Как улучшить фантазию и воображение? Как рисовать в Фотошоп, используя своё воображение.

Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Творческое вображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от

Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

1.

2.

3.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано. Л.С. Выготский отмечал, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше начинать развивать воображение у ребенка.

В данной консультации предлагается несколько игр на развитие воображения у дошкольников.

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

(техника рисования - монотипия).

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения. Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения. Звучит классическая или красивая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики - например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова - зеленая, солнце - синее и т.д.).

17. Волшебное дерево.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это - одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

19. Живая картина.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография.

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники.

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу - длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки - получаются часы. К треугольнику хвостик - веселая морковка. Вариантов много (круг - мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку - изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктейльной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности.

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры.

Цель: развитие воображения.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

Цель: развитие воображения, фантазии, дыхания.

Детям предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги, затем дорисовать, получая изображение какого - либо предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие игры по рисованию

на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста.

Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Творческое вображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от

Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

  1. Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
  2. Юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
  3. Зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано. Л.С. Выготский отмечал, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше начинать развивать воображение у ребенка.

В данной консультации предлагается несколько игр на развитие воображения у дошкольников.

1. На что похожи наши ладошки?

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения. Звучит классическая или красивая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

14. Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй.

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики - например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова - зеленая, солнце - синее и т.д.).

17. Волшебное дерево.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это - одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

19. Живая картина.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография.

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники.

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу - длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки - получаются часы. К треугольнику хвостик - веселая морковка. Вариантов много (круг - мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку - изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктейльной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности.

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры .

Цель: развитие воображения.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

27. Превращения мыльного пузыря.

Цель: развитие воображения, фантазии, дыхания.

Детям предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги, затем дорисовать, получая изображение какого - либо предмета.


Девушка Рада спрашивает у меня, как узнать, есть ли у тебя фантазия, можно ли её как-то развить и если да, то как.

Здравстуйте, Натали!
... Я учусь рисовать, хочу стать художником, и в связи с этим у меня возник вопрос, который я плохо представляю, как можно решить.

Как можно понять, есть ли у тебя фантазия, воображение? Можно ли её развить, и если да, то как?
Я неплохо умею рисовать с натуры (для своего уровня), делать разные штуки, но, мне кажется, чисто по технике. Мне сложно даются более фантазийные задания, в основном, связанные с декоративно-прикладным искусством.

У вас были когда-нибудь подобные проблемы, или у кого-нибудь из ваших знакомых?
Заранее спасибо. Рада.

Один из моих любимых вопросов:-) Мне кажется, что проблемы с фантазией живут только у нас в голове. Я люблю её, фантазию, сравнивать с мышцами. Мы все знаем, что они у нас есть, но начинаем их "чувствовать" только тогда, когда получаем серьёзную или непривычную для нас физическую нагрузку. А заметными (визуально) они становятся и вовсе только тогда, когда ежедневная тренировка становится нормой жизни. Другими словами, фантазия, как и мышцы, есть абсолютно у всех.


Фантазия - это не что-то абстрактное и неосязаемое. Напротив. Ей нужно задать направление, заставить струиться по какому-то одному пути. Т.е. нужны просто комплексные упражнения, направленные на развитие конкретных "мышц".

1. Лица вокруг нас.
Это самое увлекательное и простое упражнение. Ищите лица вокруг себя! Привычку ассоциативно мыслить можно выработать, довести до уровня рефлекса. Тогда фантазия будет бить ключом! Не задумывались, что у каждого фасада дома есть своё лицо? Смотрели уже на свой USB-кабель, какое у него несчастное лицо? А лицо скрепкосшивателя замечали?

2. Сделайте пачку фотографий облаков и обведите в фотошопе или на настоящей, распечатанной фотографии все фигуры, которые можете распознать. Последуйте призыву Леонардо да Винчи видеть образы даже в трещинах на стене. Проделайте то же самое, что с облаками, с фотографиями:
- теней
- трещин
- кожи рук
- структуры дерева
- структуры мрамора или камня

3. Создавайте монотипии и дорисовывайте их до готовых фигур!

Автор: Арина Даур, изображение с сайта http://www.monotypy.ru/

4. Сделайте пачку листов с кляксами: дорисовывайте их до каких-то фигур или обводите те, что можете вычленить из общей массы.

Работы португальской художницы L Filipe dos Santos: http://www.corcoise.blogspot.com/

5. Собирайте разные предметы: по цвету или форме, и складывайте их в группы, композиции, инсталляции: http://art-expiration.livejournal.com/111953.html


Copyright Camilla Engman


Copyright Pam Garrison

6. Берите любой предмет из домашней утвари и придумывайте с ним что-то новое: одушевлённое или механическое. На эту тему я писала целый урок: http://art-expiration.livejournal.com/124853.html

7. Возьмите в руки любой простой предмет и подумайте, как его можно приспособить для каких-то других целей. (Погуглите слово bionik - тоже полезно посмотреть, что человек уже успел подсмотреть у природы.)

Фото отсюда http://www.technik-welten.de

8. Представьте, как привычная сцена (улица, метро, квартира) будет выглядеть под другим углом зрения: глазами животного, насекомого, птицы в небе, соседа, вилки на столе - возлелейте в себе Андерсена!

Фотография отсюда http://www.dobersberger.com/fotos-bixipic/2010/fotomarathon-wien/

9. Возьмите любой предмет в руки и попытайтесь описать его как минимум 5-ю способами: геометрическими, по ассоциации с живой природой или любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь:

10. Рисуйте с натуры и пририсовывайте людям или предметам части тела животных: лапы жуков, крылья стрекоз или бабочек, тело пчёл, щупальца осьминога.

Boris Vallejo

11. Делайте коллажи или просто заклеивайте пространство бумаги вырезками по цвету или содержанию

12. Рисуйте в артбуках

13. Делайте зирсовки в кафе

14. Листайте книги по истории искусства, иллюстрации, детские книги с картинками, альманах фотографий и художественные журнары

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Глава 5 Воображение, рисунок и цвет для позитивных изменений в жизни

Воображение, рисунок и цвет для позитивных изменений в жизни

Выражаем эмоции через зримые образы и цвет

Любую эмоцию можно также увидеть в каком-то зримом образе определенной формы и в цвете. Для этого ее следует сначала представить на уровне своего воображения, а затем нарисовать. Что при этом будет происходить? Во-первых, в процессе рисования негативного образа его энергия будет активизироваться, а значит, у вас появится сильнейший стимул избавиться от нее. Во-вторых, перед вами появится реальный рисунок образа вашей эмоции, от которого будет легко избавиться. После того как рисунок будет закончен, его следует уничтожить – сначала порвать на мелкие кусочки, затем сжечь. И только после этого приступать к рисунку созданного вашим воображением нового, позитивного образа эмоции или вашего состояния. Вы можете сразу рисовать, например, акварельными красками, но можете сначала нарисовать простым карандашом, а затем раскрасить. Делайте это по своему усмотрению и желанию. Если вы нарисуете свой новый рисунок простым карандашом, то не спешите его сразу раскрашивать. Некоторое время просто рассматривайте краски для того, чтобы понять, какие цвета вас притягивают, и только после этого приступайте к раскраске рисунка. Закончив свой новый рисунок с позитивным образом, прикрепите его на видное место так, чтобы он был виден с любого расстояния, к тому же как можно чаще попадался вам на глаза. Это будет настраивать ваш организм на нужную волну. Даже если вы не умеете рисовать и уверены в том, что не в состоянии видеть какие-либо образы, достаточно взять в руки карандаш и просто водить им по бумаге. У вас обязательно станет вырисовываться определенный образ, который вы, возможно, не сразу поймете, но, тем не менее, это будет хорошим опытом в установлении контакта с образами, находящимися внутри вас. В любом случае вы заставите свое правое полушарие мозга активно поработать, а это много значит, так как оно, в отличие от левого, не выносит никаких суждений и логических размышлений.

Ниже приводится несколько упражнений, которые помогут вам развить свое воображение.

Упражнение «Цвет и образы»

Расстелите на полу кусок одноцветной ткани, чтобы он заполнял поле вашего зрения, расслабьтесь. Начните пристально разглядывать цветную поверхность ткани, позволяя ей воздействовать на вас. Одновременно постарайтесь вызывать из подсознания какие-то образы. Например, голубой цвет ткани у вас, возможно, породит ассоциации, связанные с морем или небом, а зеленый – с молодой сочной травой, растущей на лугу, или зеленой листвой дерева и т. п. Если выбранный вами цвет ткани не окажет такого действия, надо попробовать использовать другой.

Упражнение «Управление образами»

Расположитесь в своем любимом кресле, расслабьтесь, закройте глаза. Вообразите белое полотно или лист белой бумаги. На него поместите белую лилию. Затем мысленно кисточкой покрасьте ее в оранжевый цвет. Затем снова представьте белое полотно. Мысленно кисточкой закрасьте его целиком в зеленый цвет, затем поменяйте зеленый на желтый. Так вы можете представлять любые цвета по своему выбору.

Когда проделаете эти упражнения, вы удивитесь, как легко у вас все получилось. Это служит достаточным доказательством того, что вы вольны вызывать или не вызывать определенные образы и управлять ими.

Для раскрашивания рисунка лучше всего использовать пастельные мелки или акварельные краски. Хотя, как было уже сказано, вы также сразу можете рисовать ваш рисунок в цвете, без предварительного наброска простым карандашом.

Пример. Недавно ко мне на прием пришла молодая девушка Юлия, 28 лет. Глаза ее были наполнены слезами, а как только она стала рассказывать свою историю, то сильно расплакалась. Оказалось, что ее бросил парень, который обещал на ней жениться, он просто исчез, а вскоре она узнала, что у него есть другая. Юлия тем временем стала испытывать сильное отчаяние и обиду, но постепенно, со временем, они сменились депрессией и разочарованием во всех мужчинах и жизни в целом. Успокоив девушку, я дала ей лист бумаги и краски и попросила нарисовать ее состояние в виде какого-то образа, который она увидит на уровне своего воображения, и раскрасить его. Она изобразила себя в виде завядшего цветка – цветка с опущенными лепестками, на высохшей земле. Рисунок получился мрачным, и Юлия назвала его «Депрессия» (см. цветную вкладку, рис. 16).

Я спросила, насколько ей нравится то, что она нарисовала. Оказалось, совсем не нравится. Тогда я посоветовала уничтожить рисунок, порвав его на мелкие кусочки, что Юлия и сделала.

Затем я попросила ее нарисовать нечто противоположное этому грустному и печальному образу цветка, что-то, что бодрило бы девушку и вдохновляло. В данном случае было важно произвести замену болезненной эмоции позитивным, придающим силы образом. Юлия некоторое время просто сидела и смотрела на лист бумаги, а затем нарисовала зеленой краской росток пшеницы, который пробивался из земли (см. цветную вкладку, рис. 17).

На создание двух рисунков ушло не более получаса. В процессе рисования слезы девушки окончательно высохли, а настроение значительно улучшилось. Закончив свой рисунок, она даже улыбнулась. Я же с радостью отметила, что рисунок у нее получился просто замечательным, а значит, он поможет ей отныне смотреть на жизнь более оптимистично.

Или другой пример. Как-то мне позвонила одна моя знакомая из Кисловодска, с которой мы не виделись более трех лет. На мой вопрос, как она себя чувствует, я услышала: «Неважно, располнела, стала как толстая корова, которая еле передвигается, болят ноги. Как похудеть, не знаю». В данном случае «Стала как толстая корова, которая еле передвигается» – метафора. Если же представить эту метафору зрительно и вообразить толстую корову – это будет визуализация. Для того, чтобы моя знакомая стала худеть (или хотя бы не поправляться), ей необходимо уничтожить образ толстой коровы, то есть разрушить на уровне подсознания, а затем заменить его неким другим, позитивным, можно также животным, например, образом горной лани, которая, как известно, толстой не бывает, потому что постоянно бегает по горным тропам. При этом мысленно ей следует повторять следующую установку: «Я стройная, как горная лань». Постепенно сознание примет новый образ, к которому и станет стремиться. Можно образы, увиденные на уровне вашего воображения, нарисовать. Тогда эффективность замены образа повысится, если образы коровы и горной лани изобразить в цвете. Например, корову раскрасить неприглядным серым цветом, а горную лань – золотисто-желтым.

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Глава 2. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА Возрастные закономерности ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Глава 3 РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО Типология несущетвующих животных Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Глава 4 РИСУНОК СЕМЬИ Иерархические отношенияВ этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели: состав изображенной

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Падус Эмрика

Глава 3. Поиск позитивных целей Учимся общаться со своими внутренними друзьями Ваша жизнь, воссоединенная в одно целое из частей, придет к гармонии. Руми Польза от Процесса Сущностной Трансформации простирается дальше, чем просто изменение нежелательного поведения,

Из книги Искусство и визуальное восприятие автора Арнхейм Рудольф

Глава 14. Понимание Изменений.

Из книги ПОКОЛЕНИЕ КИТЕЖ. Опыт построения сообщества автора Морозов Дмитрий Владимирович

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Из книги Тренинг привлекательности автора Рубштейн Нина Валентиновна

Глава 10. ДЕТИ. ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ Для трансформации нужна дополнительная энергия. Часть ее высвобождается, когда человек освобождается от обид и страха, от памяти о боли, пережитой в детстве. То есть очищает свое сознание.Возможно, «энергия» здесь не очень удачное

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

Глава 15. Рисунок как психографический метод психодиагностики Ребенок, осваивая окружающий мир людей и предметов, передает свои ощущения и внутренние переживания, используя различные средства экспрессии – выражение лица, звуки голоса, позы и, конечно же, движения. Как

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Глава 8 Ваш стратегический план изменений «Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание». Михаил Литвак Наша книга – практический тренинг – подходит к концу. Настало время подвести итоги.Книга была написана как практическое

Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович

От конструктивной критики к стимулированию позитивных изменений Ключ к решению этой проблемы кроется в реакции Эрика на происходящее: в конце сцены он хочет остаться один и подумать. Эрик не собирается ничего предпринимать, пока не выработает план, соответствующий его

Из книги автора

Глава 7 Лекарство для души – рисунок и цвет Цветовые медитации Медитация – техника, при которой происходит освобождение ума от всех каждодневных забот и мыслей, это погружение мысли в образ, а также способность управлять своим вниманием. Само слово «медитация»

Из книги автора

5 способов развить воображение и креативность в повседневной жизни Дети любят образную игру. Они создают новые способы взаимодействия с их миром на детских площадках, в собственных спальнях и во дворах. Они прыгают, размахивают импровизированным оружием, падают на

Из книги автора

Глава 5. Периоды изменений «Можно представить себе человека, любимого всеми и любящего всех. Такой человек всегда будет жить и на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром. Будучи таковым, он будет подобен Ангелу. Вот каков человек, питающий в себе Любовь!». Иоанн

Из книги автора

Глава 1. В системах изменений «Весь мир – театр, все люди в нём актёры». Шекспир Сам Шекспир вкладывал совсем иной смысл в эти слова и парень очень бы удивился, узнав, насколько он был прав. Впрочем, ещё подростком я прочёл версию одного видного литературоведа, и с тех пор,

В этой статье:

Современное общество все больше нуждается в творческих личностях, обладающих способностью подходить нестандартно к решению любых проблем. Основа личности закладывается в дошкольном возрасте. Именно поэтому родителям, желающим научить ребенка нестандартному мышлению, следует подумать об этом заблаговременно. Как говорится – пока не поздно. И те, кто действительно задумался над этим вопросом, даже догадываются, как добиться положительного результата, ведь сами мыслят нешаблонно. Специалисты рекомендуют развивать нестандартное мышление путем развития творческого воображения в рисовании.

Развитие творческого воображения

Развитие творческого воображения детей очень важно потому, что данный психологический процесс является ключевым в творческой деятельности человека. Сегодня вопрос о роли творческого воображения в интеллектуальном развитии детей стоит особенно остро. Причина проста – отсутствие интереса не только к развитию, но и к жизни в целом. Все хотят получать всё и сразу, причем ничего не делая и не отдавая взамен. Вот только о героях русских сказок, которые получают все «по щучьему велению, по моему хотению», следует забыть. Кстати, сказки также влияют на развитие воображения, и их тоже следует подбирать правильно. Но сейчас речь не о них. А о рисовании и том, как через него можно воспитать не просто гармоничную и любознательную личность, но еще и нестандартно мыслящую.

Воображение – это
гарантия результативного усвоения новых знаний и мотиватор самостоятельного совершенствования. Воображение развивается только при наличии желания, необходимости и таланта. Работа воображения – преобразование и обработка данных восприятия и прочих материалов, полученных в прошлом и ставших опытом, в результате чего образуются новые впечатления.

Максимальные возможности для того, чтобы творческое воображение развивалось, предоставляет именно рисование, которое также именуется ИЗО – изобразительная деятельность. И если в школьном учебном учреждении ей отводятся конкретные часы и даже целый предмет, то в дошкольных учреждениях она проходит стихийно, как и любое другое мероприятие, в котором одновременно участвует большое количество маленьких детей. Чтобы получить максимальный эффект от творчества, ребенку следует заниматься в составе небольшой группы либо индивидуально с преподавателем или же регулярно творить шедевры под руководством родителей.

Художественная деятельность в процессе детского развития

Развитие творческого воображения построено на художественной деятельности. Рисунки дошкольников вызывают неподдельный интерес у специалистов всего мира, подвергающих их многочисленным исследованиям. Причем результаты зачастую впечатляют, так как позволяют по самым обычным для кого-то
каракулям рассказать не только о малыше, его чувствах и отношении к той или иной ситуации, но и о его окружении.

Детский рисунок подвергается тщательному изучению. Психологов интересуют аспекты, позволяющие составить психологический портрет ребенка. Искусствоведы пытаются разобраться в истоках происхождения творчества. А педагоги стараются при помощи изобразительного искусства раскрыть самих детей – авторов необычных творений, подыскивая подходящие методики обучения, которые способствовали бы всестороннему развитию маленькой личности.

Что же это за деятельность такая – изобразительная? Что она собой представляет? Какую ценность несет? Как способствует развитию маленького человека и влияет на его будущее? В первую очередь это наиболее доступное средство самовыражения детей. Они рисуют то, что им интересно и то, о чем думают, вкладывая в рисунок себя, свою жизнь и отношение к тем или иным ее моментам.

Кто-то считает рисование забавой, а специалисты утверждают, что это полноценная творческая работа. При этом данный труд одновременно задействует в работе зрительные, двигательные и мускульно-осязаемые анализаторы. Через рисунки взрослые могут лучше изучить ребенка, его задатки и внутренний мир. Все это становится более понятным и открытым. Причина проста: в процессе рисования кроха не только фантазирует, но еще думает, анализирует и сравнивает.

Одни детки рисуют несуществующие предметы и миры, других привлекают обычные домики и цветочки, а кто-то увлекается волшебниками, феями и принцессами. Также дети рисуют не только фантастический мир, но и события реальной жизни, которые имеют влияние на их психику. Рисование, как и игры, помогает детям осваивать окружающий мир и адаптироваться к социальному окружению.

Может ли ребенок самостоятельно добиться успехов в рисовании? Нет. Для этого нужна помощь взрослых, причем регулярная. Только при условии систематического влияния старших у ребенка разовьются все необходимые качества воображения: произвольность, широта, оригинальность и устойчивость.

При этом обозначенное влияние должно быть представлено не контролем и диктовкой правил. Функция воздействия взрослых – обогащение и уточнение восприятия и представлений ребенка об окружающей действительности. Не стоит навязывать «готовые» темы. Творчество любит свободу!

Также задача родителей и преподавателей состоит в знакомстве с действительностью, ее изображением, развитием навыков оперирования образами, чтобы впоследствии на их основе появлялись новые. Кроме того, у детей следует создавать познавательный интерес, который стимулирует развитие творческого воображения. Тогда к началу учебного процесса ребенок будет готов к усвоению большого количества учебного материала, требующего сформированного воображения.

В чем особенность детского воображения?

Воображение дошкольников отличается от воображения взрослых. К его особенностям относятся:

Если верить общественной культуре, то дошкольник не создает ничего принципиально нового. Новизна образов отмечается только самим ребенком, который сравнивает их с наличием подобного опыта в предшествующих работах.

С четырех-пяти лет участие творчества в ИЗО постоянно растет. Особенно явно это проявляется в играх, ручной деятельности, рассказе историй и пересказе сказок/сюжетов мультфильмов. В это же время у детей появляются мечты о будущем. Эмоционально они становятся нестабильны, подвержены событиям и откликам собственной психики на тот или иной момент жизни.

Дошкольники начинают мысленно отрываться от конкретных ситуаций, обретая чувство свободы и независимости. Это невозможно не заметить, и внимательные родители обязательно отметят этот факт. При помощи воображения ребенок учится подниматься над ситуацией и видеть ее со стороны, причем не только глазами других людей, но еще и животных и даже
предметов. Это также развитие творческого мышления, вернее, одна из его ступеней.

Обретение воображением произвольности позволяет дошкольникам учиться создавать замыслы и планировать их достижение. Таким образом, у детей появляется возможность не только фантазировать, но и через воображение познавать окружающий мир, заполняя пробелы в познаниях, объединяя разрозненные впечатления, создавая целостные картинки жизни и мира в целом.

Виды и приемы детского воображения

Воображением называют возможность создать нечто новое в форме образа или идеи, представленной в собственном мире иллюзий. Чтобы понять развитие воображения, необходимо узнать о его видах. Так, воображение бывает активным (воссоздающим и творческим) и пассивным (непреднамеренным и преднамеренным).

Посредством активного воображения дети влияют на изменение окружающей действительности. При пассивном воображении образы не выходят дальше детской головы, но при этом они имеют непосредственное влияние на развитие творческого потенциала крохи.

К приемам воображения относят:

  • агллютинацию – объединение разных по свойствам и характеристикам образов, качеств, свойств;
  • гиперболизацию – уменьшение или увеличение предметов/живых существ/образов;
  • акцентирование или заострение, подчеркивающее какие-либо признаки;
  • типизацию – выделение типичных повторений однородных или однотипных образов;
  • схематизацию – объединение отдельных представлений при сглаживании различий, когда четко выступают схожие черты.

Развитие творческого мышления через рисование

Рисование считается первым шагом к самовыражению, поэтому дети во всем мире проявляют одинаковый интерес к карандашам, фломастерам, мелкам и краскам. Дети не могут выражать
собственные ощущения от поступаемой информации в виде слов, в результате чего рисуют.

В процессе рисования малыши учатся думать, выражать свои мысли на бумаге, раскрывать свой внутренний мир и обогащать его новыми красками-мыслями. Одновременно с этим у детей развивается память, внимание, сосредоточенность, усидчивость и анализаторские способности, когда приходится сравнивать предметы, образы или узоры. То есть рисование ускоряет и улучшает интеллектуальное развитие.

Однако это не все положительные аспекты рисования – так же оно благотворно воздействует на моторику пальчиков, развитие личности и умственное развитие детей, так как включает в себя другие науки (геометрию, математику, зоологию и т.д.), учит самостоятельности, способствует развитию эмоциональной сферы и помогает определять настроение маленького художника соответственно используемым в рисунке цветам.

Если у малыша не получается рисовать – краски расплываются, карандаши выходят за контуры, а линии получаются кривыми, – на помощь должны прийти родители. Первое, что следует сделать,
– успокоить ребенка, второе – помочь. Малыш ни в коем случае не должен утратить интерес к изобразительной деятельности!

К тому же совместная деятельность – это именно то, что поможет сблизиться, создав тесную связь между родителями и их чадом. А еще у малыша появится уверенность в окружающих его людях, а впоследствии – в собственных силах. Ведь если мама с папой безоговорочно верят в его успех, значит, он действительно может его достичь, тем более с такими умелыми взрослыми помощниками!

Не каждый ребенок станет художником, но каждый должен рисовать.

Навыки работы с карандашами и кистями в будущем облегчат процесс обучения и адаптации к школе. Кроме того, рисование успокаивает и поднимает настроение. Главное, чтобы процесс сопровождался только положительными эмоциями и ассоциациями.
Например, родителям ни в коем случае нельзя ругать кроху за грязные руки, вещи или мебель. Все это отстирывается и отмывается, а вот душевное равновесие ребенка восстанавливается не так быстро. Да и негативные воспоминания никуда не деваются. При этом в будущем рисование ассоциируется с недовольством, печалью, оскорблением и обидой. Это ли не повод вообще не рисовать? Еще какой! Поэтому, дорогие родители, делайте выводы и никогда не ругайте малыша за творчество. Это касается также других видов деятельности.

А теперь конкретнее о рисовании. Когда можно начинать рисовать? С того самого момента, как малыш начнет уверенно держать в руках предметы, в том числе карандаши. Начать лучше всего именно с них, так как в этом возрасте кроха еще может позволить себе брать в рот то, что держит в руках. Лучше, чтобы он не насосался краски из фломастеров или акварели. Вряд ли что-либо из этого понравится его желудку.

На чем рисовать? На столе, полу или мольберте. Последний является наиболее востребованным среди детей и родителей, так как позволяет рисовать неограниченное количество раз, подготавливая чистое полотно одним
движением тряпочки. Это главный плюс мольберта, а вот минус состоит в том, что такие рисунки нельзя будет сохранить, сложить в папочку, повесить в рамочку.

Лучший холст – это альбом для рисования. Лучшее место – стол. Так ребенок будет учится не только рисовать, но и правильно сидеть, развивая усидчивость. Например, регулярное рисование на полу может негативно сказаться на осанке, поэтому оно не рекомендуется специалистами. Да и за столом у ребенка все находится под рукой – от альбома до карандашей и ластика. Здесь же может лежать и перекус в виде печенья или яблочка.

Начинать обучение рисованию лучше с трафаретов. Их можно купить или заготовить самостоятельно. Первый способ – нарисовать от руки контуры яблочек, зверей или домиков с машинками. Второй – распечатать такие трафареты, скачав из интернета. После того как кроха научится разукрашивать трафареты, можно усложнить задание, не дорисовывая отдельные части изображаемого предмета или выделяя их пунктиром.

Усложняя рисунки, не стоит забывать предоставлять малышу больше материалов для творчества. Также следует оставлять простор для фантазии. В таком случае она будет развиваться, как и мышление крохи. А ведь это именно то, чего хотелось бы добиться каждому родителю и то, что нужно для творческого воображения. Именно этого мы вам от всей души и желаем!

Одним из наиболее загадочных психических явлений человеческого мозга является воображение. Под этим понятием понимают особый психический процесс, благодаря которому создаются новые образы на основе раннее воспринятых. Оно как бы отражает реальную действительность в новой необычной форме. Без него не существовали бы творческие профессии: поэты, художники, писатели, музыканты. Естественно, возникает вопрос – как развить воображение?

Разновидности воображения

Существует много видов этого психического процесса. Коротко рассмотрим основные из них.

  • Активное. Благодаря ему мы обладаем способностью сознательно вызвать необходимый образ. В свою очередь оно делится на:
  1. Творческое – помогает создавать новые образы, которые позже воплощаются в картине, архитектурном произведении, музыке, одежде и др. Не имея хотя бы отдаленного представления о будущем результате своих трудов, человек не начнет работать. Этот вид еще называют продуктивным, так как образ, созданный нашим мозгом, позже воплощается в жизнь в виде картины, скульптуры, песни, одежды и многого другого.
  2. Воссоздающее – позволяет снова и снова представлять визуальный образ тех вещей, которые мы когда-то уже видели. Этот вид очень важен, так как накопленная им информация является базой, из которой черпаются идеи для творчества.
  • Пассивное. Оно генерирует образы и идеи, которые в ближайшем будущем не будут воплощены в жизнь человеком. Может быть сознательным или неосознанным.
  1. Мечта – способность человеческого мозга генерировать образы отдаленного будущего, планировать вещи, которые, в общем, осуществить возможно, но не в ближайшее время. Мечты проявляются сознательно.
  2. Грезы. Главная особенность этого вида воображения заключается в том, что осуществление созданных мозгом образом невозможно и нереально. Проявляются осознанно.
  3. Галлюцинации – неосознанное генерирование человеческим мозгом тех образов, которые являются нереальными и несуществующими. Проявляются в случае сбоя работы мозга (например, как следствие принятия некоторых препаратов или при психическом заболевании). Их воздействие настолько сильно, что человек абсолютно не сомневается в их нереальности.
  4. Сны, мы видим в то время, когда наш организм отдыхает. Проявляются неосознанно.

Особенности развития воображения

Уровень развития воображения индивидуален для каждого человека. Также оно по-разному развито у взрослых и у детей.
Преимущественно это зависит от того, насколько человек развивал свое воображение. Важную роль в этом играет и окружающие люди. Если родители не позволяют своему ребенку фантазировать, относятся к его невинным вымыслам с осуждением, то, скорее всего, малыш будет все меньше давать волю своим фантазиям.
Некоторые психологи выделяют три этапа развития фантазии:

  • детство от 3-х лет;
  • подростковый возраст;
  • юношество.

В эти периоды у человека наиболее бурная фантазия, когда верится в самые невероятные чудеса, хочется совершать подвиги, ввязываться в авантюры. В то же время, на таких этапах часто совершаются необдуманные, рискованные и опасные поступки.
Отметим, что степень развитости воображения напрямую связанна с эмоциональностью человека: чем больше способность к фантазированию – тем сильнее эмоции.
Без развитого воображения человек мыслит штампами, его внутренний мир скуден и однообразен, его мозг не может выдавать новые идеи, уникальные образы.

Замечено, что воображение улучшается у тех, кто освобождается от: ограничивающих шаблонов мышления, от комплексов, негативных состояний и прочего ментального хлама. Для этой цели используйте систему Турбо-Суслик ().

Упражнения для развития воображения

Существует большое количество упражнений для развития воображения. Они подойдут как для взрослых, так и для детей.

  • Визуализация

Это упражнение рекомендуют как начальное. Оно рассчитано на тренировку умения воспроизводить и создавать визуальные образы детально. Вы сможете развить фантазию, память и мышление.
Загадайте какой-нибудь предмет. Можно начать из чего-то простого, например, книги. Представьте ее до самых мелких деталей. Дальше мысленно откройте ее, полистайте, представьте как читаете или рассматриваете картинки. Поначалу это будет немного тяжеловато, хотя и кажется очень простым: образы могут быть нечеткими, а мысли ускользать. Когда визуализация простых предметов начнет получаться легко – перейдите к более сложным. Вообще, данное упражнение научит вас управлять своими мыслями.

  • Новые слова

Придумывайте и составляйте новые слова. Называйте предметы по-новому. В первое время вам придется поднапрячься, чтобы придумать что-то интересное и удачное. Но чем больше тренироваться, тем легче слова будут приходить на ум.

  • Устный счет

Делая вычисления вы не только тренируете фантазию, но и ум. Дополнительно можете представлять, как записываете числа на бумаге и там же делаете подсчеты.

  • Немые фильмы

Просмотр фильмов без звука дает волю фантазии. Вы не только можете озвучивать отдельные фразы или диалоги героев, но и придумать целую историю. Можете играть в эту игру с друзьями: каждый выберет себе героя и говорить за него.

  • Ассоциации

Это упражнение интересно не только детям, но и взрослым. Играть в ассоциации можно как самостоятельно, так и коллективом. Придумайте ассоциацию к какому-то слову: представьте предмет или чувство, связанное с загаданным словом. Очень важно при этом объяснить, чем именно связывает эти два слова. Эта игра хорошо развивает творческое мышление.

  • Чтение

Когда читаете книгу, старайтесь как можно ярче представлять себе все происходящее в романе или рассказе: героев, дома, помещения, наряды, природу.

  • Изучение схем и карт

Превратите упражнение в интересную захватывающую игру. Придумайте историю о спрятанном пиратами сокровище и попытайтесь его найти. Или придумайте путешествие по неизведанным землям. Можете просто идти по карте по знакомым городам и представлять места, где уже побывали когда-то.

  • Выдумывайте истории

В эту игру хорошо играть компанией. Придумайте захватывающую сказку и расскажите своим друзьям. Самое главное – нужно выдумать историю самостоятельно, на ходу, без подготовки.
Моделирование ситуаций или гипотезы.
Начинайте игру с фразы «А что, если …». Постарайтесь выдумать гипотезу поневероятнее, и продолжите мысль в таком же духе. Ситуация должна быть как можно невероятнее.

  • Хобби

Развить воображение поможет творческое хобби: рисование, вязание, шитье, плетение, бисер и многое другое. В наше время выбор огромен. Найдите увлечение по своему вкусу, где вы сможете дать волю фантазии. Кроме того, вы сможете проводить время с удовольствием, что станет хорошим отдыхом.

Те люди, которые знают, как развить воображение, имеют возможность не только натренировать свой мозг, но и сделать свою жизнь ярче. Это поможет не только в вашей работе, но и в повседневной жизни.