибыль не делится между участниками организации. Однако некоммерческие организации тоже занимаются предпринимательской деятельностью в пределах уставных целей.

К таким организациям относятся:

Потребительские кооперативы;

Общественные или религиозные организации (объединения);

Финансируемые собственником учреждения;

Благотворительные и иные фонды;

Другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом.

В частности, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. введены две такие формы: некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация. Ст. 291 ГК РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме товарищества собственников жилья. Кроме того, существуют объединения работодателей, торгово-промышленная палата, товарная биржа и др.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовный и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. Организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В отношении некоммерческих организаций действует принцип специальной правоспособности, т.е. они могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе или другом учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Деятельность отдельных видов некоммерческих организаций регулируют: федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья" и др.

Потребительские кооперативы – это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов (в изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами).

Паевой фонд создается за счет взносов участников и должен быть оплачен к моменту государственной регистрации кооператива либо полностью, либо в размере, предусмотренном законом для определенного вида кооперативов.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита («кассы взаимопомощи»); общества взаимного страхования и др.

Потребительский кооператив создается в соответствии с разрешением его учредителей (членов) на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. В уставе наряду с общими сведениями должны также содержаться данные о порядке управления деятельностью кооператива, составе и компетенции органов управления, порядке принятия решений, размере и порядке внесения паевых взносов его членами и ответственности за просрочку, порядке покрытия понесенных кооперативом убытков.

Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица. Потребительские кооперативы должны учреждаться не менее чем тремя лицами (для потребительских обществ в качестве учредителей требуется не менее 5 граждан и/или 3 юридических лиц). Они не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного участника (члена).

Управление потребительским кооперативом строится по общим для всех кооперативов принципам. Высший орган – общее собрание участников. В соответствии с уставом общее собрание имеет исключительную компетенцию:

Рассматривает любой вопрос деятельности кооператива;

Формирует исполнительные органы, в ведение которых входит решение всех вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания (председатель, правление, наблюдательный совет).

Каждый участник независимо от размера паевого взноса обладает одним голосом при принятии решений на общем собрании. Он вправе принимать участие в управлении делами кооператива, в том числе в составе исполнительных органов, а также получать в пользование часть кооперативного имущества, пропорциональную своему паю. Член кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в предусмотренных законом и уставом кооператива случаях и иные выплаты. Он вправе также продать, передать по наследству или иным образом произвести отчуждение своего пая и тем самым выйти из числа участников кооператива. Пай может быть разделен между несколькими лицами (в частности, наследниками умершего члена) лишь в случаях, прямо предусмотренных законом и уставом кооператива (нельзя, например, разделить пай, связанный с использованием однокомнатной квартиры, земельным участком меньше 0,06 га).

Обязанности члена потребительского кооператива: оплата вступительного, паевого и иных взносов; покрытие за счет дополнительных взносов убытков кооператива; иные обязанности (например, по отработке определенного времени при создании объектов кооперативной собственности).

За невыполнение обязанностей пайщик может быть исключен из кооператива по решению общего собрания (которое может быть обжаловано в судебном порядке).

Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Особым основанием реорганизации или ликвидации является полное внесение паевых взносов за предоставленные в пользование объекты, поскольку это обстоятельство влечет возникновение права собственности на это имущество и соответственно прекращение этого права для кооператива (дом, гараж, земельный участок и т.п.).

В такой ситуации потребительский кооператив должен быть преобразован в иной потребительский кооператив (по совместной эксплуатации объекта) или в другую форму некоммерческой организации (товарищество собственников жилья) либо ликвидирован.

Общественные организации. К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.

В крупных общественных организациях юридическими лицами могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные званья (в этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций).

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан. В числе учредителей и участников могут быть другие общественные организации – юридические лица.

Учредительным документом общественной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе помимо общих сведений должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция), источники образования имущества.

Общественные организации вправе создавать другие некоммерческие, а также коммерческие организации или быть их участниками. Такие коммерческие организации должны заниматься деятельностью, которая соответствует целям общественной организации. Полученные доходы должны идти на достижение уставных целей общественной организации.

Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами и несут равные обязанности, за нарушение которых могут быть исключены из организации. Высшим органом организации является ее съезд или общее собрание участников, которые избирают исполнительные органы и имеют исключительную компетенцию, определенную законом и уставом (все сделки от имени организации подлежат предварительному одобрению ее коллегиального органа, в противном случае они могут быть признаны недействительными).

Общественные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Остаток имущества организации, образовавшийся в результате ее ликвидации, подлежат направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии – на цели, определенные решением суда.

Религиозные организации. Они являются разновидностью общественных организаций. Это объединения граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающие соответствующими этим целям признаками. К ним относятся: наличие вероучения и религиозной догматики; совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; проповедническая деятельность (религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения).

Религиозные организации могут выступать в виде: общин, монастырей, братств, миссий и т.п.

Учреждения. Это организации, созданные собственниками для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учредители-собственники несут неограниченную дополнительную ответственность по долгам учреждения.

К числу учредителей относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей они могут быть и публичными, и частными.

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного и зарегистрированного устава или положения, а иногда – общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида.

В уставе определяются задачи и цели деятельности учреждения, его структура, порядок управления, права и обязанности должностных лиц, порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, ведения учета и отчетности, ликвидации и реорганизации и другие вопросы. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Учреждения обычно финансируются собственниками по смете.

Учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (это должно быть отражено в уставе или положении). Эти доходы поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной деятельностью учреждения.

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, т.е. это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника.

В отличие от всех других видов юридических лиц, учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность из собственников-учредителей. Поэтому они не могут быть объявлены банкротом.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации).

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Фонды. Это некоммерческие организации, не имеющие членства, основанные для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Участие фондов в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для этих целей имущество аккумулируется с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих сведений должны содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (чтобы не изменить статус фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами только в случаях, прямо предусмотренных уставом, а при отсутствии таких указаний – только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования (последние не могут быть учредителями благотворительных фондов, т.е. в этом случае публичное имущество использовалось бы нецелевым образом). Учредителями фонда не могут быть лица. Которые организуют и затем руководят его деятельностью. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности инее обязаны это делать.

Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц.

В фонде образуется коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом. Сделки от имени фонда подлежат предварительному одобрению попечительского совета фонда.

Для пополнения своего имущества фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Последняя обязана служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве «компании одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками. Для достижения своих целей фонды могут создавать и некоммерческие организации.

Фонды реорганизуются по решению учредителей или назначенного ими попечительского совета по общим правилам. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц.

Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. Ликвидация происходит по основаниям, указанным в законе, а не в уставе, и допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке. Остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства.

Ассоциации, союзы. Это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

В отличие от объединений холдингового типа, данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом цели координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов.

Они воздаются на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации (однако коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации и союзы). Закон не устанавливает минимально необходимого числа участников таких организаций. Одно и то же юридическое лицо может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав. В первом из них определяются цели объединения и условия участия в нем, а во втором – статус самого объединения. В учредительных документах должны содержаться сведения, определяющие объем и характер специальной компетенции объединения, основной предмет его деятельности, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия ими решений, порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Высшим органом объединения является общее собрание участников (их представителей). Исполнительные органы образуются общим собранием из числа физических лиц (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы от такой деятельности используются только на нужды объединения.

Права члена ассоциации (союза):

Участвовать в управлении делами объединения на равных правах с другими членами;

Безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза);

Беспрепятственно выйти из объединения.

Обязанности члена ассоциации (союза):

Уплачивать членские и иные взносы;

Участвовать в выплате долгов ассоциации (союза) пропорционально взносу в ее имущество (эта обязанность сохраняется в течение двух лет после выхода из объединения).

За неисполнение обязанности уплачивать взносы участник может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников.

Новые члены принимаются в объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества после ликвидации ассоциации (союза) передается для использования на цели, определенные в ее уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между учредителями объединения.

Некоммерческие партнерства. Это некоммерческие организации, созданные для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности (достижения некоммерческих целей).

Некоммерческие партнерства – объединения граждан и юридических лиц (в том числе коммерческих организаций). Главную особенность некоммерческого партнерства составляет возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества.

Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства. В этих документах должны содержаться сведения о характере и целях деятельности партнерства, условиях членства в нем, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках формирования имущества и о порядке распределения его остатка после ликвидации партнерства.

Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, но партнерство в любом случае не может быть создано одним лицом.

Высшим органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание постоянно действующего органа (типа наблюдательного совета). В партнерстве обязателен единоличный исполнительный орган, образуемый его высшим органом, а в случаях. Предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правление, директорат и т.п.).

Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своим уставом. Оно может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Права членов партнерства:

Участвовать в управлении делами;

Получать информацию о деятельности партнерства;

Свободно выйти из партнерства, получив часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства, за исключением членских взносов (если иное не следует из закона или учредительных документов);

Получать часть остатка имущества пропорционально своему взносу в имущество партнерства при его ликвидации и др.

Обязанности членов партнерства:

Вносить взносы в имущество;

Другие предусмотренные учредительными документами обязанности.

Партнерства реорганизуются и ликвидируются по общим правилам.

По единогласному решению учредителей оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию. Закон не предусматривает преобразование партнерства в коммерческую организацию.

Автономные некоммерческие организации. Это учрежденные на основе добровольных имущественных взносов некоммерческие организации, имеющие целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам. Они не имеют членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.п.). От учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на передаваемое им учредителями имущество.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Закон не исключает здесь и единоличного учредительства.

Учредительным документом является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно и заключение учредительного договора.

В уставе указываются предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ликвидации организации.

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший орган, имеющий исключительную компетенцию. В него включаются как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (или коллегиальным, если он предусмотрен уставом).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием деятельности организации ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию либо в фонд, но не в коммерческую организацию. Остаток ее имущества после ликвидации используется в соответствии с указаниями устава.

Товарищество собственников жилья. Товариществом собственником жилья признается организация, созданная на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживания принадлежащих им жилых помещений.

Товарищество организуется не менее чем двумя домовладельцами, в качестве которых могут выступать не только граждане, но и иные собственники жилых помещений – юридические лица, публично-правовые образования.

Правовой статус товарищества собственников жилья определяется его уставом. Устав принимается на общем собрании домовладельцев большинством голосов присутствующих домовладельцев или их представителей.

Закон РФ «О товариществах собственников жилья» определяет права и обязанности.

В частности, товарищество имеет право:

Заключать договоры на управление, обслуживание, эксплуатацию общего имущества;

Организовывать собственное домоуправление для обслуживания недвижимого имущества в кондоминиуме;

Определять бюджет товарищества;

Устанавливать размеры платежей, сборов, взносов для каждого домовладельца в соответствии с его долей участия;

Выполнять работы и оказывать услуги членам товарищества;

Пользоваться кредитами банка;

Иметь в собственности помещения в кондоминиуме;

Продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду оборудование, инвентарь и другие материальные ценности;

Предоставлять в пользование или ограниченное пользование объекты общего имущества какому-либо лицу или лицам;

Получать в бессрочное пользование или приобретать в собственность земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек;

Ряд других прав.

Товарищество собственников жилья обязано:

Обеспечивать выполнение требований Закона «О товариществах собственников жилья», иных законодательных и правовых актов, а также устава товарищества;

Выполнять принятые на себя договорные обязательства;

Обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества;

Обеспечивать соблюдение интересов членов товарищества при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, распределения между домовладельцами издержек по содержанию и ремонту общего имущества;

Ряд других.

Органами управления товариществом являются общее собрание и правление.

Общее собрание членов товарищества является его высшим органом управления и создается в порядке, установленном уставом товарищества, созывается один раз в год. Внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих 10 % голосов и более от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии и органа местного самоуправления.

К исключительной компетенции общего собрания относится:

Внесение изменений и дополнений в устав;

Решение о реорганизации и ликвидации товарищества;

Принятие решения об отчуждении, о сдаче в аренду, залоге или передаче иных прав на имущество товарищества домовладельцам или третьим лицам, предоставлении сервитутов или иных прав пользования общим имуществом в кондоминиуме;

Принятие решения о приобретении, строительстве, реконструкции, возведении хозяйственных построек и других сооружений, ремонте недвижимого имущества;

Принятие решения о получении заемных средств, включая банковские кредиты;

Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.

Решения по перечисленным вопросам принимаются большинством в две трети голосов от общего числа членов товарищества. По остальным вопросам решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на собрании.

Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется его правлением, избранным общим собранием. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Участники товарищества обладают правом голоса пропорционально доле принадлежащих им жилых помещений, если иное прямо не предусмотрено уставом товарищества. Членство в товариществе обусловлено правом собственности на соответствующее жилое помещение. Участник не может быть исключен из товарищества. В случае нарушения им обязанности по уплате взносов в имущество товарищества он должен возместить товариществу причиненные этим убытки.

Хозяйственная (предпринимательская) деятельность товарищества строго ограничена рамками эксплуатации и ремонта общей помещений и оборудования, а полученный от нее доход идет на общие нужды и не распределяется между участниками.

Товарищество собственников жилья реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. В отличие от кооперативов, закон не предусматривает для такого товарищества возможности его преобразования в иной вид юридического лица.

Торгово-промышленная палата – это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП – это самостоятельное юридическое лицо. Оно может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных задач палаты. Полученная прибыль между членами палаты не распределяется. По своим долгам ТПП отвечает всем своим имуществом. Члены палаты по ее обязательствам не несут никакой ответственности.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

Оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

Содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей хозяйства и предприятий;

Организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

Содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в РФ, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

Оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

Содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

Принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

Содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

Обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

Выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров РФ.

Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, на территории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Учредителей палаты должно быть не менее пятнадцати. Они созывают учредительный съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимают устав и образуют руководящие органы торгово-промышленной палаты. Членами палаты могут быть любые российские предприятия и индивидуальные предприниматели, а также организации, их объединяющие.

Со дня принятия устава учредители торгово-промышленной палаты в месячный срок подают заявление для ее государственной регистрации, которая осуществляется органами юстиции.

Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации и ликвидации. Решение по данному вопросу принимается высшими руководящими органами палат. Имущество ликвидированной ТПП после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.

Торгово-промышленные палаты имеют право:

Осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики и т.п.;

Представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;

Оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании объектов промышленной собственности, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

Проводить экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;

Вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров в предпринимательской деятельности;

Организовывать международные выставки;

Создавать, реорганизовывать и ликвидировать в РФ и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

Издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;

Самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;

Открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;

Образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;

Поддерживать прямые международные контакты и заключать соответствующие соглашения;

Осуществлять иные полномочия.

Объединение работодателей. В соответствии с Законом от 27.11.02 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» указанное объединение является формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей и созданной в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.

В отличие от союзов (ассоциаций), в объединении работодателей могут состоять как коммерческие, так и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.

Виды объединений работодателей:

Общероссийское объединение работодателей (создается общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ);

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями, которые должны осуществлять свою деятельность не территории более половины субъектов РФ и с ними должно состоять в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности);

Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ);

Региональное объединение работодателей (создается работодателями (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Региональное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Территориальное объединение работодателей (создается работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования);

Территориальное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования).

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей, которыми могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Учредительным документом объединения работодателей является устав, который должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателя полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.

Права объединения работодателей:

Формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

Отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

Наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

Вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные сними экономические отношения и затрагивающие права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

Принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

Получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

Другие права, предусмотренные уставом объединения работодателей.

Обязанности объединения работодателей:

Вести коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

Выполнять заключенные соглашения;

Предоставлять своим членам информацию о заключенных соглашениях и тексты этих соглашений;

Предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимым для ведения коллективных переговоров в целях заключения соглашений и контроля за их выполнением;

Осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

Содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения;

Оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Исполнять иные обязанности, предусмотренные уставом объединения.

Права членов объединения работодателей:

Участвовать в формировании органов управления объединения работодателей;

Вносить на рассмотрение органов управления предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений;

Участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений;

Получать от объединения работодателей помощь в решении трудовых и других связанных с ними вопросов;

Свободно выходить из объединения работодателей;

И другие.

Обязанности членов объединения работодателей:

Выполнять требования устава объединения работодателей;

Соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Нарушение или невыполнение взятых на себя обязательств влечет ответственность в порядке, установленном законодательством и соглашениями, заключенными объединением работодателей.

Выход работодателя из объединения не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в объединении.

Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных этими соглашениями.

При выходе из объединения работодателей его члены не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляется на основании соответствующего решения вышестоящего органа управления объединения работодателей, а также в случаях, установленных федеральными законами.

Товарная биржа – это объединение (на началах членства) предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров. Товарные биржи служат для организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, но сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью заключаются и исполняются сделки, приносящие доход, однако сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников.

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10.

Членами биржи не могут быть:

Служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

Предприятия, учреждения, организации, если их руководители (их замы или руководители обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

Высшие и местные органы государственной власти и управления;

Банки, страховые и инвестиционные компании и фонды;

Общественные, религиозные и благотворительные объединения;

Физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членство на бирже дает право:

Участвовать в биржевой торговле;

Участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей;

Получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.

Учредительным документом биржи является ее устав. В нем должно быть определено:

Структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;

Размер уставного капитала;

Перечень и порядок формирования постоянных фондов;

Максимальное число членов биржи;

Порядок приема в члены биржи, приостановка и прекращение членства;

Права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;

Порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Высшим органом управления биржи является общее собрание членов. Доля каждого участника в уставном капитале не может превышать 10 %.

Среди участников биржи различаются полные и неполные члены. Первые имеют право на участие в биржевых торгах во всех се5кциях биржи и соответствующее число голосов на общих собраниях биржи и ее секций. Вторые вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях и имеют определенное число голосов на общем собрании биржи и на собрании ее соответствующей секции.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

Виды биржевых сделок:

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

Сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

Другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленных в правилах биржевой торговли.

Биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания.

Здравствуйте друзья! Разговор пойдет об НКО - Некоммерческих организациях. Мы постоянно регистрируем и сопровождаем НКО (более 200 в год), это наша главная специализация и любимая работа. На просторах интернета по теме создания НКО полно старой, не профессиональной и банально устаревшей информации. Если Вас интересует тема связанная с оформлением в 2018 году и дальнейшей работой НКО, тут Вы найдете ответы на главные вопросы. Или узнаете ответы, которые обязательно надо знать.

Вот список вопросов людей, которые задумались об оформлении НКО:

НКО - что это и нужно ли оно мне? В чем суть НКО?

Некоммерческие организации следуя из названия являются организациями, цель которых, некоммерческая деятельность в определенных направлениях. У НКО нет бенефициаров или собственников, которые получают проценты, доход или дивиденды. НКО не может иметь в целях ведение предпринимательской деятельности, действует в некоммерческом поле по направлениям, которые закон четко описывает.

Если проще НКО действует в области: образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, экологии, благотворительности, защиты законных прав и свобод и.т.д. Все эти виды деятельности являются социально-ориентированными и полно прописаны в статье 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Некоммерческие организации подчиняются двум главным законам, Закон о некоммерческих организациях и ГК Глава. А главным контролирующим органом является Министерство юстиций.

НКО имеет также ряд преимуществ. Она действуя в некоммерческом поле, во многих случаях, имеют преимущество перед коммерческими организациями. Часто поступления полностью освобождаются от налогообложения. Имеет преимущество при взаимодействии с государственными органами. Возможность участие в грантах и получение государственной поддержки выделенных специально для НКО. Получение площади от государства, например офисной или спортивной, для реализации своих целей. Наличие социального вычета НДФЛ, который могут получить физические лица спонсирующие некоммерческие организации.

По сути цели государства и НКО часто совпадают, например развитие науки или спорта. И если Некоммерческая организация добивается в своей деятельности успехов, то в интересах государства помочь ей, через гранты, премии или субсидии. Это в свою очередь помогает некоммерческим организациям реализовывать свои программы.


Особенности некоммерческих организаций и какие они бывают?

Следствием отсутствия собственников НКО, является то, что всё имущество Некоммерческой организации принадлежит только ей. Фактически управлением занимается Руководитель, которым может называться председателем, директором, президентом или как либо еще. Главное, что Руководителя выбирают члены НКО, все члены равны, и ограничивать кого либо из членов законом запрещено.

Важно сказать, что видов НКО довольно много. Разделить их можно по двум главным признакам. Первый - место регистрации, куда подается пакет документов на регистрацию и в дальнейшем изменения в уставных документах. Это Федеральная налоговая служба или Минюст. Второй признак - основана ли организация на членстве. Когда Вы создаете НКО не основанную на членстве, это Ваш проект, и Вы имеете возможность его контролировать, вкладывая в него ресурсы и силы. В основанной на членстве НКО это сделать очень сложно, Вы, по сути, являетесь инициатором проекта, который в будущем будет развиваться силами и видением многочисленной группы людей. Удержать управление можно лишь оставаясь лидером движения и своим авторитетом.

1 Группа. Регистрируемые в Минюсте не основанные на членстве:

  • (Автономная некоммерческая организация)

2 Группа. Регистрируемые в Минюсте основанные на членстве:

  • Казачьи общества

3 Группа. Регистрируемы в ФНС основанные на членстве.

  • Потребительские кооперативы

4 Группа. Регистрируемы в ФНС не основанные на членстве.

  • Государственные учреждения
  • Казенные учреждения
  • Муниципальные учреждения

Важно сказать, что очень сложно, вернее в большинстве случаев невозможно. Проще учредить новую НКО. Ответственно подойдите к выбору формы НКО.

Что необходимо для создания Некоммерческой организации?

Необходимо ответить себе на несколько главных вопросов и иметь необходимые документы.

Необходимо определиться, в какой некоммерческой области Вы будете действовать и главное как вы будете реализовывать свои цели.

Ответив на первый вопрос, Вы сможете определиться с формой НКО, которую Вам необходимо создать.

В зависимости от формы, Вам потребуется минимум от одного до трех паспортов учредителей.

Определиться с составом органов управления НКО, их должности и копии паспорта.

Полное и сокращенное название Вашей будущей НКО.

Иметь данные для юридического адреса, это может быть офис (Гарантийное письмо от собственника офиса) или домашний адрес одного из учредителей (при условии, что он владелец квартиры).

4000 рублей на государственную пошлину

Примерно 3600 рублей на услуги Нотариуса.


Пошаговая инструкция действий для регистрации НКО.

Вы решили создать НКО, и первый вопрос с чего начать:

Для регистрации необходим как минимум один учредитель, в некоторых формах два, но необходимо три человека в обязательный коллегиальный орган управления. Т.е. один человек может быть учредителем, руководителем и членом коллегиального органа управления и еще двое только членами коллегиального органа управления. Все главные вопросы решает именно коллегиальный орган управления, а не учредитель.

- Выбираем название для нашей НКО.

Вопрос сложнее, чем Вам может показаться. Во первых, наименование должно быть уникальным. Во вторых состоять из трех частей: организационно-правовой формы, отражением характера вашей деятельности, само название. Например: АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ И ИССКУСТВА "ЗАРЯ", как видите оно состоит из трех обязательных частей. Название должно определять характер вашей деятельности, как следствие ваши цели и состав будущего Устава. Отсюда следует важное ограничение, фактически названием будут определены виды вашей деятельности и заниматься всеми социально-ориентированными видами деятельности вы не сможете. Например спортивная организация не сможет заниматься экологией. Также нельзя просто так международный, всевозможные названия органов государственной власти, другие формы (фонд, союз, ассоциация) и т.д. Не допускаются иностранные символы и слова. Если используется редкое название или малоизвестное русское слово, лучше приложить пояснительное письмо с его описанием. Не каждый знает что такое Фарахруд, в том числе сотрудники Минюста, которые могут принять его за иностранное слово.

- Определяемся с юридическим адресом.

Юридический адрес является официальным местом нахождения организации, и регистрация АНО происходит по месту нахождения юридического адреса. Так где его взять? Есть несколько путей.

Самый простой способ, юридический адрес предоставляет один из учредителей на свою квартиру, обязательное условие, квартира должна быть в собственности. Если в собственности доля, то обязательно согласие остальных участников.

Второй способ - юридическим адресом будет офис по договору аренды, т.к. организация еще не создана, собственник офиса выдает Вам гарантийное письмо, что заключит с вами договор аренды и согласен с тем, что там будет юридический адрес организации.

Существует на практике третий способ, самый сомнительный - "покупка юридического адреса", собственник предоставляет Вам гарантийное письмо, но после регистрации обеспечивает Вам лишь почтовое сопровождение организации. Это дешевле чем снимать офис, но идти по этому пути стоит только с проверенными партнерами. Можно попасть на " черный-резиновый" адрес и получить отказ в Минюсте или после оформления НКО иметь возможности открыть расчетный счет.

- Оформление документов для подачи в Министерство юстиции.

Далее самый сложный этап. Оформление пакета документов для регистрации НКО. Этот пакет документов подается в региональный Минюст, не путать с Минюстом России. Например в Москве, это Минюст Москвы. Минюст по Московской области находится тоже в Москве.

Минимальный пакет для регистрации состоит из:

  • Устав 3 экземпляра
  • Решение (Протокол) 2 экземпляра
  • Заявление заверенное нотариусом - 1 экземпляр
  • Заявление подписанное заявителем - 1 экземпляр
  • Квитанция об уплате госпошлины (оригинал)

Отдельно хотелось бы уделить внимание Уставу НКО.

Устав должен отражать именно ваш характер деятельности, цели и задачи организации, виды деятельности. Все эти пункты формируются в согласии с наименованием организации! В Уставе указывается: Наименование некоммерческой организации, место нахождения, цели и предмет деятельности, сведения о филиалах и представительствах. Также устав определяет порядок внесения изменений, реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, порядок контроля деятельности организации.


Процедура регистрации НКО в Минюсте

Процедура регистрации НКО в Министерстве юстиции в корне отличается от регистрации ООО. Сама регистрация состоит из четырех этапов, и часто Вы можете слышать только сроки некоторых, что вводит людей в заблуждение.

Скажу проще, полный срок регистрации, с момента подачи документов в Минюст, занимает не меньше 1,5 месяца. И эти полтора месяца состоят из пяти этапов, в которых принимают участие минимум 4 человека. Это одна из причин, почему ускорить регистрацию очень сложно, и если у вас это получится, это будет всего несколько дней. Опишу эти этапы:

1. Подаются документы в Министерство юстиции, принимает их в окошке "специалист на приемке".

  • Первый вариант "Отказ" в регистрации, с этим все понятно. Все с начала, повторная оплата государственной пошлины и почти всегда повторные затраты на Нотариуса.
  • Второй вариант "Доработка", если присутствуют незначительные замечания по Уставу, специалист звонит заявителю по указанному в заявлении номеру и просит внести изменения. Важно, если пропустите звонок и не найдете своего специалиста сегодня, завтра будет отказ!. Так, что лучше узнать назначенного специалиста и его телефоны заранее. Соответственно повторные расходы на нотариуса и пошлину не возникают. После "Доработки" экспертиза может занять опять 3 недели, и сроки регистрации резко увеличиваются.
  • Третий вариант положительное решение, УРА. Но это только середина пути.

3. Минюст сам отправляет пакет документ в ФНС (Налоговую), идут они около недели.

4. Документы проходят проверку в ФНС, она не такая строгая как в Минюсте. И тут решений может быть только два. Положительное или отрицательное решение. Если отрицательное, то вы попадаете в начало пути. В случае положительного решения присваиваются регистрационные номера ИНН и ОГРН, с внесением в единый реестр юридических лиц. С этого момента НКО существует. Вы можете взять выписку из ЕГРЮЛ и на основании нее совершать некоторые действия.

5. Документы созданной организации еще неделю едут обратно в Минюст.

6. Минюст получив документы из ФНС, выпускает дополнительно Свидетельство о регистрации некоммерческой организации. Важно сказать, что это свидетельство подписывает лично начальник Минюста. В связи с чем этот этап может легко растянусь с одной до двух или трёх недель, и любые взывание к совести специалиста в "окошке" или на телефоне, ситуацию не изменят. Он просто не осмелится доложить ваше недовольство высшему руководству.

Получив пакет документов в Минюсте обязательно проверьте, не допущено ли ошибок при внесении основных данных в ЕГРЮЛ, например в Ф.И.О. учредителей и руководителей, адресе, названии, и.т. д.

Потом изготавливаете печать, это сделать обязательно. Освобождены от печатей могут быть только ООО и ИП. И обязательно получаете в РОССТАТЕ (Статистике) "Уведомление" с кодами статистики.

Собираем, что получилось в красивый пакет и открываем расчетный счет в понравившемся нам банке. Делает это руководитель и лучше это сделать сразу. Без расчетного счета НКО редко может существовать, и с течением времени делать это становится все сложнее. НКО без расчетного счета, это вообще отдельная статья для разговора.

Расходы связанные с регистрацией НКО.

Пройдем по мере возникновения. После незначительных расходов связанных с подготовкой документов, бумага и чернила. Идут нотариальные расходы и составляют минимум 3500р, если у нас 1-2 учредителя. Далее государственная пошлина составляет 4000р., которую необходимо оплачивать в банке по квитанции. Расходы связанные с открытием расчетного счета составляют примерно 2-3 т.р., надо заметить, что в государственных банках цены выше чем в коммерческих, но и надежность их не вызывает сомнений. Учтите, что при отзыве лицензии у банка, организация в 95% случаев теряет свои денежные средства на расчетных счетах.

Отдельно хотелось бы сказать. После создания организация будет нести постоянные расходы связанные с ведением расчетного счета 1-3,5 т.р. в зависимости от банка. А также ведение бухгалтерского учета НКО достойным бухгалтером выйдем минимум в 2000р в месяц.

Правила работы и обязанности НКО.

Эта тема очень объемная, постараемся разобрать соответственно три главных вопроса:

  1. Где может работать НКО?
  2. Кто контролирует работу НКО?
  3. Принцип деятельности НКО.

Где может работать НКО?

В Уставе любой НКО прописывается территориальная сфера деятельности, если попроще - это те регионы в которых НКО может действовать. По умолчанию главным регионом будет тот, в котором находится Ваш юридический адрес. В дополнительных регионах НКО действует на основании филиалов или отделений. В зависимости от формы НКО, можно открыть отделения, филиалы или одновременно оба этих вида. Важно сказать, что для каждой формы расширение территориальной сферы деятельности реализуется по разному. Об этом необходимо читать отдельно. Я обозначу в чем их отличие.

Филиалы это независимые структурные единицы со своими регистрационными данными и расчетными счетами в банках. Их создание приводит к новой редакции устава НКО. Структура организации и принцип управления при наличии филиалов полностью меняется. Филиалы открывают например АНО.

Отделения создаются внутренними документами, не приводят к созданию новой редакции устава и не приводят к коренным изменениям в НКО. Но не во всякой форме НКО, возможно открытие отделений. Отделения например можно открыть в Общественной организации.

Есть формы, которым территориальный признак не так важен, например фонды. Фонды по своей сути, собирают и распределяются средства. Их деятельность построена на содействии или совместной реализации социальных проектов с другими НКО. У них как правило, просто нет необходимости в филиалах или отделениях. Они отлично достигают своих целей, опираясь на один единственный регион, перераспределяя собранные ресурсы.

Отдельно нужно сказать про Общероссийские организации и НКО, которые Просто так, его использовать нельзя, для каждой формы НКО существуют свои правила. Для общественной организации, это действие на территории более 43 регионов России, например открытие более 43 отделений. Для Ассоциации (союза), это срок деятельности более 5 лет, более трети регионов и уникальная деятельность, которую еще надо доказать.


Международный статус и использование соответствующего названия. Для этого надо сделать три шага. Создать НКО. Потом создать представительство вашей НКО в другой стране по её законам. Третий шаг, имея все документы на созданное представительство, подать документы в МИНЮСТ РОССИИ на новый устав, наименование и статус. Часто спрашивают, как создать "ВСЕМИРНУЮ НКО", ответ никак, сделать это невозможно и понятия такого в законе нет.

Кто контролирует работу НКО?

Деятельность НКО несколько сложнее, чем деятельность коммерческих организаций. НКО контролирует в основном Минюст и Налоговая (ФНС). Принцип и цели контроля сильно у них отличается. Если описывать все тонкости не хватит и книги, но главные принципы, постараемся обозначить.

Минюст контролирует, соответствует ли деятельность НКО, закону о некоммерческих организация. Проверяется соответствует ли деятельность НКО её уставу и правомерно ли расходуются средства. Именно Минюст принимает жалобы на деятельность НКО и принимает решение о её принудительной ликвидации. Ежегодно получает отчетность от НКО о подтверждении деятельности, основных финансово-экономических показателях и составе органов управления. Проверяет целевое использование полученных денежных средств и законность их использования в рамках некоммерческого поля. По сути Минюст несет надзорную функцию, в случае несоответствия, выносит предписание устранить недочеты или ликвидирует НКО.

Налоговая (ФНС) исполняет несколько другие функции. Все НКО, в рамках своего устава, могут заниматься деятельностью приносящий доход, которая облагается налогами. В налоговую ежеквартально предоставляются отчеты и декларации. На основании отчетности и анализа состава операций расчетного счета, ФНС проверяет правильность начисления и уплаты налогов. Другими словами ФНС исполняет фискальные функции контроля. И в случае выявления нарушений штрафует НКО, блокирует расчетные счета, требует пояснений от руководителя, если данные были предоставлены неполные, противоречивые или недостоверные.

Также всеми НКО отчетность предоставляется в ПФР, ФСС и РОССТАТ, даже в том случае, если деятельности или сотрудников НКО не имеет.

Принцип деятельности НКО

После создания или ежегодно НКО проводит общее собрание членов. На этом собрании в рамках устава НКО, определяется план развития НКО в текущем году. Проще говоря, члены решают главные принципы и цели деятельности их НКО, определив цели следующего года, возможно разработав определенную программу. Возможно определяется механизм реализации социально-ориентированных мероприятий.

Второй важный вопрос, как заданные цели будут достигаться, за счет каких средств. Определяются приорететные источники формирования поступлений. Соответственно для привлечение денежных средств, могут быть запланированы мероприятия и акции, например приуроченные к праздникам или торжественным датам. Возможно главным источником средств предполагается деятельность приносящая доход, и необходимо описание развития этого направления.

Третий вопрос, это смета на текущий год. Определив, цели некоммерческой организации и источники за счет которых, они будут реализовываться. Члены собрания формируют смету с планируемыми размерами поступлений по каждой статье и их целевое использование на планируемые цели. Важно сказать, что смета не должна точно исполниться в течении года, это лишь план. По итогу года, составляется фактическая смета, члены собрания изучают сметы планируемую и фактическую, с тем чтобы учесть опыт прошедшего года и иметь возможность качественнее спланировать следующий год.

Хотелось бы заметить, что сметы в НКО может и небыть вовсе, т.к. финансовые операции отсутствую полностью, а уставная деятельность, цели и задачи, полностью реализуются. Например Общественная организация действует за счет своих членов и волонтеров, которые безвозмездно действуют или за свой счет, полностью реализуя цели по просвещению и консультированию населения о его правах. Как видите финансовые операции могут быть минимальны или даже полностью отсутствовать.

Отдельно замечу, что налогами в основном облагается деятельность приносящая доход (доход от реализации товаров и услуг), которая является источником формирования поступлений НКО. Получать доход, допустимо только в рамках тех видов деятельности, которые есть в уставе (записать чисто коммерческие виды деятельности в устав, как торговлю, агенские услуги, строительство зданий и сооружений и т.д. Минюст Вам не даст при регистрации или изменениях). Сама по себе эта деятельность не может быть целью НКО. Исключением является построение деятельности некоторых АНО. Когда они осуществляют деятельность приносящюю доход, например предоставление услуг по занятиям спорту, а секции по себестоимости. Не получая какого либо финансового результата, АНО сразу же исполняет свою главную уставную цель - развитие спорта, т.е. цели у такого АНО не меняется, это развитие спорта, просто получается, что и уставная деятельность и деятельность приносящая доход, сливается в исполняются пораллельно.

Заключение.

Здесь были описаны основы знаний о некоммерческих организациях, которые надо знать каждому, кого интересует эта тема. Отдельно по каждой форме НКО, у нас есть свои разделы, также стоит ознокомиться с развернутыми статьями по вопросам, которые здесь подняты в общих чертах.

Если у Вас есть, что сказать, пишите в комментариях, с радостью ответим.

Также оставляйте ниже свои комментарии, обсудим вместе.

Россия как правовое государство осуществляет деятельность, регламентированную нормами и фундаментальными принципами права. Законам подчиняются не только органы власти, но и различного рода организации, часть из которых известна как . Более подробно рассмотрим здесь виды некоммерческих организаций (НКО).

В первую очередь, следует подчеркнуть, что их отличается от коммерческих отсутствием финансового интереса участников. Главные задачи, стоящие перед ними, должны носить благотворительный, социальный, общественно-полезный, научный или другой, имеющий социальное значение характер.

Именно вид некоммерческой организации играет роль в том, какую деятельность они будут осуществлять в дальнейшем. Классификация НКО основывается на принципе соотношения имущественных прав между учредителем и юридическим лицом, разбивающем их по форме. Организационно-правовая форма позволяет разделить некоммерческие организации на такие разновидности, как:

  • Наделенные правом собственности (товарищества, хозяйственные общества).
  • Не имеющие собственности (союзы, ассоциации, религиозные или благотворительные организации).

Далее формы НКО подразделяются на несколько разновидностей (таковых около 30). При этом сами организации могут выполнять схожие функции, различаясь между собой только названием и представляя разные юридические формы. Поэтому из всего списка выделяют несколько основных видов НКО. О них далее.

Виды и направления деятельности

Следует отметить, что, хоть некоммерческие организации и не могут иметь материальной заинтересованности, у них есть возможность осуществлять . Речь идет о привлечении дополнительных средств путем реализации продуктов своего производства, чтобы в дальнейшем продолжать осуществлять свою первоочередную задачу перед обществом.

  1. Фонд представляет собой лишенную членства НКО (на основании ст. 50 «Коммерческие и некоммерческие организации» ГК РФ), которая продолжает функционировать благодаря и на добровольных началах. Его целью является развитие сферы образования, науки, культуры и социальных связей.
  2. Религиозная/общественная организация/объединение, как и фонд, функционирует на добровольных началах. Взносы на их деятельность поступают от добровольных взносов своих членов. Главными целями такого рода НКО являются благотворительные, культурные и общественные функции.
  3. Частное учреждение в своей основе имеет собственника, создавшего организацию для выполнения функций, ограниченных некоммерческим характером. Основателем в данном случае может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
  4. Помимо прочих НКО, Россия содержит на своей территории ряд государственных корпораций, в которых не предусматривается членство, а имущество предоставлено РФ для целей, определенных на законодательном уровне. В основном они носят управленческий и социальный характер.
  5. Некоммерческое партнерство входит в виды некоммерческих организаций, как НКО, преследующее своей целью благотворительность, управление, а также поддержку в решении вопросов социального характера. В роли учредителей в данном случае выступают физические или юридические лица.
  6. Объединения юридических лиц, а также союзы и ассоциации создаются с целью более успешной координации между коммерческими организациями. При этом их главным отличием от предпринимательских учреждений является некоммерческий характер.
  7. Автономное учреждение является НКО, которую может образовать либо Россия в лице действующего правительства, либо отдельный субъект РФ. Главная цель его создания – осуществление местного самоуправления в сферах оказания здравоохранительных, научных и культурных услуг. В первую очередь, организации такой формы выполняют задания государственного характера.
  8. Автономная некоммерческая организация не имеет членства и создана для предоставления услуг в культурной, образовательной, здравоохранительной, правовой, научной сферах. Деятельность НКО осуществляется за счет добровольных имущественных взносов участников. При этом участники теряют право владения на собственность после ее передачи в распоряжение АНО.
  9. представляется в виде разных общественных объединений, которые основаны для решения управленческих и социальных задач. Большинство НКО, представляющие этот тип, основаны на членстве. К примеру, жилищно-строительный или жилищный кооперативы обеспечивают граждан жильем. Потребительский кооператив может носить название некоммерческого товарищества или партнерства в зависимости от выбранных им целей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, НКО могут классифицироваться по праву управления своей деятельностью, праву владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, если оно находится в федеральной собственности.

В России существует немало видов различных организаций. Некоммерческие объединения считаются одними из наиболее распространенных. Они не являются бизнес-структурами, хотя могут иметь отношение к процессам, приносящим доход.

Понятие и виды некоммерческих организаций

Прежде чем рассматривать задачи подобных структур, следует определиться с тем, какой смысл несут данные термины.

В качестве некоммерческой можно определить организацию, которая не ставит ключевой целью своей деятельности получение прибыли и, как следствие, не распределяет полученный доход между участниками. Подобные структуры могут преследовать различные цели и быть направлены на сферу образования, благотворительности, культурной жизни, формирование социальных, управленческих и научных проектов. Роль ключевых целей может выполнять охрана здоровья, развитие спорта и физической культуры, защита законных интересов и прав граждан и даже удовлетворение их духовных потребностей.

Этот список можно продолжать, но суть будет оставаться той же - различные виды некоммерческих организаций ориентированы на помощь определенным социальным группам.

Ключевые отличия

Для лучшего понимания того факта, что из себя представляет структура некоммерческого формата, стоит обратить внимание на ее особенности. И это, прежде всего, будет их общественный характер. Другими словами, они всегда объединяют либо юридических лиц (различные организации), либо обычных граждан.

Подобные сообщества формируются исключительно на добровольной основе и существуют на общественные деньги. При этом перед ними открыта возможность для осуществления предпринимательской деятельности. Но основанием для подобной инициативы может быть только достижение уставных целей. Стоит отметить тот факт, что разные виды некоммерческих общественных организаций получают от государства определенные льготы, касающиеся уплаты налогов.

Правовое основание

Что касается законодательной базы, регулирующей различные грани деятельности таких структур, то искать ее стоит в Гражданском кодексе РФ, а если говорить более подробно, то в разделе «Некоммерческие организации». Именно здесь содержатся все характеристики, касающиеся гражданско-правового статуса подобных сообществ и порядок получения ими, а также эксплуатации любого имущества.

К тому же понятие и виды некоммерческих организаций тоже определены в упомянутом выше разделе. В этой ветви закона можно найти всю необходимую информацию о том, какой деятельностью и как именно могут заниматься благотворительные фонды. Здесь также зафиксированы требования, которые должны отображать в своей учредительной документации различные виды некоммерческих организаций.

Что стоит знать о юридических лицах

Есть ряд особенностей, которые присущи объединениям различных организаций, деятельность которых можно охарактеризовать как некоммерческую. Эти отличия выделяют их на фоне тех сообществ юридических лиц, которые ориентированы на получение прибыли.

Эти особенности выглядят следующим образом:

Изначальное ограничение правоспособности, на которую могут рассчитывать все виды некоммерческих организаций, подразумевающие объединение юридических лиц. Другими словами, они могут проявлять активность исключительно в тех направлениях деятельности, которые зафиксированных в законе и учредительной документации.

Возможность использования предпринимательства доступна исключительно в рамках необходимости достижения целей, определенных в качестве причины создания организации. Это может быть приобретение ценных бумаг или запуск производства, оказание услуг или участие в хозяйственных обществах. Таким образом виды деятельности некоммерческих организаций могут быть достаточно обширны, но они всегда должны иметь под собой объективное основание. Но здесь важно учесть возможность одного исключения.

Для создания НО могут использоваться любые формы, допускаемые как ГК РФ, так и любыми другими законами.

Еще одной важной особенностью является тот факт, что любые виды некоммерческих организаций, формы которых не соответствуют фонду или потребительскому кооперативу, признаны несостоятельными быть не могут. Это означает, что если такие сообщества оказались должны кредиторам деньги, то нет каких-либо оснований для того, чтобы посредством решения суда перевести их в статус банкрота. Но такая организация может быть ликвидирована, а ее имущество будет использовано для возврата задолженности. Если после этого процесса останутся средства, то они направятся на достижение тех целей, ради которых НО изначально и создавалась.

Благополучатели

Изучая некоммерческие организации, цели и виды этих структур, стоит обратить внимание на тот факт, что они могут не только быть инициаторами благотворительной деятельности, но и принимать определенные средства от добровольцев и благотворителей. Такие пожертвования имеют несколько ключевых форм:

  • льготная или бескорыстная передача имущества в собственность, в том числе интеллектуальных ресурсов и денежных средств;
  • безвозмездное предложение прав пользования, распоряжения или владения какими-либо объектами или правами собственности;
  • бесплатное выполнение работ или предоставление услуг со стороны благотворителей, являющихся юридическими лицами.

Как правило, НО создается без фиксированного срока действия. Исключение могут составлять те организации, в уставе которых подобные данные прописаны. Что касается статуса юридического лица, то его НО получают, как только будет завершена их государственная регистрация. Нужно заметить, что зарегистрировать организации некоммерческого типа достаточно сложно. Для этого понадобится немало времени, поскольку придется иметь дело с большим количество организационно-правовых форм. Из-за этого процесс разработки учредительной документации также может оказаться достаточно хлопотной задачей.

Виды организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Если изучить закон РФ и российский Гражданский кодекс, то можно обнаружить, что существуют четкие формы НО, которые можно применять для их создания:

  • Потребительские кооперативы. Их используют, если планируется объединение лиц на условиях членства с целью восполнения собственных потребностей в определенных услугах и товарах. При такой форме в качестве первоначальной материальной базы организации выступают паевые взносы.
  • Религиозные и общественные организации. В этом случае основой для объединения лиц служит единство их взглядов. Сама же структура создается для реализации целей, которые являются общими для участников.
  • Фонды. Им однозначно стоит уделить внимание, разбираясь в том, какие виды юридических лиц некоммерческие организации могут включать. Под фондами стоит понимать объединения, не имеющие членства, и основанные исключительно для достижения целей, полезных обществу. В качестве основного инструмента, посредством которого выполняются задачи такой организации, можно определить использование имущества. Все средства в собственность фонда передают учредители.
  • Некоммерческие партнерства. Основные виды некоммерческих организаций включают и такую форму объединения, которая основана на членстве. Она может создаваться как юридическими лицами, так и гражданами.
  • Государственные корпорации. В данном случае учредителем может быть Российская Федерация. Для формирования такой структуры был издан специальный закон. В качестве ключевых целей этой НО можно определить выполнение любых общественно полезных, а также управленческих и социальных функций.
  • Ассоциации и союзы юридических лиц. Подобные объединения используют систему членства. Виды финансов некоммерческих организаций такого типа могут иметь несколько типов в зависимости от конкретной формы структуры.
  • Автономные НО. В данном случае членство не актуально. В качестве ключевых задач определяется предоставление услуг в сфере права, здравоохранения, науки, спорта, образования и др.

Более подробно о финансах

Любые виды некоммерческих организаций нуждаются в постоянном финансировании. Для того чтобы обеспечить подобные объединения необходимыми средствами, могут использоваться несколько путей, разрешенных законом:

  • доходы, полученные благодаря долевому участию в коммерческих организациях;
  • прибыль, источником которой является предпринимательская деятельность;
  • пожертвования и добровольные взносы;
  • поступления от лиц, являющихся учредителями организации.

Финансовую и экономическую поддержку НО могут оказывать также федеральные, местные и региональные органы самоуправления. Различные виды некоммерческих организаций могут получать такую помощь в форме частичного или полного освобождения от платы за эксплуатацию муниципального и государственного имущества, льгот по налоговым платежам, а также доступа к государственным заказам.

Управление финансами

Изначально стоит понимать, что все виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций, которые они будут использовать, определяются самими объединениями. Но при этом, согласно законодательству, они обязаны иметь смету доходов и расходов или же самостоятельный баланс. Подобные сметы являются обязательным условием для всех объединений. Их также используют в качестве финансового плана организации.

Такой план может составляться как с разбивкой на кварталы, так и на год в целом. При этом в случае запуска нескольких проектов одновременно лучшим вариантом будет составление смет для каждого из них в отдельности.

Что касается определения статей расходов и доходов бюджетных структур, то в отношении к ним применяются значительно более жесткие требования.

Принципы финансового учета НО

Ключевым направлением, в рамках которого используется учет, является фиксирование целевых поступлений и расходов, равно как и рассмотрение движения имущества.

Важно понимать, что средства, поступившие в организацию для выполнения определенных задач, должны соответствовать целевым расходам, иначе есть смысл говорить о неверном использовании финансов. Понятие и виды некоммерческих организаций изначально рассматриваются как средство достижения целей, актуальных для определенных социальных групп, поэтому финансирование должно направляться именно в это русло.

При этом подобный принцип вовсе не подразумевает необходимость использования всех полученных средств в течение года, напротив, финансы могут распределяться на несколько лет.

Итоги

Различные виды юридических лиц, коммерческие и некоммерческие организации всегда создаются с определенной целью. И если говорить о последних, то стоит отметить, что миссия подобных структур важна для общества, поскольку с их помощью достигаются изменения, улучшающие положение конкретных социальных групп.

Что из себя представляют некоммерческие организации?

Мы часто слышим о таком понятии, как некоммерческие организации. Виды их могут быть самыми разными. Что это такое? Каковы их особенности? Чем они отличаются от коммерческих организаций? Зачем их создают? Для ответа на этот вопрос обратимся к законодательству. Оно чётко и ясно отвечает на вопрос об их природе. Некоммерческая организация не имеет своей целью извлечение прибыли. Это главная её особенность. Зачем же тогда они нужны?

Роль общения в человеческой жизни

Способность общаться - одна из важнейших человеческих особенностей. Без этой возможности жизнь становится намного труднее. Но дело не только в этом. Совместными усилиями люди решали на протяжении своей истории практически все важнейшие задачи своего бытия. Вся человеческая жизнь происходит внутри тех или иных сообществ. В частности, объединяясь в добровольные организации, люди сделают намного больше для достижения общей цели, чем каждый отдельно для своих личных.

Некоторые примеры таких организаций

Когда мы рассматриваем некоммерческие организации, виды их могут быть столь же различными, сколь дифференцированы задачи человеческой деятельности. Для примера, можно привести благотворительные организации, политические партии, общества охотников или рыболовов, любителей истории родного края и, конечно же, много других вариантов. Рассмотрим некоммерческие организации, виды их с точки зрения законодательства. Они имеют ряд льгот при налогообложении. Это логично, так как, если они не получают прибыли, то как им платить налоги?

Общее понятие

Некоммерческие организации: виды их прописаны в Гражданском кодексе и в "Законе о некоммерческих организациях" вот каким образом. Среди них: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц, государственные корпорации. Как мы видим, некоммерческие организации, понятие и виды их очень разнообразны. Организационные формы разработаны для самых различных возможных случаев.

Различные виды некоммерческих организаций

Можно отметить, что такие организации создаются для того, чтобы удовлетворять именно нематериальные потребности. Разумеется, можно отметить и общность интересов участвующих в них граждан. Рассмотрим различные виды некоммерческих организаций. Особняком стоят потребительские кооперативы. Они создаются на основе паевых взносов и имеют целью удовлетворение материальных и духовных интересов участников. Если говорить о фондах, то они по сути аккумулируют денежные суммы, предназначенные для выполнения той или иной некоммерческой деятельности. Учреждения могут быть созданы любым собственником для выполнения нужных задач. Некоммерческие партнёрства обычно применяются для объединения лиц свободных профессий: писателей, юристов, врачей и других. Автономные организации используются для предоставления услуг. Объединения юридических лиц отстаивают коллективные интересы тех или иных групп организаций. Деятельность государственной корпорации определяется специальными законами.

Роль таких организаций

Некоммерческие организации используются для выполнения самых различных задач, направленных не на получение прибыли. Таких направлений для деятельности в современном обществе много. Социально ориентированные некоммерческие организации помогают укреплять и развивать нашу жизнь.