Пейрафобия. Страх перед сценой: Как преодолеть страх публичных выступлений

Глоссофобия: как быстро и с комфортом преодолеть страх публичных выступлений

Каждый человек – существо социальное, и представить личность вне взаимодействия с иными членами общества нельзя. Контакты с себе подобными невозможно ограничить перепиской в соцсетях, пересылкой электронных писем и отправкой смс. Общение подразумевает личные встречи и беседы, сопереживание и понимание.

С ранних детских лет каждый из нас постигал азы ораторского искусства и выступал перед публикой, пусть на импровизированной сцене. Взрослея, наш круг общения меняется и расширяется: нам приходится убеждать учителей в знании их предмета, не падать лицом в грязь перед сокурсниками в институте, отстаивать свое мнение перед начальством. Те из нас, кто избрал публичную должность, прямиком попадают в число тех, кто должен не падать в обморок, находясь в центре толпы, и уметь понятно излагать свои взгляды даже незаинтересованной в выступлении публике.

Что делать, когда выход на сцену сродни восхождению на костер инквизиции? Когда вместо пламенных речей ты не можешь промолвить даже тихого звука. Когда твою волю парализует панический страх, а ноги подкашиваются. Терпеть страх и страдать, отказываясь от удовольствий и ставя крест на перспективах? Мучительно сражаться с этим недугом, насильно заставляя себя говорить? Оказывается, существуют вполне комфортные способы избавления от глоссофобии – такое научное название навязчивого страха публичных выступлений.

Для успешного избавления от иррациональной боязни публики, нам следует изучить природу тревожно-фобического расстройства. Приведем некоторые факты.

Страх предстать перед аудиторией испытывают не только дети и подростки, но и взрослые респектабельные персоны. Социологические исследования показывают, что свыше 90% населения Земля хоть однократно ощущали дискомфорт или внутреннее напряжение перед предстоящим спичем. При этом около 50% жителей планеты прикладывали волевые усилия, чтобы избавиться от боязни сольного выступления. Стоит указать, что глоссофобия сумела одолеть даже выдающихся исторических личностей, начиная от знаменитого оратора Демосфена и заканчивая рейтинговым политическим деятелем Маргарет Тэтчер.

Глоссофобия занимает уверенную позицию в пятерке самых распространенных тревожно-фобических расстройств.Иррациональная навязчивая тревога значительно ухудшает качество жизни субъекта, одаривая мучительными физиологическими ощущениями, лишая духовной гармонии и изменяя характер человека. Глоссофобия, протекающая в тяжелой форме, может инициировать старт депрессивных расстройств, провоцировать стойкие компульсивные действия (защитные ритуалы), способствовать развитию логоневроза (заикания) и вызывать стойкую бессонницу.

Глоссофобия: когда пора бить в набат

Глоссофобия в большинстве случаев проявляет себя тяжелейшими приступами панических атак. В момент, когда головной мозг человека получает информацию о предстоящем публичном выступлении, активизируется подсознательная программа, знаменующая развитие каскада биохимических реакций. Основной виновник физического дискомфорта – избыточное производство адреналина, который, попадая в кровь, запускает реакции стресса. В итоге у субъекта учащается сердечный ритм, повышаются показатели артериального давления, угнетается функция дыхания.

Если серотонинергической системе (связки нейротрансмиттеров, обеспечивающих ощущение «удовольствий») не удается нейтрализовать стрессовые реакции, человек продолжает пребывать в состоянии паники. Запомнив такие переживания на подсознательном уровне, мозг в дальнейшем всеми доступными средствами будет ограждать человека от наступления подобных ситуаций, заставляя индивида избегать выступления на публике.

Важно отличать естественное волнение человека перед пробой себя в новой роли от навязчивого страха, парализующего сознание. Легкое, непродолжительное по времени беспокойство перед незнакомой ситуацией – нормальный защитный механизм, обеспечивающий мобилизацию ресурсов организма. Такое волнение и возбуждение концентрируют внимание человека, обеспечивают сосредоточение на выполняемых действиях. В итоге, доклад человека становится более интересным для аудитории из-за особой эмоциональной атмосферы. В тоже время тирада, лишенная всяких эмоций, воспринимается публикой скучной, сухой, неувлекательной.

Основное отличие глоссофобии от состояния нормального волнения следующее: фобия проявляет себя независимо от численности слушателей, места доклада, частоты выступлений и важности события. Поэтому неуправляемый навязчивый страх перед предстоящим рутинным выступлением в сообществе – веский аргумент, чтобы принять экстренные меры для реорганизации своей деструктивной программы мышления и поведения.

Проявленияглоссофобии

При предвкушении или ожидании предстоящего выступления перед аудиторией у человека нарастает психоэмоциональное напряжение, активизируется работа вегетативной нервной системы, ускоряется деятельность эндокринных желез. В результате:

  • наблюдаются спазмы скелетной мускулатуры;
  • фиксируются высокие значения артериального давления;
  • из-за спазма кровеносных русел возникает головная боль;
  • усиливается потоотделение;
  • учащается сердцебиение;
  • определяется двигательное беспокойство;
  • возникают ощущения озноба, внутренней дрожи, приливов жара;
  • появляется дискомфорт и чувство сжатия в грудном отделе;
  • затрудняется дыхание;
  • одолевают позывы к мочеиспусканию.

В тяжелых случаях персона с глоссофобией ощущает, как «подкашиваются ноги», кружится голова. Могут иметь место обморочные состояния.

Из изменений в психоэмоциональной сфере наиболее частым признаком глоссофобии является изменение характера больного. Субъект становится раздражительным, вспыльчивым, гневливым, чрезмерно придирчивым. Его отличает высокая конфликтность и неуживчивость в коллективе.

Часто меняются пищевые привычки, ухудшается качество сна. Персона с глоссофобией с трудом засыпает в привычное время, часто просыпается ночью от кошмарных сновидений, утром чувствует себя разбитой.

Глоссофобия: почему возникает страх выступлений

Большинство людей с глоссофобией не могут самостоятельно определить, когда именно у них стартовало развитие панического страха, а тем более не способны установить, какие обстоятельства послужили формированию расстройства.

Как показывает клиническая практика, предпосылками к тревожно-фобическим расстройствам выступают врожденные особенности нервной системы и наследованный высокий уровень тревожности личности. К приобретенным негативным факторам относят особую личную конституцию, при которой доминирующими чертами и свойствами выступают мнительность, впечатлительность, нерешительность индивида, отсутствие у него уверенности в собственных силах. Отрицательными обстоятельствами являются проблемы детского возраста: взросление в асоциальном окружении, неправильная стратегия воспитания ребенка, порицание его малейших промахов.

Особому риску развития глоссофобии подвержены те, кто в детские годы стал жертвой физического, психологического или сексуального насилия. Почвой для навязчивого страха перед выступлениями является синдром отличника – склонность персоны выполнять задания идеально. Еще одна черта, предрасполагающая к глоссофобии – зависимый стиль поведения личности, когда субъект в своей активности опирается на мнение и оценку других людей.

Глоссофобия: варианты преодоления навязчивого страха

Помимо медикаментозной терапии, подразумевающей прием сильных фармакологических препаратов, которые помимо блага наносят колоссальный вред организму, существуют два адекватных способа решения проблемы глоссофобии.

Первый вариант – использовать психотерапевтические техники, ориентированные на устранение рационального компонента страха. Путем психологического просвещения и обучения индивид начинает понимать происхождение своих негативных ощущений. Начиная от непродолжительных докладов в кругу близких людей, постепенно увеличивая длительность своих выступлений и расширяя число слушателей, у человека уменьшается интенсивность неприятных физиологических симптомов. Он становится способным держать под контролем собственные эмоции и управлять поведением. То есть по своей сути психотерапевтические техники являются методом постепенного «приучения» больного к столкновению со своим объектом тревоги, в результате чего страх уменьшает свои размеры.

Однако такой вариант не гарантирует полное избавление индивида от навязчивого страха, поскольку техники психотерапии воздействуют на сознание личности и не могут оказать влияние на бессознательную сферу. А именно подсознание – хранитель жизненных программ личности, управляющий мышлением и поведением. Поэтому для полного освобождения от глоссофобии необходимо воздействовать непосредственно на подсознание.

На сегодняшний день открыть доступ к таким глубинным отделам психики способны только техники гипноза . Эффективность гипноза основана на двух феноменах:

  • на пребывании клиента в трансе – благоприятном и целебном состоянии, при котором стабилизируется деятельность всех систем организма и стимулируется процесс самовосстановления органов;
  • на проведении внушения – вербальных конструкциях, нацеленных на выявление природы глоссофобии и мотивацию личности для изменений деструктивных компонентов мышления.

В результате сеансов гипноза сфера подсознания освобождается от навязанных механизмов «защиты», психоэмоциональное поле личности очищается от иррациональных страхов, и человек попросту перестает испытывать алогичную тревогу. Особое достоинство гипноза – достижение стойких результатов, то есть после устранения страха перед выступлениями человеку не грозит обрести нового врага или стать жертвой депрессий.

Еще одно преимущество техник – комфортность манипуляций: персона не подвергается никакому внешнему насилию, и у него нет необходимости принуждать себя действовать против своих ощущений. Сеансы гипноза – безопасны и приятны, атравматичны и эффективны, доказательствами чего служит признание метода в научных кругах, как самого действенного варианта для избавления от тревожно-фобических расстройств. Не меньшая выгода гипноза в том, что вместо расходования ресурсов на логичное подавление страха усилиями воли, человек может направить жизненную энергию в позитивное русло – на самосовершенствование, раскрытие собственного потенциала, развитие новых способностей.

Человеку, желающему добиться определенных успехов в современном обществе, приходится постоянно разговаривать с другими людьми и выступать перед маленькими и большими аудиториями. Профессия учителя и политика, ученого и обычного менеджера требует развитых коммуникативных навыков. Раскрыть ораторские таланты человеку может помешать боязнь сцены (пейрафобия, глоссофобия,), которая есть практически у 95% населения.

Глоссофобия: симптомы

Страх публичных выступлений знаком каждому: дрожание конечностей, легкое волнение, бессонница, которая появляется только накануне того самого важного дня, и спутанные мысли. Однако, достаточно заговорить перед аудиторией, увидеть одобрение и понимание в глазах слушателей, и новоиспеченный оратор становится более уверенным и раскрепощенным. Пейрафобия вызывает у человека куда более глубокое беспокойство и тревогу, она является лишь одним из вариантов боязни говорить вообще. В медицине связанный с заиканием страх говорить с людьми называется логофобия либо глоссофобия. Если страх перед сценой связан именно с тем, как бы ни начать заикаться на людях, такой вариант расстройства именуется лалофобия. Бывают ситуации, когда панический страх вызывает необходимость говорить какие-то конкретные слова, произношение которых вызывает у человека заикание. Такая форма расстройства носит название вербофобия.

Логофобия в любом ее проявлении вызывает характерные симптомы:

  • повышенное артериальное давление и пульсация в висках;
  • тахикардия и усиленное потоотделение;
  • сухость во рту и «ватные» ноги;
  • иногда пропадает голос, может меняться его тембр: становится писклявым или грудным, слишком громким или тихим;
  • в других случаях человек паникует настолько, что не может выдавить из себя ни слова.

Если пациент эмоциональный и чувствительный, то в момент, когда он окажется перед аудиторией, у него может побледнеть лицо, появиться тошнота, закружиться голова, конечности могут стать холодными. Закончится такое выступление достаточно быстро, ведь в большинстве случаев оратор либо собирается с духом и успокаивается, либо теряет сознание. У маленьких детей, которых заставили рассказывать стишок перед толпой родственников или отвечать перед всем классом, иногда лалофобия сопровождается непроизвольным мочеиспусканием. У взрослых подобный симптом наблюдается редко.

Боязнь сцены, как результат воспитания

Лалофобия развивается чаще у детей, воспитанных строгими и авторитарными родителями. Маме или папе достаточно сказать ребенку, что нельзя громко разговаривать на улице или в публичных местах и привлекать к себе внимание, чтобы у него со временем появился страх сцены. Других детей стараются воспитывать интеллигентными и скромными, внушают, что лучше сидеть в зрительских рядах, чем пытаться занять место лектора.

Страх публичных выступлений нередко преследует людей, которым в юном возрасте все запрещали, запугивали, к которым применяли физическое или психологическое насилие. Атмосфера постоянного прессинга и обесценивания любых достижений способствует занижению самооценки. Когда оратор не уверен в своих умственных способностях, внешних данных или значимости предлагаемой идеи, ему сложнее собраться и преодолеть страх перед аудиторией

Дети, которым прививали честолюбие и необходимость всегда быть первыми, страдают от перфекционизма и завышенной самооценки. Она заставляет их дорожить мнением общества, из-за чего и формируется страх перед выступлением. Человека пугает возможность быть осмеянным или услышать критику слушателей, которая заденет его самолюбие и заставит сомневаться в собственных силах.

Боязнь публичных выступлений: генетическая память

Некоторые психологи утверждают, что логофобия – это генетическая проблема. В первобытном обществе человек старался не отделяться от массы, чтобы не быть отвергнутым. Изгнание в большинстве случаев означало смерть от хищника или голода. Современные ораторы вполне приспособлены для выживания в гордом одиночестве, но подсознательные инстинкты и страхи могут сыграть с ними злую шутку.

Причиной развития фобии считают и наличие неудачного опыта в прошлом. Например, когда школьника или студента публично высмеяли, заставив почувствовать себя никчемным. Воспоминания глубоко врезаются в подсознание, если активное участие в травле принимали не только одноклассники, но и сам учитель. Сильные личности стараются получить из подобных ситуаций максимальную выгоду, используют полученный опыт для тренировки силы воли и характера. Люди чувствительные, склонные к самокритике и депрессивным состояниям, замыкаются и просто отказываются от возможности делиться мыслями с другими.

Появляется логофобия у пациентов с дефектами речи. Они вполне комфортно себя чувствуют в компании друзей, но большая аудитория их пугает, ведь слушатели могут высмеять его нарушения речи. Таким людям рекомендуют лечение, которое направлено на улучшение дикции и повышение уверенности в собственных силах.

Боязнь покраснеть, как причина глоссофобии

Пациенты с эритрофобией отказываются от публичных выступлений из-за особенностей собственного организма. Испытывая волнение или другие сильные эмоции, они краснеют. Среди причин предательского румянца выделяют проблемы с нервной и сосудистой системой, гормональные нарушения и последствия стрессовых ситуаций.

Чаще глоссофобия в такой форме диагностируется у голубоглазых и светловолосых пациентов с тонкой и бледной кожей. Эритрофобы стараются лишний раз не появляться на публике, ведь скопление незнакомых людей заставляет их волноваться и паниковать, краснеть и смущаться еще больше.

Эритрофобы отказываются от высоких должностей, ведь директору или успешному юристу придется обязательно принимать участие в конференциях, выступать перед подчиненными или присяжными. Некоторым пациентам избавиться от страха публичных выступлений помогают дыхательные гимнастики и лечение самовнушением, другим приходится долгое время работать с психологами. Если лечение препаратами и психотерапией не помогает, человеку предлагают хирургические пути преодоления проблемы. Просто зажимают определенные нервные окончания, и пациент получает возможность общаться с другими людьми, выступать перед огромными аудиториями и не краснеть.

Как побороть страх публичных выступлений?

Кто-то считает страх сцены пустяком, но запущенная логофобия может перерасти в серьезную проблему. Пациент сначала избегает публичных выступлений, после стесняется друзей, а со временем старается отгородиться от социума в целом, чтобы не попадать в неловкие ситуации.

Классический совет, который дают всем ораторам-новичкам, – мысленно раздеть публику или одеть в смешные костюмы, чтобы снять напряжение. Другие рекомендуют подружиться с аудиторией, сосредоточиться на слушателях, которые с интересом и восхищением следят за каждым сказанным словом. Улыбка, жесты одобрения и поддержки помогают справится с напряжением.

Чтобы побороть панику и волнение, рекомендуют тщательно готовиться к выступлению. Подбирать интересный и достоверный материал, несколько раз прорепетировать свою речь перед зеркалом или домашним животным. Можно надиктовать речь на телефон, после прослушать, чтобы найти ошибки и избавиться от них до выступления.

Людям, зацикленным на перфекционизме, с педантичными наклонностями, следует немного расслабиться. Дать себе право на одну или несколько несерьезных ошибок, ведь никто не идеален, даже оппоненты, старающиеся с довольной ухмылкой найти неточности в приведенных фактах.

Избавляемся от негативных воспоминаний

Сложнее справиться с воспоминаниями прошлого, которые мешают расслабиться и заставляют ожидать худшего. Психологи дают несколько советов, как побороть страх сцены и поверить в себя. В домашних условиях полезно выполнять специальные упражнения и освоить дыхательную гимнастику, которая поможет нормализовать сердцебиение и приглушить страх.

Преодолеть напряжение, которое вызывает лалофобия, может медитация, но заниматься ею нужно минимум несколько месяцев. За пару часов до выступления полезно решать простые или сложные математические уравнения, чтобы активизировать левое полушарие мозга. Тогда будет проще сконцентрироваться на теме и отвечать на все вопросы аудитории.

Чтобы перебороть панику, следует настраиваться на позитивный результат. Представлять, как слушатели вскакивают с мест и аплодируют стоя, пораженные выступлением. Как предложенная идея перевернет мир или сделает жизнь людей проще, а своему создателю принесет всеобщее признание и славу.

Необходимо следить за своим телом: не скрещивать руки или ноги, не закрываться от аудитории. Мышцы и жесты должны быть максимально расслабленными, а позы открытыми. В серьезных случаях, когда пейрафобия мешает продвижению по карьерной лестнице, а самостоятельно избавиться от проблемы не получается, следует проконсультироваться с психологом и пройти курс лечения. Возможно, придется принимать седативные препараты или транквилизаторы.

Лечение у специалиста поможет раскрепоститься и раскрыть свой ораторский потенциал. Но главное оружие всех успешных лекторов, юристов и тренеров по бизнесу – это улыбка. Искренняя, широкая, уверенная и обезоруживающая. Ведь иногда достаточно улыбнуться миру, чтобы он улыбнулся тебе.

Вы думаете, что страх перед сценой могут испытывать только артисты из разряда любителей? Смеем вас заверить, что это совсем не так. Всепоглощающая нервозность присуща всем: от профессионального певца, лауреата многочисленных конкурсов, до кинозвезд, ведущих церемонию вручения премий.

К счастью, люди, которые по роду своей деятельности часто сталкиваются с подобными проблемами, выработали целую стратегию противодействия своим эмоциям. Они могут дать артистам-любителям, собирающимся на свое первое выступление, несколько ценных советов и рекомендаций.

Не думайте о своей аудитории

Этот совет дает ветеран Бродвея Айлин Эткинс. Актриса признается, что она наотрез отказывается слышать о том, кто есть кто из аудитории, пришедшей в зал. И несмотря на то, что окружающие находят эту привычку Айлин чересчур претенциозной, она никогда не изменяет своим принципам и даже затыкает уши, чтобы не воспринимать пугающую ненужную информацию.

Актриса рекомендует начинающим артистам не воспринимать аудиторию как набор отдельных лиц. Вместо того чтобы украдкой из-за кулис вглядываться в лица банкиров, юристов и преуспевающих бизнесменов, сидящих в первом ряду, необходимо воспринимать зал как кусочек всего человечества. Именно это даст возможность не терять связи с публикой, но в то же самое время немного отдалить ее от себя. К тому же вы никогда раньше времени не станете представлять реакцию отдельного человека на ваше выступление.

Призовите в помощь свое тело и дух

Джанет Эспозито, автор бестселлеров и мотивационный тренер, рекомендует перед выходом на сцену призвать в помощь тело. Каждый человек сможет «обмануть» разум с помощью нехитрых приемов: расслабляющих вдохов, улыбки и уверенной осанки. Таким образом негативные мысли и страх перед публикой смогут трансформироваться в позитив. В ответственный момент концентрируйтесь не на себе, думайте о других. Вспомните также и о цели в жизни, именно той, которая и привела вас на сцену.

Одурачьте собственный мозг

Знайте, что испуг, страх и нервозность запускают необратимые физиологические процессы в организме. Наши тела способны биться в конвульсиях, пытаясь хоть как-то исправить ситуацию. Единственным способом обмануть разум является попытка убедить его в том, что угроза уже отступила. Поэтому, чтобы вызвать релаксацию и состояние умиротворения, растягивайте перед выступлением руки над головой, сцепив их в замок и вывернув ладони.

Разумеется, в будущем, встречая реальную опасность в виде угрозы для жизни, не стоит практиковать этот метод. Однако выкроить несколько минут перед спектаклем можно. В одиночестве спокойно помедитируйте и выполните растяжку. Именно так вы пошлете своему мозгу сигнал о том, что вам здесь комфортно, и чувство страха перед выходом на сцену исчезнет.

Метод от Барбары Стрейзанд

Много лет назад, выступая перед публикой в Центральном парке Нью-Йорка, знаменитая актриса и певица забыла текст песни прямо посередине шоу. Отныне звезда всегда пользуется суфлером. Мысль о том, что в случае, если вы забудете свой текст, вы всегда можете положиться на подсказки, приятно согревает душу.

Все замечают, что многие актеры и политики читают свой текст по бумаге. Это не означают, что выступающие не знают текст, это означает лишь то, что они его никогда не забудут. Готовьте шпаргалки и прячьте их по карманам. Носите с собой платок, чтобы своевременно протереть ладони. Зная о том, что ваши колени могут согнуться от страха, попросите у организаторов выступления стул. Чтобы горло не пересыхало, всегда носите с собой бутылку с водой. Таким образом, имея все необходимые подручные средства, вам вполне по силам справиться со своими эмоциями.

Обратитесь за помощью к Высшим силам

Если вы чрезмерно волнуетесь, ваша задача психологически разрядиться. Этого можно добиться с помощью медитаций, молитв, песнопений или каких-либо иных методов, помогающих отвести думы от собственной персоны. Это также поможет сконцентрировать мысли на духовной составляющей. Ваше выступление может доставить другим людям незабываемые эмоции. Именно поэтому рассматривайте себя и свое предназначение, как дар свыше.

Каждый раз благодарите Бога за талант, за голос, который он вам подарил. Во время молитвы человек не может испытывать страх, ведь благодарность и страх несовместимы. Поэтому мы призываем вас перед выходом на сцену культивировать положительные эмоции.

Выступите с кем-то дуэтом

Вероятно, через несколько лет, проведя несколько сотен выступлений, вы забудете о страхе, как это сделала в свое время певица Эни Леннокс. Вы пройдете через все этапы становления творческой карьеры и поймете, основываясь на собственном опыте, как нужно преодолевать страх. Но пока вы можете воспользоваться опытом сценического становления другой популярной дивы - Шер.

Будучи молодой и неопытной исполнительницей, Шер имела привычку выступать в дуэте со своим мужем Сони Боно. Она так боялась выступать сольно, что первоначальный план развития ее карьеры мог попросту рухнуть. И вот, создав дуэт, супружеская пара заручилась поддержкой и любовью публики, что в дальнейшем помогло Шер выйти на сцену с сольным проектом.

Заключение

Вне зависимости от того, что конкретно вас терзает: страх перед публикой, страх быть не понятым, боязнь забыть текст или паническая боязнь потерпеть фиаско, рано или поздно вы должны выработать собственное противоядие. Помните, что если один метод хорош для кого-то, этот метод может категорически не подходить лично вам. Также попытайтесь рассматривать свою фобию как эпическое сражение. Только в роли противника воспринимайте не публику, а саму сцену. И каждый раз, ступайте на нее со страстным желанием победить. Ведь в противном случае вы вынуждены будете уйти.

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в , определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены - визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

Жизнь человека в социуме, так или иначе, предполагает взаимодействие с другими людьми. Нередко этим взаимодействием является необходимость выступить на публике. И неважно, являетесь ли вы политическим деятелем, театральным артистом и учеником 5 класса, которому предстоит прочитать стихотворение на утреннике – вас может охватить страх, который сделает ваше выступление провальным.

Существует несколько разновидностей фобий, связанных с публичными выступлениями.

  1. Логофобия (от древнегреческого λόγος – слово и φόβος – страх) – навязчивая боязнь перед речью. Часто этот страх присущ людям, страдающим логоневрозом, то есть заиканием.
  2. Пейрафобия (от греческого peira — испытание) – иррациональный страх публичных выступлений.
  3. Глоссофобия (от древнегреческого γλῶσσα — язык) – страх сцены, большой аудитории. По оценкам экспертов подобный страх присущ подавляющему большинству людей.
  4. Вербофобия – страх говорить конкретные слова, вызывающие заикание. В случае если у человека имеются дефекты речи, слова с непроизносимыми для него буквами могут вызывать панику.
  5. Лалофобия – боязнь начать заикаться во время выступления.

Все эти термины в отдельных случаях могут быть синонимами, однако, некоторые отличия все же есть. Боязнь публики может быть адекватной реакцией, ведь испытывать волнение перед ситуацией, от которой в некоторой степени зависит твоя репутация – нормально. Если же тревога набирает обороты и превращается в фобию – стоит задуматься.

Последствия патологического страха, вызывающего отказ от общения с маломальской аудиторией, могут быть грустными. Избегание общественных мест, отказ от хорошей работы (если она требует говорить с публикой), как следствие падение уровня жизни и самооценки. А дальше – сужение зоны комфорта до ближайших людей, риск возникновения зависимостей и проблем с психикой.

Все эти последствия, конечно, касаются тревожно-фобического расстройства, а не обычной боязни сцены.

Хочется отметить, что большинство известных, профессиональных и очень опытных артистов признаются, что испытывают страх перед выходом к своей аудитории. Это естественно и считается даже показателем того, что артист продолжает создавать искусство, а не стал ремесленником, спокойно выполняющим свои обязанности.

Причины

Страх публичных выступлений имеет под собой генетическую и социальную обусловленность. Боязнь может быть наследована от тревожных родителей. Характер и темперамент ребенка также формируется в результате генетических предпосылок, таким образом, подобные акцентуации ребенка и взрослого провоцируют схожие страхи.

Социальный фактор подразумевает нашу острую боязнь быть отвергнутым обществом. Это заложено на интуитивном уровне. Древнему человеку было не выжить в одиночку, поэтому быть непринятыми социумом считалось равносильным смерти. Именно эти «инстинкты» и просыпаются в неподходящий момент.

Человек может отдавать себе отчет, что ничего серьезного в его жизни не зависит от произнесения какой-то конкретной речи, его репутация не будет растоптана, однако, неконтролируемый иррациональный страх охватывает его, сжимая горло.

Среди причин боязни сцены часто фигурирует заниженная самооценка. Она может быть сформирована в результате неправильного родительского воспитания: излишней строгости, критики ребенка, подавления его личности.

Кроме прочего фобия сцены возникает из-за патологического перфекционизма. Стремление к совершенству может сыграть злую шутку даже с опытными ораторами.

Желание выглядеть идеально заставляет человека отвлекаться на мысли о том, КАК он говорит и жестикулирует, вместо того, чтобы быть сосредоточенным на том, ЧТО он говорит.

Лишние мысли сбивают, провоцируют «мэканье» и употребление лишних словесных нагромождений. Такие случаи добавляют волнения предстоящему очередному публичному выступлению.

Симптомы и признаки

Момент выхода на сцену, наш организм воспринимает как опасность. Происходит срабатывание гипоталамо-гипофизарной системы, происходит стимуляция надпочечников и в кровь выбрасывается адреналин. В результате этого человек ощущает скованность мышц шеи и спины, вы автоматически сутулите плечи. В противном случае, если вы будете усилием мышц исправлять осанку, и держать голову прямо – конечности начнут дрожать и холодеть.

Зрачки расширяются, что затрудняет видимость вблизи. При этом вы не можете разглядеть текст на листке, но отчетливо видите лица зрителей. Желудок сводится, может тошнить или быть ощущение «бабочек» в животе, во рту пересыхает. У детей случается непроизвольное мочеиспускание. Кровяное давление может подыматься, происходить пульсация в висках, покраснение лица, тахикардия.

Возможна и обратная реакция – пониженное давление, бледность, в крайних случаях потеря сознания. Могут подкашиваться ноги, происходить активное потоотделение.

И самое главное, характерное именно для глоссофобии – невозможность управления голосом. Связки сдавливаются, и человек не может выдавить из себя ни слова.

Как побороть страх перед выступлением на публике

Большое внимание сейчас уделяется изучению проблемы страха школьников перед публичными выступлениями. Подобная тактика весьма разумна, ведь большинство проблем во взрослой жизни зарождаются в детском возрасте.

Именно школьники могут жестоко обсмеивать и так неуверенного в себе одноклассника, порождая новые и подпитывая старые комплексы. Поэтому разъясняя с самого детства многие моменты, помогая ребенку преодолевать свои внутренние зажимы – можно избавить его от серьезных проблем в дальнейшей жизни.

Итак, побороть страх публичных выступлений можно некоторыми способами, в зависимости от степени выраженности этого страха. При очень высоком уровне боязни, то есть однозначно, фобии – лучшим решением будет обратиться к психотерапевту. Если ваш страх граничит с обсессивно-компульсивным расстройством – то однозначно необходим визит к специалисту.

Происходит это так: в вашей голове задолго до предстоящего выступления прокручиваются сценарии вашего провала, вы не можете отвлечься и снова и снова думаете об этом. Это патологично. В остальных случаях большинство обычных страхов можно преодолеть своими силами.


Радислав Гандапас, специалист по ораторскому искусству, делится своими методами преодоления боязни публичных выступлений. Он делает акцент на том, что выступление перед аудиторией – это естественное преодоление для любого человека. Но хорошо подготовленный оратор, уверенный в себе и своем докладе, умеющий держать себя на людях – получает удовольствие от преодоления себя. И наоборот, плохая подготовка, отсутствие репетиций и неуверенность в себе – вместо удовольствия от выступления причинит один дискомфорт и может спровоцировать психологическую травму.

Выводы

По статистике у 95% людей есть боязнь говорить на публике. Это заложено генетически: стоять перед толпой страшно – ты один, а их много. Но существуют пути преодоления этого чувства. Необходимо быть психологически готовым к дебюту. Не обесценивать себя и не переоценивать значимость окружающих очень важно. Кроме того, стоит качественно готовиться к выходу на сцену. Желательно отрепетировать все свои движения и отлично знать материал.