Борис пастернак быть знаменитым некрасиво анализ. Стихотворный анализ "быть знаменитым некрасиво"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» Подготовила Проскурякова Е.Д. МБОУ СОШ № 13

2 слайд

Описание слайда:

«Быть знаменитым некрасиво...» Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

3 слайд

Описание слайда:

История создания стихотворения Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» (1956) появилось в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути. Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами.

4 слайд

Описание слайда:

Место данного стихотворения в творчестве поэта Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» вошло в сборник «Когда разгуляется» (1956-1959). Б.Пастернак адресовал его коллегам по литературному цеху. После публикации этого произведения многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что это он адресовал лично им. Стихотворение - напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

5 слайд

Описание слайда:

Тема, идея, основная мысль Основные темы – назначение поэта и поэзии; осознание поэтом своей роли и сути на земле. Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива. Над рукописями трястись. * Идея - поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле, так как людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Основная мысль - поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой. Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.

6 слайд

Описание слайда:

Сюжет Стихотворение не имеет внешнего сюжета - лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара …оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг.

7 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В первых двух строфах Пастернак выводит формулы, аккумулирующие взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Автор рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился.

8 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

9 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «отчеркивая на полях». В пятой - призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

10 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В шестой строфе Пастернак пишет о необходимости не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. В седьмой строфе автор учит сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа.

11 слайд

Описание слайда:

Лирический герой стихотворения Лирический герой не мечется, не теряется в догадках. Он напряжён, но спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником. Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.

12 слайд

Описание слайда:

Ведущее переживание, отразившееся в поэтическом произведении Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания. Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям.

Сочинение

«Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество…» - писал М.Горький.
И, действительно, как часто в трудных ситуациях мы обращаемся мысленно к своим любимым героям, к своим любимым книгам, и они подсказывают нам, как повести себя достойно.
Но за каждой книгой стоит судьба живого человека – ее автора, который не просто написал какие-то слова, но выстрадал их, оплатил их своей жизнью. То же самое можно сказать и о Борисе Леонидовиче Пастернаке.
Еще в тридцать втором году Пастернак понимал неразрывную связь стихов поэта и его судьбы. В стихотворении «О, знал бы я, что так бывает» он писал, что «…строчки с кровью убивают/ Нахлынут горлом и убьют!» и добавил, что там, где «кончается искусство/…дышат почва и судьба».
Так, например, стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» может показаться простым и незамысловатым. Написано оно классическим четырёхстопным ямбом, зарифмовано самым обычным способом (первая строчка с третьей вторая с четвертой). В нём не используется никакой специфической звукозаписи, игры слов. Но эти простые для понимания строки выстраданы их автором.
Борис Леонидович начинает стихотворение словами:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Кажется, всё понятно, но учтём, что сам Борис Леонидович к моменту написания стихотворения (1956г.) уже знаменит. Его знают на родине и за границей, где Борис Леонидович не стремится к признанию, запоем читают недавно вышедший роман писателя «Доктор Живаго». Но «шумиха и успех» для Пастернака противоречит творчеству, цель которого – самоотдача.
«Позорно, - пишет он,- ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех»
Несмотря на то, что Борис Леонидович не стремится к признанию, его роман приносит ему Нобелевскую премию. Это и становится началом трагических событий в его жизни.
Литературная газета назвала присуждение награды писателю «Враждебным актом, направленным против Советского государства…»
С этого момента в России начинается «травля» Пастернака. В газетах публикуются унижающие его статьи (печатается фраза, теперь ставшая крылатой: «Я не читал Пастернака, но знаю: в литературе без лягушек лучше»»), коллеги-писатели издеваются:
«Антисоветскую, заморскую отраву варил на кухне наш идейный враг.
По новому рецепту как приправа был поваром предложен Пастернак.
Весь наш народ плюёт на это блюдо, уже по запаху мы знаем, что откуда»
Сергей Михалков.

Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы поимённо вспомним всех,
Кто поднял руку!
Исключение из Союза писателей означало для уже пожилого человека, что он остается, практически, без средств к существованию. Но Союз писателей не остановился на этом и обратился к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства. Это было бы для писателя страшнее смерти. Ведь даже там, где уже кончается искусство, почва и судьба, неразрывно связанные между собой, продолжают дышать. И Пастернак отказывается от Нобелевской премии ради того, чтобы остаться в России. Такое решение может показаться странным (ведь его «травили» в этой стране), но ещё в пятьдесят шестом году в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»он написал:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Поэтому в письме к Н.С.Хрущёву он пишет: «Я связан с Россией и рождением, жизнью и работой, и не мыслю своей судьбы отдельно и вне её. Выезд за пределы нашей Родины для меня равносилен смерти, поэтому прошу не применять ко мне высшей меры».
Можно сказать, что ещё в пятьдесят шестом году, в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», Пастернак предчувствовал будущие испытания и в нём же сформулировал тот принцип, который позволил ему выдержать все страдания.
Оставшись практически без поддержки, без средств к существованию, осмеянный и оплеванный, накануне смерти он пишет стихотворение «Нобелевская премия», которым в один миг зачёркивает свое унижение.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В тысяча девятьсот шестидесятом году Борис Леонидович умирает. Лишь одна газета публикует сообщение о его смерти. И только через семнадцать лет Союз писателей признал его невиновность. Позже Александр Галич напишет:
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул.
А над гробом встали марадёры,
И несут почетный караул…Караул!
Я думаю, что каждый человек, который хочет связать свою жизнь с искусством, должен ответить на вопрос, готов ли он так же самоотверженно, как, например, Борис Леонидович Пастернак, жертвовать собой ради правды, ради самого искусства?
А для читателей творчество Пастернака потому так важно, что оно помогает человеку развить стремление к истине, возбуждает стыд, гнев и мужество.

Быть знаменитым некрасиво анализ стихотворения по плану

1. История создания . Произведение "Быть знаменитым некрасиво" (1956 г.) относится к позднему периоду творчества Б. Пастернака. К этому времени он уже много испытал в жизни, получил возможность сравнить свою судьбу с остальными собратьями по перу. Произведение можно считать программным заявлением автора по поводу творчества в целом.

2. Жанр - лирическое стихотворение.

3. Главная тема произведения - творческая деятельность. Уже в первой строке появляется определяющая для всего стихотворения фраза - "быть знаменитым некрасиво". Скорее всего, автор имеет в виду бесконечное число "творческих деятелей" Советского Союза, которые на самом деле не представляют собой ничего примечательного. Всесоюзного успеха они добились не творчеством, а покорностью и бесчисленными похвалами политическому руководству страны. Идеологическая подоплека произведения на так важна.

Пастернак напоминает, что главной целью любого автора является "самоотдача". К сожалению, часто все происходит по иному. Добившись определенного успеха, поэт или писатель наслаждается славой и почетом. В дальнейшем его творчество уже будет подчинено поддержанию этого положения ("быть притчей на устах у всех"), а не высшим творческим целям.

Пастернак был уверен, что настоящее признание должно прийти к творцу гораздо позже, со стороны благодарных потомков. В порыве вдохновения поэт способен порвать границы времени и пространства. Только в этом случае его творчество будет иметь настоящую ценность. Призывая коллег "окунаться в неизвестность", автор обличает бездарных бумагомарателей, которые склонны к опубликованию объемных воспоминаний и автобиографий.

Задача творческого человека состоит в создании новых миров, а не в возвеличивании своей собственной убогой и никому не интересной судьбы. Особенно важным Пастернак считать уменье не отличать "пораженья от победы". Каждый автор должен совершенно отрешиться от житейских благ путем полной самоотдачи, оставаясь при этом самим собой. Только устранив свою зависимость от окружающих соблазнов или опасностей, творец сможет считать себя "живым".

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Все стихотворение построено на антитезе. Автор противопоставляет "самоотдачу" "шумихе" и "успеху", "самозванство" - "любви пространства". Образность произведению придают фразеологизмы ("притчей на устах", "за пядью пядь") и метафоры ("будущего зов", "пробелы в судьбе"). Финал усилен трехкратным повторением эпитета "живой".

7. Главная мысль произведения - истинное творчество не может быть зависимо от преходящих ценностей.

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” является его программным произведением: в нем автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво” по плану на уроке литературы в 9 классе, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический сборник “Когда разгуляется”, вместе с другими произведениями, написанными Пастернаком за три плодотворных года.

Тема стихотворения – сущность творчества и кодекс жизни поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части композиции Пастернак говорит о том, что следование кодексу жизни в итоге приведет творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует переходы от одного размера к другому по схеме спондей — пиррихий — пиррихий — ямб.

Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе “, “быть притчей на устах у всех “,

Эпитеты – “жизни целой “, “живому следу “, “единой долькой “.

Сравнения – “как прячется в тумане местность “.

Антитеза – “поражения – победа “.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано после целой череды событий в жизни поэта – его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”, но общая окололитературная суета волновала его все меньше, в основном Пастернак занимался переводами. В то же время он много размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение поэт включил в свой сборник “Когда разгуляется”, который наполнился более чем сорока стихотворениями в период с 1956 по 1958 годы.

Тема

Общая тема – это суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.

Композиция

Композиционное строение стиха достаточно несложное – он трехчастный. В первой части поэт как будто выливает на читателя ушат ледяной воды, говоря о творцах, которые являются притчей у всех на устах, ничего при этом не знача.

Вторая часть представляет собой рразмышления о том, каким все-таки должно быть человеку. занимающемуся творчеством, – Пастернак видит его человеком, живущим без самозванства, но ради вечности. Он должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность.

И третья часть – это указания другим поэтам, что нужно сделать для того, чтобы остаться в вечности, а не приобрести только сиюминутную славу. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно быть живым до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в “Быть знаменитым некрасиво”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя.

Жанр

Это философское произведение, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к чему-то далекому и вечному. Пастернак использует сложные переходы от одного размера к другому, спондей сменяется пиррихием, а том, в свою очередь – ямбом. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифма же вежде одинаковая – перекрестная.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – все это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительные средств, таких как:

  • Метафоры – “ оставлять пробелы в судьбе “, “ быть притчей на устах у всех “,
  • Эпитеты – “ жизни целой “, “ живому следу “, “ единой долькой “.
  • Сравнения – “ как прячется в тумане местность “.
  • Антитеза – “ поражения – победа “.

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Черт бы вас побрал, любезные! Почему именно это стихотворение, почему именно на этот чертов урок, в этот отвратительный понедельник? Ах, горите в аду – я вместе с вами.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.




Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,

Другие по живому следу

Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году, входит в лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959). Помимо этого в него входят еще 44 стихотворения. Основа этого цикла размышления о времени, бытии, правде, жизни и смерти, искусстве и прочих философских темах. Выпуск цикла стихотворений «Когда разгуляется» связан с отказом в СССР публикации романа «Доктор Живаго».

Тема стихотворения философская.

Можно сказать, что данное стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» носит поучительный характер, а в роли наставника – сам Борис Пастернак. Он замечает, что «быть знаменитым некрасиво», поясняет «цель творчества — самоотдача», а после начинает учить в 3, 4, 5 строфах о том, как надо жить, что нужно делать

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

И в последних 2 строфах объясняя, дает указания

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Настроение у стихотворения возвышенное, торжественное, нацеленное на успех, его желающее. Творческая жизнь поэта была сложной, поэтому он пытался понять, почему все так происходит, что он не так делает, а главное, сколько это все еще будет продолжает?

Возможно, вместе с этим он заметил, что много тех в России, кто пишет именно для славы, высоты, «шума» и «успеха», вместе с тем совсем не предавая значения тому, что писать и о чем писать.

Перечитываешь стихотворение и учишься. Учишься понимать всю суть письма, учишься понять свою роль, не стать «шумом», а «привлечь к себе любовь пространства». Это стихотворение подбодряет, вдохновляет, воодушевляет

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Рифма стихотворения перекрестная. В тексте практически отсутствуют эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения. Оно наполнено глаголами, причастными оборотами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями – автор старался придать движения своим наставлениям, побудить к движению, к жизни, ведь «стоящего положения нет: либо ты двигаешься вперед, либо назад». Частыми аллитерациями на твердые звуки «н», «р», «д», «т», «ж» Пастернак придает своим наставлениям твердость, непоколебимость, уверенность, выражая тем самым свою жизненную позицию.