А белов скворцы. Скворцы

Помогите найти рассказ скворцы белов в сокращение

Ответы:

Павлуня - главный герой рассказа «Скворцы». Несколько лет назад, когда у мальчика заболели ноги, местный фельдшер посоветовал родителям отвезти его в областную больницу. Но вот уже который год Павлуня проводит в постели, а родители все надеются накопить денег на его лечение.У больного мальчика из бедной семьи только два развлечения - букварь и окно. Букварь он перечитал уже несколько раз. А в окно зимой, казалось, и смотреть не на что, тем более, что оно выходит не на улицу, а в огород. Но так покажется любому, только не Павлуне! Мальчика Способна развеселить даже сорвавшаяся с крыши сосулька. Он замечает самые незначительные изменения в природе, радуется им. Привыкший к ровному белому, точно покрывало, снегу, который укрыл все грядки на огороде, взгляд Павлуни тут же замечает, что «в одном месте на грядках снег стаял, и от этого там зачернела земля… Через день проталина на грядках стала еще больше, темные места на речке слились в одно место…».Непередаваемое наслаждение для мальчика - смотреть, как папа делает скворечник, а потом устанавливает его в огороде. Теперь Павлуня сможет наблюдать за скворцами.Прилет птиц стал для мальчика настоящим праздником. Теперь он только тем и занимался, что следил за скворцами, угадывал их действия. «Теперь летал больше один скворец. Слетает на лужок, сядет на черемуховую ветку или на крышу скворечника и давай что есть мочи трепыхать крыльями. Потом утихомирится, поведет носом и пустит такую свистулку, что залюбуешься…»Самой настоящей трагедией для Павлуни стало падение скворечника и гибель птичьих яиц. Поступок мальчика, рискующего ради спасения птенцов своим здоровьем, вызывает слезы. И хочется, чтобы к этому доброму, славному мальчику с больными ногами и чистой нежной душой кто-нибудь проявил такое же участие, как он сам к птицам, и помог Павлуне вылечиться.

Цели урока:

  1. Знакомство с рассказом писателя, с его художественным своеобразием.
  2. Научить первым умениям и навыкам анализа, интерпретации эпического произведения
  3. Помочь школьникам познать собственный внутренний мир, определить путь к нравственному взрослению, осмыслению самого себя как личности, как нравственно воспитанного человека
  4. Воспитание уважения к родителям, любви к природе, развитие наблюдательности у детей

Оборудование: портреты В.И. Белова, стенд с фотографиями детей на природе, выставка книг писателя, выставки репродукции картин на тему “Моя весна”, “Мир природы и я”/

Эпиграф к уроку:

“Главное не то, где живет человек, кем работает, какое у него образование, а то, какая у него душа, умеет ли он любить, нежен ли он, как ведёт себя в трудную минуту, способен ли на поступок”
В. И. Белов

Ход урока

I . Актуализация знаний. Закрепление знаний об авторе, о понятии “рассказ”.

Учитель:

– Дорогие ребята, посмотрите в окно. Какая прекрасная картина! Во дворе весна. Сегодня мы с вами познакомимся с интересным рассказом известного русского писателя Василия Ивановича Белова “Скворцы”, в котором события происходят именно весной. Давайте сначала вспомним, что такое рассказ?
– Это небольшое произведение с небольшим количеством героев.

Учитель. Да, ребята. Рассказ – это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

– Васи́лий Ива́нович Бело́в – русский писатель. Родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с “малой родиной” – Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего творчества. В его рассказах сквозит неподдельная любовь ко всему живому, интерес к повседневному бытию человека и окружающему его миру. Василий Иванович Белов – один из родоначальников и лидеров “деревенской прозы”

II. Изучение новой темы.

Учитель. Рассказ “Скворцы” об одном случае из деревенской жизни шестидесятых годов. Но это совсем необычный рассказ. Мы с вами убедимся в этом.

Активизация субъектного опыта.

а) Учитель . Послушайте основной вопрос нашего урока.

“Кто нуждается во мне? Кому я нужен?”

б) Беседа по стенду с фотографиями учеников.

– Что общего во всех этих фотографиях?
– Люди фотографировались среди природы.
– Почему мы любим фотографироваться на природе?
– Природа она как бы живая. Зеленый, желтые цвета поднимают настроение. Душа радуется, увидев себя среди природы.

в) Вызов к действию.

Учитель. Давайте возьмём альбомные листы и нарисуем там кружочек, а в середину кружочка напишем слово “Я”, чтобы он был похож на маленький носик; и это будет сердцевиной цветка. Ведь недаром наши мамы нам говорят “Цветочек мой!”

Значит, я нужен природе, я – дитя природы. Нарисуем лепесток и впишем в него “Природа”.

г) Анализ сюжета.

  1. Какое событие, по-вашему, самое главное в рассказе?
  2. Кто является главным героем рассказа?
  3. Что случилось с Павлуней?
  4. Когда это случилось? В какое время года? Сейчас какое время года?

Составление ассоциаграммы “Весна”.

Учитель. Ребята, напишите в тетрадях в середину листа слово “Весна” и укажите, что вы представляете, услышав это слово.

Весна – яркое солнце сосульки, капли, вода, голубое небо, проталины, тепло, оттаявший снег, пробуждение, хорошее настроение

Весна. Она отличается от других времен года тем, что весной природа просыпается, оживает, благоухает, как бы земля рождается заново.

Учитель. Ребята, давайте составим таблицу по личным наблюдениям. Как наш герой связан с весной? Что вы чувствуете?

е) Сравнение. Описание весны писателем.

Учитель:

– А сейчас откроем учебники и сравним, как В.Белов описывает раннюю весну?
– Как меняются краски?

Ответ. Картина та же, но меняется цвет. Синее небо как обложка тетрадочки, не подписанное.

– Как вы думаете, почему Павлуня с тетрадочкой сравнивает небо?

Ответ. Павлуня хочет в школу, потому что друзья его учатся в школе. Они часто навещают его.

– Подумайте, еще кому Павлуня нужен?

Он нужен своей школе, друзьям. Павлуня – наш сверстник. Поэтому считаем его нашим другом и то, что происходит с Павлуней впишем в лепестки слова “школа”, “друзья”

ж) Беседа. Давайте остановимся на отношение родителей к Павлуне.

Учитель. Как они разговаривают между собой?

Ответ. Мать – “голубчик”, “гляди – ко”, “прилетел – то”.

Отец – “брат”, “брат Павлуня”, “Ты, Павлуня, как думаешь”

Павлуня – “папка”, “молодец”.

Ответ. Они разговаривают между собой так откровенно, дружелюбно. Чувствуется благоприятная обстановка, тепло на душе в этом доме, умеют выходить из трудного положения, не создавая паники.

Учитель. А как вы разговариваете в семье, не допускаете ли грубости?

Заметили ли вы какой – либо грубости в отношениях между членами семьи в рассказе?

Ответ. Нет никакой грубости в их отношениях, они так откровенны, любят друг друга.

Учитель. На кого они похожи из мира природы?

Ответ. На скворцов. Они точно такие же, как семья скворцов.

Учитель. Как вы думаете, в чем причина такой обстановки в этом доме?

Ответ. Родители Павлуни так воспитывались, сами тоже так хотят воспитывать и Павлуню, они его очень любят, они приобщили его к миру природы, потому что это их сын, он им очень нужен.

Значит, я нужен своим родителям. Л.Н. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” Нарисуем лепесток и впишем в нем слово “Родители”

Учитель. Какова сюжетная линия рассказа?

  1. Павлуня лежит дома, болеет.
  2. Они с отцом сделали скворечник.
  3. Скворечник упал на землю.
  4. Павлуня хочет спасти скворечник и оказывается на огороде.
  5. Отец вновь поставил скворечник.

З) Учитель. Павлуня – главный герой рассказа. Ответим на вопрос “Какой же он, главный герой?”

– Наблюдательный. Наблюдает за самоваром, из окна увидел синее небо, сосульку, снег в огороде, проталины. Любую вещь, любое событие он изучает детально, делает свои выводы. Ничто не ускользает от его зоркого глаза.
– Умный, догадливый . Увидел, как дрожит от ветра торчащий из снега стебель прошлогоднего репейника, и догадался, что на улице ещё холодно.
– Любит вспомнить интересные случаи . Случай с глыбой на крыше.
– Он – мечтатель . Мечтает, что скворцы снова прилетят.
– Он способен на все, чтобы спасти скворчиные яйца, скворцов, пытается восстановить гармонию, спасти жизнь, способен на активное добро .

Учитель. Это обычный мальчик?

Учитель. Почему же? Кто же его таким сделал?

– Родители, их любовь к сыну, приобщение к миру природы.

Учитель. Только родители сделали его таким?

– Не только родители. Он и сам старается, изучает. Использует возможности.

Вывод. Значит, я нужен самому себе. Нарисуем лепесток и впишем в него слово “Сам Я”

Учитель. У нас получился прекрасный цветок, в середине которой слово Я с большой буквы. И мы можем сказать: “Если я живу, значит, Я кому-то нужен”. А кому, мы сегодня старались ответить.


III. Закрепление изученного материала. “Мир природы и Я”. Смысл названия рассказа.

– Почему же рассказ называется “Скворцы”?

Ответ. Это символ, в котором раскрывается личность героя. Весь рассказ пронизан любовью ко всему живому, а именно к главному герою – Павлуне, а вместе с ним и скворцам. Автор любит всех своих героев, ведёт параллельное повествование.

– А вы наблюдали за скворцами? Когда прилетел первый скворец? Кто первым увидел?

Я назову факт из жизни скворцов, а вы из жизни Павлуни.

  1. Скворцы прилетели с юга, устали. (Мальчик тоже устал, пролежал всю зиму.)
  2. Прилетели и начали полную жизнь. (Хотя и в постели, Павлуня тоже начал активное наблюдение.)
  3. Скворец за полной работой, скворчиха тоже. (Родители.)
  4. Скворцы поют. (У мальчика поднялось настроение. Павлуня тоже любит жизнь.)

Учитель. Исходя из этого, сделаем итоги нашего урока. Только в гармонии с природой счастлив человек. Мы верим, что Павлуня выздоровеет, и в этом ему поможет любовь к жизни, к природе.

Хочу закончить урок со словами Е. Дорош: “Книги В. И. Белова наполнены любовью к природе, к людям обыкновенным, но способным украсить этот мир”. Предлагаю прочитать его рассказы “Даня”, “Вовка – сатюк”, “Тёзки”, “Весенняя ночь”, которые пронизаны большой теплотой, после чтения которых душе становится легко и радостно, и хочется жить и жить.

IV. Домашнее задание.

  1. Пополните лепестки цветка, которые остались пустыми.
  2. Напишите ответ на вопрос: “Каким я представляю Павлуню через год?”
28 сентября 2017

Рассказ Василия Белова "Скворцы", краткое содержание которого приведено в этой статье, классическое произведение автора для чтения в младшей школе. Это проникновенное повествование про маленького мальчика, его горести и радости, про то, как он познает окружающий мир.

Писатель Василий Белов

Рассказ Белова "Скворцы", краткое содержание которого позволяет подробно познакомиться с сюжетом, относится к произведениям детской литературы этого автора.

Белов - один из самых известных в России представителей так называемой деревенской прозы. Он выходец с русского Севера, уроженец Вологодской области. Сюжеты для многих своих произведений он находил на своей малой родине, в деревне Тимониха.

В отечественную литературу он вошел с повестью под названием "Деревня Бердяйка" и сборником стихотворных произведений "Деревенька моя лесная". Затем начал выпускать сборники рассказов, среди которых особо надо выделить "Речные излуки" и "Знойное лето".

Известность на всю страну писатель получил после выхода повести "Привычное дело" в 1966 году. После этой публикации он стал общепризнанным лидером и одним из родоначальников деревенской прозы. Упрочил эту репутацию еще одной знаменитой повестью, "Плотницкие рассказы".


В центре рассказа "Скворцы", которому посвящена эта статья, советский школьник по имени Павлуня. Действие начинается субботним днем, когда его мать занята масштабной уборкой: она моет полы. Речным песком до блеска натирает самовар, а затем решает устроить перестановку в доме.

Вместе с мальчиком ставит его кровать к самому окну. Но и это были еще не все ее дела. Она подшила одеяло, и только после этого отправилась на работу в колхоз.

В рассказе Белова "Скворцы", краткое содержание которого приведено в этой статье, подробно описывается, чем решил заняться мальчик, когда остался один. Он желал рассмотреть чистенький самовар, а также валенки, которые его отец купил на зиму. Но ничего этого он делать не в силах. Павлуня тяжело болен и не встает с постели. Даже в школу он уже давно не ходил.

Его утешение - это возможность рассматривать, что происходит на улице. Благо теперь его кровать находится прямо у окна. Он обращает внимание на голубое небо, огромную сосульку и белый снег, который падает на землю.

Видео по теме

Зимний день


Павлуня понимает, что за окном еще очень холодно. Хоть сосульки под крышами уже и начинают капать. Вот этими наблюдениями за окружающей природой всегда славился Василий Белов. В "Скворцах", краткое содержание которых приведено в этой статье, эту особенность тоже можно наблюдать.

Домой возвращается отец, который приносит с работы фильтр для очистки машинного масла. Вскоре с визитом Павлуню посещает доктор, который выписывает очередные лекарства и советует обязательно греть ноги. Постоянно находиться в тепле очень важно для его выздоровления. А что делать с его серьезным недугом, он точно не знает, советует проконсультироваться в областной больнице.

Скворечник

Мальчик болеет уже очень долго. Белов в "Скворцах", краткое содержание которых позволяет подробно познакомиться с сюжетом, описывает, что за окном уже успела почернеть почва.

Чтобы как-то развлечь его, отец мастерит скворечник. На фанерке он вырезает отверстие для входа птичек и устанавливает домик для скворцов на улице. Он его крепит прямо к дереву, напротив окна своего сына. Мальчик счастлив и с нетерпением ждет прилета первых птиц. Наступает ранняя весна.

В скворечники селятся первые птицы. Вскоре они заводят потомство. Но однажды скворечник падает на землю, Павлуня из последних сил бросается на улицу, но помочь пернатым он уже не в силах. Все яйца разбились. Отец его утешает, рассказывая, что скворцы обязательно снесут новые.

Мальчик так тяжело болел, что не посещал школу несколько месяц. Фельдшер не знал, что за проблема у ребенка с ногами и советовал родителям ехать в город к врачу. А тем временем Павлик мог только лежать и смотреть в окно на прилетавших в огород скворцов.

Он их очень полюбил и мог часами наблюдать за их кропотливой работой. Отец, жалея больного сына, смастерил скворечник и приладил к дереву. Но однажды сильный ветер так раскачал ветви, что скворечник упал. Тут Павлик не выдержал и, не обращая внимания на боль в ногах, выбежал, чтобы спасти яички в гнезде у скворцов. Но это было бесполезно- все яйца разбились. Мальчик был очень огорчен этим, но мама его успокоила, сказав, что птицы снесут новые яйца и обязательно выведут птенцов.

Вывод (мое мнение)

Тяжелобольной мальчик понимает птиц лучше, чем людей, ведь они его единственное развлечение. Он готов рисковать своим здоровьем ради их спасения. У Павлика доброе сердце и нежная душа, хочется, чтобы ему тоже помогли, и он смог выздороветь.

Книга Скворцы Белова — это книга о мальчике, который имел больные ноги. Данное произведение очень интересно и знакомит нас с такими человеческими качествами, как терпение, любознательность, доброта, сопереживание, наблюдательность. Чтобы познакомиться с работой автора поближе, предлагаем вам вариант рассказа Белова Скворцы для читательского дневника. А чтобы уметь сделать анализ произведения и выделить главных героев, нужно познакомиться с Беловым и его рассказом Скворцы в кратком содержании.

Белов Скворцы

Итак, краткий пересказ Скворцы Белова поведает вам о мальчике Павлуне, который из-за своих больных ног все время должен находиться в кровати. Доктор советует родителям показать мальчика в области, но пока у них на это нет денег, поэтому Павлуня продолжает лежать и верить в лучшее. Его развлечением стал букварь, который он уже много раз перечитал и вид из окошка. Правда, что там можно увидеть? Ведь окно выходило на огород. Однако мальчик настолько наблюдательный, что замечает малейшие изменения. Вот сосулька на карнизе. Он видит, как по ней скатывается капля воды. А вот среди огорода, где было белым бело, появилась черная земля, началась оттепель.

Для Павлуни было настоящей радостью, когда отец построил скворечник. Теперь мальчик может наблюдать за птицами и за тем, как создается птичье семейство. Но, настоящее горе и потрясение испытал мальчик. Скворечник упал, а вместе с тем разбились и яйца. Погибли будущие птенцы. Павлуша так хотел помочь птицам, так хотел спасти яйца, что даже наплевал на свое заболевание ног. Он доковылял до скворечника, но ничего не смог поделать, яйца все были разбиты. Пришел мальчик в себя уже на руках своего отца, который постарался утешить своего любимого сына. Он сказал, что он вновь установит более надежно скворечник и птицы вновь прилетят и отложат яйца, а его, Павлушу, родители обязательно отвезут в область и покажут специалистам. И, хоть автор дальше не пишет продолжение из жизни Павлуши, но очень хочется, чтобы от этого мальчика болезнь отступила и у него было все замечательно.

Белов Скворцы главные герои

В рассказе Белова Скворцы главным героем является Павлуня. Это добрый, замечательный, любознательный и наблюдательный ребенок, которого очень любят родители и делают так, чтобы болезнь мальчика была менее заметной. Правда, чтобы вылечить ребенка у них нет денег, но, отец обещает, что уже летом они отправятся в больницу. Павлуша догадливый, он мечтатель и любит вспомнить разные моменты из своей жизни.

Главная мысль рассказа Скворцы Белов

Я считаю, что главной мыслью рассказа Скворцы Белова есть сострадание ко всему живому, будь это человек или птицы, все нуждаются в поддержке и заботе. Автор хочет научить нас не только любить природу, но и видеть ее красоту, даже в мельчайших деталях.