Иудейская вера. Кратко об иудаизме

Пришёл к нам из еврейского народа, в то время, когда евреями заимствовались и дополнялись традиции и обряды Религия становится важной частью еврейской цивилизации и служит противовесом процесса христианизации общества. Таким образом, иудаизм, основные идеи которого раскрываются в единстве Бога и его союзе с израильским народом, воздействует на жизнь иудеев и включает в себя исторические и национальные элементы.

Так, вероучение иудаизма состоит из тринадцати моментов, в которых указывается, что Бог един, им был сотворён мир и всё живое, пророкам была передана мудрость Господа, Моисей является миссией, предполагается новый приход мессии и воскрешение мёртвых. Все эти пункты во многом схожи с христианством, однако, иудаизм не признаёт Иисуса Христа, как мессию. Сами евреи утверждают, что иудейский народ наделён особой миссией, которая направлена на донесение истины человечеству, поэтому Бог передал евреям некоторые заповеди для совершения этой цели. Всего существует 10 заповедей иудаизма, которые легли в основу древней Библии иудеев. Четыре из них отображают отношения человека и Господа, остальные раскрывают отношения между людьми. Невыполнение данных заповедей рассматривается как грех, поэтому человек несёт наказание не только в загробной, но и в реальной жизни.

Отвержение Иисуса Христа и ожидание иного спасителя в своё время стало причиной государственного крушения Иерусалима. После падения Иерусалима иудаизм основные идеи свои отображает в Талмуде, в это время возникают предписания о том, что еврей должен быть приближен к Богу, при этом его внешний облик обязан соответствовать некоторым требованиям. Так, верующий должен пройти процесс обрезания, носить длинные волосы и бороду. Таким образом, иудаизмом, провозглашавшим верование о едином Боге, распространяются учения о сотворении Господом человека по своему образу, и о его стремлении помочь в борьбе за добро.

Вероучения иудаизма отображены в Торе, большое внимания здесь уделяется поведению человека, сама же религия предполагает Так, все евреи выражают свои верования в молитвах, отвергая идею искупления грехов. Можно сказать, что иудаизм основные идеи отображает в веровании в бессмертие души человека, в избранность иудейского народа, для евреев иудаизм выступает единой истинной верой, в основе которой лежат две идеи: избранность народа и его универсальность. Поэтому он является религией одного народа, критерием которого служит соблюдение обрядов и традиций.

Таким образом, каждый человек, чьи родители являются евреями, проповедует иудаизм, основные идеи которого раскрывает Тора:

Через покаяние, то есть возмещение ущерба, лежит путь к прощению;

Человек должен быть верным истине и любить иных людей;

Человек должен оказывать помощь ближнему и тп.

Иудаизм на сегодняшний день не имеет храмов и священной книгой данного религиозного направления принять считать Талмуд, в который входит Тора, Ветхий Завет и иные религиозные письмена. Можно сказать, что является книгой, имеющей огромное влияние во всём мире, так как в нём сплотились две мировые религии.

На протяжении многих веков иудейский народ искал выход из духовного тупика, именно иудаизм сыграл огромную роль в сплочённости и сохранении еврейского народа.

Таким образом, он во многом схож с христианством. На сегодняшний день многие евреи начинают осознавать ошибки своих предков касаемо роли Христа в мировой истории и религии, поэтому принимают все-таки его своим спасителем. Иудаизм официальный продолжает ждать пришествие мессии.

Иудаизм в общих чертах знаком каждому человеку, читавшему Ветхий Завет. У вас нет времени или желания изучать Библию, но вы хотите узнать, какую религию исповедует еврейский народ? В этой статье изложены основные идеи иудаизма - кратко, без излишних фактов и избыточной терминологии. Ознакомившись с материалом, вы узнаете об основателе религии, ее символике и основополагающих идеях.

Кто основал иудаизм

Принято считать, что основатель иудаизма - это Моисей («тот, кого спасли из воды»). Пророку иудаизма удалось собрать разрозненные израильские колена в единый народ. Также знаменит он тем, что осуществил исход евреев из Египта, где они жили на положении рабов.

Во времена Моисея израильский народ настолько увеличился в численности, что владыка Египта отдал приказ убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Мать будущего пророка спасла младенца от гибели. Она поместила ребенка в плетеную корзину и доверила ее водам Нила. Дочь фараона обнаружила эту корзину и захотела усыновить спящего малыша.

Моисей рос и замечал, как его соплеменников всячески притесняют. Однажды в порыве гнева он убил египтянина-надсмотрщика, а затем сбежал из страны на землю мадианитян (полукочевой город, упоминаемый в Коране и в Библии). Здесь его призвал Бог, явившийся Моисею в образе объятого пламенем, но несгорающего кустарника. Бог открыл Моисею его миссию.

Догматы веры

Если изложить основные идеи иудаизма кратко, то получится следующий список:

  1. Человек сотворен Богом, по образу и подобию своего Творца
  2. Бог есть источник Любви, Благодати и Высшей Справедливости, он обладает абсолютным Разумом и Всемогуществом
  3. Жизнь представляет собой диалог между Господом и отдельно взятым человеком (либо целым народом)
  4. Человек есть бессмертное духовное существо, способное бесконечно развиваться и
  5. Люди, вне зависимости от расы, равны перед Господом, каждому дана свободная воля
  6. Еврейский народ имеет особую миссию - донести Божественные истины до остального человечества
  7. Неевреям следует соблюдать только семь законов Ноевых сынов, а евреи должны исполнять мицвот, состоящий из 613-ти предписаний
  8. Духовное начало господствует над материей, но и к миру материальному нужно относиться с уважением
  9. После прихода Мессии (Машиаха) наступит новое царство и мир на всей земле
  10. На исходе дней мертвые воскреснут и вновь будут жить на земле во плоти

В кратком изложении невозможно осветить все принципы иудаизма, но основные идеи этой монотеистической религии должны стать вам ясны.

Главные символы

Звезда Давида. Это древний символ, изображаемый в виде гексаграммы - шестиконечной звезды. Есть мнение, что он символизирует форму щитов, которыми пользовались войны царя Давида. Знак гексаграммы традиционно считают еврейским символом, но его также знают в Индии как обозначение Анахата-чакры.

Менора. Золотой подсвечник, рассчитанный на семь свечей. Согласно легенде, во время скитания евреев по пустыне такой предмет находился в Скинии Собрания, затем его перенесли в Иерусалимский храм. Считается, что предписание об изготовлении подобного подсвечника Моисей получил во время беседы с Господом на горе Синай.

Ермолка или кипа. Это традиционный головной убор для благочестивого мужчины-еврея. Ермолку можно носить под шляпой или в качестве самостоятельного головного убора. В некоторых случаях шапочку прикрепляют к волосам с помощью заколки. Еврейки, исповедующие ортодоксальный иудаизм, также должны покрывать голову. Но женщины используют для этого не кипу, а парик или платок.

ИУДАИЗМ (Краткий очерк)

Иудео-христианский диалог……………………………………………………………….20

Каббала …………………………………………………………………………..…………26

О кашерной пище ………………………………………………………………………….34

Иудаизм (Краткий очерк)

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры. Возникла в 2-м тыс. до н. э. в Палестине. По представлениям иудаистов, первым евреем был патриарх Авраам, заключивший “брит” (священный союз – “завет”) с Богом, в соответствии с которым евреи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей – “мицвот”, а Бог обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать ему во владение страну Израиля, обетованную землю. Иудаисты считают, что, в соответствии с предсказанием, данным во время “брита”, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их вывел чудесным образом в землю обетованную пророк Моше (Моисей,) в XIII в. до н. э. Согласно вероучению иудаизма, во время чудесного Исхода из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствия по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, так что только свободные люди вошли в землю Израиля, Бог (Яхве) на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу боговдохновенную Тору (Закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма.

По историческим данным, поклонение Яхве не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр (“скиния”) и в нём ларец (“ковчег”), считавшийся земным местопребыванием Бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце XI в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. При разделении царства в X в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное – Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

В постепенном складывании иудаизм как догматической религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с IX-VIII вв. до н. э. С VIII в. до н. э. проповеди пророков записывались. Пророки объявили Яхве “ревнивым Богом”, не допускающим, чтобы его “избранники” почитали др. богов. Возникла концепция “договора” (“завета”) между израильскими племенами и Яхве. Внешним признаком “договора” было объявлено обрезание.

Важным этапом в утверждении иудаизма явилась гибель в 722 г. до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 г. до н. э.).

В IX-VII вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею. К VIII-VI вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств.

В VII-VII вв. до н. э. пророки начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до V в. до н. э.

В 622 г. до н. э., при ремонте иерусалимского храма царём Иосией, была открыта рукопись так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с середины V в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в иудаизме часть Священного писания (Библии).

В 587 г. до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля.

При персидской династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (VI-V вв. до н. э.). Около 520 г. до н.э. был построен новый храм Яхве. Но руководители новой религиозной общины не приняли нее самаритян. После реформ Эзры (середина V в. до н.э.) изоляция верующих евреев – под предлогом их богоизбранности – стала одной из важнейших догм иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в “завет” с Богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

В III-I вв. до н. э. в период римского господства над Израилем значительная часть иудеев была выселена в Египет, Сирию, Армению и др. В самой Иудее иудаизм распадается на ряд течений, из которых только течение “перушим” (фарисеев), сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы, переживает разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и даёт начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим.

Около 100 г. н. э. был окончательно установлен канон священных книг иудаизма, включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги “пророческого” направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам иудаизма, в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего Средневековья.

После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135) иудеи были выселены из Иерусалима.

Лишённые храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, евреи в диаспоре ставят задачу “построить ограду вокруг Торы”, то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин в диаспоре.

Важнейшим культовым изменением явилась замена богослужения в храме (которое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религиозной общины.

Вскоре после изгнания завершается работа над созданием так называемого масоретского кодекса Танаха, делящегося на три раздела: Тора (Учение), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания). В начале III в. завершается кодификация свода галахических норм и нарративных преданий – Мишны (Толкование), которая вместе с составленным к нему в III-V вв. сводом Гемара (собрания правовых – Галаха и фольклорных – Аггада - толкований библейских текстов) составляет Талмуд.

В VIII в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов , отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В XII в. раввин и философ Маймонид, или Рамбам (1135 или 1138-1204), формулирует в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма в обширном комментарии к Талмуду – Мишне Тора (Толкование Торы). В XVI в. раввин Йосеф Каро (1488-1575) составляет популярный талмудический компендиум Шулхан Арух (“Накрытый стол”), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.

После изгнания возникают и развиваются вплоть до современности мистические школы внутри иудаизма, известные под общим названием Каббала (Наследие) (важнейшее соч. “Зохар” Моисея де Леона, XIII в.). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином Ицхаком Лурия, или Ари (1536-72), складывается в XVI в. в Цфате в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений становится отрицающий авторитет раввинов хасидизм (Баал Шем-Тов, середина XVIII в.), настаивавший на индивидуальном общении верующего с Богом через посредство “праведников” (цадиков).

Начавшееся в XVIII в. движение за еврейскую эмансипацию – Гаскала (просвещение) – приводит к кризису ортодоксального иудаизма и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику иудаизма к нормам европейского образа жизни. Недовольные ассимиляционными тенденциями раннего германского реформизма евреи в середине XIX в. создают так называемое консервативное направление в иудаизме, выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм. Внутри ортодоксального иудаизма в начале XX в. складывается сионистское направление Мизрахи. В настоящее время большинство евреев США являются приверженцами реформизма, консерватизма и реконструкционализма – трёх школ неортодоксального иудаизма, в Израиле доминирует ортодоксальный иудаизм.

Теологию и догматику иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан им по его образу и подобию. Произнесение имени Божьего табуировано и заменено эвфемизмами. Литургия, подразделяющаяся на ашкеназский и сефардский изводы, включает в себя обязательное повторение два раза в день слов “Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един”.

Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять “мицвот” (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, устаревших в изгнании правил ритуальной чистоты, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти; молока и мяса; злаков с бобовыми; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д.).

Специальные “мицвот” касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Среди “мицвот” особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей, содержащих универсальные этические и поведенческие нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования “мицвот”, возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в “мицвот”, становится одним из императивов иудаистской догматики. Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихоза, то есть круговорота переселения душ. Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврейский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются иудаизмом как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения “мицвот” и как бремя избранничества. Избавление от этого должно прийти вследствие освобождения, которое принесёт царь-избавитель “машиах” (дословно, “помазанник”, мессия). Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства Божия, воскрешение мёртвых, появление “небесного Иерусалима” и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру. Концепция Сиона и Иерусалима, как утраченной славы и родины, имеет в иудаизме не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион (“алия”), воплощённая в ежедневной молитве и пасхальном пожелании “в следующем году в Иерусалиме”, стала идеологической основой сионизма.

Заповедь\мицва. 613 заповедей Торы

Слово мицва означает "заповедь”. “Более великим является тот, кто обязан и так и поступает, чем тот, кто не обязан и поступает” (Кидушин, 31а). Видимо, мудрецы Талмуда считали, что обязательное действие будет выполняться с большей последовательностью и упорством, чем добровольное.

Талмудическая традиция учит, что в Торе содержится 613 заповедей, хотя сама Тора нигде не определяет их количество.

В современном мире никто не соблюдает всех 613 заповедей. Сотни их связаны с чистотой и нечистотой, с жертвоприношением животных. Хафец-Хаим (1838-1933) подсчитал, что сегодня актуальны менее трехсот заповедей.

Многие (но не все) этические концепции и правила вытекают из Торы и принадлежат к числу 613 заповедей. Другие -послебиблейские и предписываются Талмудом. Но и эти правила, однако, обычно связываются составителями Талмуда со стихами Торы.

Обычно заповеди подразделяются на этические и ритуальные. Этические или межличностные заповеди известны как "мицвот между людьми и их ближними” (на иврите-бейн адам лехаверо), ритуальные-"мицвот между людьми и Богом" (бейн адам ламаком).

Еврейский календарь лунно-солнечный, с 19-летним циклом, внутри которого 12 лет, состоящих из 12 месяцев, и 7 високосных из 13 месяцев. Главным праздником, стоящим обособленно от прочих, считается шаббат (суббота), день отдыха, когда возбраняется всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Наиболее важными после субботы праздниками являются йом-киппур (судный день), сопровождающийся строгим постом, особой литургией и покаянными обрядами, и рош-Гашана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. К наиболее значимым праздникам принадлежат и так называемые “три праздника паломничества” в память о совершавшемся когда-то в эти дни обязательном восхождении в Иерусалим. Первый из них пейсах (Пасха), начало которого приходится на 14 число весеннего месяца нисана. Пасхальный ритуал (“седер пейсах” - пасхальный порядок) посвящён памяти об исходе из Египта, обретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого “снопа”. Жатва его наступает через 50 дней на праздник шавуот (пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник суккот (кущи) отмечается в месяц тишрей, посвящён памяти 40-летнего скитания в пустыне и осеннему урожаю. На суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Популярны также зимний праздник ханука (25 кислева) и весенний – пурим (14 адара).

В числе обрядов жизненного цикла характерно обрезание мальчиков, совершаемое на 8-й день после рождения. В 13 лет исповедующий иудаизм мальчик проходит обряд “бар-мицва”, вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит.

Центром религиозной и общественной жизни является синагога . Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы, помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или высотой. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений – “миква”.

Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей - “ко’аним” (жрецы) и “левиим” (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты, например ко’аним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. п. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин (“рав”), в сефардских общинах “хахам” – дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины (ке’илла), входить в религиозный суд, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский (кантор – руководитель литургии) статус также за женщинами.

Последователем иудаизма в соответствии с галахой считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.

Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они – евреи по своей этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются в иудаизме, но вступление иноверцев в иудаистскую общину (“гиюр”) допускается, хотя и затруднено. Прозелиты (“геры”), прошедшие ритуал обращения, становятся евреями и запрещается напоминать им о нееврейском происхождении. Тем не менее существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени свою отличность от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония), США и других странах. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией. Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозную принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его месте странах, - только национальную принадлежность. Общее количество евреев в мире на 1996 оценивалось в 13 (по другим данным - 14) млн. человек. Из них 5,8 млн. человек живут в США, 4,6 млн. человек в Израиле и 1,3 млн. человек в бывшем Советском Союзе. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира.

Общины более 100 тыс. человек существуют, помимо США и Израиля, в следующих странах (по мере убывания): Россия, Франция, Украина, Канада, Великобритания, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Австралия, Венгрия. По имеющимся социологическим опросам в России не более 6% евреев считают себя верующими, однако число сочувствующих и формальных приверженцев иудаизма выше. В США, по данным проведённого в 1990 социологического обследования, иудаизму следуют 2/3 всех живущих в этой стране евреев.

Иудаизм (др.греч., от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству) — это религия еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. Иудаизм ещё называют еврейской религией . На иврите термины "иудаизм" и "еврейство" — синонимы.

В развитии иудаизма выделяют три исторических периода : храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический . Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев , возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н.э.) и включает в себя несколько направлений — литовское , хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм , религиозный сионизм .

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево , так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай .

Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида .

Танах называют Еврейской Библией , описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи, — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух , абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен "по образу и подобию Божию ", и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими .

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение , ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире" , требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  1. отказаться от идолопоклонства;
  2. воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  3. не проливать кровь;
  4. не произносить имя Бога всуе;
  5. не творить несправедливости и беззакония;
  6. не красть;
  7. не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение , сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когдане раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм уделяет большое внимание ритуалам, которые считаются способом выживания народа и сохранения веры.

Молитва обязательный ежедневный ритуал еврея. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости. Обряд обрезания крайней плоти является договором с Богом отмеченным знаком на теле.

Праздники

  • Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта;
  • Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
  • Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
  • Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника — Симхат Тора (Радость Торы);
  • Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
  • Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
  • Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
  • Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
  • Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Любовь к Богу — неотъемлющая сотавляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя", поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

Иудаизм - национальная религия, ее исповедует евреи. Отсюда часто еврей и иудей рассматриваются как тождественные понятия. Хотя, это не правильно, поскольку начиная с эпохи Просвещения в среде евреев появляется светская культура, понятия иудей и еврей разделяются.

Иудаизм возник в начале II тыс. до н.э. Ее основоположником считается Авраам - один из вождей племенного союза, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Отметим, что к семитским племенам в тот период истории относились древние народы Месопотамии. Их религиозные воззрения были языческими.

Возникновение монотеизма послужило мощным фактором, под влиянием которого и формировалась еврейская нация . Единобожие для них стало отличительным признаком, по вере в одного Бога они объединялись.

Монотеистические представления древних евреев скалывались достаточно длительный исторический период. Он получил название библейского. Это так называемая эпоха патриархов (праотцов) еврейского народа - Авраама, Исаака, Иакова. Об их деяниях мы узнаем из Библии, а точнее из ее первой части - Ветхого Завета.

Да и сам образ Бога, названного Яхве, трансформировался. Сначала он был полон страстей, нуждался в еде, жилище, то есть мало чем отличался от языческих богов Месопотамии. А со временем он превратился в некую абстрактную силу. Кроме того, единый и вечный Яхве становится еще и бестелесным. Он непостижим, и только сам открывается человечеству через пророков. Поэтому для иудаизма характерен запрет на художественное изображение Бога.

Бог в представлении иудеев - это Верховный Судия, перед которым предстоит держать ответ по своим делам и помыслам. Принципиально важно подчеркнуть, что монотеизм иудеев способствовал формированию национального самосознания как избранного народа, утверждающего волю Господа на земле. Евреи превратились в единственных носителей нравственно-религиозной миссии. Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии. Это посланец Божий, который не только восстановит Израиль, но и соберет рассеянный по всему свету еврейский народ, установит на земле царство всеобщего мира и братства. Поэтому учение Иисуса Христа, носившее вненациональный характер, было воспринято иудеями как ложное, а сам Христос как лжепророк.



Наибольший вклад в развитие иудаизма внес ветхозаветный пророк Моисей, который окончательно утвердил монотеизм в Синайском Завете, именуемом так по названию горы, где на Моисея снизошло божественное откровение, а также были открыты главные заповеди (религиозные законы), которым должен следовать каждый уверовавший.

Бог дал Моисею 10 заповедей, которые тот записал на каменных скрижалях. Они стали основой религиозной этики иудеев, на них базировалась духовная жизнь евреев. «Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних».

Теперь озвучим «Десять заповедей» , или Синайский завет (закон):

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить Его.

5. Почитай отца твоего и матерь твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего.

Необходимо подчеркнуть, что эти нравственные ориентиры стали фундаментом религиозной этики христиан, а в дальнейшем – мусульман.

Но структура Синайского завета гораздо сложнее. Со II по VI вв. н.э. формировались законы иудаизма, ядром которых стали десять заповедей. Всего же в иудаизме 613 заповедей. Ортодоксальные евреи следуют каждой из них педантично и досконально, не допуская даже в условиях современного развития никаких трансформаций культа. При этом, заповеди включают в себя не только нравственные заветы, но и правила и нормы поведения, социальные обязанности и пр.

Принципиально важно, что еврейский народ добровольно принял к исполнению эти заповеди, «за что, согласно заключенному Союзу, несет полную ответственность. Это обязательство народа . В случае невыполнения евреями своих обязательств перед Богом Он предрекает им череду исторических бедствий: изгнание и рабство » . Такая установка, в итоге, выработала особый менталитет евреев, которые воспринимают несчастия нации как Божью кару.

Одновременно, евреи ревностно оберегают свою веру. В их мировосприятии лучше принять смерть, нежели отречься от собственных морально-религиозных установок. Поэтому иудейские общины вели достаточно замкнутый образ жизни вплоть до XVIII века.

Хотя здесь существенное влияние оказал и фактор христианского антисемитизма . При этом отношение к евреям как к низшей расе, вредоносной силе обосновывалось с религиозных позиций: «В евреях ненавидели потомков Иуды» , - отмечал немецкий исследователь В. Шубарт. Результатом антисемитизма стало и постоянное перемещение евреев, уничтожение еврейских общин в одних странах и их возникновение в других. При этом отрицательное отношение к иудеям заставляло тех еще ревностнее охранять свою религиозную культуру.

Конечно, под давлением обстоятельств, поставленные перед выбором - отказ от веры или жизнь - некоторые принимали христианство. Так было в Испании XV века, где под давлением христиан иудеи были вынуждены отказаться от своих убеждений. Таких испанцы презрительно называли марраны (свиньи).

Скажем и о том факте, что, живя в разных странах, каждая еврейская диаспора создавала самобытную культуру, отличную от культуры других еврейских общин, так как, несмотря на неприятие, иудеи испытывали влияние народов, живущих рядом с ними.

Приведем наиболее общую классификацию еврейских общин :

v Ашкеназы - потомки немецких евреев, они создали разговорный язык идиш, ставший впоследствии общим языком европейских евреев (священный богослужебный язык евреев – иврит);

v Сефарды - потомки испанских евреев;

v восточные евреи - выходцы из азиатских и африканских стран.

Религиозная концепция иудаизма изложена в специальных священных книгах.

Первая и самая важная книга иудеев - ТаНаХ (в христианской терминологии Ветхий Завет). Язык ТаНаХа - это древнееврейский язык, или иврит, на котором совершаются все богослужения иудеев в наши дни. ТаНаХ состоит из трех частей. Рассмотрим их более подробно.

1. Тора, ее, по преданию, даровал сам Господь, а Моисей записал. Интересно, что Тору не возможно принять один раз в жизни, ее нужно принимать постоянно, а точнее выполнять законы книги.

2. Невиим - 8 книг пророков, в которых переплетаются исторические описания и морально-религиозные поучения.

3. Ктувим - содержит псалмы, хроники, притчи и философские повествования.

Самой значимой книгой ТаНаХа является Тора. Вокруг нее строится религиозная жизнь иудаизма, ее изучали специально подготовленные люди. Уже в V в. до н.э. были знатоки Торы, толковавшие книгу для простых представителей иудейской общины. Они начали работу, итогом которой через восемь столетий стало создание Талмуда (в переводе с иврита, изучение). По сути, Талмуд - это свод законов .

Почти сразу после завершения этого труда, Талмуд становится объектом изучения. И теперь издание Талмуда не возможно без комментариев. «Все еврейские школьники, изучающие Талмуд, непременно пользуются комментариями Раши», считающиеся классическими.

Объем самого Талмуда очень велик: 20 томов. Поэтому «возникла потребность в его сжатом изложении. Эту задачу выполнил Рамбам, создавший так называемую «Мишне-Тору».

Еще один пласт еврейской литературы составляет «Агада», или сборник поучительных притч.

Отдельного внимания заслуживает так называемая каббалистическая литература. Каббала - эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии. Или, каббала - это религиозно-мистическое течение. В основе учения кабалистики лежит учение о тайном знании, которое передается от учителя к ученику тайно.

В основе каббалы лежит толкование Библии. Ее рассматривают как некий зашифрованный текст, который возможно истолковать только с помощью специальных методов. Для каббалистов «Мир порожден эманацией божества, имеющей 32 основные формы, которые соответствуют 10 цифрам и 22 буквам еврейского алфавита». Десять цифр каббалы соответствуют 10 воплощениям Бога. Каждое из них наделено специфическими качествами, а вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальными мирами. Интересна каббалистическая идея солнечного ангела, высшего посредника между Богом и Вселенной.

Принципиально важно подчеркнуть, что в иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства . А раввин, обучаемый в специальной религиозной школе, «не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть более, чем другие члены общины, сведущим в Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов », - отмечал крупный еврейский историк З. Крупицкий. Поэтому, при отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина-еврей, обладающий соответствующими знаниями.

Важное место в ритуальной практике иудеев занимает молитва, совершаемая ежедневно, как в синагогах, так и индивидуально. Центральное место в синагогальных службах отводится молитве «Шмонэ-эсре», или Амиде (букв. стоя), так как при ее чтении встают. Она содержит исповедание веры в единого Бога. Другой значимой молитвой является каддиш (поминальная).

Кроме того, ряд обрядов иудаизма касается особых дней жизни каждого еврея. Главный из них обряд обрезания (брит-мила). Он должен проводится над каждым мальчиком на восьмой день рождения и знаменует собой подтверждение Союза между Богом и еврейским народом. При обрезании ребенку дают имя. А вот для девочек не существует специальных обрядов. Просто провозглашают ее имя публично в синагоге в первую субботу после рождения.

В иудаизме существует много праздников: Рош-а-Шана (Новый год), Йом-Кипур (день искупления), Песах и другие. Самое важное место в религиозной практике иудаизма занимает празднование субботы (Шаббат ). Для верующего еврея - это очень радостный день. Давайте вернемся с вами к Синайскому Завету и прочитаем 4 заповедь «Помни день субботний, чтобы святить Его». Почему такой смысл отводится именно субботе? Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать. Седьмой же посвятить Богу. Таким образом, иудаизм создал уникальную обрядовую практику, которая является необходимой составляющей жизни любого верующего еврея.

Иудаизм в России

На территории России иудеи жили испокон веков. Здесь в первую очередь стоит сказать о Хазарском каганате. Хазары - тюркоязычный народ, занимавший обширную территорию от Каспия до среднего Днепра, включая Северный Кавказ и степной Крым.

Принятие хазарами, неевреями, иудаизма - исключительный исторический факт , более того, иудаизм стал государственной идеологией. Хотя, надо отметить, что иудаизм был принят только в социальных верхах каганата.

Но, иудеи жили и непосредственно на территории, принадлежавшей Киевской Руси. Еще в VIII-IX веках складывается группа славяноязычных евреев. А в Киеве еврейские общины существовали практически с начала основания города.

До принятия христианства, на Руси относились к еврейскому населению с терпимостью. После принятия христианства иудеи стали подвергаться гонениям. Тем не менее, еврейские общины продолжали свое существование в русских городах.

О заметном существовании иудаизма как особой культурной общности мы можем говорить в эпоху императорской России (XVIII - нач. XX вв.) Отношение к еврейской нации было весьма противоречивым. В большей степени носило характер дискриминационный, хотя иногда российское правительство пыталось смягчить свое отношение к иудеям. Так, еврейское население ограничивалось в зонах проживания, была установлена черта оседлости, евреям запрещалось заниматься разными родами деятельности. Особенно тяжелым было положение этой нации в эпоху царствования Николая I и Александра III.

Фактом отечественной истории являются и еврейские погромы, первый из которых произошел в 1821 году в Одессе. Подобные зверства продолжались вплоть до Советского периода. Однако, справедливости ради сказать, российские власти подавляли погромы. Так, в годы революции 1905 – 1907 гг. участникам еврейских погромов военно-полевые суды выносили смертные приговоры (наряду с революционерами). Принципиально важно, что подобные зверства осуждались и крупными православными деятелями. Например, Иоанном Кронштадским. Он выступил с осуждением организаторов кишиневского погрома, которые вместо праздника Светлого Христова Воскресения «устроили скверноубийственный праздник сатане ».

В советский период, несмотря на провозглашенное равенство всех народов, населяющих Россию, себя в полной мере проявила политика антисемитизма, репрессии. Правда, если во времена культа личности Сталина они носили открытый характер, то в последующие годы антисемитизм принял завуалированные формы. Хотя именно в советский период истории России, евреи внесли весомый вклад в Отечественную культуру. Это выразилось и в творчестве писателя И.Бабеля, театре Михоэлса, картинах М. Шагала и многих других. В России постсоветской на государственном уровне антисемитизм исключается.

Сегодня в нашей стране кроме евреев проживают караимы . Этноконфессинальная группа, религиозные представления которой существенно отличаются от классического иудаизма. Традиционно этот народ проживает в Крыму.

Караимы, первоначально возникли как еврейская секта в VIII веке. Поселившись в Крыму, не имея контактов с другими евреями, развивались изолированно от всего остального еврейства.

Отличия от традиционного иудаизма следующие :

Ø признание в качестве Священного Писания только ТаНаХа

Ø игнорирование спора о пророках, признание и Христа, и Мухаммеда в качестве пророков единого Бога;

Ø специальные молитвенные дома, канессы, вместо традиционных синагог и ряд других специфических черт.

Небезынтересно, что в Российской империи Екатериной II караимское вероисповедание было признано официально, репрессивные политические меры, такие, как, например, черта оседлости, на них не распространялись. Они были уравнены в правах с другими неправославными подданными, культурно воспринимались как отдельный народ, неиудеи .

Общие выводы :

Сегодня евреи переживают период Возрождения религиозных традиций, забытых в советский период. Данные процессы происходят болезненно из-за разнообразия еврейских традиций, существовавших на территории России. Русские, горские, польские, грузинские евреи, караимы и другие пытаются сохранить частичку самобытной религиозной культуры.

Главная заслуга иудаизма как монотеистической религии, в том, что на его базисных моральных установках возникли две мировые религии: христианство и ислам.

Кроме того, заслуживает уважения религиозная стойкость иудеев и их мужество перед трагедиями, которыми наполнена еврейская история. Тем не менее, в иудаизме существует ортодоксальное направление, резко противопоставленное всему остальному миру, придерживающееся принципов замкнутости, изоляционизма. Такой иудаизм в современном обществе оказывает негативное воздействие и служит дополнительным стимулом для развития социальных и политических конфликтов.

Вопросы самоконтроля:

1. Духовные основы иудаизма. Роль религии в истории евреев.

2. Иудаизм на территории России: общая характеристика.