Дмитрий Мережковский: биография. Стихи, цитаты

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866 г. Его отцом был мелкий дворцовый чиновник. С 13 лет Мережковский начинает писать стихи.

В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф. М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,- страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном, которому на первых порах подражал в стихах и через которого вошел в литературную среду.

Мережковский-поэт впервые заявляет о себе в 1888 г. с выходом его первого сборника «Стихотворения». Здесь поэт выступает как ученик Надсона. Но, как отмечает В. Брюсов, он сразу сумел взять самостоятельный тон, заговорив о силе и о радости, в отличие отдругих учеников Надсона, «нывших» на безвременье и на свою слабость.

С 1884 г. будущий поэт и религиозный мыслитель учился на историко-филологических факультетах Петербургского и Московского университетов.

Здесь Мережковский увлекся позитивистской философией, а сближение с сотрудниками «Северного вестника» В. Короленко, Г. Успенским, В. Гаршиным обусловило понимание социальных проблем с народнических позиций.

Однако это увлечение было недолгим. Знакомство с европейскими символистами и поэзией Владимира Соловьева существенно изменили мировоззренческую ориентацию Мережковского. От «крайнего материализма» он переходит к символизму.

В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с которой в течение 52 лет ни на день не расставался. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.

В конце 1880-х и в 1890-е годы супруги много путешествовали по Европе. Мережковский переводил с греческого и латыни античные трагедии, выступал в качестве критика, печатался в таких изданиях, как «Северный вестник», «Русское обозрение», «Труд».

В 1892 г. Д.С Мережковский выступает с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», где дает первое теоретическое обоснование символизма: он утверждал, что именно «мистическое содержание», язык символа и импрессионизм расширят «художественную впечатлительность» современной русской словесности.

А незадолго до выступления выходит его сборник стихотворений «Символы», который и дал имя новому поэтическому направлению. Третий сборник стихов Мережковского «Новые стихотворения» выходит в 1896 г.

С 1899 г. у Мережковского начинается период поворота в мировоззрении. Его занимают вопросы христианства о соборной церкви. Г. Адамович в статье «Мережковский» вспоминает, что «если разговор был действительно оживлен, если было в нем напряжение, рано или поздно сбивался он на единую, постоянную тему Мережковского — на смысл и значение Евангелия.

Пока слово это не было произнесено, спор оставался поверхностным, и собеседники чувствовали, что играют в прятки».

Осенью 1901 г. у З. Гиппиус зародилась идея создания общества людей религии и философии для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры». Так возникли знаменитые в начале века религиозно-философские собрания, основной темой которых было утверждение, что возрождение России может совершиться только на религиозной основе.

Эти собрания проходили вплоть до 1903 г. с разрешения обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева и при участии священнослужителей. И хотя христианство «Третьего завета» не было принято, само стремление создать новое религиозное сознание на переломном этапе развития России было близко и понятно современникам.

Много времени Мережковский уделял работе над исторической прозой, в частности трилогией «Христос и антихрист», центральная идея которой — борьба двух принципов, языческого и христианского, и призыв к утверждению нового христианства (так называемого третьего завета, идея которого и обсуждалась на религиозно-философских собраниях), где «земля небесная, а небо земное».

Первый роман трилогии «Смерть богов. Юлиан Отступник» вышел в свет в 1896 г. В 1901 г. была издана вторая часть — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Завершающий роман — «Антихрист. Петр и Алексей» — вышел в 1905 г.

В 1909 г. выходит четвертая книга стихотворений Мережковского «Собрание стихов». Здесь мало новых стихотворений, это скорее антология, чем новая книга. Но определенный выбор стихотворений, сделанный автором, придал ей новизну и современность.

Включены же были лишь те произведения, которые отвечали изменившемся взглядам поэта. Старые стихотворения обрели здесь новый смысл, а несколько новых «озарили всю книгу особым, ровным, но неожиданным светом».

Среди поэтов своего времени Мережковский был резко обособлен, как поэт общих настроений. В то время, как К. Бальмонт, Андрей Белый, А. Блок даже касаясь тем общественных, «злободневных», прежде всего говорили о себе, о своем к ним отношении, Мережковский даже в интимнейших признаниях выражал то, что было или должно было стать всеобщим чувством, страданием или надеждою.

Что же касается внешнего вида Д. С. Мережковского, то, наверное, лучше всего донесли его до нас воспоминания Андрея Белого в книге «Арабески», озаглавленные: «Мережковский. Силуэт».

«Если бы два года тому назад вы прошли около часу в Летний сад в Петербурге, вы встретили бы его, маленького человека с бледным, белым лицом и большими, брошенными вдаль глазами… Он прямой как палка, в пальто с бобровым воротником, в меховой шапке. Высокое его с густой, из щек растущей каштановой бородкой лицо: оно ни в чем не может остановиться. Он в думах, в пурговом хохоте, в нежном, снежном дыме. Мимо, мимо проплывал его силуэт, силуэт задумчивого лица с широко раскрытыми глазами — не слепца: все он видит, все мелочи заметит, со всего соберет мед мудрости… Его лицо тоже символ. Вот он проходит — подойдите к нему, взгляните: и восковое это, холодное это лицо, мертвое, просияет на мгновение печатью внутренней жизненности, потому что и в едва уловимых морщинах вокруг глаз, и в изгибе рта, и в спокойных глазах — озарение скрытым пламенем бешеных восторгов; у него два лица: и одно, как пепел; и другое, как осиянная, духом сгорающая свеча. Но на истинный лик его усталость мертвенная легла трудом и заботой. Отойдите — и вот опять маска. И нет на ней печати неуловимых восторгов неугасимых… Если бы мы подошли к нему здесь, в Летнем саду, посмотрел бы на нас он холодным, неприязненным взором, поклонился бы сухо, сухо».

В марте 1906 г. Мережковские уехали в Париж, где прожили до середины 1908 г. В 1907 г. в соавторстве с З. Гиппиус и Д. Философовым Мережковский написал книгу «Le Tsar et la Revolution».

Здесь же он начал работу над трилогией по материалам российской истории конца XVIII — начала XIX в.в. «Царство Зверя». После выхода в 1908 г. первой части трилогии, романа «Павел I», Мережковский подвергся судебному преследованию. Вторая часть — «Александр I» — вышла в 1913 г. В 1918 г. был опубликован последний роман трилогии — «14 декабря».

В 1911—1913 гг. книжным товариществом О. Вольфа было издано семнадцатитомное собрание сочинений Мережковского, а в 1914 г. Д. Сытин выпустил двадцатичетырехтомное. Проза Мережковского переводилась на многие языки и была популярна в Европе.

При этом в России его произведения подвергались жесткой цензуре, причиной чему служили высказывния писателя против самодержавия и официальной церкви.

В 1917 г. Мережковские еще жили в России. В канун революции она виделась поэту в образе «грядущего хама». Уже после Октябрьской революции, прожив два года в Советской России, он утвердился во мнении, что большевизм — это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры.

Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из Петрограда. В конце 1919 г. Мережковский добивается мандата на чтение лекций в красноармейских частях.

Затем в январе 1920 г. он и З. Гиппиус переходят на территорию, оккупированную Польшей. В Минске поэт читает лекции для русских эмигрантов. А в феврале Мережковские переезжают в Варшаву, где занимаются активной политической деятельностью.

После того, как Польша подписала перемирие с Россией и, убедившись, что «русскому делу» в Варшаве положен конец, Мережковские выехали в Париж. Они поселились в квартире, которая была у них с дореволюционных времен, и установили знакомство и старые связи с русскими эмигрантами.

Сам Д. С. Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал пророком и духовным «водителем» русской эмиграции. В 1927 г. Мережковские организовали литературное и религиозно-философское общество «Зеленая лампа», президентом которого стал Г. Иванов.

Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой русской эмиграции и соединило лучших представителей русской зарубежной интеллигенции. Общество прекратило свои собрания с началом Второй мировой войны в 1939 г. Но еще в 1927 г. Мережковские основали журнал «Новый курс», который продержался лишь год.

В сентябре 1928 г. они участвовали в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов, организованном югославским правительством в Белграде. В 1931 г. Мережковский был выдвинут на получение Нобелевской премии, но она досталась И. Бунину.

В русской среде Мережковских не любили; неприязнь вызвала их поддержка Гитлера, чей режим им казался более приемлемым, чем сталинский. В июне 1940 г., за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц на юге Франции.
Умер Д. С. Мережковский 9 декабря 1941 г. в Париже.

— Библиография

— Романы

  • «Христос и Антихрист»
1. «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895)
2. «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901)
3. «Антихрист. Пётр и Алексей» (1904-1905)
  • «Царство Зверя»
1. «Павел I» (1908)
2. «Александр I» (1911-1913)
3. «14 декабря» (1918)
  • Дилогия о примордиальном Христианстве
1. «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» (1924)
2. «Мессия» (1926-1927)
  • Трилогия о Третьем Завете Св. Духа
1. «Тайна трех. Египет и Вавилон» (1923)
2. «Тайна Запада. Атлантида-Европа» (1929-1930)
3. «Иисус Неизвестный»(1934)
  • Итальянские новеллы
1. «Рыцарь за прялкой» (1895)
2. «Святой Сатир» (1895)
3. «Из Анатоля Франса» (1895)
4. «Любовь сильнее смерти» (1896)
5. «Наука любви» (1896)
6. «Железное кольцо» (1897)
7. «Превращение» (1897)
8. «Флорентийская новелла XV века» (1897)
9. «Хроника XVI века»
10. «Микеланжело»— Исторические эссе
  • Дилогия о государственных деятелях
1. «Наполеон» (1929)
2. «Данте» (1939)
  • «Лица святых от Иисуса к нам»
1. «Павел. Августин» (1936)
2. «Cв. Франциск Ассизский» (1938)
3. «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа» (1938)
  • «Реформаторы»
1. «Лютер»
2. «Кальвин»
3. «Паскаль»
  • «Испанские мистики» (1940-1941)
1. «Св. Тереза Иисуса»
2. «Св. Иоанн Креста»
3. «Маленькая Тереза»— Поэзия
1. «Стихотворения, 1883-1887» (1888)
2. «Символы. Песни и поэмы» (1892)
3. «Новые стихотворения» (1891-1895)
4. «Собрание стихов» (1904, 1910)

— Критика и публицистика
1. «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892)
2. «Вечные спутники» (1897)
3. «Лев Толстой и Достоевский» (1901-1902)
4. «Гоголь. Творчество, жизнь и религия»» (1903)
5. «Чехов и Горький»
6. «Пушкин»
7. «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»
8. «Грядущий хам» (1905), сборник статей
9. «Царь и революция» (1907), сборник статей
10. «Не мир, но меч; К будущей критике христианства» (1908)
11. «Было и будет. Дневник» (1910-1914)
12. «Невоенный дневник» (1914-1916)
13. «Больная Россия» (1906)
14. «В тихом омуте»
15. «Лица»
16. «Акрополь»
17. «Россия и большевизм»
18. «Царство Антихриста»

— Драматургия
1. «Борис Годунов» (киносценарий)
2. «Данте» (киносценарий)
3. «Будет радость»
4. «Гроза прошла»
5. «Маков цвет»
6. «Митридан и Натан»
7. «Осень»
8. «Романтики»
9. «Царевич Алексей»
10. «Юлиан-Отступник»

— Переводы
1. Переводы из Эдгара Аллана По. «Ворон». Поэма (1890)
2. «Легеля». Фантастическая новелла (1893)
3. «Гете. Фауст. Пролог на небесах». (1892) перевод с немецкого
4. «Из книги Та-Хио (Великая наука)»
5. «Из книги Чунг-Юнг (Неизменность в середине)»
6. «Из книги Лунь-Ю (Беседы мудрецов)»
7. «Из книги Менг-Тсе (Менция)»



Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 – 1941). Русский поэт, прозаик, литературный критик. Родился в Санкт – Петербурге, в семье придворного чиновника. Во время учебы в гимназии увлекся поэзией и к моменту поступления в Университет, был вхож в литературные круги тогдашней столицы. В его первом изданном сборнике, с непритязательным названием «Стихотворения» сильно влияние друга юного поэта Сергея Надсона. В конце XIX века выходит три стихотворных сборника Мережковского. Сколь нибудь значительного следа в поэзии они не оставили, но один из них, вышедший в 1892 году, дал название яркому направлению в русском искусстве. Этот сборник назывался «Символы».

Символизм в России, пробившись через первоначальные насмешки и неприятие, вскоре определяет культурную жизнь обеих столиц Империи. И главный русский символист Мережковский востребован, как никогда. Он публикует трилогию «Христос и Антихрист», сборники стихов, переводы, эссе и критические статьи. Поэт создает религиозно – философский кружок, в котором обсуждают вопросы культуры, веры и церкви.

На эту мысль Мережковского натолкнула жена – Зинаида Гиппиус. Познакомились они в 1889 году, на Кавказе и вскоре обвенчались. Зинаида Николаевна, оказала большое влияние на жизнь и творчество Мережковского.

Революцию 1905 года, он приветствовал, одновременно предостерегая общество от «грядущего хама». Отправившись в 1906 году в так называемую «парижскую эмиграцию», Мережковский проводит там несколько лет, и, возвратившись в Россию, продолжает начатую в Европе трилогию «Царство зверя».

Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция, были встречены им крайне отрицательно. В 1919 году, он просит власть разрешить ему покинуть Советскую Россию, но получает отказ. Вместе с супругой, им удается бежать лишь в 1920м и сразу же писатель активно включается в антисоветскую деятельность. В эмиграции, он пишет на религиозно – философские темы, участвует в создании кружка «Зеленая лампа», вместе с супругой издает журнал.

В 1931 году, он выдвинут на получение Нобелевской премии, однако комитет отдал предпочтение Ивану Бунину. Ухудшившееся материальное положение, заставляет писателя перебраться в фашистскую Италию. Он лично общается с Бенито Муссолини, убеждая того напасть на Россию. Мережковский получает средства от дуче и выполняет литературный заказ диктатора.

Вторая мировая война, застает его во Франции. Выступление на радио в 1941 году было последним крупным «достижением» Мережковского. От писателя, назвавшего Гитлера спасителем мира, постепенно отворачиваются друзья и вскоре он умирает. На похороны пришло всего несколько человек…

Интересные факты и даты из жизни

Красивый, умный, интеллигентный, талантливый, образованный… Вся его жизнь - в поисках истины и гармонии. Казалось бы, светлый, удобный человек. Но его не любили. Дмитрий Мережковский всегда был в отдалении от всех многочисленных талантов русского «серебряного века».

Происхождение. Ранние годы

Громкой родословной Мережковские похвастаться не могли. Прадед Дмитрия был каким-то младшим военным чином и жил в Украине. И фамилия его была вполне украинская - Мережко. Дед служил в Петербурге, в Измайловском полку, и тоже в незначительных чинах. Правда, в бабушкиных жилах текла древняя, благородная кровь Курбских. Жизнь в Петербурге натолкнула деда на мысли изменить свою фамилию на русский манер - Мережковский. Отец Дмитрия был в конце своей службы в чине тайного советника. Он определил сына на учебу в классическую гимназию в Петербурге, где процветали зубрежка и муштра. Трудно было представить, что в такой семье и при таком воспитании появится «бунтарь», разрушитель традиций, один из вождей символизма, чьи книги не раз арестовывались цензурой, более того, самого автора чуть не отлучили от церкви.

Окончив гимназию, Мережковский стал студентом историко-филологического факультета Петербуржского университета. Здесь он увлекся теориями философов Милля, Конта, Спенсера. Их идея, что познание мира возможно исключительно научным путем, без теологического и метафизического вмешательства, посеяла безысходные, мучительные сомнения в сознании молодого Мережковского, ведь это противоречило его религиозным убеждениям, воспитанным с детства. И тогда он, раздираемый внутренним раздвоением, начал искать пути примирения двух совершенно противоположных идей, например, антихристианского нигилизма Ницше и учения об исканиях Вселенской Церкви Вл. Соловьева.

Литературная деятельность

Кроме публицистики и литературной критики, Мережковский занимался поэзией и романистикой. Что касается поэзии, то она по качеству несколько уступает другим литературным занятиям Мережковского. Его стихи часто грешат банальностью, подражательством, однообразием. Ученость, отягощенная впитанной с молоком матери огромной культурой, мешала ему быть непосредственным и живым в выражении своих чувств и впечатлений. А именно эта первородность является необходимым условием настоящей поэзии. Да и самые первые почти детские поэтические опыты Мережковского когда-то забраковал сам , и это поэт помнил всю жизнь и воспринимал как приговор: «слабо», «плохо», «не годится» - такие слова прозвучали из уст великого классика. А еще он сказал о том, что хороший писатель должен много страдать, тогда его сомнения будут действенны.

В 90-х годах, вдохновленный идеями народничества, Мережковский отправился «познавать жизнь», путешествуя по городам и весям России. Он много встречался с людьми, которые не вписываются в рамки официальной религии. Ему интересны разные секты и раскольничьи сообщества. Мережковский всерьез думал о том, чтобы после окончания университета «пойти в народ», уехать в деревню учительствовать. Религиозный переворот в сознании Мережковского по времени совпал с рождением символизма. Он выпускает сборник «Символы», статью о новых течениях в литературе, в которой обозначает три элемента новых веяний в искусстве: мистика, символы и расширенную художественную впечатлительность.

Вынудила супругов Мережковских (его жена была необычная и эпатажная поэтесса Зинаида Гиппиус), категорически не принявших переворота, навсегда оставить Россию. Они поселились в Париже и прожили там до конца своих дней. Во Франции Мережковский, продолжая свои духовные искания, организовывает нечто вроде религиозно-философского клуба под названием «Зеленая лампа», где обсуждались темы политики, большевизма, религии, символизма, мировой культуры. Не менее богата тематическая палитра и его публицистических работ. Об этом можно судить по их названиям: «Больная Россия», «Последний святой», «Грядущий Храм», «Две тайны русской поэзии» и невероятное количество литературно-критический статей в цикле «Вечные спутники». Но знаменитым Мережковский стал, благодаря своим историческим романам. Трилогия «Христос и Антихрист» вмещает в себя романы о Юлиане Отступнике («Смерть богов»), о Леонардо да Винчи («Воскресшие боги»), о Петре Первом и его сыне Алексее («Антихрист»).

Вторую трилогию Мережковский посвятил России. Они об эпохе Павла Первого, и движении декабристов. Чтобы собрать материалы для своих романов, Мережковский много ездил по Европе, изучал многочисленные документы, проводил серьезные научные исследования по интересующим его темам. Нина Берберова, наблюдавшая жизнь Мережковского в эмиграции, написала о том, что ему там не хватало именно России, но политическая непримиримость в отношении Октябрьской революции заставляла его смириться с потерей родины. Он говорил об угрозе России миру, о горьком сознании того, что никто не хочет слышать его предостережений. И все же на склоне лет в разговоре с женой он произнес однажды: «На что мне свобода, если нет России?»

Имя: Дмитрий Мережковский (Dmitry Merezhkovsky)

Возраст: 76 лет

Деятельность: писатель, поэт, критик, переводчик, историк

Семейное положение: был женат

Дмитрий Мережковский: биография

Произведения представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского крайне сложны для понимания и восприятия. Современному читателю этот писатель знаком как создатель журнала «Новый путь» и автор ряда религиозно-философских собраний сочинений. Помимо прочего этот мужчина вместе с дьяволицей с русалочьими глазами, поэтессой Зинаидой Гиппиус, являлся владельцем крупного петербургского литературного салона, на вечерах которого свои первые пробы пера демонстрировали классики , и .

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.


Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков - мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.


В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к , чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.


В 1884 году Дмитрий стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма, а также проявил интерес к французской литературе. В 1888 году Мережковский защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения - Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду.

Литература

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».


1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – « », за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть « » выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» - в 1918-ом.


Полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского

В 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: и ».

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», « », «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и « ».

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с , будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус - самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».


Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.


Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой - давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку. В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально - чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности - по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.


В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Смерть

Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого . Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Известно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.

Библиография

  • 1895 - «Рыцарь за прялкой»
  • 1895 - «Святой Сатир»
  • 1895 - «Из Анатоля Франса»
  • 1895 - «Смерть богов. Юлиан Отступник»
  • 1896 - «Любовь сильнее смерти»
  • 1896 - «Наука любви»
  • 1897 - «Железное кольцо»
  • 1897 - «Превращение»
  • 1897 - «Флорентийская новелла XV века»
  • 1901 - «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
  • 1904-1905 - «Антихрист. Петр и Алексей»
  • 1908 - «Павел I»
  • 1911-1913 - «Александр I»
  • 1918 - «14 декабря»

Русская литература Серебряного века

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Биография

Дмитрий Мережковский (1866 - 1941)

Прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге 2 (14) августа 1866 г.

Первое стихотворение в сборнике «Отклик» (1881). В 1884 - 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга «Стихотворения» в 1888 г. Этапный сборник стихов «Символы» (1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть Богов. Юлиан Отступник», 1896; «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи», 1901; «Антихрист. Петр и Алексей», 1905).

Автор литературно-критических исследований «Л. Толстой и Достоевский» (1901 - 1902), «Гоголь и черт» (1906) и др., сборников философской и религиозной эссеистики «Вечные спутники» (1897), «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч» (1908), «В тихом омуте» (1908), «Больная Россия» (1910), переводов Эсхила, Еврипида, Софокла, Гёте, По.

В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в окрестностях Жлобина. После нескольких дней в Бобруйске беглецы в середине января 1920 г. добрались до Минске, после выступлений в конце февраля прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Здесь Мережковский участвовал в газете «Свобода» до 20 октября, когда вместе с Гиппиус и Злобиным выехал в Париж.

Вслед за трилогией из русской жизни (пьеса «Павел I», романы «Александр I» и «14 декабря», 1918) своеобразные художественно-философские произведения «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида - Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932 - 33), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939). Участвовал в рижской газете «Сегодня» и варшавской «За свободу!», был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника «Меч» (1934 - 1939).

Дмитрий Мережковский – российский поэт, философ, драматург (1866 - 1941 гг.), родился в Санкт-Петербурге 2 августа 1866 года в семье мелкого чиновника. Писать он начал в 13 лет. В 15 лет Мережковский познакомился с Ф.М. Достоевским, который оценил его стихи как слабые. Учился Мережковский в Петербургском и Московском университетах на историко-филологических факультетах. Первый сборник его произведений вышел в 1888 году под названием «Стихотворения».

Его музой была жена Зинаида Гиппиус, с которой поэт прожил 52 года. С 1880 по 1990-е годы Мережковский с женой много путешествовал по Европе. Во время путешествий он издавался в таких изданиях, как «Труд», «Северный вестник», а также занимался переводом античных трагедий и был критиком.

В 1892 году вышел сборник его стихотворений «Символы», в 1896 году «Новые стихотворения». В работе Мережковского «Христос и антихрист» показана борьба двух религий. В 1896 году Дмитрий Сергеевич выпустил первый роман - трилогию «Смерть богов. Юлиан отступник». После издания романа он был подвержен преследованию. Вторая часть трилогии «Александр I» была выпущена в 1913 году, а в 1918 году третья часть – «14 декабря».

В декабре 1919 года Мережковский под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выехал из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в районе Жлобина. После этого, в середине января 1920 года он добрался в Минск, а позже в Варшаву. Здесь он участвовал в газете «Свобода» до выезда в Париж в конце года.

Проза Дмитрия Сергеевича Мережковского была переведена на разные языки, и пользовалась огромной популярностью. Умер поэт 9 декабря 1941 года в Париже.